Специализированные суды по делам несовершеннолетних. Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширенное толкование

Хромова Наталия Михайловна , научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Вопрос введения ювенальной юстиции все больше волнует людей в России. У ювенальной юстиции есть как сторонники, так и противники. Основным аргументом "против" является боязнь изъятия ребенка из семьи.

Отношение к детям -
это тот показатель,
по которому можно судить
о зрелости общества в целом,
об уровне развития общества.
Нам необходима нормальная система
защиты детства во всех смыслах этого слова.
Сегодня такой системы в стране просто нет...

Д.А.Медведев

Определила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики Российской Федерации, особый вид социальной деятельности, урегулированной нормами международного и национального права, направленной на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.


На законодательном уровне ювенальная политика закреплена в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в соответствии с которым были установлены цели и основные направления указанной политики. Государственная ювенальная политика претворяется в жизнь через систему всех учреждений и организаций, деятельность которых направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних.


Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, в Российской Федерации определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также ориентированные на создание дружественного к ребенку правосудия. Под дружественным к ребенку правосудием Национальная стратегия подразумевает систему гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующую уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств уголовного дела.


Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях по Второму периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия.


Между тем в Третьем периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка был дан обширный анализ активной законотворческой деятельности (включая как принятие нового законодательства, так и реформирование существующего), направленной на защиту прав несовершеннолетних, в том числе в судах.


Так, рассмотрев российский доклад, Комитетом ООН по правам ребенка было отмечено, что ряд рекомендаций, сделанных после изучения Второго периодического доклада России, не был учтен в достаточной мере, в том числе по вопросам, связанным с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних. Относительно информации, представленной Россией в Третьем периодическом докладе, Комитет выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не учреждены суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно. В частности, в качестве первоочередных мер необходимо ускорить работу по реформированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы уголовные дела лиц, не достигших 18 лет, рассматривались в системе правосудия в отношении несовершеннолетних, а не в системе обычного правосудия.


Из вышеизложенного можно сделать вывод: ювенальная юстиция во всем мире тесно связана с ее центральным звеном - судом по делам несовершеннолетних, что определяет толкование термина ювенальной юстиции как правосудия по делам несовершеннолетних. Например, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г. оригинальная английская версия "juvenile justice" в аутентичном русском тексте может быть переведена как правосудие по делам несовершеннолетних.


Впервые термин "ювенальная юстиция" был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 г. Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942, которыми было предусмотрено "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних", "создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков".


Судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ и, в частности, специальными нормами, установленными в его гл. 50. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 420 УПК РФ требования гл. 50 применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет.


Основой для выделения возрастного порога, в рамках которого наступает уголовная ответственность, является достоверно установленная и типичная (т.е. имеющаяся у подавляющего большинства подростков данной возрастной группы) совокупность психических и личностных качеств - способности к направленному восприятию, запоминанию и логическому анализу информации, ее классификации, планированию поведения на основе личных предпочтений, социальных ориентаций и прослеживанию последствий, произвольному регулированию поведенческих актов в процессе их исполнения. Характерными чертами подросткового возраста являются глубокая физиологическая и психологическая перестройка организма, рост физических и интеллектуальных возможностей, при этом "подросток уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению принимает стихийные формы".


В каждом поведенческом акте и в поведении как их совокупности человек проявляется как целостность физиологических, психологических и социальных качеств, проявляются его интеллект, воля, эмоции и жизненный опыт.


Психическое развитие подростка во многом определяется развитием его сознания, определенный уровень которого позволяет мысленно планировать будущие действия и предвидеть их результаты. С развитием сознания возникает способность понимания социального значения своих действий, возможность целенаправленно управлять ими, контролировать их, совершать волевые поступки. При этом социопатические изменения у детей разных возрастов можно представить в виде системы формирования распространенного в последние годы измененного фенотипа ребенка, для которого характерны нарушения адаптивности и защитных функций организма (высокая реактивность и большая истощаемость), усиление нейрогормональных и вегетативных реакций, психологическая и метаболическая неустойчивость. Именно у таких детей в большей степени проявляются конфликтность, агрессивность, психологические срывы, уход из семьи, а также возрастает вероятность совершения преступлений и правонарушений. Знание указанных возрастных особенностей несовершеннолетнего позволит следователю, прокурору, судье, защитнику эффективно применять нормы гл. 50 УПК РФ.


Правосудие в отношении несовершеннолетних берет свое начало с конца XIX в. Первый по делам несовершеннолетних был учрежден 2 июля 1899 г. в Чикаго на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США такие суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.).


В России первый автономный по делам несовершеннолетних был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. В 1917 г. такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске и Саратове. До 70% несовершеннолетних правонарушителей "детские" суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних. Однако 7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", которому возраст уголовной ответственности по ряду преступлений был снижен до 12 лет; ликвидирована норма о преимущественном применении к несовершеннолетнему мер медико-педагогического характера (ст. 8 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года); восстановлена возможность применения к несовершеннолетним всех видов уголовного наказания. В 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О применении судами Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", в котором судам строго предписывалось применять указанное Постановление не только к умышленным преступлениям несовершеннолетних, но и к преступлениям, совершенным по неосторожности. Таким образом, с середины 1930-х гг. карательная (репрессивная) политика в отношении детской преступности стала доминирующей.


В период с начала 60-х гг. до начала 90-х гг. XX в. происходит "возрождение" ювенальной юстиции. Так, в ходе правовой реформы конца 1950-х - начала 1960-х гг. в УК РСФСР несовершеннолетним было уделено серьезное внимание. В Кодексе содержались нормы, смягчающие наказание в отношении несовершеннолетних, и предусматривалась возможность освобождения их от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера. Кроме того, в УПК РСФСР 1960 г. содержалась гл. 32, посвященная производству по делам несовершеннолетних. В этот период была вновь введена специализация судей по делам несовершеннолетних в народных судах. В 1964 г. Пленум Верховного Суда СССР принял Постановление, в котором судам указывалось на необходимость специализации судей для рассмотрения дел несовершеннолетних.


Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 3 июля 1963 г. N 6 "О по делам о преступлениях несовершеннолетних" также обращал внимание судей на необходимость особо тщательно подходить к выяснению всех вопросов, связанных с преданием суду несовершеннолетних. Судьи, специализирующиеся на делах о несовершеннолетних, осуществляли надзор за ходом отбывания осужденным несовершеннолетним наказания, не связанного с лишением свободы.


Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 была утверждена предложенная Президентом РФ Концепция судебной реформы в РСФСР. В Концепции в числе основных идей и мероприятий судебной реформы предусматривалось, что "наряду с Конституционным Судом РСФСР и общими судами представляется целесообразным создать специализированные суды, а предварительно - специализированные судебные коллегии в федеральных и республиканских общих судах...". В соответствии с Постановлением Президиума Совета судей РФ от 26 декабря 2007 г. N 133 "О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" для защиты прав несовершеннолетних необходима особая ветвь правосудия - ювенальная юстиция.


Однако, как отмечено в Постановлении VII Всероссийского съезда судей РФ от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования", идея создания ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, хотя и была поддержана на всех уровнях, так и осталась нереализованной.


Несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.


