Как научиться быстро воспринимать информацию. Как научиться правильно воспринимать критику в свой адрес без обид? Мы помним общую картину лучше её частностей

Текст Психология:

Одно из обязательных условий, необходимых для достижения определенных успехов в карьере, - высокая работоспособность. Умению концентрировать внимание, запоминать большие объемы информации и быстро вникать в суть дела не только можно, но и нужно научиться.

Инструкция

Соблюдайте режим. Если вы хотите улучшить память и сделать свою интеллектуальную деятельность более эффективной, то первое, на что стоит обратить внимание, - здоровый сон. Дело в том, что именно во время сна происходит восстановление клеток мозга, а также своеобразная его «перезагрузка». Неудивительно, что у тех, кто поздно ложиться и рано встает, снижается способность концентрироваться на какой-либо информации и быстро воспринимать ее.

Не забывайте о перерывах. Вспомните школу: 45 минут урока, затем 15 минут перемены. Попробуйте воплотить этот принцип и в работе, учебе, других занятиях. Если вам тяжело сосредотачиваться на одном занятии в течение 40-50 минут, то стоит немного изменить «график». Например, делайте десятиминутный перерыв каждые полчаса. После 4-5 циклов необходимо взять часовой тайм-аут. По возможности выберитесь на свежий воздух и прогуляйтесь.

Соблюдайте «умную» диету. Полноценный рацион - немаловажный фактор, способствующий успешной интеллектуальной деятельности. Постарайтесь отказаться от фаст-фуда и постоянных перекусов в пользу правильного питания. В вашем меню обязательно должны присутствовать продукты, содержащие жирные кислоты омега-3, например, рыба, морепродукты, киви, орехи. Не забывайте о белках и углеводах: ешьте постное мясо, яйца, молочные продукты, а также цельнозерновой хлеб и крупы. А витаминами организм обеспечат сезонные ягоды, фрукты, овощи.

Тренируйте память. Например, ежедневно заучивая небольшой отрывок текста. Однако не нужно «зубрить» его, игнорируя смысл. Сначала прочитайте строки несколько раз, постарайтесь представить описываемую картину, подобрать ассоциации. Затем изложите текст вслух своими словами. Возвращайтесь к отрывку в течение дня, а вечером попробуйте воспроизвести его наизусть.

Воспринимайте информацию визуально. Ментальное «фотографирование» - отличное упражнение для тех, кто хочет улучшить работу своего мозга. На несколько секунд задержите взгляд на каком-нибудь предмете. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать объект в своем воображении. «Фотография» должна получиться максимально детальной: цвет, форма, фактура, элементы декора, даже трещины или пыль - добивайтесь максимального сходства. Стоит начинать с простейших бытовых предметов, например, расчески или чашки. Постепенно усложняйте задания, пытаясь создать ментальные портреты знакомых или даже просто прохожих на улице.

Нам часто приходится сталкиваться с критикой. Большинство людей не умеют адекватно воспринимать критику и болезненно на нее реагирует. Также далеко не все умеют правильно критиковать. Можно ли этому научиться?

Что такое критика?

Если взять в целом, то это искусство выражать свое мнение в каком-либо вопросе. Критикуя, мы хотим улучшить ситуацию. Т.е. хотим как лучше, но почему-то не получается.

Критика - многогранна и неоднозначна. Она может дать нам как возможность для развития и самосовершенствования, так и нанести вред – всевозможные обиды, комплексы, страхи...

Критикующий всегда преследует одну из целей:

    желание самоутвердиться или снять стресс за Ваш счет;

    попытка испортить Вам настроение и сделать больно;

    попытка помочь вам измениться или изменить ваше поведение;

    попытка оправдаться или защититься от чрезмерных требований

Как воспринимать критику?

Во-первых, если слова критикующего вас задели, не показывайте ему это. Сочувствия и сострадания от него вы все равно не дождетесь, а вот шанс стать постоянной мишенью для критику возрастет.

