Как не забывать прочитанное. Как запоминать прочитанное с первого раза: эффективные способы и рекомендации Как не забыть прочитанное

Забыли отправить письмо, перезвонить кому-то или выполнить проект в срок? Если вы слишком часто забываете о важных вещах, возможно, вам стоит потренировать свою память. Вот что советует Нельсон Деллис, четырехкратный победитель чемпионатов США по памяти.

Деллис утверждает, что у него всегда была обычная память, и он даже не думал, что обладает потенциалом ментального атлета. Сейчас ему принадлежит рекорд по запоминанию имен - он может запомнить 201 имя за 15 минут. Деллис начал тренировать память после того, как в 2009 году умерла его бабушка, у которой была болезнь Альцгеймера.

«Всего за десять лет до своей смерти она была в трезвой памяти, - рассказал Деллис. - Я не хотел, чтобы подобное повторилось со мной, и решил найти способ как можно дольше сохранить свои умственные способности».

Нельсон Деллис. Фото: Wikimedia Commons

Чтобы понять, на что способна его память, Деллис стал участвовать в чемпионатах. Даже если вам не нужно запоминать сотни имен, обратите внимание на следующие техники, которые использует ментальный атлет, чтобы укрепить свою память.

Превратите обычные вещи в необычные

Лучший способ улучшить память - воспользоваться тем, с чем прекрасно справляется ваш мозг, а именно с запоминанием необычного. «Большинство людей хорошо помнит какое-либо яркое событие или что-то, что нанесло им психологическую травму, - пояснил Деллис. - Для этого не нужно обладать невероятной памятью. Наш мозг лучше впитывает особенную информацию. 90% вашего дня - это какие-то неинтересные события, превратите их в нечто необычное и запоминающееся».

Обманите свой мозг и сделайте так, чтобы повседневные задачи стали интересными. Ваш мозг лучше воспринимает картинки, чем абстрактные идеи. Если вы хотите не забыть взять по дороге домой пиццу, представьте, как на ней шкварчит горячий сыр и обжигает вам язык.

«Представьте эту картину в красках, чтобы она выглядела максимально реалистично, - советует Деллис.

Метод работает и с именами. Если вам, например, нужно запомнить имя Нельсон, подумайте о Нельсоне Манделе. Как только у вас в голове появится образ, его будет легче запомнить, считает Деллис.

Используйте чертоги разума

Самый проверенный метод Деллиса - это создание в голове чертогов разума, некоего абстрактного знакомого места (дома или офиса), где вы будете хранить различные нужные образы. «Если вы хотите запомнить, что вам нужно купить в магазине, свяжите нужные предметы с чертогами», - советует Деллис.

Например, если надо взять туалетную бумагу, пусть ей будет обмотана входная дверь чертогов. Придумайте историю о том, как она там оказалась. «Может быть, это проделки соседских детей? Придумайте, что угодно, - сказал Деллис. - Дальше подумайте о корове, которая брызгает молоком вам на дверь. Когда придете в магазин, зайдите в чертоги разума и вспомните эту картину. Все элитные участники чемпионатов по памяти обычно пользуются чертогами разума в той или иной форме».

Создавайте ассоциативные связи

«Итак, для запоминания вы начали использовать образы, но они хранятся у вас в памяти разрозненно. Чтобы лучше запоминать список задач, придумайте связи между пунктами и какой-то нарратив», - советует Деллис.

Например, вам нужно ответить на письмо, позвонить в IT-отдел насчет проблемы с компьютером и назначить встречу. Представьте, что человек, которому вам надо написать, состоит в преступной группировке, которая похитила десяток компьютеров, и вам нужно пойти на встречу, чтобы решить, что же с ним сделать.

«Чем более странную и вычурную историю вы придумаете, тем легче ее будет запомнить, - прокомментировал Деллис. - Лучше всего мы помним самые невероятные вещи».

Настройте себя на прием информации

Память во многом зависит от внимания. «Возможно, это прозвучит банально, но в современное время наша продолжительность внимания очень коротка, потому что на нас обрушивается очень много информации, - считает Деллис. - Заставляйте себя концентрироваться на чем-то одном».

Например, когда Деллис знакомится с новыми людьми и хочет запомнить их имена, в первую очередь он мысленно спрашивает себя несколько раз «Как зовут этого человека?» и лишь потом спрашивает имя.

«Такое незначительное дело способно творить чудеса, - утверждает он. - Вы перестаете думать о том, что нужно сказать, и обращать внимание на посторонние предметы в комнате. Ваше внимание сосредоточено только на человеке перед вами, и вы готовитесь узнать его имя».

Практикуйтесь каждый день

Различные приемы и методы помогут вам лучше запоминать информацию, но главное - это ежедневно тренировать свою память. Для этого Деллис рекомендует несколько сайтов. Например, есть платный сервис MemoCamp , где можно проверить свои навыки запоминания имен, цифр, слов и других данных. Этим сайтом Деллис пользуется для подготовки к чемпионатам. Есть и бесплатный вариант - MemRise , где запоминание слов подается в игровой форме. Если вам больше по душе приложения, то Деллис рекомендует Anki . Кроме того, сам Деллис является сооснователем сайта Art of Memory , где можно выучить различные техники запоминания и попрактиковаться в их использовании.

Устраивайте своей памяти ежедневные тренировки - откажитесь от составления списка покупок на бумаге. «Записывать - легко. Мне же нравится тот факт, что я могу размять свой мозг и потренировать память, - сказал Деллис. - Делайте выступления по памяти. Заучивайте стихи или порядок карт в колоде. Неважно, что вам интереснее - главное, что это занятие улучшит вашу память».