Во исполнение рекомендаций VII Всероссийского съезда судей в целях повышения эффективности и качества правосудия в отношении несовершеннолетних необходимо принятие мер по обеспечению единообразия применения ювенальных технологий в судопроизводстве в отношении несовершеннолетних, развитию механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствованию законодательства в этой сфере. Целесообразно обобщение сложившейся в сфере ювенальной юстиции. Для формирования особой ветви правосудия - ювенальной юстиции - необходима разработка Концепции совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних.


Как уже отмечалось, ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних. Задачей ювенальной юстиции является особая юридическая защита несовершеннолетних.


Основные принципы ювенальной юстиции закреплены в международно-правовых актах , таких, как: Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г.


К таким принципам относятся:

1. Охранительная ориентация правосудия . Защита прав и законных интересов всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, выходит в ювенальной юстиции на первый план. Кроме того, основные начала ювенальной юстиции закрепляют приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых. Пекинские правила, определяя цели правосудия в отношении несовершеннолетних, ставят на первое место обеспечение благополучия несовершеннолетнего (правило 5 Пекинских правил, п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка).
Исходя из этого принципа, следует отметить две важнейшие цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних:

  1. обеспечение благополучия несовершеннолетнего - главная цель тех правовых систем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти; в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уголовного преследования, что поможет избежать чисто карательных санкций;
    соблюдение принципа соразмерности, который ограничивает применение карательных санкций и выражается в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения, т.е. п. "a" правила 17.1 Пекинских правил меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества.


2. Социальная насыщенность правосудия . Суть этого принципа связана с необходимостью широкого использования в уголовном процессе по делам о несовершеннолетних неюридических специальных познаний, направленных на изучение особенностей социально-психологических признаков личности несовершеннолетнего, а также социальных условий жизни. В соответствии с правилом 25.1 Пекинских правил следует привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общинные службы, с тем чтобы они внесли свой действенный вклад в перевоспитание несовершеннолетних.


Так, при решении вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних психологические знания могут быть использованы достаточно широко. Существо деятельности психолога по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних заключается в анализе психологических особенностей личности и анализе поведения несовершеннолетнего для оценки характера и степени ответственности, а также для прогноза его будущего поведения, вероятности повторного совершения преступления. В задачу психолога входит изучение личности в совершенном деянии (ретроспекция) и личности в будущем (прогноз).


Изучение личности в ретроспекции поможет суду индивидуализировать вид и размер наказания. Прогноз, с одной стороны, также будет влиять на решение этих вопросов, а с другой - играть решающую роль при определении режима наказания и программы исправительной работы с подростком.


Психологическая характеристика поведения несовершеннолетнего в ситуации конкретного противоправного деяния включает в себя выяснение наличия предумышленности или импульсивного поведения в ситуации совершения преступления и оценку психологической информации, направленной на выявление степени общественной опасности подростка.


Интересно, что в зарубежных странах, где функционирует ювенальная юстиция, судам предоставлено поместить несовершеннолетнего подсудимого в специальные стационарные учреждения для обследования. Кроме того, у суда есть поставить вопрос о выборе оптимальной для несовершеннолетнего меры воздействия за содеянное и оптимального режима ее исполнения.


В некоторых странах, к примеру во Франции, уголовный процесс предусматривает формирование в судебном процессе специального так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и совершенного им деяния, а также окружающей его микросреды.


3. Максимальная индивидуализация судебного процесса . В соответствии с этим принципом личность несовершеннолетнего в уголовном процессе должна рассматриваться в качестве главного объекта внимания и изучения. Таким образом, концепция ювенальной юстиции предусматривает неформальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних, что противоречит традиционному представлению о строго регламентированной в законе судебной процедуре.


4. Повышенная юридическая охрана несовершеннолетних предполагает обеспечение им дополнительных гарантий, направленных на защиту их прав и законных интересов. Данное требование выражается в двойном представительстве интересов несовершеннолетнего (защитника, законного представителя); в выяснении дополнительных вопросов, которые решает при вынесении приговора; в выделении дел несовершеннолетних в особое производство.


В настоящее время внедрение норм международного права требует ограничения гласности и обеспечения конфиденциальности судебных процессов, расширения альтернативных форм уголовной ответственности и мер наказания, предупреждения преступности несовершеннолетних через отлаженные механизмы защиты их прав.
В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних должна "являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе" (правило 1.4).


Кроме того, Концепцией судебной реформы в Российской Федерации была поставлена задача создания в России судов по делам несовершеннолетних и семейных судов, а позднее в Федеральной программе реализации судебной реформы предусматривалась разработка концепции ювенальной юстиции и проекта закона о ней. Однако в настоящее время Российской Федерации не предусматривает института ювенальной юстиции.


Следует отметить, что в феврале 2002 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении была принята поправка в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", которая допускала создание в России специализированных судов по делам несовершеннолетних. Но данное предложение так и осталось на стадии проекта. Между тем в порядке правового эксперимента в судах общей юрисдикции 30 субъектов РФ апробируют опытные модели ювенальной юстиции, учитывающие международно-правовые стандарты.


9 июня 2009 г. Президентом РФ было дано поручение N Пр-1470 Правительству РФ по созданию ювенальных судов. В поручении отмечено, что введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних не только отвечает национальным интересам Российской Федерации, но и необходимо для исполнения международно-правовых обязательств, в частности Конвенции ООН о правах ребенка.


Как было отмечено, в гл. 50 УПК РФ отражены особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних. Эти особенности относятся как к общим принципам судопроизводства, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе расследования и судебного разбирательства дел этой категории. Однако утверждать, что уголовно-процессуальное создало особую модель ювенальной юстиции, нельзя.


Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (далее - Постановление N 1) указано, что судопроизводство по делам в отношении несовершеннолетних должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, назначении осужденным справедливого наказания и законного, обоснованного применения мер уголовно-правового характера, максимально способствовать соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства (обвиняемых, подозреваемых, потерпевших), предупреждению совершения несовершеннолетним новых преступлений, восстановлению социальной справедливости.


В пункте 4 Постановления N 1 также разъясняется, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями. Специализация судей предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетенцией не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. Такое положение соответствует правилу 22 Пекинских правил, в котором отмечено, что профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.


Однако следует отметить, что на практике дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривают федеральные и мировые судьи без специальной квалификации, так как количество дел не позволяет уделить должное внимание лицам моложе 18 лет. Кроме того, УПК РФ в отличие от УПК РСФСР специализацию дознавателей, следователей, судей не предусматривает.


Между тем некоторые страны СНГ закрепили положения о специализации. Так, в УПК Республики Азербайджан указано, что предварительное следствие в отношении несовершеннолетних должно проводиться по возможности специальными подразделениями соответствующих органов предварительного следствия или лицами, обладающими соответствующим опытом работы с несовершеннолетними (ст. 432.1). В УПК Республики Беларусь также установлено, что дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судьями по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку (ст. 430).


Проблему ювенальной юстиции не обошли стороной и ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Так, А.А. Гравина отмечает, что "ювенальные суды являются составной частью ювенальной юстиции, представляют собой определенную систему, включающую в себя суды по делам несовершеннолетних и целую систему организационно-правовых и социально-психологических институтов, способных гарантировать эффективное решение проблем защиты прав и законных интересов подростков".


