Инструкция по применению сжиженных и сжатых газов. Безопасность при эксплуатации баллонов со сжатыми и сжиженными газами

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ, ПРИЕМЕ, ХРАНЕНИИ

И ВЫДАЧЕ БАЛЛОНОВ СО СЖАТЫМИ

И СЖИЖЕННЫМИ ГАЗАМИ

1. Общие положения

1.1. Инструкция по охране труда (далее - инструкция) разработана в соответствии с требованиями Закона Украины "Об охране труда" и устанавливает правила выполнения работ и поведения работника на территории предприятия, в производственных помещениях и на рабочем месте в соответствии с государственными, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами об охране труда.

1.2. Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия.

1.3. В соответствии со статьей 18 Закона Украины "Об охране труда" работник обязан "знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда, правила обращения с машинами, механиз­мами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры".

1.4. В зависимости от конкретных условий организации производственного процесса, а также в связи с допущенными авариями и несчастными случаями, в инструкцию могут вноситься изменения и дополнения, которые излагаются на отдельном листе с подписью руководителя соответствующего структурного подразделения.

1.5. Инструкция является обязательным для выполнения нормативным документом для лиц, занятых перевозкой, приемом, хранением и выдачей баллонов со сжатыми и сжиженными газами.

1.6. Баллоны со сжатыми и сжиженными газами относятся к группе опасных грузов, а по степени опасности - к классу 2 (ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка"), что предусматривает повышенные требования при их транспортировке.

1.7. К управлению транспортными средствами, на которых перевозятся баллоны со сжатыми и сжиженными газами, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы водителем не менее трех лет, удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и прошли обучение, инструктаж и медицинский контроль.

Водитель транспортного средства для перевозки опасных грузов (баллонов со сжатыми и сжиженными газами) обязан соблюдать Правила дорожного движения, данную инструкцию и правила безопасной перевозки опасных грузов.

1.8. Водитель, выполняющий перевозку опасного груза, кроме документов, перечисленных в Правилах дорожного движения, обязан иметь при себе:

а) удостоверение о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза по форме приложения № 6 действующей в Украине "Инструкции по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной приказом МВД СССР № 181 от 23.09.85 г. Удостоверение выдается органами Госавтоинспекции;

б) удостоверение о допуске водителя к перевозке опасного груза. Форма удостоверения приведена в приложении 1 соответствующей действующей инструкции;

в) аварийную карточку системы информации об опасности (при отсутствии лица, ответственного за перевозку), приведенную в приложении 2 данной инструкции.

В верхнем левом углу путевого листа красным цветом должна быть сделанная отметка "Опасный груз".

1.9. Лица, ответственные за перевозку баллонов со сжатыми и сжиженными газами, а также те, кто осуществляет приемку, хранение и выдачу баллонов, должны пройти обучение, проверку знаний требований безопасности и получить соответствующие удостоверения.

1.10. Баллоны со сжатыми и сжиженными газами должны транспортироваться с навинченными на горловину предохранительными колпаками на специально оборудованных автомобилях, за исключением перевозки в автомобилях типа "клетка", исключающих их столкновение и переворачивание. Транспортировка баллонов на грузовых автомобилях с обычным кузовом допускается при использовании деревянных ложементов или брусьев с гнездами, резиновых или веревочных колец.

1.11. У автомобилей, предназначенных для перевозки баллонов, выхлопная труба от двигателя должна быть выведена на правую сторону перед радиатором. Выхлопная труба должна быть оборудована исправным искрогасителем.

Топливный бак должен быть оборудован металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища - металлической сеткой с размером ячеек 10x10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм.

1.12. Электрическое оборудование перевозящих опасные грузы класса 2 транспортных средств должно отвечать следующим требованиям:

а) номинальное напряжение не должно превышать 24 В;

б) электрические цепи должны защищаться от повышенных токов при помощи предохранителей;

в) электрические цепи должны размыкаться при помощи расположенного в кабине водителя выключателя;

г) находящиеся внутри кузова автомобиля электрические лампы должны быть закрыты крепкой сеткой или решеткой.

1.13. Автомобили для перевозки баллонов с сжиженными газами должны быть оборудованы надежным заземлением для отвода статического электричества.

1.14. У перевозящих опасные грузы класса 2 автомобилей с кузовом типа "фургон" кузов должен быть закрытым, надежным, иметь вентиляцию в нижней зоне (на уровне пола) и отделяться от кабины водителя промежутком не менее 150 мм. Дверцы кузова должны иметь замки.

1.15. Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки баллонов, кроме дополнительного оборудования, указанного в Правилах дорожного движения, должно быть укомплектовано:

а) набором инструмента для мелкого ремонта транспортного средства;

б) не менее, чем двумя порошковыми или углекислотными огнетушителями емкостью 5 л каждый, покрывалом из сукна, песочницей с сухим песком, лопатой;

в) не менее, чем одним противоугонным упором;

г) таблицами системы информации об опасности, изготовленными в соответствии с требованиями ГОСТ 19433 -88.

1.16. На автомобилях таблицы системы информации об опасности необходимо располагать следующим образом:

впереди - на правой стороне бампера;

сзади - на стенке кузова.

Таблицы не должны выступать за габариты автомобиля, закрывать номерные знаки и наружные световые приборы.

1.17. Баллоны с газами должны храниться в специально оборудованных для этого открытых и закрытых складах.

Запрещается складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами.

1.18. В независимости от того, где расположен склад (на производственной базе или на строительной площадке), к его обустройству предъявляются одинаковые требования безопасности:

Помещение необходимо располагать в стороне от дорог с интенсивным движением автотранспорта (с обеспечением подъезда к нему), а также от мест проведения работ с открытым огнем (кузнечные, сварочные и т.п.);

Возле входа в помещение должен быть установлен знак безопасности по ГОСТ 12.4.026-76, запрещающий курение и применение открытого огня. На складах баллонов с кислородом должен быть дополнительно установлен предупреждающий знак "Кислород. Маслоопасно";

Помещение для хранения баллонов должно быть одноэтажным высотой не менее 3,25 м, без чердака и подвала, выполненным из негорючих материалов, с легко сбрасываемой крышей, выкрашенной снаружи в белый цвет для отражения солнечных лучей;

Окна склада должны быть застеклены матовыми стеклами или выкрашены в белый цвет;

Окна и дверь должны открываться наружу;

На двери помещений для хранения сосудов со сжатыми и сжиженными газами должна быть указана категория врыво- и пожароопасности и классификация зон взрывоопасности (для применяемых баллонов с газами при газопламенной обработке металлов (А; В-1а; ІІ-І), а сами помещения и зоны, в которых постоянно или периодически находятся баллоны со сжатыми и сжиженными газами, должны быть соответствующим образом оборудованы согласно ПУЭ 7.3.41; 7.4.3;

Склады для хранения горючих газов могут оборудоваться только водяным, паровым низкого давления или воздушным отоплением;

Освещение помещения должно быть искусственным во взрывобезопасном исполнении или внешним (через окна). Выключатели освещения должны быть расположены снаружи;

Полы должны быть ровными с нескользкой поверхностью, исключающей образование искр.

