Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами. Безопасность при эксплуатации баллонов со сжатыми и сжиженными газами

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № 72

ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ ПО ПОГРУЗКЕ, РАЗГРУЗКЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ (ПЕРЕВОЗКЕ) И ХРАНЕНИЮ БАЛЛОНОВ СО СЖИЖЕННЫМ, СЖАТЫМ И РАСТВОРЕННЫМ ГАЗОМ

Работники, выполняющие работы по погрузке, разгрузке, транспортированию и хранению баллонов со сжиженным, сжатым и растворенным газом при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей инструкции, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации оборудования, инструмента и транспорта, применяемых в процессе работы

Работники, выполняющие работы по погрузке, разгрузке, транспортированию и хранению баллонов со сжиженным, сжатым и растворенным газом обязан пройти обучение и проверку знаний, получить удостоверение на право производства работ.

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Перед началом работы работники обязаны:

1.1. Проверить правильность хранения баллонов на месте их складирования. При хранении на открытых площадях баллоны должны храниться под навесом или брезентом в вертикальном положении в гнездах специальных стоек, закрытые предохранительными колпаками.

1.2. Проверить правильность хранения пустых баллонов. Пустые баллоны должны храниться отдельно от наполненных газом с закрытыми вентилями и колпаками при наличии остаточного давления. На пустых баллонах должна быть сделана надпись мелом — «пустой»;

1.3. Укладывать баллоны в горизонтальном положении на деревянных прокладках между рядами высотой штабеля 1,5 метра. Вентили баллонов при такой укладке необходимо обращать в одну сторону;

1.4. При складировании баллонов проверить наличие на них клейма с датой проведенного и следующего освидетельствования;

1.5. Проверить нет ли утечки газа из баллонов путем покрытия мыльной эмульсией возможного места утечки;

1.6. Немедленно сообщить руководителю работ о баллонах, имеющих неисправные вентили, трещины, коррозию корпуса, заметное изменение формы, не соответствующие правилам надписи, с утечкой газа, при попадании на него масла, с истекшим сроком освидетельствования. Использование таких баллонов не допускается.

1.7. Проверить соответствие окраски и надписи на баллонах согласно таблице:

Газ Окраска баллонов Текст надписи Цвет надписи Цвет полосы
Кислород голубая кислород черный
Ацетилен белая ацетилен красный
Нефтегаз серая нефтегаз красный
Пропан (бутан) красная пропан (бутан) белый
Бутилен красная бутилен желтый черный
Природный газ красная природный газ белый

1.8 Проверить наличие в месте хранения баллонов средств пожаротушения: огнетушитель, ящик с песком, противопожарный инвентарь;

1 9. Проверить состояние освещенности на месте выключатели и предохранители должны быть вынесены наружу.

хранения баллонов. Электрические

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ БАЛЛОНОВ

2.1. Подготовить площадку (склад) приемки или выдачи баллонов, освободить проходы, навести порядок.

2.2. Рабочие, занятые перемещением или перевозкой баллонов, должны получить инструктаж о правилах перевозки и мерах безопасности.

2.3. Переносить баллоны на руках или плечах запрещается.

2.4. Транспортировать баллоны необходимо с навинченными на них предохранительными колпаками. Снимать баллоны с транспортных средств колпаками вниз запрещается.

2.5. Перемещать баллоны к месту работы необходимо только на рессорных ручных тележках или носилках в горизонтальном положении с прокладками (деревянными брусками с гнездами для баллонов, веревочными или резиновыми кольцами толщиной не менее 25 мм, по два кольца на баллон) для предотвращения от ударов баллонов один о другой.

2.6. При перевозке баллонов на бортовых автомобилях соблюдать следующие правила:

а) укладывать баллоны на деревянные подкладки, гнезда для баллонов в которых обиты войлоком (резиной, поролоном);

б) укладывать баллоны поперек кузова автомобиля в пределах высоты бортов;

в) при транспортировке баллонов в вертикальном положении устанавливать их в кузов только в специальный контейнер:

16. Запрещается совместная транспортировка кислородных баллонов с баллонами горючих газов (наполненных и пустых), за исключением перевозки десяти (суммарно) кислородных и ацетиленовых баллонов при условии:

а) укладки баллонов в один ряд на деревянных подкладках;

б) чистоты кузова автомашины и баллонов (отсутствие следов масла, жира, замасленных предметов);

в) получения дополнительного инструктажа рабочих, сопровождающих баллоны.

2.7. Погрузку и разгрузку баллонов ручным способом должны производить двое рабочих.

2 8. Перевозимые в кузове автомобиля баллоны защищать от солнечных лучей и осадков. 2.9. Не допускать перевозку людей на автомашине, осуществляющей перевозку баллонов.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, перенести баллоны на безопасное расстояние, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара, ислЪльзуя огнетушители, песок, асбестовые покрытия.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

4.1. Заполнить журналы учета перемещения баллонов;

4.2. Убрать газовые баллоны в предназначенное для хранения место;

4.3. Привести в порядок помещение (площадку) хранения баллонов.

4. 4. Обо всех нарушениях требований безопасности, имевших место во время работы, сообщить бригадиру или руководителю.

Организация безопасной эксплуатации газового хозяйства на территории лечебного учреждения и в подразделениях регламентируется «Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12.529-03, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9).

Баллоны со сжиженным газом представляют собой стальные цилиндрические сосуды с полукруглым днищем и горловиной для ввертывания запорных вентилей.
Надзор за сосудами осуществляет заведующий лабораторией или другое лицо, прошедшее производственное обучение в УПК, инструктаж по безопасному обслуживанию сосудов со сжиженным газом.

На верхней части баллона, предназначенного для хранения и перевозки сжиженного газа, должны быть отчетливо нанесены следующие данные:

Товарный знак завода-изготовителя;

Номер баллона;

Фактическая масса порожнего баллона (кг);

Дата (месяц, год) изготовления и следующего освидетельствования;

Рабочее давление;

Пробное гидравлическое давление;

Емкость баллона (л);

Клеймо ОТК завода;

Номер стандарта для баллонов свыше 55 л.

К выполнению работ при эксплуатации баллонов со сжатыми газами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительное медицинское освидетельствование, а также прошедшие обучение и аттестацию и имеющие соответствующее свидетельство.

Лицо, осуществляющее надзор за сосудами, работающими под давлением, и лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие баллонов, должны назначаться приказом по учреждению из числа инженерно-технических работников, прошедших проверку знаний в установленном порядке.

При допуске к эксплуатации сосудов, работающих под давлением, проводится инструктаж по технике безопасности при приеме на работу, затем повторная проверка знаний производится:

Для ответственных лиц - не реже 1 раза в 3 года;

Для обслуживающего персонала - не реже 1 раза в 12 месяцев.

Персонал должен быть обеспечен спецодеждой, средствами защиты в соответствии с установленными нормами.

Персонал обязан владеть приемами оказания первой помощи пострадавшим.

