Иные направления деятельности прокурора в досудебном производстве. Функции прокурора в досудебных стадиях- осуществляет

Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного процесса
Прокурорский надзор осуществляется от начала до конца предварительного расследования. Следователь и орган дознания обязаны ставить прокурора в известность о начатом расследовании, а по окончании его - направлять ему дело вместе с обвинительным заключением. В случае прекращения дела прокурору направляется копия постановления.
Все решения, связанные с существенным ограничением прав граждан (о применении меры пресечения - заключения под стражу, об отстранении обвиняемого от должности, о помещении в лечебно-психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей, и др.), требуют санкции прокурора и без нее ничтожны, т. е. не имеют юридической силы.
В области надзора за исполнением законов органами и должностными лицами дознания и предварительного следствия прокурору предоставлены следующие права:
- требовать от органа дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о состоянии расследования и соблюдении закона;
- давать письменные указания о производстве любого следственного действия или относительно принятия решения из числа предусмотренных законом;
- поручать органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
- участвовать в производстве расследования, лично осуществлять отдельные следственные действия или принимать любое дело к своему производству;
- санкционировать действия и решения следователя и органа дознания в предусмотренных законом случаях;
- давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
- продлевать сроки следствия, дознания и содержания под стражей;
- отстранять следователя (лицо, производящее дознание) от дальнейшего расследования по делу в случае нарушения им закона;
- изымать дело от органа дознания и передавать его следователю, передавать дело от одного следователя другому, от одного органа предварительного следствия другому (если это необходимо для обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования);
- возбуждать уголовные дела, отказывать в их возбуждении;
- прекращать, приостанавливать производство по делам;
- отменять незаконные и необоснованные постановления органов расследования;
- возвращать уголовные дела на дополнительное расследование, утверждать обвинительные заключения и направлять дела в суд.
Полномочия прокурора реализуются им, как правило, в форме соответствующих правовых актов (письменное указание, резолюция на документе, постановление).
В устной форме прокурор может требовать представления ему для проверки уголовного дела, материалов, иных имеющихся у органа расследования сведений.
Указание прокурора, данное в письменной форме, обязательно для следователя и органа дознания. Обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливает его исполнения, за исключением перечисленных в законе случаев (ч. 2 ст. 127 УПК).
Уголовное дело может быть направлено в суд только после утверждения обвинительного заключения прокурором. Это необходимо для того чтобы не допустить направления в суд дела, по которому имеются пробелы в доказательственном материале или допущены нарушения закона, препятствующие судебному разбирательству.
На изучение дела прокурору дается срок не более пяти суток. Затем он принимает одно из следующих решении:
- утвердить своей резолюцией обвинительное заключение;
- возвратить дело для производства дополнительного дознания или следствия со своими письменными указаниями;
- прекратить дело своим постановлением;
- возвратить дело с письменными указаниями для пересостав- ления обвинительного заключения;
- составить новое обвинительное заключение, а составленное следователем (органом дознания) изъять и вернуть ему с указанием обнаруженных ошибок.
При утверждении обвинительного заключения прокурор вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, переквалифицировать преступление на менее тяжкое, внести изменения в список лиц, подлежащих вызову в суд.
При наличии оснований он может своим постановлением изменить или отменить меру пресечения в отношении обвиняемого или, если мера пресечения ранее не применялась, избрать ее.
После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет дело в суд, указывая при этом, считает ли он необходимым поддержать государственное обвинение. Одновременно он уведомляет обвиняемого, в какой суд направлено дело.

Деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию и расследованию преступлений, связанная с ограничением конституционных прав и свобод в уголовном процессе и с применением мер процессуального принуждения, существенно затрагивает законные интересы и права участников уголовного судопроизводства.

Прежде всего, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить любое лицо, производящее расследование от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия Ф.З. «О прокуратуре РФ» ст. 29.

При осуществлении надзора за соблюдением законов при производстве дознания внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений, обеспечение внимательного рассмотрения их жалоб и заявлений, принятие всех необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, обеспечение личной безопасности потерпевших и членов их семей.

