Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения Аварии в системе жкх

Время чтения: 6 минут

Назначение коммунальных систем состоит в том, чтобы обеспечить населению оптимальные условия проживания. В перечень этих систем входит водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети. Технические объекты имеют свойство выходить из строя, изнашиваться, из-за чего происходят аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (КСЖ). Как правило, они редко приводят к гибели людей, но могут серьезно усложнить жизнь граждан, особенно в период непогоды.

Общие сведения об авариях в коммунальной сфере

Понятие «авария» подразумевает под собой нарушение деятельности технического объекта, разрушение сооружений, коммуникаций, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ. В силу различных факторов КСЖ могут выйти из строя, работать неправильно или не на полную мощность.

К авариям на коммунальных системах жизнеобеспечения относится поломка канализационной системы, водопроводной, тепловой сети. Если нанесен урон электроэнергетическому объекту, это может привести к длительному отсутствию света на обширной территории, что отразится и на ряде других областей жизнедеятельности.

Следствие аварий в канализации – массовый выброс загрязняющих веществ, ухудшение экологической системы, обострение эпидемиологической обстановки.

Нарушение нормальной деятельности систем водоснабжения ограничивает доступ жителей к чистой воде. Даже если жидкость поступает, она обычно непригодна для употребления.

Зимой особую опасность несут неполадки на тепловых сетях. Поскольку в неотапливаемых помещениях невозможно проживать, требуется эвакуация жителей целых МКД и даже районов.

Итак, аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения – это происшествия, в результате которых нарушается нормальное функционирование систем поставки воды, электричества, газа.

Причины возникновения аварий КСЖ

В большинстве случаев коммунальные системы жизнеобеспечения выходят из строя в связи с их существенным износом, превышением гарантийного срока использования оборудования или коммуникаций. КСЖ работают в высоком темпе, в связи с чем очень сложно в адекватном режиме восстановить их, отремонтировать или обновить.

Причины износа оборудования разнообразны. Один из главных факторов возникновения чрезвычайных ситуаций в ЖКХ – нарушения прокладки коммуникаций в грунте. КСЖ работают в неблагоприятных условиях:

  • неравномерное давление почвы;
  • прогиб от собственной массы при просадочных грунтах;
  • гидроудары;
  • температурные перепады;
  • внешняя коррозия;
  • воздействие электрического поля;
  • засорение различными отложениями.

Узлы и насосные установки водоразводящих сетей подвергаются износу и коррозии. Они тоже находятся под землей, испытывая агрессивное воздействие грунта и внешних явлений.

Динамика коррозийных изменений зависит от плотности земли. Самые плотные земляные породы почти не пропускают кислород, что делает почву агрессивной.

Оборудование на теплотрассах и в котельных тоже изнашивается быстро, из-за чего случаются аварийные ситуации. Чаще всего проблемы возникают в осенне-зимний период, когда нагрузка на КСЖ особенно велика.

Классификация и последствия аварий

Можно выделить следующие разновидности аварий на КСЖ:

  1. В системах снабжения населения питьевой водой.
  2. На коммунальных газопроводах.
  3. В сфере электроснабжения населения.
  4. На теплосетях в холодное время года.
  5. В канализационных системах.
  6. На коммунальных системах с массовым выбросом загрязняющих компонентов.

Последствия крупных коммунальных аварий затрагивают широкий спектр отраслей жизнедеятельности, вызывая возникновение целого ряда проблем:

  • транспортный коллапс;
  • поломку коммуникационных сетей;
  • подтопление сооружений;
  • прекращение подачи электричества;
  • нарушение графика движения наземного транспорта;
  • исчезновение связи;
  • остановку лифтов и так далее.

Аварии на коллекторах канализационных сетей обусловлены ветхостью и засорением труб. Это ведет к загрязнению водопроводной воды. Проникновение сточных вод в водозабор вызывает вспышку инфекционных и других заболеваний. При истечении жидкости наружу возможно заражение почвы.