Требования безопасности при хранении и транспортировке баллонов:

Наполненные баллоны с насаженными на них башмаками должны храниться в вертикальном положении. Для предохранения от падения баллоны должны устанавливаться в специально оборудованные гнезда, клетки или ограждаться барьером;

Баллоны, не имеющие башмаков, могут храниться в горизонтальном положении на деревянных рамах или стеллажах. При хранении на открытых площадках разрешается укладывать баллоны с башмаками в штабеля с прокладками из веревки, деревянных брусьев или резины между горизонтальными рядами;


При укладке баллонов в штабеля высота последних не должна превышать 1,5 м. Вентили баллонов должны быть обращены в одну сторону;

Баллоны с ядовитыми газами должны храниться в специальных закрытых помещениях. Баллоны со всеми другими газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе, в последнем случае они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей. Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается;

Перемещение баллонов в здании и по территории должно производиться на специально приспособленных для этого тележках или при помощи других устройств. Переносить баллоны на руках и плечах запрещается;

Перевозка наполненных газом баллонов должна производиться на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонов. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону;

Разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении обязательно с прокладками между ними и ограждением от возможного падения;

При погрузке, разгрузке, транспортировке и хранении баллонов должны применяться меры, предотвращающие падение и загрязнение баллонов;

Транспортировка и хранение стандартных баллонов емкостью более 12 л должна производиться с навернутыми колпаками;

При транспортировке и хранении баллонов с ядовитыми и горючими газами на боковых штуцерах вентилей должны быть представлены заглушки. Баллоны, наполненные газами, при перевозке должны быть предохранены от действия солнечных лучей;

Не допускается попадание на кислородные баллоны масла (жира);

Подъем баллонов с газами на высоту производить в специальных контейнерах. Запрещается переносить баллоны по лестницам или стремянкам.

Перед началом эксплуатации баллона со сжатыми газами необходимо установить его в вертикальном положении и укрепить при помощи хомута, цепи или другим способом. Установка и крепление баллона должны исключать возможность случайного падения при эксплуатации.

Перед началом работы необходимо проверить наличие исправных, своевременно испытанных манометров.

Манометры сосудов, работающих под давлением, не допускаются к работе в случае, когда:

Отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении проверки;

Стрелка при его отключении не возвращается к нулевому положению шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного прибора;

Разбито стекло или имеются повреждения, которые могут отразиться на правильности его показаний.

Проверка манометров с их опломбированием или клеймением производится не реже 1 раза в 12 месяцев. Кроме того, не реже 1 раза в 6 месяцев владельцем сосуда производится дополнительная проверка рабочих манометров контрольными с записью результатов в журнал контрольных проверок. При отсутствии контрольного манометра дополнительную проверку следует производить проверенным рабочим манометром, имеющим с проверяемым одинаковую шкалу и класс точности.

Перед открытием вентиля баллона необходимо убедиться в надежности подсоединения шлангов, штуцеров, трубопроводов.

Перемещение баллонов в пределах рабочего места производить путем кантовки в слегка наклоненном положении, навинчивать и свинчивать колпак с баллона специальным ключом, не применяя при этом ударные или другие инструменты. Если колпак не свинчивается, отправить баллон на склад.

Баллоны с газом, устанавливаемые в помещениях, должны находиться от радиаторов отопления и других отопительных приборов на расстоянии не менее 1 м, а от источников тепла с открытым огнем - не менее 5 м.

Выпуск газов из баллонов в емкости с меньшим давлением должен производиться через редуктор, предназначенный исключительно для этого газа и окрашенный в соответствующий цвет. Камера низкого давления редуктора должна иметь манометр и пружинный предохранительный клапан, отрегулированный на соответствующее разрешенное давление в емкости, в которую перепускается газ.

Вентили баллонов следует открывать и закрывать вручную, либо специальным ключом из мягкого цветного металла с рукояткой длиной не более 200 мм. При открывании вентиля персонал должен находиться в стороне от выходного отверстия вентиля.

Запрещается допускать соприкосновения баллонов с газами с электропроводкой.
Очистка и окраска наполненных газом баллонов, а также укрепление колец на их горловинах запрещается.

Опорожненные баллоны следует оберегать от механических повреждений и загрязнения.

Эксплуатация сосуда запрещается:

При обнаружении дефектов в корпусе баллонов (раковин, трещин, изменении формы, вмятин глубиной более 10% толщины стенки);

При высокой температуре окружающей среды (свыше 30º С);

При нагреве баллона солнечными лучами или теплоизлучающими поверхностями;

При разгерметизации сосуда;

При неисправности контрольно-измерительной аппаратуры;

При возникновении пожара, непосредственно угрожающего сосуду;

После падения сосуда под давлением или ударов по нему.

Персоналу запрещается:

Самовольное присоединение или отсоединение баллонов со сжиженным газом к газопроводной арматуре;

Производить любой ремонт сосудов для сжиженного газа в помещении или своими силами, без привлечения соответствующих специалистов.

При возникновении аварийной ситуации следует:

Прекратить работу;

Предупредить работающих об опасности;

При несчастных случаях с людьми оказать им доврачебную помощь, немедленно поставить в известность руководителя работ, сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай.

ОТВЕТ: СМОТРИ ВЫШЕ ВОПРОС №4

Виды ТО СИЗОД, их периодичность.

Требования предъявляемые к базам ГДЗС и контрольным постам ГДЗС.

Подготовка СИЗОД к работе после применения.

После работы в СИЗОД подготовка его к работе предусматривает:

Промывку, просушку, переснаряжение СИЗОД;

Проведение проверки № 2;

Заполнение журнала регистрации проверок № 2 и личной карточки газодымозащитника;

Укладка СИЗОД на пожарный автомобиль или размещение на контрольном посту ГДЗС.

Техника безопасности при ведении боевых действий в СИЗОД.

Правила работы и требования безопасности

4.4.3.1. На каждое звено ГДЗС выставляется пост безопасности.

4.4.3.2. Место расположения поста безопасности определяется оперативными должностными лицами на пожаре в непосредственной близости от места входа звена ГДЗС в непригодную для дыхания среду (на свежем воздухе).

4.4.3.3. При пожарах в тоннелях метро, подземных сооружениях большой протяженности (площади), в зданиях высотой более девяти этажей, трюмах судов на посту безопасности выставляется одно резервное звено. В других случаях выставляется одно резервное звено ГДЗС на каждые три работающих звена, как правило, на КПП. Количество звеньев ГДЗС, направляемых в непригодную для дыхания среду, определяется РТП.

4.4.3.4. Перед включением в СИЗОД командир звена ГДЗС согласовывает с РТП (или действует по его указанию) необходимость применения средств локальной защиты газодымозащитника и его СИЗОД от повышенных тепловых потоков, а также средств защиты кожи изолирующего типа от воздействия агрессивных сред и сильнодействующих ядовитых веществ.

4.4.3.5. Включение в СИЗОД на месте пожара (учении) проводится на свежем воздухе у места входа в непригодную для дыхания среду на посту безопасности; при отрицательной температуре окружающего воздуха - в теплом помещении или кабине боевого расчета пожарного автомобиля.

4.4.3.6. При продвижении к очагу пожара (месту работы) и возвращении обратно первым следует командир звена ГДЗС, а замыкающим наиболее опытный газодымозащитник (назначается командиром звена).

4.4.3.7. Звено ГДЗС должно возвращаться из непригодной для дыхания среды в полном составе.

4.4.3.8. Продвижение звена ГДЗС в помещениях осуществляется вдоль капитальных стен, запоминая путь следования, с соблюдением мер предосторожности, в том числе обусловленных оперативно-тактическими особенностями объекта пожара.

4.4.3.9. При работе в СИЗОД необходимо оберегать его от непосредственного соприкосновения с открытым пламенем, ударов и повреждений, не допускать снятия маски или оттягивания ее для протирки стекол, не выключаться, даже на короткое время. Выключение из СИЗОД осуществляется по команде командира звена ГДЗС "Звено ГДЗС, из противогазов (дыхательных аппаратов) - ВЫКЛЮЧИСЬ! ".

4.4.3.10. Запрещается звеньям ГДЗС использовать при работе на пожаре лифты, за исключением лифтов, имеющих режим работы "Перевозка пожарных подразделений" по ГОСТ 22011.

