Государственный контроль по стандартизации. Государственный контроль и государственный надзор

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация осуществляется в целях :

· повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

· повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечения научно-технического прогресса;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

· рационального использования ресурсов;

· технической и информационной совместимости;

· сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

· взаимозаменяемости продукции.

Деятельность по стандартизации распространяется не только на продукцию и связанные с нею процессы, но также на работы и услуги. В условиях, когда на два последних объекта не устанавливаются обязательные требования, значение стандартов для них приобретает особую важность.

Результаты (национальные стандарты) применяются только в добровольном порядке.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами :

· добровольного применения стандартов;

· максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

· применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

· недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 Федерального закона «О техническом регулировании»;

· недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

· обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации , используемым на территории Российской Федерации, относятся:

· национальные стандарты;

· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· стандарты организаций.

Организацию всей работы по стандартизации в РФ согласно Закону осуществляет Национальный орган РФ по стандартизации. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации):

· утверждает национальные стандарты;

· принимает программу разработки национальных стандартов;

· организует экспертизу проектов национальных стандартов;

· обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально - технической базы и научно-техническому прогрессу;

· осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

· создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

· участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

· утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

· представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Следует отметить, что понятие национальной системы стандартизации воспроизводит в основном понятие государственной системы стандартизации, предусмотренное в Законе РФ "О стандартизации" Утратил силу в связи с введением в действие Закона "О техническом регулировании". и изданных на его основе государственных стандартах этой системы. Различие заключается в изменении правового статуса системы с государственного на добровольный.

В соответствии с принципом технического регулирования о применении единых правил установления требований к продукции, к связанным с нею процессам, к выполнению работ и оказанию услуг в Законе (ст. 16) определены правила разработки и утверждения национальных стандартов, аналогичные правилам, предусмотренным для разработки технических регламентов. Разумеется, указанные правила имеют свои особенности, вытекающие из различной правовой природы упомянутых документов.

Опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения осуществляется в порядке, установленном Положением об опубликовании указанных документов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. №458 Российская газета. 2003. 10 авг. . Данное Постановление устанавливает также размер платы за опубликование упомянутых документов - 1000 руб. за один лист оригинала, напечатанный с одной стороны. Положение содержит перечень документов, представляемых разработчиком проекта национального стандарта в Госстандарт России для опубликования уведомлений, а также формы соответствующих уведомлений и сроки их опубликования.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки. В ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" Российская газета. 2001. 20 июля; Собрание законодательства РФ. 2003. №2. Ст. 169; №40. Ст. 3820. (далее - Закон о контроле) дано понятие государственного контроля (надзора) - проведение проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов урегулирован главой 6 Федерального закона «О техническом регулировании». Статья 32 названного Закона определяет органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)). Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (таким законодательным актом является Закон о контроле).

Государственные учреждения получают полномочия на проведение государственного контроля от государственных органов, которым они подведомственны.

Непосредственный контроль осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Законом о контроле.

Основными принципами проведения государственного контроля в области технического регулирования являются:

Презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Соблюдение международных договоров Российской Федерации;

Открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

Установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

Проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

Периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

Учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

Возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

Признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

Устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

Недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

Недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Постановлением Госстандарта России от 1 сентября 2003 г. №99 (зарегистрировано Минюстом РФ 12 ноября 2003 г. №5220) утвержден Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора (далее - Порядок) Российская газета. 2003. 10 сент. . В преамбуле Порядка указано, что он разработан в целях реализации Постановления Правительства РФ от 16 мая 2003 г. №287 Российская газета. 2003. 20 мая..

Статья 33 Федерального закона «О техническом регулировании» называет объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Такими объектами являются: продукция (осуществляется исключительно на стадии обращения), процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Предметом контроля является исключительно соблюдение данных требований. При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании».

Полномочия органов государственного контроля (надзора) установлены в ст. 34 Федерального закона «О техническом регулировании». Органы государственного контроля (надзора) вправе :

ь требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

ь осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ь выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

ь принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

ь приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

ь привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

ь принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны :

ь проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

ь соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

ь соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

ь принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

ь направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Федерального закона «О техническом регулировании»;

ь осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органы государственного контроля (надзора) в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены (ст. 35 Федерального закона «О техническом регулировании»).

сертификация стандартизация контроль качество

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Тульский государственный университет»

Кафедра: «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»

Преподаватель

Якушенков А.В.

Тула 2009

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ

1.Разработать теоретическую часть.

