Система управления городским природопользованием. Система управления охраной окружающей среды Структура управления охраны окружающей среды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ нормативно-правовой базы системы управления состоянием окружающей среды. Исследование методов оценки загрязнения атмосферы, водных ресурсов и почв. Экономическая эффективность внедрения информационных систем управления состоянием окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2010

    Управление природопользованием и охраной окружающей среды как соблюдение экологических прав граждан страны. Принципы, виды, методы и органы государственного управления. Спиециальные, функциональные органы рационального пользования окружающей средой.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Аспекты экологически ориентированного маркетинга в мировом сообществе. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды. Разработка и внедрение безотходных и малоотходных процессов. Введение государственного экологического страхования.

    реферат , добавлен 23.05.2009

    Характеристика предприятия как источника загрязнения окружающей среды. Детальный анализ принципов формирования экологической системы управления. Сущность контроля за эффективностью работы газопылеулавливающих установок и содержанием вредных веществ.

    презентация , добавлен 24.03.2015

    Недостатки нормативно-правового обеспечения, комплексный подход к природопользованию и охране окружающей среды. Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза. Методы управления качеством окружающей среды.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Теоретические основы управления окружающей среды: география города, климат, демография, гидрография. Особенности экологической обстановки в городе Ярославль, состояние природных ресурсов. Организация государственного мониторинга окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2012

    Организация государственного управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Анализ состояния окружающей среды и природоохранной политики в Новгородской области. Направления решения проблем в сфере охраны окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2012

    Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды как главный метод управления качеством окружающей среды. Основные функции и полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2015

Управление охраной окружающей природной среды На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием Президентом правительством и специально уполномоченными органами главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти местными органами самоуправления а также...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


47. Управление охраной окружающей природной среды

На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, правительством и специально уполномоченными органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения Российской Федерации. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление охраной окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. Различают санитарно-токсический, экологический и биосферный уровни мониторинга.

Санитарно-токсический мониторинг — это наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль над содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

Экологический мониторинг — это определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий. В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с предельно допустимой. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб, вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов, сушильных установок, от газоходов и воздуховодов, отводящих загрязненный газ, от испытательных станций и так далее.

Обследование производят в период работы оборудования на рабочем режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены государственными стандартами. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами, а также Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9283. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 12.19 KB
Система управления природоохранной деятельностью различных стран развивалась под воздействием исторических политических этнокультурных и других факторов. Поэтому в различных странах используют различные инструменты управления природоохранной деятельностью.
2392. Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и методы его определения 6.86 KB
Направление связи оценивается алгебраическому знаку коэффициента корреляции. Силу связи оценивают по коэффициенту линейной корреляции r: при значении к = 01029 связь считается слабой в интервале 03 – 069 связь признают средней умеренной а при r = 070 – 099 – сильной. Коэффициент линейной корреляции бывает трёх видов – парный парцилярный и множественный. Поэтому рекомендуется чаще использовать парциальные коэффициенты корреляции.
2713. Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды 17.05 KB
Горлова Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды Понятие эколого-экономическая система в последнее время широко используется в современной научной литературе посвященной исследованию проблем взаимосвязи...
2622. Экология микроорганизмов, их экологические среды. Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы 41.12 KB
Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы.Влияние физических факторов на микроорганизмы.Влияние химических факторов на микроорганизмы. Распространение микроорганизмов в природе В природе микроорганизмы заселяют практически любую среду почва воздух вода и распространены гораздо шире чем другие живые существа.
14662. Сельскохозяйственное загрязнение природной среды как экологическая проблема 17.47 KB
Источники загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве. – марание считаются отходы и продукты которые оказывают более или менее специфическое негативное влияние на качество среды или непосредственно воздействовать на элементы ее организации. Источники загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве являются: Минеральные удобрения.
556. Управление охраной труда 4.94 KB
Управление охраной труда Управление охраной труда осуществляется в соответствии с основами законодательства по охране труда Министерством труда и социального развития Российской Федерации и его территориальными органами. Деятельность этих органов заключается в контроле условий и охране труда постановке продукции на производство предупредительном надзоре за строительством новых промышленных объектов а также выполнении законодательства по охране труда. Во всех ведомствах в обязательном порядке организуются отделы охраны труда. Система...
6984. Государственное управление и надзор за охраной труда 11.65 KB
Органы государственного надзора за охраной труда. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Обучение по вопросам охраны труда.
8870. Виды и характер загрязнения окружающей среды 399.71 KB
Антропогенное воздействие на атмосферу Виды и характер загрязнения окружающей среды: Определение загрязнения окружающей среды. Антропогенное воздействие на атмосферу Источники загрязнения Экологические последствия загрязнения атмосферы Защита атмосферы от загрязнения Загрязнение окружающей среды это поступление в среду любых веществ твердых жидких газообразных или видов энергии тепла шума радиоактивного или электромагнитного излучения в количествах оказывающих вредное влияние на человека животных и растения как...
754. Мониторинг радиационного загрязнения окружающей среды 263.85 KB
Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и изменение химической структуры что влечет за собой либо гибель клеток либо мутацию организма. Техническое задание Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и...
4177. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 16.9 KB
Международно-правовой ответственности за ущерб окружающей среде. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Министерство общего профессионального образования

Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине «Управление охраной окружающей среды»

Студентки 5курса Шифр 03-ЗДО-051

Специальность280202 Инженерная защита окружающей среды

Перепечаевой Татьяны Алексеевны

Рецензент Выскубова Елена Николаевна

Дата поступления работы___________________

1. Управление как форма охраны окружающей среды

2. Функции юридической ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды.

3. Способы и принципы возмещения экологического вреда

4. Система стандартов ISO 9000 и ISO 14000

5. Экологический менеджмент (понятия, задачи, инфраструктура)

6. Экологические службы промышленных предприятий (характеристика)

7. Экологический аудит (цели, задачи)

8. Аудит природоохранных расходов организации (книга)

9. Организационная структура экологического страхования

10. Инвестиции в эколого-экономические проекты

Список использованных источников

1. Управление как форма охраны окружающей среды

В экологическом смысле управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации. Управление природопользования подразумевает управления ни экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы.