4.4.3.11. В целях обеспечения безопасного продвижения звено ГДЗС может использовать пожарные рукава, провод переговорного устройства.

4.4.3.12. При работе в условиях ограниченной видимости (сильном задымлении) идущий впереди командир звена ГДЗС обязан простукивать ломом конструкции перекрытия.

4.4.3.13. При вскрытии дверных проемов личный состав звена ГДЗС должен находиться вне дверного проема и использовать полотно двери для защиты от возможного выброса пламени.

4.4.3.14. При работе в помещениях, заполненных взрывоопасными парами и газами, личный состав звена ГДЗС должен быть обут в резиновые сапоги, не пользоваться выключателями электрофонарей. При продвижении к очагу пожара (месту работы) и обратно, а также в процессе работ должны соблюдаться все меры предосторожности против высекания искр, в том числе при простукивании конструкций помещений.

4.4.3.15. Особенности работы в противогазах и дыхательных аппаратах:

а) при работе в дыхательных аппаратах необходимо:

Применять в средах со СДЯВ дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской;

При исчерпании основного запаса воздуха (для АСВ-2) включить резерв воздуха, для чего перевести рукоятку переключателя резерва из положения "Р" в положение "О" и в составе звена покинуть непригодную для дыхания среду;

При срабатывании звукового сигнала (для аппарата типа АИР) доложить командиру звена и покинуть в составе звена непригодную для дыхания среду;

Использовать, при необходимости, спасательное устройство, входящее в комплект дыхательного аппарата (типа АИР);

б) при работе в противогазе необходимо:

Не допускать замену баллонов и регенеративных патронов;

Удалять влагу из соединительной коробки через каждые 40-60 минут работы с помощью резиновой груши (при ее наличии);

Продуть противогаз кислородом с помощью байпаса обнаружении подсоса воздуха в систему противогаза из окружающей среды, ухудшения самочувствия и провести проверку исправности дыхательных клапанов. При неисправности дыхательных клапанов для обеспечения выхода на свежий воздух пережимать при каждом выдохе шланг вдоха, а при каждом вдохе - шланг выдоха;

в) при работе в противогазе при отрицательных температурах окружающей среды:

Применять на шлангах и регенеративных патронах теплозащитные чехлы, а также утеплительные манжеты на стекла маски;

Входить в непригодную для дыхания среду только после подогрева дыханием соединительной (клапанной) коробки, дыхательных клапанов и химического поглотителя в регенеративном патроне;

г) при оказании помощи газодымозащитникам непосредственно в непригодной для дыхания среде необходимо проверить наличие кислорода (воздуха) в баллоне, состояние дыхательных шлангов (дыхательных рукавов), для противогаза дополнительно промыть кислородом при помощи байпаса дыхательный мешок до срабатывания избыточного клапана. При работе в дыхательном аппарате произвести при помощи байпаса дополнительную подачу воздуха под маску пострадавшего, в крайнем случае, переключить его маску с легочным автоматом к дыхательному аппарату (типа АИР) другого газодымозащитника.

Правила проведения разведки при работе в СИЗОД, в различных ситуациях.

Ответ смотри выше в вопросе № 25.

Состав звена ГДЗС и его оснащение.

Звено ГДЗС является первичной тактической единицей ГДЗС. При работе в непригодной для дыхания среде звено ГДЗС должно состоять не менее чем из 3 газодымозащитников, включая командира звена ГДЗС, и иметь однотипные СИЗОД с одинаковым временем защитного действия. В исключительных случаях при проведении работ по спасанию людей по решению руководителя тушения пожара (РТП) и начальника боевого участка (НБУ) состав звена ГДЗС может быть увеличен до 5 или уменьшен до 2 газодымозащитников.

Звено ГДЗС должно состоять из газодымозащитников, несущих службу в одном отделении или карауле. Допускается по решению РТП или НБУ формировать состав звена из газодымозащитников разных подразделений ГПС , при этом у всех газодымозащитников созданного звена ГДЗС должны быть однотипныеСИЗОД с одинаковым временем защитного действия. При работе на месте пожара одного караула звено ГДЗС возглавляет начальник караула или командир отделения, при работе одновременно нескольких караулов звенья ГДЗС возглавляют лица начальствующего состава, назначенные РТП или НБУ.

Для выполнения боевой задачи звено ГДЗС должно иметь необходимый минимум оснащения, который предусматривает:

1) средства связи (радиостанция, или переговорное устройство, или иное штатное средство);

2) спасательное устройство, входящее в комплект дыхательного аппарата — одно на каждого газодымозащитника, работающего в дыхательном аппарате типа АИР;

3) средства освещения: групповой фонарь — один на звено ГДЗС и индивидуальный фонарь — на каждого газодымозащитника;

4) пожарную спасательную веревку;

5) средства страховки звена — направляющий трос;

6) лом легкий;лом универсальный.

Звено ГДЗС также берет в разведку первичные средства тушения пожаров (рукавная линия с пожарным стволом, промышленный огнетушитель и т.д.).

1. Принципиальная схема работы СИЗОД.

Принцип работы представлен на принципиальной схеме аппарата (ри-сунок 5).

При закрытом вентиле 4.3 клапан 9.2 редуктора 9 открыт усилием пружины 9.1.

При включении в аппарат пользователь открывает вентиль 4.3. Сжа-тый воздух, содержащийся в баллоне 4.1, через открытый вентиль 4.3 по-ступает на вход редуктора 9. Одновременно через шланг высокого давле-ния 7 воздух поступает на сигнальное устройство 5.

Под действием давления воздуха, поступающего с входа редуктора в полость Б, пружина 9.1 сжимается и клапан 9.2 закрывается. При отборе воздуха через шланг 3 давление в полости Б понижается и клапан 9.2 под действием пружины 9.1 открывается на определенную величину. Устанав-ливается равновесное состояние, при котором воздух с давлением, сни-женным до рабочей величины, определяемой усилием пружины 9.1, по-ступает по шлангу 3 на вход легочного автомата 1 и в полость шланга 8.

При отключенном легочном автомате 1 и снятой с лица пользователя маске 2 фиксатор кнопки 1.8 находится в зацеплении с мембраной 1.4, ко-торая усилием пружины 1.9 отведена в крайнее нерабочее положение и не касается опоры 1.6, а клапан 1.1 закрыт усилием пружины 1.2. При наде-той на лицо маске в процессе первого вдоха в полости А легочного авто-мата 1 образуется разрежение. Под действием разности давлений мем-брана 1.4 прогибается, соскакивает с фиксатора кнопки 1.8 и переходит в рабочее состояние. Под действием усилия пружины 1.10 мембрана 1.4 нажимает на опору 1.6 и через шток 1.7 отклоняет клапан 1.1 от седла 1.5.

При отказе легочного автомата или необходимости продувки подма-сочного пространства клапан 1.1 открывается нажатием и удерживанием кнопки байпаса 1.8, при этом воздух идет непрерывным потоком. Следует помнить, что включение дополнительной непрерывной подачи уменьшает время защитного действия аппарата.

Легочный автомат при помощи пружины 1.10 совместно с подпружи-ненным клапаном выдоха 2.3 маски создает поток воздуха с избыточным давлением, который поступает вначале на панорамное стекло 2.2, пре-дотвращая его запотевание, а затем через клапаны вдоха 2.1 - в органы дыхания человека.

При выдохе в полости А давление повышается, воздействуя на мем-брану 1.4 и пружину 1.10, сжимая ее. При этом клапан 1.1 закрывается, прекращая подачу воздуха, а клапан выдоха 2.3 открывается и выпускает выдыхаемый воздух в окружающую среду.

