Дешифрирование аэроснимков. Порядок дешифрирования аэрофотоснимков

  • Глава 3. Дешифрирование аэрофотоснимков
  • § 12. Основные дешифровочные признаки
  • § 13. Виды дешифрирования аэрофотоснимков
  • § 14. Дешифрирование топографических объектов местности
  • § 16. Определение элементов залегания горных пород
  • § 17. Поиски и разведка месторождений строительных материалов по аэрофотоснимкам
  • § 18. Пути автоматизации дешифрирования
  • Глава 4. Планово-высотное обоснование аэрофотоснимков
  • § 20. Элементы ориентирования аэрофотоснимков
  • § 21. Привязка аэрофотоснимков
  • § 22. Аэрорадионивелирование
  • § 23. Радиовысотомер
  • § 24. Определение колебаний высоты полета
  • § 25. Воздушная привязка аэрофотоснимков
  • § 26. Оценка качества привязки
  • § 28. Преобразование системы координат планового аэрофотоснимка в систему координат горизонтального аэрофотоснимка
  • § 31. Дифференциальное трансформирование
  • Глава 6. Определение координат точек аэрофотоснимков
  • § 32. Определение элементов взаимного ориентирования
  • § 33. Определение элементов внешнего ориентирования
  • § 34. Стереокомпараторы
  • Глава 7. Аналитическая пространственная фототриангуляция
  • § 35. Метод пространственной фототриангуляции
  • § 36. Способы построения аналитической пространственной фототриангуляции
  • § 37. Блочная фототриангуляция
  • Глава 8. Стереофотограмметрическое трассирование линейных сооружений
  • § 38. Комплекс комбинированного трассирования дорог
  • § 39. Трассирование на фотограмметрических приборах
  • § 40. Дешифрирование сложных участков местности
  • § 41. Способы трассирования
  • § 42. Трассирование дорог по топографическим фотопланам
  • § 43. Оценка укладки трассы по стереомодели местности
  • § 44. Проектирование водоотвода по аэрофотоснимкам
  • Глава 9. Технология нивелирования трассы на фотограмметрических приборах
  • § 45. Определение превышений по аэрофотоснимкам
  • § 46. Топографический стереометр СТД-2
  • § 48. Определение превышений и высот на стереометре
  • § 49. Фотограмметрическое нивелирование трассы или оси сооружения
  • § 50. Ортогональный след трассы и его построение на аэрофотоснимках
  • § 51. Определение расстояний и разбивка пикетажа
  • § 53. Применение при нивелировании материалов аэросъемок прошлых лет
  • Глава 10. Аэрофототопографическая съемка местности
  • § 55. Виды фототопографических работ
  • § 56. Универсальные фотограмметрические приборы
  • § 57. Обработка аэрофотоснимков на универсальных стереоприборах
  • § 58. Аналитическая съемка местности
  • Глава 11. Математические модели местности
  • § 59. Виды цифровых и аналитических моделей местности
  • § 60. Цифровые инженерные модели местности
  • § 62. Методы построения цифровых моделей местности
  • § 63. Построение цифровых моделей по топографическим планам и картам
  • Глава 12. Комплекс аналитических аэрогеодезических работ при проектировании сооружений
  • § 64. Технология аналитического трассирования сооружений
  • § 65. Виды аналитического трассирования автомобильных дорог и подходов к мостовым переходам
  • § 66. Детальная аналитическая пространственная укладка трассы
  • Глава 13. Аэроизыскания мостовых переходов
  • § 68. Оценка по аэрофотоснимкам мест мостовых переходов
  • § 69. Определение основных элементов мостовых переходов по аэрофотоснимкам
  • § 70. Особенности русловых съемок мостовых переходов
  • § 71. Аэрофотогидрометрические работы
  • § 72. Аэрогеодезические работы с построением аэрофотомакетов
  • Глава 14. Аэроизыскания аэродромов
  • § 73. Предварительные аэроизыскания
  • § 74. Основные топографические съемки
  • § 75. Аэроизыскания при реконструкции аэродромов
  • Глава 15. Аэрогеодезия при проектировании реконструкции и строительстве сооружений
  • § 77. Определение состояния дорог и мостовых переходов по фотоснимкам
  • § 78. Аэрофотосъемка при изучении транспортных потоков
  • § 80. Организация дорожного движения с помощью аэрофотоснимков
  • § 82. Аэрофотосъемка при строительстве и приемке дорог
  • Глава 16. Разбивка инженерных сооружений и геодезическое управление механизацией строительства
  • § 83. Методы перенесения проектов трассы дороги и инженерных сооружений в натуру
  • § 84. Вынос в натуру трассы методом опознавания контуров и вешения створов
  • § 85. Вынос в натуру трассы с точек магистрального хода
  • § 86. Технология выноса трассы в натуру
  • § 87. Геодезическое управление работой строительных машин
  • Заключение
  • Предметный указатель
  • Базис фотографирования
  • Статограмма
  • Оглавление
  • Г л а в а 3