В то же время различные неправительственные организации полагают, что введение ювенальной юстиции приведет к изъятию детей из семей, к лишению родительских прав и ликвидации института семьи. Однако для ювенальной юстиции приоритетное значение имеет именно семья. Как справедливо отмечает Р.Р. Максудов, "ювенальная юстиция - не только механизм функционирования специализированных юридических норм, а в первую очередь и главным образом забота о будущем поколении. Это не просто работа с отдельными детьми, которые что-то нарушили, а работа с такими, которые выбились из социальной среды, не могут в нее вписаться и чье преступление следует воспринимать как крик о помощи, о ситуации, когда подростку нужна поддержка".

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что необходимость создания в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних уже не вызывает сомнений, основным звеном которой должны стать специализированные ювенальные суды.

__________________

Ювенальная юстиция (Juvenile Justice – в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних») в современном понимании имеет довольно длительную и интересную историю. Ювеналиями в Древнем Риме называли празднества в честь богини юности.

Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова.

Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневе-ковья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII-XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жесто-кой кары за совершенное деяние.

В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.), в книге четвертой, есть титул IV, озаглавленный "О лицах, не дос-тигших 25 лет". В п. 1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана (жил примерно в 170-228 гг.), римского юриста, префекта - претория: "Следуя естественной справед-ливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непроч-ной и подвержена возможностям многих обманов; этим эди-ктом претор обещал и помощь и защиту против обмана..." . В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются раз-ные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда - нет. Упо-минаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современ-ному их пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь ма-лолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. "И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при право-нарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он совершил во-ровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается" 5 .

Римское право оставило нам еще одно свидетельство защи-ты детей государством - это доктрина государства-отца. Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (деклари-ровалась) не один раз (например, в момент создания "детских" судов в конце XIX в. и когда возникли сомнения в высокой эффективности этих судов - уже в конце XX в.).

Если говорить о том, что оставили нам античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный ста-тус стал интересовать юристов значительно позднее.

В Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несо-вершеннолетним и в некоторых последующих работах, тракто-вавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

В Законе XII таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий: 1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта; 2) когда сам преступный акт не был доведен до конца.

Этот принцип в течение длительного времени был распро-странен в странах, воспринявших римское право. Например, французские юристы отсчитывают его существование во Франции и других романских странах от Закона XII таблиц до Великой французской революции 1789 г . Несовершеннолет-них, к которым применен принцип прощения наказания, современные западные юристы называют "уменьшенными взрослыми".

Закон XII таблиц делал различие между преступлениями умышленными и неумышленными. Можно напомнить, что это предусматривалось и в Дигестах Юстиниана, только при-менительно к нанесению ущерба.

По Закону XII таблиц умышленные преступления счита-лись неискупаемыми, за них всегда следовало наказание. Од-нако несовершеннолетнему, признаваемому психически не-зрелым, допускалось уменьшение наказания. Известный французский исследователь прав несовершеннолетних Фи-липп Робер оценивает это правило Закона XII таблиц как ос-нову возникшего позднее общего для уголовной ответственно-сти несовершеннолетних принципа разумения. О нем речь впереди, поскольку он уже имеет отношение к действующей ювенальной юстиции и ко всей ее философии.

Жестокость, игнорирование детства как естественного со-стояния человеческой личности более всего характерны для средневековых правовых актов. Известные швейцарские ис-следователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних ис-следований истории борьбы с преступностью несовершенно-летних свидетельствуют, что частым было применение смерт-ной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как ко взрослым преступникам , со-держание в одних с ними тюрьмах (даже детей 7-летнего воз-раста), непонятные детям процессуальные действия (приведе-ние к присяге) и недопустимые (пытки).

В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права была практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность как и взрослые и в отношении них могли применятся практически все виды уголовных наказаний.

Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей.

Так есть упоминание о том, что в Испании еще в XIV в. были церковные функционеры, которых называли "отцами и судья-ми сирот". Испанский король Павел IV Арагонский законода-тельно закрепил эту традицию, создав в 1337 г . в г. Валенсии магистратуру "отца сирот". В его компетенцию вошли опека, попечительство, устройство детей. Католическая церковь в Испании с давних времен создавала приюты и брала на себя функции ресоциализации подростков-правонарушителей.

Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учре-ждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Клемент XI создал в Риме исправительный дом Сен-Мишель, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания.

Католическая религия способствовала и некоторым довольно радикальным законодательным новеллам, направленным на су-дебную защиту прав несовершеннолетних (например, нормы Гражданского кодекса Португалии, включенные в него в 1867 г . и касающиеся создания специальной юрисдикции суда для не-совершеннолетних, правда, не вступившие в действие).

Серьезную роль в создании системы помощи детям-сиро-там и правонарушителям, особого режима их воспитания сыг-рала, церковь в Польше. Как отмечают западные исследователи этой проблемы, особенно одна из самых из-вестных - Энрика Вейяр-Цибульская, система социальной по-мощи, тесно связанная с системой правосудия для несовер-шеннолетних, была целиком в руках церкви. Для Польши бы-ло традиционным создание большого числа религиозных па-тронажных общин, покровительствовавших детям и подрост-кам, оказавшимся в неблагоприятных для жизни условиях. Многие из этих общин располагали немалыми материальными средствами, позволявшими им создать воспитательные учреж-дения для таких детей (например, возникшее в 1871 г . "Обще-ство сельского хозяйства и ремесел". Это общество построило в 1876 г . исправительный дом для подростков-правонарушите-лей, который, по замыслу создателей, должен был стать подо-бием семьи для этих детей) 3 .

Оригинальный вариант участия церкви в реализации право-судия дала дореволюционная Россия. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, совершившие преступления "без ра-зумения", могли быть отданы "для исправления" в монастыри их вероисповедания, если в них не запрещалось проживание посторонних лиц.

В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершенно-летних можно было обнаружить в законах многих стран в на-чале и даже в середине XIX в.

В большинстве законов того времени устанавливалась равная для детей и взрос-лых уголовная ответственность и наказание, одинаковая для всех лиц, представших перед судом. Лишь к середине XIX в. ряде государств мира стали появляться законы, создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия. Так в 1824 г . в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослы-ми преступниками. В 1831 г . закон штата Иллинойс пред-усмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г . в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были органи-зованы заседания суда специально для рассмотрения дел несо-вершеннолетних, а также осуществлен первый опыт примене-ния к ним режима пробации (воспитательного надзора), став-шей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников.

И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890г.), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894г.) и в 1899г. в США.

Конечно, этот поворот в истории правосудия не был слу-чайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несо-вершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения техниче-ского прогресса породили определенные новшества в эконо-мической сфере, изменившие привычные условия жизни об-щества. Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Суще-ствовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к не-совершеннолетним - как провоцирующие новые преступле-ния.