Во-вторых, учитесь видеть в критике что-то полезное для себя. Можете даже поблагодарить критикующего за то, что он обратил ваше внимание на это. Как правило, это очень обескураживают критиканта.

В-третьих, учитесь правильно задавать вопросы, чтобы понять, почему человек критикует.

В-четвертых, если критика по делу, будет уместным признать свои ошибки и искренне поблагодарить за конструктивную критику.

Как правильно критиковать?

Критиковать не так-то и просто. Потому что просто критика только ранит человека.

Если вам приходится критиковать людей, то:

    Перед началом разговора задайте себе вопрос: «Чего я хочу больше? Обидеть человека, самоутвердиться, что-то доказать себе? Или улучшить ситуацию?»

    Похвала - самым действенный способ восприятия критики другим человеком. Поэтому, прежде чем критиковать, похвалите человека. Отметьте его сильные стороны или положительные качества, а потом переходите к проблеме. Так человек поймет, что вы к нему хорошо относитесь и хотите помочь. Не забывайте, что ваша цель не унизить человека, а помочь исправить его ошибки.

    Критикуйте поступки человека, а не его самого. Обсудите, какие он допустил ошибки, и вместе поищите пути их решения.

    Будьте искренни и честно скажите другому человеку, что вам не нравится. При этом старайтесь говорить очень мягко, чтобы не задеть человека.

    Критика только тогда будет результативной, когда человек нас уважает, готов нас слушать и сотрудничать.

    Будьте готовы к выпадам в свой адрес. Это нормальная реакция защиты. Уважайте другого человека, не переходите на повышенные тона. Спокойно уходите от ситуации, когда человек не готов выслушивать критику.

Учитесь правильно критиковать и воспринимать критику. Если приходится регулярно выслушивать ее в свой адрес, учитесь распознавать конструктивную критику от деструктивной и относиться к ней проще.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Рассмотрим пример, когда преподаватель иностранного языка ставит задачу слушателям.На уроке проходят новые слова, все сначала читают их самостоятельно, затем пытаются совместно перевести без использования словарей. Затем материалы закрываются и преподаватель просит каждого ученика дать перевод одного-двух только что рассмотренных слов с русского на английский.

Процесс понятен. Давайте задумаемся о том, насколько эффективно эту задачу могут решать ученики.

Известно, что все люди делятся на три категории: визуалы, аудиалы, кинестетики. Исходя из этого можно подразделить виды восприятия информации.

От того, как человек воспринимает окружающий его мир, зависит его взаимодействие с ним. По сути, от типа восприятия мира, зависит язык, на котором нужно изъясняться с человеком.

Рассмотрим ключевые специфики каждого типа.

Аудиал
Воспринимает информацию на слух, плохо запоминает «письменность». Любит говорить, т.к. для людей этого типа это приоритетный канал связи. В дискуссия доминируют. Любят слушать аудио книги.

Визуал
Восприятие через зрение. Прочитал, запомнил. Нарисовал на доске, хорошо, обсудил на слух плохо. Обладают хорошой визуальной памятью. Аудио книги не воспринимают.

Кинестетик
Ощущение мира через касания, осязание.
Человек должен записать информацию, чтобы ее запомнить.

Теперь давайте посмотрим на какой тип человека в большей степени рассчитано упражнение преподавателя иностранного языка.

Напрашивается сразу два ответа — на визуалов и аудиалов. Визуал, потому что все слова были просмотрены зрительно. И это факт, процент запоминания у таких людей высок, составлет около 60%.
Аудиал, потому что все слова должны быть проговорены. Однако, для аудиала важно самому проговорить эти слова, чтобы их лучше запомнить. Если же на уроке просят каждого произнести по одному слову, то аудиал может не распознать произношение других коллег. Именно поэтому, это задание для аудиала будет выполнено процентов на 20-30.

Для кинестетика все понятно, он не записал слова, значит не запомнил.