1.19. Для удобства выполнения погрузочно-разгрузочных работ склад должен быть оборудован приемной рампой, расположенной на одном уровне с днищем кузова автомобиля, на котором перевозят баллоны. Между полом рампы и полом склада не должно быть порогов.

1.20. По требованиям пожарной безопасности в помещении должно быть не менее двух углекислотных огнетушителей, покрывало (асбестовая ткань).

Снаружи (возле входа в помещение) должен быть установлен ящик с сухим песком, емкостью 0,5 м 3 и щит с пожарным инвентарем.

1.21. В закрытых помещениях хранения сжиженного газа температура воздуха не должна превышать + 35°С. Для постоянного контроля за температурой должен быть термометр.

1.22. Склады для хранения баллонов с горючими газами должны быть оборудованы постоянно работающей принудительной во взрывобезопасном исполнении вентиляцией, которая должна обеспечивать пятикратный обмен воздуха, 2/3 которого должно отбираться из нижней части (зоны) через решетки (жалюзи) в дверях и стенах. В верхней зоне вытяжка должна осуществляться через дефлекторы. Помещение следует оборудовать газоанализаторами.

1.23. Баллоны с горючими газами, которые имеют башмаки, должны храниться в вертикальном положении с навернутыми заглушками на расходные штуцеры и с предохранительными колпаками.

1.24. Для предотвращения падения баллонов их следует ограждать пеньковой веревкой или цепочкой, закрепленной на специальных стойках.

Не допускается хранение пустых и наполненных баллонов в одной группе (гнезде).

Запрещается общее хранение в одном помещении баллонов с пропан-бутаном и ацетиленом или кислородом.

1.25. Для перемещения баллонов следует применять специальные тележки или носилки.

Запрещается перемещать баллоны (как пустые, так и наполненные) на плечах и руках.

При хранении и перемещении пустых баллонов следует соблюдать те же меры безопасности, которые предъявляются к наполненным.

Перемещение баллонов грузоподъемными механизмами допускается только в специальных контейнерах, исключающих случайное выпадение баллонов.

1.26. Выдачу и прием баллонов на складе должен выполнять работник, который прошел обучение, проверку знаний правил безопасности при обращении с баллонами и получил удостоверение.

Работник, отпускающий баллоны, должен следить за тем, чтобы на всех баллонах были навернуты колпаки. Запрещается принимать на склад баллоны без колпаков.

При невозможности из-за неисправности вентилей выпустить на месте потребления газ из баллонов или выявлении самопроизвольного истечения газа из баллона последние должны быть возвращены на наполнительную станцию. Не допускается ремонтировать самостоятельно такие вентили во избежание взрыва газа.

1.27. При приеме баллонов с наполнительной станции работник склада обязан проверить наличие на верхний сферической части каждого баллона следующих данных:

Товарный знак завода-производителя;

Номер баллона;

Фактическая масса пустого баллона, кг;

Дата (месяц, год) изготовления и год следующего освидетельствования;

Рабочее давление (Р), МПа (кгс/см 2);

Пробное гидравлическое давление (П), МПа (кгс/см 2);.

Емкость баллона (л);

Клеймо ОТК завода-изготовителя круглой формы диаметром 10 мм.

1.28. Работник склада должен следить за тем, чтобы поступающие с наполнительных станций баллоны с сжиженными газами были заправлены не выше установленных правилами норм, указанных в таблице.

Таблица

1.29. Не разрешается:

Хранение любых посторонних веществ, материалов, оборудования, предметов в складах баллонов с газами;

Транспортировка баллонов с газами без предохранительных колпаков и навинченных на штуцеры заглушек;

Хранение баллонов с поврежденным корпусом (вмятинами, трещинами, коррозией и т.п.);

Хранение баллонов с горючими газами и окислителями в помещениях, не являющихся специальными складами баллонов;

Ударять баллоны один о другой при погрузке, разгрузке и хранении, падение колпаков и баллонов на пол;

Допуск в склад баллонов с горючими газами лиц в обуви, подбитой металлическими гвоздями или подковами.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. До начала работы лица, занятые перевозкой, приемкой, хранением и выдачей баллонов с сжиженными газами, обязаны надеть спецодежду.

2.2. Осмотреть место работы и подъезды к нему.

2.3. Убрать лишние предметы, которые могут препятствовать свободному доступу к баллонам и безопасному их перемещению (разгрузке, погрузке).

2.4. Проверить исправность приспособлений и устройств для перемещения баллонов.

2.5. Проверить освещенность рабочего места.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. При перевозке баллонов с сжиженными и сжатыми газами автомобили типа "клетка" и бортовые машины с баллонами в случае необходимости разрешается останавливать не более, чем на 1 час на расстоянии не менее 10 м от жилых домов и 25 м от общественных зданий.

Расстояние от места стоянки машины для перевозки сжиженных газов до выгребных ям, погребов и люков колодцев подземных коммуникаций должна быть не менее 5 м.

Запрещается стоянка автомашин, загруженных баллонами со сжатыми и сжиженными газами в местах: с открытым огнем, в многолюдных местах (магазины, площади со зрелищными мероприятиями).

3.2. При движении по маршруту перевозки водитель осуществляет контроль за техническим состоянием автомобиля, креплением груза в кузове и сохранностью маркировки на автомобиле.

3.3. При управлении транспортным средством водителю запрещается:

а) резко трогать автомобиль из места;

б) резко тормозить;

в) ехать с отключенными сцеплением, коробкой передач, двигателем;

г) курить в автомобиле;

д) разводить огонь ближе 100 м от стоянки автомобиля;

е) отлучаться от автомобиля без крайней необходимости (при отсутствии лица, сопровождающего груз).

3.4. Запрещается перевозка на специализированном транспортном средстве посторонних грузов, а также лиц, не связанных с перевозкой данного опасного груза.

