Рассыпчатый пирог с творогом Пирог из рассыпчатого теста с творогом
Ароматная выпечка никогда не бывает лишней. Кто не любит посидеть за чашечкой чая с вкусным кусочком пирога? К сожалению,...
Для заказчиков, заключающих договоры за счет бюджетов всех уровней, требования по проведению закупок с каждым годом становятся строже, а их исполнение внимательно отслеживается контролирующими органами.
Мы рассказываем, какую предоплату можно установить в государственных или муниципальных контрактах при осуществлении закупок по 44-ФЗ, какими документами она регламентируется, как отражается в бухучете.
ГК РФ содержит определение предварительной оплаты (аванса) в ст. 487. Это обязательство покупателя оплатить стоимость товара или услуги до даты поставки или исполнения. Предоплата может быть полной или частичной, ее размер и срок перечисления должны быть определены в договоре. Согласно ст. 328 ГК РФ, поставщик, не получивший аванс, имеет право на следующие действия:
Эти положения применяются в том случае, если в договоре нет других указаний. Предоплата не является обязательным условием контракта, она может применяться, если обе стороны приняли решение о необходимости авансирования и зафиксировали это в договоре. Только в этом случае поставщик получает право требовать аванс.
Сам закон о контрактной системе в сфере госзакупок не содержит требований к предоплате в бюджетных учреждениях в 2019 году, кроме того, что сведения об авансах должны обязательно быть указаны в планах-графиках .
Порядок авансирования контрактов, заключаемых в соответствии с 44-ФЗ, расписан в Постановлении Правительства РФ от 09.12.2017 года № 1496. Этот документ предусматривает следующие размеры предоплаты по контракту по 44-ФЗ:
Подробные условия размеров авансовых платежей и их основания смотрите в памятке Системы Госфинансы:
ПП 1496 разрешает 100% предоплату по отдельным направлениям расходования бюджетных средств:
В постановлении есть исчерпывающий закрытый перечень закупок, предполагающих полную предоплату.
Существует и список товаров и услуг, при закупке которых получатели средств федерального бюджета не вправе предусматривать авансирование поставщиков и исполнителей. На сегодняшний день действует Распоряжение Правительства от 16.01.2018 года №21-р. В перечень входят товары: белье постельное, одеяла, ковры и ковровые изделия, бумага для печати, различные виды канцелярских принадлежностей, автомобили легковые и грузовые и пр. Для каждого вида продукции указан код по ОКПД2.
В 44-ФЗ нет никаких ограничений по предоплате, а ПП 1496 распространяется только на получателей средств федерального бюджета, заключающих госконтракты. Для тех учреждений, которые финансируются из бюджетов других уровней (местных или региональных) правила авансирования по муниципальным контрактам устанавливаются нормативными актами субъектов РФ. Например, в г. Москве на сегодняшний день действует Постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 года № 1229-ПП. В нем определены правила для всех заказчиков, заключающих контракты за счет бюджета города.
В этом постановлении перечень поставок и услуг, предполагающий 100% предоплату, гораздо шире федерального. Разрешено полностью авансировать любые закупки в сумме разрешенных Центробанком наличных расчетов между юрлицами по одной сделке (на сегодня 100 тыс. руб.). Допускается 100% предоплата за коммунальные услуги по объектам госсобственности. В Москве существуют авансы 40% (на финансирование производств и объектов, представляющих радиационную опасность) и 50% (на приобретение продуктов и организацию питания в социальной сфере). Перечня товаров и услуг, авансирование которых не разрешается, в Москве нет, но для закупок у поставщиков-нерезидентов предоплата возможна только по специальному разрешению правительства города.
В каждом субъекте РФ существует законодательный документ, подобный московскому, которым следует руководствоваться при внесении в муниципальный контракт условия о предоплате.
В бюджетном учете взаиморасчеты по авансам с поставщиками услуг производятся с использованием счетов:
Номер счета |
Наименование услуги |
транспортные |
|
коммунальные |
|
по арендной плате за пользование имуществом |
|
по прочим работам и услугам |
|
по страхованию |
|
по работам, услугам для целей капитальных вложений |
|
по арендной плате за пользование земельными участками |
|
С поставщиками ПФА, НМА и НПА расчеты производятся: |
|
Номер счета |
Наименование актива |
основные средства |
|
нематериальные активы |
|
непроизведенные активы |
|
материальные запасы |
Перечисление денежных средств в качестве предоплаты по контракту отражается проводками:
При выполнении контрагентом своих обязательств производится зачет аванса выданного следующими проводками:
КОСГУ 560 (660) увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности детализировано в Инструкции 209н , поэтому третья цифра проставляется в зависимости от категории поставщика. Аналогично нужно заполнить третью цифру в КОСГУ 830 – уменьшение кредиторской задолженности. Например, если договор был заключен с бюджетным или автономным учреждением, используются КОСГУ 562, 662, 832.