Инструкция

Познакомьтесь с книгой, которую вы хотите запомнить. Порой, книгу от корки до корки не имеет смысла (если это, конечно, не художественное произведение). Чтобы запомнить важные из книги, пролистайте ее, ознакомьтесь с заголовками, найдите ключевые и идеи и, если возможно, запишите несколько словосочетаний в блокнот, чтобы при необходимости освежить в уме нужную информацию. Этот метод подходит при изучении лекций или любого другого перед экзаменом. После предварительного знакомства отложите книгу минут на 30, чтобы дать информации отложиться в голове. Затем можно углубиться в чтение нужных глав.

Читайте в тихом и спокойном месте. Убедитесь, что вы можете погрузиться в чтение, по крайней мере, минут на 20-30 без перерыва. Сядьте собрано, прямо, поставьте ноги на пол, а книгу под углом 45-градусов по отношению к вам, используйте специальные поставки для книг.

Научитесь читать по несколько строк текста одновременно. Этого можно достичь, немного попрактиковавшись. Наш мозг имеет способность понимать текст при чтении как вперед, так и назад, и даже по диагонали. Читая по несколько строк, вы воспринимаете текст , а потому затем визуально легко вспомните блоки при необходимости.

Осознайте то, что вы только что узнали, сразу прочтения. Потратьте на это несколько минут и даже запишите все, что вы можете вспомнить. Процесс озвучивания или написания той информации, которую только что прочли, помогает вашему мозгу зафиксировать полученные знания. К тому же это лишний раз подтвердит тот факт, что вам удалось запомнить и сохранить его в голове.

Создайте зацепки для важных пунктов прочитанного, чтобы с легкостью запомнить их. Один из проверенных способов запомнить прочитанное быстрее - это создать ряд ассоциаций или зацепок, на которые вы сможете «повесить» свои воспоминания. Любая зацепка в дальнейшем вытащит из вашей головы блок нужных знаний. Например, вы можете создать список из десяти пунктов и ассоциировать каждый из них с определенным предметом в вашей комнате. Визуализация этих пунктов создает последовательность информации в вашей голове в отношении этих . Это творческий подход к запоминанию прочитанного, но очень действенный. Ум стремится помнить вещи в , которые более ярки в нашей памяти.

Полезный совет

Когда дело доходит до запоминания, важно найти стратегию, действующую для вас, будь то рекомендации специалистов или свой собственный метод подчеркивания карандашом. На усвоение любой техники уйдет некоторое время, которое с лихвой окупиться в дальнейшем в процессе пользования ею.

Умение быстро запоминать прочитанное важно и для детей, и для взрослых. Однако развивать это качество нужно в детстве. Именно тогда формируются все основные и вспомогательные механизмы запоминания, которые позволяют быстро выучить прочитанное. Вам надо знать некоторые основы функционирования памяти, чтобы понять, как ее улучшить. Это поможет вам существенно ускорить процесс подготовки заданий к школе вашим ребенком.

Инструкция

Добейтесь понимания информации. Простое зазубривание без понимания не срабатывает. Мышление является важной основой памяти. От того, насколько хорошо малыш все понял, структурировал, зависит успех запоминания. Если вы учите с ребенком, не поленитесь разъяснить ему смысл .

Учите то, что нравится. Очень часто дают возможность самостоятельно выбрать отрывки . Не давите на ребенка, пусть он сам выберет то, что ему . В таком случае вы сэкономите уйму времени на запоминание. Ведь интересующие нас тексты мы воспроизводим легче.

Соблюдайте порядок погружения в . В младших классах дети способны без потерь в качестве заниматься 15-20 минут. Потом это время увеличивается до 40-45 минут. Если ребенок сел учить уроки, нужно вовремя делать перерывы. В качестве отдыха от можно, например, сходить на прогулку или посмотреть короткий мультфильм.

Повторяйте прочитанное. Не стоит сразу стараться вызубрить весь текст назубок. Проговорите его с ребенком. Потом дайте ему время отдохнуть, через какое-то время снова повторите выученное.

Видео по теме

Обратите внимание

Старайтесь сдержанно реагировать на то, что ребенок не может сразу воспроизвести прочитанное. Если не получается контролировать себя, лучше поручите проверку уроков более сдержанному члену семьи. Ваше раздражение иногда может стать единственным препятствием к быстрому запоминанию малышом прочитанного материала.

Наша память, увы, несовершенна. Она способна хранить воспоминания из детства, но довольно сложно удержать в ней надолго термины и факты, необходимые для сдачи экзамена. Что уж говорить о больших отрывках текста, которые вдруг потребуется знать едва ли не дословно. Но память можно "выдрессировать", прибегая к несложным способам запоминания текста.

Вам понадобится

  • Текст для заучивания, карандаш, лист бумаги/тетрадь/блокнот, толковый словарь.

Инструкция

Прочтите текст еще раз. Но теперь представьте, что смотрите фильм или спектакль: каждая мелочь должна ясно вставать перед вашими глазами. Визуализируйте каждого персонажа, его действия, обстановку. Если в тексте встречаются незнакомые , обязательно выясните их значение перед тем, как приступить к заучиванию. Проверьте себя - прочтите текст с конца, чтобы проверить, ли вы выстроили хронологию событий и связали их между собой.