Отключение легочного автомата происходит при нажатии на кнопку 1.8 до упора, при этом фиксатор кнопки входит в гнездо мембраны 1.4, а усилие пружины 1.9 отводит мембрану в крайнее нерабочее положение.

При понижении давления воздуха в баллоне в процессе работы до минимально допустимого значения срабатывает сигнальное устройство 5, звуковым сигналом предупреждающее пользователя аппарата о том, что в баллоне остался только резервный запас

1. Легочный автомат: 1.1 - клапан; 1.2, 1.9, 1.10 - пружина; 1.4 - мембрана; 1.5 - седло клапана; 1.6 - опора; 1.7 - шток; 1.8 - кнопка; 1.11 -крышка. 2. Маска: 2.1 - клапаны вдоха; 2.2 - панорамное стекло; 2.3 - клапан выдоха. Шланг легочного автомата: 3.1 - кольцо. 4. Баллон с вентилем: 4.1 - баллон; 4.2 - кольцо 9В8.684.919; 4.3 - вентиль; 4.4 - маховичок. 5. Сигнальное устройство: 5.1 - манометр; 5.2 - стопорное кольцо; 5.3 - кольцо; 5.4 - свисток. 6. Спасательное устройство: 6.1 - маска; 6.2 - легочный автомат; 6.3 - шланг; 6.4 -ниппель; 6.5 - кнопка байпаса.
7 Шланг высокого давления: 7.1 -кольцо. 8 Шланг для подключения спасательного устройства: 8.1 - замок; 8.2- втулка; 8.3- клапан; 8.4- шарик. 9. Редуктор: 9.1 - пружина; 9.2- клапан; 9,3- кольцо 9В8.684.909. С 10. Пробка. (Устанавливается в зависимости от комплектации взамен поз. 8). А,Б- полости; - вдыхаемый воздух; - выдыхаемый воздух. Рисунок 5 - Принципиальная схема аппарата АП "Север"

воздуха и необходимо выйти из зоны с непригодной для дыхания газовой средой.

При необходимости эвакуации пострадавшего спасательное устрой-ство 6 извлекается из сумки, ниппель 6.4 шланга 6.3 пристыковывается к замку 8.1 шланга 8. Маска спасательного устройства 6.1 надевается на голову пострадавшего, в результате чего последний получает возмож-ность дышать воздухом из аппарата.

Для отстыковки спасательного устройства необходимо сжать ответ-ные части быстроразъемного замка, оттянуть втулку 8.2 и разъединить шланги.

_________________________________________________

(полное наименование предприятия с указанием подчиненности)

УТВЕРЖДЕНО

Приказ _______________________

(должность работодателя и

_____________________________

наименование предприятия)

_________________ № _________

(число, месяц, год)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ, ПРИЕМЕ, ХРАНЕНИИ

И ВЫДАЧЕ БАЛЛОНОВ СО СЖАТЫМИ

И СЖИЖЕННЫМИ ГАЗАМИ

1. Общие положения

1.1. Инструкция по охране труда (далее - инструкция) разработана в соответствии с требованиями Закона Украины "Об охране труда" и устанавливает правила выполнения работ и поведения работника на территории предприятия, в производственных помещениях и на рабочем месте в соответствии с государственными, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами об охране труда.

1.2. Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия.

1.3. В соответствии со статьей 18 Закона Украины "Об охране труда" работник обязан "знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда, правила обращения с машинами, механиз­мами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры".

1.4. В зависимости от конкретных условий организации производственного процесса, а также в связи с допущенными авариями и несчастными случаями, в инструкцию могут вноситься изменения и дополнения, которые излагаются на отдельном листе с подписью руководителя соответствующего структурного подразделения.

1.5. Инструкция является обязательным для выполнения нормативным документом для лиц, занятых перевозкой, приемом, хранением и выдачей баллонов со сжатыми и сжиженными газами.

1.6. Баллоны со сжатыми и сжиженными газами относятся к группе опасных грузов, а по степени опасности - к классу 2 (ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка"), что предусматривает повышенные требования при их транспортировке.

1.7. К управлению транспортными средствами, на которых перевозятся баллоны со сжатыми и сжиженными газами, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы водителем не менее трех лет, удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и прошли обучение, инструктаж и медицинский контроль.

Водитель транспортного средства для перевозки опасных грузов (баллонов со сжатыми и сжиженными газами) обязан соблюдать Правила дорожного движения, данную инструкцию и правила безопасной перевозки опасных грузов.

1.8. Водитель, выполняющий перевозку опасного груза, кроме документов, перечисленных в Правилах дорожного движения, обязан иметь при себе:

а) удостоверение о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза по форме приложения № 6 действующей в Украине "Инструкции по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной приказом МВД СССР № 181 от 23.09.85 г. Удостоверение выдается органами Госавтоинспекции;

б) удостоверение о допуске водителя к перевозке опасного груза. Форма удостоверения приведена в приложении 1 соответствующей действующей инструкции;

в) аварийную карточку системы информации об опасности (при отсутствии лица, ответственного за перевозку), приведенную в приложении 2 данной инструкции.

В верхнем левом углу путевого листа красным цветом должна быть сделанная отметка "Опасный груз".

1.9. Лица, ответственные за перевозку баллонов со сжатыми и сжиженными газами, а также те, кто осуществляет приемку, хранение и выдачу баллонов, должны пройти обучение, проверку знаний требований безопасности и получить соответствующие удостоверения.

1.10. Баллоны со сжатыми и сжиженными газами должны транспортироваться с навинченными на горловину предохранительными колпаками на специально оборудованных автомобилях, за исключением перевозки в автомобилях типа "клетка", исключающих их столкновение и переворачивание. Транспортировка баллонов на грузовых автомобилях с обычным кузовом допускается при использовании деревянных ложементов или брусьев с гнездами, резиновых или веревочных колец.

1.11. У автомобилей, предназначенных для перевозки баллонов, выхлопная труба от двигателя должна быть выведена на правую сторону перед радиатором. Выхлопная труба должна быть оборудована исправным искрогасителем.

Топливный бак должен быть оборудован металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища - металлической сеткой с размером ячеек 10x10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм.

1.12. Электрическое оборудование перевозящих опасные грузы класса 2 транспортных средств должно отвечать следующим требованиям:

а) номинальное напряжение не должно превышать 24 В;

б) электрические цепи должны защищаться от повышенных токов при помощи предохранителей;

в) электрические цепи должны размыкаться при помощи расположенного в кабине водителя выключателя;

г) находящиеся внутри кузова автомобиля электрические лампы должны быть закрыты крепкой сеткой или решеткой.

1.13. Автомобили для перевозки баллонов с сжиженными газами должны быть оборудованы надежным заземлением для отвода статического электричества.

1.14. У перевозящих опасные грузы класса 2 автомобилей с кузовом типа "фургон" кузов должен быть закрытым, надежным, иметь вентиляцию в нижней зоне (на уровне пола) и отделяться от кабины водителя промежутком не менее 150 мм. Дверцы кузова должны иметь замки.

1.15. Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки баллонов, кроме дополнительного оборудования, указанного в Правилах дорожного движения, должно быть укомплектовано:

а) набором инструмента для мелкого ремонта транспортного средства;

б) не менее, чем двумя порошковыми или углекислотными огнетушителями емкостью 5 л каждый, покрывалом из сукна, песочницей с сухим песком, лопатой;

в) не менее, чем одним противоугонным упором;

г) таблицами системы информации об опасности, изготовленными в соответствии с требованиями ГОСТ 19433 -88.