Цель управления в сфере экологических отношений - обеспечение охраны ОС от негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также рациональное природопользование при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. В России в настоящее время существуют следующие виды управления в области охраны ОС: государственное (в том числе на уровне субъектов федерации) и производственное. Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» (ст. 10) введено также управление в области охраны ОС, осуществляемое органами местного самоуправления, на уровне муниципальных образований.

Производственное управление - экологическое управление в масштабах отдельной организации. Для того чтобы экологическая политика организации была действенной, она должна проводиться в рамках определенной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью. Наибольшая эффективность природоохранных мероприятий достигается при включении их в стратегический план организации и при решении задач повышения современной конкурентоспособности продукции.

Управление природопользования - совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и воспроизводится качество окружающей среды.

Методы управления выбираются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления.

Методы управления - совокупность приемов и способов воздействия на людей для достижения целей или решения определенных задач.

Выбор методов управления включает:

Оценку ситуации для определения основного направления воздействия;

Выбор состава методов, подходящих для достижения поставленных целей;

Обеспечение условий эффективности принятия выбранных методов.

В управлении охраной ОС организация выбора методов управления включает:

Формирование экополитики;

Конкретизация целей и задач экополитики, установления приоритетов;

Выработка стратегий природопользования;

Выбор методов управления;

Создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления;

Создание институционной инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользования.

2. Функции юридической ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды.

Наряду с позитивной ответственностью, которая представляет собой необходимость исполнить юридические обязанности, отвечать за поступки, которые человек может совершить в будущем, существует другое собственное юридическое понятие ответственности - ретроспективной ответственности за прежние поступки. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

Основаниями юридической ответственности являются:

1) норма права, запрещающая определенное деяние и предусматривающая применение санкций за его совершение. Без закона не могут быть применены меры государственного принуждения;

2) факт совершения правонарушения, т.е. виновного деяния, совершенного деликтоспособным субъектом;

3) принятие властного акта компетентным правоохранительным органом (судом, милицией, государственной инспекцией и т.д.), осуждающего правонарушителя, накладывающего на него меры наказания, а также восстанавливающего нарушенный правопорядок.

Наряду с юридической ответственностью государством применяются и другие меры принудительного воздействия. Это предусмотренные законом принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, задержание), принудительное лечение, реквизиция, закрытие границ, противоэпидемиологические мероприятия и др.

Принципы юридической ответственности:

1. Законность - ответственность должна налагаться в пределах закона соответствующим компетентным органом, с соблюдением предусмотренного законом процессуального порядка и за деяния, которые прямо предусмотрены действующим правом.

2. Гуманизм - забота и внимание к личности, установление законом возможности смягчения наказания или освобождения от него, запрет пыток, наказаний, причиняющих физические страдания, ущемляющих человеческое достоинство.

3. Индивидуализация - наказание должно применяться в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности нарушителя, обстоятельств дела, целей и мотивов деяния.

4. Справедливость - соответствие мер наказания общепризнанным нормам и принципам общечеловеческой морали, согласие общественного мнения с решением правоохранительного органа.

5. Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно оставаться вне внимания правоохранительных органов, без негативных последствий для правонарушителя. Реакция государства в различных формах (осуждение и даже освобождение от наказания) должна быть на любой противоправный поступок. Для эффективной борьбы с правонарушениями важна, в первую очередь, не суровость наказания, а его неотвратимость.

6. Своевременность - действенность, социальный эффект мер ответственности будут тем выше, чем быстрее, оперативнее будет расследовано правонарушение и принято решение по делу.

7. Состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности.

8. Презумпция невиновности. Каждое лицо, обвиняемое в совершении правонарушения, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу актом правоохранительного органа.

9. Ответственность за деяния, поступки людей, а не за их мысли, идеи, убеждения

Экологическое правонарушение - это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее реальную угрозу причинения, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Выделяются следующие признаки для экологических правонарушений:

1. противоправность (общая и специальная), т.е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

2. виновность;

3. наказуемость, т.е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

4. экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

5. субъективность как указание на статус, качества, свойства, либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

6. общественная опасность, отражаемая, прежде всего, указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия);

7. установление типов составов правонарушений (материальных, формальных).

Объектами экологических правонарушений являются охраняемые законом правовые блага (общественные отношения), в том числе ОС или отдельные ее свойства, качества; средообразующие элементы - земля, недра, воды, атмосфера, растительный и животный мир, экологическая безопасность населения и территорий; экологический правопорядок; жизнь, здоровье и имущество людей.

Объективная сторона представлена деянием, состоящим в нарушении предписаний, установленных законодательством и иными нормативными актами в областях ООС.

Субъектами экологического правонарушения являются физические, в том числе должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица.

Субъективная сторона - вина в форме умысла (прямого и косвенного), либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются мотив и цель.

Юридическая ответственность есть реакция государства на правонарушение. Поэтому и ее виды определяются в соответствии с видами правонарушений. Преступления влекут уголовную ответственность, а проступки - соответственно административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

1. Наибольшая суровость мер уголовной ответственности, резко отрицательная реакция государства на преступление, высшая степень осуждения обусловливают, что они могут назначаться только судом и в четко определенном законом процессуальном порядке. Такие меры накладываются на основании только одного нормативного акта - Уголовного кодекса. Привлечению к уголовной ответственности обычно предшествуют возбуждение уголовного дела, процесс дознания и предварительного следствия. Каждый осужденный имеет право на обжалование приговора, а также на прошение о помиловании или смягчении приговора.

2. Административная ответственностьприменяется на основе Кодекса об административных правонарушениях РФ. Дела о таких правонарушениях рассматриваются судами, органами внутренних дел, государственными инспекциями, таможенными органами и некоторыми другими. Субъектами административной ответственности могут быть как граждане, так и предприятия, организации. К лицам, привлеченным к такой ответственности, может применяться ряд обеспечительных мер: административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов.

3. Меры дисциплинарной ответственности накладываются на рабочих и служащих администрацией предприятий, учреждений, организаций. Трудовым кодексом РФ предусмотрены такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192). Законом определен порядок обжалования дисциплинарного взыскания, сроки его применения и действия, порядок снятия. Существует также особый порядок дисциплинарной ответственности по уставам и положениям о дисциплине для отдельных категорий работников (например, работников связи, транспорта, судей, прокуроров, военнослужащих и др.). Особым институтом дисциплинарной ответственности является материальная ответственность, которая накладывается за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

4. Гражданско-правовая ответственностьзаключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, возмещении имущественного вреда, в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Это взыскание убытков, морального ущерба, признание сделки недействительной, взыскание штрафа, неустойки и др. Полное возмещение вреда, включая и возможные доходы (упущенная выгода), - основной принцип такого рода ответственности. Защита нарушенных гражданских прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими в особом процессуальном порядке. Меры ответственности за нарушение обязательств могут быть определены самими сторонами в договоре, а причиненный ущерб может быть возмещен добровольно.

