Санпин расположение школы окно сторона света. Температура класса в школе – санитарные нормы России

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года ..

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- размещению общеобразовательной организации;
Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- территории общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- зданию общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- оборудованию помещений общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- воздушно-тепловому режиму общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- естественному и искусственному освещению;

- водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- режиму образовательной деятельности;
.

- организации медицинского обслуживания обучающихся;

- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- соблюдению санитарных правил.

1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)

1.5. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности*.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .
________________
* Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" .
(Сноска в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

1.6. При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

1.7. Использование помещений общеобразовательных организаций не по назначению не допускается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Изменениями N 1 от 29 июня 2011 года .

II. Требования к размещению общеобразовательных организаций

Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

2.1. Пункт исключен с 13 апреля 2014 года - ..

2.2. Здания общеобразовательных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Через территорию общеобразовательных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

2.3. Вновь строящиеся здания общеобразовательных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- во II и III строительно-климатических зонах - не более 0,5 км;

- в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся начального общего и основного общего образования - не более 0,3 км, для обучающихся среднего общего образования - не более 0,4 км;
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

- в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся начального общего и основного общего образования - не более 0,4 км, для обучающихся среднего общего образования - не более 0,5 км.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

2.5. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км;
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

- для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

2.6. Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательной организации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

III. Требования к территории общеобразовательных организаций

(Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

3.1. Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.

Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения на 25-30% площади территории, свободной от застройки.

При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

3.2. На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

3.4. Для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

3.5. При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

3.6. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

3.7. В хозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м со всех сторон. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

3.8. Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года)

3.9. Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

3.10. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательной организацией, не допускается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

3.11. При наличии в общеобразовательной организации дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

3.12. Уровни шума на территории общеобразовательной организации не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

3.13. Пункт дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года , исключен со 2 января 2016 года - Изменения N 3 от 24 ноября 2015 года ..

IV. Требования к зданию

4.1. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать:

- выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок;

- расположение рекреационных помещений в непосредственной близости к учебным помещениям;

- размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебных помещений и кабинетов, посещаемых обучающимися 8-11 классов, административно-хозяйственных помещений;

- исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательной организации на жизнь и здоровье обучающихся;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- размещение учебных мастерских, актовых и спортивных залов общеобразовательных организаций, их общую площадь, а также набор помещений для кружковой работы, в зависимости от местных условий и возможностей общеобразовательной организации, с соблюдением требований строительных норм и правил и настоящих санитарных правил.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года)

Ранее построенные здания общеобразовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.2. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.

4.3. Вместимость вновь строящихся общеобразовательных организаций должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.4. Входы в здание могут быть оборудованы тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха, в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в строящихся и реконструируемых зданиях в общеобразовательных организаций предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.
(Абзац дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)

4.5. При проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательной организации гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

В учреждениях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 человек, допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях, при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на 1 обучающегося.

4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2-4 классов - не выше 3 этажа.

4.7. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1-4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 мна одного обучающегося), туалеты.

В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 м на одного ребенка.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.8. Для обучающихся основного общего-среднего общего образования допускается организация образовательной деятельности по классно-кабинетной системе.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

При невозможности обеспечить в кабинетах и лабораториях соответствие учебной мебели росто-возрастным особенностям обучающихся использовать кабинетную систему обучения не рекомендуется.

В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по двум и более дисциплинам.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

- не менее 2,5 м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 мна 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.

4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

4.13. Спортивный зал рекомендуется размещать на 1-м этаже здания или в отдельно пристроенном здании.

При размещении спортивного зала на 2-м этаже должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации в соответствии с гигиеническими нормами.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 x 18,0 м, 12,0 x 24,0 м, 18,0 x 30,0 м. Высота спортивного зала при проектировании должна составлять не менее 6,0 м.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 мкаждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 мкаждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 мкаждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных организациях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.17. В общеобразовательных организациях необходимо предусмотреть набор помещений для организации питания обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.18. При проектировании и строительстве зданий общеобразовательных организаций рекомендуется предусматривать актовый зал, размеры которого определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м на одно место.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.19. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательной организации и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра общеобразовательной организации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчета не менее 0,6 мна одного обучающегося.

