Электросетевые объекты. Объекты электросетевого хозяйства как бесхозяйные вещи

"...объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;..."

Источник:

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об электроэнергетике"

  • - см. Производящее хозяйство...
  • - см. Хозяйственно-культурный...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - англ. balance о/ the national economy; нем. Volkswirtschaftsbilanz...

    Энциклопедия социологии

  • - система балансовых таблиц, отражающих основные экономические показатели, темпы и пропорции воспроизводства в условиях нерыночной экономики...

    Большой экономический словарь

  • - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами предприятия...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - народный гигиеническо-врачебный журнал для грамотных людей всех сословий, выход. под редакцией Н. Глинского и В. Дерикера в СПб., в 1862 г. ежемес...
  • - заменяет, в выборочных лесах, понятие об О. рубки. См. Выборочное хозяйство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - на известную лесную дачу представляет свод предположений о работах в каждом из составляющих дачу насаждений...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Содержание. История возникновения С. хозяйств в Англии, Германии и России. - Наиболее выдающиеся С. хозяйства - России, Германии, Франции. - Литература...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имени К. Д. Памфилова, научно-исследовательский центр по жилищно-коммунальному хозяйству. Основана в 1931. Находится в Москве. Состоит в ведении Министерства коммунального хозяйства РСФСР...

    Большая Советская энциклопедия

  • - наиболее общая взаимосвязанная система экономических показателей, характеризующая уровень развития экономики, масштабы и темпы воспроизводства, территориальные и отраслевые пропорции...

    Большой энциклопедический словарь

"Объекты электросетевого хозяйства" в книгах

Тема 4 ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 4 ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА 4.1. Товарное хозяйство: условия возникновения и основные черты. Типы общественного хозяйства: натуральное хозяйство, товарное хозяйство. Модели регулируемой

Превращение СССР из страны мелкокрестьянского хозяйства в страну самого крупного и механизированного сельского хозяйства в мире.

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Превращение СССР из страны мелкокрестьянского хозяйства в страну самого крупного и механизированного сельского хозяйства в мире. К концу второй пятилетки коллективизация сельского хозяйства была завершена. Метод коллективизации оказался в высшей степени

Объекты информационные и объекты физические

Из книги Философия случая автора Лем Станислав

Объекты информационные и объекты физические Как, собственно, понимать, что «передача информации - статистический процесс»? Отчего мы неоднократно возвращались к этому аспекту процессов передачи информации и повторно употребляли изжитый термин «стохастический» или

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

2. Успехи социалистической индустриализации. Отставание сельского хозяйства. XV съезд партии. Курс на коллективизацию сельского хозяйства. Разгром троцкистско-зиновьевского блока. Политическое двурушничество.

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

2. Успехи социалистической индустриализации. Отставание сельского хозяйства. XV съезд партии. Курс на коллективизацию сельского хозяйства. Разгром троцкистско-зиновьевского блока. Политическое двурушничество. Уже к концу 1927 года определились решающие успехи политики

2. Дальнейший подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР. Досрочное выполнение второй пятилетки. Реконструкция сельского хозяйства и завершение коллективизации. Значение кадров. Стахановское движение. Подъем народного благосостояния. Подъем народной культуры. Сила советской революции.

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

2. Дальнейший подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР. Досрочное выполнение второй пятилетки. Реконструкция сельского хозяйства и завершение коллективизации. Значение кадров. Стахановское движение. Подъем народного благосостояния. Подъем народной культуры.

7. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СИСТЕМЫ

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

7. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СИСТЕМЫ Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-венгерской школе XIX в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и

Объекты OS/400 и системные объекты MI

Из книги Основы AS/400 автора Солтис Фрэнк

Объекты OS/400 и системные объекты MI Несколько типов объектов имеются и в OS/400, и в MI. Типы объектов OS/400 перечислены в таблице 5.1. Для сравнения, в таблице 5.2 приведены системные объекты MI. Помните, что в каждой новой версии AS/400 добавляются новые функции и даже новые объекты.

Объекты DataSet с множеством таблиц и объекты DataRelation

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Объекты DataSet с множеством таблиц и объекты DataRelation До этого момента во всех примерах данной главы объекты DataSet содержали по одному объекту DataTable. Однако вся мощь несвязного уровня ADO.NET проявляется тогда, когда DataSet содержит множество объектов DataTable. В этом случае вы можете

Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства 1. Гражданам,

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства 1. Гражданам,

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Статья 81 Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства 1. ФЗ от 11.06.2003г. "О

12. ДОНЕСЕНИЕ ВОЛОЖИНСКОГО ОКРУЖНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОБЛАСТНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВИЛЕЙКЕ МОЛОДЕЧНЕНСКОЙ ОБЛ. ОБ ОГРАБЛЕНИИ И УНИЧТОЖЕНИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ГРУППОЙ ДИРЛЕВАНГЕРА

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

12. ДОНЕСЕНИЕ ВОЛОЖИНСКОГО ОКРУЖНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОБЛАСТНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВИЛЕЙКЕ МОЛОДЕЧНЕНСКОЙ ОБЛ. ОБ ОГРАБЛЕНИИ И УНИЧТОЖЕНИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ГРУППОЙ ДИРЛЕВАНГЕРА Воложин, 25 июля 1943 г.22-го сего месяца мне сообщил

ЛЕСОСБЕРЕЖЕНИЕ, УЛУЧШЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ДВОРЯНСКАЯ ДЕНЕЖНАЯ ССУДА (“Сельское хозяйство”, журнал, издаваемый при Московском обществе сельского хозяйства, 1861 г., март, том I, № 3-й. Москва)

Из книги Статьи автора Лесков Николай Семенович

ЛЕСОСБЕРЕЖЕНИЕ, УЛУЧШЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ДВОРЯНСКАЯ ДЕНЕЖНАЯ ССУДА (“Сельское хозяйство”, журнал, издаваемый при Московском обществе сельского хозяйства, 1861 г., март, том I, № 3-й. Москва) Известное дело, что какую специальную, а наипаче сельскохозяйственную

Евгения 30.04.2017

Александр 18.05.2017

Здравствуйте! Помогите пожалуйста советом. Подал заявку в РОССЕТИ г. Оренбург на технологическое присоединение энергопринимающих устройств п.14 правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, нежилое помещение (гараж) к ГСК не отношусь, подавал в ГСК заявление на подключение к электроснабжению отказали. Согласно п.3 абзац 2 правил технологического присоединения энергопринимающих устройств сетевая организация обязана заключить договор. Ответ от РОССЕТЕЙ в прикрепленном файле.