Из-за чего выходят из строя системы водоснабжения

Аварийные ситуации обычно случаются на водонапорных башнях, разводящих сетях и насосных установках. Реже ремонтным бригадам приходится иметь дело с повреждениями сооружений по очистке воды.

Прекращение подачи воды может происходить из-за внештатных ситуаций на электростанциях.

Чтобы обеспечить эффективную и бесперебойную поставку воды населению, отдельно создаются резервные скважины и формируются ее аварийные запасы.

Неполадки в коммунальных газопроводах

Повреждения в газопроводе сопровождаются разрушением или разрывом систем, которые расположены как в самом здании так и на разводящих сетях, относящихся к жилым домам или предприятиям. Реже возникают неполадки на компрессорах или на распределительных станциях.

Главная опасность аварий на коммунальных газопроводах – утечка газа, которая может привести к полномасштабному взрыву и серьезным разрушениям.

Причины перебоев с электроснабжением

Из-за повреждения линий электропередач, распределительных станций или трансформаторов прекращается подача электричества в помещения.

Чтобы предотвратить такие ситуации, выполняется прокладка линий под землей. Кроме того, специалисты рекомендуют применять не менее 2 независимых друг от друга источников электроснабжения и создавать резервные трансформаторы.

Аварии на теплосетях в морозы

Сильные морозы и резкие перепады температуры вызывают разрывы труб теплосетей, из-за чего перестают работать котельные.

Поскольку большинство современных бойлерных функционируют на природном газе, аварии на газопроводах влекут за собой нарушения подачи тепла.

Неполадки канализационной системы

Причина аварий в системе канализации – выход из строя канализационного оборудования и очистных сооружений. Это происходит потому, что специальные службы их несвоевременно или некачественно очищают. В результате в коммуникациях возникают засоры.

Подобные аварии сопровождаются выбросом загрязняющих веществ в водоемы или водопровод. На устранение экологических катастроф уходит много времени.

Если авария произошла на станции перекачки, емкость с фекальными отходами переполняется, поэтому они выбрасываются в окружающую среду. Чтобы этого избежать, следует использовать запасной электрический генератор.

Как подготовиться к возможным авариям

Чтобы уменьшить масштаб последствий коммунальных происшествий, разрабатывается специальный комплекс мер, которые следует принимать как можно быстрее. Хотя службы по устранению аварий работают без выходных и праздников, прекращение подачи воды, света или газа даже на короткий срок все равно доставляет неудобства.

Поскольку исключить вероятность аварий КСЖ невозможно, стоит заблаговременно подготовиться к чрезвычайным ситуациям:

  1. Следить, чтобы дома всегда были спички, свечи.
  2. Приобрести фонарики, запасные батарейки, беспроводной радиоприемник.
  3. Запастись водой и набором продуктов с длительным сроком хранения.
  4. Держать на видном месте список аварийных служб с номерами телефонов, чтобы все члены семьи могли ими воспользоваться.

Эффективное взаимодействие жильцов и специалистов позволяет устранить последствия аварии за несколько часов.

План действий в случае аварии на коммунальных системах

О возникновении чрезвычайной ситуации следует сразу же сообщить или поставщику ресурса. В некоторых организациях действуют круглосуточные телефонные линии для таких звонков.

Если ситуация срочная, следует обращаться напрямую в аварийную службу.

При повреждении электроэнергетических систем возможны скачки напряжения, что нередко ведет к возгораниям, поломкам оборудования. В этом случае следует выдернуть все вилки включенных в сеть устройств и обесточить помещение, переведя рычаги на щитке в положение “Выкл.”.

Если отключено электричество, нужно иметь под рукой газовые или бензиновые горелки, чтобы приготовить или разогреть еду. Как источник света используют свечи, если в квартире нет сквозняков. Свечи ставят вдали от штор, обоев и так далее.