3. Способы и принципы возмещения экологического вреда

Дисциплинарная ответственность – является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти поступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированны как административные правонарушения или преступления.

Согласно трудового кодекса, ст 192 работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание

2. выговор

3. увольнение по соответствующим основаниям.

Дисциплинарная ответственность за экологические проступки может поступить, когда она предусматривается в нормативно правовых системах.

В трудовом кодексе, уставах, правилах внутреннего распорядка и иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, применяемых в организации. В них могут предусматриваться профессиональные экологические обязанности - чаще всего это относится к работникам очистных и иных природоохранных цехов и установок. Экологических служб предприятия, т.е. лицам, непосредственно связанным с использованием и охраной природных ресурсов.Однако к дисциплинарным проступкам можно отнести нарушение обеспечения рационального природопользования путем потребления и экономии воды, тепла, электричества, отходов производства, промышленного и бытового мусора, охраны зеленых насаждений.

Административная ответственность – административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административная ответственность, порядок ее применения и исполнения постановлений предусматриваются в КоАП РСФСР (кодекс об административных правонарушений), вступивший в силу с 1 июля 2002 г. (п. 8.1-8.40)

В КоАП и иных законах предусмотрены следующие административные взыскания:

Предупреждение;

Возмездное изъятие либо конфискации предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения (ружья, рыболовные сети, туши убитого животного и т.д.);

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (право охоты, рыбной ловли и т.д.);

Приостановление или закрытие предприятия, отрицательно влияющего на окружающую среду.

В законе об охране окружающей среды предусматриваются экологические правонарушения, например:

Невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы;

Неподчинение предписаниям органов государственного надзора и контроля;

Превышение установленных нормативов ПДУ радиационного воздействия шума, вибрации, магнитных полей;

Незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;

Производство и использование запрещенных химических веществ; Органами, которым предоставлено право налагать административные взыскания, являются органы государственного надзора и контроля в области ООС.

Гражданско-правовая ответственность . В условиях перехода к рыночным отношениям, развития, поощрения и охраны разнообразных форм собственности немаловажное значение приобретает гражданско-правовая (имущественная) ответственность. Она предусматривается в ст. 42 Конституции РФ: каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Гражданским законодательством предусматривается ряд правил выработанных еще в Древнем Риме и имеющих отношение к использованию и охране среды:

вред, причиненный личности, организации или имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом причинившим вред;

законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;

причинивший вред освобождается от его возмещения если докажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда;

вред причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом; в возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственных принципов общества;

опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;

если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд в праве обязать ответчика помимо возмещения вреда приостановить или прекратить соответствующую деятельность;

суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда;

юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками здесь признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ;

хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива;

вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны ее субъекта казны муниципального образования;

юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;

обязанность возмещения вреда возлагается в этом случае на юридическое или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности);

владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам (ст. 1064,1065,1069,1079 ГК РФ).

Уголовная ответственность . Согласно закону РФ об охране окружающей природной среды, должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т.е. общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ.

Глава 26 УК РФ «Экологические правонарушения», в ней предусмотрено 17 составов общественно опасных деяний. Условно их можно классифицировать по нескольким группам.

1. преступления общего характера - против ООС (нарушение правил ООС при производстве работ, нарушение правил безопасности с экологически опасными веществами, отходами, микробиологическими агентами, токсинами и т.д.); (ст 246-248, 262)

2. посягательства на общественные отношения в области рационального природопользования (порча земель, нарушение правил охраны и использования недр и т.д. (ст. 254, 253)

3. охрана водных отношений (загрязнение вод, морской среды и т.д.) (ст. 250, 252)

4. защита растительного мира (флоры) (незаконная порубка деревьев, кустарников, уничтожение лесов, нарушение правил для борьбы с вредителями растений, незаконная добыча водных растений) (ст. 249, 256, 260, 261)

В данных статьях прописаны меры ответственности за экологические правонарушения.

4. Система стандартов ISO 9000 и ISO 14000

ИСО 9000 (ISO 9000) – серия международных стандартов, которые приняты в качестве национальных в более, чем 140 странах мира. Стандарты ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению её качеством – Система Менеджмента Качества (СМК). СМК обеспечивает уверенность заказчиков и потребителей в качестве получаемой продукции, а также улучшает деятельность предприятия. В будущем получать крупные заказы, предлагать свою продукцию или услуги будет невозможно без наличия сертификата ISO

Область применения.

Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины.

Настоящий стандарт может использоваться:

а) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

б) организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;

в) пользователями продукции;

г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например поставщики, потребители, регламентирующие органы);

д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям #M12293 0 1200015262 3271140448 4294967276 4292200620 3306974485 247265662 4293218087 557313239 2960271974ГОСТ Р ИСО 9001#S (например аудиторы, органы по сертификации/регистрации);

е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;

ж) разработчиками соответствующих стандартов.

Основной стандарт ISO 9001:2000 полностью соответствует российскому стандарту по качеству ГОСТ Р ИСО 9001-2001, который представляет собой набор требований к модели системы менеджмента качества.

Стандарты ISO 9000 получили признание и широкое распространение во всех цивилизованных странах мира и вошли в книгу рекордов Гиннеса, как самые популярные стандарты.

Система Менеджмента Качества (СМК) обеспечивает:

Улучшение деятельности предприятия

Уверенность заказчиков, в качестве получаемой продукции

Уверенность потребителей продукции в ее качестве

Сертификат ISO 9000 является официальным документом, подтверждающим гарантии качества продукции, работ и услуг предприятия.

Сертификат ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000) это:

Надежная защита бизнеса от иностранных конкурентов в условиях вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)

Единственный документ способный подтвердить качество работ и услуг при отмене строительной лицензии

Обязательное условия участия организаций в строительных тендерах и конкурсах в г. Москве (Постановление Правительства Москвы № 935)

Обязательное условие для получения государственного и муниципального заказа.