Александр 30.08.2017

Ирина Ивановна 01.07.2017

я приобрела дачный участок и домик в 1016 году, на поставку электроэнергии Тулэнерго ранее старым собственником был оформлен договор, установлен счетчик, подключен свет, но не открыт лицевой счет. Необходимо ли заявление старого собственника на переоформление договора на нового собственника

Галина 23.04.2017

Помогите расшифровать расчет квитанции ЖКХ (полная расшифровка, по всем пунктам конкретно). С указанием всех расчетов, откуда, что берется. Где мои расходы, где общедомовые и т.д. Спасибо!!!

Евгения 30.04.2017

как начисляется ОДН и какой максимальный размер начисления. Есть обще домовой прибор учёта и на каждую квартиру есть индивидуальный прибор учёта

Андрей 13.05.2018

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как перевестись на сельский тариф. Где получить акт о разграничении балансовой принадлежности? Сколько он стоит?Какая форма справки от председателя о кол-ве КВТ, выделенных на дом?

Ирина Ивановна 01.07.2017

Так же интересует вопросы: 1.По площади дома. У нас в разные месяцы берется разная площадь дома и она не соответсвует общей площади дома на сайте Реформа ЖКХ. Прошу помочь разобраться 2. По ОДН 3. По несоответсвию тарифа на СОИ

Марина 19.01.2018

Добрый день! Прошу дать консультацию по следующей проблеме. Прибор учета нашего предприятия установлен в ТП, которая принадлежит (в собственности) сетевой организации. ТП представляет собой отдельное кирпичное здание, расположенное на отдельном, специально для этого выделенном земельном участке (собственность муниципальная, у сетевой организации договор аренды), вне территории нашего предприятия (у нас собственность частная), хотя земельные участки смежные. В Акте по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок определены "Контакты присоединения шин к шпилькам трансформатора 0,4кВ в РУ-0,4кВ ТП-69". О разграничении балансовой принадлежности здания, сооружения ТП, его отдельных помещений - строительной части в акте ничего не сказано. Показания прибора учета снимались ежемесячно. Но сотрудники электросетей постоянно теряли ключи от ТП. За 15 лет они 12 раз срезали и сбивали замок на двери РУ-0,4кВ, поэтому давно уже оставили запасной ключ нам. С годами мы стали снимать показания счетчика самостоятельно и сообщать их как в Электросети, так и в Энергосбыт (очевидно, это нарушение и с нашей стороны, и со стороны Электросетей, и Энергосбыта). В феврале 2107г. неизвестные лица вскрыли дверь в помещение РУ-0,4кВ и похитили прибор учета. Энергоучет приехал с проверкой прибора учета и обнаружил его отсутствие. В результате на нас составили Акт о неучтенном потреблении электроэнергии. Соответственно энергосбытовая компания, с которой у нас заключен договор энергоснабжения, выставила нам счет за безучетное потребление электроэнергии. На все наши обращения в сетевую организацию и энергосбытовую компанию об отмене Акта о неучтенном потреблении на основании п.145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442): "Если прибор учета, собственником которого является потребитель, установлен и допущен в эксплуатацию в границах объектов электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, то такая организация несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний лицам, определенным в соглашении с собственником прибора учета, или по обеспечению допуска собственника прибора учета к прибору учета для снятия его показаний, по своевременному информированию собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности)", нам отвечают, что если согласно Акта разграничения граница балансовой принадлежности электроустановок ("Контакты присоединения шин к шпилькам трансформатора 0,4кВ в РУ-0,4кВ ТП-69") находится внутри помещения РУ0,4 кВ, то и само помещение РУ-0,4кВ тоже находится на нашем балансе, и мы должны нести ответственность и за само помещение РУ-0,4кВ, и за дверь этого помещения, и за замок на этой двери, и, соответственно, за наш прибор учета, тем более, что и ключ от этой двери у нас был (выдача ключа никак не оформлялась). Так как мы отказываемся оплачивать счет за безучетное потребление электроэнергии, энергосбытовая компания будет подавать в суд. Еще такой момент: 1) в Акте о неучтенном потреблении в качестве адреса места осуществления безучетного потребления указан адрес нашего объекта, а не адрес ТП, где был установлен прибор учета (адреса отличаются). 2) в качестве описания объекта указано не ТП, а просто наш вид деятельности - "производство…". Прошу Вас дать консультацию: кто в данной ситуации прав - мы или сетевая организация, и есть ли у нас перспектива оспорить Акт о неучтенном потреблении электрической энергии и, соответственно, начисления, сделанные на основании этого Акта, в суде. Спасибо.

Одним из наиболее важных вопросов, требующих постоянного совершенствования российской нормативно-правовой базы, является регулирование земельных отношений в электросетевом хозяйстве. Это обусловлено большой протяженностью объектов электросетевого хозяйства, сложностью межевания земельных участков, входящих в различные категории (промышленные земли и земли сельского поселения), а также различием права их использования (аренды, собственности, сервитута и др.).