Теперь повторите текст в уме. Выясните, какие моменты вызывали у вас затруднение. Обязательно проработайте их, постарайтесь либо запомнить с помощью ассоциаций, либо просто вызубрить. Кстати, зубрить целый текст не надо - это занимает гораздо больше времени и утомляет мозг. Как правило, вызубренные тексты хранятся в памяти очень и очень недолго.

Помните, что повторение - мать . Через несколько часов еще раз пробегитесь умом , а затем каждый день сверяйте запомненное с книгой. Главное, чтобы текст в вашей памяти остался целостным, не распался на отдельные, не связанные между собой части.

Источники:

  • upgradememory.ru

Чтение является одним из самых доступных способов саморазвития и занимает по праву важное место в жизни многих людей. Современное общество движется по пути информатизации, что сопровождается постоянным увеличением объемов информации. Умение правильно читать позволяет эффективно усваивать новые знания, получать больше удовлетворения от процесса и способствует личностному росту человека.

Вам понадобится

  • - интернет;
  • - блокнот;
  • - ручка.

Инструкция

Обеспечьте комфортные условия . Сделайте процесс чтения удобным и приятным. Обстановка для хорошего чтения должна , а поза тела естественной. У Вас должно быть достаточно времени, чтобы никуда не спешить и не переживать, что Вы можете опоздать. Также Вас не должны постоянно отвлекать. Все это поможет лучше усваивать прочитанную информацию, а сам процесс принесет больше удовлетворения.

Не перенапрягайте глаза . Обеспечьте безопасное расстояние для глаз. Также в помещении, где Вы читаете, должно быть достаточно светло. Старайтесь читать при естественном освещении. Если при чтение в глазах возникают неприятные или болезненные ощущения, то Вам следует ненадолго прерваться и сделать несколько упражнений для глаз.

Вникайте в суть . Держите сознание сосредоточенным на нужном материале. Начните чтение с названия и оглавления, осознайте их. Читайте внимательно, старайтесь вникнуть в самую суть и осмысливайте прочитанное. Не ленитесь узнавать смысл слов, которые Вам не знакомы. Проводите анализ структуры текста. Обязательно составьте собственное критическое мнение о прочитанном (книге, журнале, статье и т.д.). Старайтесь связать его суть со своей практической деятельностью и взять для себя как можно больше полезного. Спросите себя, как конкретный материал может помочь Вам решить реальную задачу.

Читайте активно . В процессе чтения полезно выделять, комментировать и выписывать для себя самые существенные и значимые части текста. Заведите для этих целей блокнот и записывайте в него интересные мысли в тезисной форме. Такой подход позволит составить лучшее представление о прочитанном и при необходимости быстро вспомнить его суть в дальнейшем.

Чередуйте чтение и физические нагрузки . Физические упражнения в перерывах между чтением и другой интеллектуальной работой позволяют сбросить напряжение и лучше переработать полученную информацию. Также они увеличивают насыщение клеток мозга кислородом и предупреждают возникновение заболеваний малоподвижного образа жизни.

Видео по теме

Полезный совет

Чтение посредством электронных книг позволяет существенно сократить время на получение новых материалов и сократить затраты на их покупку.

Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети не любят читать. Телевизор и компьютер поглощают досуг ребенка, не оставляя шанса взять книгу с полки или тем более сходить в библиотеку. Однако и сами взрослые все чаще забывают о чтении, ведь необходимую информацию можно узнать в интернете, а развлечь себя - просмотром телесериала. Стоит ли вообще читать, ходить в общественные библиотеки или пополнять домашнюю - этот важный вопрос каждый решает для себя сам.

Чтение - вот лучшее учение

Давно доказано, что систематическое хорошо изданных, классических книг повышает грамотность. Ребенок, который постоянно видит перед собой правильно составленный , автоматически запоминает написание слов и принцип составления . В дальнейшем он не сделает досадных ошибок в школьном диктанте, даже не задумываясь над орфограммой.

Кроме грамотности, чтение книг различных жанров улучшает и словарный запас. Некоторые термины или выражения не встречаются в повседневной речи, но иногда бывает достаточно общего контекста повествования, чтобы понять, что . Новые слова и выражения органично вписываются в речь читающего человека, делая его интересным рассказчиком. Умение увлечь людей своей речью, правильно сформулировать мысль - все это приходит с чтением хороших и умных книг.

Для ребенка важно научится концентрироваться на одном предмете. Увлекательный сюжет книги способен заставить читателя невольно забыть обо всем на свете, кроме развития событий в вымышленном мире. Эта способность к концентрации понадобится и , и для того, чтобы усидеть за менее интересным делом.

Книга - лучший товарищ

Как правило, для развития эрудиции лучше и проще художественные книги, чем специальные энциклопедии и справочники. Простой набор не так запомнится, как обстоятельства сложного сюжетного хода, где читатель вынужден разгадывать детективную интригу или переживать за попавшего в переплет героя. Так уж устроен человеческий мозг - в первую очередь там откладывается то, что человеку интересно.

Чтение развивает фантазию и образное мышление. При просмотре кинофильма зрителю уже ничего не надо воображать - он видит картинку, слышит голос и интонацию героев. Читателю же нужно вообразить самому - и иногда , чего он в жизни никогда не видел и не мог бы представить, если бы не живое в книге. Первый бал Наташи Ростовой или корабль, поднимающий все паруса, чтобы избежать нападения пиратов - разве это можно было бы представить, если бы не художественное мастерство писателя?

Необходимо отметить, что пользу можно получить только при чтении действительно хороших, качественных книг - тех, которые прошли проверку временем и множеством переизданий, тех, которые стали классикой в своем жанре. Тогда два человека, встретившись и обменявшись названиями любимых книг, смогут понять, что у них есть общие интересы, что они выросли на одних и тех же идеях.