Примеру Австралии, Канады и США, создавших суды для несовершеннолетних по-следовали другие страны, через короткое время возникли наци-ональные суды для несовершеннолетних: в Ирландии (1904 г .) (специальная сессия общего суда), Египте (1904 г .) (Закон от 14 февраля 1904 г . о создании суда для несовершеннолетних в г. Александ-рии; Закон от 6 апреля о создании такого суда в Каире), Англии и Уэльсе (1905 г .) (первый суд по делам несовершеннолетних), Нидерландах - 1905 г . (законы от 6 февраля 1901 г . и от 12 февраля 1901 г .: созданы временные суды для несо-вершеннолетних, действовавшие по упрощенной судеб-ной процедуре), Германии (1907-1908 гг.) (соединение функций опе-кунских судов и судей по уголовным делам о несовер-шеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.), Франции (1914 г .) (Закон от 22 июля 1912 г ., всту-пил в силу 4 марта 1914 г ., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних), Бельгии (1912 г .) (Закон Картон-де-Виарта от 15 мая 1912 г .), Австрии (1908 г .) (созданы опекунские суды для несовершеннолетних), Испании (1918 г .) (созданы опекунские суды), Италии (1908 г .) (Закон от 11 мая 1908 г . о специ-ализированных судах по делам несовершеннолетних), Португалии (1911 г .) (созданы трибуналы по делам не-совершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый - в Лиссабоне в 1911 г ., второй - в Порто в 1912 г .), России (1910 г .) (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних), Венгрии (1908 г .) (автономная судебная система), Румынии(Трансильвания) (1913 г .) (автономная судеб-ная система), Польше (1919 г .) (автономная судебная система), Швейцарии (1911- 1913 г . г.), Японии - январь 1923 г . (Закон от 1 января 1923 г ., со-здавший автономную систему по делам несовершенно-летних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет). Греции - декабрь 1924 г . (циркуляр министра юстиции от 24 декабря 1924 г . установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной про-цедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г .).

Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. Причем следует отметить, что при создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции. В самом начале уже стало появляться немало вариантов. История развития концепции ювенальных судов свидетельствует о наличии различных подходов к данному вопросу. Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Достаточно четко обозначились два варианта: I) автономный суд, не связанный с общим судом; 2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

В самом начале существования судов для несовершеннолет-них автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидер-ландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.

В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах не-мецкой Швейцарии функции опекунских судов были соедине-ны с функциями судов по делам несовершеннолетних, что вы-двинуло на первый план их деятельности задачу судебной за-щиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с пре-ступностью, как это произошло в судах первой группы стран.

Некоторые страны пошли по пути создания специализиро-ванных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейца-рии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (ва-риант).

Такова была "стартовая ситуация" для начала деятельности ювенальной юстиции.

Что же касается современных подходов к ювенальной юстиции, то при реализации ею функций судебной власти приоритет суда для несовершеннолетних в судебном процессе выражен даже более ясно, чем в суде общей юрисдикции, поскольку в суде для несовершеннолетних центральными действующими фигурами на протяжении всего судебного процесса являются судья и несовершеннолетний. Максимальная индивидуализация процесса в суде для несовершеннолетних делает роль судебной власти более конкретной и рельефной в отношении как конкретного несовершеннолетнего, так и общества в целом.

Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия. Об административных органах, рассматриваемых как альтернатива суда для несовершеннолетних.


Дигесты Юстиниана: Избр. фрагменты / Пер. и примеч. И.С. Перетерского. М., 1984. С. 89.

Мельникова Э.Б.Ювенальная юстиция.Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений.-М.:Фонд НАН.2000.-176с.

Мельникова Э.Б.Ювенальная юстиция.Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений.-М.:Фонд НАН.2000.-176с.

Рассмотрим основные постулаты ювенальной юстиции с юридической и социально – психологической точек зрения. Социально психологический постулат Noli nocere! (не навреди) должен являться определяющим по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Мировая практика вынесения приговоров несовершеннолетнему правонарушителю, основана, пожалуй, прежде всего, на этом постулате. Современная концепция ювенального правосудия (ювенальной юстиции) настаивает на том, что бы каждый подросток, попавший в поле зрения ювенального суда (КДН и ЗП, детских социальных учреждений был, прежде всего, обследован на предмет нарушения его прав и законных интересов). Для этой цели и создана система органов ювенальной юстиции в ведущих странах мира.

К этой же цели должно стремиться современное ювенальное правосудие в России, и пусть в нашей стране пока нет так называемой «чистой» ювенальной юстиции, а имеется лишь черновой ее вариант, опробованный на территории некоторых муниципальных образований, к судьбе детей и подростков, попавших в поле зрения органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует относиться более внимательно.

Рассмотрим деятельность суда по делам несовершеннолетних с момента поступления материалов до вынесения судебного решения.

Судья по делам несовершеннолетних внимательно изучает материалы дела, знакомится с несовершеннолетним правонарушителем, свидетелями, потерпевшим. При ознакомлении с материалами дела он, прежде всего, выясняет, имеются ли в деле сведения о других несовершеннолетних, кроме самого правонарушителя, являющиеся участниками данного процесса. (Свидетели, потерпевший и т.д.).

Изучив материалы дела, судья направляет по адресам всех несовершеннолетних своего помощника (в идеале ювенального юриста), который обследует жилищные условия несовершеннолетнего, его социальные и психологические связи. Делается это, прежде всего для того, что бы определить имеются ли в данных условиях, где проживает несовершеннолетний участник дела какие либо нарушения прав ребенка (наиболее часто встречаются нарушения прав ребенка в жилищной сфере, нарушения права ребенка на гуманное с ним обращение, воспитание в нормальной социально – психологической обстановке, условиях соответствующих его возрасту и развитию, нарушения права на воспитание ребенка в семье). Уже на этом этапе возможна коррекция нарушений прав несовершеннолетних в жилищной и других сферах. Изучая ближайшее окружение ребенка, юрист – ювеналист, выясняет сведения о лицах являющихся безусловным авторитетом для ребенка, способных оказать на него положительное влияние. Если нарушения прав несовершеннолетних невозможно скорректировать на данном этапе, в дальнейшем потребуется определение суда для преодоления возникших противоречий. И второе если в окружении ребенка не имеется лиц, способных оказать на ребенка положительное влияние, то эту функцию берут на себя органы социальной защиты, в лице работников социальной службы. И, наконец, третье, если условия проживания ребенка в семье становятся невозможными социальный работник при помощи юриста – ювеналиста определяет ребенка в приют для временного проживания несовершеннолетних, в дальнейшем подыскивая для него приемную патронатную семью.



При вынесении судебного решения суд по делам несовершеннолетних, как было указано выше, руководствуется принципами гуманизма и воспитуемости несовершеннолетнего правонарушителя. И определяет ему меру воспитательного воздействия, способствующую исправлению подростка вступившего в осознанный конфликт с законом. Вынося судебные определения в отношении несовершеннолетних являющихся другими участниками процесса, судья определяет по существу все те же превентивные меры, способствующие предупреждению нарушений прав несовершеннолетних, предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, когда еще не наступили негативные последствия нарушения прав несовершеннолетнего, неизбежным ответом на которые являются правонарушения несовершеннолетних.

Таким образом, мы выяснили, что главнейшей функцией ювенального правосудия, т. е. ювенальной юстиции является превентивная функция, способная предупредить и устранить нарушение прав ребенка в семье и обществе, превентивная же функция устраняет тем самым дальнейшее возможное противоправное поведение так называемых социальных сирот, т. е. детей оставшихся без попечения родителей.

При создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных станах к виду указанной юрисдикции.

Автономная ювенальная юстиция возникла не во всех странах. Четко обозначились два варианта:

1) автономные суды, не связанные с общим судом;

2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

Особый интерес представляет национальный опыт стран, где суды для несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция, Германия и Россия.

Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.

Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних»5

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно по этому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке".6

Позднее, в 1913 г., в компетенцию «детского» суда было включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его гражданского и опекунского судопроизводства.

Дореволюционные русские юристы считали именно модель российской ювенальной юстиции наиболее удачной.

