Социальные и культурные права и свободы граждан. Экономические, социальные и культурные права

Социально-экономические права человека и гражданина связаны со сферой экономики, т. е. со способами производства материальных благ, формами собственности и распределением производственных благ.

Исходной нормой Конституции РФ в данном случае является ст. 34 о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Правовые основы предпринимательской деятельности граждан регулируются гражданским законодательством РФ.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

К иной экономической деятельности относится, например, банковская деятельность, биржевая деятельность, внешнеторговая деятельность и др.

Частным лицам, зарегистрированным в качестве предпринимателей, не разрешается производство оружия, государственных наград, наркотических средств, денег и т. д. На многие виды экономической деятельности требуется специальное разрешение - лицензия.

В ч. 2 ст. 34 Конституции РФ специально запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В настоящее время действует ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Основной конституционной гарантией на предпринимательскую и иную экономическую деятельность является право на частную собственность (ст.35 Конституции РФ).

Часть 1 ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что частная собственность охраняется законом. Нормы, направленные на такую охрану, содержатся в гражданском, административном и уголовном законодательствах РФ. При этом следует иметь в виду, что, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, признаются и защищаются равным образом все формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности и закон не отдает предпочтение ни одной из них.

Возможность права частной собственности на землю и другие природные ресурсы предусмотрена ст. 36 Конституции РФ. Часть 1 ст. 36 Конституции устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса (ЗК) РФ.


К важнейшим социально-экономическим правам человека и гражданина относятся также право на труд и связанные с ними права (трудовые права).

В ч. 1 ст. 37 Конституции РФ установлено, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а ч. 2 ст. 37 Конституции РФ прямо запрещает принудительный труд.


Принудительный труд не включает в себя:

Работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службой;

Работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

Работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Часть 3 ст. 37 Конституции РФ предусматривает другие трудовые права граждан:

а) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Иначе это право называется правом на охрану труда.

б) право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).

в) право на защиту от безработицы. Это право предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую по возможности полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве.

Часть 4 ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры работников с работодателями с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку.


Часть 5 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору обеспечиваются установленные ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

К социально- экономическим правам относятся и такие права, которые обеспечивают создание иных условий для достойной жизни и свободного развития человека, в соответствии с характеристикой РФ как социального государства (ст. 7 Конституции РФ).

Это, в частности, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей (право на социальное обеспечение); право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право па охрану здоровья и медицинскую помощь предусмотрено в Конституции РФ и означает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Часть 3 ст. 41 Конституции РФ предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

С этой нормой связана и последующая ст. 42 Конституции РФ о том, что каждый имеет право па благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В частности, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить соответствующую информацию о состоянии своего здоровья, сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства или последствиях и результатах проведенного лечения.

К культурным правам человека и гражданина относятся:

Право на образование (ст. 43);

Право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

Система социально-экономических прав и свобод личности в РФ включает в себя: 1) право собственности и его гарантии; 2) социальное обеспечение; 3) гарантии в сфере труда.

Право частной собственности устанавливается конституцией РФ и включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Частная собственность может быть: 1) единоличной; 2) общей (совместной, долевой).

Гарантии частной собственности устанавливаются Конституцией РФ. В соответствии с ними собственность охраняется государством независимо от ее формы (государственная или частная) и никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Допускается принудительное отчуждение собственности у граждан только в общественных и государственных целях и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Близким к праву собственности является право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Государство гарантирует это право при условии соблюдения антимонопольного законодательства.

Социальное обеспечение в РФ – специальные, установленные законодательством РФ и субъектов РФ (в этом случае финансирование социального обеспечения осуществляется из средств бюджета субъекта РФ) государственные пособия, пенсии и иные выплаты, предоставляемые нуждающимся слоям населения.

Право на социальное обеспечение принадлежит каждому лицу, законно находящемуся на территории РФ: 1) по достижении им определенного возраста;

2) в случае болезни, инвалидности; 3) потери кормильца; 4) воспитания детей; 5) в иных случаях.

Право на труд также можно отнести к социально-экономическим правам граждан в РФ. Каждый гражданин вправе свободно распоряжается своими трудовыми способностями, выбирать род занятий, деятельности и профессию. Работодатели обязаны обеспечить условия труда, соответствующие требованиям безопасности и гигиены. Труд граждан рФ должен оплачиваться в размере и форме, установленных трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Не допускаются: 1) принуждение к труду; 2) дискриминация в сфере труда по признакам расы, пола, национальности и др.