Выделение земельных участков

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие объекты, предназначенные для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии.

Земли объектов электросетевого хозяйства представляют собой разновидность земель энергетики, правовой режим которых регулируется в соответствии со ст. 89 Земельного кодекса РФ.

С целью обеспечения безопасного и безаварийного функционирования объекты электросетевого хозяйства устанавливаются на специальных охранных зонах с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории этих земель (ст. 89 ЗК РФ). В отношении каждого объекта электросетевого хозяйства сетевой организацией (организацией, которая владеет данным объектом на праве собственности или другой формы) определяются границы охранной зоны (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»).

Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства устанавливаются с целью защиты этих объектов посредством создания системы ограничений, определяемых в отношении режима использования земель и земельных участков в границах такой зоны, а также защиты граждан от неблагоприятного воздействия на них таких объектов.

Земельные участки под объектами электросетевого хозяйства условно можно разделить на три вида 1:

–земельные участки, находящиеся под точечными объектами (например, под опорами линии электропередачи);

–находящиеся под площадными объектами (под трансформаторными подстанциями, когда граница земельного участка совпадает с полосой отвода);

–комбинированные (когда многоконтурный земельный участок включает в себя все вышеперечисленные виды).

Следует отметить, что с 1 января 2016 года в соответствии со вступлением в законную силу ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территории (за исключением зон охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации) исключены из перечня объектов землеустройства, то есть теперь отсутствуют основания для проведения землеустроительных работ по описанию и (или) установлению границ данных зон и по внесению данных сведений в Государственный фонд данных.

Правила, устанавливающие порядок определения размеров земельных участков, на которых размещаются воздушные линии электропередачи (включая все классы напряжения, опоры линии связи, обслуживающие электрические сети независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности этих линий), утверждаются Правительством РФ.

Минимальный размер земельного участка под установку опор воздушной линии определяется в соответствии со следующими требованиями (Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 № 486):

–напряжение до 10 кВ включительно – площадь контура, который равен поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли;

–напряжение свыше 10 кВ – площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках – включая оттяжки), – для земельных участков, которые граничат с земельными участками всех категорий земель, кроме тех, которые предназначены для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 м и граничат с земельными участками сельскохозяйственного назначения; площадь контура, отстоящего на 1,5 метра от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках – включая оттяжки), – для земельных участков, которые предназначены для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 м, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

На обособленные земельные участки для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки (оттяжки), минимальный размер может быть определен как площади контуров, отстоящих на 1 м от внешних контуров каждой стойки (оттяжки) на уровне поверхности земли, – для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 м для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Кадастровый учет

Линии связи, которые обслуживают электрическую сеть (воздушную линию электропередачи) размещаются на обособленных земельных участках. Эти земли относятся к землям сельского поселения или промышленным землям.

Если земельные участки отнесены к одной категории земель (промышленные или сельского поселения) и предназначены для или используются в целях установки на них опор воздушной линии электропередачи, то они могут быть учтены в государственном земельном кадастре как объекты единого землепользования с присвоением одного кадастрового номера. Однако при межевании объектов электросетевого хозяйства, учитывая их большую протяженность (воздушные линии связи), может проявляться ряд трудностей. В первую очередь это связано с расположением опор на учтенных земельных участках в кадастре, которые принадлежат третьим лицам.

Линейные объекты электросетевого хозяйства, находящиеся на охранных зонах, затрагивают интересы многих лиц, так как пересекают земли всех категорий земель (лесного и водного фонда, особо охраняемых объектов и территорий, земли населенных пунктов и др.). В свою очередь, согласно российскому законодательству данные земли могут находиться в собственности широкого круга лиц.

Таким образом, при постановке объектов электросетевого хозяйства на кадастровый учет существует сложность, которая заключается в сборе соответствующей информации на смежные земельные участки для наложения на них обременений прав на хозяйственную деятельность в пределах устанавливаемых охранных зон.

При этом для линейных объектов электросетевого хозяйства (воздушные линии электропередачи), которые на сегодняшний день имеют протяженность несколько сотен километров, такая процедура является наиболее затруднительной. Как показывает практика, распространенной проблемой является большое количество смежных земельных участков, которые имеют точки соприкосновения или пересечения с охранной зоной объектов электросетевого хозяйства. Границы таких земельных участков часто имеют статус «неуточненные». В данном случае организации необходимо будет производить дополнительные мероприятия по уточнению границ пересекаемых земельных участков и только потом вносить сведения об ограничениях, устанавливаемых охранной зоной 2 .

После постановки земельного участка на кадастровый учет в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о внесении этой земли в зону с особыми условиями использования территорий. В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) вносятся данные об обременениях на данном участке, а заявителю выдаются следующие документы:

–кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет земельного участка под строительство объектов электросетевого хозяйства);

–кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения об объекте недвижимости.

Особенности использования

При постановке на кадастровый учет объектов электросетевого хозяйства основной проблемой на сегодняшний день остается возврат сетевым организациям документов на доработку, связанный с подачей изначально неверных сведений о категории земельного участка, которая предоставляется органами местного самоуправления. Это требует внесения в ряд нормативно-правовых актов РФ соответствующих изменений, направленных на уточнение информации о выявлении категории того или иного земельного участка.

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды должны стать одними из приоритетов использования земельных участков, используемых для строительства объектов данной категории. Соблюдение правил экологической безопасности способствует развитию состояния защищенности общества и государства в целом от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных (стихийных) воздействий на окружающую среду.

Функция обеспечения экологической безопасности относится к полномочиям органов государственной власти. Эффективное выполнение данной функции возможно при наличии единой государственной политики в области защиты граждан от природных (стихийных), техногенных, политических и социальных факторов воздействия. Согласно Экологической доктрине Российской Федерации от 31.08.2002 дальнейшее развитие государства возможно только при условии сохранения обширных природных ресурсов страны и устойчивого развития, предусматривающего социальные, экономические и правовые составляющие.