При оборудовании информационных центров компьютерной техникой должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В общеобразовательных организациях при формировании цифровых (электронных) библиотек должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
(Абзац дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)

4.20. Во вновь строящихся общеобразовательных организациях рекреации предусматриваются из расчета не менее 0,6 м на 1 обучающегося. При реконструкции зданий рекомендуется предусматривать рекреации из расчета не менее 0,6 м на 1 обучающегося, при условии соблюдения норм площади учебных помещений в соответствии с требованиями пункта 4.9 настоящих санитарных правил.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов - не менее 6,0 м.

При проектировании зоны рекреации в виде зальных помещений площадь устанавливается из расчета 2 мна одного учащегося.

4.21. В ранее построенных общеобразовательных организациях имеющиеся помещения медицинского назначения эксплуатируются в соответствии с проектом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

4.22. Для вновь строящихся зданий общеобразовательных организаций должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) площадью не менее 21,0 м; процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 мкаждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м; туалет.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

При оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 м.

Все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже здания.

4.23. Кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.

4.24. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных организациях предусматриваются отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.25. На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 мна одного обучающегося.

Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.

В ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещаются электро- или бумажные полотенца, мыло. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами. Допускается использование одноразовых сидений на унитаз.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

Для обучающихся основного общего и среднего общего образования во вновь строящихся зданиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года ; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

Для ранее построенных зданий общеобразовательных организаций рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.26. Во вновь строящихся зданиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность на каждом этаже предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. В ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года ; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1-4 классов и на высоте 0,7-0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5-11 классов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.
(Абзац дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)

4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года ; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

4.30. В помещениях медицинского назначения поверхности потолка, стен и пола должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом и устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в помещениях медицинского назначения.

4.31. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

4.32. В общеобразовательной организации и пришкольном интернате не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.33. В состав общеобразовательной организации как структурное подразделение может входить интернат при общеобразовательной организации, если общеобразовательная организация размещено свыше предельно допустимого транспортного обслуживания.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Здание интерната при общеобразовательной организации может быть отдельно стоящим, а также входить в состав основного здания общеобразовательной организации с выделением его в самостоятельный блок с отдельным входом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

В составе помещений интерната при общеобразовательной организации должны быть предусмотрены:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

- спальные помещения отдельно для мальчиков и девочек площадью не менее 4,0 мна одного человека;

- помещения для самоподготовки площадью не менее 2,5 м на одного человека;

- комнаты отдыха и психологической разгрузки;

- умывальные помещения (1 раковина на 10 человек), туалеты (1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете 1 раковина для мытья рук), душевые (1 душевая сетка на 20 человек), комната гигиены. В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца и мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно;

- комнаты для сушки одежды и обуви;

- помещения для стирки и глажки личных вещей;

- помещение для хранения личных вещей;

- помещение для медицинского обслуживания: кабинет врача и изолятор;

- административно-хозяйственные помещения.

Оборудование, отделка помещений и их содержание должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для вновь строящегося интерната при общеобразовательной организации основное здание общеобразовательной организации и здание интерната соединяются теплым переходом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

4.34. Уровни шума в помещениях общеобразовательной организации не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

(Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1. Размеры мебели и ее маркировка

Таблица 1

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93
(в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

Оранжевый

Фиолетовый

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм - 750 мм, 1300-1450 мм - 850 мм и 1450-1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15-17°.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7-10 мин., а для обучающихся основного общего-среднего общего образования - 15 минут.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 70-90;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся основного общего-среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Абзац исключен с 13 апреля 2014 года - Изменения N 2 от 25 декабря 2013 года ..

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие цвет и антибликовое покрытие.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года .

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 мна 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года .

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 x 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3-0,4 м.

5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организаций, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 м каждая.

5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации.
________________
СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (утверждены

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

С изменениями и дополнениями от:

3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Г. Онищенко

Регистрационный N 19993

С 1 сентября 2011 г. вводятся в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к организации обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлены требования к размещению, территории, зданию, помещениям и оборудованию, воздушно-тепловому режиму, санитарному состоянию и содержанию названных учреждений. Также определены условия водоснабжения и канализации, режим образовательного процесса и др.

