После возбуждения исполнительного производства. Срок возбуждения исполнительного производства судебным приставом

В юридической системе России многообразие источников права очень велико. Но в основе ее лежит и такое понятие, как нормативно-правовой акт. Какова специфика их издания и какие есть разновидности данных источников права? Можно ли интерпретировать термин НПА разными способами? Какими именно?

Традиционное видение природы НПА

Некоторые юристы считают типичным следующее определение термина «нормативно-правовой акт». Это документ в письменном виде, который принят субъектом права (госорганом, структурой местного самоуправления или учреждением прямой демократии) с целью выражения велений власти и регулирования отношений в обществе.

Главное свойство нормативно-правовых актов (или сокращенно НПА) - это нормативность. Также такие источники наделены свойством не подлежащей оспариванию легитимности.

Научное видение природы НПА

В среде ученых-юристов есть мнение, что НПА - это письменный документ, который выражает официальное волеизъявление органа государственной власти, касающееся установления, корректировки либо отмены тех или иных норм права (правил общеобязательного характера, которые подлежат многократному применению).

Официальное видение природы НПА

В среде власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА - это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.

Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.

Классификация НПА

Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:

  • Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
  • Это своды норм, издаваемые (а также корпорациями).
  • Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
  • Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.

Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА - срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.

НПА и акты применения права

Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.

  • Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. Акты применения права управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример - ГК РФ - это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города - акт применения права.
  • Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.

Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность. НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо не обладает подобными свойствами. Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.

НПА и ненормативные правовые акты

Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт - это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц. В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока. Ненормативные акты не содержат ни одного из перечисленных признаков. Одно из возможных их определений - «предписания, ограниченные во времени и адресованные конкретным субъектам».

В то же время есть мнение, что ненормативные акты более строги и задают однозначные предписания с указанием юридических последствий для конкретного лица или группы. ГПК РФ содержит нормы, по которым человек, посчитавший, что ненормативный правовой акт, изданный в его адрес, нарушает и свобод, может оспорить свои обязательства, наступившие согласно содержанию акта.

Сфера регулирования федеральных законов

Один из ключевых типов федеральных НПА в России - законы. К их сфере регулирования, как считают некоторые юристы, относятся следующие ключевые вопросы:

К сфере регулирования ФЗ относятся вопросы федеративных отношений. Это управление демократическими процессами (выборами разных уровней, референдумами).

Правовые акты РФ федерального уровня отвечают за ратификацию или денонсацию соглашений, подписанных Россией с другими государствами. Федеральные законы регулируют бюджетную политику, сбор налогов, пошлин. ФЗ - источники норм, касающихся национальной безопасности, военной политики. На федеральном уровне решаются ключевые вопросы в отношении системы правосудия, решения гражданских споров, работы арбитражей, адвокатов и юристов. Федеральные законы призваны регулировать самые разные сферы общественной жизни и государственного строительства. Есть ФЗ «Об акционерных обществах», есть похожий акт, регулирующий деятельность ООО. Некоторые юристы допускают классификацию ФЗ на два вида - текущие акты и кодифицированные.

Конституция - акт с высшей юридической силой

Самый главный российский НПА - это Конституция. Он обладает высшей юридической силой. Этот источник права наделен учредительным характером: предписания и нормы, содержащиеся в Конституции, являются основой для абсолютно всех остальных правовых актов, издаваемых в России. Издает этот источник права не кто иной, как российский народ. Конституция - не только юридически значимый документ. Это основа хода ключевых социальных и политических процессов. Она выражает общественное согласие людей, каждый из которых может обладать совершенно уникальным политическим интересом. В Конституции РФ закреплены ключевые характеристики государственного устройства, структуры органов власти, отношений между населением страны и общественно-политическими институтами.

Специфика федеральных конституционных законов

Подвид ФЗ - конституционные законы. Они обладают некоторой спецификой. Эти законы принимаются с целью регулирования процессов, о которых прямо говорится в Конституции страны. Среди таковых, например, статус ключевых государственных институтов. Их деятельность регулируют конституционные законы - «О Правительстве», «О Конституционном Суде» и им подобные. Есть акты, регулирующие введение или отмену статусов, влияющих на степень суверенности государства. В числе таковых закон о введении военного положения. Федеральные конституционные законы России вводят правила и нормы, касающиеся административно-политического устройства страны, определяют правила, по которым в состав федерации могут приниматься новые субъекты. Юридическая сила конституционных законов выше, чем у обычных федеральных (согласно Статье 76-й Конституции). Эти акты принимаются в более строгом порядке. Например, чтобы утвердить или скорректировать конституционный закон, проголосовать «за» должны не менее 60% членов Совета Федерации и, как минимум, две трети депутатов Госдумы.