2.Разработать расчетную часть в соответствии с индивидуальным заданием.

Методические материалы кафедры ИМС и указанная в них литература

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

по дисциплине:

«Метрология, стандартизация и сертификация»

на тему:

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов .

Расчет параметров посадки . Расчет размерных цепей . Обработка результатов многократных измерений .

Работа представленная на рецензию содержит:

* пояснительную записку на 40 листах.*

Теоретическая и расчетная части работы выполнены в полном (необоснованно сокращенном) объеме и не содержат (содержит отдельные, содержит грубые) ошибок.

Работа выполнена в хорошем стиле изложения с использованием достаточного (не достаточного) количества литературных источников.

Электронный вариант работы соответствует напечатанному.

По существу излагаемого материала к представленной работе замечаний нет.

В целом, работа соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного вида, и заслуживает оценки

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Резюмируя изложенное, по моему мнению, работу следует рекомендовать для защиты.

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассмотрены основные аспекты государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов.

По заданным номинальным значениям составляющих размеров и значению замыкающего размера установлены допуски и предельные отклонения составляющих размеров размерной цепи. Проверена правильность назначения допусков и предельных отклонений. Расчеты произведены теоретико-вероятностным методом и методом полной взаимозаменяемости.

Рассчитаны параметры посадки 45 ; написаны все виды обозначения предельных отклонений размеров на конструкторских и рабочих чертежах.

Результаты многократных измерений обработаны с применением правила «трех сигм» и критерия Пирсона. Результат измерений представлен в виде доверительного интервала, соответствующего уровню доверительной вероятности P = 0.92.

  • Введение
  • 1. Теоретическая часть
  • 1.1 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований гос. стандартов
  • 1.2 Контрольные вопросы
  • 2. Практическая часть
  • 2.1 Расчет параметров посадки
  • 2.2 Расчет размерных цепей
  • 2.3 Обработка результатов многократных измерений
  • Заключение допуск потребитель здоровье норма
  • Бланк регистрации исправлений
  • Перечень условных обозначений и символов
  • Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях государственный контроль за соблюдением государственных стандартов приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания. Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. Таким образом, рассматриваемая тема охватывает многие аспекты хозяйственной и производственной деятельности современного человека.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

В органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

В испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, -- комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее -- Госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите нрав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор и области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает и себя:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.

2. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

3.Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

4. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

5.Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

Техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуга;

Системы управления качеством;

Работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

Обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

Правил обязательной сертификации;

Правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора.

2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

3. Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

1. Председатель Госстандарта России -- главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

2. Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации).

3. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации -- главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем) Госстандарта России.

4. Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России -- государственные инспекторы.

5. Работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации -- государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)-

К таким органам относятся, например,

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль; ...

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор pа соблюдением сани гарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, и том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.

Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

Проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

Получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

Доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;

Получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

Использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;

Проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;

Получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

Отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

Исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

Проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

Оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

Проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории. Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.2 Контрольные вопросы

1. Государственный контроль и надзор за соблюдениями обязательных требований проводятся на стадиях:

1.1 изготовления и утилизации продукции, 2

1.2 подготовки продукции к производству и ее изготовления, 2

1.3 реализации, эксплуатации, хранения и транспортирования, 2

1.4 разработки продукции, 2

1.5 на всех перечисленных стадиях, 5

2. Осуществляется ли государственный контроль в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют?

2.2 нет, осуществляется только надзор, 5

2.3 в зависимости от ситуации, 2

2.4 да, кроме военных объектов, 2

2.5 нет, кроме объектов транспортного назначения, 2

3. Осуществляется ли государственный надзор в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют?

3.2 нет, только контроль, 2

3.3 в зависимости от ситуации, 2

3.4 нет, кроме военных объектов, 2

3.5 да, кроме объектов транспортного назначения, 2

4. При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

4.1 продукция, работы и услуги, 2

4.2 документация на продукцию, работы и услуги, 2

4.3 работы по сертификации продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), 2

4.4 все перечисленное выше, 5

4.5 ни один из перечисленных, 2

5. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проводятся не более чем:

5.1 один раз в два года,5

5.2 один раз в год, 2

5.3 два раза в год, 2

5.4 один раз в квартал, 2

5.5 один раз в месяц, 2

6. Могут ли служить обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований причиной проведения внеплановых мероприятий по государственному контролю и надзору?

