Судебный департамент при Верховном суде РФ: задачи, полномочия и система органов. Судебный департамент при Верховном суде РФ: задачи, полномочия и система органов 119991 управление судебного департамента

(нередко и мировых судей) и органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полнос­тью исключены Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, которые в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сами обеспе­чивают свои организационные потребности с помощью аппаратов судов.

Система органов Судебного департамента при Верховном суде РФ

Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входя­щие в его систему. В соответствии со ст. 2 Закона о Судебном департаменте при ВС РФ его система включает:

  1. центральный аппарат Судебного департамента;
  2. управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ;
  3. органы и учреждения Судебного департамента.

Центральный аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций, например:

  • главного управления организационно-­правового обеспечения деятельности судов;
  • главного управления обес­печения деятельности военных судов;
  • главного финансово-экономи­ческого управления;
  • управления государственной службы и кадрово­го обеспечения;
  • контрольно-ревизионного управления;
  • управления де­лами и др.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, на­значаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета су­дей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организа­цию выполнения возложенных на Судебный департамент и его орга­ны функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспечения их дея­тельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ, а также отчитываться перед Всероссийским съездом судей.

Местные органы Судебного департамента - управления (отде­лы) - обеспечивают выполнение задач в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на территории субъекта РФ. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов РФ.

Задачи Судебного департамента при Верховном суде РФ

В соответствии со ст. 1 Закона о Судебном департаменте при ВС РФ его задачами являются:

  1. организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (т.е. федеральных судов), органов судейского сообщества;
  2. финансирование мировых судей ;
  3. формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Полномочия Судебного департамента при Верховном суде РФ

На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного депар­тамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами. В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять:

  1. организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
  2. управление органами и учреждениями Судебного департамента;
  3. разработку по вопросам своего ведения проектов федеральных законов и иных ;
  4. разработку и представление в Правительство РФ предложений о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;
  5. изучение организации деятельности судов и разработку предложении о ее совершенствовании;
  6. внесение в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов;
  7. определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  8. обеспечение отбора и профессиональной подготовки работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
  9. разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
  10. перераспределение образовавшихся в соответствующих судах вакансии на должности судей;
  11. ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
  12. ведение судебной статистики, организацию делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
  13. рассмотрение жалоб и заявлений в пределах своей компетенции;
  14. принятие мер по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организацию проведения научных исследований в области судебной деятельности и финансирование их;
  15. организацию строительства зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  16. организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществление мероприятий по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; осуществление работы по систематизации законодательства; ведение банка нормативных правовых актов РФ, а также общеправового рубрикатора законодательства;
  17. принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  18. организацию материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем; организацию медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;
  19. установление и развитие связей с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;
  20. взаимодействие с , правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  21. финансирование возмещения издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;
  22. осуществление редакционно-издательской деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;
  23. осуществление иных мер по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Су­дебного департамента и его местных органов:

  1. запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы ;
  2. контролировать расходование бюджетных средств судами , а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  3. привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов ;
  4. вносить в Верховный Суд и Правительство предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей , работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

«Важно, чтобы даже самые маленькие недочеты, будь то отваливающаяся плитка или неработающий санузел, были устранены»

Недавний скандал с двойной оплатой услуг переводчиков для гражданских и уголовных процессов наделал много шума в Управлении Судебного департамента в г. Москве. На то, что не все в порядке в ведомстве, первой обратила внимание и Совет судей, и лично председатель Московского городского суда Ольга Егорова. Впоследствии виновные в махинациях были задержаны, многие понесли заслуженное наказание. А в департаменте тем временем сменилось руководство. Новым руководителем стал действующий сотрудник ведомства, до того занимавший должность зама руководителя, 32-летний Егор Игнащенко. Первым с ним побеседовал «МК». Нам удалось узнать, что кардинально изменилось в работе Судебного департамента и какие нововведения ожидают районные суды в самом ближайшем будущем.

Егор Юрьевич, коррупционный скандал нанес серьезный удар по институту судебных переводчиков. Удалось что-то изменить в лучшую сторону, снова поднять престиж профессии?

Изменились система формирования постановлений об оплате процессуальных издержек, а также порядок подачи заявлений об их оплате. Все постановления теперь поступают в Управление в бумажном виде с подписью и синей печатью суда и в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. Когда к нам поступает эта бумага, мы ее проверяем по штрихкоду. Если все соответствует установленным требованиям, то заявка отправляется в Казначейство. В системе заложен контроль за двойными оплатами. Внедряемая система учета и контроля за оплатой судебных издержек исключает возможность подделки судебных актов и их неправомерной оплаты, а также двойной ошибочной оплаты по одному и тому же постановлению.

