Что за статья 247 его посадят. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

СТ 247 УК РФ .

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение,
захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических
веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения
существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на
срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на
тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды,
причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне
экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по
неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, -
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Ст. 247 Уголовного кодекса

1. Опасные вещества - это вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели. Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

2. Объективная сторона преступления выражается в производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении указанных веществ и отходов с нарушением установленных правил.

3. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний, создавших реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (любой степени тяжести) либо окружающей среде.

4. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

5. Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за соблюдение правил обращения экологических опасных веществ и отходов.

6. Зонами экологического бедствия (ч. 2) признаются участки территории России, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

7. Для установления признака массового заболевания людей (ч. 3) привлекаются соответствующие специалисты либо эксперты, например представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации признаются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Второй комментарий к Ст. 247 УК РФ

1. Понятия радиоактивных, химических и бактериологических веществ, опасных отходов и их видов определяются законодательно.

2. Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются. Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения. Хранение - помещение отходов в накопители в целях последующего повторного использования либо извлечения для захоронения. Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах. Использование предполагает применение (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, учреждениями, организациями, а также отдельными гражданами. Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая охватывает обезвреживание, утилизацию, их складирование и сбор.

3. Существенный вред здоровью человека выражается в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для человека, и т.п.

4. Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины.

5. Субъект преступления - специальный: лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

6. В ч. 2 комментируемой статьи установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей природной среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

7. Массовая гибель животных - одновременная гибель одного или нескольких видов животных на значительной территории.

8. Зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации - это определенные участки территории, объявленные таковыми органами власти.

9. Ответственность по ч. 3 ст. 247 УК наступает за деяния, предусмотренные ее ч.ч. 1 и 2, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, -
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к статье 247 УК РФ

1. Запрещенные виды опасных отходов содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво- и пожароопасностью, высокой реакционной способностью), или возбудителей инфекционных болезней либо представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека сами по себе или при вступлении в контакт с другими веществами.

Радиоактивные вещества - это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и воздействующие на человека и окружающую природную среду, в том числе и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений.

Запрещенными видами опасных отходов признаются отходы, производство которых запрещено: в любом случае (сильнодействующие отравляющие вещества, могущие иметь военное предназначение либо использоваться для производства оружия массового поражения); при осуществлении определенных технологических процессов (как побочный продукт); в объеме, превышающем установленный специальным нормативным актом или нормативно-техническими документами, либо в определенных концентрациях, либо в определенных местах и в определенные периоды времени, либо без надлежащего разрешения (лицензии).

Опасные отходы - это непригодные для производства продукции, утратившие свои потребительские свойства виды сырья, пасто-, газо-, парообразные вещества и энергия, способные вызвать поражение живых существ и среды их обитания. Они подразделяются на ядовитые (токсичные), радиоактивные и иные, для каждого из которых установлены соответствующие классы токсичности.

Радиоактивными отходами являются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

Опасными (токсичными) веществами признаются органические и неорганические вещества (их соединения, продукты, их содержание), которые при поглощении или контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

2. Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что они приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются.

Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения.

Хранение - помещение отходов в накопители в целях последующего повторного использования либо извлечения для захоронения.

Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах.

Использование предполагает эксплуатацию свойств отходов любыми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами.

Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая включает:

Обезвреживание - освобождение от вредных примесей;

Утилизацию - извлечение полезных продуктов;

Складирование - временное размещение отходов;

Сбор - накопление в месте образования.

3. Нарушение указанных правил должно создавать угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 246 УК) или окружающей среде.

4. Преступление считается оконченным с момента создания реальной угрозы наступления указанных в законе последствий.

5. Субъективная сторона преступления предполагает умышленную форму вины.

6. Субъект преступления специальный - лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Массовая гибель животных - одновременная гибель одного или нескольких видов животных на значительной территории.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности.

9. Зонами экологического бедствия объявляются участки и территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зона чрезвычайной экологической ситуации - это участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

10. Ответственность по ч. 3 ст. 247 наступает за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Другой комментарий к статье 247 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом преступления являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В качестве факультативного объекта может выступать здоровье человека, если ему преступлением причиняется вред.

2. Предметом преступления являются запрещенные виды опасных отходов, радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, представляющие собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов в процессе производства продукции или ее потребления, утратившие свои потребительские свойства и представляющие опасность для окружающей среды и здоровья людей.

К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии. В этой части важное значение имеет Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Бактериологические вещества - это образования, состоящие из различных видов микробов. Применительно к предмету данного преступления речь главным образом идет о веществах, содержащих патогенные (болезнетворные) бактерии - возбудители различных болезней растений, животных и человека, обращение с которыми требует особой осторожности и строго регламентировано специальными правилами.