Уголовно - процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

На первоначальном этапе расследования прокуроры, как правило, реализуют полномочия по даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного и иного процессуального действия, которые в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК РФ допускаются только на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

С учетом этой важности, вопросы осуществления прокурорского надзора на первоначальном этапе расследования нашли свое отражение в приказах Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

Прокурорам предписано по сообщениям об убийствах, террористических актах, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы, при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на его возбуждение, принимать меры к проведению качественного осмотра места происшедшего, неотложных следственных и оперативно-розыскных мероприятий, организационному обеспечению квалификационного расследования и раскрытия преступлений, к должному взаимодействию следователей и органов дознания. При необходимости определять подследственность уголовного дела, поручать расследование группе следователей, давать письменные указания о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

При принятии решения о создании следственной группы прокурорам следует учитывать сложность уголовного дела и объем предварительного следствия, при этом следует принимать во внимание количество расследуемых эпизодов преступной деятельности, число подозреваемых, обвиняемых, совершение преступлений на большой территории, необходимость выполнения множества следственных действий и иные подобные обстоятельства.

Кроме того, на прокуроров возложена обязанность по принятию мер к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с п. 5 ст. 165 УПК РФ. В частности, им предписано незамедлительно проверять каждый случай проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения и давать правовую оценку факторов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу либо изъятых из оборота. При выявлении факторов нарушения уголовно-процессуального закона прокурор, используя предоставленные ему законом полномочия, обязан при наличии к тому оснований, руководствуясь предписаниями ч. 3 ст. 88 УПК РФ, исключить из процесса доказывания недопустимые доказательства.

При оценке законности и обоснованности производства, следственных и иных процессуальных действий прокурорам надлежит обращать внимание на следующее:

Имеются ли предусмотренные законом основания для производства следственного, иного процессуального действия;

Выполнены ли требования закона об участии в следственном, ином процессуальном действии всех предусмотренных лиц (понятых, защитника, специалиста, переводчика, педагога, законного представителя и др.), разъяснены ли им их процессуальные права и обязанности, и созданы ли условия для их фактической реализации;

Выполнено ли следственное, иное процессуальное действие уполномоченным должностным лицом (в частности, соблюдены ли предписания ч. 4 ст. 157 УПК РФ, согласно которой после направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, а также ч. 4 ст. 163 УПК РФ, согласно которой только руководитель следственной группы уполномочен принимать решения о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявленного ему обвинения, о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также производстве следственных и иных процессуальных действий, которые допускают только на основании судебного решения);

Соблюден ли процессуальный порядок производства следственного, иного процессуального действия, выполнены ли предписания ч. 4 ст. 164 УПК РФ о недопустимости применения насилия, угроз, иных незаконных мер, а равно создания опасности для жизни и здоровья, участвующих в нем лиц;

Выполнены ли требования закона, регламентирующие порядок фиксации хода и результатов следственного, иного процессуального действия (ст. 166 УПК РФ);

Соблюдены ли предусмотренные законом сроки производства следственного, процессуального действия, в том числе сроки уведомления прокурора, суда, иных предусмотренных законом лиц об их производстве (ст. ст. 92, 96, 100, 172, 173 и др. УПК РФ);

Проведены ли по делу все первоначальные следственные и иные процессуальные действия, вытекающие из методики расследования конкретного вида преступления, а также те, неотложность производства которых вызвана сложившейся следственной ситуацией.

Как правило, уголовное дело о преступлениях, расследование которых в соответствии с законом должно производиться в форме предварительного следствия, возбуждаются следователем с согласия прокурора. Однако для ситуаций, когда следователь не имеет реальной возможности своевременно возбудить подследственное ему уголовное дело и немедленно приступить к расследованию, а обнаруженные признаки преступления свидетельствуют о необходимости безотлагательного начала предварительного расследования, закон предусмотрел возможность возбуждения уголовного дела органом дознания и производства по нему неотложных следственных действий. В соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в установленном законом порядке возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

При проверке соблюдения органами дознания указанных предписаний УПК РФ прокурору следует учитывать, что УПК РФ, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, не содержит перечня неотложных следственных действий, которые вправе производить органы дознания по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.