В связи с расширением института присяжных разрабатывается система, в которую будут загружены списки присяжных, с помощью этой системы будет осуществляться оплата их работы.

Лично для вас как для молодого руководителя, что самое важное в работе, на чем вы акцентируете свое внимание в первую очередь?

Для меня первостепенно важно объединить сотрудников управления единой целью - чтобы в районных судах было комфортно работать судьям, аппарату и, что особенно важно, находиться гражданам. Я стараюсь лично объезжать все суды города Москвы каждые несколько месяцев.

За последний год мы наладили работу службы клининга (уборки) и эксплуатации на наших объектах - в районных судах стало чище и комфортнее. Важно, чтобы даже самые маленькие недочеты, будь то отваливающаяся плитка или неработающий санузел, были устранены. Например, недавно в Замоскворецком районном суде срочно понадобился ремонт, так как суду были переданы два дополнительных этажа, которые раньше занимали в этом здании Следственный комитет и Прокуратура. Мы изыскали средства и в короткие сроки подготовили помещения к работе суда.

Что касается нововведений, которые внедряются в районных судах Москвы, то прежде всего они связаны с активным использованием информационных технологий.

Какие электронные сервисы Управление Судебного департамента Москвы планирует внедрить в деятельность районных судов в ближайшее время?

Для начала я бы сказал несколько слов о результатах развития электронного правосудия за 2017-й и предыдущие годы. Очень большая работа проведена за последнее время Мосгорсудом по созданию Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции столицы (КИС СОЮ). В ее рамках реализовано множество программ: например позволяющих гражданам смотреть видеозаписи заседаний, в которых они участвовали, не выходя из дома, знакомиться с материалами дел, подавать документы в суды в электронном виде. До конца года запланировано участие столичного Управления Судебного департамента во внедрении еще нескольких электронных сервисов в деятельность районных судов:

Система учета и контроля за оплатой процессуальных издержек (оплата услуг адвокатов, переводчиков и экспертов). Система позволит формировать текст постановлений на оплату процессуальных издержек и обеспечит его направление в форме электронного документа с ЭЦП в управление, формирование платежных документов в органы финансового контроля, ведение учета и статистики по оплате.

Система для выбора кандидатов в списки присяжных заседателей, система контроля оплаты участия в судебном разбирательстве в качестве присяжного заседателя.

Система внутреннего электронного документооборота УСД и районных судов, которая позволит направлять районным судам заявки на материально-техническое обеспечение в управление.

Оправдала ли себя форма подачи исковых документов в суды общей юрисдикции в электронном виде? Приведите, пожалуйста, конкретные удачные и неудачные примеры работы этой системы?

Конечно, оправдала. Граждане активно пользуются предоставленными возможностями. Количество жалоб на работу системы за последние месяцы практически сократилось до 1–2 жалоб в месяц. Выявляемые в ходе эксплуатации недостатки оперативно устраняются совместно с Мосгорсудом и филиалом ФГБУ ИАЦ в Москве.

Что касается каких-то неудачных примеров, то можно назвать технические отказы в принятии документов из-за проблем с электронными подписями, которые имели место быть в начале 2017 года. Со временем количество таких отказов сокращается.

Статистика по принятым материалам через внешний портал в настоящее время такова:

Подано документов в электронном виде более 1000 (принято в работу 800).

Заявлений о принятии обеспечительных мер подано около 1000.

Безусловно, сократилась нагрузка на приемные, канцелярии в районных судах города, постепенно оптимизируется работа судей.

- В последнее время ведется активное строительство новых зданий судов, какие откроются в ближайшее время?

Да, в 2016 году введено в эксплуатацию новое здание для размещения Щербинского районного суда, оборудованное по последнему слову техники. В начале 2018 года планируется завершение строительства здания, в котором разместятся Тверской и Мещанский районные суды. Надеемся, что в течение нескольких лет обретут новые здания Гагаринский, Головинский, Коптевский, Чертановский, Хамовнический и другие районные суды Москвы.

Перед управлением поставлена задача, чтобы к 2020 году была обеспечена деятельность всех районных судов в новых или в отремонтированных и модернизированных зданиях.

Мы уже привыкли к интернет-трансляциям открытых заседаний, в настоящее время готовятся изменения в законодательство, предусматривающие ведение обязательной видеосъемки всех судебных заседаний и создание единого банка хранения таких записей. Насколько готовы к этому суды в настоящее время? Когда система заработает в полную силу?

Почти в каждом районном суде Москвы имеются залы, оборудованные системой аудио- и видеофиксации заседаний (САВЗ). Не оборудованы лишь те суды, строительство зданий для которых запланировано в ближайшее время. Всего в Москве 456 оборудованных залов, и из них 234 оборудовано в рамках проекта КИС СОЮ. Аппарат судов прошел соответствующее обучение для применения систем САВЗ. Все видеозаписи хранятся в Центре обработки данных, который был создан в 2015 году в Мосгорсуде. Что же касается решений о трансляции заседаний, то его принимает председательствующий судья.