Химические вещества - это соединения различных химических элементов. Некоторые из них обладают высокой токсичностью и оказывают вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

3. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в любом из действий (бездействии), нарушающих установленные правила производства запрещенных видов опасных отходов, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с указанными выше предметами. В отношении радиоактивных веществ эти правила содержатся в Законе "Об охране окружающей среды", в Законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в Нормах радиационной безопасности, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47. Закон "Об охране окружающей среды" регламентирует общие экологические требования к обращению химических веществ, а также правила охраны окружающей среды от вредного биологического воздействия на нее бактерий, микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, - формальный состав преступления. Оно признается оконченным с момента совершения любого из альтернативно указанных в диспозиции статьи действий, если они по своему характеру представляли угрозу, т.е. реальную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Оценка нарушения действующих правил как представляющего угрозу - вопрос факта, устанавливаемый органами следствия и судом и на основе обстоятельств конкретного дела (степень потенциальной опасности предмета правонарушения, продолжительность его совершения по времени, масса предмета в натуре и т.д.). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, применительно к части 1 статьи 247 УК РФ существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

4. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, совершается с прямым умыслом, при котором субъект осознает, что нарушает установленные правила, и желает этого.

5. В ч. 2 ст. 247 УК сформулированы квалифицирующие признаки.

Загрязнение, отравление, заражение окружающей среды - это различные степени антропогенного вреда, причиненного тем или иным объектам природы или их совокупности, например одновременное заражение атмосферного воздуха, вод, земли, леса. Под вредом в данном случае понимаются существенные негативные изменения в состоянии природной среды, вызванные противоправной деятельностью виновного лица. "Загрязнение" - родовое понятие по отношению к признакам "отравление", "заражение". Оно выражается в физико-химическом или биологическом изменении качества окружающей среды, превышающем установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду. Качество окружающей среды нормируется посредством установления предельно допустимых норм воздействия на объекты природы - "предельно допустимых концентраций" вредных химических, физических, биологических веществ (ПДК), "предельно допустимого уровня радиации" (ПДУ), "предельно допустимого уровня выбросов" вредных веществ в атмосферный воздух (ПДВ). "Заражение" и "отравление" окружающей среды есть не что иное, как более глубокие разновидности ее загрязнения, но отличающиеся друг от друга большей степенью пораженности природного объекта, его деградированности как компонента природы.

В отношении причинения вреда здоровью человека см. комментарий к ст. 246 УК.

О массовой гибели животных см. комментарий к ст. 246 УК.

Зона экологического бедствия - это официально объявленная государством часть территории Российской Федерации (город, область, край, республика), где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зоной чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

6. Часть 3 ст. 247 предусматривает ответственность за особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления, если оно повлекло по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей. Следовательно, по отношению к данным последствиям вина субъекта может выражаться только в неосторожности, чаще всего в виде небрежности.

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Ст. 247 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране жизни и здоровья человека.

2. Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).

3. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Опасные отходы — это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности исходя из критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование охраны окружающей среды. Установлено пять классов опасности: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные, практически не опасные отходы.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5142; 2009. N 1. Ст. 17; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; N 31. Ст. 4317.

Правовые основы обращения с отходами определены названным Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 25.06.2012) и рядом постановлений Правительства РФ.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 17. Ст. 396; 2001. N 29. Ст. 2949; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 13. Ст. 1180; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; N 49. Ст. 6079; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2011. N 29. Ст. 4281; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимаются производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка — это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

Хранение — это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение — закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 разъяснено, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. .
———————————
Определение существенного вреда противоречиво: таковым признается и заболевание, и гибель водных животных, и их массовая гибель и т.п. Представляется, что в отношении животных таковым можно считать только последний вариант.

4. Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.

5. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.

8. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

9. Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее:

— загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою;

— отравление окружающей среды — разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации;

— заражение окружающей среды — внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения);

— причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246);

— массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза.

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах.

Пункт 2 ст. 57 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций установлена Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 01.04.2012) , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; N 52 (ч. 1). Ст. 5498, 5498; 2007. N 45. Ст. 5418; 2009. N 1. Ст. 17; N 19. Ст. 2274; N 48. Ст. 5717; 2010. N 21. Ст. 2529; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 24, 54; 2012. N 14. Ст. 1549.

10. Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.

11. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

12. К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного — в целом все преступление является неосторожным.

13. Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. ст. 8.2 и 8.3 КоАП.

Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо хотя и не повлекло указанных последствий, но совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи). Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов. В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).