Можно ли заключить по 44-ФЗ договор с единственным поставщиком на оказание услуг хостинга? Возможно ли авансирование 100% в это случае?
Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?
Да, заказчик вправе осуществить закупку на оказание услуг по предоставлению хостинга у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если цена контракта не превышает 100 тысяч рублей и у заказчика имеются лимиты для осуществления такой закупки на основании указанного пункта. Иных оснований для заключения контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) положения Закона № 44-ФЗ не предусматривают.
В случае если у заказчика не имеются правовых оснований для заключения такого контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то закупку следует осуществить одним из конкурентных способов закупки.
Что касается авансирования, то, полагаем, у заказчика нет правовых оснований для установления условиями исполнения контракта 100% авансирования, так как услуги по предоставлению хостинга не относятся к услугам связи.
ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" не содержит понятия "хостинг". Пункт 32 ст. 2 Закона "О связи" дает следующее определение услуги связи: "Деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений".
Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" также не дает определения хостинга, и является ли он разновидностью оказания телематических услуг связи, законодатель также не разъясняет.
Контракт заключают на основании: пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Размещать извещение в ЕИС: не нужно.
Готовить отчет-обоснование: не нужно.
Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
Привлекать экспертов, экспертные организации: не обязательно.
Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.
Уведомить контрольный орган: не нужно.
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на сумму до 100 000 руб.
Размеры авансов по контрактам у федеральных, региональных и местных заказчиков разные. В Законе № 44-ФЗ конкретный размер аванса не определен. Пределы устанавливают органы власти своими нормативно-правовыми актами. Какой аванс заказчики вправе предусмотреть, читайте в рекомендации.
Федеральные заказчикиВ 2017 году на федеральном уровне Правительство РФ ограничило объем авансовых платежей для получателей бюджетных средств. По общему правилу предоплата не должна превышать 30 процентов цены контракта. Однако есть и исключения, когда размер аванса зависит от вида контракта. Например, по отдельным закупкам заказчики вправе перевести предоплату в размере 100 процентов цены контракта. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2016 года № 1551, далее - Постановление № 1551.
Для федеральных бюджетных и автономных учреждений предельный размер авансовых платежей определяют учредители. Однако лимиты из Постановления № 1551 также учитывают (п. 43 Постановления № 1551).
Не устанавливайте размер аванса выше объема доведенных лимитов (п. 42 Постановления № 1551).
Заказчики не вправе устанавливать аванс, когда закупают товары или услуги из правительственного перечня. Об этом сказано в пункте 42 Постановления № 1551.
Также не устанавливайте аванс, когда в одной закупке приобретаете товары или услуги, включенные и не включенные в перечень (п. 3 постановления Правительства РФ от 13 марта 2017 года № 278).
Аванс до 30 процентов суммы контракта установите на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России, если законодатель не установил другие правила.
Допустим, сумма контракта превышает 600 млн руб. Тогда заказчик вправе произвести повторную предоплату, но только когда подрядчик выполнит работы в объеме выплаченного аванса. Общий размер аванса не должен превышать 70 процентов суммы контракта.
Также аванс до 30 процентов устанавливайте по умолчанию, если не закупаете работы и услуги, по которым предоплата запрещена или установлена в размере более 30 процентов.
Предоплату больше 30 процентов предусмотрите, если в контракте есть условие, что аванс перечисляют на счета, которые Казначейство открыло в учреждениях Центрального банка РФ. Счета открыли, чтобы учитывать операции со средствами организаций, которые не относятся к участникам бюджетного процесса.
Исключение - заказчик вправе установить размер аванса до 100 процентов суммы контракта.
Об этом сказано в подпункте «а» пункта 42, пункте 43 Постановления № 1551.
Аванс свыше 30 и до 80 процентов суммы контракта установите, когда закупаете научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые направлены на импортозамещение технологической продукции.
При этом соблюдайте два требования:
Исключение - в контрактах, которые подлежат банковскому сопровождению, аванс не устанавливают.
Об этом сказано в подпункте «а» пункта 42, пункте 43 Постановления № 1551.
Предусмотрите аванс до 100 процентов, когда предмет контракта:
Региональные и муниципальные заказчики должны выполнять требования учредителя и нормы местного законодательства, когда прописывают размер аванса в контракте.
Например, бюджетные учреждения Приморского края в 2017 году должны соблюдать пределы авансирования, которые установила местная администрация. В частности, предусмотреть аванс в размере 100 процентов возможно по тем же контрактам, что и у федеральных заказчиков, и по закупкам, предмет которых:
Об этом сказано в постановлении администрации Приморского края от 30 декабря 2016 г. № 624-па.