1.16. На автомобилях таблицы системы информации об опасности необходимо располагать следующим образом:

впереди - на правой стороне бампера;

сзади - на стенке кузова.

Таблицы не должны выступать за габариты автомобиля, закрывать номерные знаки и наружные световые приборы.

1.17. Баллоны с газами должны храниться в специально оборудованных для этого открытых и закрытых складах.

Запрещается складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами.

1.18. В независимости от того, где расположен склад (на производственной базе или на строительной площадке), к его обустройству предъявляются одинаковые требования безопасности:

Помещение необходимо располагать в стороне от дорог с интенсивным движением автотранспорта (с обеспечением подъезда к нему), а также от мест проведения работ с открытым огнем (кузнечные, сварочные и т.п.);

Возле входа в помещение должен быть установлен знак безопасности по ГОСТ 12.4.026-76, запрещающий курение и применение открытого огня. На складах баллонов с кислородом должен быть дополнительно установлен предупреждающий знак "Кислород. Маслоопасно";

Помещение для хранения баллонов должно быть одноэтажным высотой не менее 3,25 м, без чердака и подвала, выполненным из негорючих материалов, с легко сбрасываемой крышей, выкрашенной снаружи в белый цвет для отражения солнечных лучей;

Окна склада должны быть застеклены матовыми стеклами или выкрашены в белый цвет;

Окна и дверь должны открываться наружу;

На двери помещений для хранения сосудов со сжатыми и сжиженными газами должна быть указана категория врыво- и пожароопасности и классификация зон взрывоопасности (для применяемых баллонов с газами при газопламенной обработке металлов (А; В-1а; ІІ-І), а сами помещения и зоны, в которых постоянно или периодически находятся баллоны со сжатыми и сжиженными газами, должны быть соответствующим образом оборудованы согласно ПУЭ 7.3.41; 7.4.3;

Склады для хранения горючих газов могут оборудоваться только водяным, паровым низкого давления или воздушным отоплением;

Освещение помещения должно быть искусственным во взрывобезопасном исполнении или внешним (через окна). Выключатели освещения должны быть расположены снаружи;

Полы должны быть ровными с нескользкой поверхностью, исключающей образование искр.

1.19. Для удобства выполнения погрузочно-разгрузочных работ склад должен быть оборудован приемной рампой, расположенной на одном уровне с днищем кузова автомобиля, на котором перевозят баллоны. Между полом рампы и полом склада не должно быть порогов.

1.20. По требованиям пожарной безопасности в помещении должно быть не менее двух углекислотных огнетушителей, покрывало (асбестовая ткань).

Снаружи (возле входа в помещение) должен быть установлен ящик с сухим песком, емкостью 0,5 м3 и щит с пожарным инвентарем.

1.21. В закрытых помещениях хранения сжиженного газа температура воздуха не должна превышать + 35°С. Для постоянного контроля за температурой должен быть термометр.

1.22. Склады для хранения баллонов с горючими газами должны быть оборудованы постоянно работающей принудительной во взрывобезопасном исполнении вентиляцией, которая должна обеспечивать пятикратный обмен воздуха, 2/3 которого должно отбираться из нижней части (зоны) через решетки (жалюзи) в дверях и стенах. В верхней зоне вытяжка должна осуществляться через дефлекторы. Помещение следует оборудовать газоанализаторами.

1.23. Баллоны с горючими газами, которые имеют башмаки, должны храниться в вертикальном положении с навернутыми заглушками на расходные штуцеры и с предохранительными колпаками.

1.24. Для предотвращения падения баллонов их следует ограждать пеньковой веревкой или цепочкой, закрепленной на специальных стойках.

Не допускается хранение пустых и наполненных баллонов в одной группе (гнезде).

Запрещается общее хранение в одном помещении баллонов с пропан-бутаном и ацетиленом или кислородом.

1.25. Для перемещения баллонов следует применять специальные тележки или носилки.

Запрещается перемещать баллоны (как пустые, так и наполненные) на плечах и руках.

При хранении и перемещении пустых баллонов следует соблюдать те же меры безопасности, которые предъявляются к наполненным.

Перемещение баллонов грузоподъемными механизмами допускается только в специальных контейнерах, исключающих случайное выпадение баллонов.

1.26. Выдачу и прием баллонов на складе должен выполнять работник, который прошел обучение, проверку знаний правил безопасности при обращении с баллонами и получил удостоверение.

Работник, отпускающий баллоны, должен следить за тем, чтобы на всех баллонах были навернуты колпаки. Запрещается принимать на склад баллоны без колпаков.

При невозможности из-за неисправности вентилей выпустить на месте потребления газ из баллонов или выявлении самопроизвольного истечения газа из баллона последние должны быть возвращены на наполнительную станцию. Не допускается ремонтировать самостоятельно такие вентили во избежание взрыва газа.

1.27. При приеме баллонов с наполнительной станции работник склада обязан проверить наличие на верхний сферической части каждого баллона следующих данных:

Товарный знак завода-производителя;

Номер баллона;

Фактическая масса пустого баллона, кг;

Дата (месяц, год) изготовления и год следующего освидетельствования;

Рабочее давление (Р), МПа (кгс/см2);

Пробное гидравлическое давление (П), МПа (кгс/см2);.

Емкость баллона (л);

Клеймо ОТК завода-изготовителя круглой формы диаметром 10 мм.

1.28. Работник склада должен следить за тем, чтобы поступающие с наполнительных станций баллоны с сжиженными газами были заправлены не выше установленных правилами норм, указанных в таблице.

Таблица Наименование газа Масса газа на 1 л емкости

баллона, кг, не более Бутан 0,488 Пропан 0,425 Углекислота 0,750

1.29. Не разрешается:

Хранение любых посторонних веществ, материалов, оборудования, предметов в складах баллонов с газами;

Транспортировка баллонов с газами без предохранительных колпаков и навинченных на штуцеры заглушек;

Хранение баллонов с поврежденным корпусом (вмятинами, трещинами, коррозией и т.п.);

Хранение баллонов с горючими газами и окислителями в помещениях, не являющихся специальными складами баллонов;

Ударять баллоны один о другой при погрузке, разгрузке и хранении, падение колпаков и баллонов на пол;

Допуск в склад баллонов с горючими газами лиц в обуви, подбитой металлическими гвоздями или подковами.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. До начала работы лица, занятые перевозкой, приемкой, хранением и выдачей баллонов с сжиженными газами, обязаны надеть спецодежду.

2.2. Осмотреть место работы и подъезды к нему.

2.3. Убрать лишние предметы, которые могут препятствовать свободному доступу к баллонам и безопасному их перемещению (разгрузке, погрузке).

2.4. Проверить исправность приспособлений и устройств для перемещения баллонов.

2.5. Проверить освещенность рабочего места.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. При перевозке баллонов с сжиженными и сжатыми газами автомобили типа "клетка" и бортовые машины с баллонами в случае необходимости разрешается останавливать не более, чем на 1 час на расстоянии не менее 10 м от жилых домов и 25 м от общественных зданий.

Расстояние от места стоянки машины для перевозки сжиженных газов до выгребных ям, погребов и люков колодцев подземных коммуникаций должна быть не менее 5 м.

Запрещается стоянка автомашин, загруженных баллонами со сжатыми и сжиженными газами в местах: с открытым огнем, в многолюдных местах (магазины, площади со зрелищными мероприятиями).

3.2. При движении по маршруту перевозки водитель осуществляет контроль за техническим состоянием автомобиля, креплением груза в кузове и сохранностью маркировки на автомобиле.