Таким образом, в вопросы нормативно-правового регулирования использования земель под строительство электросетевого хозяйства должны быть включены обязательные требования по экологической безопасности и охране окружающей среды таких земельных участков. Одной из основных целей законодательных актов регулирующих функционирование объектов электросетевого хозяйства и земельных отношений, возникающих при их строительстве и эксплуатации, должно стать обеспечение экологической безопасности общества и страны в целом, направленной на закрепление права за каждым гражданином на благоприятную окружающую среду. Однако в настоящее время в российском законодательстве отсутствует общее понятие термина «экологическая безопасность». Это требует незамедлительного внесения определения данного термина в природоохранное законодательство, которое является необходимым фактором сохранения благоприятной экологической обстановки в стране.

Контроль за строительством новых объектов электросетевого хозяйства, включение их в список охранных зон и обеспечение безопасного и безаварийного их функционирования должны затрагивать интересы, как государства, так и общества в частности. Это подтверждает необходимость:

–беспрерывного внесения в государственные информационные ресурсы сведений об объектах электросетевого хозяйства, входящих в охранные зоны;

–постоянного совершенствования процесса внесения информации о таких объектах в государственные информационные ресурсы;

–создания условий для общедоступности вносимых сведений;

–для органов местного самоуправления – выявления и взятия на контроль бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. В этом случае собственникам земельных участков, на территории которых установлены объекты электросетевого хозяйства, собственник постройки которых не установлен, следует обратиться в органы местного самоуправления для принятия решения о сносе такого объекта электросетевого хозяйства либо о переводе его в муниципальную собственность. В случае перевода объекта в мунициальную собственность орган местного самоуправления должен заключить договор аренды с собственником земельного участка, на котором установлен данный объект электросетевого хозяйства, либо выплатить компенсацию собственнику за использование земельного участка;

–непрерывного контроля и оценки воздействия деятельности сетевых организаций на окружающую среду, выявления негативных аспектов их влияния;

–ежегодного представления сетевыми организациями отчетов по охране окружающей среды, экологической и промышленной безопасности на обсуждение общественности;

–создания единой межрегиональной общественной сети, осуществляющей контроль за сетевыми организациями, а также нефтегазодобывающими, перерабатывающими и транспортирующими их организациями. Подобное участие общественности в процессе строительства опасных объектов является одним из эффективных инструментов поиска рациональных решений и устранения недостатков на первоначальных этапах строительства;

– постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы по функционированию объектов электросетевого хозяйства, а также земельных отношений, возникающих в ходе их строительства и эксплуатации.

1 Шипилова Е.В., Чистоступов Г.А. Проблемы кадастрового учета охранных зон объектов электросетевого хозяйства [Электронный ресурс] // Инновационная деятельность: теория и практика. 2016. №5. URL: http://eledition.ru/magazine/innovation/201605/49-54.pdf

Вопрос 1. На каких основах базируются функционирование и жизнеспособность отечественной электроэнергетики?

Ответ. Базируются на технологической и экономической основах. Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (ЕНЭС), территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

Э к о н о м и ч е с к о й основной функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничном рынках.

Вопрос 2. Какие методы государственного регулирования и контроля применяются в электроэнергетике?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом (ФЗ) «Об электроэнергетике» (ст. 20, п. 2) применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:

государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами;

государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории РФ правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии; управление государственной собственностью в электроэнергетике; лицензирование отдельных видов деятельности в сфере электроэнергетики, предусмотренных законодательством РФ; техническое регулирование в электроэнергетике; государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами электроэнергетики требований ФЗ «Об электроэнергетике» и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, в том числе технических регламентов, устанавливающих требования к безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии.

Правительство РФ устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе и его уровня и т. д., утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности), а также осуществляет технический контроль и надзор в электроэнергетике.

Вопрос 3. Что представляет собой недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии?

Ответ. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» от 27.12.2004 г. № 861 предусматривается обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Вопрос 4. Что представляет собой электрическая сеть?

Ответ. Представляет собой совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящую из подстанций, распределительных устройств (РУ), токопроводов, воздушных (ВЛ) и кабельных (КЛ) линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Вопрос 5. Какие лица относятся к субъектам электроэнергетики?

Ответ. Относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе:

производство электрической и тепловой энергии;

поставки (продажу) электрической энергии;

энергоснабжение потребителей;

предоставление услуг по передаче электрической энергии; предоставление услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

сбыт электрической энергии;

организацию купли-продажи электрической энергии.

Вопрос 6. Что понимается под объектами электроэнергетики?

Ответ. Понимаются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Вопрос 7. Что относится к объектам электросетевого хозяйства?

Ответ. Относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Вопрос 8. Что представляет собой электроэнергетическая система?

Ответ. В соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), представляет собой электрическую часть энергосистемы и питающихся от нее приемников электрической энергии, объединенных общностью процесса производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии.

Вопрос 9. Что представляет собой естественная монополия?

Ответ. В соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ представляет состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимыми субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие.

Вопрос 10. Какое отключение считается веерным?

Ответ. Считается обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергетических установок.

Вопрос 11. Чем приемник электрической энергии отличается от потребителя электрической энергии?

Ответ. К приемнику электрической энергии относятся аппарат, агрегат и др., предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии, а к потребителю электрической энергии относится электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории.

Вопрос 12. Какой объем организационных работ требуется выполнить для подключения потребителя электрической энергии к электросетям и заключения договора энергоснабжения?