3.5. Лицо, сопровождающее опасный груз (баллоны) и ответственное за перевозку, обязано иметь удостоверение, которое подтверждает его право на участие в перевозке опасных грузов. Фамилия, инициалы сопровождающего указываются в путевом листе.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Необходимо проверить правильность складирования баллонов с сжиженными и сжатыми газами.

4.2. Освободить проходы от применяемых приспособлений и посторонних предметов.

4.3. Убрать используемые в работе приспособления в специально отведенное для них место.

4.4. Проверить помещения на предмет выполнения требований пожарной безопасности.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В случае вынужденной остановки транспортного средства с баллонами водитель обязан обозначить место остановки в соответствии с Правилам дорожного движения.

4.2. При поломке автомобиля и невозможности отбуксировать его за границы дороги или устранить техническую неисправность своими силами в течение 2 часов водитель должен принять меры для немедленного вызова автомобиля технической помощи с предприятия-собственника автомобиля.

4.3. В случае дорожно-транспортного происшествия и других аварийных ситуаций водитель действует в соответствии с Правилам дорожного движения. Кроме того, водитель обязан:

а) при необходимости принять меры для вызова пожарной помощи;

б) принять меры по ликвидации последствий аварии;

в) по возможности не допускать посторонних лиц к месту аварии;

г) по прибытии на место аварии представителей органов внутренних дел, здравоохранения и других служб проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

5.5. Если есть потерпевшие, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, а при необходимости вызвать “скорую медицинскую помощь”.

5.6. Оказание первой медицинской помощи.

5.6.1. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения - оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.

При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (внешний) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживление начинать необходимо немедленно, после чего вызвать «скорую медицинскую помощь».

5.6.2. Первая помощь при ранении.

Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.

Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.

5.6.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах.

При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу.

При переломе черепа (бессознательное состояние после удара по голове, кровотечение из ушей или изо рта) необходимо приложить к голове холодный предмет (грелку со льдом, снегом или холодной водой) или сделать холодную примочку.

При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось, с целью избежания повреждения спинного мозга.

При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.

5.6.4. Оказание первой помощи при ожогах кислотами и щелочами.

В случае попадания кислоты или щелочи на кожу, поврежденные участки необходимо тщательно промыть водой в течение 15-20 минут, после этого поврежденную кислотой поверхность обмыть 5%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или раствором уксусной кислоты.

В случае попадания на слизистую оболочку глаз кислоты или щелочи необходимо глаза промыть тщательно струей воды на протяжении 15-20 минут, обмыть 2%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или 3%-ным раствором уксусной кислоты.

В случае ожогов полости рта щелочью необходимо полоскать 3%-ным раствором уксусной кислоты или 3%-ным раствором борной кислоты, при ожогах кислотой - 5%-ным раствором питьевой соды.

В случае попадания кислоты в дыхательные пути необходимо дышать распыленным с помощью пульверизатора 10%-ным раствором питьевой соды, при попадании щелочи - распыленным 3%-ным раствором уксусной кислоты.

5.6.5. Оказание первой помощи при тепловых ожогах.

При ожогах огнем, паром, горячими предметами ни в коем случае нельзя вскрывать образовавшиеся пузыри и перевязывать ожоги бинтом.

При ожогах первой степени (покраснение) обожженное место обрабатывают ватой, смоченной этиловым спиртом.

При ожогах второй степени (пузыри) обожженное место обрабатывают спиртом или 3%-ным марганцевым раствором.

При ожогах третьей степени (разрушение кожаной ткани) рану накрывают стерильной повязкой и вызывают врача.

5.6.6. Первая помощь при кровотечении.

Для того чтобы остановить кровотечение, необходимо:

Поднять раненную конечность вверх;

Кровоточащую рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, не снимая наложенного материала, сверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненное место (с некоторым нажимом);

В случае сильного кровотечения, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, которые питают раненную область, при помощи изгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или зажимом. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

Приложение 1

Обязательное

УДОСТОВЕРЕНИЕ

о допуске водителя к перевозке опасного груза

Выдано водителю транспортного средства _________________

(фамилия, имя, отчество)

в том, что он ознакомлен с условиями безопасной перевозки баллонов со сжатыми или сжиженными газами, относящимися ко 2 группе опасных грузов, прошел обучение, инструктаж и допущен к выполнению перевозок указанного груза.

Обучение проведено "___" __________ 200 _ г.

Инструктаж проведен "___" __________ 200 _ г.

Медицинский осмотр проведен "___" __________ 200 _ г.

Срок действия удостоверения до "___" __________ 200 _ г.

Руководитель предприятия _______________________________

(фамилия, инициалы, подпись, печать)

"___" __________ 200 _ г.

Приложение 2

Обязательное

АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА

СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПАСНОСТИ

Техническое наименование опасного вещества _____________

______________________________________________________

Другие наименования (синонимы) _________________________

Класс и подкласс опасного вещества по ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" ____________________

Код неотложных мер (КНМ) _______________________________

Присвоенный веществу номер по списку ООН _______________

Максимальная масса вещества брутто или масса одной упаковки и их максимальное количество, которое можно перевозить на одном транспортном средстве ____________________________

Ограниченное количество вещества брутто или количество упаковок на одном транспортном средстве, которые можно перевозить как безопасный груз _________________________________

Взрывоопасность вещества ______________________________

Пожароопасность вещества ______________________________

Опасность для живых организмов _________________________

Индивидуальные средства защиты:

Органов дыхания _______________________________________

Глаз __________________________________________________

Кожи __________________________________________________

Меры первой помощи

При остановке дыхания __________________________________

При попадании в глаза и на кожу __________________________

При глотании __________________________________________

Действия в случае повреждения тары (упаковки) и других возможных аварийных ситуаций _____________________________

Способы и средства обезвреживания ______________________

Действия в случае ДТП __________________________________

Действия в случае поломки транспортного средства __________

Организация, ответственная за перевозку __________________

______________________________________________________

(полное наименование)

Лицо, ответственное за перевозку _________________________

______________________________________________________

(должность, фамилия, инициалы, подпись, дата, печать)

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя

подразделения

/организации/ - разработчика)

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

Наименование организации

ИНСТРУКЦИИЯ №

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРИ ХРАНЕНИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ БАЛЛОНОВ СО СЖИЖЕНЫМИ, РАСТВОРЕННЫМИ ГАЗАМИ

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Председатель комитета профсоюза Руководитель организации

«____»________________ 2002г. ______________ 2002г.