Видео по теме

Когда человеку хочется отвлечься от забот, «пожить» другой жизнью, или просто «убить» время, он берет книгу и начинает читать. Забыв обо всем на свете, он «отправляется» в параллельные миры, или становится героем, который спас человечество. А еще с помощью одних только книг человек может выучить иностранные языки или стать великим ученым.

Книги дают возможность отвлечься от собственных мыслей

Когда существуют какие-то неразрешенные проблемы, или хочется просто отдохнуть, и получить заряд приятных эмоций, человек берет книгу и начинает читать.

Читатель начинает все больше «погружаться» в историю, если она написана талантливо и интересно. Он как будто по-настоящему плывет в огромной , с круглыми иллюминаторами от пола до потолка, а в толще воды, пронизанной солнечными лучами, резвятся огромные кашалоты.

Читая книгу, можно «слиться» в одно целое с героем книги, который неожиданно открыл в себе паранормальные способности, и начал путешествовать по неизведанным . Читая книгу, можно усомниться, настолько ли реален мир, в котором вы живете.

Опыт и саморазвитие

Вы приобретаете опыт, читая книги. И чем больше вы похожи на героя книги, тем ярче запоминаются его ошибки и достижения. В реальной жизни вы невольно начинаете выстраивать собственное поведение так, чтобы не допустить тех промахов, которые совершил он.

Хорошая книга подобна доброму и умному собеседнику. В процессе чтения вы как будто общаетесь и советуетесь. Что персонажи книги делают? Почему? Вы начинаете думать, как сами поступили бы в описанных ситуациях. Вы развиваетесь, пытаясь понять, что можно было бы сделать. Чем больше книга вовлекает в процесс обдумывания разных ситуаций, тем более помогает вам осознать причины собственного поведения.

Книги дают знания. Известны случаи, когда люди, осужденные на много лет тюрьмы, начинали постоянно читать, и с помощью одних только книг выучивали иностранные языки, или становились выдающимся учеными.

Прощение себя

А еще хорошая книга помогает простить себя. Вы видите, что герой книги поступает неправильно. Он также порой «оступается», как и вы в жизни. Но из сюжета истории понятно, что персонаж, которому вы так сочувствуете, очень хороший человек, он искренне пытается исправить ошибки. И потому прощаете его. А прощая, «отпускаете» и собственные грехи. По крайней мере, перестаете постоянно осуждать себя за них. Становитесь добрее и человечнее, сострадательнее к другим.

Радость и счастье

Сопереживая героям книги, читатель эмоционально вовлекается в сюжет. Когда же наступает счастливая развязка, он , испытывает чувство облегчения и счастья. И получает на какое-то время психологическую разрядку и душевный покой.

В прошлом году исследователи из Университета Мельбурна обнаружили, что те, кто смотрел телевизионные шоу еженедельно, забывали их гораздо быстрее, чем те, кто смотрел одну телепрограмму в неделю. Зрители отвечали на вопросы о шоу сразу после просмотра, а потом ещё раз – через 140 дней. Те, кто смотрят телевизор часто, через четыре с лишним месяца с трудом могли вспомнить, о чём была программа. В отличие от тех, кто смотрит ТВ раз в неделю – они гораздо точнее ответили на вопросы викторины. То же самое и с чтением.

Вывод : чтобы лучше запоминать прочитанное, читайте меньше. Попробуйте тщательнее выбирать книги и сократить количество чтения за счёт соцсетей и сайтов.

2. Пересказывайте текст

Немецкий психолог Герман Эббингауз открыл «кривую забвения». Она круто падает вниз в течение первых 24 часов после того, как мы узнали что-то новое. Без специальных усилий 80% новой информации вы забудете уже завтра.

Вывод : Перескажите всё важное и интересное в первые же сутки, и знания отложатся в голове.

3. Применяйте полученные знания немедленно

«Полезное» чтение станет ещё эффективнее, если применять полученные знания немедленно. Лучше не проглатывать такие книги целиком, а читать главами и тут же внедрять в жизнь новые идеи.

Вывод : Попробуйте прямо сейчас: перескажите кому-нибудь эту статью сегодня.

4. Читайте порциями и при различных обстоятельствах

Любимое кресло и мягкий плед – фетиш большинства книголюбов. Однако если всё время читать в одной и той же обстановке, запоминать прочитанное вы будете хуже. Информация, полученная при различных обстоятельствах и в разных местах, не перемешивается в голове и лучше усваивается.

Вы удивитесь, но для лучшего запоминания важно читать не «запоем», по несколько часов подряд, а порциями по полчаса-час. Паузы помогут лучше усвоить прочитанное.

Вывод: Читайте в разной обстановке.

5. Не храните книги

Когда мы уверены, что в любой момент можем вернуться к книге, мозг считает, что ему уже необязательно запоминать прочитанное – главное, что он помнит, «где это лежит». Учёные из Мельбурнского университета называют это «эффектом внешней памяти» и связывают плохое запоминание с развитием Интернета. То есть если убрать информацию из постоянного доступа, запоминать её мы будем лучше.

Вывод : Не храните книги. Раздавайте свои и читайте чужие, взятые напрокат. Если вы ещё до начала чтения пообещаете другу дать книгу почитать (даже если с возвратом), мозг поймёт, что эта книга не всегда будет под рукой, так что самое ценное лучше запомнить сразу и надолго. Точно так же лучше запоминаются книги, которые вы взяли почитать и обязаны вернуть.