Об обнаружении на улице поврежденных электропроводов следует уведомить полицию. Ни в коем случае нельзя приближаться к оборванному проводу ближе, чем на 5-8 м. Если он неожиданно упал рядом, нужно прыжками покинуть опасную зону.

О неполадках в системах водоснабжения часто свидетельствует гул или шум в трубах. В случае аварии нужно перекрыть водопроводные краны. В этот период воду для питья или готовки лучше покупать в магазинах. Для других нужд в теплое время года можно брать воду из водоемов. Для ее очистки от вредных примесей используется:

  • кипячение;
  • отстаивание в течение нескольких суток в открытой емкости;
  • специальные химические очистители;
  • серебряные предметы.

Если происшествие требует проведения долгих ремонтных работ, к жилым домам поставляется чистая питьевая вода.

При отсутствии отопления используют обогреватели, причем не кустарного производства. Запрещается обогревать квартиру, включая газовые конфорки или электрические кухонные панели, – это часто приводит к пожарам, отравлениям.

Для сохранения тепла можно повесить одеяло или плед на окна, балконы, входные двери. Члены семьи могут разместиться в небольшой комнате и плотно закрыть двери, чтобы туда не проникал холодный воздух из других помещений. Согреться поможет теплая одежда, горячее питье и физические упражнения.

Крупнейшие аварии КСЖ

К сожалению, история помнит немало чрезвычайных происшествий, связанных с КСЖ. Вот лишь некоторые примеры аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения:

  1. Поломка резервного узла на станции «Чагино», город Москва, 2005 год. В результате десятки тысяч человек были заблокированы в железнодорожном транспорте, метро, лифтах. Не могли нормально функционировать многие коммерческие и государственные предприятия.
  2. Прорыв канализационной насосной станции «Северная-1», Ростовская область, 1990 год. Последствия устранялись 16 лет, так как сточные воды попали в реку, что усугубило ситуацию.
  3. В сильный холод из-за поломки насоса перестали работать все котельные поселка Чукотка (1996 год). 70 жилых домов оставались без тепла несколько дней.
  4. Срыв крышки гидроагрегата на Саяно-Шушенской ГЭС, 2009 год. Авария стала причиной гибели более 50 человек и нанесла серьезный удар по экологии.

Итог

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения – явление страшное. Именно поэтому сегодня огромное внимание уделяется состоянию оборудования в сфере КСЖ. Когда происходят коммунальные аварии, важную роль играет скорость и правильность действий специалистов. Жильцам стоит знать, что делать в чрезвычайной ситуации. Благодаря этому удастся устранить последствия, пока авария не приобрела глобальных масштабов.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Аварии на транспорте

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:

Железнодорожная авария;

Авиационная катастрофа;

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

Аварии на водном транспорте и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза .

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут вызвать столкновения поездов, их сход с рельсов, пожары и взрывы.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели пассажиров .

Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания; деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т.д.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия .

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути .

Для того чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте .

Аварии на гидротехнических сооружениях

Гидротехнические сооружения - это гидроэлектростанции (ГЭС), дамбы, шлюзы, объекты для забора воды для водоснабжения и орошения, объекты рыбозащиты и др.

Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых представляет опасность для людей.

Разрушительное действие волны прорыва заключается в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции).

Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки .

Поражающее действие волны прорыва гидродинамического объекта связано с распространением с большой скоростью воды, создающей угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

Поражающий фактор -- волна прорыва гидротехнического сооружения. Параметр поражающего воздействия - скорость волны прорыва, глубина волны прорыва, температура воды, время существования волны прорыва. Минимальные значения параметров поражающего воздействия волны прорыва, которые сохраняют поражающий эффект: статистическое давление потока воды не менее 0,2 кг/см2 (20 кПа), с продолжительностью действия не менее 0,25 ч и скоростью потока не менее 2 м/с.

Характер воздействия поражающего фактора определяется гидродинамическим давлением потока воды, уровнем и временем затопления, деформацией речного русла, загрязнением гидросферы, почв, фунтов, размыванием и переносом фунтов.