У гостиницы автономная система канализации. Отходы канализации сливались в сливную яму и периодически откачивались и увозились. Договор на вывоз жидких бытовых отходов не был заключен, т.к. в населенном пункте фактически нет организаций, которые его заключают. Несколько раз слив отходов при помощи шланга осуществлялся за пределы гостиницы на улицу (в лес). Прокураторой и СК была проведена проверка в результате которой было заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ 1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Вопрос: подпадает ли сброс сточных бытовых отходов под действие ст. 247 УК РФ?
Екатерина

Под уголовную ответственность по части 1 ст. 247 Уголовного кодекса подпадает производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение , использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Таким образом, для привлечения к уголовной ответственности по названной статье Уголовного кодекса не обязательно чтобы вы производили «запрещенные виды опасных отходов», либо сбрасывали на землю радиоактивные, бактериологические или химические вещества. Достаточно и сброса отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. То есть, не обязательно наступление вредных последствий, достаточно и наличие угрозы их причинения.

Согласно ГОСТу 12.1.007-76, классифицирующего вредные вещества, жидкие бытовые отходы относятся к IV классу опасности , то есть представляют потенциальную опасность для окружающей среды и здоровью человека.

Вопрос о том, могут ли жидкие бытовые отходы создать угрозу причинения существенного вреда здоровью или окружающей среде должен решаться специалистами (экспертами). Уверен что перед решением вопросам о возбуждении углового дела по части 1 ст. 247 Уголовного кодекса данное заключение было подготовлено специалистами либо Росприроднадзора, либо Центра гигиены и эпидемиологии. Насколько оно обоснованно - в рамках ответа на ваш вопрос ответить невозможно.

В заключение отмечу, что по направленным прокуратурой в порядке ст. 37 УПК РФ материалам проверки следственный комитет вправе был отказать в возбуждении уголовного дела по части 1 ст. 247 Уголовного кодекса. И они бы так непременно и поступили, если имелись сомнения в судебной перспективе уголовного дела (никто не хочет портить себе статистику работы). Но уголовное дело было возбуждено, что о многом говорит.

Вывод: за слив жидких бытовых отходов возможна уголовная ответственность по части 1 ст. 247 Уголовного кодекса, что также подтверждается судебной практикой. Посмотрите к примеру следующий приговор:

..........................

ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации

Судья Неклиновского районного суда Ростовской области Кинк В.Г. с участием государственного обвинителя Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры Одиноченко Д.О., подсудимого Лукиенко А.С., защитника Николаенко А.Н. представившего удостоверение… и ордер… при секретаре Жертовской О.Г., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Лукиенко А.С., родившегося… в..., русского, гражданина РФ, образование незаконченное высшее, не военнообязанного, женатого, работающего директором в ОАО "...", проживающего по адресу… с...., не судимого, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 247, 315 УК РФ, -

установил:

Статьями 21 и 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, микробиологических организмов, не должно превышать предельно допустимые концентрации(уровни), установленные санитарными правилами.

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.2 Правил предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от…… - «твёрдые и жидкие бытовые отходы» - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В пункте 3 Санитарных правил содержания территорий населённых мест СанПиН 42-128-4690-88, утверждённых Главным государственным санитарным врачом 05.08.1988 № 4690-8 установлены требования по обезвреживанию отходов, а именно: обезвреживание твёрдых и жидких бытовых отходов производится на специально отведённых участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твёрдые бытовые отходы следует вывозить на полигоны(усовершенствованные свалки), поля компстирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Помимо создания угрозы загрязнения почвы, преступными действиями Лукиенко А.С. создана угроза загрязнения реки..., являющейся источником питьевого водоснабжения населения Ростовской области, поскольку при осуществлении дальнейшего сброса жидких бытовых отходов не исключена вероятность попадания загрязнения в безымянный ручей, протекающий в балке и впадающий в реку…
Он же, являясь служащим коммерческой организации - генеральным директором ОАО «...», расположенного по адресу… ..., назначенный на указанную должность постановлением Главы…… от..., зная о вступлении в законную силу решения Неклиновского районного суда от… о запрете ОАО «...» сбора и слива жидких бытовых отходов на полигон твёрдых бытовых отходов, распложенный по адресу..., юго-восточная окраина...,… заключил с МУЗ «...»… контракт..., приняв на себя, как генерального директора ОАО «...» обязательства по оказанию услуг ассенизации, не предпринимая мер по транспортировке вывозимых отходов на объект приёмки и очистки хозфекальных сточных вод, не исполняя решения суда, продолжив слив жидких бытовых отходов на указанный в судебном решении земельный участок - полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу..., юго-восточная окраина… Действуя умышленно, подсудимый Лукиенко А.С., несмотря на возбуждение судебным приставом-исполнителем… отдела судебных приставов УФСПП России по…… исполнительного производства в отношении ОАО «...», будучи предупреждённым об уголовной ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда по ст.315 УК РФ, предоставил заведомо ложные сведения о прекращении с… сброса и слива жидких бытовых отходов на полигон твёрдых бытовых отходов, злостно уклоняясь от исполнения решения суда, с… продолжил слив жидких бытовых отходов на земельный участок - полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу… юго-восточная окраина… до…
Подсудимый Лукиенко А.С. виновным себя признал полностью, согласился с предъявленным обвинением и поддержал ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, пояснив, что данное ходатайство заявлено добровольно и после проведения консультации с защитником, он осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Государственный обвинитель не возражает о применении особого порядка судебного разбирательства.