Не раз поднимался вопрос о низких зарплатах сотрудников аппарата судов. Планируется ли решать эту острую проблему?

Ежемесячная заработная плата сотрудников аппарата районных судов Москвы составляет от 12 до 19 тысяч рублей для помощников судей и секретарей судебного заседания. Но, конечно же, имеются и дополнительные выплаты из фонда материального стимулирования государственных служащих.

Я бы очень хотел, чтобы в наших судах работали самые достойные, компетентные и идейные молодые люди и чтобы их работа вознаграждалась достойно! Мы всячески стремимся премировать сотрудников, если на это выделяются средства Судебным департаментом. К примеру, 14 февраля 2017 года в Государственную думу Верховным судом России был внесен проект Федерального закона «О государственной судебной службе Российской Федерации» №102341-7, одной из целей которого было увеличение заработной платы сотрудников аппарата районных судов, но пока проект находится на рассмотрении.


Как оцениваете уровень профессионализма сотрудников аппаратов судов с учетом того, что в судах часто работают студенты?

Несмотря на огромную нагрузку, которая ложится на плечи работников аппаратов судов, я считаю, что в суды идет работать самая талантливая и толковая молодежь, чаще всего этого выпускники столичных вузов. Молодые люди готовы работать на названную выше скромную заработную плату для приобретения опыта работы, повышения уровня знаний и получения новых компетенций. Молодой юрист после университета приходит в суд с мечтой через пять-шесть лет стать настоящим специалистом в области права и - часто - получить возможность сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

По статистике, основной кузницей кадров судебного корпуса выступает аппарат районных судов и Мосгорсуда. Но надо заметить, что другие представители юридической профессии неохотно идут сдавать экзамен. За 2012–2016 годы среди претендентов, которые сдавали квалификационные экзамены на должность судьи, более 80% были сотрудниками аппаратов районных судов и Московского городского суда, адвокатами - 1,6%, сотрудниками правоохранительных органов - 3,2%, прокуратуры - 5% и так далее.

Судьи нередко жалуются на большой объем работы. Когда появится закон, нормирующий нагрузку? Возможно ли увеличение числа судей в райсудах с целью ускорения рассмотрения дел?

Тенденция роста обращений граждан и организаций за судебной защитой, возрастание в связи с этим служебной нагрузки на судей явились основаниями принятия решения о разработке закона о нормах и оптимизации служебной нагрузки судей. По итогам работы IX Всероссийского съезда судей было поручено Судебному департаменту при Верховном суде РФ совместно с Советом судей РФ разработать с участием Российского государственного университета правосудия проект федерального закона о нормах служебной нагрузки судей и работников аппарата судов РФ. Будем ждать результатов.

Работу судьи можно назвать напряженной не только из-за физической, но и высокой эмоциональной нагрузки. Есть ли у судей возможность провести при необходимости психологическую разгрузку, передохнуть в течение рабочего дня в специальных оборудованных для этого помещениях?

В зданиях судов, построенных в последнее время, предусмотрены в соответствии со сводом правил помещения для отдыха и психологической разгрузки судей и сотрудников суда. Не секрет, что судьи находятся в постоянном стрессе, поэтому теперь в судах появятся комнаты, в которых созданы условия для психологической разгрузки. Там, к примеру, будет аквариум, мягкая мебель.

Нужно сказать, что многие судьи активно занимаются спортом, например футболом, волейболом. На портале судов общей юрисдикции Москвы периодически появляются заметки о том, что команда судей и сотрудников аппаратов судов принимала участие в спортивных соревнованиях, а иногда - даже одержала в них победу.

Скажу больше. В Мосгорсуде периодически проходят выставки работ судей и сотрудников аппаратов судов. В 2015–2016 годах выставлялись фотографии, вышивка, предметы творчества.

- А как судьи защищены от возможных попыток подойти к ним и договориться?

Кодексом судейской этики. Каждый судья обязан сообщать о любых попытках влияния третьих лиц на принятие решения. Что же касается вопросов безопасности, то каждый кабинет судьи оборудован тревожной кнопкой для вызова приставов. В каждом суде установлены системы видеонаблюдения, обзор которых покрывает холлы и коридоры суда, позволяя тем самым контролировать происходящее в суде и предпринимать необходимые меры реагирования.

С 2018 года в районных судах должны появиться коллегии присяжных заседателей. Готовы ли суды к этому важному процессу?