Прокурор строго контролирует соблюдение предписаний ч. 3 ст. 157 УПК РФ, согласно которой после производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело прокурору для определения подследственности, поскольку возможность продления данного срока закон не предусматривает. Выполнение органом дознания следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно производство предварительного следствия, за пределами указанного срока является прямым нарушением требований уголовно - процессуального закона, поэтому такое следственное действие должно быть признано незаконным, а полученные в результате его производства доказательства - недопустимыми.

Вместе с тем названное положение закона не препятствует прокурору реализовать предоставленное ему п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию уголовного дела у органа дознания и передачи его следователю до истечения указанного срока.

По уголовным делам, подследственным органам прокуратуры, наряду с надзором за законностью процессуальной деятельности следователя прокурор осуществляет также и процессуальное руководство расследованием. При этом в его полномочия входят:

Координация деятельности следователя и работников органов дознания, включая планирование расследования и проведение оперативных совещаний;

Предупреждение и устранение нарушений уголовно - процессуального закона путём отстранения следователя от дальнейшего ведения дела, изъятия дела у одного следователя прокуратуры и передача его другому, принятие дела к своему производству.

Как уже отмечалось, в предмет прокурорского надзора на начальном этапе расследования входит соблюдение прав и свобод участников уголовного судопроизводства. При этом прокурорам следует уделять пристальное внимание соблюдению требований закона, регламентирующих основания и процессуальный порядок задержания лица, в качестве подозреваемого, применения к нему иных мер процессуального принуждения, избрания меры пресечения и предъявления обвинения.

При осуществлении надзора за законностью задержания, прокурору следует проверить, соблюдены ли требования закона о порядке, поводах и основаниях возбуждения уголовного дела; порядке и сроках задержания лица, в качестве подозреваемого; порядке составления протокола задержания, его форме и содержании.

При осуществлении надзора за законностью задержания подозреваемых прокурор уполномочен проверять места содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии с приказами Генеральной прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 и от 5 июля 2002 г. № 39 проверка законности содержания подозреваемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах должна осуществляться ежедневно, в том числе и в нерабочее время. Прокурорам предписано при получении заявления задержанного о применении незаконных методов следствия немедленно проводить проверку всех доводов с принятием решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

УПК РФ, в отличии от ранее действовавшего УПК РСФСР, не предусматривает обязанность прокурора допрашивать подозреваемого, обвиняемого перед дачей согласия на обращение в суд с ходатайством о заключении подозреваемого под, обвиняемого под стражу. Однако в приказе Генерального прокурора от 5 июля 2002 г. № 39 содержится адресованное прокурорам предписание в необходимых случаях лично допрашивать лицо, подлежащее аресту, а несовершеннолетнего - в обязательном порядке, которое должно неукоснительно исполняться, чтобы избежать случаев незаконных задержаний и арестов лиц, невиновных в совершении инкриминируемых им преступлений. Представляется, что в качестве таких случаев следует рассматривать явку с повинной, а также сложные в доказывании уголовные дела о неочевидных либо групповых преступлениях.

Согласно п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Так, например, «11.04.06 г. возбуждено уголовное дело по факту незаконного приобретения и ношения холодного оружия гр-на Б. 30.04.06 гр-ну Б. было предъявлено обвинение по ст. 222 ч. 4 УК РФ, мера пресечения избрана - подписка о невыезде. 17.05.06 г. данное уголовное дело должно было быть направлено в районный суд. Органом дознания неверно были установлены фактические обстоятельства совершенного гр-ном Б. правонарушения, его действия лишь формально подпадают под состав преступления, предусмотренного ст. 222 ч. 4 УК РФ, однако при утверждении обвинительного заключения формальность подхода дознавателя к установлению фактических обстоятельств дела установить было невозможно. При рассмотрении данного дела по существу выяснилось, что гр-н Б. состоит в казачьем обществе города Новокузнецка и был приглашен Администрацией Кузнецкого района города на исторический памятник - Кузнецкую крепость для празднования. Гр-н Б. был в костюме казака и при нем была сабля. В связи с неполнотой произведенного дознания данное уголовное дело было направлено для производства дополнительного расследования.