Законы субъектов Федерации

Каждый из субъектов РФ - будь то автономный округ, край, область или республика - имеют право издавать собственные законы. Подобные нормативные правовые акты принимаются законодательным или субъекта (чаще всего, это государственный совет). Акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации, призваны регулировать вопросы, касающиеся ключевых направлений социального политического и экономического развития региона.

Главный критерий - соответствие принимаемого закона Конституции РФ и иным, обладающим более высокой юридической силой НПА. Пример: есть ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Нормы, прописанные в нем, должны быть учтены при формировании законодательной базы, касающейся работы муниципалитетов субъектов Федерации. Если, скажем, государственный совет Республики Татарстан примет свой закон о местном самоуправлении, то содержащиеся в нем нормы не должны противоречить ФЗ, который указан выше. Некоторые юристы считают, что действие НПА, принимаемых госорганами субъектов Федерации, не может распространяться на гражданские правоотношения, так как они вне предметов ведения региональных структур.

Особенности муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты отличаются от НПА федерального и регионального уровня тем, что действуют только на определенной территории - города, округа, района. Систему правовых актов муниципального уровня составляют следующие источники:

  • устав территориальной единицы;
  • источники права, изданные локальным органом представительной власти;
  • акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).

Муниципальные могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом. Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе. Если в утверждаемом уставе есть нормы, противоречащие тем, что содержатся в НПА, принятых на референдуме, то он признается не соответствующим Конституции России и не может быть зарегистрирован.

Международные законы РФ

Есть особый тип нормативно-правовых актов - ФЗ о ратификации или денонсации международных соглашений России. Они принимаются на основе положений Статьи 106-й Конституции. Данные законы имеют специфическую процедуру принятия, но являются полноценной частью национальной правовой системы. Опубликование нормативно-правовых актов этого типа идет через Бюллетень международных соглашений. Статья 15-я Конституции гласит, что договоры, подписанные РФ с другими странами, более приоритетны перед национальным законодательством. И потому некоторые юристы называют такие НПА высшими в иерархии федеральных законов.

Правительственные НПА

Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве». Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов - постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением. Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны. Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, - наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России. Распоряжения - это нормативно-правовые акты, регулирующие текущие вопросы. Оба вида правительственных источников права принимаются, как правило, Президиумом, но в некоторых случаях издавать их может сам Премьер-министр России.

Нормативно-правовые акты – это корпус документов, который регулирует правоотношения во всех областях деятельности. Это система источников права. В нее входят кодексы, законы, распоряжения федеральных и местных органов власти и т. д. В зависимости от вида нормативного акта его действие распространяется на отдельный город, регион, страну в целом. Акты локального значения подчиняются документам более высокого уровня. Основа правовой системы – это .

Как разграничивают виды нормативно-правовых актов и что входит в понятие

Под нормативным актом понимают письменный документ, который Госдума, правительство региона, местный госорган или иной субъект правотворчества издали:

  • официально;
  • по правилам утверждения и оформления;
  • в рамках своих полномочий;
  • чтобы установить и ввести в действие, изменить, разъяснить, приостановить или прекратить действие той или иной нормы права.

Нормы, которые вводят таким образом:

  • обязательны к исполнению;
  • могут действовать временно или постоянно, применяются многократно;

Каждый нормативно-правовой акт обладает несколькими отличительными чертами:

  1. Только у государства есть право издать такой документ. Полномочиями на это обладают органы государственной власти или местного самоуправления, а также некоторые должностные лица.
  2. Содержание акта – это правила, которые регулируют общественные отношения в той или иной области.
  3. Документ принимают официально. Существуют требования к оформлению: письменный вид, установленная форма, соблюдение структуры и стиля изложения. Например, в ГД РФ составили , какой должна быть структура законопроекта.
  4. Акт принимают в особом порядке. Процедура зависит от того, какой орган власти принимает его и что это за документ. Например, Правительство РФ утвердило специальные правила подготовки (). В Конституции РФ предусмотрели порядок принятия законов.

Существуют также ненормативные акты. Такие документы:

  • принимают на основе нормативных,
  • адресуют определенному круг лиц или органам,
  • составляют для решения оперативных вопросов,
  • отменяют в связи с исполнением.