6. Делайте пометки на полях, схемы и майнд-карты

Да, в школе нас учили, что «черкать на полях» нельзя. Однако психологи уверяют, что пометки, подчёркивания, вопросы на полях очень помогают запоминать прочитанное.

Вывод : Схемы, майнд-карты и зарисовки – тоже то что надо.

7. Заранее определите цель чтения

И самый главный совет, который даёт Питер Камп, автор книги «Скорочтение»: открывая книгу, заранее определите, а зачем, собственно, вы её читаете. Что из написанного для вас по-настоящему важно и ценно? Что именно вы хотите запомнить и на какой срок?

Вывод : Отвечайте максимально конкретно. С такой подсказкой мозг будет лучше понимать, в какие отделы хранения отправлять поступающую информацию.

Новости-Азербайджан. Когда мы читаем что-то интересное, хочется удержать в памяти все детали. Но проходит время - и мы обнаруживаем, что не можем вспомнить не только детали, но даже суть.

Провалы в памяти? Склероз? Ничего подобного. Просто читать и запоминать - это два разных процесса. Чтобы удержать информацию в голове, память нужно включить. Вот 11 способов, которые помогут это сделать.

1. Ароматное чтение

Случалось вам когда-нибудь, зайдя в комнату, ощутить запах мебели и сразу что-то вспомнить? "Вау, будто я у бабушки дома" или "Помнишь тот старый отель?"

Обоняние тесно связано с памятью, потому что место, где находятся анализаторы запахов, расположено очень близко от участка мозга, контролирующего память. Ученые обнаружили, что если дети сдают экзамен в комнате с таким же запахом, при котором проходили занятия, то они справляются лучше тех, кто сдает экзамен в комнате без аромата.

Лайфхак: когда читаете, нюхайте любимые цветы, духи или эфирное масло. Когда понадобится вспомнить информацию, снова вдохните этот же аромат.

2. Связь с местом

Связь с местом тоже помогает вспомнить информацию. Это подтверждает забавное исследование: шести дайверам дали список из 40 слов. 20 слов они учили на берегу, еще 20 - под водой. Затем дайверов протестировали, один раз на берегу, другой раз под водой. Слова, которые они учили под водой, лучше вспоминались под водой, и наоборот.

Лайфхак: найдите вещь, которая напомнит вам об атмосфере спальни: подушку, светильник, плед. Мысленно перенеситесь в спальню, и память заработает.

3. Общая картина

Детали запомнить легче, если встраивать их в общую картину. Вот как ученые это выяснили. Они предложили двум группам студентов прочитать детективный роман. Участники одной группы получали его по одной странице, переходя к следующей только после прочтения предыдущей. Участников другой группы попросили сначала прочитать заключение, чтобы они знали, кто и почему совершил убийство. А потом им дали книгу полностью.

Группа, читавшая роман постранично, потратила на него на 30% больше времени, а понимание текста оказалось хуже. Группа, которая сначала получила "общую картину", поняла текст на 38% лучше. Более того, формирование общей картины позволяет запомнить информацию на более долгий срок.

Лайфхак: постарайтесь сложить общую картину. Если нужно - загляните в конец. Так можно

4. Образы

Мозг воспринимает информацию не словами, а изображениями. Одно из самых известных доказательств тому - парадокс Бейкера - бейкера. Участникам эксперимента дали фотографию человека. Одну группу попросили запомнить, что фамилия человека на фотографии - Бейкер, другую - что его профессия пекарь (по-английски - "бейкер").

Через две недели их спросили, что они могут вспомнить - фамилию или профессию. Участники, которым сказали, что человек, о котором идет речь, пекарь по профессии, смогли это легко вспомнить. А из участников, которых просили запомнить имя, только один смог его воспроизвести.

Объяснить это можно следующим: когда вы думаете о профессии пекаря, то представляете образ человека, что-то пекущего. Это просто визуализировать. Запомнить имя Бейкер не так просто - оно не создает в вашем мозге никаких образов, если только вы не знаете человека с таким же именем.

Лайфхак: читая, преобразуйте слова в образы, прокручивайте в голове собственный фильм. Через изображения информация четко и точно записывается в память.

5. Цель

Запомнить вообще всё невозможно. Поставьте перед собой конкретную цель - и вы сможете читать гораздо быстрее, запоминая именно то, что нужно.

Чтобы поставить цель, вам стоит задать себе два вопроса.

Насколько значим тот материал, который я читаю?
Что я хочу или должен запомнить (настолько конкретно, насколько это возможно) из материала, который собираюсь прочесть?

Лайфхак: начните определять цель при любом чтении, даже если это всего лишь текст на коробке хлопьев. Обычно на это уходит не более секунды, а эффект потрясающий.

6. Заметки на полях

Как мы уже говорили, чтение и запоминание - это разные виды деятельности. Чтобы включить память, нужны дополнительные действия: заметки на полях, выделение важных мыслей, подчеркивание. Так вы лучше запомните материал по ходу чтения и сможете восстановить его позже, просто пробежавшись по заметкам.

Лайфхак: делайте заметки на полях или выделяйте цветом важные мысли в электронных книгах.

7. Используйте свой багаж

Чем больше у вас предшествующих знаний по определенному предмету, тем лучше запоминается новая информация по этой теме. Новое связывается с уже известным, опирается на имеющийся фундамент.

Перед работой с новым материалом целесообразно заранее вспомнить все, что уже известно по этой теме. Таким образом мозг подготовится к новой информации и сформирует нужную установку.