Конституционные гарантии в сфере труда: 1) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров разрешенными федеральными законами способами; 2) право на забастовку; 3) право на отдых; 4) восьмичасовой рабочий день; 5) выходные дни; 6) ежегодный оплачиваемый отпуск и др.

Конституционные культурные права включают в себя право на: 1) образование, его общедоступность и бесплатность независимо от уровня; 2) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания;

3) доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны; 4) охрану интеллектуальной собственности.

Особенности социально-экономических и культурных прав: 1) они одновременно являются и правами, и гарантиями; 2) конкретизируются в специальном законодательстве; 3) преследуют общесоциальные цели.

Трудовые права и свободы.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

Впервые в нашей стране право на труд было закреплено в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция России 1978 г. добавила к этой дефиниции также право на выбор профессии.

После полного изменения содержания раздела "Государство и личность" в Конституции 1978 г. в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина содержание права на труд получило иную интерпретацию. Оно раскрывалось как право свободно выбирать или соглашаться на труд, распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

Конституция 1993 г. более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна.

Государство:

2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждает право на защиту от безработицы;

4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" детально урегулировал формы и способы реализации этого права.

Государство своей политикой призвано создавать и другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере труда.

Действуют многочисленные нормативные правовые акты (федеральные, межотраслевые, отраслевые), которые определяют государственные нормативные требования охраны труда <*>. Причем установлено, что соответствующие нормативные правовые акты органов субъектов Российской Федерации не могут содержать требования ниже государственных стандартов по охране труда.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха.

Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

53. Конституционные обязанности граждан РФ.

Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности граждан РФ являются официально признанными и закрепляются в Конституции РФ и федеральных законах.

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ: 1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей; 2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов; 3) имеют высшую юридическую силу.

Виды конституционных обязанностей: 1) общие конституционные обязанности (соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы); 2) специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность).

Общие обязанности несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.

Выполнение общих обязанностей обеспечивается: 1) мерами воспитательного воздействия; 2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.

Специальные обязанности возлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан. В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Например, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной федеральными законами ответственностью. Особой гражданской обязанностью является воинская обязанность всех граждан РФ мужского пола старше 18 лет, если они не относятся к категории лиц, освобожденных от этой обязанности по состоянию здоровья и иным обстоятельствам.

Воинская обязанность граждан РФ включает в себя: 1) воинский учет; 2) обязательную подготовку к военной службе; 3) призыв на военную службу; 4) прохождение военной службы по призыву; 5) пребывание в запасе; 6) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане РФ могут исполнять воинский долг путем добровольного поступления на военную службу. Гражданам РФ предоставлено право заменить военную службу альтернативной гражданской службой.

На военную службу не призываются граждане РФ: 1) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; 2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; 3) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело передано в суд.

Граждане РФ могут быть освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с последними изменениями от 22 февраля 2004 г.). Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных федеральным законодательством.

54. Конституционные гарантии прав и свобод.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции): 1) права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; 2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; 3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 4) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются федеральными законами. Например:

1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах.

В соответствии с этим Законом выборы и все референдумы в РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах может ограничиваться только в соответствии с федеральными законами и только в качестве установленных мер ответственности либо в случае ограничения дееспособности;

2) ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ от 22 декабря 1992 г. 4180-I «О трансплантации органов и(или)тканей человека», Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность.

В соответствии с этими законами ограничение права на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;

3) ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование

Согласно этому Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно находящихся на территории РФ. В это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др.

Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.

55. Понятие и принципы федеративного устройства РФ.

РФ является многонациональным государством, поэтому наиболее естественной формой государственного устройства является федеративная.

Территория России делится на отдельные, самостоятельные (в пределах своей компетенции), равноправные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ – 89.

Принципы федеративного устройства РФ:

1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ; 5) действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

2.3. Социальные, экономические и культурные права и свободы призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Статья 34 Конституции Российской Федерации предусматривает право на свободу предпринимательства.

Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в Конституции РФ право частной собственности , непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.

В статье 35 говорится:

Каждый в праве иметь имущество в собственности, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право частной собственности принадлежит каждому человеку и является одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.

