Культурные права характеристика. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Указанная права определяют возможности человека участвовать в культурной жизни общества и пользоваться достижениями в сфере культуры, науки, искусства, образования, в том числе на родном языке.

К культурным правам и свободам относятся:

1) право пользоваться родным языком и выбирать язык общения (ст.50);

2) право на участие в культурной жизни (ст.51);

3) свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).

Конституционные обязанности граждан

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают различные сферы отношений.

Конституционные обязанности выражают наиболее важные требования, предъявляемые к человеку и гражданину со стороны государства.

В Конституции закрепляются следующие обязанности граждан:

1) каждый обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52);

2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);

3) каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54);

4) охрана природной среды - долг каждого (ст.55);

5) граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

6) защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Согласно ст.58 Конституции, никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами. Это означает, что обязанности граждан могут устанавливаться только на конституционном и законодательном уровнях. Они не могут закрепляться в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства, министерств и ведомств.

Конституционные гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Конституционные гарантии - это правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы.

В науке конституционного права выделяются три уровня гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции, а именно:

1) гарантии, которые содержатся в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы граждан:

2) гарантии, которые содержатся в специальных статьях Конституции;

3) гарантии, которые предусматриваются в нормах отраслевого законодательства.

Первая группа гарантий используется в качестве дополнения к нормам Конституции, в которых провозглашаются права и свободы граждан. Например, в ст.33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В развитие этой нормы в части второй этой статьи отмечается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Кроме того, в части третьей указанной статьи установлено, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.


Другой пример. Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. С целью обеспечения этого права часть вторая данной статьи возлагает на государство обязанность создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Такой подход соблюдается законодателем при закреплении практически всех статей Конституции, в которых речь идет о правах и свободах граждан.

Ко второй группе конституционных гарантий относятся статьи Конституции, призванные создать условия для обеспечения всех прав и свобод граждан. К ним относятся нормы, содержащиеся в статьях 59 - 62 Конституции.

Согласно статье 59 Конституции, государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда..

Статья 61 Конституции предоставляет возможность гражданам Республики Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться в Комитет ООН по правам человека, штаб-квартира которого размещается в Женеве.

Статья 62 Конституция гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде и иных государственных органах. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Еще одна группа гарантий реализации конституционных прав и свобод содержится в нормах отраслевого законодательства, а именно : гражданского, трудового, семейного и др.

Так, порядок реализации гражданами свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования регламентируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 29 ноября 2003 г.). Право гражданина избирать и быть избранными в государственные органы конкретизируется в Избирательном кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 25 марта 2000 года. Право граждан на доступ к любым должностям в государственных органах получило свое обеспечение в Законе «О государственной службе в республике Беларусь», принятом 14 июня 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Порядок использования гражданами конституционного права вносить в парламент предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию (при условии сбора инициативной группой не менее 150 тысяч подписей) регламентируется в Законе «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», принятом 26 ноября 2003 года.

Право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы получило свое развитие в Законе «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г., а также в Декрете Президента Республики Беларусь № 2 от 14 января 2005 г. «О совершенствовании работы с населением».

В соответствии со ст. 63 Конституцией осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Но и в этих случаях не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25 (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию), статье 26 (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда) и статье 31 (каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные акты:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). - Мн.: «Амалфея», 2004.

Избирательный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004.

О свободе совести и религиозных организаций: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 123, 2/886.

О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 93, 2/982; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 136, 2/1002;

О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 133, 2/997;

О государственной службе в Республике Беларусь: Закон от 14 июня 2003 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2004 г. - Мн.: Дикта, 2004.

Литература:

Артемова В.Н., Мариков О.П., Потеружа И.И. Права человека: Проблемы гармонизации международного и национального законодательства. - Мн., 1997.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2002.

Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод граждан. - Мн., 2003.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн., 2004.

Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 3.

Конституционное право Республики Беларусь. В понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. - Мн., 2002.

Ковешников Е.М. Российское конституционное право. В вопросах и ответах: Учебное пособие. - Мн., 2002.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2005.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). - Мн., 2003.

Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право. Энциклопедический словарь. - Мн., 1996.

Шуклин В.З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. 2003, № 12, с.58 - 62.

Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и полит права.

К культурным правам можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без к-рой человек не может полноценно существовать.

2.1. Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и др видов творчества, преподавания;

2.2. Право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

2.3. Право заниматься творческой деятельностью ; гос органы и органы МСУ не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека.

2.4. Гос-во гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности , устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

Особенности социально-экономических и культурных прав:

1) они одновременно являются и правами, и гарантиями;

2) конкретизируются в специальном законодательстве;

3) преследуют общесоциальные цели.


44. Конституционные обязанности граждан РФ.

Правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности – т. е. закрепленные в К РФ вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение к-рого влечет юридическую ответственность .

Конст обязанности человека и гражданина - конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, к-рые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, гос-ва, др граждан.

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ:

1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей;

2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую силу.

Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству. В ч 3.ст 62 закрепляется, что иностранные граждане и лица без гражд-ва в РФ несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или м/нар договором РФ.

В зависимости от своей специфики все же одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина РФ. В связи с этим выделяют следующие виды конституционных обязанностей:

1. Общие конституционные обязанности (соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы). Общие обязанности несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.

Выполнение общих обязанностей обеспечивается :

1) мерами воспитательного воздействия;

2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.

2. Специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность). Специальные обязанностивозлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан . В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Н-р, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной ФЗ-ми ответственностью.

Важнейшая констит обязаность - соблюдение К РФ и законов (ч 2 ст 15 К РФ).

К обязанностям граждан РФ Конституция относит:

Ст.38 ч.2: Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Ст.38 ч.3: Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях .

Ст.43 ч.4: Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст.44 ч.3: Каждый обязан заботиться о сохранении историч. и культ. наследия , беречь памятники истории и культуры.

Ст.57: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы .

Ст.58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам.

Ст.59 ч.1: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Граждане РФ могут быть освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных ФЗ-вом.


45. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ , как основной принцип правового гос-ва - это совокупность условий и способов, позволяющих реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юр обязанности. Важным здесь является тот факт, что гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ в правовом гос-ве предоставлены и обеспечены самим гос-вом. Это, с одной стороны, способ ограничения Властью своей власти , с другой стороны, возможность гражданина и общества контролировать Власть , ограничивать возможный произвол с Ее стороны. Это также повышает ответственность самого гражданина и общ-ва, как перед гос-вом, так и перед собой, влияет на политич и соц активность и сознательность ЧиГ.

Главный принцип построения системы юр гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону . Гос-во в соответствии со статьями 2, 17, 19 К РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы ЧиГ.

Гарантии прав и свобод ЧиГ подразделяются на:

- правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод ЧиГ);

- политические гарантии (соответствующая политика гос-ва и деятельность гос органов);

- социально-экономические гарантии.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции):

1) права и свободы ЧиГ принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме ;

3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ;

4) осуществление прав и свобод ЧиГ не должно нарушать права и свободы других лиц .

Констит гарантии прав и свобод человека можно подразделять на

- общие гарантии (статьи 45, 46, 48 ч. 2, 52-55)

- конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 ч. 2)

- специальные гарантии .

Общие конст гарантии прав и свобод ЧиГ:

1) Гос защита прав и свобод. В ст 45 К РФ гарантируется гос защита прав и свобод ЧиГ в РФ. Права и свободы ЧиГ определяют содержание всех органов гос власти и МСУ. Президент РФ является гарантом прав и свобод ЧиГ в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод ЧиГ, Уполном. по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и др заявителей на решения и действия гос органов и органов МСУ и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите;

2) Право на самозащиту . Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст 45 К РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (ст 37 "Необходимая оборона", ст 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод . В ст 46 К РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов гос власти, органов МСУ, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

4) Право на международную защиту. В ст 46 К РФ каждый вправе в соответствии с м/нар договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юр помощь. Ст 48 К РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юр помощи. В случаях, предусмотренных законом, юр помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юр помощь.