Ответ. Требуется выполнить следующий объем работ:

получить согласие балансодержателя ВРУ на подключение мощности (ВРУ – вводно-распределительное устройство, представляющее собой совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть, а также на отходящих от него линиях);

получить ТУ и/или разрешение электросетевой компании на присоединение мощности и выполнить их;

оформить и согласовать с заинтересованными организациями (с балансодержателем сети, электросетевой и энергосбытовой компаниями) акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (АРБП);

разработать проект электроснабжения и согласовать его в части учета электроэнергии с энергосбытовой организацией и в полном объеме – с территориальным органом Ростехнадзора (если мощность электроустановки меньше 10 кВт, то достаточно разработать схему электроснабжения и согласовать ее только с энергосбытовой компанией в части учета электроэнергии);

получить от Ростехнадзора акт допуска электроустановки в эксплуатацию, для чего необходимо оформить документацию согласно перечню, приведенному в ответе на вопрос 191, и представить электроустановку к осмотру инспектору Ростехнадзора;

оформить и заключить с энергосбытовой компанией договор энергоснабжения.

В общей сложности потребителю электрической энергии необходимо оформить и заключить д в а договора (договор технологического присоединения к электросети с электросетевой компанией и договор энергоснабжения с энергосбытовой компанией), разработать д в а проекта (внешнего и внутреннего электроснабжения), провести согласования разработанной технической документации (АРБП, проектов (схем) электроснабжения и др.) с семью организациями (табл. 1), получить от Ростехнадзора акт допуска электроустановки в эксплуатацию и т. д. (Не много ли надзорных организаций для одного потребителя?)

Перечисленные этапы работ можно представить в виде табл. 1.

Таблица 1

Комплекс работ по оформлению и заключению договора энергоснабжения


Вопрос 13. Каковы сроки выполнения перечисленных выше работ?

Ответ. Практика разработки, оформления и согласования перечисленной выше документации в системе московских организаций (энергосбытовой, электросетевой, архитектурно-планировочной и т. д.) показывает, что срок выполнения этих работ колеблется в широких пределах и при благоприятных обстоятельствах составляет от 5 до 7 месяцев (не менее). К этому необходимо добавить время на проведение проектных, монтажных и наладочных работ (разработка и согласование проекта (схемы) электроснабжения, проведение монтажных работ, проведение измерений сопротивления изоляции проводов и кабелей и проверка устройств защитного заземления и зануления и др.).

Вопрос 14. В каких случаях возникает необходимость в оформлении (переоформлении) договора энергоснабжения?

Ответ. Возникает в следующих случаях:

при смене собственника (арендатора) помещения (здания, сооружения);

при изменении названия и реквизитов организации;

при необходимости увеличения существующей мощности сверх пределов, разрешенных энергоснабжающей организацией;

при монтаже новой или реконструкции действующей электроустановки;

по письменному указанию энергосбытовой организации, например, в случае ее реорганизации (так, по письменному уведомлению ОАО «Мосэнергосбыт» всем потребителям этой системы было предписано переоформить договоры энергоснабжения, заключенные до 1 апреля 2005 г. Текст уведомления приведен в прил. 2).

Вопрос 15. Какими основными законодательными документами следует руководствоваться при оформлении договора энергоснабжения?

Ответ. Следует руководствоваться:

ГК РФ, часть вторая, параграф 6 «Энергоснабжение», часть первая ст. 15 и другие статьи, касающиеся оформления договоров поставки и взаиморасчетов;

ФЗ «Об электроэнергетике» от 20.03.2003 г. № 35-ФЗ;

ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ;

Правилами учета электрической энергии;

Положением об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии (утверждено Правлением РАО «ЕЭС России» 14.02.2000 г.) и др.

Вопрос 16. Какими основными положениями следует руководствоваться при оформлении договора об оказании услуги по присоединению к электрической сети?

Ответ. Следует руководствоваться:

ГК РФ, часть первая, подраздел 2 «Общие положения о договоре»; ФЗ «Об электроэнергетике»;

постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»;

приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 15.02.2005 г. № 22-э/5 «Об утверждении Методических указаний по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» и др.

Вопрос 17. Действуют ли Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.1981 г. № 310?

(До сих пор некоторые энергосбытовые компании включают в договоры энергоснабжения штрафные санкции к потребителям на основании этих правил. Например, в типовой договор ОАО «Калужская сбытовая компания» включен п. 6.2: «При нарушении Покупателем режима ограничения потребления электрической энергии покупатель производит оплату превышения установленного ограничения в 10-кратном размере»).

Ответ. Приказом Минтопэнерго России от 10.01.2000 г. № 2 указанные Правила были признаны недействующими на территории России с 1 января 2001 г. как вошедшие в противоречие с действующим законодательством.

Вопрос 18. В каких случаях может быть ограничена или прекращена подача электроэнергии?

Ответ. Ограничение или прекращение подачи электроэнергии может иметь место в следующих случаях:

при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения;

при применении данной меры к неплательщикам.

В первом случае основополагающим документом является «Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения» (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.06.1999 г. № 664), а также ГК РФ (ст. 546, пп. 2, 3).

Во втором случае основным документом является «Положение об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии» (утверждено Правлением РАО «ЕЭС России» 14.02.2000 г.).

Вопрос 19. Каким правительственным документом определяется порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок), регламентируется процедура технологического присоединения и устанавливаются требования по выдаче ТУ для присоединения к электрическим сетям?

Ответ. Определяются «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» (постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861).

Вопрос 20. В чем заключается суть Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям?

Ответ. Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, регламентируют процедуру технологического присоединения, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования по выдаче индивидуальных ТУ для присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.

Вопрос 21. На кого распространяется действие Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям?

Ответ. Распространяется на лица, энергопринимающие устройства которых были ранее присоединены к электрической сети и которые заявили о необходимости пересмотра (увеличения) величины присоединенной мощности.