В этой статье расскажем о том, какие существуют способы оплаты по государственным контрактам. Рассмотрим, когда и в каком размере заказчик может оплатить аванс, когда предусмотрена поэтапная оплата и в какие сроки необходимо перевести деньги поставщику.
При желании сделать закупку более привлекательной заказчик может установить оплату авансом. При этом необходимо включить условие об авансе в контракт , прописать его размер, а также срок перечисления денежных средств. Если заказчик это упустит, он нарушит закон 44-ФЗ.
Внимание! Если в закупке установлены условия об оплате авансом, обеспечение заявки поднимается до его суммы.
Существует список, утвержденный постановлением Правительства № 21-р от 16.01.2018 . В него входят в товары и услуги, которые заказчик не может закупать на условиях аванса. В список попали самые разные позиции - бумага, портативные компьютеры, автомобили, услуги по ремонту компьютерной техники и так далее. Всего в списке 26 позиций.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Аванс устанавливается в следующем размере:
Обратите внимание! Формулировка «до 100%» дает заказчику самому определять размер предоплаты.
Закон 44-ФЗ не требует от заказчика при заполнении извещения заполнять поле об авансе. И это существенно усложняет поиск закупок, в которых он предусмотрен.
Однако можно использовать следующие механизмы:
Контракт считается исполненным, когда поставщик произвел поставку всех товаров или услуг, заказчик их принял и оплатил.
Порядок приемки и оплаты в обязательном порядке прописывается в контракте. Также в нем устанавливается, какие именно документы должны подписать стороны в качестве «закрывающих» контракт. Это может быть, например, акт приема-передачи, накладная и другие.
Оплата должна производиться в такие сроки:
Отсчет производится от даты, когда подписан документ о приемке.
Важно понимать, что исключать условия об оплате из контракта неправомерно - для должностного лица заказчика это чревато штрафом в размере 3000 рублей. Также нельзя устанавливать в контракте более длительный срок оплаты.
Хотя в судебной практике есть примеры, когда арбитры считали правомерным включение в контракт такого условия: заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату, если это связано с тем, что деньги ему не поступили.
Некоторые контракты подразумевают поэтапное исполнение и оплату. Условие об этом должно содержаться в контракте. Кроме того, необходимо включить в соглашение сведения о периоде исполнения каждого этапа и о дате, когда контракт должен быть исполнен полностью.
Оплата отдельных этапов производится в том же порядке, что и всего контракта. Это значит, что каждый раз нужно подписывать документы о приемке , а если это необходимо - проводить экспертизу.
Иногда . Важно помнить, что продлевать срок контракта запрещено.
Поэтапное исполнение контракта удобно для поставщиков еще и тем, что после исполнения каждого этапа можно снизить сумму обеспечения контракта . Если оно вносилось денежными средствами, то происходит это одним из следующих способов:
Если обеспечение контракта вносилось банковской гарантией , то поставщик может предоставить новую гарантию на уменьшенную сумму. В таком случае банк должен вернуть поставщику денежные средства в размере разницы между старой и новой комиссией за выдачу гарантии. Но нужно учесть, что банк может на это не пойти.
Авансирование по 44-ФЗ — право, а не обязанность заказчика. Платить аванс или нет, он решает сам, руководствуясь желанием сделать закупку привлекательнее для участников и законодательными ограничениями, которые прописаны в отдельных нормативных правовых актах.
Если заказчик решает выплатить аванс, он вносит это условие в контракт (
ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие этой информации — нарушение закона. Поставщиками нужно учесть, что в закупках с авансом размер обеспечения контракта повышается до суммы аванса.Аванса не будет
Аванс будет не больше 30%
Возможен аванс от 30% до 80%
На аванс выше 30%, но не больше суммы доведенных лимитов, можно рассчитывать в закупках на проведение исследовательских работ и научных изысканий, которые направлены на замещение импортной продукции. При этом аванс обязательно перечисляется на счета казначейства. Мы писали о том, что такое .
Возможен аванс до 100%
Есть закрытый перечень услуг, которые заказчик может полностью оплатить заранее:
Правда, формулировка «до 100%» позволяет заказчику самому решать, какой процент аванса устанавливать.
Как искать закупки с авансом?
Пока нет хорошего способа искать закупки с авансированием. Причина в том, что поле про аванс — необязательное поле в извещениях о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики заполняют его по своему усмотрению: указывают процент или сумму аванса, а чаще всего просто не заполняют. Есть два косвенных способа искать закупки с авансом:
В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.
44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:
После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.
Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.
Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:
Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.
Если после выполнения этапа меняются условия контракта, то заказчик и исполнитель подписывают дополнительное соглашение об этом.
