Особенности взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Современные проблемы науки и образования

1

Местное самоуправление, представляя собой сложное явление современной социальной практики, пока еще недостаточно эффективно и не всегда востребовано обществом как самостоятельная форма народовластия. Вместе с тем, утрата обществом традиций самоорганизации для решения вопросов совместного благоустроенного проживания на соответствующей территории, отсутствие должных финансово-экономических основ местного самоуправления, организационно-правовые и кадровые проблемы создают сложные условия для совершенствования практики местного самоуправления. Органы местного самоуправления нередко дистанцированы от населения и его насущных проблем. Это подтверждает то, что осмысление проблемы социального взаимодействия органов МСУ с населением, особенностей применения моделей социального взаимодействия с учетом социальных тенденций в современном обществе остается недостаточно изученным. Практически отсутствуют обобщающие исследования опыта организации социального взаимодействия органов МСУ с населением МО, что делает актуальным освещение данной проблемы авторами в статье.

деловое партнерство.

социальное взаимодействие

муниципальный совет

муниципальное образование

местное самоуправление

1. Вебер, М. Избранные сочинения [Текст] /М. Вебер – М.: Прогресс, 1990. – 805с.

2. Европейская хартия местного самоуправления [Текст] // Городское управление. – 2009. - № 7.-С.85-91.

3. Информационная политика органов местного самоуправления [Текст] /Право знать: история, теория, практика. – 2007. - №3-4. – С. 63-64

4. Павлов, С. Организация деятельности органов МСУ в сфере общественных [Текст] /С. Павлов // Городское управление – 2003.- №9. - С.34

5. Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст] /Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 270с.

6. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. //http://www.consultant.ru/popular /selfgovernment/

7. Шилкина, Е.Л. Местное самоуправление: история и современность [Текст] /Е.Л. Шилкина – Ростов – на Дону: Изд-во РПГУ, 2009. – 196с

8. Mead, G. Geist, Inentitat und Gesellschaft. Frankfurt am Main. – 1973.

В свете институционального оформления органов местного самоуправления в Российской Федерации одной из наиболее актуальных задач является организация социального взаимодействия органов МСУ с населением муниципальных образований. В ст.3 Европейской хартии о местном самоуправлении говорится, что «под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения» .

Социальное взаимодействие можно определить как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития. Так, М. Вебер, определяя социальное действие, провел различие между действием как таковым, которое характеризуется субъективно подразумеваемым смыслом, и социальным действием, которое не просто имеет смысл, но и направлено на поведение другого человека. При этом имел в виду, что подразумеваемый смысл социального действия вносит в социальную реальность определенную упорядоченность .

Согласно теории социального обмена, «государственные институты» «вырастают» из неформальной практики, т.е. в ходе хозяйственной деятельности возникают некие образцы социального взаимодействия, впоследствии становящиеся легитимными. Их устойчивость объясняется тем, что они наиболее выгодны - по сравнению с другими .

По мнению Дж. Мида «участники взаимодействия интерпретируют поведение друг друга, что является предпосылкой социального взаимодействия». Согласно его концепции «свобода человека обеспечивается силой импульсивного «Я» и самосознанием человека, которое возникает путем принятия роли другого» .

В соответствии с теорией Т. Парсонса, «действующие лица не просто обладают статусами с четко установленными правилами и ролевыми ожиданиями, а ставят смысл и значение каждой социальной роли в зависимость от личной оценки ситуации и от того, как сказывается на социальном взаимодействии общее определение ситуации всеми ее участниками» . Следовательно, благодаря взаимной интерпретации социальных действий непрерывно создается смысл социального взаимодействия.

Понятие «социальное взаимодействие» активно рассматривается в контексте теории социального включения человека социальные структуры. Особая роль в организации социального взаимодействия с целью активизации включения людей в социальные структуры отводится органам местного самоуправления как властным структурам в наибольшей степени приближенных к населению. Следует отметить, что за годы становления местного самоуправления у населения до сих пор не сложился образ муниципальной власти; большинство жителей до сих пор не получили четкого представления о том, что такое местное самоуправление и какова его роль в жизни территории.

Под «системой информирования населения» понимается комплекс средств создания, распространения, хранения, поиска и использования информационных продуктов и услуг во всех сферах общественной деятельности, которыми располагают основные держатели информации .

Недостаток информации о работе выборных представителей, отсутствие имиджевой политики органов местного самоуправления население ставит под серьезное сомнение полезность данного уровня власти. Муниципальные советы нуждаются в организации связей с общественностью, как в способе управления собственной репутацией в глазах общественности, донесения до каждого жителя правдивой информации о деятельности властных структур с целью формирования позитивной социальной установки по отношению к местному самоуправлению.

В этих условиях местные органы власти должны действовать на основе коллективной ответственности, требующей делового партнерства и сотрудничества между общественностью и представителями администрации. В качестве наиболее эффективного средства построения социального взаимодействия рассматриваются информационные службы при органах МСУ. Их главная цель - развивать гражданское самосознание и пробуждать у населения активный интерес к проблемам управления территорией. Мероприятия по налаживанию социального взаимодействия внутри коллектива муниципальных служащих включают в себя комплекс мер по повышению лояльности представителей муниципальной власти, повышению мотивации, улучшению отношений, популяризации руководства, разработке внутриорганизационных стандартов. Данную работу следует поручать специально обученным сотрудникам МСУ .

Однако бюджет многих муниципальных образований Сургутского района весьма ограничен и практически не предусматривает статьи расходов на проведение информационных мероприятий. Тем не менее, любому муниципальному совету должно быть под силу:

  • регулярное информирование населения о заседаниях муниципального совета, о планируемых в округе мероприятиях (объявления на стендах, подъездов домов);
  • организация встреч депутатов с жителями района;
  • выпуск периодической бесплатной муниципальной газеты;
  • информирование районных и местных СМИ о своей работе;
  • проведение опросов общественного мнения (социальная диагностика);
  • привлечение жителей к информационной работе муниципального совета.

На сегодняшний день муниципальные Советы Сургутского района большей частью ограничиваются организацией концертов и мероприятий, посвященных Дню Победы, чествования ветеранов войны и труда, празднованием Дня молодежи, Дня пожилого человека, новогодних праздников и т.д. Следует отметить, что в процессе организации подобных мероприятий от депутатов муниципальных советов требуется проявление инициативности, добросовестности, организаторских и творческих способностей, в противном случае возникают серьезные препятствия на пути к установлению творческого содружества между населением и выборными представителями.

Результаты диагностики социальных потребностей и интересов жителей Сургутского района, полученные в ходе социологического опроса в 2014 году, позволяют определить приоритетные направления социального взаимодействия с населением на уровне МСУ. Согласно № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», опросы граждан могут проводиться на всей территории или части территории муниципального образования для выявления их мнения и его учета при принятии управленческих решений должностными лицами местного самоуправления .