Подтверждение респектабельности и высокого статуса Компании

Свидетельство о принадлежности Компании к цивилизованному деловому миру

Инструмент для формирования общественного мнения о прочном и надежном положении компании на рынке услуг

Возможность оформления льготных кредитов и получения своевременных инвестиций

Приоритет перед конкурентами при равных условиях

Получая сертификат ISO 9000 Компания приобретает серьезные преимущества в конкурентной борьбе и вкладывает деньги в ближайшую перспективу развития.

Стандарт ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) предполагает наличие следующих обязательных документированных процедур:

Управление документацией

Управление записями

Внутренние аудиты

Управление несоответствующей продукцией

Корректирующие действия

Предупреждающие действия

Семейство стандартов ИСО 9000, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:

Стандарты серии ISO 9000 включают в себя:

ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) - Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Представляет собой введение в СМК и словарь терминов

ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) - Системы менеджмента качества. Требования. Устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и проверок

ИСО 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) - Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Содержит методические указания по разработке и внедрению систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности компаний

ISO 19011:2000 (ИСО/ПМС 19011:2002) - Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. Содержит рекомендации по проведению проверок систем менеджмента качества и экологического менеджмента, управлению программами аудитов

ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

Сертификат соответствия стандартам серии ISO 9000 выдается на 3 года. В течение срока действия сертификата орган по сертификации ежегодно проводит инспекционный контроль с целью подтверждения соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта по качеству ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001

ИСО 14000

В связи с переходом экономики России на рыночные отношения и выходом ряда предприятий на международный рынок возникла необходимость в создании системы стандартов ИСО 14000.

Основным предметом этой системы является система экологического управления. Стандарты серии ИСО не занимают установленных нормативными правовыми актами требований, а обеспечивают создание системы определения предприятиями того, как они влияют на ОС и как выполняют требования национальной безопасности в области законодательства.

Системы управления признаны в качестве основных методов, обеспечивающих эффективное и устойчивое экономическое развитие.

Постановлением Госстандарта России от 21.10.98 № 378 были приняты и введены в действие следующие стандарты:

1. ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления ОС. Требования и руководства по применению»;

2. ГОСТ Р ИСО 14004-98 «СУОС. Общие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;

3. ГОСТ Р ИСО 1404-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту»;

4. ГОСТ Р ИСО - 14012-98 «Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

В 1999 году вводятся еще группа стандартов:

1. ГОСТ Р ИСО 14040-99 «Управление окружающей средой, оценка жизненного цикла. Принципы и структура»;

2. ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление ОС. Словарь»;

3. ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы».

В 2000 г. Постановлением Госстандарта РФ от 04-09-2000 № 212 был принят ГОСТ Р ИСО 14041-2000 «Управление ОС. Оценка жизненного цикла. Определение цели области исследования и инвентаризационный анализ».

В 2001 г. Постановлением Правительства Госстандарта России № 193 от 25.04.2001 утвержден ГОСТ Р ИСО 14031-2001 «Управление ОС. Оценивание экологической эффективности. Общие требования».

Отечественные предприятия, работающие на основе системы стандартов серии ИСО 14000 по реализации природоохранных мероприятий, обеспечивают себе базу для получения сертификата на систему управления охраны ОС.

Внедрение стандартов ИСО 14000 дает определенные преимущества в экологической сфере:

Более сознательное использование ресурсов;

Целенаправленная работа с отходами производства;

Экономия сырья и материалов;

Обеспечение высокой степени управляемости производственных процессов;

Систематический экологический контроль.

Основной стимул для внедрения системы управления ООС на предприятиях - заинтересованность в отношениях с зарубежными партнерами, получение инвестиций или кредитов.

Стандарты серии ИСО 14000 применимы к организациям (предприятиям) всех типов и размеров, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою администрацию. Предприятие или организация имеет право самостоятельно заявить о своем соответствии стандартами ИСО 14000.

От внедрения на предприятии стандартов ИСО 14000 зависит постоянный процесс улучшения:

Определения экологической политики;

Планирования;

Реализации;

Оценки изменений;

Контроль и анализ;

Корректировка экологической политики;

Новое планирование.

Самым эффективным для предприятия является разработка и внедрение двух серий стандартов: ИСО 9000 (системы управления качеством) и ИСО 14000 (системы экологического менеджмента.

5. Экологический менеджмент (понятия, задачи, инфраструктура)

Экологический менеджмент - безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего. Это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности в области природопользования и ООС, направленной на достижение в условиях рынках целей устойчивого развития общества на основе применения соответствующего экономического механизма.

Практическая реализация принципов устойчивого развития во многом определяется организацией и развитием систем производственно – экологического управления и экологического менеджмента. Различают экологизированный и экологический менеджмент.

Экологизированный менеджмент (Environmental Management) не требует существенной смены сложившейся технико-экономической системы. Это как бы консервативный экологический менеджмент или первая ступень готовности предприятия к решению проблем экологической безопасности.

Экологизированный менеджмент - это система экономического управления объектом путем приспособления уже имеющейся инфраструктуры к требованиям национальных и международных нормативов, актов, правил в сфере ресурсосбережения и рационального природопользования.

Экологический менеджмент (Ecological Management) - более совершенная система управления. Применительно к предприятию онпредусматривает формирование экологически безопасного производственно-территориального комплекса, обеспечивает оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями на протяжении всего жизненного цикла, как самого этого комплекса, так и производимой им продукции.

Предметом экологического менеджмента является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с ООС, в том числе среды обитания человека и с рациональным использованием природных ресурсов.

В условиях рынка Экологический Менеджмент означает:

Ориентацию на спрос и потребности рынка в природных ресурсах;

Постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами природных ресурсов и минимальными загрязнениями ОС;

Хозяйственную самостоятельность субъектов рынка (ответственное принятие решений).

Задачи экологического менеджмента состоят в следующем:

1. организация экологически безопасных производственных процессов;

2. обеспечение экологической совместимости всех производств;

3. предупреждение негативного антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления и утилизации выпускаемой продукции;

4. получение максимального результата при минимальном, ущербе для окружающей среды;

5. превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности;

6. обновление продукции исходя из спроса и создания «зеленого» имиджа предприятия в глазах общественности;

7. создание и внедрение малоотходных технологий

8. стимулирование природоохранных инициатив, снижающих издержки или способствующих росту доходов. .