Названные правила распространяются на все учреждения, реализующие программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идет о проектируемых, строящихся, реконструируемых и действующих учреждениях.

Земельные участки предоставляются под строительство названных объектов при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Здания располагаются в зоне жилой застройки. Через их территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (канализации, водо-, тепло- и энергоснабжения).

Вновь строящиеся здания размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от жилых улиц. Высота их помещений должна быть не менее 3,6 кв. м.

Городские образовательные учреждения должны располагаться в пешеходной доступности.

Как и ранее, озеленение территории школ должно быть не менее 50%.

На 1 обучающегося при фронтальных формах занятий должно приходиться не менее 2,5 кв. м, а при групповых или индивидуальных занятиях - 3,5 кв. м.

СанПиН 2.4.2.1178-02 признаны утратившими силу.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"


Регистрационный N 19993


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Теперь в классе может быть больше 25 учеников!

Подписаны изменения в знаменитые школьные СанПиНы [инфографика]

Пять лет назад (и тоже аккурат перед Новым годом) славный главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (он же СанПиН 2.4.2.2821-10). Этот тридцативосьмистраничный документ в ожидании инспекторов Роспотребнадзора практически наизусть выучили все директора российских школ. Потому как в нормах этих прописано даже количество писсуаров в расчете на количество учащихся и цвета, в которые должен быть выкрашен коридор рядом с гардеробом. И ушлый инспектор, имея в руках эти самые СанПиНы, завсегда может директора оштрафовать.

И все же самым главным положением СанПиНа был параграф 10.1, требующий, чтобы «наполняемость классов» не превышала 25 человек. В сочетании с нормативно-подушевым финансированием, когда школе платят за каждого обучающегося в ней человека, эта норма оказалась самой невыполнимой. Директор заинтересован взять как можно больше учеников. А мест-то обычно немного. По факту есть классы, где учатся 30 ребят, а то и 35. И как тут быть?

И вот теперь в эти самые санитарные нормы и правила внесены изменения. Есть корректировки технические, например слова «образовательный процесс» решили заменить словами «образовательная деятельность». Но есть положения, важные для учителей и родителей. Вот о них мы расскажем.

Уже не двадцать пять

Тот самый абзац про 25 учеников и ни одной головой больше теперь сформулирован по-другому: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть - ура! - исчезла знаменитая норма. С другой стороны, а что мешает теперь директору набить в класс и 40 учеников? И как с такой оравой справится учитель?

Не нагружать!

Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).

Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока - физкультуры, а во 2 - 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:

для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

для обучающихся 2 - 4-х классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

для обучающихся 5 - 7-х классов - не более 7 уроков;

для обучающихся 8 - 11-х классов - не более 8 уроков.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Снизилась и продолжительность уроков для первоклассников. Вот как сказано в документе:

«Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждыи, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый (раньше было 45 минут. - Авт.);

Обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

На электронную доску не смотреть (почти)

Изменились нормы для работы за компьютером. Прежние разрабатывались еще когда в классах стояли мониторы с электронно-лучевыми трубками. Иной раз, правда, их и сейчас можно обнаружить в школах, но все-таки в основном теперь ЖК-экраны. А они менее вредны для зрения. Поэтому теперь: «Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут,

для учащихся 3 - 4-х классов - не более 25 минут,

для учащихся 5 - 6-х классов - не более 30 минут,

для учащихся 7 - 11-х классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4-м классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11-м классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2-м классах составляет не более 25 минут, 3 - 4-м классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж)».

Раньше нормы были меньше - первоклашки могли смотреть на экран не больше 10 минут.

Врачи еще требуют, чтобы дети не использовали «на одном уроке более двух видов электронных средств обучения» - то есть планшет и интерактивную доску, например.

Третья физкультура

Отдельно закреплен в нормах третий урок физкультуры. Причем в такой редакции: «Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки.

Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается».

10 часов на занятия после уроков

Еще одно важное положение - количество часов на внешкольную деятельность. Она теперь записана в образовательном стандарте. И школы усердствуют, нагружая ребят проектной деятельностью, экскурсиями, соревнованиями, походами.