По результатам опроса выявлено, что большинство жителей (63%) не обращались и не планировали обращаться за помощью в муниципальный совет, 17% имели такой опыт, но не всегда удачный, 21% - собираются обратиться в муниципальный совет по интересующему их вопросу, 10% респондентов затруднились в ответе.

Особое внимание уделяется фиксации замечаний и предложений конкретных жителей муниципальных образований. Чаще всего это касается вопросов благоустройства территории: отсутствие детских площадок, не вывозится мусор, спиливание деревьев, наличие большого скопления машин у подъездов, сломанные почтовые ящики, отключение света в домах, неисправность теплосистем и т.д. Главной причиной безответственного отношения к жилищному фонду. Все это подтверждает несовершенство структуры управления.

Например, половина респондентов (54,3%) хотели бы видеть городской парк благоустроенным местом отдыха, для 24,4% - парк безразличен. Относительно будущего парка люди высказывались достаточно просто и реалистично. Главная просьба: придать парку ухоженный, благоустроенный вид. Посадить новые деревья, почистить дорожки, установить урны и скамейки, а также, туалеты, желательно бесплатные. Большинство - 36% - положительно относится к установке новых развлекательных аттракционов, 21% - хотели бы видеть в парке спортивный комплекс, 15% высказались за сооружение концертной площадки.

Отрадно, что именно от населения муниципального образования исходит инициатива по активизации работы с молодежью: спортивно-культурные мероприятия, военно-спортивные игры и т.д. Около половины жителей (48%) высказались за издание бесплатной муниципальной газеты, информирующей население о событиях в районе и округе, деятельности муниципального совета.

В получении такой газеты заинтересованы практически все возрастные группы населения (из них: до 20 лет - 12%; 20-30 лет - 17%; 30-40 лет - 12%; 40-50 лет - 17%; 50-60 лет - 20%; старше 60 лет - 22%). К тому же 25% респондентов хотели бы видеть в газете материалы, посвященные планам по благоустройства территории. Отчеты депутатов о проделанной работе интересуют 21% населения, а раздел, в котором депутаты отвечали бы на вопросы жителей - 15%. С репортажами о событиях в округе и районе, анонсами культурных мероприятий хотели бы знакомиться 13,5%. «Правовой ликбез» на страницах газеты интересует 12% опрошенных. Кроме того, респонденты выразили пожелания размещать в газете информацию о медицинском обслуживании и аптеках округа. Сегодня в некоторых муниципальных образованиях уже практикуются разнообразные формы распространения газет. Так, газеты выкладывается на стойках в администрации района, крупных торговых точках, поликлиниках, почтовых отделениях.

На вопрос «Готовы ли Вы к участию в работе органов МСУ?», ответы оказались следующими: лишь треть населения района готова принять участие в работе органов местного самоуправления. В качестве возможных форм социального взаимодействия респонденты рассматривают - помощь в организации и проведении общественных мероприятий, проведение опросов общественного мнения, оказание консультативной помощи муниципальному совету. К сожалению, практика подтверждает, что инициативность жителей не всегда встречает должной ответной реакции и поддержки со стороны муниципальной власти.

Недостаточно полно используются возможности Интернет как средства для повышения квалификации муниципальных служащих, обмена опытом с другими муниципальными образованиями, налаживания интерактивной связи с населением. К сожалению, большинство сайтов органов местного самоуправления плохо индексируются поисковыми системами Интернета, что затрудняет доступ к этим ресурсам широкого круга посетителей. Представителям муниципальных советов необходимо помнить, что следует систематически поддерживать инициативы населения, поскольку это сплачивает жителей вокруг дел местного значения.

Таким образом, среди инструментов организации социального взаимодействия органов МСУ с населением можно выделить следующие: взаимодействие с районными и городскими СМИ, издание муниципальной газеты, проведение мероприятий и акций; использование Интернет-технологий в работе с населением, применение методов социальной диагностики (опросы, интервью, анализ документов, проведение фокус-групп). Все выше перечисленное является необходимым условием пошаговой реализации информационной, диалоговой и партнерской моделей социального взаимодействия органов местного самоуправления и населения.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Дурцева А.Г., Осипова Л.Б. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ ТЕРРИТОРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19083 (дата обращения: 19.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Среди наиболее важных и требующих первоочередного решения проблем местного самоуправления есть проблема недостаточно активного участия населения в решении вопросов местного значения. А ведь от социальной активности и гражданственности населения зависит успешная реализация реформы местного самоуправления. Необходимость установления эффективной системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти была положена в основу концепции государственной политики в области развития местного самоуправления, утвержденной Президентом Российской Федерации еще в 1999 году. Основные положения государственной политики были выстроены на понимании того, что только «эффективное функционирование такой системы взаимодействия позволит обеспечить: улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании; обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности; устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований» . При этом уровень взаимной поддержки и доверия каждого участника взаимоотношений (государство - органы местного самоуправления - население) приобретают все большую значимость в условиях разделения полномочий между различными уровнями публичной власти и конституционной самостоятельности местного самоуправления.

Население осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.Таким образом, формы гражданского участия в местном самоуправлении можно разделить на три блока - формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и формы выявления мнения населения, учитываемого органами и должностными лицами местного самоуправления и государственной власти. К последнему относится:

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. При этом должна быть четко определена цель голосования - получение согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования. Инициаторами голосования могут быть: население; органы местного самоуправления; органы государственной власти субъекта РФ; федеральные органы государственной власти. Назначение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования. Признание состоявшимся голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования - если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Признание полученным согласия населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования - если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятых решений подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Опрос жителей муниципального образования проводится с целью выявления мнения жителей соответствующих территорий и его учета при принятии решений по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Инициаторы проведения опроса граждан: представительный орган муниципального образования - по вопросам местного значения; глава муниципального образования - по вопросам местного значения; органы государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан - определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Принятие решения о назначении опроса граждан осуществляется представительным органом муниципального образования.

В соответствии с законом №131-ФЗ результаты опроса носят рекомендательный характер, но в тоже время проведение опросов граждан способствует укреплению связей органов местного самоуправления поселения с населением, вовлечения населения в решение вопросов местного значения. Многие вопросы, проблемы жителей решаются уже в ходе проведения опросов, что способствует снижению социальной напряженности на территории муниципального образования;

Институт публичных слушаний, проводимых в муниципальном образовании, является важным нововведением закона №131-ФЗ. Правовые рамки, регламентирующие проведение публичных слушаний, позволяют говорить о новом качественном отличии института публичных слушаний от сложившегося представления о депутатских слушаниях и «парламентских» слушаниях, широко практикуемых в различных муниципальных образованиях. Принципиальным отличием является то, что публичным слушаниям законом №131-ФЗ придан статус организационной формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Сложившаяся практика проведения депутатских («парламентских») слушаний предусматривала в большинстве своем, что такие слушания проводились под эгидой представительного органа местного самоуправления. В некоторых муниципальных образованиях открытые слушания организовывались и проводились структурными подразделениями администрации муниципального образования. Зачастую эти открытые слушания предписывалось проводить для обсуждения вопросов градостроительной деятельности, выделения земельных участков, осуществления экологических программ и т.д. Порядок выдвижения инициативы о проведении слушаний, порядок их подготовки и проведения устанавливался регламентом представительного органа либо главы муниципального образовании (главы администрации), а в редких случаях специальным нормативным правовым актом муниципального образования. В законе №131-ФЗ предписано, что порядок организации и проведения публичных слушаний должен определяться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, которым также установлено, что публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования и главой муниципального образования. Учитывая совокупность установленных Законом требований, о статусе публичных слушаний сегодня можно говорить как о публичных слушаниях всего муниципального образования, а не какого-либо органа местного самоуправления или должностного лица.