6.1 могут во всех случаях, 2

6.2 только обращения, позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, 5

6.3 только в случае анонимных обращений, 2

6.4 в зависимости от степени нарушения требований стандартов, 2

6.5 не могут во всех случаях, 2

7. Имеют ли право государственные инспектора использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора?

7.1 да, имеют, 5

7.2 нет, не имеют, 2

7.3 имеют только в отсутствии собственных специалистов или тех средств, 2

7.4 имеют, но только при условии дополнительной оплаты по прейскуранту, 2

7.5 имеют, но только технические средства юридического лица или индивидуального предпринимателя, 2

8. В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя составляется:

8.1 протокол об административном правонарушении, 5

8.2 протокол об уголовном правонарушении, 2

8.3 протокол допроса, 2

8.4 протокол аттестации, 2

8.5 фоторобот, 2

9. Необходимость проведения испытаний продукции определяет:

9.1 собственник продукции, 2

9.2 налоговый инспектор (участник проверки), 2

9.3 государственный инспектор (руководитель проверки), 5

9.4 производитель продукции, 2

9.5 кладовщик или его заместитель, 2

10. Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов являются законы Российской Федерации:

10.1 «О техническом регулировании», 2

10.2 «Об обеспечении единства измерений», 2

10.3 «О защите нрав потребителей», 2

10.4 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора», 2

10.5 все перечисленные, 5

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Исходные данные

N A1

N A2

N A3

N A4

N A5

N A6

A ?

Задание

1. По заданным в таблице номинальным значениям составляющих размеров N Ai и значению замыкающего размера А? установить допуски и предельные отклонения составляющих размеров (прямая задача)

2. Проверить правильность назначения допусков и предельных отклонений составляющих размеров (обратная задача).

Примечание: расчеты провести методами полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом.

2.1 Расчет параметров посадки

Для расчета дана посадка в системе вала (h) переходная (K).

1. Отклонения отверстия и вала по ГОСТ 25347-82:

EI = - 27 мкм

ei = - 25 мкм

Схема расположения полей допусков посадки

2. Предельные размеры:

D max = N + ES = 45 + 0,012 = 45,012 мм

D min = N + EI = 45 - 0,027 = 44,973 мм

d max = N + es = 45 + 0 = 45 мм

d min = N + ei = 45 - 0,025 = 44,975 мм

3. Допуски отверстия и вала:

TD = D max - D min = 45.012 - 44.973 = 0,039 мм

Td = d max - d min = 45 - 44.975 = 0,025 мм

4. Натяги и зазоры:

i max = d max - D min = es - EI = 0 - (-0.027) = 0.027 мм

S max = D max - d min = 45.012 - 44.975 = 0,037 мм

i max < S max

5. Средний зазор:

6. Допуск посадки:

Ts = i max - i min = 0.027 + 0,037 = 0,064 мм

7. Обозначение предельных отклонений размеров на конструктивных чертежах:

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

а) условное обозначение полей допусков:

б) числовые значения предельных отклонений

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

в) условное обозначение полей допусков и числовых значений предельных отклонений:

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

8. Обозначение размеров на рабочих чертежах

2.2 Расчет размерных цепей

Задача №1 . Назначим допуски и отклонения составляющих размеров с таким расчетом, чтобы обеспечить значение замыкающего размера, равное А? =. Расчет проведем методом полной взаимозаменяемости. ES ? =1.2 мм EI ? =0 мм.

1. Согласно заданию:

А? min = N A ? + EI ? = 0 мм

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

5. Осуществим увязку допусков, для чего исходя из величины T Д, рассчитаем допуски составляющих размеров.

Средняя степень точности a c определяется:

гдеT ? - допуск замыкающего размера

i j - значение единицы допуска, мкм

6. Такому числу а с соответствует точность, лежащая между 11 и 12 квалитетами. Поэтому назначим допуски (мм) на размеры по 11 и 12 квалитету:

Для охватываемых размеров - h11

T 2 = 0.22 мм (ES = 0,22 мм, EI = 0 мм)

T 3 = 0.25 мм (ES = 0.25 мм, EI = 0 мм)

T 5 = 0.11 мм (ES = 0.11 мм, EI = 0 мм)

T 6 = 0.25 мм (ES = 0.25 мм, EI = 0 мм)

Для остальных размеров - JS12

T 1 = 0.21 мм (ES = 0.105 мм, EI = -0.105 мм)

T 4 = 0.21 мм (ES = 0.105 мм, EI = -0.105 мм)

7. Произведем проверку правильности назначения допусков составляющих размеров:

8. Осуществим увязку средних отклонений, для чего примем следующий характер расположения полей допусков составляющих размеров:

A 1 = A 4 = 26 Js12 (±0.105) мм

A 2 = 90 H11(+0.22) мм

A 3 = 144 H11(+0.25) мм

A 5 = 14 H11(+0.11) мм

А 6 = 168 H11(+0.25) мм

Найдем среднее отклонение замыкающего размера и сравним его с заданным:

Е С? = 0 - 0,11 - 0,125 + 0 + 0,055 + 0,125 = - 0,055 мм

Так как полученное значение не совпадает с заданным, то произведем увязку средних отклонений за счет среднего отклонения А 2 , принятого в качестве увязочного. Величину среднего отклонения размера A 2 найдем из уравнения:

0,6 = 0 + E C 2 - 0.125 + 0 + 0.055 + 0.125

E C 2 = 0.6 - 0.055 = 0.545 мм

Предельное отклонение A 2:

ES 2 = 0.545 + 0.5 0.22 = 0.655 мм

EI 2 = 0.545 - 0.5 0.22 = 0.435 мм

Таким образом,

T 2 = ES 2 - EI 2 = 0.11 мм

Задача №2. Найдем предельные значения замыкающего размера А? при назначенных ранее составляющих размерах. Расчет произведем методом полной взаимозаменяемости.

Сведем данные для расчета в таблицу:

Обозн . Р азм е ров

Размер, мм

о j

N j

Е сj

T j

о j · N j

о j ·Е сj

¦ о j ¦· T j

26 Js12 (±0.105)

26 Js12 (±0.105)

N Д = +26 -90 -144 +26 +14 +168 = 0 мм

Е С? = 0 - 0,545 - 0,125 + 0,055 + 0,125 = 0,49 мм

T Д = 0,21 + 0,11 + 0,25 + 0,21 + 0,11 + 0,25 = 1,14 мм

А? max = 0 + 0,49 + 0,5 1,14 = 1,06 мм

А? min = 0 + 0,49 - 0,5 1,14 = - 0,08 мм

Сравниваем полученные результаты с заданными:

А? max расч. = 1,06 < А? max задан. = 1,2 мм

А? min расч. = -0.08 < А? min задан. = 0 мм

Условие не выполняется для А? min .

Проверим процент ошибки:

Полученное значение не превышает установленных 10%, следовательно изменения предельных отклонений составляющих размеров не требуется.

Задача №3. Назначим допуски и отклонения составляющих размеров с таким расчетом, чтобы обеспечить значение замыкающего размера, равное А? =0 +1 , 2 . Расчет проведем теоретико-вероятностным методом.

Детали, входящие в сборочный комплект, имеют следующие значения номинальных размеров:

1. Согласно заданию:

T Д = ES ? - EI ? = 1.2-0 = 1.2 мм

А? max = N A ? + ES ? = 0 + 1.2 = 1.2 мм

А? min = N A ? + EI ? = 0 мм

2. Составим график размерной цепи:

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

3. Составим уравнение размерной цепи:

А? = о 1 ·А 1 + о 2 ·А 2 + о 3 ·А 3 + о 4 ·А 4 + о 5 ·А 5 + о 6 ·А 6

4. Произведем проверку правильности назначения номинальных значений составляющих размеров:

N Д = 26 - 90 - 144 + 26 + 14 + 168 = 0

Поскольку N Д = 0, номинальные размеры назначены правильно.

5. Осуществим увязку допусков, для чего, исходя из величины T Д, рассчитаем допуски составляющих размеров.

Такому числу а с соответствует точность, лежащая между 12 и 13 квалитетами. Поэтому назначим допуски на размеры А 1 , А 2 , А 4 , А 5 , по 12 квалитету, а на размеры А 3 , А 6 , по 13 квалитету:

6. Произведем проверку правильности назначения допусков составляющих размеров:

Полученная сумма допусков оказалась меньше заданного допуска замыкающего размера. Для того, чтобы полностью использовать заданный допуск замыкающего размера, расширим допуск размера А 6 , найдя его из уравнения:

7. Увяжем средние отклонения за счет размера А 6 , для чего примем следующие расположения полей допусков составляющих размеров

Е сj +б i ·T i/2

о j ·(Е сj +б i ·T i /2)

По уравнению

Найдем среднее отклонение размера A 6

Откуда Е сб. =0,839 мм

8. Предельные отклонения размера А 6:

ES 6 = 0.839 + 0.5 0.465 = 1.0715 ? 1,076 мм

EI 6 = 0,839 - 0,5 0,465 = 0,6065 ? 0,607 мм

Таким образом,

Задача №4. Найдем предельные значения замыкающего размера А? при значениях составляющих размеров, полученных в результате решения задачи_3 .назначенных ранее составляющих размерах. Расчет проведем теоретико-вероятностным методом.