Процесс исполнения госконтракта включает в себя:
Полный расчет производят только после того, как поставщик выполнит свои обязательства. В контракте указывают, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания устанавливают срок перечисления денег поставщику.
Бывает, что заказчик не успевает выбрать весь товар до окончания действия договора. Мы писали о том, .
Сроки оплаты
Определяя срок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования из ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34 :
Изменять сроки оплаты по контракту 44-ФЗ перед подписанием контракта или дополнительным соглашением после подписания нельзя. Возможно только уменьшить установленный законом период.
Если в контракте нет порядка и сроков расчета, это нарушение (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Правда, недавно Арбитражный суд АС Восточно-Сибирского округа признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности, если не оплатил вовремя контракт, если ему самому не перечислили денег из бюджета (дело № А33-771/2017 от 07.02.2018).
В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят
Допускается ли установление аванса по 44-ФЗ в 2019 году? Такой вопрос нередко возникает у контрактных управляющих и исполнителей госконтрактов. Ответ на него читайте далее.
Самим законом это не регулируется. Про закупки с авансированием 44-ФЗ говорит, что:
Предоплата по 44-ФЗ подпадает под регулирование ГК РФ, в котором:
Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат
Оплата аванса происходит в том случае, когда заказчик считает необходимым установить предоплату. Выплата предоплаты по договору по 44-ФЗ происходит только в том случае, когда условие о наличии аванса было прописано в плане-графике, а в госконтракте установлено обеспечение его выполнения в размере предоплаты.
Новые правила авансирования по госконтрактам
С 1 октября заказчики применяют новые правила авансирования по этапам контракта. Читайте, как правильно прописать аванс в контракте.
Читать про измененияДля бюджетных учреждений урегулировано ПП от 09.12.2017 № 1496. Возможный размер аванса по контракту по 44-ФЗ установлен в п. 18 указанного ПП.
Размер (% от НМЦК) |
Предмет госконтракта |
---|---|
Производство работ по строительству и капремонту зданий и сооружений, находящихся в собственности РФ. Если стоимость работ превышает 600 млн. руб., заказчик вправе произвести повторное авансирование после выполнения подрядчиком уже проавансированных работ. Общий размер авансирования не может превышать 70 % суммы контракта. |
|
Производство научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение при наличии казначейского сопровождения предоплаты по контракту по 44-ФЗ. |
|
Производство других работ при включении в госконтракт условия о казначейском сопровождении |
|
Производство работ по строительству и реконструкции зданий и сооружений, находящихся в собственности РФ при стоимости договора свыше 600 млн. рублей. При производстве проавансированных работ возможна последующая выплата предоплаты по 44-ФЗ в 2019 году до 70% |
|
Приобретение услуг связи, оформление подписки на газеты и журналы, проведение экспертизы проектной документации, покупка ж/д и авиабилетов и т.п. |
Авансирование контракта по 44-ФЗ в 2019 году для федеральных заказчиков запрещено при покупке товаров, включенных в список, утвержденный распоряжением Правительства от 16.01.2018 № 21-р. В него вошли папки из бумаги и картона, ковровые изделия, компьютеры легче 10 кг и прочее.
В проекте контракта или договора пропишите размер и порядок авансирования. Размер предоплаты для заказчиков по Закону № 44-ФЗ ограничен правовыми актами Правительства, региональной или муниципальной власти. Заказчики по Закону № 223-ФЗ выплачивают аванс на свое усмотрение. Исключение – бюджетные и автономные учреждения.
Читайте, какие правила авансирования применять при закупках и за какие условия контролеры оштрафуют.
Предоплата по контракту по 44-ФЗ с единственным поставщиком и с исполнителями контракта, определенными с помощью с торгов для получателей средств региональных бюджетов устанавливается областными, краевыми законами.
Например, заказчики Оренбургской области (п. 8 Постановления правительства области от 29.12.2018 № 905-п) могут устанавливать 100-процентную предоплату на покупку печатных изданий, на проведение спортивных и культурных мероприятий на оплату командировочных и т. д. А также:
Предоплата по муниципальному контракту по 44-ФЗ устанавливается учредителями этих госзаказчиков. Как правило, местными нормативными актами устанавливается возможность устанавливать 100-процентный аванс по 44-ФЗ з в 2019 году для муниципальных бюджетных учреждений на покупку определенных товаров и услуг.
Так, постановлением администрации МО «Камышловский муниципальный район» (Свердловская область) от 17.01.2019 № 6-ПА разрешено закупать со 100-процентной предоплатой по 44-ФЗ бюджетным учреждениям муниципалитета:
Аванс по 44-ФЗ в 2019 году для бюджетных учреждений этого муниципалитета в других случаях может составлять до 30% от суммы договора, но не более 30% от лимитов бюджетных обязательств.