Анализируя нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, регулирующие вопросы организации и проведения открытых слушаний, практику их организации и проведения в муниципальных образованиях, учитывая положения закона №131-ФЗ, можно выделить, по крайней мере, два отличающихся друг от друга варианта подготовки, организации и проведения публичных слушаний. Первый вариант характеризуется целесообразностью создания в муниципальном образовании специальных общественных консультативно-совещательных структур, которые будут выступать одним из ведущих «независимых» институтов, представляющих интересы (группы интересов) населения муниципального образования при подготовке и проведении публичных слушаний. Решения представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования по всем вопросам подготовки и проведения публичных слушаний должны приниматься с учетом мнения этих совещательных органов. Такой вариант наиболее приемлем в городских округах и муниципальных районах, а также в поселениях с большой численностью населения. Вариант предусматривает непрямое через своих представителей участие заинтересованных жителей в подготовке и проведении публичных слушаний. Второй вариант характеризуется непосредственным участием жителей в проведении представительным органом и главой муниципального образования публичных слушаний. Такой вариант организации публичных слушаний наиболее приемлем для поселений и муниципальных районов с небольшой численностью населения и с компактной территорией муниципального образования. По данным социологического исследования, проведенного Единым общероссийским объединением муниципальных образований, пока публичные слушания проходят в 80,9% муниципальных образований. Цель проведения публичных слушаний - обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.

Вопросы, выносимые на публичные слушания, в обязательном порядке: проект устава муниципального образования; проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования; проекты правил землепользования и застройки; проекты планировки территорий; проекты межевания территорий; вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства; вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства; вопросы реконструкции объектов капитального строительства; вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; вопросы о преобразовании муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний - определяется уставом муниципального образования и / или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Если на публичные слушания не выносятся вопросы из перечня обязательно выносимых на публичные слушания, население может настаивать на их вынесение например, посредством обращений граждан. В случае продолжения противоправной ситуации граждане, в соответствии с действующим законодательством, имеют право обратиться в суд с последующей возможностью инициирования процедуры отзыва выборных лиц местного самоуправления, виновных в этом правонарушении.

Если у граждан возникает потребность обсудить и другие важные для населения вопросы кроме вышеназванных, необходимо: сформулировать такой вопрос; либо обратиться в представительный орган муниципального образования или к главе муниципального образования с предложением инициировать и назначить проведение публичных слушаний; либо ознакомиться с процедурой инициирования публичных слушаний, установленной уставом муниципального образования и / или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, и в соответствии с ней самостоятельно инициировать публичные слушания.

Обращения граждан в органы местного самоуправления - граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, причем обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные федеральным законом, при нарушении которых должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В современных условиях важно, чтобы деятельность органов всех уровней публичной власти по выработке и реализации государственной и муниципальной политики носила максимально открытый характер. Эта деятельность должна осуществляться при активном участии общественных объединений, с учетом интересов (потребностей) граждан РФ и под общественным контролем. Только в этом случае российское государство может быть демократическим, суверенным и конкурентоспособным.

Создание в муниципалитетах общественных (координационных) советов способствуют решению ряда задач для развития диалога между местной властью и общественностью (важнейшая из них - создание условий для участия общественности в выработке, принятии и реализации решений). Через работу в советах активные граждане могут привлекаться к непосредственному участию на всех этапах управленческой и организационной работы местной администрации.

Активная гражданская позиция жителей, их энтузиазм способствуют улучшению ситуации в муниципальных образованиях.

По данным исследования «Муниципальная Россия», проведенного в 2010 году по заказу единого общероссийского объединения муниципальных образований (далее ЕООМО), распространенность различных форм взаимодействия местного самоуправления и общественности выстроились следующим образом, что наглядно представлено в таблице 1.

Как видно из представленных данных, существует ряд моментов, которые препятствуют активному участию населения в решении вопросов местного значения. Это недостаток знаний, некомпетентность, неверие в возможность оказывать влияние на принимаемые решения, недоверие к органам местного самоуправления, а порой просто безразличие к общим делам.

Таблица 1 - Распространенность различных форм взаимодействия местного самоуправления и общественности

Сегодня население не имеет опыта реализации данных ему федеральным законодательством возможностей по самоуправлению, удовлетворения своего в первую очередь личного интереса. Для этого должен быть накоплен положительный опыт по самоуправлению в каждом муниципальном образовании. Без культивирования такого положительного опыта интерес к самоуправлению не возникнет.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В числе основных задач администрации: решение вопросов местного значения, относящихся к ее ведению в соответствии с Уставом МО, создание благоприятных условий для инвестирования и эффективного управления программами социально-экономического развития МО .

Деятельность администрации основана на принципах: законности, гласности, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, самостоятельности в пределах полномочий, принцип разграничения полномочий с федеральными и областными органами исполнительной власти по предметам совместного ведения, профессионализма и компетентности должностных лиц, муниципальных служащих и технического персонала, ответственности сотрудников за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и т.д. .

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 17-20.

Н. Г. Хайруллина, И. А Курашенко

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЯ

В настоящее время процессы взаимодействия муниципальных органов власти с населением отличаются спонтанностью. В то же время на местном уровне происходит достаточно тесное «соприкосновение» интересов социума и государства. Поэтому сегодня особенно важно иметь четкую систему научно обоснованных мер по повышению качества этого взаимодействия. В статье на основе результатов контент-анализа выявляются основные коммуникативные каналы и информационные поводы взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципального образования.

Ключевые слова: местное самоуправление; население; органы местного самоуправления; взаимодействие органов местного самоуправления с населением.

Проводимая в России административная реформа нацелена на формирование эффективной системы управления социальными процессами, как в масштабе всей страны, так и на уровне отдельных территорий, где реализуются основные процессы жизнедеятельности человека и удовлетворяются его потребности. Приоритетная роль в этом процессе отводится местному самоуправлению как форме непосредственного проявления воли и власти народа.

