Акт обследования земельного участка: образец, порядок соствления. Обследование территории земельного участка Акт обследования земельного участка для чего нужен

Акт обследования объекта – документ, который формируется кадастровым инженером после осмотра на месте помещения, сооружения или здания, представляет собой заключение о фактическом прекращении его существования.Согласно нормам законодательства, правом формирования актов обследования обладают только кадастровые инженеры, которые помимо профильного образования также имеют действующий профессиональный аттестат.

Образец акта обследования

Зачем нужен акт обследования земельного участка, здания

Основной задачей, которая решается с получением акта обследования, становится возможность снятия данного объекта с кадастрового учёта. Причиной может стать

  • Снятие с учета объекта при прекращении его существования (в результате стихийного бедствия, обрушения из-за потери прочности строительных конструкций, сноса),
  • слияние нескольких участков или зданий, комнат в коммунальной квартире в одну,
  • разделение дома (земельного участка) на несколько самостоятельных,
  • необходимость аннулирования временного статуса.

Как получить акт обследования объекта

  1. Собственником объекта недвижимости заключается договор с нашей компанией.
  2. Кадастровый инженер анализирует все представленные документы. Для этого специалисту потребуются
    1. паспорт собственника недвижимости,
    2. при необходимости доверенность от правообладателя на данный объект недвижимости,
    3. правоустанавливающие документы,
    4. действующий кадастровый паспорт.
  3. При необходимости специалист получает дополнительные документы по рассматриваемому объекту у других организаций.
  4. Выполняется осмотр на месте.
  5. Составляется акт обследования здания, земельного участка в соответствии с регламентированной приказом Правительства РФ формой.

При вынесении решения в обязательном порядке принимаются во внимание сведения, указанные в Государственном Кадастре Недвижимости, а также имеющиеся официальные документы, которые могут служить подтверждением того, что рассматриваемый объект перестал существовать. Таковым может стать, к примеру, акт о разрушении объекта в результате пожара. При наличии таких документов они прилагаются к акту.

Что получает заказчик в итоге

Акт обследования земельного участка составляется кадастровым инженером при необходимости снятия здания или помещения с кадастрового учета вследствие его уничтожения или гибели. Кадастровый инженер — это физическое лицо, которое состоит в СРО (саморегулируемой организации) кадастровых инженеров.

Основаниями для оформления акта могут стать следующие события:

  • катаклизм или форс-мажорная ситуация, в результате чего здание или помещение приобретает аварийное состояние или полностью разрушается;
  • перепланировка, капитальный ремонт дома или квартиры;
  • аннулирование ранее выданного временного статуса по земельному участку.

Услуга по подготовке акта состоит из следующих этапов:

  1. заключение договора на выполнение кадастровой деятельности с кадастровым инженером, с приложением сметы и задания на работы;
  2. изучение инженером представленных заказчиком (собственником помещения) сведений и запрос информации по заказчику из государственного кадастра недвижимости;
  3. приобщение представленных заказчиком документов, которые подтверждают фактическое прекращение существования объекта на земельном участке (например: заключение о признании дома подлежащим реконструкции, справка из МЧС);
  4. проведение обследования и сверка фактического состояния недвижимости с представленными заказчиком документами, формирование акта обследования.

Выездная проверка участка также осуществляется кадастровым инженером. Инженер производит анализ участка, предварительно запрашивая следующие документы:

  • кадастровый паспорт;
  • свидетельство о праве собственности на недвижимость.

Акт обследования земельного участка передается инженером заказчику в виде электронного XML-документа, подписывается электронно-цифровой подписью инженера. В акте инженер указывает: Ф. И. О., почтовый адрес, наименование компании, представляющей кадастровые услуги, сведения о заказчике, описание объекта недвижимости, использованные при составлении акта документы.

Акт может составляться и на бумажном носителе, согласно договору подряда, в этом случае он прошивается и подписывается кадастровым инженером. Процедура обследования и составления акта занимает обычно 5-7 календарных дней.