Теперь установлен предельный объем такой нагрузки.

Для того чтобы обеспечить безопасность работника в ходе исполнения ним профессиональных обязанностей, на государственном уровне разрабатываются санитарно-эпидемиологические нормы и правила. Подобные требования касаются производственных предприятий, лечебных структур, в том числе стоматологических клиник, детских учреждений и т.д.

Распространяются требования не только на руководителей организаций, но и частных предпринимателей и даже обычных граждан. Несоблюдение законодательных предписаний способно привести к различного рода ответственности. Это может быть предупреждение или наложение штрафных санкций в зависимости от допущенного нарушения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Целью введения правил СанПин является охрана здоровья человека и защита окружающей среды от воздействия вредных факторов. За тем, выполняются ли предписания, следят специальные органы: Роспотребнадзор, органы власти на местах, а также прокуратура. Каждый человек имеет право пожаловаться в соответствующую структуру, если заметит любого рода нарушения или отклонение от выполнения установленных правил.

Что это такое

Существует огромное количество законодательных актов, целью которых является защита прав человека. Среди них санитарно-эпидемиологические нормы и правила, сокращенно СанПин, призванные защищать природу и человека от инфекций, заражений, прочих негативных факторов. Санитарные нормы включают различные правила, соблюдение которых обеспечивает безопасность человека и окружающей среды.

Соблюдать действующие правила должны не только компании, которые выпускают различную продукцию, но и другие организации, а также обычные граждане, поскольку это предусмотрено российскими законами. В противном случае могут назначаться различные штрафные санкции и компенсационные выплаты.

СанПиН на 2019 год обеспечивают безопасность в процессе работы предприятий.

За выполнением законодательных предписаний следят специальные контролирующие органы, которые в ходе проверки выдвигают следующие требования к руководству организации:

  • обеспечение безопасности производства;
  • контроль за эффективной деятельностью предприятия, выбрасывающего в окружающую среду вредные вещества;
  • контроль за качеством воздуха и питьевой воды;
  • обеспечение безопасности продуктов;
  • соблюдение норм организации работы и размещения учреждений лечебного и образовательного профиля.

СанПин представляет собой более широкий перечень, поскольку принято много других нормативов, которые имеют отношение к сферам жизни человека. Правила разрабатываются для разных случаев, которые могут представлять опасность конкретно для человека или природы в целом.

Изменения в действующих СанПин на 2019 год

С 1 января 2019 года вступил в силу СанПиН 2.2.4.3359-16, который касается требований, выдвигаемых на рабочих местах к физическим факторам, в результате силу утратили документы, которые касались электромагнитных полей в условиях производства и гигиенических требований к ЭВМ и организации рабочего процесса (СанПин 2.2/2.4.1340-03).

Новые правила регулируют особенности микроклимата в производственных помещениях. Например, при температуре на улице ниже 10 градусов оптимальной температурой воздуха для работ с небольшими затратами энергии является 22-24 градуса.

Для работ, которым свойственны наибольшие энергозатраты рекомендуется всего 16-18. В этом же документе приводятся дозволенные нормы теплового облучения, которому подвергается тело особы от производственных источников, нагретых максимум до 600 градусов.

Другие разделы принятых СанПин посвящаются уровню шума, частоте вибраций, магнитным и электрическим полям и т.д.

Приложения содержат требования, которые выдвигаются к:

  • освещению рабочего места;
  • подбору одежды и обуви;
  • использованию средств индивидуальной защиты;
  • рекомендуемой длительности работы при определенной температуре воздуха и пр.

Когда применяются

СанПиН на 2019 год должен выполняться гражданами, которые состоят в трудовых отношениях, приватными предпринимателями, а также юрлицами. Это означает, что правила с изменениями должны использоваться на большей части рабочих мест, включая офисы. Требования СанПин не относятся к работникам, которые выполняют аварийно-спасательные работы или боевые задачи, среди них водолазы, космонавты и некоторые другие.