Об о знач.

Размер

о j

Е сj

Т i

б i

б i ·T i /2

Е сj i ·T i/2

о j ·(Е сj i ·T i /2)

1. Номинальное значение замыкающего размера:

N Д = 26 - 90 - 144 + 26 + 14 + 168 = 0 мм

2. Среднее отклонение замыкающего размера:

Е с? = = 0 + 0,154 + 0,216 + 0 - 0,072 + 0,902 = 1,2

3. Допуск замыкающего размера:

4. Предельные отклонения замыкающего размера:

А? max = N ? + E c ? + T ? /2 = 0 + 1.2 + 1.327/2 = 1.864 мм

А? min = N ? + E c ? - T ? /2 = 0 + 1.2 - 1.327/2 = 0,536 мм

Таким образом,

2.3 Обработка результатов многократных измерений

1. Определяем значения среднего арифметического, стандартного отклонения S Х измеряемой величины и среднего арифметического.

2. Проверка наличия грубых промахов.

Воспользуемся правилом «трех сигм»:

Расположим результаты измерений по возрастанию, т. е. в вариационный ряд и проверим наличие «выбросов» за рассчитанные предельные значения.

Табл. 1. Вариационный ряд

x i

x i

x i

x i

x i

x i

x i

x i

x i

x i

Ни один из результатов не выходит за границы интервала, следовательно, с вероятностью 0,9973 гипотеза об отсутствии грубых промахов принимается.

3. Проверка гипотезы о виде закона распределения вероятности результатов измерения.

Для выдвижения гипотезы построим гистограмму.

X нач = 41,855; X кон = 42,725

Тогда ширина ДX интервала составит:

Сохраним большее, чем в результатах наблюдений количество знаков после запятой в значении ширины ДX, чтобы значения результатов измерений не совпали с границей какого-либо интервала гистограммы при подсчете частоты попадания результатов в тот или иной интервал. Рассчитаем границы интервалов и подсчитаем число результатов, попавших в каждый из них. Результаты сведем в таблицу 2 и построим по ней гистограмму.

Табл. 2. Исходные данные для построения гистограммы

№ и н тервала

Начало интервала

Конец интерв а ла

Число п о паданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По табл. 2 построим гистограмму, по виду которой можно предположить, что распределение вероятности результата измерения - нормальное.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Проверим правдивость этой гипотезы с помощью критерия Пирсона. Все расчеты сведем в табл. 3. Нормированные значения границ интервалов рассчитаем по формуле:

Значение критерия Пирсона в j-том интервале рассчитаем по формуле

где, -- теоретическая и эмпирическая вероятности попадания результата измерения в j-й интервал.

Табл. 3. Расчет критерия ч 2 Пирсона

Границы

интервалов

mj

mj

объед

F(zj)

Pj

? ч^2

100

1

2, 211346

По последнему столбцу рассчитаем значение -- критерия:

?2, 211

Определим табличное (критическое) значение критерия Пирсона, задавшись доверительной вероятностью, равной 0,95. Число степеней свободы r с учетом объединения интервалов составит. То...

Подобные документы

    Понятие и сущность надзора и контроля. Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства. Полномочия государственной инспекции труда. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2012

    Общая характеристика системы государственных органов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства. Задачи и полномочия федеральной инспекции труда, иных надзоров, федеральных и региональных органов исполнительной власти.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2014

    Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Юридическая сущность и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; определение полномочий и обязанностей соответствующих государственных органов. Характеристика административных правонарушений хозяйствующих субъектов в сфере труда.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Федеральная служба по труду и занятости. Применение Ростехнадзором норм по охране труда работников в организациях и на объектах промышленной сферы. Перечень полномочий Государственной трудовой инспекции. Осуществление проверок и составление актов.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Теоретический анализ понятия и содержания принципа законности в решении задач уголовного судопроизводства. Соблюдение требований закона на различных стадиях производства в судовом процессе. Судебный контроль и прокурорский надзор за соблюдением законов.