Вопрос 22. Что представляет собой территориальная сетевая организация?

Ответ. Представляет собой коммерческую организацию, оказывающую услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к

Вопрос 23. Что относится к услугам по передаче электрической энергии?

Ответ. Относится комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.

Вопрос 24. Какие процедуры устанавливает «Положение об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии»?

Ответ. Устанавливает процедуры энергосбытовой деятельности в дочерних (зависимых) АО РАО «ЕЭС России» и определяет порядок их работы как энергоснабжающих организаций с потребителями энергии, а также регулирует порядок ограничения и прекращения подачи энергии абонентам по иным основаниям, чем ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по оплате энергии.

Вопрос 25. Какие функции осуществляют энергосбытовые организации?

Ответ. Осуществляют в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Энергосбыт является обособленным подразделением АО-энерго, исполняющим функцию непосредственного взаимодействия с абонентами по вопросам реализации энергии.

Вопрос 26. Что представляет собой договорная работа энергосбытовой организации?

Ответ. Представляет собой планомерную и упорядоченную деятельность Энергосбыта по юридическому оформлению финансовых и экономических взаимоотношений с потребителями энергии с целью создания наиболее комфортных условий для потребителей, обеспечения соблюдения принципов публичности договора энергоснабжения и создания условий для эффективной продажи энергии потребителям (абонентам).

Вопрос 27. В каких формах Энергосбытом ведется договорная работа?

Ответ. Ведется в следующих формах:

заключения договора с потребителем, ранее не имевшим договора с какой-либо энергоснабжающей организацией или если прежде действующий договор был расторгнут по инициативе потребителя (вновь заключаемый договор);

перезаключения договора энергоснабжения на новый срок или на новых условиях и (или) изменения существенных условий действующего договора энергоснабжения, в том числе в случаях истечения срока действия договора энергоснабжения либо изменения положений законодательных актов;

заключения договора с потребителем, заключенный с которым прежде договор энергоснабжения был расторгнут по инициативе энергоснабжающей организации (повторный договор).

Вопрос 28. При каких условиях абонент может передавать электроэнергию, принятую от энергоснабжающей организации, субабоненту?

Ответ. Субабонентом является юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие границу балансовой (эксплуатационной) принадлежности электрических сетей с основным абонентом и получающие электроэнергию по отдельному договору.

Абонент может передавать электроэнергию субабоненту только с согласия энергоснабжающей организации.

Вопрос 29. Каков порядок оформления технологического присоединения к электросетям и заключения договора энергоснабжения владельцем нежилого помещения?

Ответ. Порядок и процедура такого оформления определяется действующими законодательными и правовыми нормативными документами и уточняется внутриведомственными распоряжениями с учетом местных условий. Например, распоряжением Правительства Москвы от 30.04.2002 г. № 618-РП установлено, что владелец нежилого помещения должен:

получить от электросетевой компании ТУ (разрешение) на присоединение мощности;

оформить в Ростехнадзоре разрешение на использование электроэнергии в термических целях;

обеспечить выполнение проекта электрооборудования нежилого помещения проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

согласовать проект электрооборудования нежилого помещения с Энергосбытом в части учета электроэнергии и с Ростехнадзором в полном объеме;

выполнить за счет собственных средств и силами лицензированной организации электромонтажные и пусконаладочные работы;

получить от Ростехнадзора акт допуска электроустановки в эксплуатацию;

заключить договор энергоснабжения с Энергосбытом.

Вопрос 30. Что представляет собой юридическое лицо?

Ответ. В соответствии с ГК РФ (ст. 48, п. 1) представляет собой организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Вопрос 31. По каким причинам возникло в настоящее время ограничение возможности присоединения потребителей к электрическим сетям?

Ответ. Основной причиной такого ограничения является дефицит мощности, т. е. разность между требуемой мощностью энергосистемы при нормальных показателях качества электроэнергии (ПКЭ) и рабочей мощностью в данный момент времени с учетом перетоков мощности.

Например, в Московской энергосистеме в настоящее время дефицит мощности составляет 4,5 тыс. МВт, а новая генерирующая мощность, которая будет введена в строй через два года, сократит этот дефицит всего на 500 МВт (по материалам газеты «Энергетика и промышленность России». № 5. 2006).

Вопрос 32. К каким нежелательным последствиям может привести снижение уровня качества электроэнергии?

Ответ. Уровень качества электроэнергии, поставляемой потребителям энергоснабжающими организациями, определяет надежность, экономичность и безопасность работы электроустановок, устойчивость протекания технологических процессов производства. Согласно ГК РФ (ст. 469, пп. 1, 2) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Любое отклонение хотя бы одного из ПКЭ, например, уровня напряжения, от стандартизированного по ГОСТ 13109-97 значения приводит к невосполнимым убыткам, связанным с ростом потерь электроэнергии в электросетях, ухудшением пропускной способности и удорожанием эксплуатации электросетей, сокращением срока службы электрооборудования, снижением производительности технологического оборудования, браком продукции, недопустимыми погрешностями в приборах учета электроэнергии и др.

Методы определения количественных значений таких убытков приведены в .

Вопрос 33. К каким нежелательным последствиям может привести превышение потребителем разрешенной ему мощности?

Ответ. Может привести:

к снижению частоты в энергосистеме сверх допустимых пределов с последующим возникновением (угрозой возникновения) аварийной ситуации;

к отклонению напряжения (увеличению потерь напряжения);

к возрастанию тока, потерь активной и реактивной мощности, что ухудшит пропускную способность и приведет к удорожанию эксплуатации электрических сетей.

Вопрос 34. Что представляет собой система электроснабжения общего назначения?

Ответ. В соответствии с ГОСТ 13109-97 представляет собой совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей (приемников электрической энергии).

Вопрос 35. Какие услуги оплачивает потребитель при оформлении и заключении договора энергоснабжения?

