Права и обязанности граждан. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Схема поэтапного пути законодательного закрепления прав человека

Пирамида человеческих потребностейДуховные:
познание мира и самого
себя, получение знаний,
достижение гармонии и
красоты
Социальные:
общение, труд, семья
Биологические
(материальные):
воздух, вода, еда, сон,
тепло, отдых

Права человека - права,
образующие основу правового
статуса личности.

Гражданские
(личные)
права
Политические Экономические
права
права
Социальные
права
Культурные
права

§ 2, стр. 16-17. Заполните таблицу

Гражданские
(личные)
права
Право на
жизнь,
на свободу,
личную
неприкоснове
нность,
на честь и
достоинство
Политические Экономические
права
права
Право на
свободу
слова, мысли,
совести, на
участие в
управлении
государством
Право на труд,
на заработную
плату, право
быть
собственником,
право
наследования
Социальные
права
Право на
отдых, на
образование,
на
здравоохран
ение, на
жилище.
Культурные
права
Право на
участие в
культурной
жизни, на
доступ к
культурным
ценностям,
свободу
творчества.

Каждый ли человек, появившись
на свет, обладает правами,
равными правам другого
человека?

Права человека имеют естественный
характер
«Человек рождается, имея право на
полную свободу и неограниченное
пользование всеми правами и
привилегиями естественного закона в
такой же мере, как всякий другой
человек или любые другие в мире…»
Дж. Локк

Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?

10 декабря 1948 г. Генеральная
Ассамблея ООН приняла Всеобщую
декларацию прав человека.

Все люди
рождаются
свободными и
равными в
своем
достоинстве и в
правах.
Права неотделимы от
человека.
Они принадлежат
всем людям, права
человека не нужно
покупать,
зарабатывать или
наследовать.
Каждый человек
обладает всей
совокупностью
прав. Нельзя
пользоваться
одними правами
и быть
лишенными
других.

Схема поэтапного пути законодательного закрепления прав человека:

Всеобщая декларация прав человека (10
декабря 1948)
Международные пакты о правах
человека 1966г
Национальное законодательство

Словарь

Декларация –
документ, носящий
рекомендательный
характер

Всероссийский документ о правах человека

12 декабря 1993 года
всенародным референдумом
принята Конституция РФ.
2 глава Конституции
Российской Федерации
закрепляет права человека и
гражданина.

Государство обязуется

Соблюдать
права человека
Защищать
права человека
Гарантировать
права человека.

Кто и как обеспечивает твои права

обеспечить в случае
их нарушения
возможность
судебной защиты
соблюдать их на
своей территории
право прибегать к
помощи
уполномоченных по
правам человека
принимать законы,
гарантирующие
каждому его права
право обращаться в
соответствии с
международными
договорами в
международные органы
по защите прав и свобод
человека

Свобода каждого человека
ограничена правами других
людей!!!

Права ребенка

Кого закон считает ребенком?
В каком Международном документе
провозглашены права ребенка?
Назовите основные права ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка -
международный правовой документ,
определяющий права детей в государствахучастниках.
Ребенком в Конвенции называется каждый
человек до достижения им 18-летнего
возраста.

твои права = правам другого
Нужно уважать права другого человека!
умение
внимательно
выслушать
сохранять
человеческие
достоинства

Наши права
заканчиваются там,
где начинаются права
другого человека!

Обязанность государства –
гарантировать права конкретного человека

соблюдать
конституцию
и другие
законы РФ
защищать
Отечество
платить
законно
установленны
е налоги и
сборы
беречь
памятники
истории и
культуры
бережно
относиться к
природным
богатствам

Международные документы о правах ребенка

20 ноября 1989 года
20 ноября 1959 года
Генеральной
Генеральной
Ассамблеей ООН
Ассамблеей ООН
принята Конвенция о
принята Декларация
правах ребенка
прав ребенка

Словарь

Конвенция – соглашение,
носящее обязательный
характер для стран,
присоединившихся к нему.

До 14 лет ты уже имеешь право:

давать согласие на
изменение своего
имени и фамилии
выражать свое
мнение, с кем из
родителей (в случае
расторжения их
брака) ты хотел бы
проживать, а также
при решении в семье
любого вопроса,
затрагивающего твои
интересы
быть заслушанным в
ходе любого
судебного или
административного
разбирательства

Новые возможности после исполнения 14 лет

выбирать свое
место жительство (с
согласием
родителей)
поступать на работу (на
легкий труд не более
четырех часов в день), с
согласия одного из
родителей
совершать любые
сделки и
самостоятельно
распоряжаться
своим заработком,
стипендией, иными
доходами
вносить вклады в
кредитные
учреждения и
распоряжаться
ими
обучаться вождению
мотоцикла и управлять
велосипедом при движении
по дороге

Соотнесите:

Владение
собственностью
Уплата
налогов
права
Свобода мысли
и слова
обязанности
Охрана
природы
Служба в
армии
Получение
образования

Права ребенка:

1. жить и воспитываться в семье;
2. знать, кто является его родителями;
3. на воспитание родителями, а при их
отсутствии или лишении родительских прав
- на воспитание опекуном, попечителем
или детским учреждением;
4. на всестороннее развитие;
5. на уважение человеческого достоинства;
6. на выражение собственного мнения;
7. на получение фамилии, имени, отчества и
т.д.

Анна Юрьевна Кузнецова Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Светлана Юрьевна Агапитова Уполномоченный по правам ребенка по Санкт-Петербургу

Каждый гражданин помимо прав имеет обязанности.

