Шлейден и шванн - первые каменщики клеточной теории
Российскому физиологу Ивану Павлову принадлежит сравнение науки со стройкой, где знания, как кирпичики, создают фундамент...
Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости подразумевает комплекс определенных процедур, проводимых собственником и кадастром. Закон обязывает вносить в реестр все данные о земельном участке и самой недвижимости. Это обусловлено необходимостью контроля за движением земельных наделов и объектов недвижимости.
Для порядочных и добросовестных владельцев усложнение технического процесса постановки на учет является нагрузкой. Действительно, чтобы продать свой законный участок, необходимо пройти много процедур. Однако именно в сфере недвижимости максимальное количество тех, кто занимается нечестным бизнесом, часто оставляя людей и без объекта, и без денег.
Государству стоило больших трат привести сделки с недвижимостью к безопасности сторон. Единственный действенный способ контролировать оборот недвижимости и создать условия для безопасности владельцев — тотальный контроль за каждой манипуляцией по объекту любого вида. В этом основная задача кадастрового учета.
У некоторых собственников, владеющих объектами много лет и не состоящими на учете, неизменно рождается вопрос о своем праве. Суть кадастра в том, что только при постановке на учет у собственника возникает право распоряжения собственностью.
Однако это не урезает права в том случае, когда собственник владеет имуществом и не стоит на учете. Ограничение возникнет в момент, если он захочет реализовать недвижимость или совершить иные манипуляции.
Кадастровая служба призвана контролировать любую недвижимость, но есть несколько исключений:
Исключения попадают под контроль другой юрисдикции. Все остальные виды недвижимости необходимо поставить на кадастровый учет.
Для определения статуса своего владения нужно обращаться в кадастр и получить . Последняя готовится до 10 дней и будет иметь силу полноценного документа. Законом определены основания, которые требуют постановки и регистрации:
Закон определил порядок постановки недвижимости на госучет. По этому вопросу необходимо обращаться либо в МФЦ своего региона, либо напрямую в кадастровую палату. Обратиться возможно как лично, так и нанять представителя. Для последнего потребуется доверенность от собственника на право подписи.
Наш портал представит сводный перечень необходимых документов, однако конечный вариант нужно уточнять по своему региону. Требуется пакет документации, куда включается:
Если участок или помещение являются муниципальными, потребуется разрешение от муниципалитета. Если земля в долгосрочной аренде, требуется согласие от собственника, даже если это муниципалитет. Самовольно арендатор или пользователь не могут стать на кадастровый учет.
Срок зависит от того, куда было обращение. При обращении напрямую в кадастровую палату срок изготовления документов до 18 дней. При обращении в МФЦ срок увеличивается на 2-5 дней по причине того, что центр подает запрос на изготовление документов в кадастр.
Однако просто поставить на учет недвижимость недостаточно. После получения документации необходимо пройти регистрацию. В реестр должны быть внесены все изменения и выдано новое свидетельство о собственности. Для этого обращаются в Росреестр или региональное МФЦ. Обязательно прикладываются документы:
Только после регистрации процедура постановки на учет будет полностью завершенной.
Важно заранее позаботится о том, чтобы технический/кадастровый паспорт были действительными.
В материале ответы о постановке на учет и для ЮЛ:
При подаче документации в постановке может быть отказано или процесс временно приостановлен. Приостановка применяется в тех случаях, когда в документах чего-то не хватает или есть неточность. То есть временно остановить процедуру могут для устранения недочетов. Не так важно, что именно стало причиной. Главное условие: причина может быть устранена собственником.
Труднее с полными отказами при постановке. Отказ указывает на то, что вообще невозможно поставить на учет здание или иную недвижимость. Это происходит потому, что при проверке выявлено одно или несколько обстоятельств, которые исключают возможность учета. Так, если выяснено, что земля отведена под госнужды, постановка невозможна.
Чаще всего отказ приходит при объединении нескольких участков в единый. Тут главное условие, чтобы все участки имело одно целеназначение. Так, нельзя объединить в один надел, если одна часть отведена под строительство, а вторая под садоводчество.
Нюансов много, в каждом случае органы конкретно рассматривают ситуацию. Если выдается отказ, то письменно и с указанием причины такого решения.
Если владелец считает неправильным отказ, он может обращаться в другие инстанции для аннулирования. Однако из практики можно сделать заключение, что оспаривание отказов почти всегда проигрышное для инициатора, поскольку система учета работает слаженно и координировано.
Поставить недвижимость на кадастровый учет — емкий процесс, особенно когда собственник впервые занялся документацией. Нужно понимать, что главные этапы: межевой и геодезический план, — могут отнять не один месяц. Потому к такой процедуре надо готовиться заранее и без спешки по срокам.