8. Образ врага

Чтобы лучше сконцентрироваться на информации, попробуйте такой способ: представьте, что текст, который вы читаете, написал ваш враг. Если вы ищете ошибки и неточности текста, то заметно лучше концентрируетесь и больше запоминаете.

Тот же самый прием можно использовать, когда вы слушаете аудиокнигу и не можете на ней сосредоточиться. Начните искать противоречия, чтобы можно было возразить чтецу (не обязательно делать это на самом деле). Таким образом, вы извлекаете пользу из негативных качеств - желания возражать, критиковать, привязываться к словам.

Лайфхак: настройтесь враждебно. Вслушивайтесь в каждое слово, чтобы найти подвох.

9. Пересказ

Похожий прием - пообещать себе пересказать текст после того, как он будет прочитан. Даже если вы на самом деле не собираетесь его пересказывать, но дали себе слово, что будете, - концентрация внимания усилится. Вы начнете читать, пропуская несущественную информацию и удерживая внимание на самом важном, что достойно упоминания при пересказе.

Лайфхак: пообещайте себе пересказать текст. Еще лучше - сделайте это.

10. Чередуйте дела

Из-за заученного ранее материала происходит забывание нового. Влияние тем сильнее, чем больше сходства с предыдущей деятельностью. Если вы пять часов читали о философии Фихте, а потом без всякого отдыха перешли к Канту, то мысли Канта в вашей памяти могут спутаться - и, скорее всего, спутаются - с мыслями предыдущего философа.

Лайфхак: При переходе от одной книги или главы к другой сделайте перерыв - выпейте кофе, прогуляйтесь, помойте посуду.

11. Лучше много раз помалу, чем помногу мало раз

Лучше всего запоминается информация, полученная в начале и конце. Подумайте о какой-нибудь книге, фильме или разговоре - начало и конец всегда отчетливо выделяются в памяти. Поэтому ежедневное чтение короткими фрагментами предпочтительнее, чем длительное от корки до корки.

Закон края: лучше всего запоминаются начало и конец. Иллюстрация из книги

Лайфхак: Не пытайтесь проглотить книгу от начала до конца - так вы забудете всё, что было в середине. Читайте небольшими фрагментами.

На эту тему размышляет писатель Чарльз Чу (Charles Chu). В своей статье он объясняет, почему «забывать» это нормально, и даёт советы, как улучшить навыки чтения.

Я много пишу о чтении, и один из самых распространенных вопросов, которые я слышу – какой смысл читать, если все равно в конце концов все это забываешь?

Пол Грэм, эссеист и основатель бизнес-инкубатора «Y Combinator», задается тем же вопросом в своем эссе «Откуда ты знаешь »:

«Я читал хронику Четвертого крестового похода Виллардуэна два, а может, даже три раза. И все же если бы мне было нужно изложить на бумаге все, что я запомнил, едва ли набралось бы больше страницы. Помножьте это на несколько сотен, и сможете представить то чувство тревоги, которое охватывает меня, когда я смотрю на свои книжные полки. Что пользы от чтения всех этих книг, если так мало сохранилось в памяти?»

Может, если водить пальцем, я запомню больше...

Многим из нас знаком этот околоэкзистенциальный страх «потерять» всю мудрость, что нам удалось почерпнуть из прочитанных книг. Но бояться нет причин.

Во-первых, если вы любите читать, то память вообще не должна вас беспокоить. Если я читаю исключительно ради удовольствия, то стоит ли переживать из-за короткой памяти? Ведь можно вновь и вновь наслаждаться прекрасной книгой – так что может ли книголюб получить лучший дар, чем забывчивость?

Однако многие читают книги по иным причинам. Например, мы хотим что-то извлечь из прочитанного текста. Уже немало написано о методах запоминания прочитанного (записывайте, устанавливайте связи, конспектируйте, заучивайте... тоска...). Но Пол Грэм, как мне кажется, может сказать по этому поводу кое-что новое и любопытное. Давайте посмотрим.

Забывать вовсе не значит забывать

Пока Грэм размышлял над забытыми страницами походных хроник Виллардуэна, на него снизошло озарение. Пусть он и позабыл отдельные факты, события и даты, в памяти сохранилось нечто несравненно более важное: «Задаваясь вопросом, что я помню из хроник Виллардуэна, стоит обращаться не к конкретной информации, а к ментальным моделям крестовых походов, Венеции, средневековой культуры, осадной войны и так далее. Интеллектуальный урожай, собранный в процессе чтения вовсе не такой удручающе скудный, каким может показаться».

Полученная из текста информация это не набор имен, дат и событий, разложенных в нашей памяти, как в файлы в компьютере. Посредством формируемых ментальных моделей книги меняют само наше восприятие реальности.

Можно посмотреть на ментальные модели как на психологические линзы, которые придают цвет и форму тому, что мы видим. Отчасти наше восприятие базируется на генах и культуре (американцы и японцы обратят внимание на разные части изображения), но в немалой степени наш взгляд на мир основывается на опыте, а опыт включает прочитанные книги.

«Чтение и опыт развивают вашу модель мира. И даже если опыт или книга со временем тускнеют в памяти, оказанное ими влияние на видение реальности остается. Наш разум похож на компилируемую программу, исходный код которой утерян. Она все равно работает, пусть вы и не знаете как» [компиляция программы подразумевает перевод ее с языка программирования в более простой машинный код – прим. перев.].