Именно поэтому на лекции воспринимают хорошо информацию аудиалы.
Кинестетики смогут запомнить что-нибудь, если будут конспектировать материал, а визуалы, если лекции будет сопутствовать иллюстрации на доске.

Еще один пример из жизни. В некой компании нужно придумать слоган, руководитель пишет на всю команду письмо примерно следующего содержания: кто придумает слоган, тот получит бонус. Как вы думаете, кто начнет быстрее и больше генерировать идеи в письменном виде, и кто воздержится от написания?

В моей практике пришлось работать с разными типами людей, но явно не выделявшихся по рассматриваемым типа в этой заметке. Однако, один раз мне пришлось работать с человеком, который не воспринимал на слух вообще никакой информации. Получить обратную связь в разговоре было практически не возможно, т.к. человек не понимал, что от него хотят. Однако стоило только перейти на корпоративный джаббер и начать переписку, как все вставало на свои места.

Принимайте информацию, имейте ввиду разницу в восприятии информации разными типами людей.

Критика играет важную роль в процессе самосовершенствования. Это самый простой способ выяснить, над чем необходимо работать. Однако критика может стать причиной эмоциональных переживаний. Вcё-таки все мы люди, а кому хотелось бы выслушивать замечания в свой адрес?

«С критикой можно не соглашаться, но она необходима. Она выполняет такую же роль, как боль для тела человека. Она обращает внимание на недостатки».
[Уинстон Черчилль]

Трудно воспринимать критику объективно. Повинуясь инстинктивной реакции, мы начинаем в ответ оправдываться, и тем самым упускаем возможность получить полезные советы, лишаем себя способа ускорить наше собственное развитие.
Итак, как воспринимать критику без переживаний и чувства неловкости?

Выход есть. Эффективный способ принять критику это отделить ее от своей личности и перенести на внешний субъект. Поступая таким образом вы избегаете модели защитного поведения. Вы перестаете чувствовать себя неловко и воспринимаете критику объективно, поэтому можете извлечь пользу из полученных отзывов.

Представьте, что критика направлена не на вас лично, а, к примеру, на писателя, художника, рабочего, разработчика или на любого другого человека, у которого такое же имя, как и у вас. Когда вы воспринимаете критику объективно, ваше защитное поведение исчезает, уже только потому, что вы больше не относите это к себе. Отделив критику от своей личности, вы можете получить ценные советы даже из самых задевающих отзывов. Принимая важные для себя вещи и не обращая внимания на остальное, вы избегаете оправданий и чувства неловкости.
Этот способ подходит для защиты от воздействия разрушительной критики. Не имеет значения, сколько и какие замечания вы получаете, вы же воспринимаете их объективно и можете использовать для работы над собой и дальнейшего развития.


4 способа принимать критику объективно
Существует как минимум 4 способа для эффективного восприятия критики. В следующий раз, получая обратную связь, выполняйте следующие действия:
1. Подождите, пока остынут первые инстинктивные эмоции, и только затем действуйте.
2. Представьте, что критика направлена на иного человека, у которого совершенно случайно такое же имя и поступает он также как и вы.
3. Умейте выслушивать замечания, не начинайте оправдываться.
4. Обсуждайте разные мнения, задавайте вопросы, и вы узнаете еще более ценную информацию, и сможете принимать критику объективнее.

Повторяйте эти действия каждый раз, когда вас критикуют, пока они не станут вашей хорошей привычкой.

Есть два секрета, как эффективнее для себя использовать критику:
1. Будьте уверенны в себе, верьте в свои идеи, и тогда даже самая агрессивная критика не помешает вам достигать своих целей.
2. Четко ставьте перед собой цель. В этом случае, получая обратную связь, вы сможете использовать критичные замечания для улучшения цели, не позволяя другим указывать вам, как поступать.

Почему так трудно принимать критику?
Причина того, почему мы начинаем оправдываться в ответ на критику, кроется в нашей привязанности к своему эго. Когда кто-то дает советы и поучает, как сделать лучше – он, таким образом, косвенно указывает на вашу неспособность качественно выполнять работу. Следовательно, уязвляет ваше «Я».