3.3. При управлении транспортным средством водителю запрещается:

а) резко трогать автомобиль из места;

б) резко тормозить;

в) ехать с отключенными сцеплением, коробкой передач, двигателем;

г) курить в автомобиле;

д) разводить огонь ближе 100 м от стоянки автомобиля;

е) отлучаться от автомобиля без крайней необходимости (при отсутствии лица, сопровождающего груз).

3.4. Запрещается перевозка на специализированном транспортном средстве посторонних грузов, а также лиц, не связанных с перевозкой данного опасного груза.

3.5. Лицо, сопровождающее опасный груз (баллоны) и ответственное за перевозку, обязано иметь удостоверение, которое подтверждает его право на участие в перевозке опасных грузов. Фамилия, инициалы сопровождающего указываются в путевом листе.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Необходимо проверить правильность складирования баллонов с сжиженными и сжатыми газами.

4.2. Освободить проходы от применяемых приспособлений и посторонних предметов.

4.3. Убрать используемые в работе приспособления в специально отведенное для них место.

4.4. Проверить помещения на предмет выполнения требований пожарной безопасности.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В случае вынужденной остановки транспортного средства с баллонами водитель обязан обозначить место остановки в соответствии с Правилам дорожного движения.

4.2. При поломке автомобиля и невозможности отбуксировать его за границы дороги или устранить техническую неисправность своими силами в течение 2 часов водитель должен принять меры для немедленного вызова автомобиля технической помощи с предприятия-собственника автомобиля.

4.3. В случае дорожно-транспортного происшествия и других аварийных ситуаций водитель действует в соответствии с Правилам дорожного движения. Кроме того, водитель обязан:

а) при необходимости принять меры для вызова пожарной помощи;

б) принять меры по ликвидации последствий аварии;

в) по возможности не допускать посторонних лиц к месту аварии;

г) по прибытии на место аварии представителей органов внутренних дел, здравоохранения и других служб проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

5.5. Если есть потерпевшие, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, а при необходимости вызвать “скорую медицинскую помощь”.

5.6. Оказание первой медицинской помощи.

5.6.1. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения - оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.

При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (внешний) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживление начинать необходимо немедленно, после чего вызвать «скорую медицинскую помощь».

5.6.2. Первая помощь при ранении.

Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.

Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.

5.6.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах.

При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу.

При переломе черепа (бессознательное состояние после удара по голове, кровотечение из ушей или изо рта) необходимо приложить к голове холодный предмет (грелку со льдом, снегом или холодной водой) или сделать холодную примочку.

При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось, с целью избежания повреждения спинного мозга.

При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.

5.6.4. Оказание первой помощи при ожогах кислотами и щелочами.

В случае попадания кислоты или щелочи на кожу, поврежденные участки необходимо тщательно промыть водой в течение 15-20 минут, после этого поврежденную кислотой поверхность обмыть 5%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или раствором уксусной кислоты.

В случае попадания на слизистую оболочку глаз кислоты или щелочи необходимо глаза промыть тщательно струей воды на протяжении 15-20 минут, обмыть 2%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или 3%-ным раствором уксусной кислоты.

В случае ожогов полости рта щелочью необходимо полоскать 3%-ным раствором уксусной кислоты или 3%-ным раствором борной кислоты, при ожогах кислотой - 5%-ным раствором питьевой соды.

В случае попадания кислоты в дыхательные пути необходимо дышать распыленным с помощью пульверизатора 10%-ным раствором питьевой соды, при попадании щелочи - распыленным 3%-ным раствором уксусной кислоты.

5.6.5. Оказание первой помощи при тепловых ожогах.

При ожогах огнем, паром, горячими предметами ни в коем случае нельзя вскрывать образовавшиеся пузыри и перевязывать ожоги бинтом.

При ожогах первой степени (покраснение) обожженное место обрабатывают ватой, смоченной этиловым спиртом.

При ожогах второй степени (пузыри) обожженное место обрабатывают спиртом или 3%-ным марганцевым раствором.

При ожогах третьей степени (разрушение кожаной ткани) рану накрывают стерильной повязкой и вызывают врача.

5.6.6. Первая помощь при кровотечении.

Для того чтобы остановить кровотечение, необходимо:

Поднять раненную конечность вверх;

Кровоточащую рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, не снимая наложенного материала, сверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненное место (с некоторым нажимом);

В случае сильного кровотечения, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, которые питают раненную область, при помощи изгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или зажимом. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

Приложение 1

Обязательное

УДОСТОВЕРЕНИЕ

о допуске водителя к перевозке опасного груза

Выдано водителю транспортного средства _________________

(фамилия, имя, отчество)

в том, что он ознакомлен с условиями безопасной перевозки баллонов со сжатыми или сжиженными газами, относящимися ко 2 группе опасных грузов, прошел обучение, инструктаж и допущен к выполнению перевозок указанного груза.

Обучение проведено "___" __________ 200 _ г.

Инструктаж проведен "___" __________ 200 _ г.

Медицинский осмотр проведен "___" __________ 200 _ г.

Срок действия удостоверения до "___" __________ 200 _ г.

Руководитель предприятия _______________________________

(фамилия, инициалы, подпись, печать)

"___" __________ 200 _ г.

Приложение 2

Обязательное

АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА

СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПАСНОСТИ

Техническое наименование опасного вещества _____________

______________________________________________________

Другие наименования (синонимы) _________________________

Класс и подкласс опасного вещества по ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" ____________________

Код неотложных мер (КНМ) _______________________________

Присвоенный веществу номер по списку ООН _______________

Максимальная масса вещества брутто или масса одной упаковки и их максимальное количество, которое можно перевозить на одном транспортном средстве ____________________________

Ограниченное количество вещества брутто или количество упаковок на одном транспортном средстве, которые можно перевозить как безопасный груз _________________________________

Взрывоопасность вещества ______________________________

Пожароопасность вещества ______________________________

Опасность для живых организмов _________________________

Индивидуальные средства защиты:

Органов дыхания _______________________________________

Глаз __________________________________________________

Кожи __________________________________________________

Меры первой помощи

При остановке дыхания __________________________________

При попадании в глаза и на кожу __________________________

При глотании __________________________________________

Действия в случае повреждения тары (упаковки) и других возможных аварийных ситуаций _____________________________

Способы и средства обезвреживания ______________________

Действия в случае ДТП __________________________________

Действия в случае поломки транспортного средства __________

Организация, ответственная за перевозку __________________

______________________________________________________

(полное наименование)

Лицо, ответственное за перевозку _________________________

______________________________________________________

(должность, фамилия, инициалы, подпись, дата, печать)

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя (личная подпись) (фамилия, инициалы)

подразделения

/организации/ - разработчика)

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Емкости для хранения сжиженных газов должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора.

Стационарные емкости могут быть цилиндрической и сферической формы, а по способу установки - подземными и наземными.

Емкости для хранения сжиженного газа должны быть только сварными. Баллоны для сжиженного газа свариваются из листовой стали и состоят из обечайки, двух штампованных днищ, горловины, запорного вентиля с заглушкой, башмака it колпака, для предохранения вентиля баллона от повреждений. На каждом баллоне должен быть указан завод-изготовитель, тип баллона, вес его (в кг) и емкость (в л), дата (месяц, год) произведенного и следующего очередного освидетельствования, рабочее давление (в кГ/см 2), клеймо ОТК завода, клеймо Госгортехнадзора и пробное давление гидравлического испытания (в кГ/см 2).

Баллон окрашивается в красный цвет с белой надписью «пропан - бутан».

В системе снабжения сжиженным газом большая роль принадлежит складам для хранения баллонов.

При строительстве и эксплуатации складов, а также яри транспортировке сжиженного газа необходимо соблюдать «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора и «Временные правила проектирования, строительства и эксплуатации газового хозяйства в сельской местности».