Возьмем, например, Шерлока Холмса. Не считая мелких черепков, засевших в памяти (сразу приходят на ум пестрые ленты, кокаин и огромные собаки), в моей голове мало что сохранилось из рассказов об этом сыщике. Не помню, кто кого убил, что Шерлок говорил или делал (за исключением саркастичного «Элементарно, мой дорогой Ватсон!»), однако я получил от этих историй нечто большее, чем факты – умение думать.

А теперь перейдем к следующему шагу. Как использовать идею ментальных моделей, чтобы улучшить свои навыки чтения?

I. Читайте ради моделей



Нет, не таких моделей...

Не все книги равны, так же как не равны страницы отдельно взятой книги. Когда мы читаем, некоторые примечательные фразы, понятия, идеи (то, что Флобер называл «строениями ума») выступают из общего фона. Наши «психолинзы» работают как книжный фильтр, отбирая и выделяя самое существенное для читателя на данный момент. Пусть наши глаза не пропустят ни одного слова, а пальцы коснутся каждой страницы, мы, тем не менее, никогда не читаем книгу целиком, и это происходит благодаря ментальным моделям.

В процессе чтения я привык доверять этой своеобразной интуиции. Если мое внимание зацепилось за что-то, велика вероятность, что это нечто важное. В таких случаях я пишу замечания на полях. Это своего рода разговор с автором, и уже само по себе это действие создает некую связь в моем сознании, которая, в свою очередь, совершенствует существующие в моей голове модели.


Заметки, сделанные рукой Исаака Ньютона.

Разумеется, в этом нет ничего нового. Такие пометки называются маргиналиями, и читатели делают их, пожалуй, еще со времен появления первых книг.

II. Перечитывайте

«Хорошая книга становится только лучше при втором прочтении. Великая книга – при третьем. Книга, которая не стоит, чтобы ее перечитали, не заслуживает и того, чтобы её вообще читали», – Нассим Талеб.

(Кстати, с ним в – прим. «Избранного»)

Итак, совет номер два. Если наш мозг постоянно «обновляет» ментальные модели, имеет смысл предположить, что и наше видение мира непрерывно меняется, равно как меняется и восприятие любой книги при повторном прочтении.

Грэм (с применением более изощренных программистских метафор) развивает эту мысль: «Например, чтение и новый опыт обычно «компилируются» в момент восприятия на базе того состояния, в каком разум человека пребывает в данный конкретный момент. В другой момент вашей жизни та же книга компилировалась бы иначе. А это доказывает, что значимые книги стоит перечитывать несколько раз. Я всегда с опаской относился к перечитыванию. Подсознательно я приравнивал чтение к чему-то вроде работы плотника, в которой необходимость что-то переделывать возникает, если изначально все было сделано не так. А теперь в словосочетании "уже прочитано" мне чудится что-то неправильное».

Может быть, Сократ проявил глубочайшую мудрость, написав две тысячи лет назад следующее: «Человек с чувствительным пищеварением хватается за то и другое, но при избыточном разнообразии еда только раздражает, а не питает. Так что всегда читайте проверенных авторов, и если даже вы отклонитесь от них, всегда возвращайтесь назад. Каждый день принимайте немного средства от нищеты, смерти и других горестей. И если вы только что в спешке охватили сразу несколько тем, остановитесь на одной из них, чтобы в течении дня осмыслить ее и переварить».

Закончив бродить между библиотечными стеллажами, я всегда возвращаюсь к одним и тем же немногим авторам. И неважно, сколько раз я перечитывал их книги, ведь эти писатели всегда могут сказать мне что-то новое.

Во время изучения иностранного языка нужно много запоминать. Читаем мы , и тут же все вылетает из головы. Или учим новые слова, а на следующий день уже не помним, что они обозначают. В книге «Как читать, запоминать и ничего не забывать» есть хитрости и лайфхаки, которые помогут запоминать все (или почти все). В этой статье мы расскажем тебе несколько из них.

Почему мы забываем

Есть масса причин «плохой» памяти, и обилие информации - лишь одна из них. Автор книги «Как читать, запоминать и ничего не забывать» Марк Тигелаар рассказывает, почему память часто нас подводит:

– Мы читаем все больше и больше электронных документов.

Ряд исследований показывают, что мы забываем цифровую информацию быстрее, чем ту, что получили с бумажных носителей. В итоге при работе с цифровой информацией наша продуктивность падает на 30%. Во многом причина - свет монитора, который делает чтение некомфортным.

– С электронными книгами, у которых нет подсветки, дела обстоят не намного лучше.

Возможно, тебе знакома такая ситуация: ты прочитал книгу и теперь пытаешься вспомнить какой-то ее фрагмент. Ты знаешь, что нужное предложение было слева вверху, где-то в последней четверти книги, рядом с рисунком. Знания, основанные на местоположении, базируются на «внутреннем рельефе» книги. Печатная книга имеет ряд преимуществ, которые позволяют в ней ориентироваться. Например, правые и левые страницы, которые нужно переворачивать одну за другой, и ты чувствуешь, сколько прочитал. Все это помогает нашему мозгу усваивать и запоминать информацию из книги. С электронной книгой такого эффекта нет.

– Многозадачность тоже плохо влияет на память.

Отвлекаясь на другие задачи, ты делаешь десять дел одновременно, а в конце дня уже не помнишь, что собирался сделать. Два часа в день на помехи и необходимость отвлекаться - это немало. Сократив эти потери хотя бы наполовину, ты значительно повысишь личную продуктивность.

– Ежедневно мы получаем умопомрачительное количество информации, по объему сравнимое со 174 газетами.

– Многие из нас легко отвлекаются при чтении или во время урока.