протокол №__________________

ИНСТРУКЦИЯ №

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ, ХРАНЕНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ БАЛЛОНОВ СО СЖИЖЕНЫМИ И РАСТВОРЕННЫМИ ГАЗАМИ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

      К эксплуатации, транспортировке баллонов допускаются лица, не моложе 18 лет, обученные и аттестованные в установленном порядке, прошедшие медкомиссию и инструктаж на рабочем месте, имеющие удостоверение с фотографией на право выполнения данного вида работ.

      Персонал должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, правила пожарной безопасности и настоящую инструкцию.

      Лица, ответственные за хранение, получение со склада и перевозку сжатых газов назначаются приказом начальника дистанции.

      При хранении баллонов на открытых площадках навесы, защищающие их лт воздействия осадков и прямых солнечных лучей, должны быть выполнены из негорючих материалов.

      Баллоны с горючим газом, имеющие башмаки, должны храниться в вертикальном положении в специальных гнездах, исключающих их падение.

      Баллоны, не имеющие башмаков, должны храниться в горизонтальном пложении на рамах или стеллажах. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м, а клапаны должны быть закрыты предохранительными колпаками.

      Пустые баллоны следует хранить раздельно от наполненных баллонов.

      Газовые баллоны должны быть предохранены от ударов и действия прямых солнечных лучей.

От отопительных приборов баллоны должны устанавливаться не менее 1 м.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть положенную спецодежду, спецобувь.

2.2. Осмотреть рабочее место, освободить его от посторонних, горючих материалов.

2.3. Осмотреть и убедиться в исправном состоянии носилок и тележек для транспортировки баллонов.

  1. Требования безопасности во время работы

      Эксплуатация, хранение и транспортировка баллонов со сжатыми и растворенными газами (кислород, ацетилен, пропан) должны осуществляться в соответствие с требованиями правил устройств и безопасной эксплуатацией сосудов, работающих под давлением.

      При получении баллонов на складе их необходимо осмотреть и убедиться в том, что:

На корпусе баллона нет вмятин, повреждений:

Срок годности баллона, указанный на клейме, не истек;

На вентиле имеется защитный колпак;

Вентиль исправен.

3.3. . Баллоны со сжатым и сжиженным газом необходимо грузить и разгружать с особой осторожностью. Погрузку и выгрузку должны выполнять двое рабочих, при этом нельзя разгружать баллоны вентилем вниз, бросать их и ударять один о другой, т. к. вследствие высокого давления внутри баллона и дополнительного местного увеличения напряжения при ударе, может послужить причиной взрыва.

3.4. Баллоны с кислородом и ацетиленом укладывают в машины не более, чем в три ряда и не выше бортов на специальные стеллажи с прокладками. Кузов машины должен быть тщательно очищен от мусора, особенно от любых видов масел.

3.5. Кислородные баллоны от места разгрузки нужно перемещать только на специальных носилках или тележках. Нельзя переносить их на плечах, т. к. при случайном падении может произойти взрыв.

3.6.Грузить и перемещать баллоны, у которых вентили не закрыты колпаками, а также прикасаться к вентилям замасленными руками запрещается.

3.7. Разрешается транспортировка баллонов в специальных металлических контейнерах на автомобильном транспорте.

3.8. Баллоны с газом, устанавливаемые в помещениях, должны находиться от радиаторов отопления и других нагревательных приборов на расстоянии не менее 1м, а от источников тепла с открытым огнем – не менее 5м.

3.9. Баллоны с газом должны храниться в специальных спроектированных для этого открытых и закрытых складских помещениях. Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючим газом запрещается.

3.10 Хранение и транспортировка баллонов должны производиться с навернутыми колпаками.

3.11. При бесконтейнерной транспортировке баллонов должны соблюдаться следующие правила:

    на баллонах до отказа должны быть навернуты предохранительные колпаки;

    баллоны должны укладываться в специальные гнезда, обитые войлоком;

    при погрузке более одного ряда должны применяться специальные прокладки;

    при погрузке и разгрузке не допускается сбрасывать баллоны и ударять друг о друга;

    баллоны укладываются только поперек автотранспорта.

3.12.При сварке на открытых площадках в зимнее время баллоны углекислым газом во избежание замерзания должны размещаться в утепленных помещениях.

3.13. Совместная транспортировка кислородных и ацетиленовых баллонов разрешается при следующих условиях:

    одновременно можно перевозить не более 10 баллонов (суммарно);

    ацетиленовые баллоны тщательно очищают от следов масла;

    баллоны должны быть уложены на деревянных подставках.

3.13. В летнее время баллоны должны быть защищены от солнечных лучей брезентом.

3.14. Редуктор предназначен для регулирования расхода газа, понижения и автоматического поддержания давления газа до рабочего.

3.15. Редукторы, выпускаемые промышленностью, стандартизированы по следующим типам:

Б- баллонные, Р- рамповые, С- сетевые. А- ацетиленовые, К- кислородные, М- метановые, П- пропан-бутановые.

Баллонные редукторы для различных газов отличаются размерами и конструкцией присоединительного узла, условной окраской, присвоенной соответствующему газу.

Хранение баллонов

3.13 В рабочем положении и при хранении баллоны должны находиться в вертикальном положении. Пустые баллоны хранить отдельно от наполненных баллонов.

3.14. Хранить баллоны с газами следует с навинченными на них колпаками.

3.15 Баллоны для проведения газопламенных работ должны иметь отличительную окраску.

3.16. Баллоны, имеющие трещины, вмятины, риски глубиной более 10 %толщины стенки отбраковываются и изымаются из эксплуатации.

3.17. При хранении и перевозке следить, чтобы на них не попадало масло.

3.18.баллоны должны возвращаться на склад с навернутыми колпаками и закрытыми вентилями.

Хранение карбида кальция

3.19 Барабаны с карбидом кальция следует хранить в сухих, защищенных от попадания влаги, хорошо проветриваемом помещении, с кровлей легкого типа, не имеющих чердачных перекрытий.

В здании склада должно быть освещение, канализация, отопление.

3.20.Склад должен быть обеспечен углекислотными огнетушителями, асбестовым полотном и ящиком с сухим песком.

3.21.На складе хранения карбида кальция курение запрещено.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При получении термического ожога, если на пострадавшем загорелась одежда. Нужно быстро набросить на него любую плотную ткань или сбить пламя водой.

4.2. При небольших по площади ожогах 1-ой и 2-ой степени нужно наложить на обожженный участок кожи стерильную повязку и направить пострадавшего в лечебное учреждение. Поставить в известность руководителя работ. При тяжелых и обширных ожогах пострадавшего необходимо завернуть в чистую ткань или простыню, не раздевая его, укрыть потеплее, создать покой до прибытия врачей.