    реферат , добавлен 03.05.2009

    Понятие контроля и надзора в области трудовых прав граждан. Полномочия Федеральной инспекции труда. Проведение проверок, судебная защита. Государственный, прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан. Права и обязанности инспекторов труда. Установление общих требований к безопасности и охране труда на производстве. Социальная защита населения.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2015

    Сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Органы, осуществляющие надзор и контроль. Общая характеристика ряда регулирующих инстанций, их основные функции и деятельность. Ответственность за невыполнение законодательства о труде.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2009

    Система сертификации и стандартизации товаров и услуг: сущность, задачи, законодательное регулирование. Особенности обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.

Одной из важнейших составных частей любой системы управления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции - это государственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением стандартов, метрологического обеспечения и качества продукции. В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТО, ИСО).

Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с помощью государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением стандартов осуществляет Госстандарт России, его территориальные, областные органы, а также городские лаборатории государственного надзора и соответствующие научно-исследовательские институты или организации в соответствии с их компетенцией от имени государства во всех отраслях народного хозяйства, на всей территории Российской Федерации. Госстандарт России не ограничен рамками отдельных отраслей народного хозяйства, отдельных видов продукции, что позволяет применять наиболее эффективную форму надзора - комплексные межотраслевые проверки, когда наряду с проверкой по внедрению и соблюдению технических требований стандартов о соответствии готовой продукции проводят такие же работы по сырью, материалам, комплексным изделиям, узлам, агрегатам и т.д. на предприятиях-изготовителях продукции. Анализ материалов комплексных проверок, охватывающий широкий круг предприятий-изготовителей, министерств, ведомств с различными формами собственности, позволяет сделать выводы о качестве выпускаемой продукции и причинах обнаруженных недостатков.

Объектами государственного надзора являются:

· нормативные документы по стандартизации и техническая документация;

· продукция, процессы и услуги;

· иные объекты в соответствии с действующим законодательством о государственном надзоре.

Основные задачи органов государственного надзора за соблюдением стандартов предусматривают:

§ содействие предупреждению нарушений законов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к объектам стандартизации и стандартов;

§ проверку соблюдения обязательных требований государственных стандартов Российской Федерации при установлении соответствия отраслевых стандартов, технических условий, стандартов предприятий, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технической документации обязательным требованиям государственных стандартов России;

§ контроль за своевременным включением мероприятий по внедрению стандартов в план развития народного хозяйства и в планы предприятий, организаций, а также за выполнением планов государственной и отраслевой стандартизации;

§ надзор за внедрением стандартов и соблюдением их на стадиях проектирования, производства, испытаний, хранения, транспортирования, применения, реализации и утилизации продукции;

§ надзор за соответствием показателей качества проектируемой и выпускаемой продукции показателям, предусмотренным стандартами;

§ проверку своевременного прекращения действия устаревших и разработки новых стандартов и состояния информации о вновь вводимых и отмененных стандартах и о действующих отечественных и зарубежных стандартах;

§ испытания продукции, в том числе сертификационные.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов проводится поэтапно:

1-й этап - проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;

2-й этап - проверка выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3-й этап - проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. На этом этапе, проводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения предприятием установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством данной продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

По результатам проверки внедрения и соблюдения стандартов, состояния измерительной техники и качества продукции проверяющие составляют акт с соответствующими выводами и предложениями. Если выявлены нарушения требований стандартов, то органы государственного надзора дают указания об устранении этих недостатков; запрещают отгрузку потребителям продукции, показатели качества которой ниже требований стандартов; изымают из обращения не соответствующие требованиям меры и средства измерения.

Анализ, проведенный Госстандартом, показал, что главными причинами несвоевременного внедрения стандартов, несоблюдения их требований в производстве являются:

· отсутствие или задержка составления планов внедрения государственных стандартов, неувязка их с другими разделами плана производства;

· отсутствие самостоятельных отделов по стандартизации или недостаточная квалификация персонала;

· несвоевременная разработка и неконкретность организационно-технических мероприятий, направленных на внедрение государственных стандартов, малоэффективный контроль за их реализацией;

· низкий уровень руководства работами по стандартизации на предприятии (объединении);

· некомплектность выпуска и необеспеченность государственными стандартами министерств, ведомств, предприятий, объединений;

· низкий технический уровень производства;

· наличие в стандартах примечаний, оговорок, что дает возможность изготавливать продукцию с отступлением от основных требований;

· несвоевременное внесение изменений, запаздывание информации об их подготовке;

· нарушение технологической и производственной дисциплины;

· невысокий уровень конструкторской и технологической документации (не учтены требования государственных и других стандартов);

· необеспеченность, несоответствие, неудовлетворительное состояние средств измерения, контрольно-испытательной аппаратуры;

· неэффективная система материального поощрения за внедрение и соблюдение стандартов.