6) Защита прав потерпевших. В ст 52 К РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Гос-во обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. В ст 53 К РФ каждый имеет право на возмещение гос-вом вреда, причинённого незаконными действиями(или бездействием) органов гос власти или их должностных лиц. Ст 1069 ГК РФ устанавливает ответственность гос-ва за вред, причинённый гос органами (а также органами МСУ) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность гос-ва за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда;

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. В ст 55 К РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ФЗом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ констит строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва.

Конституц гарантии судопроизводства , т. е. правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального хар-ра). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголов процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления. К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (ст 47).Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности к-рых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных ФЗ, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (ст 48).Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (ст49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (ст 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказат-в (ст 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (ст50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном ФЗ (УПК), а также право просить о помиловании или смягчении наказания

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (ст 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг к-рых определён ФЗ. Ст 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. ФЗом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (ст 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, к-рое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются ФЗ-ми. Например:

1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах. В соответствии с этим Законом выборы и все референдумы в РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах может ограничиваться только в соответствии с ФЗми и только в качестве установленных мер ответственности либо в случае ограничения дееспособности;

2) ФЗ от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» , Закон РФ от 22 декабря 1992 г. !4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность. В соответствии с этими законами ограничение права на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;

3) ФЗ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование. Согласно этому Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно находящихся на территории РФ. В это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др. Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.


46. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в РФ (УПЧ). Он занимается защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами МСУ и должностными лицами. Правовой статус, функции, компетенция УПЧ закреплены в ФКЗ «Об Уполно­моченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ.

Данную должность может занять лицо, отве­чающее определенным требованиям :

Иметь граж­данство РФ;

Возраст не моложе 35 лет;

Познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность УПЧ более чем на 2 срока подряд.

Институт УПЧ учрежден в целях обеспечения гарантий гос защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос органами, органами МСУ и должностными лицами. Уста­новленными Законом об УПЧ средствами он способствует:

Восстановлению нарушенных прав;

Совершенствованию законодательства о правах ЧиГ и приведению его в соответ­ствие с общепризнанными принципами и нормами м/нар права;

Развитию м/нар сотрудничества в области прав человека;

Правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

УПЧ в РФ назначается на должность и освобождается от должности Гос Думой ФС РФ.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Федерации может учреждаться долж­ность УПЧ по правам человека в субъ­екте Федерации.

Правовой статус УПЧ характеризу­ется следующими чертами :

1. При осуществлении своих функций УПЧ независим и неподотчетен каким-либо го­с органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность УПЧ с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей по отношению к УПЧ, воспрепятствование его дея­тельности в иной форме влечет установленную за­конодательством ответственность.

2. Должность УПЧ несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на гос службе, занятием какой-либо др оплачиваемой или неоплачиваемой деятель­ностью, за исключением преподавательской, науч­ной либо иной творческой деятельности.

3. УПЧ не вправе заниматься поли­т деятельностью, быть членом полит партии или иного общественного объединения, преследующего полит цели.

4. В течение 5-летнего срока полномочий УПЧ обладает неприкосновенностью, содержание к-рой конкретизировано в упомяну­том Законе. Для применения к УПЧ предусмотренных в названном Законе мер принуди­тельного воздействия требуется согласие ГосДумы.

5. УПЧ не наделен властными полно­мочиями, директивными мерами воздействия на го­с и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рассматривае­мый Закон устанавливает широкий круг обязанно­стей названных субъектов в отношении действий и обращений УПЧ (оказание содействия, проведение по поручению УПЧ опреде­ленных действий, предоставление информации, не­обходимых материалов и т. п.).

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции УПЧ в РФ или в субъекте РФ.

УПЧ для осуществления своей деятельности формирует аппарат УПЧ. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия УПЧ.