Ответ. В общем случае оплачиваются услуги следующих организаций:

АПО за разработку ситуационного плана;

территориальной организацией геолого-геодезических и картографических работ за изготовление геоподосновы кабельной трассы в схеме внешнего электроснабжения объекта потребителя;

электросетевой организации за оказание услуги по присоединению к электрической сети (согласно договору возмездного оказания услуг по ликвидации технологического ограничения);

органа Ростехнадзора (его автономного инженерно-технического центра) за согласование проекта электроснабжения;

органа Ростехнадзора за повторный вызов инспектора Ростехнадзора;

Ростехнадзора в целом за сертификацию качества и безопасности электрической энергии, за разработку документов по вопросам аккредитации лицензионных и сертификационных центров (лабораторий) по видам топливно-энергетических ресурсов, участие в работе комиссий по аккредитации сертификационных центров (лабораторий) по проведению сертификационных испытаний, экспертизу материалов, представляемых организациями на аккредитацию, и т. д.;

Ростехнадзора за обучение и участие в повышение квалификации кадров энергетики, а также за участие в комиссиях по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках ответственных за электрохозяйство, работников, их замещающих, и специалистов по охране труда, контролирующих электроустановки;

Отдела подземных сооружений (ОПС) за согласование проекта кабельной трассы;

энергосбытовых организаций за оформление документов для потребителей (например, справки об отсутствии задолженности по оплате за потребленную электроэнергию), а также за выполнение услуг по включению, замене, проверке и др. приборов учета электроэнергии (например, в системе ОАО «Мосэнергосбыт» данный вид платной услуги утвержден приказом от 18.04.2006 г. № ПО/01-261/6);

энергосбытовых организаций за проверку качества электрической энергии и выявление причин, влияющих на некачественное энергоснабжение, и помощь в их устранении.

Вопрос 36. Что представляют собой технические регламенты, и действительно ли при завершении их разработки и внедрении они заменят собой действующие нормы и правила работы в электроустановках?

Ответ. Технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (в том числе для обеспечения электрической безопасности, единства измерений, взрывобезопасности и т. д.). Технические регламенты в законодательном порядке предусматривают проведение сертификации и упорядочивают систему надзора (контроля) за деятельностью предприятий и организаций. В техническом регламенте предполагается вместо произвольного набора многочисленных требований иметь только один документ (технический регламент), в котором исчерпывающим образом изложены все требования в данной сфере деятельности, расширить которые уже будет невозможно.

Более подробные сведения о технических регламентах и сертификации электроэнергии приведены в .

Вопрос 37. В чем состоит одна из основных идей ФЗ «О техническом регулировании»?

Ответ. Состоит в разделении требований к товару (в частности, к электрической энергии) на две части:

на безопасность людей и животных, за которую несет ответственность государство через свои законодательные акты;

на потребительское качество товара (электрической энергии), за которое отвечают коммерческие (энергоснабжающие) организации и требования к которому диктует потребительский рынок.

Чтобы поднять ответственность рынка на законодательный уровень, вводятся технические регламенты, которым придан статус федеральных законов.

Вопрос 38 (без ответа). Территориальная сетевая организация помимо органа управления и соответствующих служб (службы присоединения и перспективного развития, отдела работы с потребителями, сектора учета и распределения электроэнергии и др.) имеет районные филиалы. Например, только в ОАО «Московская городская электросетевая компания» насчитывается 23 таких филиала.

Почему в этих филиалах (районах) нет единой структуры (например, в одних районах имеется должность начальника участка, в других районах такой должности нет), единых требований и единой процедуры оформления АРБП, единых часов приема посетителей, а также единых требований к согласованию проектов кабельных трасс?

Аналогичная картина наблюдается и в городских отделениях ОАО «Мосэнергосбыт», и в управлениях АПО.

Поднимаемый здесь вопрос об объектах электросетевого хозяйства (их еще называют электросетевыми объектами, что тоже правильно и не противоречит законодательству) имеет очень важное значение в деятельности электросетевых организаций, уставной целью деятельности которых является эксплуатация именно таких электросетевых объектов (будем дальше именовать их для удобства чтения и понимания - ЭСО).

Но еще большую важность этот вопрос имеет для неспециализированных организаций, да и для граждан тоже, имеющих такие ЭСО в собственности или на так называемом «балансе».

Вынужденно обладая такими ЭСО (в их число преимущественно входят трансформаторные подстанции, воздушные и подземные кабельные линии электропередачи, хотя есть и другие объекты, но их значительно меньше), их собственники (или «балансодержатели») часто встречаются с трудностями не столько технического, сколько финансово-экономического характера. Хотя технических трудностей тоже хватает, но вынуждены обращаться за юридической помощью обладатели ЭСО для разрешения большей частью финансово-экономических проблем.

Проблемы же возникают, действительно, серьезные. В их основе лежат самые обычные технические условия, выданные еще в давние времена электросетевыми компаниями (в то время их так еще и не называли) этим нынешним «счастливым» обладателям ЭСО (или их правопредшественникам). Исполняя данные технические условия и выстраивая свои ЭСО для собственного электроснабжения, многие их собственники вначале даже и не представляли себе какие трудности их ожидают.

В подавляющем большинстве случаев конфликты обладателей ЭСО с электросетевыми компаниями начинались с договора технического обслуживания ЭСО, который собственник ЭСО вынужден был заключать с электросетевой компанией в момент завершения его (ЭСО) строительства и пуска в эксплуатацию. Не заключать такой договор собственник ЭСО, находящийся в тот момент буквально в кабальных условиях, никак не мог, поскольку не получил бы в Энергонадзоре (нынешнем Ростехнадзоре) акт допуска ЭСО в эксплуатацию.