С начала 2019 года работодатели должны руководствоваться новыми правилами и провести проверку соответствия существующих условий труда своего персонала новым стандартам безопасности. В случае отклонения от норм физических факторов, присутствующих на рабочих местах, работодатель должен привести их к установленным на уровне законодательства значениям.

Если это не будет выполнено, в результате проверки, проведенной Роспотребнадзором, руководитель компании будет привлечен к ответственности.

Ответственность за несоблюдение

СанПин являются госнормативами, которые выдвигаются к сфере охраны труда. Статья 5.27.1 КоАП России устанавливает ответственность за их несоблюдение. В случае нарушения требований, включая новый СанПин, может быть вынесено предупреждение или наложены штрафные санкции административного характера.

Штраф назначается в таком размере:

  • если это должностные особы, им грозит от 2 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • если речь идет про индивидуального предпринимателя, размер штрафа аналогичный;
  • юридическое лицо заплатит от 50 тыс. до 80 тыс. рублей.

В КоАП содержится также статья 6.3, предусматривающая ответственность, которая грозит за несоблюдение санитарных правил.

В виде санкциии может также применяться предупреждение или админштраф в размере:

Новые требования к рабочим местам

Чтобы на должном уровне сохранять производительность труда, работодатель должен соблюдать ряд требований к санитарным требованиям (СанПИн 2.2.4.548), которые выдвигаются к рабочим местам.

Устанавливаются они отдельно для разных показателей:

  • помещения, в которых имеется компьютерная техника, должны иметь как естественное, так и искусственное освещение;
  • к рабочей мебели выдвигаются такие требования: комфортность в использовании и свобода передвижения по помещению;
  • в помещениях, в которых стоит офисная техника, в том числе компьютеры, температура должна быть около 23 градусов, влажность воздуха от 40 до 60%;
  • для предотвращения ухудшения слуха, шум должен быть в диапазоне от 50 до 8 дБА (снизить уровень возможно при помощи установки подвесных потолков, применения специальных материалов, размещения на окнах занавесок их плотной ткани);
  • требования к электробезопасности: установка изоляции, автоотключение приборов (желательно использовать датчики, которые анализируют состав кислорода).

Новые СанПин содержат требования к интенсивности теплового облучения и норм необходимой на одного работника площади, а также медицинские требования: прохождение медосмотров, запрет для некоторых категорий работать с ПК и т.д.

Обновленный СанПин общий для всех рабочих мест, однако для определенных видов деятельности могут приниматься персональные нормативы.

Особенности для детского сада

СанПин для детских садов обозначает требования, по которым проводится набор групп, создается микроклимат помещений, освещение и т.д.

Определенные требования выдвигаются к детям. Например, возраст детей, которых принимают в дошкольное учреждение, от 2 до 7 лет. Количество детей в группе зависит от размера помещения: на каждого малыша до 3-х лет должно приходиться от 2,5 метров квадратных, норма для детей от 3 до 7 лет составляет 2 метра.

СанПин включает определенные правила по распорядку дня детей. Малыши от 3 до 7 дет могут бодрствовать до 6 часов. На свежем воздухе дети должны находиться два раза в день общей сложностью от 3 до 4 часов. Дневной сон составляет 2,5 часа, общая продолжительность сна 12 часов в сутки.

На протяжении 4-часов в сутки дети занимаются самостоятельной деятельностью, это время отводится на подготовку к учебе, они играют, следят за личной гигиеной. Регулярными являются такие упражнения: физкультура, ритмика, гимнастика, подвижные игры, плавание. Физическая активность детей от 5 до 7 дет должна составлять 8 часов в неделю. Обязательными являются мероприятия по закаливанию.

Одними из основных являются гигиенические требования. Обработка помещений должна проводиться, когда дети отсутствуют. При проветривании комнат учитывается наличие отопления, температура воздуха. Отсутствие сквозняков является обязательным.

Игрушки персонал детского сада должен мыть ежедневно. Если речь идет о младшей группе, данная процедура осуществляется дважды в сутки. При этом обязательным является использование безопасных моющих средств. Каждую неделю должно меняться постельное белье.