Содержание права частной собственности весьма широкое (рассмотрим только основные моменты данной категории). Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против него закона или действий.

Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых, не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли весьма относительна, поскольку п.3 ст.36 определяет условия и порядок пользования землей.

~ свободу труда;

~ право на труд и на защиту от безработицы;

~ право на забастовку;

~ право на отдых;

Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Конституция РФ закрепляет свободу труда (п.1 ст.37 Конституции РФ), раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.

Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если такие требования нарушены в результате действий работодателя и работнику на производстве причинен вред, то работодатель несет материальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.

Согласно п.4 ст.37 признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Любая система разрешения споров предусматривает возможность недовольной стороны обратить в суд.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых , именно поэтому оно закрепляется в п.5 ст.37. Любой человек должен рационально использовать время своего отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Конституция в ст.38 определяет и взаимные права родителей и детей . Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и, прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.

К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту , в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 Конституции РФ). Содержанием данного права является, прежде всего, в гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковы основания и условия обеспечения.

В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается критерий социально-экономических прав, который выделяет культурные права человека.

К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

В Конституции Российской Федерации (в ст. 43) гарантируется право граждан на образование . Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

Конституционно закреплены принципы, гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества , преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. (Ст. 44 Конституции РФ). Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

Государство гарантирует охрану авторам интеллектуальной собственности , устанавливая порядок применения ответственности на лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

Среди обязанностей человека и гражданина Конституция РФ выделяет также обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57), обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), обязанность и долг защиты Отечества. Если убеждениям или вероисповеданию гражданина РФ противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст.59).

В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь.

По своему юридическому содержанию данные права неодинаковы. Некоторые (например право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации.

Право на экономическую деятельность . Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.



В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и, прежде всего Гражданским кодексом РФ.

Право частной собственности . Содержание права частной собственности весьма широкое. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности.

Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. При чрезвычайных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности (реквизиция) по решению государственных органов, возможна также конфискация в административном порядке, но в любом случае предусмотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд в соответствии со ст. 46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которые приняты в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная - в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночными ценами.

Трудовые права и свободы . Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом принудительного труда.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда.

Действующим законом запрещены некоторые виды забастовок. Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Защита материнства, детства и семьи . Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью.

Право на социальное обеспечение . Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.

Право на жилище . Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Есть категории граждан, которые выделяются Конституцией как имеющие право на приоритетное и льготное обеспечение жилищем. Речь идет о малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище гражданах, которых государство обязуется обеспечить из государственных, муниципальных и других фондов бесплатно или за доступную плату. Право на жилище для таких лиц осуществляется как бы за счет общества с целью социальной защиты определенной части населения.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право на медицинскую помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Граждане имеют право и на медицинскую помощь в соответствии с Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г., а также за счет личных средств в платных медицинских учреждениях.

Право на образование . Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Как и в большинстве других развитых стран, основное общее образование является в России обязательным. Однако его обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.

Свобода творчества . Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации). Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране интеллектуальной собственности. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений.

Право на участие в культурной жизни . Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основной документ об этих трех видах прав человека- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(МПЭСКП)

Контроль за соблюдением МПЭСКП возложен на Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономические, социальные и культурные права. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности. Трудовые права и свободы. Защита материнства, детства и семьи. Право на социальное обеспечение. Право на жилище.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2003

    курсовая работа , добавлен 21.02.2011

    Понятие прав и свобод человека и гражданина. Критерии их классификации. Защита брака и семьи, материнства, отцовства и детства. Право на труд, жилье, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование. Преступления против социально-экономических прав.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Исследование истории идеи прав и свобод человека. Концепции основных прав. Анализ специфических особенностей личных прав и свобод гражданина. Защита достоинства личности. Характеристика политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Изучение нормативных и ненормативных социальных регуляторов (ценностного, директивного и информационного), оказывающих регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Система свобод и прав личности. Личные и культурные права и свободы.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Понятие и развитие прав. Личные (гражданские) права, их сущность. Реализация политических прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права. Конституционные нормы, закрепляющие положение человека и гражданина в российском обществе и государстве.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Особенности личных прав и свобод, случаи ограничения выезда из страны гражданина России. Политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Основные обязанности гражданина России.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2017

Случайные статьи

Вверх