9. внедрение стандартов ИСО 14000 для экономии сырья и материалов, управляемости производственных процессов;

10. успешное выполнение экологических требований к проектированию и оценки разрабатываемых предпроектных и проектных материалов, с учетом экологической ситуации района;

11. постпроектный анализ, позволяющий выявить методические ошибки при проектировании и экспертизе промышленных объектов.

Инфраструктура экологического менеджмента включает основные факторы , определяющие благоприятную обстановку его осуществления:

Формирование нового мировоззрения (преобладание экологических приоритетов и ценностей);

Развитие экологического образования;

Мониторинг экологических ситуаций;

Информационное и научно-методическое обеспечение ЭМ;

Правовое обеспечение;

Разработка общей стратегии общества;

Экологическое и финансовое обеспечение.

6. Экологические службы промышленных предприятий (характеристика).

Ключевым звеном в системе экологического управления и менеджмента является экологическая служба предприятия, или в случае небольших производств отдельный квалифицированный специалист (менеджер) уполномоченный решать соответствующие задачи. На практике встречаются четыре основных типа структур систем экологического управления и менеджмента, различающиеся по положению в них экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста:

1. Структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента;

2. Структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;

З. Структура, в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность);

4. Структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия.

Наименее эффективной является структура экологического управления и менеджмента первого типа. Решение производственных экологических задач в данном случае возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие. Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований действующего природоохранительного законодательства, например к заполнению необходимой отчетности.

Для структуры второго типа характерно существование подразделения или отдельного специалиста, занимающегося вопросами экологического управления и менеджмента. При этом их функции (должностные обязанности) совмещены с другими функциями (должностными обязанностями). Например, достаточно часто происходит совмещение в одном подразделении экологической службы и службы охраны труда или совмещение экологической службы эксплуатации средоохранного оборудования. Для систем экологического управления и менеджмента данного типа характерны следующие недостатки:

Недостаточное внимание экологическим аспектам деятельности предприятия;

Ограниченность времени и ресурсов для практической реализации природоохранной деятельности;

Большой объем обязанностей, ограничивающий возможности инициативной деятельности;

В третьем типе системы экологического управления и менеджмента экологическая служба (специалист в области экологического менеджмента) выделена в отдельное подразделение предприятия (должность), имеет своего руководителя, но при этом не обладает достаточным весом в иерархической структуре предприятия. Для систем экологического управления и менеджмента третьего типа можно выделить один характерный недостаток, заключающийся в том, что эффективность функционирования экологической службы (специалиста – менеджера) зависит от подчиненности и места в общей системе производственного управления и менеджмента. Вместе с тем данный тип структуры экологического управления и менеджмента. Вместе с тем данный тип структуры экологического управления и менеджмента приобретает существенные достоинства:

Возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

Детальное изучение экологической проблемы.

Наиболее эффективной и обладающей наибольшими потенциальными возможностями в использовании преимуществ экологического менеджмента является система четвертого типа, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее руководитель (специалист – менеджер) по должности в зависимости от размера предприятия равен заместителю директора или заместителю главного инженера. Для таких структур характерны следующие достоинства:

Возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

Эффективное совмещение основных производственных и экологических целей и задач на предпритий;

Осуществление разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности.

По способу организации деятельности возможно следующее деление экологических служб предприятий:

1. Экологические службы дифференцированного типа, в которых обязанности сотрудников разделены по виду воздействия на окружающую среду.

Разделение обязанностей в экологических службах такого типа сходно со структурой государственных органов экологического контроля. Подобное разделение обязанностей оправдано для больших предприятий (производственных объединений), на которых экологическая служба включает более -10 человек.

2. Этологические службы интегрированного типа. Сотрудники экологической службы такого типа в составе подразделения, отвечающего за природоохранную деятельность на предприятии, вместе выполняют работы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Такой тип структуры экологической службы предприятия достаточно распространен для средних и мелких предприятий.

3. Экологические службы смешанного типа. Сотрудники подобных экологических служб могут выполнять обязанности, связанные с различными видами воздействия на окружающую среду, а также заниматься экологическими проблемами определенной технологической операции. Экологическим службам такого типа присущи достоинства и недостатки служб выше описанных типов.

Оптимальным типом организации производственной экологической службы для мелких и средних предприятий является служба интегрированного типа с отсутствием разделения обязанностей по видам воздействия на окружающую среду.

Для крупных предприятий и производственных объединений с количеством сотрудников в экологической службе более 10 человек более эффективна служба дифференцированного типа с разделением обязанностей между сотрудниками.

При любой организации производственной экологической службы важен комплексный подход в осуществлении эффективного экологического управления и экологического менеджмента, в том числе при разработке экологической политики предприятия, определении основных целей и задач в данной области, организации деятельности, мотивации и контроле.

Экологическая служба предприятия информационно связана с такими подразделениями, как отделы главного энергетика, главного механика, подразделением, занимающимся вывозом отходов и др.

Одно из направлений экологического менеджмента относится непосредственно к труду менеджера: это управление деятельностью, обеспечивающей проведение в жизнь организационных, технических и иных мероприятий по реализации безопасных условий труда менеджеров, таких как:

Гарантия обеспечения экологической безопасности на весь период жизненного цикла менеджера;

Объективная информация о технических возможностях новейшей оргтехники и ее соответствия экологическим стандартам;

Содействие сотрудничеству в области охраны труда предпринимателей и персонала на всех уровнях управления.

7. Экологический аудит (цели, задачи)

Экологический аудит - новый вид аудиторских услуг, получивший в России развитие вследствие нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды с одной стороны, а с другой - недостатком достоверной информации в этой области.

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовке рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит преследует следующие цели:

Получение объективной оценки о природоохранной деятельности экономического субъекта, об уровне экологической безопасности предприятия;

Выявление приоритетов решения стоящих перед предприятием проблем природоохранного характера;

Подготовка обоснованных решений по стратегии и тактике предприятия в решении задач по улучшению экологических показателей предприятия;

Выявление достоверности и полноты, официально выдаваемой предприятием документации о своей деятельности;

Проверка наличия необходимых норм, нормативов, планов мероприятий;

Выявление недостатков и ошибок в учетной, отчетной, текущей эксплуатационной, финансовой документации.