Повышение коммуникативной составляющей со стороны местного сообщества как главного субъекта местного самоуправления выступает важным фактором развития демократической системы в Российской Федерации1. В то же время нельзя не согласиться с мнением Д. Ц. Бутитовой, которая, ссылаясь на практический опыт, указывает, что «многие проблемы становления местного самоуправления в современном российском обществе связаны с недооценкой значения и роли взаимодействия органов местного самоуправления с населением - гражданами и общественными организациями - путем привлечения их к совместному решению вопросов местного значения»2.

Организационным механизмом социально-экономического реформирования на местном уровне выступает муниципальная гражданская служба, которую следует рассматривать как элемент, опосредующий взаимодействие между обществом и властью. Таким образом, можно идентифицировать функции муниципальной гражданской службы как представительство государства на местном уровне по вопросам выполнения государ-

ственных функций и полномочий в социально-экономической сфере. Вместе с тем эмпирический анализ показывает недостаточно эффективную реализацию функции по взаимодействию с общественностью. Местное сообщество зачастую не только не участвует в решении вопросов своего муниципального образования, но и не владеет полноценной информацией о деятельности органов местного самоуправления3.

Представляется оправданным оценить содержание и характер взаимодействия населения с органами местного самоуправления в разрезе используемых коммуникативных каналов и информационных поводов взаимодействия. Оценка проводилась посредством контент-анализа 612 документов, отражающих взаимодействие органов муниципальной власти с населением. Выбор контент-анализа в качестве метода исследования обусловлен его спецификой, позволяющей выделить единообразие в содержании текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

Результаты анализа свидетельствуют, что подавляющее большинство письменных обращений - свыше 98 % - составляют заявления. При этом доля предложений очень мала - их абсолютное количество в год не превышает десятка. Столь низкая планка нормот-ворческой инициативы населения может свидетельствовать как об усилении репрезентативной роли депутатов Городской Думы, так и об определенной политической усталости населения.

Анализ письменных обращений позволил оценить характер и содержание коммуника-

тивных ситуаций, т. е. сферы, в отношении которых осуществляется коммуникативный процесс (табл. 1).

Вопросы, связанные с предоставлением жилья, эксплуатацией и ремонтом жилого фонда, а также землеустройством, являются наиболее актуальными и отражают важные потребности и приоритеты горожан.

Последнее время актуализируется тенденция включения в процессы взаимодействия органов власти с населением новых акторов: институциализированных и неинститу-циализированных структур, выражающих собственные взгляды и интересы. Отсюда в работе органов муниципального управления возрастает значение служб по связям с общественностью, возникновение которых, вообще говоря, обусловлено процессом демократизации российского общества. Представляется, что именно службе по связям с общественностью должна принадлежать главенствующая роль в реализации механизма взаимодействия органов местного самоуправления и населения. Нельзя не согласиться с мнением С. С. Смолевой, что данные службы превращаются в действенный инструмент диалога общества и управляющих структур и «являются основным инструментом мониторинга социальных интересов, на основании которого принимаются взвешенные и эффективные управленческие решения и без которого немыслима общественная интеграция и баланс интересов»4. В современных условиях

данной форме взаимодействия власти и общества уделяется заметно больше внимания. Наряду с этим получает распространение такой коммуникационный канал, как взаимодействие с социальными группами посредством обсуждения принимаемых решений.

Как отмечает Н. Д. Жуков, «одна из самых сложных задач взаимодействия органов местного самоуправления со своими избирателями, ориентирующая его на обеспечение поддержки обществом принимаемых муниципальных актов, планов и программ реализуется посредством предварительного обсуждения предполагаемых правовых актов или решений с использованием средств массовой информации и собрания граждан»5. При этом выявляются различные точки зрения, находятся новые аргументы, ведутся публичные дискуссии. Такое обсуждение позволяет принимать более обоснованные и всесторонне выверенные решения.

Согласно результатам исследования, используемые коммуникационные каналы детерминированы определенной ситуацией, формирующей информационный повод (табл. 2).

Как показывают результаты исследования, информационный повод обуславливает использование того или иного коммуникационного канала. Так, для получения информации наиболее оправданным с позиции населения является обращение к специализированным источникам информации или средствам свя-

Таблица 1

Структура письменных обращений граждан в зависимости от типа коммуникативной ситуации

Показатель 2010 2011 2012

Ед. % Ед. % Ед. %

Поступило обращений от граждан, всего 9416 100,0 10253 100,0 12126 100,0

Предоставление жилья 2514 26,7 2297 22,4 2243 18,5

Эксплуатация и ремонт жилого фонда 1827 19,4 2266 22,1 2850 23,5

Землеустройство 1412 15,0 1794 17,5 2437 20,1

Строительство жилья 772 8,2 872 8,5 1079 8,9

Благоустройство города 716 7,6 831 8,1 1031 8,5

Законность и охрана правопорядка 640 6,8 697 6,8 825 6,8

Разное 650 6,9 687 6,7 812 6,7

Транспорт 292 3,1 359 3,5 485 4,0

Торговля, общественное питание и торговое обслуживание населения 188 2,0 174 1,7 158 1,3

Социальное обеспечение и социальная защита населения 273 2,9 185 1,8 146 1,2

Связь 75 0,8 51 0,5 36 0,3

Труд и зарплата 56 0,6 41 0,4 24 0,2

Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и населения

зи, тогда как для выдвижения инициатив и предложений наиболее рациональным граждане считают личное обращение к депутатам Городской Думы. В части направления жалоб наиболее востребованы общественная приемная и Глава города.

Практика организации взаимодействия на местах зачастую носит лишь формальный характер, реализуется в силу обязанности и осуществляется в формах, недостаточно открытых и доступных для граждан. Тем не менее, в современных условиях наблюдается преобразование характера взаимодействия между населением и представителями органов муниципальной власти, формирование новых каналов взаимодействия. Вектор такого преобразования задан, во-первых, расширением технических возможностей, а во-вторых, федеральными органами государственной власти и, в немалой степени, Президентом РФ, который наладил обсуждение наиболее значимых вопросов с широкой общественностью посредством сети Интернет.

Инициатива Президента нашла продолжение в деятельности муниципальных органов власти по налаживанию взаимодействия с социальными группами. Инфраструктурную поддержку данному процессу оказывает реализация программы «Электронная Россия», одной из задач которой является обеспечение стопроцентного представительства в сети Интернет органов государственной власти и местного самоуправления. Выполнение обозначенной задачи снимет ряд ограничений и барьеров, с которыми граждане сталкиваются при обращении к органам муниципальной власти, - снизит затраты времени, исключит необходимость личного присутствия, повысит эффективность работы ответственных муниципальных служащих6.

Представляется, что подобная организация взаимодействия позволит существенно ускорить процесс взаимодействия, сделав его двунаправленным, поскольку позволит сочетать все преимущества «традиционных» способов взаимодействия (например, иденти-

Таблица 2

Распределение предпочтений выбора коммуникационных каналов взаимодействия в зависимости от информационного повода, 2012 г.