Судом установлено, что соблюдены условия для постановления приговора без проведения судебного разбирательства: подсудимый совершил преступление, наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы, осознает характер и последствия заявленного ходатайства, ходатайство заявлено добровольно и после проведения консультации с защитником, государственный обвинитель не возражает о применении особого порядка судебного разбирательства, подсудимый признал свою вину полностью, обвинение обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.

Действия подсудимого Лукиенко А.С. подлежат квалификации по ч.1 ст.247 УК РФ - захоронение и иное обращение отходов с нарушением установленных правил, если это деяние создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде и по ст.315 УК РФ - злостное неисполнение служащим коммерческой организации вступившего в законную силу решения суда.

Обсуждая вопрос о мере наказания подсудимому Лукиенко А.С., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений и считает необходимым назначить наказание в виде лишения свободы. Вместе с тем суд учитывает наличие обстоятельств, смягчающих наказание - активное способствование раскрытию преступления, признание своей вины; отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание; данные о личности подсудимого, который характеризуется по месту жительства положительно, не судимый, имеет заболевания и считает необходимым при назначении наказания применить ст.73 УК РФ, предусматривающей условное осуждение.

Оснований для применения ст.64 УК РФ суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Лукиенко А.С. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.247, 315 УК РФ и назначить ему наказание по:
ч.1 ст.247 УК РФ в виде лишения свободы сроком на десять месяцев,
ст.315 УК РФ в виде лишения свободы сроком на десять месяцев.

В соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ окончательное наказание определить в виде лишения свободы сроком на один год шесть месяцев.

Обязать Лукиенко А.С. являться на регистрацию в Уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства один раз в месяц, не менять место жительства без извещения УИИ.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


В ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за:

1) производство запрещенных видов опасных отходов,
2) транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил,
если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В ч. 2 ст. 247 УК РФ предусмотрена ответственность за деяния, указанные в ч. 1, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. А в ч. 3 ст. 247 УК РФ - если указанные деяния повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии.

Бактериологические вещества - это вещества, содержащие патогенные (болезнетворные) бактерии (возбудители различных болезней растений, животных и человека), обращение с которыми требует особой осторожности.
Химические вещества - это соединения различных химических элементов. Некоторые из них обладают высокой токсичностью и оказывают вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Требования обращения с радиоактивными веществами и отходами указаны в Федеральном законе от 11.07.2011 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Требования к обращению с опасными отходами указаны в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления».

Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов установлены в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» (ст. 47). Дополнительно в ст. 14 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации в соответствии со ст. 43 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для привлечения виновного к уголовной ответственности за совершения преступления, указанного в ч.1 ст. 247 УК РФ, требуются следующие условия:

1) субъект преступления - специальный (лицо, ответственное за соблюдение правил транспортировки, хранении, захоронения, использования или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов), достигший 16 лет.
2) совершение действий по производству запрещенных видов опасных отходов, либо по транспортировке, хранению, захоронению, использованию или иному обращению радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что они приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются.

Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения.

Хранение - помещение отходов в накопители в целях последующего повторного использования либо извлечения для захоронения.

Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах.

3) создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде в результате совершения действий виновным, т.е. последствия (наступление самого существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) не наступили.

В п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняется, что считается созданием угрозы причинения существенного вреда. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п. 4) наличие прямого умысла на совершение преступления: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.
По ч. 2 и ч. 3 ст. 247 УК РФ форма вины может быть как умышленная, так и неосторожная.

При привлечении лица к ответственности по ч. 2 ст. 247 УК РФ должны наступить последствия в виде загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, либо действия должны совершаться в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Под причинением вреда здоровью человека понимается причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

Зона чрезвычайной экологической ситуации устанавливается в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45 «Об утверждении «Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации» и Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Случайные статьи

Вверх