Объектами поражающего воздействия волны прорыва могут быть: население, городские и сельские строения, сельскохозяйственные и промышленные объекты, элементы инфраструктуры, домашние и дикие животные, окружающая природная среда.

Показателями последствий поражающего воздействия волны прорыва являются: число погибших, пораженных и пострадавших людей, время поражающего воздействия (мин., ч, сут.); площадь зоны воздействия (км2); площадь зоны отселения (эвакуации); затраты на проведение аварийно-спасательных работ; экономический ущерб; социальный ущерб; экологический ущерб.

Причинами прорыва гидротехнического или естественного сооружения могут быть следующие техногенные факторы: разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, нарушение режима водосбора и др.

Характер и масштабы поражающего действия волны прорыва определяются:

· резким изменением уровня воды в нижнем и верхнем бьефах при разрушении напорного фронта сооружения;

· ударным действием масс воды, перемещающихся с большой скоростью;

· ослаблением прочностных характеристик грунта в основании сооружений вследствие фильтрации и насыщения его водой;

· размывом и перемещением больших масс грунта;

· перемещением с большими скоростями обломков разрушенных зданий и сооружений и их таранного воздействия;

· объемом перемещаемых вод .

Аварии на объектах коммунального хозяйства

Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения.

Каждая вторая авария происходит на сетях и объектах теплоснабжения. Каждая пятая авария случается на сетях водоснабжения и канализации .

Увеличение аварийности связано с низким уровнем подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуатации в холодный период года, необеспеченностью запасами топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов, со значительным физическим износом основных фондов коммунальной инженерной инфраструктуры городов .

К коммунальным системам жизнеобеспечения относятся: водопроводы, газовые и электрические сети, системы теплоснабжения, канализации.

Возможные ЧС на объектах жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ):

- Нарушения водоснабжения. Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, водонапорных башнях. Реже повреждаются водоочистные сооружения. Подача воды может прекратиться и при отключении электроэнергии. Подземные коммуникации водоснабжения

могут разрушаться во время землетрясений, оползней, а также от коррозии. Пути повышения устойчивости работы системы водоснабжения: создание системы водоснабжения от двух и более внешних источников; создание внутренних резервных источников водоснабжения в виде артезианской скважины, бассейна, водонапорной башни, а также аварийных запасов воды.

- Нарушения газоснабжения. Наибольшую опасность представляютразрушения иразрывы на газопроводах, в разводящих сетях промышленных предприятий и жилых домов. Аварии на компрессорных и газораспределительных станциях происходят реже. Основные причины

разрывов газопроводов – деформация почвы различного происхождения,

а также их ветхость. Нередки взрывы в жилых домах по причине утечки газа и грубых нарушений при его использовании.

- Нарушения электроснабжения. При многих стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях, оползнях, ураганах - происходит повреждение воздушных линий электропередач, реже трансформаторных и распределительных станций. Отсутствие электроснабжения влечёт за собой серьёзные последствия: нарушается работа предприятий, электротранспорта, прекращается подача воды и тепла, затрудняется деятельность лечебных учреждений, нарушается весь ритм жизни.

Способы повышения устойчивости электроснабжения : обеспечение электроснабжения от двух независимых источников; замена воздушных линий на подземные; создание резервных источников электроснабжения.

- Нарушения теплоснабжения . Основную проблему составляют аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ. Система теплоснабжения не всегда способна противостоять сильным морозам, при этом может размораживаться.

В настоящее время большинство котельных работает на природном

газе – деятельность их страдает при нарушениях газоснабжения. Котельные необходимо оборудовать так, чтобы они могли работать на нескольких видах топлива: жидком, газообразном и твёрдом. Котельные надо ещё непрерывно снабжать электроэнергией - предусмотреть и резервный вариант.