Требования безопасности по окончании работ

5.1. После окончания работ тщательно проверить состояние рабочего места, если проводились газоэлектросварочные работы, эти места промыть водой.

5.2. Все баллоны с газом доставить к месту их постоянного хранения и сдать кладовщику.

5.3. Вымыть руки с мылом, принять душ.

Инструкцию составил:

Руководитель подразделения

Согласовано:

Инженер по охране труда

  1. клеймо аттестующей организации (аттестация может находиться в различных местах), периодичность переосвидетельствования 1 раз в 5 лет.
  2. месяц, год пройденной аттестации и год до которого действует аттестация.
  3. клеймо завода изготовителя.
  4. порядковый номер баллона.
  5. месяц выпуска, год выпуска, аттестация завода изготовителя.
  6. рабочее давление баллона.
  7. проверочное давление баллона.
  8. объем баллона.
  9. клеймо ОТК завода изготовителя.
  10. масса баллона.

Паспорт баллона, до 19 декабря 2014г. в., существовал в виде цифр, нанесенных на горловину баллона. Даже при покупке баллонов с завода-изготовителя нам присылали в сопровождение лишь паспорт качества на партию баллонов, с указанием в реестре номеров и вида газа на конкретный баллон. Паспорт на каждый баллон завод не выдавал.

После 19 декабря 2014г. завод выдает паспорт на КАЖДЫЙ баллон, связано это с тем, что завод получил сертификат соответствия ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГЛАМЕНТу Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»(ТР ТС 032/2013). Поэтому все баллоны, выпускаемые после указанной даты подлежат паспортизации.


срок службы баллонов

Полезный срок использования для стальных бесшовных баллонов малой и средней вместимости на рабочее давление до 19,6МПа, изготовленных по ГОСТ 949-73, установлен 20 лет.

Важно: срок службы баллона - 20 лет.

22 декабря 2014г. согласно приказа Ростехнадзора № 116 от 25 марта 2014 года в нашей стране вступили в силу новые правила промышленной безопасности, согласно которым срок эксплуатации баллонов до 40л. составляет 20 лет. И все, дальше нельзя никаким образом эксплуатировать, ни аттестовать, ни экспертизу сделать, НИЧЕГО, только в металлолом. Вот такие теперь правила. Кто не любит много читать – публикуем отдельно листочек с п.485, где написано про срок эксплуатации –

Ниже приводим пояснение Ростехнадзора к приказу № 116 от 25.03.2014:

В какие сроки и как должен быть реализован данный приказ?

Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 №116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее ФНП), зарегистрированный Минюсте России 19.05.2014, регистрационный № 32326) вступает в силу по истечении трех месяцев с момента его официального опубликования (опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 22.09.2014), т.е. 22.12.2014.

Как будет контролироваться его исполнение на предприятиях?

Контроль исполнения данного приказа на предприятиях - обязанность руководителя, который должен организовать безопасную эксплуатацию в соответствии с пунктом 218 ФНП.

От 50 - до 80% баллонов на предприятия малого и среднего бизнеса свыше 40 лет и подлежат замене. Хотелось бы получить ответ, какой по Вашему мнению, выход из ситуации?

Реализация данного приказа не подразумевает одновременного изъятия из эксплуатации всех газовых баллонов, отработавших срок службы. Баллоны, отработавшие нормативный срок службы, но прошедшие техническое освидетельствование в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 91, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003, регистрационный № 4776, которым установлен срок безопасной эксплуатации до следующего технического освидетельствования, по истечении этого периода (после даты следующего освидетельствования, выбитой на баллоне) не должны приниматься к заправке наполнительными пунктами и подлежат выбраковке. Таким образом, должна произойти планомерная замена парка баллонов с истекшим сроком службы в течение нескольких лет.

Неизбежно, придется обращаться к иностранным производителям. Значительная часть финансовых потоков пойдет в зарубеж, не скажется ли это негативно на нашей экономике, учитывая, тот фактор, что странами ЕС ведется политика санкций в отношении нашей страны?

Возможные негативные последствия также могут быть смягчены, например, путем газификации больниц и других крупных потребителей кислорода (а также других газов) путем отказа от покупки и транспортирования газообразного кислорода и установки криогенных газификаторов. Учитывая вышеуказанные доводы, полагаем, что мощностей отечественных производителей баллонов и криогенной техники хватит для Пояснение Ростехнадзора к приказу Пояснение Ростехнадзора к приказу № 116 от 25.03.2014 решения указанной проблемы и, кроме того, простимулирует их развитие.

Ни приведет ли введение новых правил к внедрению нового европейского стандарта на баллоны?

Согласно Перспективному плану работы Технического комитета по стандартизации ТК 357 «Стальные и чугунные трубы и баллоны» на 2012-2019 гг. с целью перехода российской промышленности к мировой практике изготовления стальных бесшовных баллонов разрабатывается проект национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9809-1 «Баллоны газовые. Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования. Проектирование, изготовление и испытание», который устанавливает требования к проектированию, изготовлению и испытанию стальных бесшовных газовых баллонов, соответствующие современным мировым направлениям и содержит формулы расчета толщины стенки баллонов, которые позволяют проектировать и изготавливать облегченные газовые баллоны.

Привлечение баллонов импортного производства, с большим диаметром, повлечет за собой и замену контейнеров для транспортирования и хранения баллонов? А это тоже время и затраты.

Вопросы замены контейнеров для транспортирования и хранения газовых баллонов некритичны согласно вышеприведенным доводам.

Статья опубликована на сайте gasworld.ru

Какие выводы из всего этого следуют? Да все предельно просто. Закон вступил в силу в декабре 2014г, значит, можно спокойно до 2019г. пользоваться имеющимся в наличии парком. Что будет дальше? А дальше, по мнению надзора, за это время все должны закупить новых баллонов, еще выйдет новый ГОСТ, который позволит пустить волну импорта… Короче «Покупайте новые баллоны!» такой лозунг на ближайшее время.. А деньги-то немалые вложить нужно, и так каждые 20 лет. Дороговато как-то. Может, как в Европе будет, где баллонов высокого давления мало у кого есть. Там часто газ продают, баллончик в аренду подсовывают, недорого за аренду берут, но уже монополия.