В ходе дополнительного дознания дознаватель Кузнецкого РОВД П. сделала вывод, что, несмотря на то, что действия гр-на Б. формально и образуют состав преступления по ст. 222 ч. 4 УК РФ, однако его деяния не обладают достаточной степенью общественной опасности для решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности. 29 июля 2006 г. по вышеуказанным основаниям было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в соответствии со ст. 14 ч.2, ст. 5 п. 2 УК РФ.

Таким образом, причинами необоснованного привлечения к уголовной ответственности гр-на Б. по ст. 222 ч. 4 УК РФ явились не принятие всех предусмотренных законом мер для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и как следствие формальный подход к обстоятельствам правонарушения, совершенного гражданином Б.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре РФ». Прокурор потребовал: безотлагательно рассмотреть настоящее представление. За нарушение уголовно-процессуального закона виновных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности. Принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру в письменной форме и в установленный законом месячный срок».

В зависимости от характера выявленных нарушений, допущенных на первоначальном этапе расследовании, прокурор вправе:

Внести представление об устранении допущенных нарушений закона (ст. 24 Федерального Закона «О прокуратуре РФ»);

Отстранить дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования (п.7. ч.2. ст.37 УПК РФ);

Отменить незаконное или необоснованное постановление дознавателя, следователя (п.10 ч.2 ст. 37 УПК РФ);

Изъять уголовное дело у органа дознания и передать его следователю (п. 8 ч. 2 ст.37 УПК РФ);

Передать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи (п.8 ч.2 ст.37 УПК РФ);

Передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с установленными УПК РФ правилами подследственности (п.9 ч.2 ст.37 УПК РФ);

Изъять уголовное дело у органа предварительного расследования и передать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (п.9 ч.2 ст.37 УПК РФ);

Освободить незаконно задержанного либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом (п.2 ч.2 ст. 10 УПК РФ);

При выявлении признаков должностного преступления возбудить уголовное дело и поручить его расследование следователю прокуратуры, нижестоящему прокурору либо принять его к своему производству (ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре РФ», п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ);

Возбудить производство об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре РФ»);

Признать полученное с нарушением требований УПК РФ доказательство недопустимым (ч. 2 и 3 ст.88 УПК РФ).

О принятом решении прокурор выносит соответствующее постановление, которое в соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности.

Проанализировав полномочия прокурора на стадии дознания и предварительного следствия можно сделать следующий вывод: уголовно-процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрел, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. В УПК РСФСР 1960 г. в разделе II "Возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие" была включена гл. 18 "Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия". УПК РФ 2001 г. такой специальной главы не имеет. В разделе II "Участники уголовного судопроизводства" включена глава 6 "Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения".

В соответствии и на основании ч.1 ст. 37 УПК РФ записано, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации определено, что досудебное производство - это судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу.

Органы дознания и органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, должны защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством. И хотя уголовно - процессуальное законодательство в основном детально регламентирует досудебное производство, в практике не всегда исполняются требования этого законодательства.

С этой точки зрения, указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам.

Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам, следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследование. Следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК РФ).

К таким случаям закон относит решения и указания прокурора:

  • - о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  • - о квалификации преступления; об объёме обвинения;
  • - об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого;
  • - об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий;
  • - о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия.

Предмет надзора прокурора в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

При этом полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие устанавливаются УПК РФ и другими федеральными законами.

Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Для осуществления надзора за исполнением законов в досудебном производстве прокурор наделяется соответствующими полномочиями. Прокурор осуществляет свою деятельность строго в рамках этих полномочий. На практике деятельность прокурора должна осуществляться в определённых формах. В формах надзора реализуются те права, которыми прокурор наделен по закону.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, большинство из которых имеют властно-распорядительный характер. Например, отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ п. 10 ч. 2; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2); передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьёй 151 УПК РФ; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи и др.)

Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в досудебном производстве направлена на то, чтобы органами дознания и органами предварительного следствия были приняты все предусмотренные законом меры по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры по защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения её прав и свобод.

прокурор дело следствие

Итак, мы уже выяснили, что в досудебном производстве прокурор выполняет функцию уголовного преследования в форме надзора за соблюдением законов органами предварительного расследования. Важность его участия в уголовном процессе в этом качестве определяется рядом обстоятельств.

I. Надзор за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия и дознания является самостоятельной и важной частью конституционной функции органов прокуратуры, призванных осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Значимость этой отрасли (направления) прокурорского надзора связана с характером деятельности органов предварительного расследования, в процессе осуществления которой ежедневно и ежечасно, необходимо и оправданно происходит вторжение в частную жизнь личности, ограничение ее свободы, ущемление прав и законных интересов в интересах других лиц или для защиты общих (публичных) интересов. Действия и решения органов следствия и дознания, обусловленные задачей уголовного преследования лиц, совершивших преступления, имеют властный характер и обеспечены возможностью применения мер принуждения. Перечень данных мер в УПК РФ обширен, а ограничения прав и интересов личности довольно существенны: задержание подозреваемого (ст. 91, 92), меры пресечения, включая заключение под стражу и домашний арест (ст. 107, 108), привод (ст. 13), обязательство о явке (ст. 112) – ограничивают свободу личности; осмотр, освидетельствование, обыск, выемка в жилище, контроль и запись телефонных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, арест и выемка почтовотелеграфной корреспонденции (ст. 176, 178, 179, 182-186.1) – вторгаются в личную жизнь человека; залог, денежное взыскание, наложение ареста на имущество (ст. 106, 115–118) ограничивают право собственности, отстранение от должности (ст. 114) лишает человека права на труд и результаты своего труда и т.д. Применение всех подобных мер требует наличия достаточных оснований, строгого соблюдения процедур и гарантий прав человека. Условия допустимости всех ограничений прав личности регулируются законом, однако закон ничто без контроля за его соблюдением.

Таким образом, особенности уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве требуют контроля за ее законностью, за соблюдением принципов уголовного судопроизводства. Этой цели и служит прокурорский надзор. Обеспечивая методами и средствами прокурорского надзора исполнение и соблюдение закона, прокурор реализует свое основное конституционное назначение – защищать права, свободы, законные интересы личности как высшую ценность, обеспечиваемую всей системой государственной власти (ст. 2 Конституции РФ), составляющую смысл и содержание устанавливаемых ею законов и деятельности ее органов (ст. 18 Конституции РФ).

Нарушение уголовно-процессуального закона во всех случаях в той или иной степени затрагивает права кого-либо из участников уголовного процесса, а нарушение прав человека при производстве расследования всегда свидетельствует о нарушении духа или буквы закона. Отсюда следует, что соблюдение законности при проведении предварительного расследования – это не формальное соблюдение множества обре

менительных правовых предписаний, а прежде всего, гарантия прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе или привлекаемых для выполнения в нем определенных обязанностей. Именно поэтому Закон о прокуратуре закрепляет права и свободы человека и гражданина в качестве предмета надзора за соблюдением законов в деятельности органов, осуществляющих предварительное следствие, дознание и оперативнорозыскную деятельность (ст. 29), и предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26), как одноименной отрасли прокурорского надзора (гл. 2 Закона о прокуратуре).

II. Прокурор – основной субъект доказывания в уголовном процессе. Это объясняется тем, что именно он обеспечивает доказывание виновности обвиняемого перед судом, опираясь на доказательства, полученные в ходе предварительного расследования, осуществляя таким образом связь между предварительным расследованием и судебным разбирательством. Недостатки, допущенные в ходе предварительного расследования, создают препятствия для уголовного преследования в суде, влекут возможность исключения судом недопустимых доказательств (ст. 235 УПК РФ) и, соответственно, приводят к ослаблению доказательственной базы обвинения, что в свою очередь может стать причиной отказа прокурора от обвинения и прекращения судом уголовного дела (ст. 246, 239 УПК РФ), вынесения оправдательного приговора, исключают саму возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения без устранения препятствий его рассмотрения судом и, соответственно, возвращения уголовного дела прокурору (ст. 237 УПК РФ). Следовательно, не надлежащее проведение предварительного расследования препятствует осуществлению эффективного уголовного преследования в суде, а значит, заинтересованный в качестве предварительного расследования прокурор должен иметь достаточные рычаги влияния на него.