Во всех райсудах будет оборудован как минимум один зал для рассмотрения таких дел. В соответствующих залах будут созданы совещательные комнаты, которые будут оснащены мебелью и техникой. В настоящее время ведется совместная работа с правительством Москвы по формированию основного и дополнительного списка присяжных заседателей. Управление Судебного департамента совместно с Мосгорсудом проводят обучение судей и сотрудников аппаратов судов по организации и рассмотрению дел с участием присяжных. Надеюсь, никаких организационных проблем не будет, ведь у судей Мосгорсуда уже имеется большой опыт рассмотрения такого рода дел, которым они сейчас делятся с судьями нижестоящих судов.

Есть ли специальная служба, которая в режиме онлайн контролирует все происходящее в суде и сразу реагирует на всевозможные прецеденты, или данные, что фиксируют средства объективного наблюдения, поднимаются лишь в случае необходимости?

В рабочее время за безопасность отвечают судебные приставы отделов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве. Все суды столицы оборудованы соответствующими техническими средствами защиты, такими как металлообнаружители на входах в здание, система видеонаблюдения в коридорах и холлах, кнопки сигнализации в кабинетах судей. В соответствии с регламентами администратор суда каждое утро участвует в разводе отдела обеспечения установленного порядка деятельности судов УФССП по Москве и передает все технические средства защиты судебным приставам.

- Почему рамки металлодетектора при входе в суд срабатывают у всех посетителей?

По нормативам рамка должна сработать на определенный вес металлического изделия. Они должны быть настроены буквально на пулю. Это все делается для безопасности судей и граждан, посещающих суды.

Есть ли у судов какие-то разногласия, проблемы со службой судебных приставов и полицейским конвоем? Сразу вспоминается жуткая история в Мособлсуде, когда члены банды ГТА пытались сбежать.

После недавнего ЧП в Мособлсуде в течение нескольких часов мы провели оперативное совещание с участием руководства управления, УФССП и конвойного полка. По итогам выработали меры для предотвращения подобных происшествий в столице.

Поэтому теперь у нас нет никаких разногласий с УФССП по Москве и конвоирами. Правда, в конце 2015 года при составлении единой статистики с УФССП по Москве были технические разногласия, но их все успешно разрешили.

Справка «МК»:

Егор Игнащенко родился в 1985 году. Закончил с отличием Московский авиационный институт в 2007 году по специальности «Прикладная математика», кандидат физико-математических наук. Там же начал преподавать, еще будучи студентом. В дальнейшем трудился на руководящих должностях в строительных компаниях столицы. В 2015 году пришел на работу в Управление Судебного департамента на должность начальника отдела капитального строительства и за эти годы дорос до и.о. начальника управления Судебного департамента.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О результатах ревизий (проверок), проведенных Контрольно-ревизионным отделом в 2009 году.

Контрольно-ревизионным отделом Управления Судебного департамента в г. Москве в 2009 году:

· проведена контрольная проверка устранения выявленных нарушений во II полугодии 2008 года (дата проведения - январь 2009г.).

· проведена проверка назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям в отставке, бывшим судьям, а также ежемесячной надбавки к заработной плате судьям, имеющим на него право, но продолжающим работать, в размере 50% ЕПС за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, в ходе которой выявлены отдельные нарушения. Указанные нарушения устранены в установленном порядке (дата проведения - февраль 2009г.).

· проведена выборочная проверка законности приобретения, порядка учета, использования и обеспеченности основными видами материально-технических средств в 2008г. Указанной проверкой нарушений не выявлено (дата проведения - март 2009г.).

· проведена проверка расходования средств федерального бюджета на санаторно-курортное лечение судей и членов их семей в 2008г. Недостатков в ходе проверки не выявлено (дата проведения - март-апрель 2009г.).

· проведена проверка предоставления и оформления очередных и дополнительных отпусков судьям с учетом стажа их работы по юридической профессии в 2008г.,в ходе которой отмечены отдельные нарушения и недостатки (дата проведения - май-июнь 2009г.).

· проведена внеплановая проверка начисления и выплаты заработной платы помощнику судьи Измайловского районного суда г. Москвы за период с октября 2008 по май 2009, в ходе которой выявлена переплата (дата проведения - июнь 2009г.).

· проведена выборочная проверка ведения личных дел работников аппаратов районных судов, наличия трудовых книжек, их учета и оформления, в ходе которой отмечены отдельные нарушения. Указанные недостатки устранены в установленном порядке (дата проведения - июнь 2009г.).

· проведена выборочная проверка начисления и выплаты заработной платы (денежного содержания) судьям, работникам аппарата районных судов г. Москвы в 2008г., в ходе которой отмечены некоторые нарушения и недостатки (дата проведения - июль 2009г.).