- ЧС на системе канализации чаще всегопроисходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды могут попасть в водопровод. Если авария возникает на станции перекачки – происходит переполнение резервуара сточной жидкостью, подъём её уровня и излив в окружающую среду. Чтобы избежать затопления окружающей территории, необходимо предусмотреть устройство каналов для сброса стоков из сети в пониженные участки местности. На канализационных станциях перекачки очень важно иметь резервный источник электроэнергии.

Аварии на гидротехнических сооружениях.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения с учетом резко возросшего в России автопарка на автомобильном транспорте. Автокатастрофа считается крупной, если погибли 4 и более человек. Статданные показывают некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (общая численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).

За последнее время сбитые пассажирские корейские и израильские самолеты на Дальнем востоке и в акватории Черного моря, малазийский самолет на территории Украины в Донецкой области, все они унесли сотни человеческих жертв.

Террористи́ческий а́кт в аэропорту́ Домоде́дово - взрыв, осуществлённый террористом-смертником в московском аэропорту Домодедово в зале международных прилётов 24 января 2011 года.

24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран. Здание аэропорта окуталось дымом. Людей эвакуировали через аварийные выходы. Выход из зоны прилёта был перекрыт, в залах было большое скопление людей. Часть рейсов направлена в аэропорт Шереметьево. В результате взрыва в аэропорту "Домодедово", который произошел в 16:32 мск пострадали более 130 человек. В результате взрыва погиб 31 человек. Кроме того, 20 раненых находятся в тяжелом состоянии, 10 человек - в состоянии средней тяжести. Мощность бомбы могла составлять от 5 до 10 кг в тротиловом эквиваленте".

Основные причина автоаварий и автомобильных катастроф:

Неудовлетворительное техническое состояние автодорог, трасс и подвижного состава, стареющий парк автомобилей;

-большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с ЖД;

-многократно возросшее количество личного автотранспорта;

Неконтролируемое нарастание объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными авто (автопоездами, трейлерами) с нагрузками на ось, превышающие допустимые;

-нарушение водителями Правил дорожного движения;

-плохой подготовкой водителей;

-выездами на полосу встречного движения;

-превышением скорости на опасных участках дорог;

-управление автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные и происшествия на водном транспорте. Как тут не вспомнить вековой давности крушение «Титаника», недавние крушения «Конкорда» в прибережном пространстве и крушение пассажирского теплохода на Волге близ Казани, приведшие к многочисленным человеческим жертвам.

Основные причины этих аварий являются:



-нарушение правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплатации;

-износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;

- погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.);

-явные ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;

-ошибки при проектировании и строительстве судов;

- столкновения и опрокидывание судов;

-посадка на мель;

-взрывы и пожары на борту;

-неправильное размещение и плохое закрепление грузов;

-низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

Аварии на гидротехнических сооружениях . Гидротехнические сооружения – это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС),охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Рассмотрим некоторые важнейшие гидротехнические сооружения. Запруда обычно создает подъем уровня воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина – сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилищ, связанных единым режимом водопритока.

Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточности водосбросов, а в военное время и условиях терроризма – в результате воздействия средств поражения. В связи с этим, вспомним разрушения и его последствия, произошедшие на Саяно-Шушенской ГЭС летом 2009 года.

При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран , от размеров которого зависит объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва – основного поражающего фактора этого вида аварий. Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в большой кинетической энергии движущихся больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции и т. д.). Высота и скорость волны прорыва зависит от гидрологических и топографических условий реки. Для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 лм/ч, а в горных и предгорных местахимеет величину порядка 100 км/ч и более. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорвы плотины приводит к затоплению местности и всего того, что за ней находится, поэтому строить жилье и производственные здания в этой зоне запрещается.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основания. Частота возникновения аварий по различным причинам приводится ниже, %:

-нарушение оснований;

-недостаточность водосброса;

-слабость конструкции;

-неравномерная осадка;

-высокое давление на плотину;

- военные действия;

- оползание откосов;

-дефекты материалов;

-неправильная эксплуатация;

- землетрясения.

Случайные статьи

Вверх