правила хранения баллонов

Постановление Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 91 Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

как правильно погрузить баллоны


Обратите внимание: баллоны должны быть уложены не выше борта, вентилем вправо по ходу движения. Также водитель должен принять меры для предотвращения перемещения баллонов по кузову(закрепить при помощи стяжки, либо использовать специальные приспособления), баллоны должны быть снабжены колпаками.

правила перевозки баллонов с техническими газами (А.Г.Блинов)

В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза. А зачастую можно без проблем возить существенно больше!

Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами. Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения это подтверждают.

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

"Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 №37, от 14.10.1999 №77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997). "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №76). "Правила дорожного движения" (ПДД 2006), а именно статья 23.5, устанавливающая что "Перевозка... опасных грузов... осуществляется в соответствии со специальными правилами". "Кодекс РФ об административных правонарушениях", статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде "административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда".

В соответствии с п.п.3 п.1.2 "Действие Правил не распространяется на... перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза". Там же разъяснено, что "Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)". Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ , устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.

Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 "Положения ДОПОГ не применяются... к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки". Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий - изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 ).

Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ. Негорючие, неядовитые газы (группы А - нейтральные и О - окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) - ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под "единицей" здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа.

Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:газ класс объем количество

  • Азот 2A баллон 40л до 24 штук включительно
  • Аргон 2F баллон 5кг/40л до 18 штук включительно
  • Ацетилен 2F баллон 5кг/40л до 18 штук включительно
  • Гелий 2A баллон 40л до 24 штук включительно
  • Кислород 20 баллон 40л до 24 штук включительно
  • Пропан 2F баллон 21кг/50л до 15 штук включительно
  • Углекислота 2A баллон 24кг/40л до 41 штук включительно
  • Углекислота 2A баллон 19кг/40л до 52 штук включительно

Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.

Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ "Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма... количества веществ и изделий транспортной категории "2", помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории "3" не должна превышать 1000".

Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода? Расчет: (21[кг] * 4) * 3 + 40[л] * 8 = 572 < 1000. Следовательно, такая перевозка не будет считаться перевозкой опасного груза.

Существенно, что п.2.11.2 Правил перевозки опасных грузов гласит: "совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14)". Общий смысл таблицы сводится к тому, что совместная перевозка взаимно реагирующих (например, образующих взрывоопасные смеси) веществ не допускается. Однако для газов почему-то сделано исключение.

Легковоспламеняющиеся газы (класс 2.3 по таблице 7.14 ), невоспламеняющиеся неядовитые газы (класс 2.1, в который входит и кислород) и окисляющие вещества (класс 5.1) везде совместимы и допущены к одновременной перевозке, в то время как перевозка окислителей и легковоспламеняющихся жидкостей (классов 3.1 и 3.2) запрещена. Возможно, просто по ошибке? С другой стороны, сообразно той же таблице, ЛВЖ класса 3.3 с окислителями возить можно... В любом случае мы усиленно не рекомендуем без крайней необходимости перевозить совместно кислород и пропан, а особенно, если кузов машины закрытый.

окраска баллонов

Окраска и маркировка баллонов производится либо на заводе (при изготовлении), либо при переосвидетельствовании баллона, бывают, конечно, рачительные хозяева, которые сами окрашивают свои баллоны, но это скорее исключение, нежели правило.

Окраску баллонов производят в соответствующий для данного газа цвет и наносят надпись(название газа), все это делают для того, чтобы не перепутать баллон при заправке, так как далеко не все газы инертны и безопасны. Поэтому мы настоятельно не рекомендуем самостоятельно перекрашивать баллоны в другой цвет, такая беспечность может стоить кому-то жизни.

В нашей стране окраску баллонов регламентируют "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением"

Не будем утомлять Вас длинным списком, ниже приведены цвета окраски для самых распространенных виды газов.

ГЕЛИЙ

коричневый

белый

ЗАКИСЬ АЗОТА

серый

черный

КИСЛОРОД

голубой

черный

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ

черный

белый

УГЛЕКИСЛОТА

Емкости для хранения сжиженных газов должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора.

Стационарные емкости могут быть цилиндрической и сферической формы, а по способу установки - подземными и наземными.

Емкости для хранения сжиженного газа должны быть только сварными. Баллоны для сжиженного газа свариваются из листовой стали и состоят из обечайки, двух штампованных днищ, горловины, запорного вентиля с заглушкой, башмака it колпака, для предохранения вентиля баллона от повреждений. На каждом баллоне должен быть указан завод-изготовитель, тип баллона, вес его (в кг) и емкость (в л), дата (месяц, год) произведенного и следующего очередного освидетельствования, рабочее давление (в кГ/см 2), клеймо ОТК завода, клеймо Госгортехнадзора и пробное давление гидравлического испытания (в кГ/см 2).

Баллон окрашивается в красный цвет с белой надписью «пропан - бутан».

В системе снабжения сжиженным газом большая роль принадлежит складам для хранения баллонов.

При строительстве и эксплуатации складов, а также яри транспортировке сжиженного газа необходимо соблюдать «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора и «Временные правила проектирования, строительства и эксплуатации газового хозяйства в сельской местности».

Этими правилами разрешается хранение баллонов как в помещениях, так и на открытых огороженных площадках под навесом.

Общая емкость складов должна приниматься из расчета 5-7-дневного запаса газа для потребителей.

Помещения складов должны быть одноэтажными, без чердачных и подвальных помещений, с легкими перекрытиями и огнестойкими или полуогнестойкими стенами и перегородками. Склады должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией, обеспечивающей пятикратный обмен воздуха, а двери и окна должны открываться наружу. Высота помещения склада или навеса принимается не менее 2,5 м.

Освещение складов должно быть во взрывобезопасном исполнении.

Внутри складов баллоны могут храниться в специальных гнездах, клетках или должны быть ограждены барьером. При горизонтальном хранении баллонов вентили должны быть направлены в одну сторону, а высота штабелей баллонов не должна превышать 1,5 м. Расстояние от баллонов с газом до отопительных приборов на складе не должно быть менее 1,5 м.

Температура на складе не должна превышать 30° С.

Все склады оборудуются противопожарными средствами и предупредительными плакатами и инструкциями.

Склады организуются для создания резервного запаса на период бездорожья, для временного хранения в местах разгрузки из вагонов, а также для снабжения потребителей.

Институтом Укргипрогорпромгаз разработан типовой проект базы-склада баллонного хозяйства на 1000 бытовых установок с возможностью развития до 2000 установок.

Склад - в виде навеса из сборного железобетона, что уменьшает его стоимость и обеспечивает хорошее проветривание. Стоимость такой базы-склада определяется в 8,6 тыс. руб.