· проведена контрольная проверка устранения выявленных контрольно-ревизионным отделом нарушений и недостатков в I полугодии 2009 года (дата проведения - июль 2009г.).

· проведена проверка расходования средств федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 годы. Проверкой установлено, что денежные средства, выделяемые в рамках федеральной целевой программы в 2008г., расходовались в строгом соответствии с целевым назначением (дата проведения - август 2009г.).

· проведена проверка оплаты экспертиз в 2008г. за счет средств федерального бюджета. Нарушений и недостатков в оплате экспертиз проверкой не выявлено (дата проведения - август 2009г.).

· проведена проверка отдельных вопросов медицинского страхования судей в 2008-2009гг. Указанной проверкой нарушений не выявлено (дата проведения - сентябрь 2009г.).

· проведена проверка ведения кассовых операций, правильности оформления кассовых документов, наличия необходимых реквизитов за период с 22.09.2008 по 21.09.2009, в ходе которой выявлены отдельные нарушения и недостатки. Выявленные проверкой нарушения и недостатки устранены в установленном порядке (дата проведения - сентябрь 2009г.).

· проведена проверка оплаты труда адвокатов и переводчиков в 2008г. Нарушений и недостатков в оплате труда адвокатов и переводчиков проверкой не выявлено (дата проведения - октябрь 2009г.).

· проведена проверка правомерности расходов бюджетных средств, связанных со служебными командировками на территории РФ и проездом судей к месту проведения отпуска и обратно за период с 22.09.2008 по 21.09.2009. В ходе проверки выявлены отдельные недостатки, которые устранены в установленном порядке (дата проведения - октябрь 2009г.).

· проведена проверка своевременности предоставления и правильности оформления авансовых отчетов подотчетными лицами судов и Управления за период с июля 2008 по октябрь 2009, в ходе которой выявлены отдельные нарушения и недостатки (дата проведения - ноябрь 2009г.).

· проведена проверка обоснованности оплаты горюче-смазочных материалов для автотранспорта судов и Управления за период с июля 2008 по октябрь 2009, в ходе которой выявлены отдельные нарушения и недостатки (дата проведения - ноябрь 2009г.).

· проведена проверка порядка эксплуатации, технического обслуживания и ремонта автотранспорта, закрепленного за судами и Управлением за период с июля 2008 по октябрь 2009, в ходе которой выявлены отдельные нарушения и недостатки (дата проведения - декабрь 2009г.).

· проведена внеплановая проверка начисления и выплаты заработной платы председателю Никулинского районного суда г. Москвы за период с октября по ноябрь 2009г., в ходе которой нарушений не выявлено (дата проведения - декабрь 2009г.).

· проведена инвентаризация основных средств в органах судейского сообщества (апрель 2009г.), в 94 гарнизонном военном суде (май 2009г.), в Коптевском (июнь 2009г.), Пресненском (сентябрь-октябрь 2009г.), Басманном (октябрь 2009г), Гагаринском (октябрь – ноябрь 2009г.) районных судах города Москвы, Управлении судебного департамента г. Москвы (сентябрь 2009г.). Фактическое наличие основных средств соответствует данным балансового учета бухгалтерии, недостач и излишков инвентаризацией не выявлено.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) – федеральный государственный орган специальной компетенции, действующий в системе органов судебной власти и обеспечивающий осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера. Его деятельность направлена на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия федеральными судами общей юрисдикции, а также осуществление организационного обеспечения деятельности органов судейского сообщества и финансирование мировых судей (ч. 2 ст. 30 ФКЗ "О судебной системе РФ", ст. 1 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").

Организация и деятельность этого государственного органа регулируется ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Учреждение и фактическое создание Судебного департамента в современной литературе оценивается как "одна из действенных мер по укреплению судебной власти".

Роль Судебного департамента определяется в ч. 1 ст. 30 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

В настоящий момент деятельность Судебного департамента осуществляется на основании внутренних документов (положений и инструкций) Верховного Суда РФ, утверждаемых его руководителями. Обеспечением деятельности всех иных судов общей юрисдикции занимается Судебный департамент.

Деятельность Судебного департамента тесным образом связана с обеспечением независимости судебной власти в целом и ее носителей (судей), поскольку принцип адекватного ресурсного обеспечения судебной власти выступает одной из составляющих принципа независимости судебной власти.

Судебный департамент, входя в структуру Верховного Суда РФ, тем не менее, как и его управления (отделы) в субъектах РФ, является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственные печати и счета в банках. При этом четко определено, что Судебный департамент, его органы и учреждения, призванные способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"). Некоторые сомнения может вызывать правовой статус этого органа, но, как справедливо отмечает ряд авторов, данный орган, несомненно, является частью судебной системы Российской Федерации, хотя и не обладает полномочиями по осуществлению правосудия.