Суд по делам несовершеннолетних в России отличали следующие признаки:

Рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;

Избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;

Профессиональная подготовка судьи предполагала знание детского психологии. Поэтому предпочтительны были врачи и педагоги;

Достаточно широкая предметная подсудность этого суда (т.е. круг рассматриваемых дел);

Конфиденциальность судебного разбирательства;

Отсутствие формального судебного акта;

Отсутствие формальной судебной процедуры;

Упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя;

В основном применение в качестве меры воздействия попечительского надзора;

Обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых судей)

Обратимся к П.И. Люблинскому – творцу российской ювенальной юстиции, он обобщил свои многолетние исследования феномена преступности несовершеннолетних до и после создания в России ювенальной юстиции и сделал три вывода об исторической ценности тогда еще новой судебной юрисдикции. Его выводы важны и для юристов России XXIв.

1. Главное значение создание судов по делам несовершеннолетних состоит в том, что они получают функцию изучения несовершеннолетних правонарушителей и причин их правонарушения.

2. Не менее важно было влияние вновь созданной ювенальной юстиции на уголовную политику государства в отношении несовершеннолетних. Хотя в законах и были отдельные охранительные нормы в отношениях детей и подростков, все же в целом уголовная политика применительно к «ранней преступности» несовершеннолетних была карательной и осуществлялась с помощью наказания. Смягчение её произошло именно под флагом ювенальной юстиции.

3. Деятельность судов для несовершеннолетних во всех странах представила специалистам полную и регулярную судебную статистику, которая свидетельствовала в пользу новых судов, подтверждая их эффективность7.

У Истории ювенальной юстиции в России неординарная судьба, повлиявшая существенным образом на ту модель правосудия, которую мы имеем сейчас.

Необходимо проанализировать длительный послереволюционный путь российской ювенальной юстиции (1917-1959 гг.). Это позволит понять характер действующего правосудия по делам несовершеннолетних.

На какой же правовой базе функционировал первый ювенальный суд в России? В уголовном законодательстве в тот период содержались некоторые охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных)8. Часть 2 этой статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения».

Были специальные разъяснения в законе относительно несовершеннолетних, совершивших преступление «с разумением». Их направляли по преимуществу в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они заключались на срок, определенный судом, но не более, чем до достижения 18-летнего возраста, в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам мировых судей.

В законах России конца XIXв. содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение тяжести уголовного наказания несовершеннолетних. Как уголовное, так и уголовно-процессуальное законодательство содержало положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению с взрослыми подсудимыми. Вместе с тем значительный объем судейского усмотрения по этим делам (решение вопроса о действиях «с разумением», вынесение приговоров без установленного срока) все же ставило несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом.

Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать об одном российском законе (Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках»), сыгравшем не положительную роль в уголовной политике в отношении несовершеннолетних, тем более что этот закон действовал и в период работы в России судов для несовершеннолетних, вплоть до его отмены в 1918 г.

Этот закон сохранил для подростков наказания в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных для них помещениях. Для несовершеннолетних в возрасте от 17лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) закон предусматривал каторгу и поселение.

Закон был явно реакционный, так он оценивался прогрессивными русскими юристами. Любопытный исторический факт: отмена Закона от 2 июля 1897 г. декретом Советской власти от 17 января 1918 г. приветствовали юристы – и приверженцы либеральных взглядов, и сторонники советской власти.

Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Преобразования судебной системы начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого – в марте 1920 г.

Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.

Для тех лет непривычной была ведомственная принадлежность созданных комиссий по делам несовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата общественного призрения. Комиссии включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их в одно из «убежищ» Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния).

30 июля 1920 г. бала опубликована разработанная Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Это медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.

Справедливости ради надо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов для несовершеннолетних дореволюционной России в части, касающейся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних. Преимущественное участие неюристов в заседаниях и в принятии решения о судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях. Приходиться с сожалением заметить, что этот изъян оказался живучим и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой защищенности подростков в указанных комиссиях сохранился до наших дней.

В то время реальности жизни очень скоро заставили вспомнить о судах. Ведь подростки совершали не только малозначительные проступки, но вполне серьезные и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.

В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.

В отличии от декрета 17 января 1918 новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте с14 лет до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры.

В 20-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правил подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.

К огромному сожалению, эта «вторая модель» ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие нормативные акты (30-40-е гг.) выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Постановление это определило на долгие годы не демократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание связать его с другими постановлениями, положившими начало политических репрессиям и массовым нарушениям человека в нашей стране.

Необходимо быть благодарными ходу истории и все документы определяющие карательную ориентацию правосудия утратили силу с принятием нового уголовного и процессуального законодательства.

Думаю, что несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные акты 30-40 гг. необходимость в их изучении не отпала. Это важно для того, чтобы избежать повторения прошлых жестоких ошибок. Знание механизма нарушения законности, позволит выработать средства противостояния ему.

Продиус К. ВНУ "ОЮА"

В предложенной статье анализируются причины возникновения судов для несовершеннолетних в странах Европы и Америке в середине XIX - начале XX в. Рассматривается процесс становления органов ювенальной юстиции, характеризуются основные модели судов для несовершеннолетних, рассматриваются Отличительные черты ювенального судоустройству и судопроизводства.

In the offered article reasons of origin of courts are analysed for minor in the countries of Europe and America in the middle of XIX - beginning of XX century. Becoming organs of juvenile justice is examined, the basic models of courts are characterized for minor one, the distinguishing features of juvenile judiciary and legal proceeding are examined.

На рубеже XVIII - XIX вв. развитые страны Европы и Америки переживали серьезные трансформации в политической и социально-экономической жизни: происходил переход к товарно-рыночной экономики, росли объемы произведенной промышленной продукции, активно развивалась внутренняя и внешняя торговля, продолжались урбанизационные процессы и т.д.. Однако эти процессы несли с собой не только позитивные изменения в жизни населения стран, поскольку разрушение старых отношений происходила очень болезненно и сопровождалась определенными негативными явлениями возрастанию социальной незащищенности, чрезмерной эксплуатации, увеличением числа бедных и беспризорных т.п.. Периоды экономического подъема, сопровождались длительными экономическими кризисами, которые вызвали массовые сокращения, снижение заработной платы и т.д.. Рост городского населения при сохранении низкопродуктивной сельского труда поставило на повестку дня вопрос обеспечения населения необходимыми продуктами питания, дефицит которых особенно ощущалось в период недородов, засух и довольно часто ту или иную местность охватывал голод. Влияние этих процессов не мог не сказаться на общества. Как в городе, так и в сельской местности начинают появляться маргинальные слои людей, склонных к противоправному поведению. Разрушение старых властных институтов и незавершенность процесса формирования новых, которые могли бы должным образом обеспечить правопорядок в государстве, только способствовала количественному росту этого слоя.

Как следствие, это приводило к росту криминогенной ситуации в стране, и характерной чертой этого времени становится быстрый рост детской преступности. Перед правительствами многих государств встает вопрос о характере политики, которую они будут проводить в дальнейшем, о методах, которыми они будут останавливать подростков правонарушителей. Прежде всего, общество и государство должны были определиться, какой принцип будет положен в основу этой политики - наказание (а следовательно усиление репрессивных мер) или перевоспитания (доминирующими, при таких условиях, должны были стать меры воспитательного характера).