III. Практика дает серьезные основания утверждать, что ошибки в приговоре, выявляемые судами кассационной и надзорной инстанций, хотя и допущены в судебном разбирательстве, часто производны от следственных, поэтому прокурор, который своевременно не выявил и не устранил допущенные следователем или дознавателем ошибки, направил уголовное дело в суд и поддержал обвинение, должен нести ответственность за необоснованное уголовное преследование.

Задача прокуратуры, обусловленная государственноправовой функцией надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, – обеспечивать соблюдение законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия, соблюдение прав участвующих в них лиц, охрану их свобод и защиту законных интересов, – определяет характер и содержание полномочий, предоставленных прокурору для выполнения этой задачи.

Осуществляя надзорные полномочия, прокурор вносит свой вклад в реализацию назначения и принципов уголовного судопроизводства, способствует проведению эффективного уголовного преследования в целях привлечения лиц, совершивших преступления, к уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу в настоящее время прокурор уполномочен:

  • 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  • 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • 5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • 6) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;
  • 7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • 8) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • 9) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
  • 10) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • 11) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • 12) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 13) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 14) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • 15) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
  • 16) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • 17) знакомиться с материалами находящегося в производстве следователя, дознавателя уголовного дела;
  • 18) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ и Законом о прокуратуре. Он вправе:
    • – заключать с обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве и вносить в суд по окончании расследования представление о выполнении обвиняемым условий этого соглашения;
    • – рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина органами дознания и предварительного следствия;
    • – разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
    • – принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
    • – требовать от руководителей и других должностных лиц органов следствия и дознания представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
    • – проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    • – вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов.

Несмотря на то что УПК РФ не называет этих полномочий прокурора в качестве составной части его процессуального статуса, их наличие у прокурора, осуществляющего надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, не вызывает сомнений. Данные органы являются поднадзорными прокурору органами исполнительной власти, соблюдение которыми законов (ст. 21 Закона о прокуратуре), а также прав и свобод человека и гражданина входит в предмет прокурорского надзора (ст. 26 Закона о прокуратуре).

В ч. 5 ст. 37 УПК РФ установлено, что полномочия прокурора, предусмотренные в этой статье, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним и вышестоящими прокурорами. Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ под прокурором следует понимать Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре.

Вместе с тем согласно ст. 54 указанного закона прокурором, если в соответствующей статье закона не указано иное, являются Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции. Помощники прокурора района, города в этом списке не указаны и их статус в уголовном процессе УПК РФ не определен, но в то же время они повсеместно выполняют функции по поддержанию государственного обвинения, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайств органа расследования и жалоб на их действия, реализуют иные полномочия. В связи с этим на практике иногда возникает вопрос: насколько выполнение данных действий правомерно?

Исходя из определения, данного в п. 6 ст. 5 УПК РФ, – государственный обвинитель – это должностное лицо органа прокуратуры, поддерживающее от имени государства обвинение в суде, – следует признать, что помощник районного, городского прокурора, являющийся должностным лицом органа прокуратуры, участвует в суде в качестве государственного обвинителя на вполне законных основаниях. Однако законность осуществления им иных функций, в частности, при рассмотрении судом ходатайств следователя и дознавателя, а также жалоб на их действия, вызывает вполне обоснованные сомнения. Представляется, что помощники районного, городского прокурора не обладают этими полномочиями, и сложившаяся практика не соответствует закону. Помощники прокурора района (города), реализуя полномочия, принадлежащие прокурору, выступают от его имени, они вправе проверять исполнение закона, изучать соответствующие документы и материалы уголовных дел , но не могут от своего имени принимать властные решения в досудебном производстве: выносить постановления и давать органу расследования указания, утверждать или отменять постановления дознавателя, давать согласие или отказывать в согласии на обращение с ходатайством о применении меры пресечения или производстве следственных действий в суд. Вероятно, следует согласиться с высказываемым некоторыми авторами предложением урегулировать этот вопрос во всех статьях УПК РФ, касающихся компетенции прокурора, отразив в них, какие полномочия вправе осуществлять прокурор или его заместитель, а какие помощник, хотя было бы целесообразнее изложить общее правило о распределении полномочий между прокурором, его заместителями и помощниками в ст. 37 УПК РФ.