Задачи экологического аудита:

Разработка основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов;

Концентрация усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, связанной с приватизацией и инвестициями;

Предотвращение развития острых локальных экологических проблем и ЧС и разработку предложений по их своевременному разрешению;

Создание необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга, экспертизы, контроля.

8. Аудит природоохранных расходов организации

К природоохранным относятся следующие виды расходов организации:

1) платежи по договорам обязательного экологического страхования;

2) расходы на молоко и лечебно-профилактическое питание работникам организации, занятым на работах с вредными условиями труда;

З) расходы на оплату услуг сторонних организаций по природоохранной деятельности;

4) расходы организации на природоохранные мероприятия;

5) расходы на содержание специального отдела по планированию и управлению природоохранной деятельностью;

б) штрафы за экологические правонарушения;

7) расходы на ликвидацию экологических аварий и катастроф.

Цель аудита - формирование и выражение мнения о соответствии совершенных предприятием операций законодательству РФ.

В задачи аудита входит контроль за правильностью:

1) документального оформления каждого вида природоохранных Расходов;

2) отражения природоохранных расходов на счетах бухгалтерского учета организации.

Основным требованием для признания расходов в учете является их документальное подтверждение. В бухгалтерском учете, согласно ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Принцип документирования затрат является одним из принципов бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ отнесения затрат, не подтвержденных документально, к расходам, учитываемым в целях налогообложения, не производится. Более того, в соответствующих статьях гл. 25 Налогового кодекса РФ рассмотрены вопросы специального налогового учета, одной из задач которого является обеспечение документирования затрат.

Таким образом, решение задачи контроля правильности и полноты документального оформления в процессе аудита охранных расходов организации представляется важным.

Невыполнение требований природоохранного законодательства может повлечь за собой наложение штрафов. Как штрафные санкции, так и ликвидация экологических аварий и катастроф в соответствии с п. 13, 15 ПБУ 10/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации.

9. Организационная структура экологического страхования

Сущность и понятийно-терминологический аппарат экологического страхования.

Страхование, как экономическая категория, представляет собой систему экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых денежных фондов и их использования для возмещения ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями.

Страхование подразделяется на три отрасли: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. Одним из видов страхования ответственности является экологическое страхование.

Под экологическим страхованием понимается страхование ответственности предприятий – источников повышенной экологической опасности за причинение убытков физическим и юридическим лицам (третьим лицам) в результате аварийного загрязнения окружающей среды. Экологическое страхование позволяет решить две важные проблемы – обеспечить частичную компенсацию убытков от аварийного загрязнения окружающей среды и создать дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий, привлекая средства коммерческих структур.

В страховании применяются следующие основные понятия и термины.

Объект страхования – ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб в результате аварийного загрязнения окружающей среды страхователем.

Страхователь – лицо, уплачивающее страховые взносы и имеющее право по закону или на основе договора страхования получить денежную сумму при наступлении страхового случая.

Страховщик – организация, занимающаяся страховой деятельностью, принимающая на себя обязательство возместить убытки, возникающие при наступлении страхового случая, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда. Для осуществления страховой деятельности все страховщики в обязательном порядке должны получить лицензию на проведение страховых операций в Департаменте страхового надзора Министерства финансов РФ.

Выгодоприобретатели (третьи лица) – физические или юридические лица, которым может быть причинен вред в результате аварийного загрязнения окружающей среды и в пользу которых заключается договор страхования.

Аварийный комиссар по экологическим рискам – эксперт, оценивающий степень экологической опасности предприятий и последствия страхового случая (величину ущерба от аварийного загрязнения окружающей среды).

Страховая сумма – денежная сумма, указанная в договоре страхования, в пределах которой возможны страховые выплаты по компенсации убытков, причиненных в результате аварийного загрязнения окружающей среды.

Страховое возмещение – сумма, выплачиваемая страховщиком в целях компенсации ущерба вследствие страховых случаев.

Страховая премия (страховой взнос) – сумма, уплачиваемая страхователем страховщику за принятое страховщиком обязательство возместить убытки, возникающие при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре страхования.

Страховой тариф – ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или процентная ставка от совокупной страховой суммы.

Страховой случай – фактически произошедшее страховое событие, в связи с негативными последствиями которого может быть выплачено страховое возмещение.

Страховой акт – документ или совокупность документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт, причину и обстоятельства страхового случая. В страховом акте устанавливается сумма фактического ущерба, причиненного в результате страхового случая.

Страховой риск – вероятное случайное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Количественными характеристиками риска являются вероятность наступления и тяжесть ущерба.

Франшиза предусмотренная условиями страхования обязанность страхователя участвовать в оплате убытков, не превышающих определенного размера.

Страховое экологическое аудирование предприятия – деятельность по осуществлению независимой оценки информации о состоянии технологического и природоохранного оборудования на предприятии, имеющая целью установление степени потенциальной экологической опасности аудируемого предприятия и величины убытка, который может быть причинен третьим лицам в результате аварийного загрязнения окружающей среды предприятием.

Функции экологического страхования .

Экологическое страхование выполняет следующие функции:

Уменьшение издержек предприятий по выплате компенсаций пострадавшим в результате аварийного загрязнения окружающей среды и предоставление правовой защиты страхователям путем участия в рассмотрении исков в судебных инстанциях;

Обеспечение гарантий пострадавшим третьим лицам в получении причитающихся им сумм возмещения за нанесенный ущерб независимо от финансового положения причинителя вреда;

Осуществление страховыми компаниями контроля за проведением предприятиями мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Контроль осуществляется на различных этапах прохождения договора страхования. При наступлении страхового случая рассматриваются причины возникновения экологической аварии, степень вины предприятия, решается вопрос о предъявлении встречного иска страхователю;

Финансирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности осуществляться и путем отчисления страховыми компаниями части собранных страховых взносов на превентивные мероприятия, и за счет прибыли страховщиков. Кроме того средства создаваемых страховых резервов могут быть использованы для кредитования природоохранных мероприятий.

10. Инвестиции в эколого-экономические проекты

В Федеральном законе дано такое определение инвестиций - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. В большом экономическом словаре дано следующее определение: инвестиции – это совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства. Существуют около 30 разновидностей инвестиций: капиталообразующие, финансовые, интеллектуальные, прямые и портфельные инвестиции и т.д.

Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Организационно-правовой порядок реализации эколого–экономических проектов.