Собственник помещения, имея на руках флеш-карту или CD-диск с актом обследования земельного участка, обращается в Росреестр или МФЦ по вопросу корректировки сведений по участку. Помимо акта обследования земельного участка, в МФЦ или Росреестр необходимо предоставить также удостоверение личности заявителя или представителя, доверенность представителя, правоустанавливающие документы на недвижимость, заявление о снятии недвижимого имущества с учета.

На стадии рассмотрения заявления сотрудники кадастровой палаты вносят новые сведения о прекращении существования строения на земельном участке. Далее происходит снятие строения с кадастрового учета, после этого собственнику выдается кадастровая выписка с формальным прекращением права собственности. Снятие с кадастрового учета происходит бесплатно в срок до 10 рабочих дней после обращения собственника помещения. После получения выписки собственник помещения освобождается от уплаты налогов.

Акта административного обследования объекта земельных отношений.

Правила
проведения административного обследования объектов земельных отношений
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 251)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации.

Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).

2. При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

К административным обследованиям объектов земельных отношений не относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования, осуществляемые в рамках федерального государственного экологического надзора.

3. Должностные лица имеют право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцами архивных фондов, правообладателями полученной дистанционными методами информации, сведения, хранящиеся в указанных ресурсах и необходимые для проведения административного обследования объектов земельных отношений.

Предоставление сведений , доступ к которым ограничен федеральными законами, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной , коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, получившие запрос в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, представляют при наличии запрашиваемые сведения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

При невозможности отправки или получения запрашиваемых сведений посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения представляются на бумажном носителе.

5. В соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил, подлежат представлению:

а) Министерством культуры Российской Федерации - сведения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также информация о земельных участках в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения и охранных зонах этих объектов;

б) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований;

в) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - сведения о границах особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон;

г) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее подведомственными организациями - сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;

д) Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - сведения из реестра федерального имущества в отношении земельных участков;

е) Федеральным космическим агентством - данные дистанционного зондирования Земли;

ж) Федеральным агентством лесного хозяйства - обобщенная документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, в том числе в части лесов, в отношении которых осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано в установленном порядке органам государственной власти субъектов Российской Федерации или изъято в соответствии с частью 10.1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

з) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - сведения из реестра имущества субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, сведения из схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также сведения о земельных участках в границах территорий объектов культурного наследия регионального значения и охранных зонах этих объектов, сведения о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон;

и) органами местного самоуправления - сведения из реестра муниципального имущества в отношении земельных участков, документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, архивов муниципального образования, а также сведения о земельных участках в границах территорий объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и охранных зонах этих объектов, сведения о границах особо охраняемых природных территорий местного значения и их охранных зон.

7. Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется в приоритетном порядке в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, земель, востребованных в гражданском обороте (исходя из статистики сделок купли-продажи по данным Единого государственного реестра недвижимости), а также земельных участков, которые в случае их изъятия в связи с ненадлежащим использованием могут быть предоставлены гражданам и организациям (исходя из статистики обращений с заявлениями о предоставлении земельных участков в органы местного самоуправления).

Административное обследование объектов земельных отношений земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в приоритетном порядке в отношении сельскохозяйственных угодий, земель, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (в частности, земельные участки, используемые для селекции, семеноводства, сортоиспытаний, разведения племенных животных и использования племенной продукции (материала), размещения коллекций генетических ресурсов растений, научно-исследовательских, опытно-учебных целей), а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

8. Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" (далее - акт административного обследования объекта земельных отношений), или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

В акт административного обследования объекта земельных отношений (заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации) включается описание объекта земельных отношений или нескольких объектов земельных отношений, позволяющее однозначно идентифицировать такие объекты (кадастровый номер, адрес, описание местоположения и т.д.).

Акт административного обследования объекта земельных отношений (заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации) составляется в форме электронного документа либо на бумажном носителе (в случае невозможности его составления в форме электронного документа).

9. Акт административного обследования объекта земельных отношений утверждается уполномоченным должностным лицом органа государственного земельного надзора либо его территориальных органов и их структурных подразделений. Акт административного обследования объекта земельных отношений, составленный в электронной форме, подписывается квалифицированной электронной подписью уполномоченного на утверждение такого акта должностного лица.

10. Результаты административного обследования объектов земельных отношений используются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации.