Организация контроля за соблюдением требований стандартов на многих промышленных предприятиях разработаны, оформлены стандартами предприятий и действуют системы внедрения стандартов в производство и контроля за их соблюдением на всех стадиях (от начала проектирования изделия до выпуска готовой продукции). Это позволяет обеспечить стопроцентное внедрение государственных, отраслевых стандартов и технических условий на изделия, не нарушая их требований.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов*

Правовые основы, задачи и организация госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.

На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, -- государственные инспекторы.

Главный государственный инспектор России -- Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации -- руководители центров стандартизации и метрологии, т.е. территориальных органов госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов* и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

* Стоимость израсходованных образцов и материалов относится на издержки производства проверяемой организации.

Права и обязанности государственных инспекторов определены Законом «О стандартизации». Им предоставлены достаточно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под защитой государства.

Государственный инспектор имеет право:

свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;

по результатам проверок облагать нарушителей обязательных требований стандартов штрафами. Строгое наказание применяется и к невыполняющим запрет на реализацию -- штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям российских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским законодательством;

направить необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием -- объектом госнадзора.

Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они не выполняют возложенные на них обязанности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то несут ответственность в установленном законом порядке. Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

В 1995 г. в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица подвергаются штрафу, если в процессе проверки устанавливается нарушение организацией обязательных требований государственных стандартов, относящихся как к продукту, так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции определено Законом «О стандартизации» и не зависит от того, в каком нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).

Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, в течение 1998 г. проверив 12 тыс. предприятий, инспекторы вынуждены были применить штрафы по отношению к юридическим и физическим лицам в размере около 40 млн. руб. Кроме того, был обнаружен большой объем опасной для потребления продукции на сумму около 3,2 млрд. руб., реализация которой была запрещена.

В перспективе госнадзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Кроме того, реализуется программа «100 лучших товаров», призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.

Госнадзором названы основные причины, которые приводят к невыполнению обязательных требований стандартов: отклонение от норм технологии производства, слабая измерительная и испытательная база, неудовлетворительная организация контроля. Эти причины во многом зависят от состояния метрологических служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие красноречивые данные говорят, по-видимому, о том, что только жесткость госнадзора и расширение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.

Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффективность госнадзора в значительной степени снижена в силу следующих причин: современная концепция государственного контроля и надзора не учитывает международный опыт и опирается на опыт бывшего Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать лучшего названные в Законе «О стандартизации» источники финансирования.

Рассмотренные выше положения о госнадзоре регламентируются Законом «О стандартизации». Но некоторые права предоставлены Госстандарту России Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению мер пресечения к нарушителям требований нормативных документов практически совпадают в обоих законах. Существенное отличие состоит в том, что нормы Закона «О защите прав потребителей» относятся к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, а закон «О стандартизации» распространяется как на потребительские товары, так и на продукцию производственного назначения.

Правила проведения госнадзора. Основная форма государственного контроля и надзора -- выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт России устанавливает приоритетные направления госнадзора, которые прежде всего учитываются при его планировании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информирования Госреестра России о продукции, которая прошла сертификацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Планирование проверки включает обязательный подготовительный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими контролирующими органами. Это сопряжено с рассмотрением подробной информации о намечаемом к проверке субъекте хозяйственной деятельности, в частности, результатов внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов.

Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

Если контроль касается продукции, которая подлежит обязательной сертификации, госинспектор проверяет наличие и подлинность выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца.

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории), соответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, соблюдение программы и методик испытаний. Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия прежде всего убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.

По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта. Акт проверки -- весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.

Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штрафных санкций).

В 1998 г. с целью совершенствования работы госнадзора введена система показателей его эффективности, которая включает социальную, экономическую и технологическую составляющие. Каждая из них может быть подсчитана по данным автоматизированной информационной системы АИС «Госнадзор».

Социальный эффект характеризуется следующими показателями:

предотвращенный ущерб у потребителей от приобретения опасных и недоброкачественных товаров (млн. руб.),

защита жизни и здоровья людей от применения опасной продукции (натур, ед.),

количество потребителей, защищенных от опасных и недоброкачественных продукции и услуг (чел.).

Экономический эффект определяется:

поступлением средств в доходную часть федерального бюджета -- штрафы (млн. руб.),

компенсацией затрат из федерального бюджета на проведение госнадзора,

упущенной выгодой (млн. руб.), которая определяет доход или иное благо, не полученное лицом вследствие причинения ему вреда либо нарушения его права неисполнением обязательства, по которому оно было кредитором. Обычно представляет собой неполученную прибыль и подлежит возмещению как составная часть убытков или безвозвратных потерь.