Анализируя предыдущий исторический опыт правового регулирования вопросов привлечения к ответственности несовершеннолетних и рассмотрения их дела в судах, большинство исследователей справедливо отмечают, что хотя отдельные попытки защиты юных правонарушителей и делались в разных странах мира, они так и не получили комплексного характера и не имели целью перевоспитания ребенка . Как правило, главная "либерализация" политики государства этой сфере проявлялась в уменьшении наказания за совершенное преступление, в первую очередь запрещения применения смертной казни в отношении несовершеннолетнего. Так, в сборнике немецких законов "Швабском зерцало" XII в. и в уголовно-судебном положении короля Карла V, которое называлось "Каролина", устанавливался запрет на применение смертной казни в отношении лиц в возрасте до 14 лет, однако в нем содержались некоторые замечания, которые допускали применение смертной казни в отношении несовершеннолетних преступников. В частности, уст. CL - XIV "Каролины" отмечалось, что, если вор по возрасту приближается к 14 лет совершил кражу, которая признавалась значительной или была совершена при отягчающих обстоятельствах (соединенная с насилием или совершенная в третий), тогда применялся принцип - "злой умысел заменяет недостаточный возраст "и к несовершеннолетнему применялось наказание в виде смертной казни .

В большинстве же случаев, для несовершеннолетних преступников не делалось каких-либо исключений, и к ним применялись те же формы наказаний и правила судопроизводства, как и в отношении взрослых правонарушителей. Учитывая тот факт, со в средневековом и раннебуржуазных уголовном праве доминирующими во взглядах на цели наказания были идеи возмездия и устрашения, механизма возврата несовершеннолетнего к нормальной жизни, его ресоциализации, фактически не существовало. Зато создавались условий для дальнейшего падения ребенка, вовлечение его в постоянную противоправную деятельность, превращение в преступника рецидивиста. Так, в докладе инспектора королевских тюрем Англии и Уэльса было отмечено, что: "ребенок входил в тюрьмы не за преступления, а по возрасту, выходили же из нее со знаниями совершения злостных проступков" .

Поскольку с подобными социальными явлениями в тот период столкнулись практически все развитые страны, то поиск путей и средств преодоления детской преступности велась у них практически параллельно, дополняя опыт друг друга. По вопросам преодоления детской преступности было опубликовано немало работ как специалистов-юристов, так и представителей других наук, прежде всего: педагогики, психологии и т.п.. Не останавливаясь подробно на анализе их работ, заметим только главную мысль высказанную ими - общество стоит перед необходимостью создания независимого социального института, основной целью которого стало бы защита и охрана ребенка. Этот институт в основу своей деятельности должен положить тщательное, всестороннее изучение личности подростка-правонарушителя иего ближайшего окружения, координировать положительные воздействия на него со стороны других институтов социализации. Указанная идея быстро получила поддержку мировой общественности, о чем свидетельствуют положительные отзывы участников ряда международных конгрессов, которые, в частности, проходили: в Лондоне (1872), Стокгольме (1878), Париже (1883), Риме (1885) и др. . Вслед за теоретическим этапом, в конце XIX - начале XX в. начался практический этап реализации научных теорий, что привело к появлению в странах мира специальных судебных учреждений для несовершеннолетних.

Среди исследователей нет единой точки зрения, какой стране принадлежит право считаться родоначальницей ювенального суда. Преимущество, как правило отдается или США, где в 1899 г. подобный суд был создан в штате Иллинойс (Пиджаков А., Максудов С., Солнечная С. В, Люблинский П.И., Ковно y). , или Австралии (Беляева Л. I., Исмаилов Б.И.) . То же время, отдельные авторы, в частности М. Н. Садовникова, считают, что аналоги первых специализированных судов для несовершеннолетних возникли во времена Екатерины II в России в виде т. н. "Совестных судов" . Однако, вряд ли только при наличии ряда сходных черт отождествлять этот вид судов, с классическими ювенальными судами, появились в Российской империи гораздо позже - лишь в начале XX в.

Со временем суды для несовершеннолетних приобретают своего распространения и во многих странах мира. В Ирландии суд создан в 1904 г. путем выделения специальной сессии общего суда; в Египте суд создан в 1904 p., Принят Закон "О создании суда по делам несовершеннолетних ум. Александрия" и Закон "О создании суда по делам несовершеннолетних в г. Каире ", в Нидерландах суд создан в 1905 p.; суды характеризовались максимально упрощенной системе отправления правосудия, во Франции суды созданы в 1914 г. путем формирования автономной системы судов по делам несовершеннолетних, у Бельгии ювенальная юстиция основана в 1912 г. принятием Закона Картон де -Виарта; в Австрии опекунские суды для несовершеннолетних созданы в 1908 p.; в Испании опекунские суды созданы в 1918 p., в Италии суды созданы в 1908 путем принятия Закона "О специализированных судах по делам несовершеннолетних", в Португалии в 1911 . созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами; автономная судебная система по делам несовершеннолетних была создана также в России (1910), Венгрии (1908), Румынии (1913), Польше (1919), Швейцарии (1911-1913 pp.) , Японии (1923), Греции (1939) . Следует отметить, что эти суды были подчинены какой-то одной модели, а представляли собой различные вариации организаций ювенальной юстиции.

При создании специализированных судов в различных странах сформировался неодинаковый подход относительно такого вида юрисдикции. Достаточно четко обозначились два варианта:

автономный суд для несовершеннолетних, который не связан с общим судом (США, Англия, Бельгия, Франция, Нидерланды, Польша, Венгрия)

общий суд, получил функции рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних (Германия, Австрия, Испания, Португалия).

При создании автономных судов, как правило за основу брался опыт США. Для этого типа судов было характерно ряд особых черт. Прежде всего - это специализация судопроизводства, предусматривающая наличие автономных помещений для рассмотрения и решения дел в отношении несовершеннолетних; специализированного судьи и изоляцию несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения. Судебный процесс был упрощен и проходил в виде собеседования судьи с подсудимым по "закрытыми дверями" . Таким образом, ребенок оказывался вне тем негативным влиянием, которое могли произвести на нее как взрослые преступники, так и сторонних созерцатели судебного процесса, безусловно способствовало ее раскрытию перед судьей.

Еще одной особенностью деятельности "детского" суда, прежде всего в США, была широкая сотрудничество суд с населением судебного округа. Существовало большое количество благотворительных организаций, женских клубов, обществ защиты детей от жестокого обращения. Особенностью этого сотрудничества было прежде всего то, что суды для несовершеннолетних использовали информацию, собранную этими обществами, об условиях жизни детей-правонарушителей, а также давали соответствующие поручения указанным организациям, а женские клубы, в свою очередь, использовались для организации наблюдения за детьми, которые остались на свободы . Таким образом, суд не ограничивался только рассмотрением дела подростка, но и осуществлял ряд важных функций в механизме его перевоспитания

В отличие от стран выбирали американскую модель автономного суда, ряд европейских государств, находившихся под влиянием немецкой правовой системы позаимствовали ее модель суда для несовершеннолетних. Немецкий суд для несовершеннолетних ни был автономным. в составе общего суда одному из членов в год предоставлялись двойные полномочия. Первое - рассмотрение всех дел в отношении несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет, подсудимых участковым и шеффенского судам. Этот судья вел предварительное следствие и назывался следственным судьей . Второе - это опекунском производства в отношении малолетних, функции которых брали на себя члены союзов опеки детьми. По поручению суда они предоставляли информацию об условиях жизни несовершеннолетних подсудимых, а по решению суда брали на себя обязанность заботы подростками, остались на свободе . Иными словами, судья соединял в своих руках как карательные, так и опекунские функции. Кроме того, гласность в немецком суде не была ограничена, но его заседания проходили в специальном помещении, отдельно от других отделений общего суда.