Объект земельных отношений, в отношении которого было проведено административное обследование, не выявившее признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, не может быть включен в ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации (за исключением плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации, осуществляемых в рамках федерального государственного экологического надзора) в течение 3 лет со дня проведения административного обследования объекта земельных отношений.

11. В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, следующее административное обследование такого объекта земельных отношений может быть проведено не ранее чем через 2 года со дня утверждения заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

12. Результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации). Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.

13. Должностные лица, осуществляющие административное обследование объекта земельных отношений, а также должностные лица, утверждающие акты административного обследования объекта земельных отношений, несут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, административную и дисциплинарную ответственность , в том числе за достоверность и обоснованность установленных в результате административного обследования объекта земельных отношений обстоятельств.

14. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, привлечение к которой не относится к компетенции органа государственного земельного надзора, проводившего административное обследование, акт административного обследования этого объекта земельных отношений подлежит направлению в течение 5 рабочих дней со дня подписания в орган государственного земельного надзора, уполномоченный на рассмотрение дела о таком нарушении, для проведения проверки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 251 ФОРМА акта административного обследования объекта земельных отношений ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ _________________________________________________________________________ (наименование федерального органа исполнительной власти или его территориального органа) А К Т административного обследования объекта земельных отношений N _____________ "____"____________20__ г. _____________________________________ (место составления акта административного обследования объекта земельных отношений) "____"____________20___года _________________________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, составившего акт административного обследования объекта земельных отношений) проведено административное обследование объекта земельных отношений _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. (кадастровый номер, адрес, описание местоположения и иное описание объекта земельных отношений или нескольких объектов земельных отношений) Административное обследование объекта земельных отношений проведено путем ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. (описание действий, произведенных в рамках административного обследования объекта земельных отношений) В результате административного обследования объекта земельных отношений установлено____________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. (указываются обстоятельства, выявленные при проведении административного обследования объекта земельных отношений, признаки нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (при наличии), а также нарушенные нормы законодательства Российской Федерации) Дополнительная информация _______________________________________________ _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. (заполняется при необходимости) В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, является основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации. _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (подпись и расшифровка подписи должностного лица, проводившего административное обследование объекта земельных отношений) Утверждаю _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (должность, подпись и расшифровка подписи должностного лица, наделенного полномочиями по утверждению акта административного обследования объекта земельных отношений)

С 1 января 2015 г. предусмотрено административное обследование объектов земельных отношений. Регламентирована процедура.

Так, обследование осуществляют должностные лица органов госземнадзора, уполномоченные проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства. При этом они самостоятельно (без допразрешений и согласований) анализируют полученную информацию.

Под административным обследованием понимается исследование состояния и способов использования указанных объектов на основании сведений из государственных (муниципальных) информсистем, информресурсов, архивных фондов, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства. Также используется информация, полученная в ходе госмониторинга земель, дистанционными методами, от визуального осмотра и др.

К административному обследованию не относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования в рамках федерального государственного экологического надзора.

Обследование проводится без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа к ним.

Должностные лица вправе запрашивать у органов госвласти, местного самоуправления и организаций сведения, необходимые для обследования. Установлен их перечень.

В отношении некоторых земель обследование проводится в приоритетном порядке. Речь идет об участках, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципалитете, землях, востребованных в гражданском обороте, а также используемых для сельхозпроизводства, рыбоводства и др.

Если в результате обследования выявлены нарушения, оформляется соответствующий акт. Утверждена его форма. Если таковых нет, выносится заключение. В акт (заключение) включается описание объекта (объектов), которое позволяет однозначно его идентифицировать (кадастровый номер, адрес, местоположение и т.д.). Акт (заключение) составляется в виде электронного документа и подписывается квалифицированной электронной подписью. Если это невозможно - на бумажном носителе.

Результаты обследования используются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства. Если нарушения не выявлены, объект не может быть включен в план в течение 3 лет со дня обследования. Следующее обследование такого объекта проводится не ранее 2 лет от даты утверждения вышеназванного заключения.

Результаты обследования публикуются на сайте осуществившего его органа госземнадзора. Определен срок.

Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 19 июня 2019 г. N 781


Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. N 1560


Случайные статьи

Вверх