Кроме того, решая этот вопрос, необходимо помнить, что помощник прокурора даже по поручению прокурора может действовать только в пределах компетенции и волеизъявления самого прокурора, так как не имеет собственного процессуального статуса. Поэтому, например, если прокурор дал дознавателю согласие на обращение в суд с ходатайством о производстве следственного действия, он может поручить своему помощнику поддержать это ходатайство в судебном заседании. В то же время, если аналогичное ходатайство в суд заявлено следователем с согласия руководителя следственного органа, и прокурору предстоит определить свою позицию непосредственно в ходе рассмотрения этого ходатайства в судебном заседании, замена прокурора или его заместителя помощником прокурора невозможна. Участие в судебном заседании требует принятия самостоятельного решения по заявленному следователем ходатайству, а такое право помощнику прокурора не принадлежит.

Надзор за законностью предварительного расследования охватывает обе его формы, однако реагировать на выявленные при осуществлении надзорных полномочий нарушения закона, прав и свобод участников уголовного процесса при производстве предварительного расследования прокурор может только в пределах полномочий, предоставленных ему для этого УПК РФ. С недавнего времени эти полномочия в отношении органов следствия и органов дознания стали различны.

Произведем сравнительный анализ.

При производстве дознания прокурор вправе:

  • – разрешить отвод, заявленный дознавателю участником уголовного процесса, а значит, при наличии установленных законом оснований (ст. 61 УПК РФ) отстранить дознавателя от продолжения расследования и передать дело другому дознавателю;
  • – отстранить дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • – изъять у органа дознания любое дело и передать его следователю, если это необходимо в интересах расследования;
  • – поручить органу дознания производство расследования по любому уголовному делу небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ);
  • – отменить любое незаконное или необоснованное постановление дознавателя;
  • – утвердить постановление дознавателя о прекращении уголовного дела, если такое утверждение предусмотрено законом;
  • – давать дознавателю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене, изменении меры пресечения и производстве следственного действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • – давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования и производстве следственных действий;
  • – прекратить уголовное дело, поступившее к нему по окончании дознания с обвинительным актом, по установленным законом основаниям;
  • – при утверждении обвинительного акта своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое (п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 226 УПК РФ).

Аналогичные полномочия прокурор ранее мог осуществлять по всем без исключения уголовным делам, независимо от формы проведения предварительного расследования. Однако Закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ значительно изменил статус прокурора в предварительном расследовании, проводимом в форме предварительного следствия.

В настоящее время по уголовным делам, находящимся в производстве у следователя (в составе любого следственного органа), прокурор, выявив нарушение следователем уголовно-процессуального закона, вправе лишь:

  • – требовать от следователя устранения допущенных нарушений;
  • – рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • – передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) с соблюдением правил о подследственности, а также передавать любое уголовное дело для расследования следователю Следственного комитета РФ, прежде изъяв его у другого органа предварительного расследования;
  • – возвратить следователю уголовное дело, поступившее прокурору по окончании расследования с обвинительным заключением со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ прокурору возвращено право отменять незаконные и необоснованные постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении и приостановлении уголовного дела, которого он был лишен в 2008 г. Законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ. Однако все другие полномочия в отношении следователя, которыми прокурор обладал до 2008 г., переданы руководителю следственного органа (ст. 39 УПК РФ).