1. Соблюдать Конституцию и другие законы
РФ;
2. Защищать Отечество;
3. Платить законно установленные налоги и
сборы;
4. Бережно
относиться
к
природным
богатствам;
5. Беречь памятники истории и культуры;

Почему для нормальной жизни
общества необходимо, чтобы все
люди не только имели права, но и
исполняли обязанности?

Какие права
наиболее важные?
Представьте, что Вам предложили создать
законы для нового государства.
Назовите три права, которые должны быть
гарантированы каждому человеку в новой
стране.



















Соотнесите характеристики прав человека и их определения 1.Всеобщий характер А. Каждый человек обладает всей совокупностью прав. Нельзя пользоваться одними правами и быть лишенным других. 2.Неделимый характер Б. Права человека неотделимы от самого человека. 3. Неотчуждаемый В. Все люди рождаются сво- характер бодными и равны в своем достоинстве и в правах.




Граница твоих прав (правила) Внимание к потребностям другого человека, понимание его интересов. Умение слушать другого человека. Уважение мнение другого человека, если даже его не разделяешь. Не должны говорить ложь, распространять сведения унижающие другого человека и нарушающие его права.




Обязанности гражданина (Из Всеобщей декларации прав человека) Статья Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.


Обязанности гражданина (Из конституции РФ) Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. СТ. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Ст. 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Центр образования «Возрождение» Права и обязанности детей Подготовил социальный педагог Н. В. Аверкина

Права детей Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо­люция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок? Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка? 1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме­чание редакционной комиссии). 2. Родители ребенка, лица, их заменяющие. 3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание. 4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права? Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме: с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста; в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет; при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60). В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок? Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав: · с момента рождения - право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62); · на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

· на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет - в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56); · на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33); · на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

· на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ); · на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений - лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30); · на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста); · на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

Какие права имеет ребёнок в семье? Какие права имеет ребёнок в семье? Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений: · на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58); · жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах; · на воссоединение с семьей, в случаях необходимости - получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее; ·

на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка; · на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60); · на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55); · на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права? Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права: · ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71); · дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений; ·

жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства; · помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства; · при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок? Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений: · право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60); · право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет - совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26). За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок? Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним: · каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера­ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19); · несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин­ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен­ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9); · в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе­дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.); · контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Какую ответственность несёт несовершеннолетний? Какую ответственность несёт несовершеннолетний? Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, адми­нистративную и материальную ответственность. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Россий­ской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответствен­ности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, раз­бои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются: · в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступ­лениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого про­изводства по делам несовершеннолетних; · в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных право­нарушениях - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хули­ганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хище­ния, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобществен­ные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движе­ния, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появле­ние в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совер­шившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).

Спасибо за внимание


Cлайд 1

Что такое права Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Каждый человек появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

Cлайд 2

Права человека Политические права Граждан-ские права Социально-экономичес-кие права Культурные права Право на: жизнь свободу личную неприкосновен-ность честь достоинство и др. Право на: возможность участия граждан в политической жизни страны Право на: участие в культурной жизни страны доступ к культурным ценностям свободу творчества и др. Право на: благосостояние социальную защиту достойный уровень жизни быть собственником наследовать имущество

Cлайд 3

Права человека всеобщий характер неделимый характер неотчуждаемый характер Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах. Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Каждый человек обладает всей совокупностью прав.

Cлайд 4

Конституция Российской Федерации Конституция – [ от лат. consitutio установление, устройство ] – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Cлайд 5

Кто и как обеспечивает твои права соблюдать их на своей территории право прибегать к помощи уполномоченных по правам человека обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты принимать законы, гарантирующие каждому его права Государство признает права человека, но и обязуется: право обращаться в соответствии с международными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека

Cлайд 6

твои права = правам другого Нужно уважать права другого человека! Где проходит граница твоих прав умение внимательно выслушать сохранять человеческие достоинства

Cлайд 7

До 14 лет ты уже имеешь право: давать согласие на изменение своего имени и фамилии выражать свое мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства

Cлайд 8

Новые возможности после исполнения 14 лет выбирать свое место жительство (с согласием родителей) совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими поступать на работу (на легкий труд не более четырех часов в день), с согласия одного из родителей обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Классный час на тему: Мои права и обязанности в ОУ. Ответственное отношение к личным вещам.

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова).

А есть ли права у вас, у детей? У детей с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).

Права детей Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь Право на образование. Право на отдых и досуг. Право иметь имущество. Право свободно выражать свои взгляды. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Есть у вас обязанности в семье? Какие? Существуют ли обязанности у учеников? Какие? Где могут быть записаны обязанности учеников?

«Правила поведения учащихся» Ученики обязаны Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию. Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия. Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.

СЦЕНКА №1 МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь. СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

СЦЕНКА №2 УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми! Объясните Оле, в чем она не права?

СЦЕНКА №3 УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли. ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием. Разъясните Иванову его права и обязанности.

СЦЕНКА № 4 УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу? ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения. Правильно ли рассуждает Петров?

СЦЕНКА №5 МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом? СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей. Вот такой борец за права ребенка. Может он прав?

Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? А чего они совершенно не знают? Как же примирить свои права с правами других людей?

Беседа об отношении к личным вещам Как вы понимаете выражение – «личные вещи»? А слово ответственность по-вашему, что значит? Давайте вместе порассуждаем о том, что значит ответственное отношение к личным вещам, в чем оно выражается?

Вопросы для проверки Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения – это... Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал – это… Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе - это… Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы - это… До какого возраста человек считается ребенком? Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека? Почему важно ответственно относится к личным вещам?

Спасибо за работу на занатии!


Случайные статьи

Вверх