    ДЕШИФРИРОВАНИЕ АЭРОФОТОСНИМКОВ

    § 12. ОСНОВНЫЕ ДЕШИФРОВОЧНЫЕ ПРИЗНАКИ

    Выявление, распознавание и определение характеристик объектов, изобразившихся на фотоснимке местности, называется его д е ш и ф р и р о в а н и е м. Оно выполняется в целях сбора информации о местности, различных объектах и элементах, выявления их качественных и количественных характеристик.

    Дешифрирование делят на топографическое и специальное. Т о п о г р а ф и ч е с к о е дешифрирование характеризует ситуацию и рельеф земной поверхности, а с п е ц и а л ь н о е - кроме них, те объекты и элементы местности, которые наиболее важны для решения различных специальных народнохозяйственных задач.

    Дешифрирование фотоснимков выявляет сложившиеся природные условия местности в районе проектируемого сооружения, устанавливает влияние этих условий на основные техни- ко-экономические показатели проектирования и строительства сооружения. Оно является одним из наиболее ответственных элементов получения исходной информации о местности.

    При изысканиях дорог, аэродромов, мостов и тоннелей по фотоснимкам определяют различные топографические, геологические, гидрогеологические и гидрологические условия местности, оказывающие влияние на процессы проектирования и строительства этих сооружений.

    Характерные черты и особенности фотоизображения различных объектов и элементов местности, способствующие их опознаванию или раскрытию содержания, называются дешиф- р о в о ч н ы м и п р и з н а к а м и. Они могут быть прямыми и косвенными. К п р я м ы м признакам относятся форма, размеры, тень, тон (цвет) и структура, яркость поверхности определяемых объектов; к косвенным-существующая в природе и отразившаяся на фотоснимках взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность различных объектов и явлений и сопутствующих им характеристик. Например, взаимосвязь между рельефом и сопротивляемостью грунтов и горных пород вымыванию, выветриванию и разрушению, взаимосвязь между горными породами, грунтами и их влажностью.

    При использовании прямых признаков дешифрирования учитывают возможные отклонения формы и размеров изображений отдельных объектов местности, в том числе тех искажений, которые возникают из-за влияния наклона фотоснимков и рельефа местности, а также изменение фототона и окраски изображений отдельных объектов местности при их фотографировании.

    При дешифрировании учитывают, что различные по характеру объекты местности могут быть представлены на снимках

    4 -регулятор яркости изображения; 5 - бинокуляр; 6, 7 -шкала и винт изменения увеличения; 8 - шкала продольных параллаксов; 9 - объектив; 10 - стол

    одной и той же тональностью и, наоборот, одни и те же элементы и объекты при аэрофотосъемках в разное время и с разных высот могут иметь разный тон изображений.

    Наиболее полно можно дешифрировать по фотоснимкам крупного масштаба. Чем крупнее масштаб, тем больше объектов и их деталей можно определить при дешифрировании. Особенно хорошо дешифрируются в камеральных условиях объекты местности, имеющие большие размеры. Объекты, изображения которых составляют десятые и сотые доли миллиметра, могут быть опознаны лишь по косвенным признакам или с помощью оптических приборов, например лупы с увеличением примерно 5-10х , зеркально-линзового стереоскопа с переменным увеличением до 10-15х , интерпретоскопа (рис. 12).

    Для повышения достоверности дешифрирования мелких объектов иногда увеличивают аэрофотоснимки, укрупняют масштаб аэрофотографирования или производят двухмасштабную аэрофотосъемку. Наиболее эффективно увеличение снимков в 4-5 раз, хотя изображения ряда объектов местности выгодно рассматривать и при увеличении в 10-12 раз.

    Косвенные признаки дешифрирования делят на геоморфологические и геоботанические. Первые основаны на взаимосвязи форм рельефа и строения гидросети с вещественным составом и геофизическими свойствами горных пород и грунтов с условиями залегания и тектоническими характеристиками террито-

    рии. Геоботанические признаки основаны на взаимосвязи растительности с рельефом, геологическим строением и гидрогеологическими условиями местности, на приуроченности растительности к составу пород и грунтов, к гидрологическим и мерзлотным условиям местности. Специалистами установлено, что почвы и грунты существенно влияют на состав растений, изменчивость окраски цветка и листьев, их формы.