Институтом Мосгазпроект разработан другой типовой проект склада, рассчитанного на 400 баллонов.

Этот склад предусмотрено строить из кирпича и сборного железобетона со стенами решетчатого типа. Его стоимость составляет 7,4 тыс. руб.

Трестом Рязаньоблгаз разработан проект склада на 100 баллонов для снабжения потребителей в сельской местности. Этот склад представляет собой каркас из стальных уголков 40 X 40 мм, на который натягивается и привязывается металлическая сетка. Стоимость такого малого склада не превышает 200 рублей.

Для снабжения населения сжиженным газом в малолитражных баллонах проектным институтом Южгипрогаз разработаны три типа киосков по продаже этих баллонов. Киоск состоит из уголков с натянутой сеткой и крышей из асбоцементных листов.

Стоимость такого киоска составляет 220 руб.

Транспортировка сжиженного газа от заводов-изготовителей до потребителей (кустовых баз) осуществляется главным образом железнодорожным транспортом в специальных цистернах.

Железнодорожные цистерны оборудуются следующей арматурой: для налива и слива, для контроля степени заполнения и давления в ней, а также предохранительными устройствами. Для защиты от солнечных лучей цистерны оборудованы теневыми кожухами.

Для доставки сжиженного газа с кустовых баз на склады и газораздаточные станции и к потребителям в большинстве случаев используется автотранспорт. Для этой цели в СССР выпускается три вида автоцистерн: на шасси автомашин МАЗ-200, ЗИЛ-151 и ЗИЛ-164. Их емкость в пределах от 3 до 15 т. Оборудуются они примерно той же арматурой, что и железнодорожные цистерны. Кроме того, автоцистерна должна быть оборудована: двумя шлангами (для паровой фазы и жидкой), двумя углекислотными огнетушителями, штырем с тросом для заземления автоцистерны от статического электричества.

Самой распространенной и доступной в сельской местности является доставка сжиженного газа в баллонах. При этом можно использовать любой вид транспорта: тракторы с прицепами, автомобильный, водный и гужевой транспорт на мягких рессорах.

Перевозить баллоны можно в обычных бортовых автомашинах как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. При этом между ними должны прокладываться деревянные бруски, с вырезанными по размеру баллонов гнездами. На баллоны надеваются веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм.

При перевозке на специальных автомашинах баллоны, наполненные газом, защищаются от солнечных лучей тентом, а на бортовых автомашинах и другом транспорте накрываются брезентом.

Автомашины, занятые на перевозке баллонов с газом, должны иметь глушитель, выведенный вперед, красный флажок и два углекислотных огнетушителя, а также красную полосу вдоль борта и надпись «пропан-бутан».

При перевозке заполненных баллонов запрещается находиться людям в кузове автомашины. Примерная инструкция для шофера и слесаря по транспортировке баллонов дана в приложении 10.

Доставка газа потребителям в основном осуществляется двумя типами специальных автомашин, конструкцию которых разработал Саратовский институт Гипрониигаз.

В одном случае на шасси автомашины ГАЗ-51 установлены 12 контейнеров, по три баллона (емкостью 55 л) в каждом. Погрузку и разгрузку контейнеров производит легкий кран, смонтированный между кузовом и кабиной водителя.

В другом случае на шасси автомобиля ГАЗ-51 устанавливается каркас, сваренный из уголков и труб с ячейками-клетками, в которые укладываются баллоны в горизонтальном положении. Такая автомашина типа «Клетка» может одновременно перевозить 32 баллона, однако при перевозке баллонов на значительные расстояния

целесообразно перевозить большее количество баллонов. Для этого предполагается снять кузов автомашины типа «Клетка» и заменить обычным кузовом с сепаратором, который состоит из деревянных реек, отделяющих баллоны друг от друга. При этом емкость автомашины увеличивается с 32 до 45 баллонов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Инструкция по охране труда
для работников, занятых перевозкой,
хранением и эксплуатацией баллонов со сжиженным и сжатым газом

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция предусматривает общие требования по охране труда для работников, занятых перевозкой, хранением и эксплуатацией баллонов со сжатым и сжиженным газом (далее - баллонов) в организациях.
1.2. При эксплуатации баллонов работники могут быть подвержены механическим трав мам и ожогам (при взрывах, пожарах), а в случае выделения в воздух рабочей зоны вредных и ядовитых веществ - отравлению.
1.3. К обслуживанию баллонов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение безопасным методам работы и сдавшие экзамен комиссии при участии инспектора регионального органа Госгортехнадзора России.
Результаты экзаменов оформляются протоколом с указанием, к каким видам работ допускаются работники, прошедшие проверку знаний. На основании протокола комиссии работникам выдаются удостоверения. Кроме того, каждому работнику при допуске к самостоятельной работе необходимо пройти инструктаж по охране труда на рабочем месте.
1.4. Все работники обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и индивидуальными средствами защиты согласно действующим нормам. Средства индивидуальной защиты хранятся в специально оборудованном помещении.
1.5. Помещения складов для хранения баллонов необходимо обеспечивать естествен ной вентиляцией и взрывобезопасным освещением.
1.6. Окна помещений для хранения баллонов следует закрашивать белой краской или оборудовать солнцезащитными негорючими устройствами.
1.7. Помещения для хранения баллонов необходимо оснащать газоанализаторами, а при их отсутствии руководителю объекта следует установить порядок отбора и контроля проб воздуха.
1.8. Баллоны, хранящиеся на открытом воздухе, необходимо защищать от воздействия атмосферных осадков и солнечных лучей; защитные сооружения следует выполнять из негорючих материалов.
1.9. Места хранения, а также погрузки и разгрузки баллонов необходимо обеспечить первичными средствами пожаротушения
1.10. При использовании баллонов со сжатым и сжиженным газом в лабораторных целях их необходимо устанавливать вне здания лаборатории в металлических шкафах. Эти требования не распространяются на баллоны, которые конструктивно являются составной частью приборов.
1.11. Размещение групповых баллонных установок (в состав установки входит более двух баллонов) допускается у глухих наружных стен зданий.
1.12. В шкафах и будках, где размещаются баллоны, необходимо иметь прорези или жалюзийные решетки для естественной вентиляции, исключающей образование в шкафах взрывоопасной смеси

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть предусмотренную соответствующими нормами спецодежду.