Основными участниками реализации эколого–экономических проектов являются: инвесторы, заказчик, строители, проектировщики, местная (областная) администрация. Процесс осуществления проектно-сметной документации регламентируется целым рядом законов Российской Федерации, строительными нормами и правилами, инструкциями, постановлениями Правительства России, Постановлениями субъектов Российской Федерации, а также местных органов и рядом других документов.

Организационно - правовой порядок при инвестиционной деятельности

1. Принятие решения об осуществлении строительства

2. Проектная подготовка

3. Разрешение на строительство объекта

4. Выбор подрядчика

5. Разрешение на производство строительно-монтажных работ

6. Реализация проекта – строительство объекта

7. Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию

8. Государственная регистрация прав на вновь созданное недвижимое имущество

В первом разделе выполняются следующие работы:

Сбор информации (рынок, место размещения);

Проработка финансирования. Подготовка и утверждение обоснования инвестиций в строительство предприятия, здания или сооружения;

Получение исходной информации о территории;

Выбор земельного участка, составление акта выбора площадки;

Материалы инженерных изысканий площадки (если требуется);

Экспертиза обоснований инвестиций (для крупных проектов, инвестиций из бюджета);

Договор инвестора, заказчика с администрацией об осуществлении проекта на территории;

Решение о предварительном предоставлении земельного участка.

Второй раздел будет рассмотрен подробно в последующих вопросах.

Третий раздел предусматривает:

Подачу заказчиком заявления о выдаче разрешения на строительство;

Подготовку документов для выдачи разрешения;

Выдача (либо отказ) разрешения на строительство;

Регистрацию разрешения на строительство и утвержденной проектной документации.

Четвертый раздел включает: подготовку тендерной документации на основе утвержденной проектно-сметной документации (ТЭО), проведение торгов подряда и заключение договора подряда (контракта).

В пятом разделе предусматривается:

Выдача разрешения на производство строительно-монтажных работ;

Внесение объекта (стройки) в регистр строящихся жилых домов или производственного (социального) назначения.

В шестом разделе фиксируется ход строительства стройки: начало строительства, технический и авторский надзор, выборочные проверки на качество строительно-монтажных работ, приемка отдельных видов работ заказчиком у подрядчика (скрытые работы), представление информации о завершении отдельных видов работ инвестору для финансирования, подготовка исполнительной документации.

В седьмом разделе предусматривается:

Подрядчик предъявляет приемочной комиссии объект к приемке;

Заказчик-инвестор назначает приемочную комиссию и осуществляет приёмку законченного строительством объекта в эксплуатацию;

После оформления акта о приемке, подписанного всеми членами комиссии, заказчик регистрирует объект в органах местного самоуправления;

Заказчик и подрядчик представляют в органы государственной статистики отчет о вводе объекта, основных фондов и об использовании капитальных вложений;

Заказчик получает в органах технической инвентаризации технический паспорт объекта;

Объект считается введенным в эксплуатацию с момента регистрации акта приемки в органах местного самоуправления.

В восьмом разделе оформляются следующие документы:

Выдача учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним свидетельства о государственной регистрации прав на вновь созданное недвижимое имущество;

Включение вновь созданного объекта в реестр недвижимости;

Исключение вновь созданного объекта из соответствующего регистра строящихся объектов.

Список использованных источников

1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов – М.: Из группа «НОРМА – ИНФРА», М., 1999. – 448 с.

2.Пахомова Н.В., Рихтер К.К Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. Пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2003. – 220 с.

3. Сергеева Т.В. Экологический аудит: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 207 с.

4.Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е. Экологический менеджмент: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект: Фонд «МИР»,2003.- 320.

5.Экологический менеджмент/Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. – СПб.: Питер, 2003. – 544с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укре­пление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационно­го, правового, экономического и воспитательного воздействия.

Задачами природоохранительного законодательства являются : охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйст­венной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм :

Нормативы качества окружающей среды;

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно до­пустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам неза­висимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окру­жающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения за­прета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон «Об охране окружающей природной сре­ды» гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закреп­ляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окру­жающей природной среды: требовать представления экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объек­тов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хо­зяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части де­нежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вред­ной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного за­ключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производствен­ного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Коми­тет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими до­кументами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

Управление охраной окружающей среды (ООС) базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней : наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропоген­ными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе разли­чают три уровня : санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества ок­ружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вред­ными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами. Санитарно-токсичсский мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Росгидрометом России.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) подразделя­ет органы экологического управления на два: общей и специальной компетенции. К государственным органам первой ка­тегории относятся Президент, Федеральное Правительство, пред­ставительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, му­ниципальные органы (рис. 8.1). Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение оп­ределенных функций по экологическому управлению. Их функции зарегистри­рованы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах. Органы специальной компетенции подразделяются:

o комплексные, выполняющие все задачи или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной среды;

o отраслевые, действия, которых по управлению ограничены отдельными природными объектами;

o функциональные,- обеспечивающие управление при выпол­нении одной или нескольких родственных природоохранительных задач.

Среди комплексных органовнаибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использовании, воспроизводства, охраны природных ресурсов. Для деятельности в области охраны окружающей среды в федеральных округах и субъектах Федерации организованы территориальные органы Министерства природных ресурсов.

Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, как комплексный орган, является Министерство РФ по де лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции управления в области экологии связаны с прогнозированием и ликвидацией экологических катастроф естественного и технического происхождения.

Важная роль в системе контроля и управления состоянием окру­жающей среды принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ и его подразделению - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на который возложено выполнение эколого-санитарных функ­ций:

Координация деятельности министерств, ведомств, предпри­ятий и организаций в области санитарной охраны природы;

Разра­ботка и утверждение санитарных нормативов вредных веществ в окружающей среде и санитарных норм и правил (СНИП), обяза­тельных для всех хозяйствующих субъектов и граждан.

Эта служба имеет по всей территории страны свои подраз­деления, которые непосредственно следят за состоянием атмосфер­ного воздуха, поверхностных водных источников, почвы используя для этого сведения о кон­центрациях вредных веществ, представляющих угрозу здоровью населения. На основе этих данные выполняется анализ и прогноз каче­ства среды обитания людей.