Правовой основой деятельности Судебного департамента, его органов и учреждений выступают Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Председателя Верховного Суда РФ, а также решения органов судейского сообщества, принятые в пределах их полномочий (ст. 3 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").



Судебный департамент имеет официальный сайт в Интернете.

Судебный департамент для обеспечения исполнения стоящих перед ним задач осуществляет целый ряд полномочий, закрепленных в законе.

Основным и центральным полномочием Судебного департамента выступает организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества (ч. 1 ст. 6 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").

Для осуществления данного полномочия впервые в практике судебных органов реализована задача по введению института администратора судов – совершенно новой фигуры управленца, совмещающей в себе функции как "хозяйственник", так и менеджера. Администратор суда призван непосредственно обеспечивать деятельность соответствующего суда. К компетенции администратора суда относится осуществление целого ряда мер, предусмотренных ст. 19 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" (например, меры по организации охраны зданий, помещений и иного имущества суда, бесперебойной работы транспорта, средств связи, хозяйственной службы; меры по осуществлению информационно-правового обеспечения деятельности суда; организации ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива, для чего приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 утверждена Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде.

К важнейшим полномочиям Судебного департамента относится взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов, а также представление интересов судебной системы в Правительстве России, федеральных органах исполнительной и законодательной власти при решении вопросов, относящихся к компетенции этого федерального государственного органа. В рамках данного полномочия Судебный департамент:

Разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также вправе участвовать (в лице Генерального директора Судебного департамента) в обсуждении Правительством РФ проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. Генеральный директор Судебного департамента также вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента;

Разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей (ежегодно Генеральный директор представляет такие предложения в Правительство РФ на очередной финансовый год);

Вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов.

Кроме того, Судебный департамент устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента.

Одним из существенных полномочий и направлением деятельности Судебного департамента стала работа по реализации ФЗ от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" и дальнейшему обеспечению финансирования мировых судей. Несмотря на целый ряд сложностей организационно-правового характера, уже с января 2000 г. институт мировой юстиции России начал функционировать. К концу 2002 г. из 6470 мировых судей, численность которых установлена законом, к работе приступило более 5 тысяч человек. Таким образом, во многом была решена проблема большей доступности правосудия для граждан России.

Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" возложил бремя финансирования мировых судей на федеральный бюджет, а материально-технического обеспечения их деятельности – на бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации.

Вполне объяснимо, почему по отношению к судьям субъектов РФ – мировым судьям – Судебный департамент выполняет только функцию финансирования. Должное и полное финансирование судей, то есть финансирование, которое обеспечивает возможность независимого правосудия, может рассматриваться как один из составных элементов более общего понятия – должного ресурсного (организационного, материально-технического, научно-аналитического, информационного, кадрового) обеспечения судов с целью успешной реализации последними идеи справедливого правосудия.

Исходя из того, что ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ст.ст. 4, 28) учредил этот вид судов как суды субъектов РФ, субъект федерации самостоятельно решает ряд вопросов, касающихся порядка назначения (избрания) мировых судей, полномочий и порядка их деятельности. С учетом местных особенностей в различных субъектах РФ могут различаться нормы нагрузки мировых судей, порядок отбора кандидатов на эту должность, наиболее рациональные формы ведения делопроизводства и т.д. Поэтому и ресурсное обеспечение деятельности этих судей должно осуществляться самостоятельно соответствующим субъектом РФ с учетом местных условий.

С другой стороны, в соответствии со ст. 124 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ "О судебной системе РФ" финансирование как федеральных судов, так и мировых судей производится только из федерального бюджета, что позволяет также исключить возможность материальной зависимости мировых судей от местных органов власти. Именно поэтому российский законодатель разделил собственно финансирование и иное ресурсное обеспечение.

С введением мировой юстиции (почти 7 тыс. судей) численность судейского корпуса Российской Федерации увеличивается почти в 1,5 раза. В этих условиях распределение бремени его содержания между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации представляется вполне оправданным. Необходимо, однако, отметить, что по данному вопросу в научной литературе нет единого мнения.

В самостоятельном ведении Судебного департамента находится также ведение судебной статистики, ее сбор и обработка, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета. При осуществлении данных полномочий органы Судебного департамента руководствуются временной инструкцией по ведению статистической отчетности о судимости и о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 октября 1999 г.

Значительное место в деятельности Судебного департамента занимают вопросы обеспечения кадровой политики судебной деятельности, для чего Судебный департамент:

Определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

Разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов. Так, Конференцией трудового коллек-
тива Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 февраля 2001 г. утверждены Правила внутреннего трудового распорядка Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

Перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

Ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации осуществляют, кроме того, подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", а также организуют и обеспечивают работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Приоритетной задачей Судебного департамента на всем протяжении его деятельности является обеспечение социально-правовой защиты судей и членов их семей, что, в первую очередь, связано с организацией материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, страхования жизни и здоровья, имущества судей. Также Судебный департамент принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей.