Рассматриваются теоретические основы кадастра объектов культурного наследия, как инструмента учета, мониторинга состояния памятников истории, культуры и архитектуры в целях совершенствования управления недвижимым имуществом, отнесенным к памятникам истории и культуры, а так же зон их охраны.
Объекты культурного наследия (ОКН) народов РФ представляют уникальную ценность для многонационального народа РФ и являются частью всемирно-культурного наследия. Сохранение нашего наследия - проблема не только культурная, но не в меньшей степени нравственная, социальная, политическая и экономическая.
В 2002 году был принят Федеральный закон № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Однако механизм его реализации всё еще не разработан. Точной цифры, сколько памятников в Российской Федерации, до сих пор не существует. Во многих регионах только сейчас впервые в ходе инвентаризации собираются сведения, которые позволят ответить на этот вопрос.
На ОКН, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны ОКН выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта и иные сведения, содержащиеся в реестре.
В данной связи, актуальной становится разработка системы кадастра ОКН в рамках Государственного кадастра недвижимости. Именно кадастр ОКН должен стать источником таких сведений, а также способствовать ускорению проведения всех необходимых для реализации закона мероприятий.
Кадастр объектов культурного наследия можно определить как систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета памятников культурного наследия: о местоположении, культурной ценности, техническом состоянии, правовом положении, оценке, а также, иных необходимых и достоверных сведений об объектах культурного наследия и зонах их охраны.
По нашему мнению, только ведение кадастра ОКН даст возможность полностью учесть существующие на территории России памятники истории, культуры и архитектуры, а это, в свою очередь, позволит следить за изменением состояния и использованием недвижимых памятников истории и культуры, планировать выделение средств на их содержание и содержание зон их охраны.
Целью кадастра ОКН является разработка и создание системы учета, регистрации, оценки состояния и фактического использования объектов культурного наследия.
Основными задачами кадастра ОКН являются:
Структуру кадастра ОКН можно представить в виде следующей схемы:
Рис. 1 – |
Государственный учет объектов историко-культурного наследия является основополагающим направлением в сфере охраны памятников. В настоящее время основной задачей, стоящей перед органами охраны памятников, является формирование Единого государственного реестра объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В Едином государственном реестре предполагается расширить информацию об ОКН по сравнению со сведениями, содержащимися в Государственных списках памятников истории и культуры. Однако эта работа существенно затруднена, так как условием принятия решения о включении объекта в Государственный реестр является наличие у объекта охраны первичной учетной и охранной документации, описание границ его территории, определенных в установленном порядке и внесенных в государственный земельный кадастр.
Для выполнения работ по межеванию земель и внесению сведений в базу государственного кадастра необходимо определить границы памятников и привести показатели координат в соответствие с требованиями кадастрового учета.
Одним из предварительных этапов перехода к Единому государственному реестру предусмотрено проведение базового мониторинга, включающего в себя обследование технического состояния памятников, их фотофиксацию, получение данных технического учета, сведений о собственниках и пользователях памятников.
По нашему мнению, кадастр ОКН может помочь в разрешении существующих проблем, т.к. именно в ходе кадастровых работ можно собрать, проанализировать и систематизировать необходимые сведения. Работы нужно начинать как можно скорее, иначе затягивание данного процесса может привести к непоправимым последствиям - некоторые памятники могут быть утеряны безвозвратно.
В рамках государственного учета объектов недвижимого культурного наследия Департамент осуществляет учет и регистрацию:
объектов культурного наследия федерального (регионального) значения;
выявленных объектов культурного наследия;
объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
исторически ценных градоформирующих объектов;
объектов историко-градостроительной среды;
территорий и зон охраны памятников истории и культуры.
Для учета всех памятников истории и культуры в Российской Федерации действует Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ведение которого осуществляется Министерством культуры Российской Федерации. Департаментом ведется планомерная работа по регистрации памятников истории и культуры Москвы в едином реестре.
Кроме того, Департаментом ведется работа по включению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы, а также по включению выявленных объектов культурного наследия в единый реестр на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Другое важное направление в деятельности Департамента – определение предмета охраны объекта культурного наследия. В Департаменте действует Комиссия по определению предмета охраны объектов культурного наследия, которая рассматривает предметы охраны объектов культурного наследия федерального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также уточняет на основании углубленных научных исследований ранее принятые проекты предметов охраны объектов регионального значения. Согласованные комиссией предметы охраны утверждаются распоряжениями Департамента и являются нормативными правовыми актами.