Непосредственно к указанным министерствам примыкает фе­деральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), на которые возложены обязан­ности по организации и проведению наблюдений, по оценке и про­гнозу состояния окружающей среды и её изменений, связанных, в том числе и с процессами хозяйственной деятельности.

В число органов управления, осуществляющих комплексныефункции, следует отнести и Генеральную прокуратуру РФ, которая через свои учреждения на местах осуществляет надзор за единооб­разным и обязательным исполнением природоохранительных зако­нов органами представительной и исполнительной власти, государ­ственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями и всеми должностными лицами. Прокуратура также проверяет законность и полноту принимаемых мер по устранению выявленных нарушений и приня­тия по ним мер прокурорского реагирования в виде представления протестов и привлечения к административной и уголовной ответст­венности. Важным видом деятельности прокуратуры является защита прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан экологическими правонарушениями.

Ко второму блоку специально уполномоченных органов, т.е. к от­раслевым, относятся министерства (см.рис.8.1), дейст­вия которых в области экологического управления сосредоточены на отдельных природных объектах. Среди них - Министерство энергетики РФ, которое с помощью своих экологических подразделений и служб топливно-энергетического комплекса (ТЭК), организует создание единых для ТЭК нормативно-технических ак­тов, осуществляет контроль за выполнением природоохранительного законодательст- ва и нормативной документации, проводит ведом­ственную эколо­гическую оценку и обоснование развития ТЭК и особо крупных его объектов, сертификацию и лицензирование но­вых технологий и т.п.

Большие задачи в области рационального природопользования и охраны окружающей среды решаются Министерством сельского хо­зяйства РФ. Оно призвано обеспе­чить комплекс мер по охране почв, водоемов, лесной и иной расти­тельности от воздействия стихийных сил природы, побочных по­следствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ- минеральных удобрений, пестицидов и др., мелиоративных работ, а также по защите среды обитания от отходов живот­новодческих ферм и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Оно же организует контроль остаточных концентра­ций пестицидов, нитратов, тяжелых металлов в растительной продукции.

Федеральное агентство по атом­ной энергии обеспечивает ядерную, радиационную и пожарную безопасность в ядерном комплексе и проведение природоохранительных мероприятий, связанных с его деятельностью. Оно является разработчиком системы обращения с радиоактивными от­ходами, организатором работ по их реализации, а также выполняет функции государственного органа ядерной и радиационной безо­пасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных ве­ществ и изделий из них.

Основные задачи управления в области экологии Федерального агентства по рыболовству сводятся к регулированию использования живых ресурсов во внутренних водоемах, территориальных водах и на по­бережье РФ, а также в открытых водах мирового океана. Не менее важными являются работы по мониторингу, охране и воспроизводству запасов рыбы, водных жи­вотных и растений, работы по ведению государственного кадастра и учета рыб, других водных животных и растений.

К органам исполнительной власти, осуществляющим государственноеуправление в области охраны окружающей среды функциональногоназначения, относится Феде­ральный служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, главными задачами в работе которой являют­ся: разработка и утверждение правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности и надзор за их выполнением. Этот го­сударственный орган осуществляет также надзор за обеспечением гарантии физической защиты ядерных технологий, материалов и их нераспространения, контролирует вместе с МИД РФ выполнение международных соглашений в этой области, проводит экспертизу безопасности объектов, производств, технологий, изделий, инфор­мирует правительственные органы и население об изменениях со­стояния ядерной и радиационной безопасности на поднадзорных объектах.

В эту же группу органов входит Федеральные службы гидрометеорология и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования Этим службам поручено обеспечение и контроль безопасности при проекти­ровании и эксплуатации экологически наиболее опасных произ­водств и видов деятельности в горнодобывающей, металлургиче­ской и химической отраслях, при эксплуатации магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, а также при перевозках железнодорожным транспортом опасных грузов. Эти и другие задачи они реализует через систему своих региональных ор­ганов. С ними сотрудничают:

· Федеральная таможенная служба, осуществляющий борьбу с незаконным ввозом экологически опасных для людей и природы товаров, борьбу с контрабанд­ным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу;

· Министерство внутренних дел РФ, которое обеспечивает охрану воздушного бассейна от вредного воз­действия транспортных средств, охрану природных объектов, содействует работе государственных органов по охране ок­ружающей среды и соблюдению санитарных правил.

· Министерство юстиции РФ, регистрирую­щее нормативные документы других министерств и ведомств РФ - положения, рекомендации, инструктивно методические указания и т.п., относящиеся к экологической политике стра­ны и путям её реализации, после их соответствующего ана­лиза с точки зрения соблюдения экологического законода­тельства Российской Федерации.

Особую роль в создании нормативно-правовых актов экологиче­ской направленности играет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое ус­танавливает нормы, нормативы, правила и требования, направлен­ные на охрану окружающей среды; обеспечивает един­ство и достоверность измерений параметров выбросов, сбросов за­грязняющих веществ и иных вредных воздействий на окружающую среду, а также осуществляет государственный надзор за соблюде­нием обязательных требований Госстандарта, за правильностью учета экологических требований, предъявляемых к технологиче­ским процессам, производимой продукции, товарам и услугам.

Значительное внимание вопросам охраны окружающей среды уделяют и другие министерства и ведомства Россий­ской Федерации, внедряя эколого-правовые требования в содержа­тельную часть нормативно-правовых актов, регулирующих эконо­мическую деятельность хозяйствующих субъектов. Подобные про­цессы экологизации нормативно-правовых актов постоянно разви­ваются в Министерствах промышленности и торговли РФ, экономического развития РФ, транспорта РФ; а также в учреждениях, ведающих оборонными отраслями промышленно­сти – Федеральных службах по военно-техническому сотрудничеству и оборонному заказу и в Федеральном космическом агентстве.

Система управления в области охраны окружающей среды предусматривает увеличение общественных экологических объединений и неправительственных организаций того же профиля, в частности, в рамках Законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и другими представлены права участия в деятельности по охране окружающей среды, в экологической экспертизе. Они вправе рекомендовать своих представителей для участия в экологической экс­пертизе по вопросам размещения и проектирования промышленных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы в средствах массовой информации и т.п. Естественно, что указанная деятельность должна проводиться в рамках федерального закона «Об экологической экспертизе».

Все звенья государственной системы управления в области эко­логии создают необходимые условия и возможности для осуществ­ления деятельности по оздоровлению и улучшению окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Случайные статьи

Вверх