Канал взаимодействия Информационный повод для взаимодействия Итого

Получение информации Предложение, инициатива Жалоба Просьба Иное

Ед. % Ед. % Ед. % Ед. % Ед. %

Личное обращение 3663 21,8 937 5,6 6120 36,4 4590 27,3 1518 9,0 16828

Глава города / Аппарат Главы города 0 0,0 13 13,4 34 35,1 47 48,5 3 3,1 97

Депутат 0 0,0 368 59,7 161 26,1 71 11,5 16 2,6 616

Общественная приемная 2366 26,0 0 0,0 3440 37,8 2257 24,8 1037 11,4 9100

Управа 1039 39,4 485 18,4 214 8,1 762 28,9 137 5,2 2637

Квартальный 130 20,0 71 10,9 83 12,8 360 55,5 5 0,8 649

Вышестоящие органы власти 0 0,0 0 0,0 1721 73,8 501 21,5 110 4,7 2332

Участковый уполномоченный 10 4,9 0 0,0 172 84,3 0 0,0 22 10,8 204

Органы соц. обеспечения 118 9,9 0 0,0 295 24,7 592 49,6 188 15,8 1193

Письменное обращение 0 0,0 12 0,1 206 1,7 11726 96,7 182 1,5 12126

Личное обращение к специализированному источнику информации или средству связи 49315 91,2 1553 2,9 911 1,7 2126 3,9 158 0,3 54063

Информационный киоск 3873 100,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 3873

Телефонная служба информации 38940 100,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0 38940

Интернет 6502 57,8 1553 13,8 911 8,1 2126 18,9 158 1,4 11250

Всего 52978 63,8 2502 3,0 7237 8,7 18442 22,2 1858 2,2 83017

фикация личности) и инновационных. Среди таких преимуществ выделяют следующие:

Реализация принципа одного окна - согласно официальной позиции Правительства РФ гражданин не обязан располагать информацией о том, какому именно органу следует адресовать его запрос;

Возможность получения сведений о стадии рассмотрения обращения;

Возможность получения незамедлительного ответа в том случае, если аналогичный запрос подавался кем-либо ранее и содержится в базе данных.

Таким образом, на протяжении последних лет происходит перманентная трансформация функционального содержания и институциональной структуры местного самоуправления, равно как и изменение его роли в управлении социально-экономическими процессами, что преобразует процесс взаимодействия населения и органов муниципальной власти. В результате муниципальная служба стала автономным элементом в системе социального управления с присущими ей характерными чертами управленческой деятельности на местном уровне.

Примечания

1 Хайруллина, Н. Г. Профессиональное развитие муниципальных служащих: учеб. посо-

бие / Н. Г. Хайруллина, О. В. Устинова. Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. 88 с.

2 Бутитова, Д. Ц. Местное самоуправление в системе взаимодействия власти и общества современной России: региональный опыт: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. С. 13.

3 Устинова, О. В. Готовность населения противостоять коррупции в органах власти // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2011. № 2. С. 42-46.

4 Смолева, С. С. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной России: проблемы становления и функционировании: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007. С. 3-9.

5 Жуков, Н. Д. Формы и способы взаимодействия власти и населения региона в условиях трансформации России. // Вестн. Сев.-Кавзаз. гос. техн. ун-та. Сер. «Гуманитар. науки». 2004. № 1 (11). С. 18-24.

6 Устинова, О. В. Роль современных информационных технологий в жизни общества / О. В. Устинова, С. Е. Соболев // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (31 окт. 2013 г.). Тамбов, 2013. С. 130-131.

  • 2. Субъект и объект муниципального управления
  • 3. Основные функции муниципального управления.
  • Планирование
  • Организация
  • Мотивация
  • Координирование
  • Контроль
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 2. Методы муниципального управления
  • 1. Общая характеристика методов управления
  • 2. Административные методы управления.
  • 3 Организационные методы управления.
  • 4. Экономические методы управления.
  • 5. Социально-психологические методы управления.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 3. Становление городского самоуправления в России
  • 2. Органы городского самоуправления
  • 3. Компетенция городского самоуправления
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 4. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 1. Конституционные основы местного самоуправления
  • 2. Состав федерального законодательства о местном самоуправлении
  • Структура Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» от 06.10.2003г. № 131 - фз
  • 3. Основы регионального законодательства о местном самоуправлении.
  • 4. Устав муниципального образования.
  • 5. Муниципальные правовые акты.
  • Система муниципальных правовых актов
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 5. Взаимоотношение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 3. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
  • 4. Взаимоотношение органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов рф и территориальными структурами органов федеральной государственной власти.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 6. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации
  • 2. Принципы и критерии определения оптимальной территории муниципального образования:
  • 3. Новая территориальная организация местного самоуправления
  • Муниципальные образования в Российской Федерации (по состоянию на 30.04.2005 года)
  • 4. Установление и изменение границ муниципального образования.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 7. Муниципальное образование как объект управления.
  • Основные различия между городскими и сельскими поселениями
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 8. Организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации
  • 3. Модели организации местной власти по Федеральному закону
  • 4. Статус и полномочия главы муниципального образования
  • Организационные модели органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований рф
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Организационные модели органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований рф
  • Тема 9. Представительный орган в системе муниципального управления
  • 1. Правовой статус и компетенция представительного органа.
  • 1. Правовой статус и компетенция представительного органа.
  • 3. Организация деятельности представительного органа
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 10. Структура управления местной администрации
  • 1. Правовой статус и основные направления деятельности местной администрации
  • 2. Принципы построения организационной структуры местной администрации
  • 3. Построение организационных структур местных администраций
  • 4. Совершенствование организационных структур местных администраций.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 11. Организация и планирование работы местной организации
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 12. Организация муниципальной службы в органах местного самоуправления
  • 1. Понятие муниципальной службы и классификация ее должностей
  • 2. Прохождение муниципальной службы
  • 3. Права и обязанности муниципальных служащих
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Сведения, которые должны быть отражены в отзыве о муниципальном служащем при проведении аттестации
  • Примерный перечень показателей для оценки профессиональных и личностных качеств муниципального служащего при проведении аттестации
  • Аттестационный лист муниципального служащего
  • Тема 13. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании
  • 1. Понятие территориального общественного самоуправления
  • 2. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 14. Организация работы с обращениями граждан в исполнительных органах местного самоуправления
  • 1. Сущность и формы обращения граждан
  • 2. Организация работы исполнительных органов местного самоуправления с письменными обращениями граждан.
  • 4. Сроки рассмотрения обращений граждан и контроль за их исполнением.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Приложение 2
  • Тема 15. Технология муниципального управления
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 16. Управление социально – экономическим развитием муниципального образования
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 17. Информационное обеспечение деятельности органов муниципального управления
  • 5. Использование Интернета в муниципальном управлении
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 18. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением, общественными организациями и немуниципальными хозяйствующими субъектами
  • Информация о деятельности органов
  • 2.Пути привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении
  • 3. Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тесты для самоконтроля
  • Ключ к тестам
  • Тематика курсового проектирования
  • Список вопросов к экзамену по дисциплине «Система государственного и муниципального управления - часть II . Муниципальное управление»
  • Глоссарий по дисциплине
  • Список рекомендуемой литературы Нормативно-правовые акты:
  • Учебники и учебные пособия:
  • Дополнительная литература:
  • Тема 18. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением, общественными организациями и немуниципальными хозяйствующими субъектами

      Основные формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

      Пути привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении.

      Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.

      Взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами.

      Основные формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением

    Взаимодействие органов местного самоуправления с населением направлено на создание условий участия жителей в выработке муниципальной политики путем создания механизмов участия населения в муниципальном управлении и информированности их о социально – экономическом положении муниципального образования. Создание механизмов взаимодействия органов местного самоуправления в большинстве муниципальных образований находится в стадии становления.

    Так, по экспертным оценкам, потенциал участия населения в выработке и принятии общезначимых для муниципального образования решений и в контроле за деятельностью администрации и представительного органа составляет не более 5%. Интерес к формированию органов представительной власти проявляет в настоящее время не более четверти избирателей.

    Вовлечения населения в процесс разработки и реализации мероприятий по развитию муниципального образования связан с определенными проблемами и трудностями. Среди важнейших причин, ограничивающих участия населения в формировании и реализации мероприятий муниципальной политики, следующее:

    Низкий уровень гражданского создания и готовность жителей участвовать в разработке и реализации муниципальной политики;

    Неготовность органов местной власти к взаимодействию с населением и отсутствие четких процедур согласования решений с населением по ключевым проблемам развития муниципального образования;

    Несформированность нормативно – правовой базы по участию населения в принятии и реализации муниципальной политики, неясность в разделении сфер компетенции органов местного самоуправления и структур гражданского общества.

    В настоящее время органы местного самоуправления в недостаточной степени информируют население о принятых решениях, что негативно влияет на вовлечения граждан в процесс разработки и реализации муниципальной политики. Однако в условиях самоуправления население должно не только информировано о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это мнение может выражаться путем опросов, писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и местной власти (рис. 18.1) 1 . Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления являются итоги муниципальных выборов.

    Информация о деятельности органов

    Органы местного самоуправления

    Население

    Правовые акты

    Результаты деятельности

    органов МСУ

    Обратная связь

    Мнения, отношения, интересы, критика

    Рис. 18.1. Схема взаимосвязей органов местного самоуправления с населением

    Каналы информирования населения о политике и практической деятельности муниципальной власти разнообразны. Основные из них - личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно - информационные материалы, «горячие линии», справочно-информационная служба, средства массовой информации, библиотеки и т. п.).

    Личные встречи главы муниципального образования, депутатов, руководителей органов и должностных лиц местного самоуправления с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Они должны проводиться регулярно, по утвержденному графику. Достоинство этой формы в том, что жители могут на месте задавать интересующие их вопросы и получать ответы.

    Справочно-информационные материалы могут выпускаться в муниципальном образовании в виде листков, размещаемых на информационных стендах, а также опускаемых в почтовые ящики. Информационные стенды могут быть пограничные (на въездных магистралях), уличные, размещаемые внутри помещений местной администрации, а также в местах приема населения.

    Главы и другие должностные лица муниципальных образований могут проводить тематические «горячие линии» с населением, обычно по телефону. Такая форма общения позволяет жителям не только получать оперативную информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнавать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов.

    Отдельные вопросы решаются с помощью справочно – информационной службы, куда приходят или звонят граждане.

    Среди всех форм информирования населения особо выделяются печатные, радио и телевизионные средства массовой информации, а также Интернет. СМИ больше, чем другие источники, способны доносить достоверную информацию до населения. Особенно важно развитие местных каналов вещания, издание муниципальных газет.

    Для организации эффективного взаимодействия со СМИ в муниципальных органах могут создаваться специальные подразделения: пресс – центр, центр общественных связей, может быть введена должность пресс – секретаря. Эти структуры обеспечивают взаимодействие со СМИ на постоянной основе, снабжают их информацией о деятельности органов местного самоуправления, проводят аккредитацию представителей СМИ, организуют проведение круглых столов, брифингов и пресс – конференций, осуществляют консультирование и подготовку важнейших выступлений первых лиц муниципального образования и т.п.

    Большими возможностями в информировании населения о деятельности органов местного самоуправления обладают муниципальные библиотеки. Сотрудники библиотек должны изучать информационные потребности местного сообщества, доводить информацию о деятельности органов местного самоуправления до жителей.

    Одной из форм информирования населения могут стоять информационно – аналитические службы, методические кабинеты, создаваемые при местных администрациях. В них должны находиться нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления, пакет типовых документов для организации органов ТОС, информационная литература.

    "

    Кузьмин Егор

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Аннинский муниципальный район Воронежской области

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Пугачёвская средняя общеобразовательная школа

    VI областной конкурс «Взгляд молодых

    на проблемы местного самоуправления»

    Конкурсная работа (проект)

    « Взаимодействие органов местного самоуправления с населением в решении вопросов развития муниципального образования (на примере Пугачёвского муниципального образования) »

    Выполнил: Кузьмин Егор,

    Уч-ся 9 класса

    МКОУ Пугачёвская СОШ

    Научный руководитель: Двоянова Т.П.,

    Учитель истории и обществознания

    МКОУ Пугачёвская СОШ

    2013

    «Важной особенностью реформы является

    Ее комплексность, которая предполагает

    Структуризацию институтов местного

    Самоуправления и решение самых актуальных

    Экономических задач. Но главная состоит в том,

    Что преобразования направлены на расширение

    Непосредственного, прямого участия граждан

    Во всех сферах местной жизни, на рост влияния

    И усиления контроля жителей той или иной

    Территории за действиями избранной ими

    Муниципальной власти».

    В.В.Путин

    Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, определяет местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую … самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения…». Сообщество, таким образом, является и источником власти и конечным потребителем принятых ею решений. С одной стороны, оно само должно решать такие вопросы как: определение приоритетных направлений развития, выбор экономической политики территории в рамках имеющихся полномочий и многие другие, не менее важные. С другой стороны, оно несет непосредственную ответственность за принятые решения – ведь именно местным жителям жить в том будущем, которое они сами для себя выбрали. Таким образом, процесс включения граждан в местное самоуправление является одной из наиболее важных задач для всех субъектов взаимодействия, существующих на конкретной территории.

    Гражданское участие в местном самоуправлении является одним из базовых принципов функционирования этого института публичной власти, самого составляющего одну из основ конституционного строя в Российской Федерации, что следует как из всех существующих теорий местного самоуправления, так и из статей 3, 12, 16, 130 Конституции Российской Федерации.