Произведя эти изменения, законодатель предпринял попытку разделить полномочия по руководству расследованием и надзору за исполнением законов органами предварительного следствия между двумя субъектами – руководителем следственного органа и прокурором.

  • Следует отметить, что по данному вопросу высказываются и другие, причем противоположенные, мнения: 1) помощник прокурора не вправе, например, проверять исполнение закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении, а должностные лица органов внутренних дел не обязаны предоставлять ему эти материалы. См.: Синельщиков Ю. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК // Законность. 2002. № 3. С. 9-10; 2) помощник прокурора обладает всеми полномочиями прокурора. См.: Устинов А. Компетенция помощника прокурора // Законность. 2002. № 6. С. 31-32. На наш взгляд, оба мнения являются не верными.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Согласно ст. 29 ФЗ "О прокуратуре РФ" предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является соблюдение

    1. и свобод человека и ;
    2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
    4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Предварительное рассле­дование существенно затрагивает права и интересы участ­ников уголовного судопроизводства , поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозре­ваемого, заключение под стражу, привод, временное отстра­нение от должности, наложение на имущество и т.д.).

Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудеб­ном производстве по уголовным делам:

  • прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дозна­ния и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние .

При осуществлении досудебного производства по уголов­ным делам необходимо соблюдать основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предус­мотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Подробнее

Например, ограничение права гражданина на тайну перепис­ки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного реше­ния (ч. 1 ст. 13 УПК РФ).

УПК РФ установлены дополни­тельные ограничения по осуществлению досудебного про­изводства в отношении отдельных категорий лиц. Так, член Совета Федерации, Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной па­латы РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на мес­те преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях

Является одним из элементов предмета прокурорско­го надзора. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 в ходе досудеб­ного производства по уголовным делам прокурор уполномо­чен проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Статья 145 УПК РФ предусматривает при­нятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах:

    • устные и письменные заявления;
    • явки с по­винной, сделанные как в устном, так и в письменном виде;
    • сообщениях о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отка­зов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на порядок приема и регистрации сообщений.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном. При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:

    • решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46);
    • каждый задержанный, заключенный под стражу, в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48);
    • обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
    • при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50);
    • никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом (ст. 51);
    • права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

    1. компетенцию лица, осуществляющего процессуаль­ные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);
    2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, выемка и т.д.);
    3. наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);
    4. наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);
    5. соблюдение правил собирания доказательств (напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства; в ходе следственного действия или непосредствен­но после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).
Законность решений, принимаемых в досудебном производстве

Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений

    1. о возбуждении уго­ловного дела,
    2. об отказе в возбуждении дела,
    3. о передаче сооб­щения по подследственности.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие (в основном, ограничивающие права и свободы человека и гражданина) :

    • о задержании подозреваемого;
    • об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
    • о привлечении в качестве обви­няемого;
    • о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев­шего, свидетеля;
    • о временном отстранении обвиняемого от должности;
    • о розыске обвиняемого;
    • о производстве выемки;
    • о производстве обыска;
    • о наложении ареста на имущество;
    • о на­значении экспертизы;
    • о приобщении к уголовному делу веще­ственных доказательств; о продлении срока следствия, содер­жания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве в общем случае решает две задачи:

    1. служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан;
    2. осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование (так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения).

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизвод­ства. К ним относятся:

    1. принятие мер, направленных на исполнение органами дознания и органами предварительного следствия требова­ний закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
    2. принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необосно­ванного обвинения, ограничении ее прав и свобод;
    3. контроль исполнения требований закона при приеме, регистра­ции и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
    4. контроль соблюдения установленного законом порядка возбуж­дения уголовных дел;
    5. контроль соблюдения предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в со­вершении преступления;
    6. контроль соответствия требованиям закона решений, прини­маемых в процессе досудебного производства по уголовным делам;
    7. контроль соблюдения условий и порядка проведения след­ственных и иных процессуальных действий, а в предусмот­ренных законом случаях - оснований для их проведения;
    8. контроль соблюдения прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроиз­водства.
Случайные статьи

Вверх