Какое место нормативно-правовой акт занимает в общей классификации, зависит от его назначения

Нормативные акты разграничивают по нескольким критериям. В частности, по длительности действия, по региону действия и по кругу лиц, на которых влияет документ:

  1. Акты бывают постоянные и временные. Так, к временным актам относятся законы о федеральном бюджете на определенный год и плановые периоды.
  2. Действие нормативного акта в пространстве может распространяться:
  • на всю территорию государства (Конституция);
  • на определенную часть (Крайний Север, Дальний Восток, область или город);
  • за пределы страны.
  1. По кругу лиц акты делят на общие, специальные и исключительные. Общим актам подчиняются все граждане государства. Специальные акты влияют на определенные категории лиц. Задача актов третьего вида – исключить группу лиц из сферы действия общих или специальных актов. Например, такие акты действуют в отношении дипломатов.

Также нормативно-правовые акты классифицируют по юридической силе: это законы и подзаконные акты.

В чем разница между законами и подзаконными актами как нормативными документами

Закон как нормативно-правовой акт регулирует значимые правоотношения. Его принимает законодательный госорган, а в ряде случаев созывают референдум. Закон обладает высшей юридической силой по сравнению с другими актами. Его:

  • принимает только высший представительный орган или непосредственно сам народ;
  • издают, чтобы закрепить правила взаимодействия в важных областях общественных отношений.

Для утверждения закона существует особый порядок.

Выделяют несколько видов таких нормативных актов:

  1. Конституция. Это основной закон страны, акт высшей юридической силы. Конституция устанавливает права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации органов власти, их полномочия и взаимоотношения. Ни один акт более низкого уровня не должен противоречить Конституции.
  2. Федеральный конституционный закон. Такие документы развивают положения Конституции. Так, «О Государственном гербе Российской Федерации» издали в силу указания в статье 70 Конституции РФ. В развитие положений Конституции о Правительстве РФ издали .
  3. Кодексы – Гражданский, Земельный, Жилищный, Уголовный и т. д. Кодексы систематизируют правила, которые регулируют однородные общественные отношения. Кодекс – нормативный центр отрасли, на него ориентируются, когда издают те или иные подзаконные акты.
  4. Федеральные законы – это нормативно-правовые акты, которые занимают большую долю в законодательстве РФ (например, о рекламе или о контрактной системе). Их задача – уточнить и развернуть положения Конституции и ФКЗ.
  5. Законы субъектов РФ. Это местные законы, которые действуют только на территории республики, автономного округа, края, области и т. д. Такие законы принимает правительство субъекта РФ. Если положения такого закона не совпадают с положениями федерального, действуют два правила. Приоритет – у федерального закона, когда он касается вопросов, которые согласно Конституции находятся в ведении РФ в целом. Закон субъекта РФ в приоритете, если он касается вопросов, которые находятся в ведении субъекта Федерации.

Задача подзаконных актов – облегчить исполнение законов

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые издают на основе и во исполнение законов. С помощью таких документов толкуют и уточняют положения законов. В таком документе можно закрепить новые нормы, если они не будут противоречить законам.

Юридическая сила таких актов отличается:

  1. Акты Президента РФ. Это наиболее важные из подзаконных актов. Их необходимо исполнять на всей территории государства. Такой акт издают, как правило, в форме указа. Содержание не должно противоречить законам.
  2. Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и т. д.). Имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и местных органов. Не должны противоречить законам и указам Президента.
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты). Это постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Их издают на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе самих органов.
  4. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ. К таким относятся постановления глав и правительства субъектов РФ, органов местной исполнительной власти.

Иерархия актов зависит не только от их юридической силы. На это влияет назначение документа. Так, закон регулирует наиболее важные общественные отношения, осуществляет первичное регулирование. Для менее значимых отношений издают подзаконные акты, это вторичное регулирование. Сфера применения подзаконных актов уже, чем закона, но они действуют более детально, точечно.

Как между собой взаимодействуют нормативные акты разных уровней, можно проиллюстрировать примером:

  1. По Конституции РФ граждане страны имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
  2. Как гражданам реализовать право на митинги, сказано в . В частности, там говорится, что акты о таких мероприятиях издают Президент, Правительство, госорганы субъектов РФ.
  3. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определили в актах Президента РФ.
  4. Чтобы подать уведомление о проведении мероприятия в госорган субъекта РФ, нужно руководствоваться законом данного субъекта. Например, в Москве это .
  5. При этом для мероприятий на территории памятников истории и культуры Правительство Москвы утвердило специальный порядок ().

Таким образом, в управлении данной сферой задействованы и законы, и подзаконные документы. Причем в законе присутствуют более общие положения, а конкретизируют их нормативно-правовые акты более низких уровней. Такая же картина складывается и в других областях общественной жизни.