Говоря о различиях в моделях указанных судов, следует отметить, что несмотря на определенныеразличия в организационном отношении эти суды имели больше общих черт, чем отличных. их деятельность строилась на таких принципах, как:

назначения для рассмотрения дела специального судьи, кроме знаний по юриспруденции обладает еще и психолого-педагогическим мастерством, сможет обеспечить индивидуальный подход к ребенку. Как правило состав суда был единоличный, за исключением Франции где он носил коллегиальный характер . Однако, последнее было скорее исключением из правил, поскольку другие страны придерживались точки зрения выраженного одним из первых теоретиков ювенальной юстиции - "Другие судьи будут лишними свидетелями и от их присутствия не будет никакой пользы"

специальная процедура судебного рассмотрения дел по обвинению несовершеннолетних. Сюда следует отнести и обязательное ограничение публичности судебного процесса, и разведение на судебном заседании отдельно друг от друга несовершеннолетних и взрослых преступников, и отсутствие торжества присущей "взрослом суда", а также другие судебные процедуры

в ювенальных судах упор в первую очередь делался на помощь несовершеннолетним, а не их наказание. Эта сущность судебных учреждений позже была точно отмечена российским ученым 3. Гурьян, который писал: "детский суд является хранителем прав ребенка, это учредительная является одновременно и юридическим, и педагогической, поскольку ее главная цель не наказывать, а исправлять, его главная задача - спасти от тюрьмы всех тех подростков, вичнилы правонарушениях" . Именно поэтому, наказания, налагаемые в подобных судах носили более исправительный, воспитательный характер, чем карательный. Среди наиболее распространенных в мировой практике наказаний, применявшихся к несовершеннолетним преступникам были: 1) пребывание на свободе, однако с наложением обязанности периодически являться в суд, 2) пребывание на свободе под надзором специального опекуна (попечителя), 3) направление в приемную семью с установлением надзора опекуна 4) направление в специальных приютов для несовершеннолетних

реализация выбранных мероприятий для несовершеннолетнего государственным опекуном и общественностью. Для работы с несовершеннолетним суды привлекали различные общественные организации, однако главную роль в процессе перевоспитания играл специально назначенный судом опекун. Конкретно м, вместе с родителями ребенка, поручалось проследить за процессом исправления ребенка, превращение ее в полноправного члена человеческого общества. В случае выявления рецидива в действиях подопечного ему надо было немедленно обратить на это внимание судьи, чтобы тот мог вовремя повлиять на ребенка применив к нему другие меры воспитательного воздействия.

Таким образом, зарождение ювенальных судей в ряде стран мира стало объективно обусловленным следствием попытки государства и общества преодолеть и помешать дальнейшему развитию преступности среди несовершеннолетних. Особый состав, функции и порядок деятельности этих судов - все это создавало условия для сохранения юной личности, которая могла быть потеряна в условиях тюремного окружения.

Литература

Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции /А.Ю. Пиджаков //Вопрос ювенальной юстиции. - 2006. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://juvenjust.org /index. php? showtopic = 143; Мельникова Э.. Б. Ювенальная юстиция: Учеб. Пособие /Э. Б. Мельникова. - М., 2001.

Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V. - Алма-Ата, 1967.

Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции /А.Ю. Пиджаков //Вопрос ювенальной юстиции. - 2006. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://juvenjust.org/index. php? showtopic = 143

Дети-преступнкикы /под ред Гернета М.Н. - М., 1912. - 1210 с.

См..: Солнечная С.В. возродить ювенальную юстиции в России! /С. В. Солнечная //Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 1; Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции /А.Ю.Пиджаков //Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 1; Максудов Р. Ювенальная юстиция: взаимодействие государства и общества в реагирование на правонарушения и отклоняющееся поведение несовершеннолетних (исторический экскурс и методологический анализ) /Р. Максудов, Н. Г. Флямер //Вопросы ювенальной юстиции. - 2001. - № 1; Ковно в. Ювенальная юстиция: исторический опыт /у. Ковно //Вестник Львовского университета Серия юридическая. - 2004. - Вып. 40. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lawyer.org.ua/?d=604&i=&w=r

См..: Беляева Л.И. Ювенальная юстиция: история и современность /Л. И. Беляева //Материалы семинара "Преподавание ювенального права и ювенальной юстиции в российских ВУЗах", состоявшегося в Москве 25-28 апреля 2000 г. - М.: "Статус", 2000. - С. 60-70

Садовникова М.Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних, совершивших преступления, в свете ювенальной юстиции /М.Н. Садовникова //Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4.

Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие. /Б. И. Исмаилов. - Ташкент, 2002. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5790.html

Ширяев В. Особые суды для подростков /В. Ширяев //Вопросы права. - 1910. - № 4. - С. 109-146.

Жюль Э.. Суды для малолетних в соединенных штатах Северной Америки /Э. Жюль. - СПб.: С.-Петербургская городская тип., 1909. - 97 с.

Тарасова Е. Детский суд за границей и в России /Е. Тарасова. - М., 1912. - 95 с.

Дельвон Л. Суды для малолетних во Фрациы /Л. Дельвон. - СПб., 1909.

Гурьян 3. Судебные уставы и детский суд /3. Гурьян //Особые суды для рис?? Летних и борьба с детской беспризорностью. - 1914. - № 2.

Развитие мировой цивилизации происходило и происходит только в свя­зи с внедрением гуманистических принципов в сознание людей, их поступки и политическую деятельность. Забота о ребенке должна являться неотъемле­мой частью гуманистической политики любого государства, которая наиболее ярко выражается в определении уголовной политики в отношении детей.

Прогрессивные идеи североамериканских поселенцев в XIX и XX вв. проявились и в отношении к несовершеннолетним преступникам.

В 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей и подростков в целях их раздельного содержания с взрослыми преступниками.

В 1869 г. в Бостоне впервые было организовано заседание суда в от­ношении несовершеннолетних.

Л. И. Беляева в материалах семинара «Преподавание ювенального права и ювенальной юстиции в российских вузах», состоявшегося в Мос­кве 25-28 апреля 2000 г., приводит данные о том, что первый ювенальный суд был создан в 1890 г. в Австралии; затем ювенальный суд появился в Канаде - в 1894 г. и в Америке - в 1899 г.

Специальные суды для несовершеннолетних позже стали создаваться и в других странах:

В 1904 г. - в Ирландии (специальная сессия общего суда);

В 1905 г. - в Нидерландах (временные суды для несовершеннолет­них), в Англии и Уэльсе (первый суд по делам несовершеннолетних), а в 1908 г. - автономная система судов для несовершеннолетних;

В 1908 г. - в Германии (в судах были объединены функции опекунских судов и судов по уголовным делам в отношении несовершеннолетних), Австрии (опекунские суды для несовершеннолетних), Венгрии (автономная су­дебная система), Италии (специальные суды по делам несовершеннолетних);

В 1911 г. - в Португалии (трибунал по делам несовершеннолетних);

В 1913 г. - в Румынии (автономная судебная система по делам не­совершеннолетних) и т. д.