Необходимость постоянного совершенствования материальной базы судебной системы обусловливает активную работу Судебного департамента на этом направлении. На V Всероссийском съезде судей было отмечено, что средства, выделяемые из федерального бюджета, позволяют обеспечить оснащение судов основными материально-техничес-
кими средствами в целом не более чем на 40 процентов. Осуществляя полномочия в этом направлении, Судебный департамент организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента. Правовую основу этой деятельности составляет Положение о капитальном ремонте зданий и сооружений судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которое утверждено приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20 января 2000 г., и Руководство по техническому обслуживанию, текущему ремонту зданий и сооружений судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвержденное приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22 марта 1999 г.

Кроме того, Судебный департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по ее совершенствованию; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства. Для реализации этих задач была принята Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренная Советом судей Российской Федерации 29.10.99 г.

Немаловажным аспектом деятельности Судебного департамента является обеспечение финансирования судебной деятельности. Принципиальную роль в этом сыграло принятие в январе 1999 г. по законодательной инициативе Верховного Суда РФ федерального закона "О финансировании судебной системы". Он закрепил важнейшие позиции, защищающие финансирование судов из федерального бюджета, определил его четкий механизм, вплоть до без акцептного списания соответствующих средств в случае их неперечисления в установленный срок.

Большая работа проводится Судебным департаментом по обеспечению реализации новых функций судов, связанных с введением Уголовно-процессуального кодекса РФ. В настоящее время органы Судебного департамента прилагают серьезные усилия по созданию условий для организации работы судов присяжных.

Судебный департамент управляет органами и учреждениями Судебного департамента; обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента; ведет статистический и персональный учет работников органов и учреждений Судебного департамента; принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента.

Объем полномочий Судебного департамента, определенный в законе, не является исчерпывающим, он может осуществлять также и иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Для осуществления полномочий законодатель предоставил Судебному департаменту ряд прав и контрольных функций (ч. 2 ст. 6 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").

При осуществлении своей деятельности Судебный департамент рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции, для чего разработана Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации (от 23 декабря 1998 г.).

Главный вывод, связанный с деятельностью Судебного департамента, которая осуществляется под непосредственным руководством и контролем судебной власти, можно свести к хорошо известному тезису: настоящее правосудие дешевым не бывает. Другими словами, государство, ратующее за действительно независимый суд, должно вкладывать в обеспечение его деятельности такие средства, которые необходимы, какими бы большими они ни выглядели со стороны.

3. Система органов Судебного департамента и структура
его центрального аппарата

Такой объем компетенции предопределил систему органов Судебного департамента, которая состоит из центрального аппарата и управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации. Центральный аппарат или собственно департамент осуществляет организационное обеспечение областных и приравненных к ним судов, военных и специализированных судов, управления (отделы) – соответственно районных судов и финансирование мировых судей. Кроме того, центральный аппарат обеспечивает деятельность органов и учреждений, им создаваемых, и органов судейского сообщества республиканского уровня, а его управления (отделы) – деятельность органов судейского сообщества соответствующего субъекта Российской Федерации. Для реализации названных полномочий в составе департамента имеются главные управления, управления и отделы.

Систему органов Судебного департамента возглавляет собственно Судебный департамент при Верховном Суде РФ, которым руководит его Генеральный директор.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. Коллегия Судебного департамента действует на основании Положения о Коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25 февраля 1999 г. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ руководит деятельностью органов, входящих в систему Судебного департамента, представляет суды в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента, представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях.

В структуре Судебного департамента при Верховном Суде РФ созданы отдельные подразделения, занимающиеся вопросами реализации его полномочий. Регламентация деятельности всех подразделений, входящих в структуру Судебного департамента, определяется приказами Генерального директора Судебного департамента.

1. Главное финансово-экономическое управление является структурным подразделением Судебного департамента, на которое возлагается финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, мировых, а также органов системы Судебного департамента.

Деятельность главного финансово-экономического управления регламентируется Положением о Главном финансово-экономическом управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 июня 2002 г.

К основным задачам Главного финансово-экономического управления относятся:

1) Осуществление в пределах своей компетенции финансового и материально-технического обеспечения деятельности судов и системы Судебного департамента.

2) Организация и ведение бухгалтерского учета и отчетности, анализ бухгалтерской отчетности судов и системы Судебного департамента, составление сводных бухгалтерских отчетов по судам и системе Судебного департамента.

3) Разработка и представление в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и другие заинтересованные ведомства предложений о финансировании судов и системы Судебного департамента.