Основным содержанием компетенции УПЧ является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод. Заявителями жалобы могут быть не только граждане РФ, но и находящиеся на тер-рии РФ иностранные граждане и лица б/г. УПЧ принимает только те жалобы, которые были ранее рассмотрены в судебном либо административном порядке , но заявитель не согла­сен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы : не позднее года со дня нару­шения прав и свобод заявителя или с того дня, ко­гда последнему стало известно об их нарушении . УПЧ может отказать в принятии жалобы к рассмотрению, причем отказ обжалова­нию не подлежит, но должен быть мотивирован.

При рассмотрении жалоб УПЧ пра­вомочен :

Обращаться к компетентным гос органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

Беспрепятственно посещать все органы гос власти и органы МСУ, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и т. д.;

Запрашивать и получать необходимые ему сведе­ния и документы;

Получать объяснения должностных лиц и гос служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб ­УПЧ вправе:

Обратиться в суд с заявлением в защиту нару­шенных прав и свобод, участвовать в судебном про­цессе;

Обращаться в компетентные органы с ходатайст­вом о возбуждении дисциплинарного или администр производства либо уголовного дела в от­ношении соответствующего должностного лица;

Обращаться в суд или прокуратуру с ходатайст­вом о проверке вступившего в законную силу реше­ния, приговора, определения или постановления суда;

Излагать свои доводы должностному лицу, имею­щему право вносить протест;

Обращаться в Констит Суд РФ с жало­бой на нарушения конституц прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции УПЧ может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нару­шениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или свя­занных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать право­вые средства защиты.

УПЧ может ини­циировать парламентское расследование.

По окончании календарного года УПЧ направляет доклад о своей деятельности всем фед органам гос власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод гра­ждан в РФ он может направлять в ГосДуму РФ специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую ко­миссию по расследованию фактов нарушения прав и сво­бод граждан.

Закон устанавливает основания, к-рые вле­кут или могут повлечь досрочное освоб-е от должности УПЧ Гос Думой :

1) в случаях, если УПЧ нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием дру­гой деятельностью;

2) если в от­ношении него вступил в законную силу обвинитель­ный приговор суда .

3) ввиду его неспо­собности по состоянию здоровья или по иным при­чинам в течение длительного времени (не менее 4 месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Основанием для досрочного освобождения от долж­ности может явиться подача УПЧ заявле­ния о сложении полномочий.


47. Понятие федеративного устройства РФ.

Культурные права и свободы - это юридические возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями (право на пользование достижениями культуры, право на образование, свобода научного и художественного творчества и т.п.).

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Свобода творчества является стержнем культурных прав и свобод. Она реализуется в творческой деятельности, создании культурных ценностей и их интерпретации.

Выделяются отдельные виды творчества : литературное, художественное, научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества , гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации – ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

Культурные правомочия граждан в РФ – это специфическая система правомочий и свобод, образующих собой обеспеченные конституцией или законом возможности индивида в области культурной и научной жизни.

Культурные правомочия и свободы формируют условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня индивида, способствуют его всестороннему и гармоничному становлению.

В Конституции страны закреплены следующие ключевые культурные правомочия и свободы:

– правомочие на образование (ч. 1 ст. 43);

– свобода литературного, художественного, научного, технического и иных разновидностей творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);

– правомочие на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

– правомочие на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

– свобода совести (ст. 28).

Основы международных стандартов правомочия на образование определены в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В данных источниках оговариваются условия полной реализации правомочия на образование, обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально ‒ технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Конкретные личности и учреждения правомочны формировать частные учебные заведения и руководить ими исключительно при условии соответствия образования в них минимуму предписаний, предусмотренных государством.

Международно ‒ правовые положения закрепляют также приоритетные цели образования:

Полное развитие человеческой личности и ее достоинства;

Уважение к правомочиям и свободам личности;

Обязательность образования;

Формирование возможностей быть полезными субъектами свободного социума;

Способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в сфере образования ориентирована на предоставление всем равенства возможностей в приобретение образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по свойству расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».

Для этого государства обязуются:

а) предусмотреть начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на базе полного равенства и в зависимости от способностей каждого;

б) гарантировать во всех государственных учреждениях в равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;

в) поощрять приобретение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии .

Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, «безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности»

На основании с ч. 1 ст. 43 Основного Закона страны каждый имеет правомочие на образование. Представленное правомочие выступает комплексным и гарантируется предусмотренной в ст. 43 Основного Закона страны группой более частных правомочий и гарантий, к которым относятся:

а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2);

б) правомочие индивида на конкурсной основе бесплатно приобрести высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3);

в) обязательность основного общего образования, приобретение которого обеспечивают государство и родители или субъекты, их заменяющие (ч. 4);

г) закрепление в государстве федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством отдельных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» детализирует предписания Основного Закона страны, устанавливает механизм осуществления указанного правомочия.

На основании ч. 1 ст. 44 Основного Закона страны каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иных разновидностей творчества, преподавания.

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым комплексом более частных правомочий и обязанностей: правомочием на охрану интеллектуальной собственности; правомочием на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество конкретно взаимосвязано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. закрепляется, что каждый индивид имеет правомочие на все разновидности творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из существенных духовных свобод, означающая, что государство должно реализовывать минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны указанной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Основного Закона государства запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и иных разновидностей творчества.

Свобода творчества обеспечивается и тем, что на данную разновидность деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям конкретного рода. К примеру, согласно ч. 3 ст. 97 Основного Закона страны депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть безграничной, так как возможно злоупотребление ею. С целью охраны интересов и правомочий иных субъектов, обеспечения нравственности и безопасности социума, национальная Конституция и законодательство объединяют конкретные ограничения указанной свободы .

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ указываются определенные разновидности творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также предусматривается предписание о том, что интеллектуальная собственность защищается законом.

Интеллектуальная собственность – это итог интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально – материальную основы.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Основного Закона страны каждый имеет правомочие на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Культурная жизнь проявляется в разной деятельности. Широкий комплекс форм культурной жизни обуславливает и разнообразие способов участия в ней, предполагающего осуществление возможностей каждого индивида приобщиться к культуре, приобрести определенное образование, вступить в какую – нибудь творческую группу, заниматься творческой деятельностью и другие.

Гражданам нашей страны гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа государства на основании Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации». Каждый имеет правомочие на беспрепятственное приобретение сведений об объекте культурного наследия в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, в границах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов страны.

К группе духовных свобод можно определить свободу совести и вероисповедания, специфической чертой которой выступает одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Осуществление свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному становлению личности, формированию ее как индивида с конкретной системой нравственно – религиозных воззрений.

Основной Закон государства в ст. 28 закрепляет несколько существенных компонентов, выражающих содержание сущности свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются только с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. При этом совесть в более широком представлении обозначает, что религиозная нравственность, хотя и образует ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания.

В философско – этическом представлении совесть представляет особое духовное качество каждого индивида, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. По данной причине сущность свободы совести в юридическом понимании выражается в том, что индивид в своей жизни свободен в выборе той или другой нравственно – духовной, в том числе религиозной, основы. Он правомочен сам устанавливать комплекс ценностей, образующий основу его жизнедеятельности (если она, безусловно, не наносит вреда иным лицам), может исповедовать или не исповедовать то или другое вероучение, придерживаться или не придерживаться той или другой религии.

Составной долей свободы совести выступает свобода вероисповедания. Категория «свобода вероисповедания» взаимосвязана с разнообразием религиозных взглядов, получающих свое проявление в принятии или непринятии тех или других учений, исторически сформировавшихся как на территории страны, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также разные секты указанных и других религий, имеющие своих приверженцев, выражают собой определенные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения индивида по своему добровольному выбору к какому – нибудь из них и образует сущность свободы вероисповедания .

Сущность исповедания любого вероучения закрепляется в деятельности в соответствии со своими внутренними установлениями религиозных организаций, что обеспечено Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Существенным обстоятельством для правоприменительной деятельности выступает то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Таким образом, культурные правомочия обеспечивают духовное становление личности, помогают каждому субъекту стать полезным членом политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: правомочие на образование, правомочие на доступ к культурным ценностям, правомочие свободно участвовать в культурной жизни социума, правомочие на творчество, правомочие на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие.

Случайные статьи

Вверх