Решая сиюминутную проблему запуска ЭСО в эксплуатацию, его обладатель фактически закладывал тем самым себе же «мину замедленного действия». Как показывает практика осуществления технического обслуживания (оставим здесь без обсуждения вопрос его качества) по заключенным таким образом договорам, оно (обслуживание) совершенно неожиданно для собственника ЭСО оборачивалось еще и неправомерными подключениями к обслуживаемому ЭСО других посторонних потребителей электроэнергии. Причем эти подключения часто производились электросетевыми компаниями без ведома и согласия собственников ЭСО.

Порой об этих несогласованных подключениях собственники ЭСО узнавали значительно позже таких подключений. И если раньше такие факты либо молча и безропотно «проглатывались» ими (собственниками), то сейчас, в силу рыночных отношений, по таким поводам разгораются серьезные конфликты.

Обостряются эти конфликты с электросетевыми компаниями, как правило, с момента прекращения собственником ЭСО оплаты по договору его технического обслуживания. В основание отказа собственник ЭСО совершенно справедливо указывает на достижение электросетевой компанией двойного положительного экономического эффекта по имеющемуся договору технического обслуживания. Такой эффект действительно имеет место, так как электросетевая компания мало того, что получает хоть какую-то оплату (то есть, получает прибыль) за осуществление (если еще осуществляет) технического обслуживания ЭСО, так еще организует через этот ЭСО переток электроэнергии для других потребителей. И благодаря такому перетоку электросетевая компания получает дополнительные и порой весьма существенные доходы. Как ни парадоксальны такие ситуации, но они довольно часто встречаются.

Другим вариантом такого же неблагоприятного экономического положения собственника ЭСО является чрезмерная обременительность содержания ЭСО как по финансовым затратам, так и в силу технической сложности. Естественно, что особую тяжесть это представляет для физических лиц - собственников ЭСО.

Конечно, у определенной части таких собственников ЭСО наблюдается практика самостоятельного подключения к своим ЭСО других потребителей электроэнергии и взымания с них за это как «платы за подключение и выделения мощности», так еще и платы за энергоснабжение. Но эта тема для отдельного обсуждения.

Также отдельно возможно обсуждать и группу тех собственников ЭСО, упорно отказывающихся от оплаты электросетевым компаниям за техническое обслуживание ЭСО и накапливающих задолженность, но считающих достаточным продолжение беспрепятственного перетока электроэнергии через ЭСО другим потребителям.

Продолжая же вести речь только о тех доведенных до отчаяния собственниках ЭСО, кто пытается избавиться от своих ЭСО, не желая нести бремя их содержания, можно отметить, что их предложения ограничиваются, как правило, предложениями «передать ЭСО безвозмездно на баланс» местным электросетям. В основном это те собственники ЭСО, у которых в силу разных обстоятельств даже не осталось своих энергопотребляющих объектов, которым требуется электроснабжение. Но продолжая сохранять право собственности на ЭСО, их собственники («балансодержатели») фактически несут финансовое бремя обеспечения электроэнергией посторонних для них лиц. И таких случаев достаточно, судя по обращениям на специализированные сайты и форумы от таких собственников ЭСО за помощью и консультациями.

Вместе с тем, имевшая место в прошлом (в дорыночные времена), практика «передачи имущества с баланса на баланс» в настоящее время прекращена в отношении коммерческих организаций, то есть тех организаций, целью которых является извлечение прибыли. Под такой передачей понимается безвозмездная сделка дарения имущества, которая в соответствии с пп.4 п.1 ст.575 ГК РФ запрещена коммерческим организациям (а все без исключения электросетевые компании являются именно такими коммерческими организациями).

В силу законодательного запрещения электросетевые компании имеют в настоящее время право приобретать ЭСО у их собственников исключительно только на возмездных условиях, то есть, заключая с этими собственниками договоры купли-продажи или аренды этого имущества.

Однако, несмотря на существующие законодательные ограничения какие-то электросетевые компании все же продолжают практику безвозмездного приема ЭСО, и при этом еще и требуют от их собственников дополнительных финансовых вложений в различных суммах, якобы для возмещения затрат этих электросетевых компаний по уплате налогов (НДС, на прибыль и т.п.). Такие парадоксальные ситуации с определенной частотой случаются, о чем можно узнать на специализированных сайтах и форумах. Вот, например, один из таких случаев: http://www.energovopros.ru/voprosy-i-otvety/elektrosnabzhenie/chastnaja-podstancija-elektroset/26647/

Поэтому для тех собственников ЭСО, имеющих твердое намерение избавиться от бремени их содержания и не рассчитывающих на продажу, правильным решением будет являться обращение в муниципальные органы с заявлением о передаче своих ЭСО в муниципальную собственность. Такое право собственников предусмотрено действующим законодательством, а именно, ст.236 ГК РФ, которая предоставляет собственникам имущества право на отказ от права собственности на их имущество.

На муниципальные же органы в связи с этим возлагается обязанность приступить к процедуре признания отчуждаемого собственником ЭСО бесхозяйным в соответствии со ст.225 ГК РФ. Причем эта обязанность предусмотрена не только указанной правовой нормой, но и п.4 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Уже в период разрешения вопроса о признании ЭСО бесхозяйным имуществом (на это закон дает 1 год) муниципальный орган может передать их местной электросетевой компании. По истечению же года эти ЭСО могут быть переданы разными способами, зависящими от статуса (организационно-правовой формы) электросетевой компании. Если электросетевая компания является муниципальным унитарным предприятием (МУП), то ЭСО став муниципальным имуществом, просто передаются распоряжением муниципального органа в хозяйственное ведение этого МУП. Если же электросетевая компания является обычным хозяйственным обществом (то есть ООО или АО), в котором не участвует муниципальное образование, то передача возможна на условиях договора аренды или купли-продажи.

Случайные статьи

Вверх