В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.

Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.

Зачем нужен

Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации - это всё нормативно правовые акты.


Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org
  • Он может быть только в письменной форме.
  • Предполагает многократное использование.
  • Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
  • Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.

НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором - используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.

Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.

Уровень Наименование субъекта, принявшего нормативный акт Вид нормативного акта Является ли законодательным актом?
Международный Международные организации Международные акты, ратифицированные государством Нет
Федеральный Народ Конституция РФ Да
Федеральный Государственная Дума РФ Законы РФ Да
Федеральный Президент РФ Указы Да
Федеральный Правительство РФ Постановления Да
Федеральный Министерства Инструкции Да
Региональный

Думы (законодательные собрания)

Законы Да
Региональный Губернаторы областей, краев, президенты республик Указы Да
Региональный

Администрации областей, краев, правительства республик

Постановления Да
Местный Органы местного самоуправления Решения Нет
Местный Организации Корпоративные акты Нет

Требования к нормативным правовым актам

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон - через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия - через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.


Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by

Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.

Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.

Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в Трудовой кодексе РФ .

Общая практика по структуре сложилась такая:

  1. Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
  2. Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
  3. Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.

Доступность для понимания. Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.

Политика оплаты труда работников ПАО «Сбербанк России» .

Где найти нормативные правовые акты

Согласно Конституции Российской Федерации , нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Иначе никак.

Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.

В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они - посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.

По-идее, НПА легче искать на Официальном интернет-портале правовой информации . Сайт работает быстро, но его интерфейс требует привыкания. Для повседневного поиска его рекомендовать сложно.


Официальный интернет-портал правовой информации работает с 2005 года. Видимо, структура с тех пор принципиально не менялась

С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации . Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают. Главное, что базы НПА в полном порядке.


Портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Гибкий поиск поможет найти нужные НПА

Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в Системе обеспечения законодательной деятельности . Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.


У Системы обеспечения законодательной деятельности низкий порог вхождения

Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.

Запомнить

  1. Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
  2. Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
  3. Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
  4. Сверяться с НПА только через официальные источники.

Правовые акты - это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.

Общие признаки правовых актов:

  1. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями;
  2. являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;
  3. влекут юридические последствия, т.е. влияют на и обязанности субъектов;
  4. поддерживаются силой государственного принуждения.

Виды правовых актов в зависимости от порождаемых юридических последствий:

  • нормативно-правовые акты (НПА) - направлены на установление, изменение или отмену ;
  • акты толкования (интерпретационные) - направлены на разъяснение норм права;
  • акты применения права (или правоприменительные, индивидуально-правовые) - направлены на реализацию предписаний правовых норм.

Необходимо строго различать правоприменительные акты, нормативные акты и акты толкования норм права.

Нoрмативный правовой акт

Нoрмативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией , в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Замечание

Регулирование общественных правоотношений в силу действующего законодательства не может осуществляться правовым актом в форме письма , в отсутствие регистрации соответствующего документа и официального его опубликования (см., напр., Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N ВКАПИ18-20 "О признании недействующим письма МВД РФ от 26.04.2007 N 1/3315, Минобороны РФ от 02.05.2007 N 180/4/1-483, ПФ РФ от 02.05.2007 N ГБ-25-26/4730 "О форме справки, выдаваемой , имеющим право на одновременное получение двух пенсий, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1").

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

  1. законы;
  2. подзаконные акты.

Виды законов

  • Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе , о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  • федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов

  • указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
  • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

  1. имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
  2. являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права ;
  4. выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  6. обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

  • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
  • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты.

Действительно, между ними много общего:

  1. оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
  2. их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
  3. они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
  4. они напрямую регулируют общественные отношения;
  5. имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.

Отличительные черты (характерные признаки) правоприменительного акта указаны выше.

НПА - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковатьуже действующие нормы права.

Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона - Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);

2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

4) обладает верховенством в правовой системе государства.

Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы - это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. Этим законам присущи следующие особенности:

1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом порядке - квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В числе упомянутых в Конституции России федеральных конституционных законов, уже приняты и действуют подобные законы - о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Судебной системе РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о гимне, флаге, гербе России и ряд других.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ о повышении размера пенсий или пособий – это нормативный правовой акт, так рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства - правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 года, а вступил в действие с 1 января 1997 года. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в “Российской газете”, “Парламентской газете” или “Собрании законодательства РФ”. Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,- по истечении 7 дней после опубликования.

Случайные статьи

Вверх