Доктор Ф. Леон Зельцер объясняет трудности принятия критики в своей статье «Психология сегодня»: «Даже хорошо продуманная конструктивная критика может быть воспринята как прямое ущемление нашего «я». Когда мы неосознанно соотносим наше эго с идеями, которые подвергаются сомнениям или критике, то, несомненно, мы подвергаем себя риску нарушить свое эмоциональное равновесие».
Даже если замечание сделано с целью показать, как улучшить процесс, наша первая естественная реакция это защитить самих себя. Когда мы действуем по модели защитного поведения, то не можем воспринимать советы необходимые для самосовершенствования.

Поэтому необходимо освободить себя от своего эго – по крайней мере, для принятия критики. Отделите критику от своей личности, и вы посмотрите на себя объективно.

О моем опыте восприятия критики
Раньше я постоянно оправдывался и смущался, когда слышал критику в свой адрес. Но я смог преодолеть эти чувства, и сейчас могу отделять критику от своей личности сразу, как только услышу ее.

На самом деле, у меня были друзья и знакомые, которые комментировали, насколько хорошо я воспринимаю критику. Я не пытаюсь хвалиться, только хочу доказать, что даже самый чувствительный к критике человек может избежать защитных манер поведения и принимать ее объективно. Это помогло мне извлечь полезную информацию для саморазвития.

Для меня существовала одна непреодолимая проблема, и каждый раз я делал одну и ту же ошибку: убеждал себя, что могу это принять. Я просил людей делиться со мной своими наблюдениями и замечаниями. Но как только я начинал выслушивать критику, как сейчас же настораживался и был готов оправдываться.

Моей инстинктивной реакцией было принимать критику на свой счет. В конце концов, это естественная реакция для человека.

Однако я понимал, что необходимо что-то менять, чтобы не упускать ценную информацию для саморазвития. Я наблюдал за людьми, которые умеют воспринимать критику объективно.

Первым, что я заметил, то, что такие люди сразу начинали обсуждать критические замечания со мной. Они не убеждали в обратном, не оправдывались, а действительно были заинтересованы в моих советах, уточняли детали, задавали вопросы, чтобы понять мои мысли.

Возникало ощущение, что мы говорим не о них, а каких-то других людях.
И тогда меня осенило: они отделяли критику от своей личности и воспринимали ее объективно.

Я начал учиться переносить критику от себя на другой субъект. И здесь нет никакого секрета: нужно практиковаться каждый раз, когда слышите замечания в свой адрес.

Я просил знакомых критиковать меня, затем старался принять критику объективно. Конечно, это было тяжело, и с начала я потерпел фиаско. Но с каждым разом становилось легче. Постепенно защитное поведение стало проявляться все реже, и я стал меньше относить критику относить критику в свой адрес.

Через несколько недель я научился отделять критику от своей личности мгновенно. Инстинктивная реакция защиты исчезала, не успев зародиться. Я не воспринимал критику эмоционально. Я смог объективно принимать критику и оценивать свои способности для развития. Это как будто смотреть на другого человека со стороны, у кого такое же имя.

Следующие несколько месяцев я продолжал практиковаться, чтобы укрепить привычку переносить критику на внешний субъект. Сегодня я добился такого результата, что делаю это, не задумываясь.

Я тренировался, чтобы научиться отделять критику в течение первых нескольких секунд. Она направлена не на меня, а на актера, которого зовут Алексей Котов. И теперь я могу воспринимать критику объективно, не вовлекаясь эмоционально, используя полезные советы для своего развития. В дополнение к этому, я учился слушать собеседника.

Попытки оправдаться или переубедить в чем-либо не стоят времени и энергии, только если действительно нужно что-то сообщить собеседнику. Поэтому я прикладывал усилия для получения ценных советов и саморазвития.

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru

Случайные статьи

Вверх