Возможно, тебе знакома ситуация: на середине страницы ты внезапно вспоминаешь, что нужно позвонить коллеге, или скоро купить продукты, или отправить еще одно электронное письмо. К концу страницы ты понятия не имеешь, о чем был текст, и - начинаешь читать его снова. Время потрачено впустую.

В современном мире отказаться от электронных устройств или обилия информации - невозможно. Книга знакомит нас с методом UseClark, который помогает подстроиться под реалии и выработать систему, нацеленную на эффективное запоминание. После четырех часов тренинга скорость чтения увеличивается в 2-2,5 раза, а понимание текста - минимум на 30%. В итоге мы не только начинаем усваивать прочитанное, но и получаем удовольствие от процесса, тратя на это меньше времени и сил. А пока рассмотрим методы, которые помогут дольше держать в памяти полезную информацию.

1. Проводи параллели

Наш мозг ищет взаимосвязи и соотносит новую информацию с ранее полученными знаниями. Если это невозможно, возникнет проблема. Как правило, мы понимаем и запоминаем только то, что можно соотнести с ранее полученной информацией. Если такой информации нет - процессы понимания и запоминания будут идти гораздо сложнее.

РЕКОМЕНДУЕМ: предположим, ты хочешь лучше понимать . Возможно, ты ничего не знаешь о самом правиле, но встречал словоформу, которая образуется в этом времени. Полезно мысленно просмотреть все, что ты знаешь по теме. Может, ты помнишь что-то с уроков английского в школе? Это позволит мозгу активировать клетки, содержащие соответствующую информацию. Активные клетки помогают связывать новую информацию с твоими знаниями, что означает, что ты будешь понимать информацию быстрее и запоминать на более долгое время.

2. Смотри на общую картину

Еще один способ помочь нашему мозгу установить связи, а следовательно, лучше понимать и запоминать информацию, - смотреть на общую картину. Простой пример - собирание пазла. Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только ты увидишь общую картину, у тебя появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.

Концепция не ограничивается пазлом. Довольно сложно усваивать не связанные друг с другом части информации. Усвоение идет быстрее и эффективнее, когда нам понятна общая картина.

РЕКОМЕНДУЕМ: При изучении языка интересуйся общей картиной. Не поленись заглянуть в новые темы: «А что там будет дальше? К чему все идет?». Помогает и провести предварительный просмотр темы. Ты можешь сориентироваться, понять, что ты уже знаешь. Так создаются ожидания относительно изучаемого материала. А когда ты знаешь, чего ждать, во время чтения мозговые клетки быстрее отправляют нужные сигналы. Другими словами, ты быстрее обрабатываешь информацию. Конечно, просмотр темы занимает время, но это инвестиции, которые сразу же приносят дивиденды.

3. Фантазируй!

Новая информация должна как-то выделяться, иначе ее запомнить невозможно. Другими словами, вероятность, что мы запомним яркую или поразительную информацию, гораздо выше. В психологии это называют эффектом Ресторффа по имени ученого, который его обнаружил.

РЕКОМЕНДУЕМ: если ты хочешь запомнить слово, то не только представляй его, но и создай нелепую связь между словом в изображении и названием. Например, слово job - «работа». Можно просто визуализировать свою работу, но гораздо лучше представить, как работает Стив Джобс. Вот что имеется в виду под взаимосвязью и фантазией. Связь подобного типа уникальна, поэтому может четко сохраниться в твоей памяти.

4. Рассказывай

Мы часто думаем, что автоматически поймем и запомним информацию в любом случае. Нам кажется, что мозгу нужно всего лишь распознать получаемую информацию. Другими словами, мозгу не надо думать, ему нужно только принимать информацию, так?

Когда мы читаем пассивно, определенно что-то в нашем мозге происходит. «Что-то» - но не более того. В результате нам приходится перечитывать текст снова и снова, надеясь, что что-нибудь останется в памяти. Такая стратегия требует много времени и не очень эффективна. На самом деле ускорить и улучшить передачу информации в мозг довольно просто, активно вовлекая его в процесс. Чем активнее мозг усваивает информацию, тем быстрее он это делает.

РЕКОМЕНДУЕМ: объясняй новые правила по грамматике друзьям или родственникам. Используя свои слова, ты отходишь от изначального текста и связываешь информацию со своими знаниями и опытом. В результате ты лучше поймешь и запомнишь сложное правило.

5. Не перечитывай!

Возможно, тебе знакома ситуация: после занятий английским ты возвращаешься к своим заметкам или после прочтения правил снова перечитываешь некоторые пункты. Так ты повторяешь информацию и лучше ее запоминаешь. На самом деле - это не так.

Пассивное повторное прочтение информации или ее просмотр никак не влияют на твою память - это чистая потеря времени. Исследования показывают, что пассивное перечитывание не улучшает запоминание.

РЕКОМЕНДУЕМ: после прочтения текста или посещения урока не пересматривай заметки, а попробуй восстановить информацию из памяти. Запиши ключевые слова из полученной информации, не глядя в свои записи. Обращаясь к своей памяти, ты запоминаешь информацию более точно и полно.

Что еще…

Это только часть методов, описанных в книге. Помимо лайфхаков, как не забывать прочитанное, в книге ты найдешь советы по продуктивности, концентрации, быстрому чтению и эффективной работе мозга.

Для тех, кто хочет прочитать книгу целиком, наши друзья из издательства «МИФ» подготовили 50% скидку на электронную версию книги. Промокод KakChit будет действовать до конца января на сайте издательства . Все для тебя, друг! 🙂

Случайные статьи

Вверх