    Ясно, что народ может непосредственно осуществлять и государственную власть путем референдума и выборов, что периодически и происходит (регулярно – выборы, в редких случаях – референдум), но также очевидно, что на уровне местного самоуправления гражданское участие может и должно быть более широким, так как именно там решается большинство вопросов жизнедеятельности населения, эти вопросы для населения абсолютно понятны, и существуют все необходимые для этого возможности. Рассмотрим как происходит взаимодействие органов местного самоуправления с населением на примере моего родного поселка Пугачёвский.

    Пугачевское сельское поселение расположено в северо-восточной части Аннинского муниципального района Воронежской области. В его состав входят: поселок Центральной усадьбы совхоза «Пугачевский», посёлок Первомайского отделения совхоза «Пугачевский», посёлок Октябрьского отделения совхоза «Пугачевский». Территория поселения граничит на юго-востоке и юге с Хлебородненским сельским поселением, на юго-западе – с Бродовским сельским поселением, на западе – с Садовским сельским поселением, на северо-западе и севере – с Рубашевским сельским поселением, на северо-востоке – с Эртильским муниципальным районом.

    Административным центром поселения является поселок Центральной усадьбы совхоза «Пугачевский», который расположен в северо-западной части землепользования сельского поселения. От районного центра поселок Центральной усадьбы совхоза «Пугачевский» расположен в 30 км по асфальтированной дороге, от областного центра города Воронеж – в 130 км. В поселке Центральной усадьбы совхоза «Пугачевский» на сегодняшний день проживает 798 человек.

    Поселок Первомайского отделения совхоза «Пугачевский» с численностью населения 60 человек расположен в южной части поселения. Поселок Первомайского отделения совхоза «Пугачевский» располагается от центральной усадьбы на расстоянии 3,5 км.

    Поселок Октябрьского отделения совхоза «Пугачевский» с численностью населения 94 человека расположен в восточной части поселения. Поселок Октябрьского отделения совхоза «Пугачевский» располагается от центральной усадьбы на расстоянии 3,5 км.

    Население и хозяйствующие субъекты.

    №№

    пп

    Наименование сельских

    населенных пунктов

    Численность

    наличных хозяйств

    Численность

    наличного насел.

    Численность

    постоянного

    населен.

    пос.Октябрьский

    пос.Первомайский

    пос.Пугачевский

    ИТОГО:

    На территории осуществляют свою деятельность три крестьянско-фермерских хозяйства и ООО «Агротех – Гарант Пугачевский». Производство основных сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах всех категорий в 2012 г. составило:

    Зерно (в весе после обработки) 9176 тонн при урожайности 40 ц/га;

    Сахарная свекла 34311 тонн при урожайности 612,1 ц/га;

    Подсолнечник 2544 тонны при урожайности 24,6 ц/га;

    Молоко 1868 тонн, надой на 1 ф. корову 5441 кг. Соответственно большинство населения поселка занято в сельском хозяйстве.

    На территории поселения функционируют социально – значимые объекты.

    МКОУ Пугачевская СОШ со структурным подразделением Детский сад «Сказка». Дом культуры. Пугачёвская сельская амбулатория , почта, магазин. Общая протяжённость улиц посёлка составляет более 8 километров. Часть населения занята в социальной сфере. Существует часть населения посёлка не занятая нигде - это пенсионеры, домохозяйки, безработные (к счастью эта часть населения невелика). За прошедший 2012 год в Пугачёвском поселении родилось –10 человек, умерло – 11человек, прибыло – 10 человек.

    Из общего количества жителей 943 человек 124 ребёнка в возрасте от 0 до 18 лет.

    Изучая проблему взаимодействия органов местного самоуправления с населением в посёлке, я пришёл к выводу, что основными препятствиями активному участию наших жителей в самоуправлении, помимо традиционно называемого неверия в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые решения являются иждивенчество, привычка населения надеяться на готовое, безразличие к общим делам, недостаток знаний, некомпетентность, индивидуализм. Тем более что уровень информированности населения о деятельности местных органов власти, по оценкам жителей, явно недостаточен. Только менее 50% опрошенных считают достаточной информацию о деятельности Главы муниципального образования и органов местного самоуправления. А эффективность системы местного самоуправления в значительной мере зависит от успешности взаимодействия местного сообщества и власти, конструктивного содержательного диалога, ориентации на совместное решение проблем местной жизни. Такое взаимодействие должно базироваться на взаимной информированности, заинтересованности и готовности обеих сторон к совместному участию в данном процессе. При этом население должно являться, не объектом управления, а равноправным активным субъектом взаимодействия.

    Исторически сложилось так, что на территории нашего посёлка очень сильно и активно взаимодействие администрации поселения, школы в лице Совета старшеклассников и базового хозяйства (на сегодняшний день это ООО «Агротех – Гарант Пугачевский»), в лице директора Лепинского А.А.. В результате этого взаимодействия решаются многие проблемы села от уборки территорий до расчистки дорог зимой. Я считаю очень важным такое взаимодействие и пример заинтересованных людей, руководителей хозяйств, для преодоления инертности и неверия основной массы населения посёлка. Совет старшеклассников нашей школы является генератором и проводником различных идей по благоустройству, проведению культурно-массовых, экологических и спортивных мероприятий, проведению социальной работы с ветеранами, инвалидами, малоимущими, молодежью села совместно с Женсоветом села и Советом ветеранов села. Такое взаимодействие приносит наиболее ощутимый социальный эффект. Связано это с тем, что жители поселения видят результаты своего непосредственного участия в управлении той территории, на которой они живут. Учащиеся нашей школы и их родители (которые всегда поддерживают своих детей в хороших начинаниях) ежегодно, уже на протяжении нескольких лет, проводят экологические акции «Родному селу чистоту и заботу», «Ты, убрал за собой мусор?!», «Цвети Земля!» участвуют в программе «Чистая улица», в конкурсе «Лучшее подворье села». При совместном финансировании с Центром занятости населения ежегодно заключаются срочные трудовые договора на уборку территории, что даёт дополнительные рабочие места для занятости учащихся школы с 14 летнего возраста (во время школьных каникул) и незадействованного на производстве населения. Школьной производственной бригадой также проводится большая работа по благоустройству стадиона и прилегающей территории, наведению порядка на кладбище (дополнительно покрашены ворота и 120 пм ограждения), на мемориале погибшим воинам, в парках п. Пугачёвский. В мае – октябре дополнительно заключаются договора на скашивание сорной растительности. В апреле прошлого года администрацией посёлка совместно с базовым хозяйством был организован еженедельный вывоз ТБО от домовладений граждан, но, однако, данная практика себя не оправдала из-за недостаточности информирования населения. В связи с этим Совет старшеклассников школы взял на себя инициативу информирования и агитации населения с помощью школьной газеты «Галактика» и школьного телевидения, а также выпуска листовок по основным проблемам. Например, большими проблемами нашего посёлка, являются время от времени возникающие несанкционированные свалки и дороги (несмотря на достаточное количество проезжей части)в парковой зоне. Над разработкой проектов по их ликвидации работают Совет старшеклассников школы, Женсовет и Совет ветеранов села.