2.2. В склад, где хранятся баллоны, не входить в обуви, подбитой металлическими гвоздями или подковками. В случае необходимости следует пользоваться резиновыми калошами. 2 3. Проверить наличие и исправность первичных средств пожаротушения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Хранить и принимать на склад только баллоны, вентили которых закрыты предохранительными колпаками.
3.2. Баллоны, имеющие башмаки, необходимо хранить в вертикальном положении в гнездах, клетях и других устройствах, исключающих их падение.
Баллоны, не имеющие башмаков, следует хранить в горизонтальном положении на специальных деревянных рамах или стеллажах. Высота штабеля в этом случае не должна превышать 1,5 м, а вентили должны быть обращены в одну сторону
3.3. Не допускается хранение баллонов с неисправными вентилями, поврежденным корпусом (с трещинами, вмятинами, сильной коррозией)
3.4. Не допускается совместное складское хранение в одном помещении баллонов с горючими газами, кислородом, сжатым воздухом, хлором, фтором, а также карбида кальция, красок, масел и жиров.
3.5. Не допускается хранение каких-либо горючих материалов и проведение работ с открытым огнем на расстоянии менее 10 м от склада с баллонами.
3.6. При складировании, транспортировке и эксплуатации баллонов следует принимать меры против их падения, повреждения и загрязнения Нельзя допускать ударов баллонов друг о друга, соприкосновения кислородных баллонов и их арматуры с промасленным материалами.
3.7. Перемещать баллоны к месту погрузки и от места разгрузки только на специальных тележках, конструкция которых позволяет предохранять баллоны от тряски и ударов. Не допускается переноска баллонов на руках и плечах.
3.8. Перемещение баллонов при погрузочно-разгрузочных работах производить с помощью устройств, предназначенных для этой цели и обеспечивающих безопасность эксплуатации (транспортеры и другие специальные приспособления). Подъем баллонов с помощью магнитных кранов не допускается
3.9. При отсутствии грузоподъемных механизмов погрузочно-разгрузочные работы следует производить не менее чем двум работникам.
3.10. При погрузочно-разгрузочных работах не допускается разгружать баллоны колпаками вниз, а также грузить баллоны на автомашины при наличии в кузове грязи, мусора, следов масла.
3.11. Транспортировку баллонов производить только с навинченными на их горловины предохранительными колпаками
Не допускается транспортировать баллоны с присоединенными редукторами.
3.12 Перевозку баллонов осуществлять на автомашинах типа «клетка» или автомашинах со специальным кузовом, исключающим возможность падения баллонов и ударов их друг о друга Перевозка баллонов на автомашинах с обычным кузовом допускается при использовании специальных приспособлений. В качестве таких приспособлений обычно применяются защитные резиновые кольца (по два на баллон) Допускается вместо резиновых колец использовать прокладки из досок с вырезами гнезд для баллонов (гнезда должны быть обиты войлоком), а также применять пеньковый канат толщиной не менее 25 мм. Не разрешается использовать в качестве прокладок между баллонами сено, солому и другие легковоспламеняющиеся материалы
3.13. При перевозке баллонов в горизонтальном положении предохранительные колпаки баллонов обратить в одну сторону Баллоны следует грузить поперек кузова автомашины в пределах высоты ее бортов
В вертикальном положении баллоны можно грузить лишь при условии плотной загрузки, исключающей возможность перемещения или падения баллонов. Дверные проемы
следует ограждать досками толщиной не менее 40 мм с целью исключения навала груза на двери.
3.14 У автомашин, предназначенных для перевозки баллонов, выхлопную трубу двигателя с установленным на нее съемным искрогасителем следует вы-вести к передней части машины.
3.15. На каждой автомашине необходимо иметь два углекислотных или порошковых огнетушителя вместимостью не менее 2 л каждый и красный опознавательный флажок в переднем углу левого борта.
3.16. Машины с газонаполненными баллонами, находящиеся на стоянке более 1 часа, разрешается ставить на расстоянии не менее:
10 м or жилых домов и 25 м от общественных зданий - для машин типа «клетка»;
20 м от жилых домов и 40 м от общественных зданий - для бортовых машин.
3.17. При перевозке баллонов с газами не допускаются:
толчки, резкие торможения при движении;
транспортировка баллонов без предохранительных колпаков;
оставление автомашины без присмотра.
3.18. Во время погрузки и разгрузки автомашины выключить ее двигатель, за исключением тех случаев, когда автомашина имеет устройство для погрузки и разгрузки баллонов с приводом от двигателя.
3.19. Баллоны с газом, устанавливаемые в помещении, должны находиться на расстоянии не менее 1 м от радиаторов отопления и других отопительных приборов и печей и не менее 5 м от источников тепла с открытым огнем.
3.20. Установка баллонов со сжиженными газами в цокольных, подвальных и подземных помещениях не разрешается
3.21. Баллоны, наполненные сжиженными газами, получаемые предприятием для производственных целей, не допускается использовать на коммунально-бытовых установках.
3.22. Во время замены баллонов, установленных в помещении, не допускается пользоваться открытым огнем, включать и выключать электроосвещение.
Не допускается замена баллонов при работающих отопительных печах и других приборах, имеющих открытый огонь Указанные приборы следует выключить до окончания замены баллонов.
3.23. При невозможное™ стравить газ на месте потребления из-за неисправности вентилей баллоны следует возвратить на наполнительную станцию.
3.24. Перенасадка башмаков и колец для колпаков, замена вентилей и их ремонт производить на пунктах по освидетельствованию баллонов.
3.25. Не допускается находящийся в баллонах газ вырабатывать полностью. Остаточное давление в баллоне должно быть не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).
3.26. При эксплуатации баллонов следует предохранять их от соприкосновения с токоведущими проводами.
3.27. Разрешается совместная транспортировка к месту сварки на специ-альной тележке кислородного и ацетиленового баллонов.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения пожара на складе одновременно с тушением огня усиленно охлаждать водой баллоны и, по возможности, удалить их из опасной зоны.
Если баллоны сильно нагреты или находятся в очаге пожара, то воду для их охлаждения подавать из-за укрытия.
4.2. Если при хранении на складе обнаружена утечка газа из баллона, баллон необходимо удалить со склада в безопасное место
4.3. При обнаружении утечки газа при перевозке баллонов отнести негерметичный баллон в подветренную сторону и, открыв вентиль, выпустить газ.
4.4. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить о происшествии непосредствен ному начальнику, принять меры для сохранения всей обстановки несчастного случая (аварии), если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития опасной ситуации.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место
5.2. Убрать баллоны в специально отведенное для хранения место.
5.3. Убрать инструмент в предназначенное для хранения место.

Случайные статьи

Вверх