Для медицинских учреждений

В Российской Федерации нет закона, предусматривающего уничтожение медотходов. Это может отрицательно повлиять на состояние окружающей среды, поэтому был разработан документ, содержащий порядок действий, который направлен на переработку отходов. Их следует собирать, проводить обеззараживание, герметично запаковывать и переправлять к месту утилизации.

За исполнением санитарных норм контроль осуществляют соответствующие структуры, которые постоянно проверяют медзаведения. В случае обнаружения каких-то нарушений пациентом он имеет право обратиться с жалобой в центр санитарного контроля.

Какие основные нормы установлены для медструктур:

  • проходными не могут быть кабинеты, в которых осуществляется лучевая терапия;
  • палата должны быть оснащены ночниками;
  • уровень шума не должен превышать уровень, установленный для жилых помещений;
  • оборудование, приборы и помещения следует содержать в чистоте;
  • палаты, в которых находятся пациенты, должны быть обеспечены естественным освещением, кроме массажных отсеков, лаборантских помещений, дезинфекционных отделений;
  • дезсредства нужно хранить в оригинальных упаковках производителей.

Медицинскими работниками систематически должны выполняться такие мероприятия, как влажная уборка стен и других поверхностей, по мере необходимости следует проводить косметический ремонт, урны обязательно поддерживать в чистоте.

Общие правила для медицинского персонала:

  • по приходу на рабочее место и по окончании работы сотрудник должен сделать влажную уборку, вымыв в том числе стены;
  • работники должны своевременно выявлять дефекты в своих кабинетах и других местах здания для проведения ремонта;
  • урны, предназначенные для предметов личной гигиены или медотходов, следует систематически очищать;
  • особые требования касаются стерильности рук медработников, чистота рук является залогом того, что инфекция не распространится.

Соблюдение СанПин в медицинских структурах дает возможность предотвратить вспышки инфекционных заболеваний среди общего населения.

Для школы

В начале 2019 года были внесены изменения в СанПин для школы.

Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:

  • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
  • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
  • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).

Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:

  • свободный доступ к водоснабжению;
  • питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
  • работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.

Специфика образовательного процесса:

  • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
  • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
  • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
  • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

Требования к температурному режиму в образовательных организациях

В связи с наступлением холодного периода года, сезонным подъёмом респираторных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по г. Москве усилен контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.

В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений образовательных организаций на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, разработаны требования к температурному режиму, которые являются обязательными для всех организаций не зависимо от форм собственности.

Здания дошкольных и общеобразовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

При установке ограждений отопительных приборов материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» температура воздуха в приемных, игровых для ясельных групповых ячеек должна составлять - 22-24°C, для младшей, средней и старшей групповых ячеек - 21-23°C, в спальнях всех групповых ячеек - 19-20°C, в туалетных ясельных групп - 22-24°C, в туалетных дошкольных групп - 19-20°C, в помещениях медицинского назначения - 22- 24°C, в залах для музыкальных и гимнастических занятий - 19-20°C; в прогулочных верандах - не менее 12°C; в зале бассейна – не менее 29°C; в раздевалке с душевой бассейна – 25-26°C; в отапливаемых переходах - не менее 15°C.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%.

Все помещения дошкольных организаций должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В групповых помещениях и спальнях обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4°C.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» температура воздуха в кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C, в спортзале, мастерских – 17-20°C, спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования – 20-24°C, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортзала – 20-22°C, душевых - 24-25°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.

В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха: от +10 до +6°C в малые перемены 4 – 10 мин., 25 – 35 мин. в большие перемены; от +5 до 0°C в малые перемены 3 – 7 мин., 20 – 30 мин. в большие перемены; от 0 до -5°C в малые перемены 2 – 5 мин., 15 – 25 мин. в большие перемены; от -5 до -10°C в малые перемены 1 - 3 мин., 10 - 15 мин. в большие перемены; ниже -10°C в малые перемены 1 - 1,5 мин., 5 - 10 мин. в большие перемены.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в дошкольных организациях и учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций осуществляется с помощью бытовых термометров.

За истекший период нового 2018-2019 учебного года специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве случаев нарушения образовательными организациями требований к температурному режиму в помещениях не установлено. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму в детских садах и школах продолжается.

Случайные статьи

Вверх