По российскому законодательству в состав убытков включают недополученные кредитором доходы, которые были бы получены при исполнении должником обязательства.

Этот показатель относится непосредственно к субъектам хозяйственной деятельности, не соблюдающим требования стандартов, а косвенно касается инвесторов (кредиторов), связанных с кредитованием производственной деятельности.

Упущенная выгода складывается из стоимости запрещенной продукции, штрафных санкций и затрат субъектов хозяйственной деятельности на исправление брака (несоответствий), которые, по данным зарубежной практики, составляют в среднем 12% от объема запрещенной к реализации продукции.

Технологический эффект характеризуется тремя показателями:

уровнем выявления нарушений (%),

уровнем устранения нарушений (%),

интенсивностью надзора (количество проверок на одного инспектора в год).

Контроль за соблюдением стандартов

Контроль за соблюдением требований национальных стандартов осуществляют центральный и региональные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, его региональные лаборатории государственного контроля и надзора. Контроль соблюдения требований стандартов организациё осуществляют нормоконтролёры, технические контролёры и другие должностные лица, уполномоченные руководителем организации для проведения этой работы в соответствии со стандартами организациями, положениями о подразделениях и должностными инструкциями.


Основные категории документов в области стандартизации показаны на рисунке 1.1. Рисунок содержит те категории документов, которые регламентированы Федеральным законом «О техническом регулировании» и Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» как как «документы по стандартизации» .

1) межгосударственные стандарты (ГОСТ);

2) национальные стандарты (ГОСТ Р);

3) стандарты организаций (СТО);

5) общероссийские классификаторы;

6) своды правил.

Важнейший технический документ, имеющий статус закона, Федеральный закон «О техническом регулировании» выносит в отдельную категорию - технические регламенты (ТР).

Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Определение технического регламента здесь дано в сокращении. Полное определение, соответствующее закону приведено в п. 1.1 данного учебного пособия. В отличие от стандартов, технические регламенты устанавливают обязательные для исполнения требования .

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, их имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечения единства измерений. Содержание и применение ТР, их виды, порядок разработки, применения, изменения и отмены технических регламентов определены Федеральным законом «О техническом регулировании».

Межгосударственные и национальные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р) устанавливаются на продукцию массового и крупносерийного производства, на нормы, требования, понятия, определения и другие объекты межотраслевого применения. При этом межгосударственные стандарты действуют на территории всех стран СНГ.



Стандарты организаций (СТО) разрабатывают предприятия и организации, распространяя их на нормы, правила и другие объекты, применяемые на данном предприятии. СТО не должны противоречить ГОСТам.

Правила по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации (П) устанавливают обязательные для применения положения, порядки, методики выполнения различных технических работ.

Рекомендации (Р) , в том числе рекомендации межгосударственные (РМГ) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации содержат добровольные для применения организационно-технические положения, порядки, методики выполнения работ, а также правила выполнения этих работ .

Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) содержат методические рекомендации и инструкции по выполнению различных организационно-технических работ.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов.

Своды правил используются в том случае, если к отдельным объектам технического регулирования отсутствуют требования технических регламентов или национальных стандартов .

Существуют также такие категории стандартов, которые после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» утратили юридическую силу стандарта.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывались на объекты стандартизации отраслевого применения, на которые отсутствовали государственные стандарты. ОСТы являлись обязательными для всех предприятий данной отрасли. В настоящее время ОСТы можно рассматривать как рекомендации для разработки новых национальных стандартов и стандартов организаций.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия при отсутствии необходимости в создании стандарта на выпускаемую продукцию. Обычно ТУ разрабатывают на новую продукцию или продукцию с ограниченной программой выпуска. В настоящее время ТУ не имеют статуса документа по стандартизации . Однако ТУ сейчас получили статус доказательственного материала при декларировании соответствия .

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывались на принципиально новые виды продукции, передовые производственные процессы и методы контроля, нетрадиционные принципы управления производством. СТО являются рекомендациями для разработки новых национальных стандартов и СТП.

Международные стандарты (МС) разрабатывают международные организации по стандартизации, обычно ИСО или МЭК. В РФ МС имеют статус рекомендаций для разработки национальных стандартов (ГОСТ Р), а сами статуса стандарта не имеют.

Случайные статьи

Вверх