"Предмет охраны" – важное для российского законодательства понятие, являющееся ключевым при определении границ допустимого вмешательства при ремонте и приспособлении памятника к современному использованию. В обоих случаях работы на памятнике допускаются "без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны". От подхода к определению предмета охраны каждого конкретного памятника напрямую зависит судьба всех памятников истории и культуры. Содержанием предмета охраны определяются те обязанности, которые государство налагает на арендатора или собственника. Таким образом, именно содержание предмета охраны в каждом конкретном случае служит гарантией сохранения памятника.
В целях систематизации сведений об объектах культурного наследия Департамент формирует Городской реестр недвижимого культурного наследия (информационную систему, содержащую сведения о недвижимом культурном наследии города Москвы) и Историко-культурный опорный план города Москвы (информационную систему, содержащую сведения о расположении в пределах административных границ города Москвы объектов культурного наследия). В 2012 году разработана автоматизированная информационная система Мосгорнаследия, объединяющая в единый модуль информацию из Городского реестра недвижимого культурного наследия и Историко-культурного опорного плана города Москвы.
В 2017 году:
Под государственную охрану принято 108 объектов культурного наследия.
В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрировано 2 574 объекта культурного наследия.
Утверждены предметы охраны 145 объектов культурного наследия.
За 10 месяцев 2018 г.:
Под государственную охрану принято 165 объектов культурного наследия.
Утверждены предметы охраны 131 объекта культурного наследия.
За последнюю пару лет система кадастровой деятельности в РФ претерпела ряд изменений. Внести данные о квартире или земельном участке в Единый реестр стало проще, удобнее и быстрее.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Кадастровый учет (КУ) - это внесение информации об объекте недвижимости (ОН) в Единый государственный реестр.
Необходимость процедуры постановки обусловлена тем, что:
Нормативную основу ведения учета в России составляют ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. и ФЗ № 218 от 03.07.2015 г.
Последний принес изменения в КУ.
Так, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости теперь связана с госрегистрацией прав собственности на этот ОН. Вместо ГКН данные об объекте фиксируются в Едином госреестре недвижимости, а вместо кадастрового паспорта выдаются выписки из ЕГРН.
Определения и особенности отдельных объектов недвижимости, подлежащих КУ, содержат Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы РФ.
Открытый список ОН, которые нужно ставить на КУ, содержит п. 7 ст. 1 ФЗ № 218.
По общему правилу, учитывается недвижимость, неразрывно связанная с землей: ее невозможно перенести без потери или изменения функционального назначения.
Так, для строений основной признак подлежащего КУ объекта - наличие фундамента. Если сарай нужно учитывать, то теплицу, торговую палатку, дачный туалет - нет.
Участок выделяется из государственных или муниципальных земель и ставится на кадастровый учет на основании межевого плана и правоустанавливающих документов (договора купли, ренты, дарения).
Если ЗУ граничит с соседними участками, уже учтенными, необходимо оформить акт согласия на проведение границ. Участок выделяется из другого ЗУ и ставится на КУ, если есть обременение: залог, рента и т. д. Его площадь должна быть не меньше, чем предусмотрено в ЗК РФ и градостроительных актах.
Земля в особых зонах (водоохранных, природоохранных и т. д.) ставится на КУ органами власти и вносится в ЕГРН как муниципальная/государственная.
Жилой дом ставится на КУ на основании технического плана.
В новостройке можно учесть здание в целом одновременно с отдельными помещениями (квартирами) в ней. С другими «групповыми» ОН, например гаражным блоком, это сделать не получится.
Жилой дом, находящийся в долевой собственности, ставится на КУ только при волеизъявлении всех владельцев недвижимости.
Ставятся на учет, если помещение или его часть обладает двумя признаками: изолированностью и обособленностью. Необходим технический план.
Дачный дом ставится на учет после подготовки технического плана и декларации об ОН как «индивидуальный жилой дом».
Иные садовые строения учитываются, если они относятся к объектам капитального строительства - например, если баня имеет фундамент.
Летние кухни, гаражи-ракушки обычно не считаются ОКС. Для КУ кадастровый инженер должен подготовить акт осмотра.
Ставятся на учет как нежилые здания.
В случае хозяйственных вспомогательных построек, на которые не нужно разрешение, КУ будет проходить на основе технического плана или акта осмотра, сформированного по декларации об ОН.
Ставятся на КУ, если относятся к объектам капитального строительства.
Это может определить кадастровый инженер, он и готовит акт осмотра/техплан для Росреестра.
Скважина учитывается, если ее глубина составляет более 50–100 м, то есть доходит до низколежащих слоев воды.
Гараж в блоке учитывается как помещение, стоящий по отдельности - как строение. Необходим технический план, а на землю под ним - межевой и правоустанавливающие документы.