Суд по делам несовершеннолетних является центральным звеном ювенальной юстиции и обладает специфическими признаками, отлича­ющими его от суда общей юрисдикции:

1. На начальной стадии дело, как правило, рассматривает единолич­но мировой судья.

2. От ювенального судьи требуется жизненный опыт и профессио­нальные знания в области психологии, педагогики и медицины. При нали­чии суда присяжных подобные требования предъявляются и к ним.

3. Ювенальный суд использует вспомогательные неюридические службы (социальные, воспитательные учреждения и т. п).

4. Судебная процедура имеет свои особенности (в центре- судья и несовершеннолетний).

5. Комплексный и смешанный характер юрисдикции (опекунские су­ды, семейные суды и т. п).

6. Персональная (рассмотрение дел только несовершеннолетних) и предметная (в том числе и взрослых соучастников) подсудность.

Ювенальные суды могут существовать в различных формах:

1) коллегии, составы судов, рассматривающие дела несовершенно­летних и действующие не автономно, а в составе общих судов;

2) «автономные» суды, созданные специально для несовершеннолетних.

В мировой практике наибольшее распространение получили «авто­номные» суды, и тенденция их распространения сохраняется.

Противоречия ювенального суда с принципами общего правосудия выражаются в следующем:

Неформальная процедура ювенального суда;

Использование ювенальным судом неюридических органов,

Объединение ювенальным судом функций гражданского, уголовно­го и административного судопроизводства;

Конфиденциальность ювенального суда.

Под ювенальной юстицией следует понимать специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних.

В учебной литературе принято выделять следующие принципы юве­нальной юстиции:

1. Преимущественно охранительная ориентация ювенальной юсти­ции и применение к несовершеннолетним принудительных мер воспита­тельного воздействия.

2. Социальная насыщенность ювенальной юстиции, состоящая в исполь­зовании в судебном процессе неюридических специальных знаний, направлен­ных на изучение социальных условий жизни несовершеннолетних, социально­психологической характеристики личности несовершеннолетнего.

3. Максимальная индивидуализация судебного процесса и его нефор­мальный характер.

Следует отметить большой вклад в определение данных принципов профессора Э. Б. Мельниковой, которая давно и плодотворно занимается проблемами становления ювенальной юстиции в России.

В зарубежной ювенальной юстиции существуют две основные модели:

Англосаксонская (Англия, США, Канада, Австралия и др);

Континентальная (Франция, Германия, Бельгия и др).

Основное различие между ними состоит не столько в статутном и прецедентном праве, характерном для данных моделей, сколько в под­судности по делам несовершеннолетних.

В странах, принадлежащих к англосаксонской системе, суды по де­лам несовершеннолетних рассматривают только нетяжкие преступления, дела о тяжких преступлениях рассматриваются общими судами.

В континентальной модели все преступления, совершенные несовер­шеннолетними, подсудны только ювенальным судам.

Американская и английская системы ювенальной юстиции имеют свои особенности, которые складывались исторически и содержат свои от­личия в настоящее время.

В первых ювенальных судах в Англии процедура рассмотрения дела происходила отдельно от всех других дел, обычно по утрам, за час до от­крытия общих судов. Дело каждого несовершеннолетнего подсудимого рассматривалось отдельно от дел его соучастников и в присутствии роди­телей или лиц, их заменяющих.

При суде существовали службы, отвечающие за изучение личности несовершеннолетнего, надзор за ним и его устройство.

Современная английская модель ювенальной юстиции отличается гибкой системой мер уголовно-правового воздействия и приоритетной функцией определяет предупреждение преступлений несовершеннолетних на самых ранних этапах, охватывающих дошкольный возраст (детские клу­бы, курсы для родителей, дошкольное обучение и т. д).

В Шотландии сложилась система ювенальной юстиции, состоящая из специальных комиссий, осуществляющих слушания по делам детей. Данная система, являющаяся по своей сути альтернативным судопроизвод­ством, получила название «прогрессивной» и позволяет избегать контактов ребенка с судебной системой.

Особенностями американской модели ювенальной юстиции является постепенное ограничение юрисдикции по делам несовершеннолетних, вызван­ное ростом преступности несовершеннолетних, втом числе насильственных преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. Использова­ние неформальной процедуры судебного разбирательства стало выявлять на­рушения прав несовершеннолетних на надлежащую защиту.

В 14 штатах существует «конкурентная», или совпадающая, юрис­дикция уголовных судов для взрослых и ювенальных судов, вопрос о под­судности решает прокурор. В 22 штатах и федеральном округе Колумбия минимальный возраст уголовной ответственности не установлен, в других штатах он составляет от 10 до 15 лет.

В 1990-е гг. в США наметилась тенденция к ужесточению каратель­ной политики, в том числе по отношению к несовершеннолетним.

В марте 2005 г. Верховный суд США принял решение о запрете при­менения смертной казни к лицам, не достигшим возраста 18 лет, а до этого в 19 штатах такое наказание для несовершеннолетних было предусмотрено законодательством. В отношении взрослых смертная казнь применяется до настоящего времени в 38 штатах.

Во Франции для несовершеннолетних созданы и действуют специ­альная судебная система и судебные учреждения, осуществляющие специ­альную юрисдикцию. Судья по делам несовершеннолетних выносит реше­ние в закрытом режиме. Французская ювенальная система доказывала свою эффективность на протяжении длительного периода, ее отличает на­учный подход, использование знаний педагогики, психологии и социоло­гии. Судья действует, как правило, в рамках «кабинетного правосудия», что позволяет достигать взаимопонимания с несовершеннолетним наруши­телем и принимать решения, понятные для подростка.

Значительных успехов в профилактике преступности несовершенно­летних достигла Япония, где отмечается самый низкий уровень преступ­ности. В профилактическую деятельность в Японии в той или иной форме вовлечена значительная часть населения. Семейные суды в Японии - это особая система, не относящаяся к уголовно-правовой сфере, осуществля­ющая защиту несовершеннолетних гражданско-правовыми средствами. Дела на несовершеннолетних правонарушителей в семейные суды посту­пают из прокуратуры для решения вопросов о применении воспитательных мер и мер защиты, а также о применении мер к взрослым, допустившим нарушения прав несовершеннолетнего.

В Швеции модель ювенальной юстиции включает в себя специализа­цию судей по делам несовершеннолетних в составе местных судов, кото­рые разрешают уголовные и гражданские дела. Вся система ювенальной юстиции базируется на службе социальной защиты всего населения, в том числе детей. Профилактическая деятельность осуществляется в 32 юве­нальных центрах, которыми руководит национальный совет. Молодежь вовлекается в программы центров после принятия судебных решений. Осо­бое внимание уделяется детям и подросткам с негативными проявлениями в развитии, им обеспечиваются защита и поддержка. Все мероприятия по социальной помощи осуществляются на муниципальном уровне (коммуна) по месту жительства детей, их родителей, родственников и расположения органов ювенальной юстиции .

Зарубежные модели ювенальной юстиции отличаются разнообрази­ем и различными подходами к отправлению правосудия в отношении несо­вершеннолетних. Объединяет эти модели понимание обществом и государ­ством необходимости благополучного развития ребенка, проведения эф­фективной профилактики правонарушений несовершеннолетних и обеспе­чения безопасности детей от преступных посягательств.

Случайные статьи

Вверх