    В течение зимы силами ООО «Агротех – Гарант Пугачевский» проводится чистка дорог от снега в населенных пунктах. Значительные мероприятия проводились по предупреждению возникновения пожароопасных ситуаций, а также ликвидации пожаров в населенных пунктах поселения и прилегающих к ним территориях: жителям вручено 200 памяток о соблюдении противопожарных требований, в пожароопасный период главой и специалистами сельского поселения, добровольными пожарными, юными пожарниками проводилось патрулирование территорий населенных пунктов и прилегающих к ним сельхозугодий, с руководителями предприятий, организаций, учреждений, главами крестьянско-фермерских хозяйств, жителями поселения велась разъяснительная работа по очистке подведомственных и прилегающих территорий от сухой травы и мусора.

    Согласно 131 ФЗ одним из полномочий сельской администрации является создание условий для занятий физической культурой и спортом. Центром этой деятельности стала наша школа, где проводятся систематические тренировки волейбольных команд. Результатом являются первые места на районных школьных соревнованиях и призовое 3 место в первенстве Воронежской области среди сельских поселений, где уступили спортсменам из Павловского и Бобровского района (с. Лосево заняло 1 место где проживают порядка 6 тыс. человек). Как уже было сказано совместно поддерживается порядок на стадионе, тренировки на стадионе в каникулярное время проводятся регулярно, как и во всех селах, количество молодёжи сокращается, появились многие соблазны от телефонов до компьютеров, но, тем не менее, от 8 до 14 лет любителей разного возраста собираются, чтобы погонять мяч, лучшие из ребят участвуют в составе сборных команд района, немаловажно, что к занятиям привлекаются и школьники, из семей социального риска. Работают секции настольного тенниса и традиционных шахмат. Активную роль в их организации принимает Совет ветеранов села. На базе сельского Дома культуры действует филиал воронежской спортивной школы по бильярду инициатором создания, которой стал Совет ветеранов села. А воспитанниками школы являются учащиеся нашей школы и весьма успешно. Лепинская Екатерина ученица 10 класса стала гордостью нашего села, и области, так как она является трёхкратной бронзовой чемпионкой мира и пятикратной чемпионкой России по бильярдному спотру. Подрастает младшее поколение бильярдистов, которые уже занимают призовые места на областном уровне – это Агабалаева Ю.ученица 9 класса, Артамонова А. ученица 5 класса. В зимнее время много любителей побегать на лыжах - с некоторых пор этот вид спорта стал экзотическим, только в некоторых школах проходят уроки по лыжной подготовке. В нашем посёлке всячески поддерживаются начинания юных лыжников, к сожалению, данный вид дорогостоящий много всевозможных приспособлений и амуниции, но и у наших спортсменов есть определённые достижения: лучшие включены в сборные команды района и участвуют и в кубке Новой Усмани, и в первенстве области, и в традиционной Лыжне России.

    Особую роль в нашем поселении играет Женсовет, который совместно с педагогическим советом школы и родительским комитетом уделяет большое внимание работе с семьями социального риска, многодетными и малообеспеченными семьями Совместно с ИДН, комиссией при администрации Аннинского района, школой, участковым уполномоченным Женсовет посещает семьи, где уделяется мало внимания воспитанию детей. Совместно с органами социальной защиты населения оказывается адресная помощь в продуктах питания, оформления документов, доставке на медицинские комиссии по линии отдела военного комиссариата, отправка на службу в Вооруженные силы РФ. Также силами женсовета, родительского комитета активными гражданами поселка создан банк вещей для малообеспеченных семей.

    В результате активной работы женсовета наши селяне дружно участвуют в сборе овощей и картофеля для нужд больницы. В Садовскую амбулаторию и Аннинскую ЦРБ отправлено 1 т овощей: картофель, огурцы, кабачки, лук, морковь, столовая свёкла..

    Особую заботу Женсовета и Совета старшеклассников школы вызывают ветераны войны и труда, а также пенсионеры нашего поселка. Ежегодно для них устраиваются «Встречи за круглым столом», где пожилые жители села могут решить насущные проблемы, обратиться с просьбой к общественным организациям, местной власти или просто пообщаться. Учащиеся нашей школы являются организаторами и участниками круглогодичной акции «Милосердие» в ходе, которой ребята оказывают посильную помощь ветеранам и пенсионерам села. Традиционными и любимыми стали для наших сельчан праздники «День Победы», «День пожилых людей», где мы молодое поколение можем выразить признательность, благодарность и уважение старшему поколению односельчан. Наши школьные артисты устраивают выездные праздники в соседние села, например, в интернате для пожилых людей с. Садовое силами театрального объединения «Вдохновение» было дано представление по сказкам Бажова «Аленький цветочек».

    Основную культурную работу в селе организуют и проводят работники дома культуры, Женсовет и коллектив учащихся и учителей нашей школы. В данной работе сложно перечислить все проводимые праздники и мероприятия. Хочу просто отметить, что культурная жизнь нашего села многопланова и разнообразна. В селе есть свой хор, театр, вокальная группа. Силами самодеятельных артистов проводятся все традиционные и календарные праздники. Взрослые и дети принимают участие в различных творческих конкурсах, где занимают призовые места (муниципальный конкурс «Красная Гвоздика» два года подряд 2- 3-е место).

    Связующим звеном в деятельности общественного самоуправления должна быть администрация сельского поселения. Органы территориального общественного самоуправления являются надежными партнерами органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Поэтому известный оптимизм вселяют ответы наших односельчан на вопрос: «Что, по Вашему мнению, может определить судьбу и будущее Вашего населенного пункта?» – это труд и усилия людей, которые здесь живут, опытность и настойчивость местных руководителей, общая экономическая ситуация в стране. При этом важно, что жители себе отводят в этом процессе существенную роль.

    Важность такого взаимодействия, обусловлена тем, что она способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа.

    Поэтому я считаю, что очень важно участие сообщества молодых людей, способных принять активное участие в процессах общественных преобразований, осознающих зону своей ответственности, профессионально и ответственно действующих при решении задач социально-экономического и культурного развития территории, на которой они живут.

    Так как в такой деятельности происходит воспитание тех, кто хотел бы управлять своим собственным развитием, развивать инициативу, делать окружающую жизнь лучше, попасть в кадровый резерв, научиться использовать, и, используя, создавать.

    Конституция Российской Федерации заложила основы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти через систему гарантий и защиты местного самоуправления. Конституция Российской Федерации закрепила участие органов местного самоуправления от имени населения в решении задач на местном уровне, обязав государственные органы оказывать им всестороннюю поддержку, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для функционирования и развития. Выполняя данную работу я убедился в том, что только взаимодействие всех уровней сельской власти и местного сообщества в лице общественных организации. Может привести к положительным результатам и создать благоприятную почву для дальнейшего сотрудничества и развития.

    П Р И Л О Ж Е Н И Е

    Случайные статьи

    Вверх