4) Организация текущего контроля исполнения федерального бюджета в судах и системе Судебного департамента.

5) Осуществление аналитической и методологической работы.

6) Оперативное обеспечение Генерального директора Судебного департамента, других должностных лиц информацией, подготовленной на основе анализа исполнения федерального бюджета в части финансирования судов и системы Судебного департамента.

7) Участие в разработке проектов законодательных, правительственных и ведомственных актов, относящихся к компетенции Главного управления.

2. Контрольно-ревизионное управление является структурным подразделением Судебного департамента, действующим на основании Положения о Контрольно-ревизионном управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 июня 2002 г.

3. Управление делами является структурным подразделением Судебного департамента и обеспечивает документационную деятельность руководства и центрального аппарата Судебного департамента, осуществляет методическое руководство и контроль за соблюдением установленных правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях Судебного департамента.

Действует на основании Положения об Управлении делами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от
28 июня 2002 г.

4. Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений является структурным подразделением Судебного департамента, на которое возлагаются функции управления капитальным строительством, эксплуатацией зданий и сооружений верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, районных судов, военных судов (далее – суды), управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее – органы Судебного департамента).

Действует на основании Положения об Управлении капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 июня 2002 г.

Основными задачами Управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений являются:

1) Организация работы по эффективному использованию инвестиций и ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на строительство, приобретение, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, эксплуатацию зданий, сооружений судов и органов Судебного департамента, строительство и приобретение жилья для судей, работников аппаратов судов, органов Судебного департамента и аппарата Судебного департамента.

2) Обеспечение выполнения заданий по строительству, реконструкции, ремонту, эксплуатации зданий, сооружений судов и органов Судебного департамента, строительству и приобретению жилья для судей, работников аппаратов судов, органов Судебного департамента и аппарата Судебного департамента.

3) Осуществление контроля за соблюдением норм действующего законодательства и иных норм при планировании, проектировании, строительстве, ремонте зданий, сооружений судов и органов Судебного департамента.

4) Осуществление контроля за наличием и оформлением правоустанавливающих документов на здания, сооружения судов и органов Судебного департамента.

5) Обеспечение материально-техническими средствами аппарата Судебного департамента.

6) Организация проведения в зданиях, сооружениях аппарата Судебного департамента строительных и ремонтных работ.

Кроме того, в рамках Судебного департамента действуют: Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; Главное управление обеспечения деятельности военных судов; Управление государственной службы и кадрового обеспечения; Отдел учебных и образовательных учреждений; Отдел международно-правового сотрудничества.

Часть названных в центральном аппарате подразделений может отсутствовать в управлениях (отделах) департамента в субъектах Российской Федерации (например, отделы учебных и образовательных учреждений и международно-правового сотрудничества).

По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.

Второе звено в системе органов Судебного департамента формируется на уровне субъектов Российской Федерации. Здесь образуются управления (отделы) Судебного департамента при Верховном суде РФ в субъекте РФ. Эти управления (отделы) подчиняются Генеральному директору Судебного департамента, а, кроме того, подотчетны советам судей соответствующих субъектов РФ. Управление (отдел) Судебного департамента возглавляет начальник, который имеет заместителей.

Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

Управление (отдел) Судебного департамента в пределах своей компетенции осуществляет реализацию полномочий, входящих в компетенцию органов Судебного департамента в соответствующем субъекте РФ.

И, наконец, третьим звеном системы органов Судебного департамента являются администраторы судов, действующие в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономных областей, судах автономных округов и в районных судах. Администраторы федеральных судов субъектов РФ и администраторы районных судов могут быть объединены в одно звено системы органов Судебного департамента в связи с тем, что они обладают одинаковыми полномочиями. Однако при этом они подчиняются различным органам. Администраторы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области или судов автономных округов осуществляют свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда действует под контролем управления (отдела) Судебного департамента.

Администратор любого суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

4. Порядок назначения работников Судебного департамента
и их правовое положение

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими и на них распространяется действие нормативных актов о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством. Порядок присвоения классных чинов определяется Инструкцией о порядке присвоения классных чинов работникам системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от
29 декабря 1998 г. Работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.

Генеральный директор Судебного департамента назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации. Материальное и социальное обеспечение Генеральному директору Судебного департамента предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Начальник управления (отдела) Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ, Советом судей субъекта РФ, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Заместители начальника управления (отдела) Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным директором Судебного департамента по представлению начальника соответствующего управления (отдела).

Администратор Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.


Тема 7.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ СУБЪЕКТА РФ
(ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ, КРАЕВОЙ,
ОБЛАСТНОЙ СУД, СУД ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ, СУД АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ,
СУД АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

Случайные статьи

Вверх