Машиноместа подлежат КУ с 2020 г. Они неразрывно связаны со зданием, в котором выделяются.
Застройщик ставит на КУ весь участок под стоянку в целом. Затем каждый жилец на основании договора купли учитывает и регистрирует права на свое машиноместо по отдельности.
С 2020 г. в ГК появились положения о новых ОН, которые необходимо ставить на учет.
Единый недвижимый комплекс включает здания, сооружения, линейные объекты, стоящие на одном земельном участке, прочно связанные друг с другом технологически или физически (ст. 133.1 ГК РФ).
Имущественный комплекс - предприятие вместе со всем, что используется в коммерческой деятельности: землей, зданиями, сооружениями, инвентарем, правами и обязанностями и т. д. (ст. 132 ГК РФ).
Что еще нужно ставить на КУ:
Основаниями для постановки на КУ объекта без параллельной регистрации прав на него считаются:
В остальных случаях недвижимость учитывается одновременно с регистрацией прав собственности.
Перед началом процедуры кадастрового учета следует убедиться, что сведений о нем еще нет в ЕГРН.
Существует несколько способов узнать, поставлен ли дом, участок или квартира на КУ:
Порядок, сроки, основания постановки ОН на кадастровый учет рассмотрены в гл. 3 ФЗ № 218.
С 2020 г. обязанность вести КУ возложена на Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Обратиться в Росреестр с ходатайством о первоначальной постановке недвижимости на учет могут:
Собранные документы нужно подать:
Собрав документы, необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра или МФЦ в приемные дни.
Приняв заявление, сотрудник должен выдать гражданину расписку и указать срок и дату постановки. При подаче онлайн-заявки эта информация поступает на e-mail.
Процедуру постановки можно отслеживать с помощью электронного сервиса на сайте Росреестра.
Для этого необходим регистрационный номер запроса. Он придет заявителю на e-mail после проверки возможности учета ОН.
Постановка объекта на кадастровый учет происходит на основании заявления гражданина и пакета сопутствующих документов.
Для каждого ОН существуют свои нюансы при сборе необходимых бумаг.
Общими для всех случаев являются следующие:
Бланк заявления о постановке объекта недвижимости на КУ можно скачать здесь:
Образец заполнения данного документа:
Технический, межевой планы и акты готовятся кадастровым инженером - представителем юрлица или ИП, имеющим лицензию и допуск СРО.
Перечень специалистов, обладающих нужной квалификацией, опубликован на сайте Росреестра.
По регламенту, срок постановки на учет должен занимать не более 5 дней (20, если параллельно проводится госрегистрация).
При подаче документов через МФЦ или письмом время увеличивается на 2 суток.
Потратиться придется на услуги кадастрового инженера.
Сколько стоит в среднем подготовка плана в Москве в зависимости от сложности случая и типа недвижимости:
Госпошлина за постановку объекта недвижимости на учет не взимается. Если КУ проходит параллельно с регистрацией прав собственности, граждане облагаются сбором согласно ст. 333.33 НК РФ.
По итогам процедуры заявитель получает выписку из ЕГРН. В ней содержатся:
Выписка из ЕГРН - основа для оформления прав собственности на недвижимость, если эта процедура не была проведена вместе с постановкой на учет.
Свидетельство выдает также Росреестр. Уведомлять ФНС не нужно: это сделает регистратор по межведомственным каналам.
Росреестр приостанавливает постановку на учет, если:
На устранение ошибок отводится ограниченное время (до 3 месяцев). Если гражданин не успевает это сделать, ему отказывают в постановке.
Незаконный отказ можно оспорить в апелляционной комиссии Росреестра или через суд. При этом первое должно обязательно предшествовать второму.
На подачу жалобы в комиссию у заявителя есть 30 дней.
Срок подачи иска - 3 месяца с решения апелляционной комиссии. К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.
Описательная, мотивировочная и просительная части иска составляются по плану:
К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.
Обратиться в суд может как сам гражданин, так и кадастровый инженер от его имени. При этом если последний действует как ИП или представитель юрлица, иск нужно подать в арбитражный суд, если как частник - в суд общей юрисдикции.
Отделение выбирается по месту прописки заявителя, нахождения ОН или органа Росреестра, который отказал в учете.
В 2020 г. такая практика существовала: в ГКН отмечалось, что ЗУ не имеет четких границ.
В 2020 г. для постановки земли на учет обязателен межевой план, содержащий информацию о площади, границах, опорных точках участка. То есть без межевания не обойтись.
С 2020 г. земельный участок, на котором не проводилось межевание, нельзя будет продать, поменять, передать в наследство, даже если у хозяина на руках уже есть оформленные ранее правоустанавливающие документы.