Этими правилами разрешается хранение баллонов как в помещениях, так и на открытых огороженных площадках под навесом.

Общая емкость складов должна приниматься из расчета 5-7-дневного запаса газа для потребителей.

Помещения складов должны быть одноэтажными, без чердачных и подвальных помещений, с легкими перекрытиями и огнестойкими или полуогнестойкими стенами и перегородками. Склады должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией, обеспечивающей пятикратный обмен воздуха, а двери и окна должны открываться наружу. Высота помещения склада или навеса принимается не менее 2,5 м.

Освещение складов должно быть во взрывобезопасном исполнении.

Внутри складов баллоны могут храниться в специальных гнездах, клетках или должны быть ограждены барьером. При горизонтальном хранении баллонов вентили должны быть направлены в одну сторону, а высота штабелей баллонов не должна превышать 1,5 м. Расстояние от баллонов с газом до отопительных приборов на складе не должно быть менее 1,5 м.

Температура на складе не должна превышать 30° С.

Все склады оборудуются противопожарными средствами и предупредительными плакатами и инструкциями.

Склады организуются для создания резервного запаса на период бездорожья, для временного хранения в местах разгрузки из вагонов, а также для снабжения потребителей.

Институтом Укргипрогорпромгаз разработан типовой проект базы-склада баллонного хозяйства на 1000 бытовых установок с возможностью развития до 2000 установок.

Склад - в виде навеса из сборного железобетона, что уменьшает его стоимость и обеспечивает хорошее проветривание. Стоимость такой базы-склада определяется в 8,6 тыс. руб.

Институтом Мосгазпроект разработан другой типовой проект склада, рассчитанного на 400 баллонов.

Этот склад предусмотрено строить из кирпича и сборного железобетона со стенами решетчатого типа. Его стоимость составляет 7,4 тыс. руб.

Трестом Рязаньоблгаз разработан проект склада на 100 баллонов для снабжения потребителей в сельской местности. Этот склад представляет собой каркас из стальных уголков 40 X 40 мм, на который натягивается и привязывается металлическая сетка. Стоимость такого малого склада не превышает 200 рублей.

Для снабжения населения сжиженным газом в малолитражных баллонах проектным институтом Южгипрогаз разработаны три типа киосков по продаже этих баллонов. Киоск состоит из уголков с натянутой сеткой и крышей из асбоцементных листов.

Стоимость такого киоска составляет 220 руб.

Транспортировка сжиженного газа от заводов-изготовителей до потребителей (кустовых баз) осуществляется главным образом железнодорожным транспортом в специальных цистернах.

Железнодорожные цистерны оборудуются следующей арматурой: для налива и слива, для контроля степени заполнения и давления в ней, а также предохранительными устройствами. Для защиты от солнечных лучей цистерны оборудованы теневыми кожухами.

Для доставки сжиженного газа с кустовых баз на склады и газораздаточные станции и к потребителям в большинстве случаев используется автотранспорт. Для этой цели в СССР выпускается три вида автоцистерн: на шасси автомашин МАЗ-200, ЗИЛ-151 и ЗИЛ-164. Их емкость в пределах от 3 до 15 т. Оборудуются они примерно той же арматурой, что и железнодорожные цистерны. Кроме того, автоцистерна должна быть оборудована: двумя шлангами (для паровой фазы и жидкой), двумя углекислотными огнетушителями, штырем с тросом для заземления автоцистерны от статического электричества.

Самой распространенной и доступной в сельской местности является доставка сжиженного газа в баллонах. При этом можно использовать любой вид транспорта: тракторы с прицепами, автомобильный, водный и гужевой транспорт на мягких рессорах.

Перевозить баллоны можно в обычных бортовых автомашинах как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. При этом между ними должны прокладываться деревянные бруски, с вырезанными по размеру баллонов гнездами. На баллоны надеваются веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм.

При перевозке на специальных автомашинах баллоны, наполненные газом, защищаются от солнечных лучей тентом, а на бортовых автомашинах и другом транспорте накрываются брезентом.

Автомашины, занятые на перевозке баллонов с газом, должны иметь глушитель, выведенный вперед, красный флажок и два углекислотных огнетушителя, а также красную полосу вдоль борта и надпись «пропан-бутан».

При перевозке заполненных баллонов запрещается находиться людям в кузове автомашины. Примерная инструкция для шофера и слесаря по транспортировке баллонов дана в приложении 10.

Доставка газа потребителям в основном осуществляется двумя типами специальных автомашин, конструкцию которых разработал Саратовский институт Гипрониигаз.

В одном случае на шасси автомашины ГАЗ-51 установлены 12 контейнеров, по три баллона (емкостью 55 л) в каждом. Погрузку и разгрузку контейнеров производит легкий кран, смонтированный между кузовом и кабиной водителя.

В другом случае на шасси автомобиля ГАЗ-51 устанавливается каркас, сваренный из уголков и труб с ячейками-клетками, в которые укладываются баллоны в горизонтальном положении. Такая автомашина типа «Клетка» может одновременно перевозить 32 баллона, однако при перевозке баллонов на значительные расстояния

целесообразно перевозить большее количество баллонов. Для этого предполагается снять кузов автомашины типа «Клетка» и заменить обычным кузовом с сепаратором, который состоит из деревянных реек, отделяющих баллоны друг от друга. При этом емкость автомашины увеличивается с 32 до 45 баллонов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

  1. клеймо аттестующей организации (аттестация может находиться в различных местах), периодичность переосвидетельствования 1 раз в 5 лет.
  2. месяц, год пройденной аттестации и год до которого действует аттестация.
  3. клеймо завода изготовителя.
  4. порядковый номер баллона.
  5. месяц выпуска, год выпуска, аттестация завода изготовителя.
  6. рабочее давление баллона.
  7. проверочное давление баллона.
  8. объем баллона.
  9. клеймо ОТК завода изготовителя.
  10. масса баллона.

Паспорт баллона, до 19 декабря 2014г. в., существовал в виде цифр, нанесенных на горловину баллона. Даже при покупке баллонов с завода-изготовителя нам присылали в сопровождение лишь паспорт качества на партию баллонов, с указанием в реестре номеров и вида газа на конкретный баллон. Паспорт на каждый баллон завод не выдавал.

После 19 декабря 2014г. завод выдает паспорт на КАЖДЫЙ баллон, связано это с тем, что завод получил сертификат соответствия ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГЛАМЕНТу Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»(ТР ТС 032/2013). Поэтому все баллоны, выпускаемые после указанной даты подлежат паспортизации.


срок службы баллонов

Полезный срок использования для стальных бесшовных баллонов малой и средней вместимости на рабочее давление до 19,6МПа, изготовленных по ГОСТ 949-73, установлен 20 лет.

Важно: срок службы баллона - 20 лет.

22 декабря 2014г. согласно приказа Ростехнадзора № 116 от 25 марта 2014 года в нашей стране вступили в силу новые правила промышленной безопасности, согласно которым срок эксплуатации баллонов до 40л. составляет 20 лет. И все, дальше нельзя никаким образом эксплуатировать, ни аттестовать, ни экспертизу сделать, НИЧЕГО, только в металлолом. Вот такие теперь правила. Кто не любит много читать – публикуем отдельно листочек с п.485, где написано про срок эксплуатации –

Ниже приводим пояснение Ростехнадзора к приказу № 116 от 25.03.2014:

В какие сроки и как должен быть реализован данный приказ?

Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 №116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее ФНП), зарегистрированный Минюсте России 19.05.2014, регистрационный № 32326) вступает в силу по истечении трех месяцев с момента его официального опубликования (опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 22.09.2014), т.е. 22.12.2014.

Как будет контролироваться его исполнение на предприятиях?

Контроль исполнения данного приказа на предприятиях - обязанность руководителя, который должен организовать безопасную эксплуатацию в соответствии с пунктом 218 ФНП.

От 50 - до 80% баллонов на предприятия малого и среднего бизнеса свыше 40 лет и подлежат замене. Хотелось бы получить ответ, какой по Вашему мнению, выход из ситуации?

Реализация данного приказа не подразумевает одновременного изъятия из эксплуатации всех газовых баллонов, отработавших срок службы. Баллоны, отработавшие нормативный срок службы, но прошедшие техническое освидетельствование в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 91, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003, регистрационный № 4776, которым установлен срок безопасной эксплуатации до следующего технического освидетельствования, по истечении этого периода (после даты следующего освидетельствования, выбитой на баллоне) не должны приниматься к заправке наполнительными пунктами и подлежат выбраковке. Таким образом, должна произойти планомерная замена парка баллонов с истекшим сроком службы в течение нескольких лет.

Неизбежно, придется обращаться к иностранным производителям. Значительная часть финансовых потоков пойдет в зарубеж, не скажется ли это негативно на нашей экономике, учитывая, тот фактор, что странами ЕС ведется политика санкций в отношении нашей страны?

Возможные негативные последствия также могут быть смягчены, например, путем газификации больниц и других крупных потребителей кислорода (а также других газов) путем отказа от покупки и транспортирования газообразного кислорода и установки криогенных газификаторов. Учитывая вышеуказанные доводы, полагаем, что мощностей отечественных производителей баллонов и криогенной техники хватит для Пояснение Ростехнадзора к приказу Пояснение Ростехнадзора к приказу № 116 от 25.03.2014 решения указанной проблемы и, кроме того, простимулирует их развитие.

Ни приведет ли введение новых правил к внедрению нового европейского стандарта на баллоны?

Согласно Перспективному плану работы Технического комитета по стандартизации ТК 357 «Стальные и чугунные трубы и баллоны» на 2012-2019 гг. с целью перехода российской промышленности к мировой практике изготовления стальных бесшовных баллонов разрабатывается проект национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9809-1 «Баллоны газовые. Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования. Проектирование, изготовление и испытание», который устанавливает требования к проектированию, изготовлению и испытанию стальных бесшовных газовых баллонов, соответствующие современным мировым направлениям и содержит формулы расчета толщины стенки баллонов, которые позволяют проектировать и изготавливать облегченные газовые баллоны.

Привлечение баллонов импортного производства, с большим диаметром, повлечет за собой и замену контейнеров для транспортирования и хранения баллонов? А это тоже время и затраты.

Вопросы замены контейнеров для транспортирования и хранения газовых баллонов некритичны согласно вышеприведенным доводам.

Статья опубликована на сайте gasworld.ru

Какие выводы из всего этого следуют? Да все предельно просто. Закон вступил в силу в декабре 2014г, значит, можно спокойно до 2019г. пользоваться имеющимся в наличии парком. Что будет дальше? А дальше, по мнению надзора, за это время все должны закупить новых баллонов, еще выйдет новый ГОСТ, который позволит пустить волну импорта… Короче «Покупайте новые баллоны!» такой лозунг на ближайшее время.. А деньги-то немалые вложить нужно, и так каждые 20 лет. Дороговато как-то. Может, как в Европе будет, где баллонов высокого давления мало у кого есть. Там часто газ продают, баллончик в аренду подсовывают, недорого за аренду берут, но уже монополия.



правила хранения баллонов

Постановление Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 91 Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

как правильно погрузить баллоны


Обратите внимание: баллоны должны быть уложены не выше борта, вентилем вправо по ходу движения. Также водитель должен принять меры для предотвращения перемещения баллонов по кузову(закрепить при помощи стяжки, либо использовать специальные приспособления), баллоны должны быть снабжены колпаками.

правила перевозки баллонов с техническими газами (А.Г.Блинов)

В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза. А зачастую можно без проблем возить существенно больше!

Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами. Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения это подтверждают.

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

"Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 №37, от 14.10.1999 №77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997). "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №76). "Правила дорожного движения" (ПДД 2006), а именно статья 23.5, устанавливающая что "Перевозка... опасных грузов... осуществляется в соответствии со специальными правилами". "Кодекс РФ об административных правонарушениях", статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде "административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда".

В соответствии с п.п.3 п.1.2 "Действие Правил не распространяется на... перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза". Там же разъяснено, что "Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)". Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ , устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.

Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 "Положения ДОПОГ не применяются... к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки". Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий - изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 ).

Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ. Негорючие, неядовитые газы (группы А - нейтральные и О - окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) - ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под "единицей" здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа.

Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:газ класс объем количество

  • Азот 2A баллон 40л до 24 штук включительно
  • Аргон 2F баллон 5кг/40л до 18 штук включительно
  • Ацетилен 2F баллон 5кг/40л до 18 штук включительно
  • Гелий 2A баллон 40л до 24 штук включительно
  • Кислород 20 баллон 40л до 24 штук включительно
  • Пропан 2F баллон 21кг/50л до 15 штук включительно
  • Углекислота 2A баллон 24кг/40л до 41 штук включительно
  • Углекислота 2A баллон 19кг/40л до 52 штук включительно

Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.

Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ "Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма... количества веществ и изделий транспортной категории "2", помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории "3" не должна превышать 1000".

Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода? Расчет: (21[кг] * 4) * 3 + 40[л] * 8 = 572 < 1000. Следовательно, такая перевозка не будет считаться перевозкой опасного груза.

Существенно, что п.2.11.2 Правил перевозки опасных грузов гласит: "совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14)". Общий смысл таблицы сводится к тому, что совместная перевозка взаимно реагирующих (например, образующих взрывоопасные смеси) веществ не допускается. Однако для газов почему-то сделано исключение.

Легковоспламеняющиеся газы (класс 2.3 по таблице 7.14 ), невоспламеняющиеся неядовитые газы (класс 2.1, в который входит и кислород) и окисляющие вещества (класс 5.1) везде совместимы и допущены к одновременной перевозке, в то время как перевозка окислителей и легковоспламеняющихся жидкостей (классов 3.1 и 3.2) запрещена. Возможно, просто по ошибке? С другой стороны, сообразно той же таблице, ЛВЖ класса 3.3 с окислителями возить можно... В любом случае мы усиленно не рекомендуем без крайней необходимости перевозить совместно кислород и пропан, а особенно, если кузов машины закрытый.

окраска баллонов

Окраска и маркировка баллонов производится либо на заводе (при изготовлении), либо при переосвидетельствовании баллона, бывают, конечно, рачительные хозяева, которые сами окрашивают свои баллоны, но это скорее исключение, нежели правило.

Окраску баллонов производят в соответствующий для данного газа цвет и наносят надпись(название газа), все это делают для того, чтобы не перепутать баллон при заправке, так как далеко не все газы инертны и безопасны. Поэтому мы настоятельно не рекомендуем самостоятельно перекрашивать баллоны в другой цвет, такая беспечность может стоить кому-то жизни.

В нашей стране окраску баллонов регламентируют "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением"

Не будем утомлять Вас длинным списком, ниже приведены цвета окраски для самых распространенных виды газов.

ГЕЛИЙ

коричневый

белый

ЗАКИСЬ АЗОТА

серый

черный

КИСЛОРОД

голубой

черный

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ

черный

белый

УГЛЕКИСЛОТА

Случайные статьи

Вверх