    В настоящее время ботаники обнаружили множество расте- ний-индикаторов, помогающих устанавливать не только состав грунтов, но и полезные ископаемые. Количество прямых и косвенных признаков дешифрирования обусловливает его полноту и достоверность.

    Дешифрирование выполняют на аэрофотоснимках, реже на фотосхемах специально подготовленные для этой цели инженеры и техники-изыскатели.

    При аэроизысканиях инженерных сооружений ведут специальное дешифрирование, при котором устанавливают не только топографическое, геологическое и гидрологическое содержание местности, но и его влияние на технико-экономические показатели строительства проектируемого сооружения.

    § 13. ВИДЫ ДЕШИФРИРОВАНИЯ АЭРОФОТОСНИМКОВ

    Дешифрирование фотоснимков, при котором определение объектов ведется путем камерального изучения фотоизображений, называется к а м е р а л ь н ы м. При непосредственном опознавании изображенных на аэроснимках объектов и их особенностей в натуре его называют п о л е в ы м, а с воздуха - аэровизу - а л ь н ы м.

    Камеральное дешифрирование выполняется наиболее просто, не зависит от природных и климатических условий местности, является наиболее быстрым, высокопроизводительным и экономичным. Однако в сложных районах изысканий сооружений этот способ обеспечивает сбор сведений лишь частично, несмотря на то, что многие объекты и элементы местности достаточно уверенно опознаются без проверки на местности.

    В процессе камерального дешифрирования широко используют стереоскопическую модель местности, различные оптические измерительные приборы, цветные, спектрозональные или многозональные снимки. Они позволяют более четко выделять отдельные объекты и особенности местности. В последнее время при дешифрировании стали использоваться результаты радиолокационной или инфракрасной аэросъемок, ведущихся параллельно с аэрофотосъемкой.

    Применение специальных съемок повышает качество, полноту, достоверность и подробность определений, увеличивает их детальность и объективность, приближает качество камеральных изыскательских работ к полевым, а в отдельных случаях дает возможность раскрывать и получать ряд важных данных о

    местности, которые содержатся в поверхностном слое Земли и на поверхности не наблюдаются. Например, из-за влажности поверхность коренных пород хорошо видна на аэрофотоснимке сквозь почвенно-грунтовый слой пашни.

    Установив по прямым или косвенным признакам наличие объекта, важного для проектирования сооружения, стремятся с помощью других косвенных или прямых признаков подтвердить его наличие и дать о нем наиболее полные и достоверные сведения.

    Поэтому при дешифрировании необходимо хорошо знать не только основные признаки и характеристики различных объектов местности, но и их установившиеся взаимосвязи с другими объектами, сопутствующими им в природе.

    Полевое дешифрирование снимков обладает наибольшей полнотой и достоверностью, но требует непосредственного посещения местности и поэтому трудоемко и дорого, сильно зависит от природных и климатических условий местности, степени доступности отдельных мест. Однако высокое качество полевого дешифрирования способствует его ведению в те периоды проектно-изыскательских работ, когда необходимо принимать окончательные ответственные инженерные решения.

    В проектно-изыскательских работах очень часто выгодно сочетать камеральные и полевые способы дешифрирования фотоснимков. Технология аэроизыскательских работ резко сокращает объем полевого дешифрирования, а следовательно, и все присущие ему недостатки. Камерально-полевое дешифрирование выполняется в основном камерально с частичными полевыми работами на участках-эталонах или маршрутахэталонах.

    В сложных условиях необходимо проводить сплошное маршрутное камерально-полевое дешифрирование вдоль принятого основного варианта трассы.

    Эталонные участки подбираются так, чтобы на них были все объекты и элементы местности, которые встречаются на аэрофотоснимках, подлежащих дешифрированию. Эти участки являются типичными по физико-географическим и морфологическим условиям местности.

    Камерально-полевое дешифрирование при изысканиях транспортных сооружений позволяет вести полевые работы только на 10-15% территории, подлежащей обследованию.

    Технология камерально-полевого дешифрирования вначале предусматривает камеральные работы, в результате которых устанавливают топографическую, геологическую и гидрогеологическую характеристики, делят местность, где предполагается размещение вариантов проектируемого сооружения, на участки, однородные по основным геофизическим и геоморфологическим условиям, устанавливают границы участков-эталонов, определяют объекты, характеристики которых выявлены не точно или участки, в пределах которых могут находиться объекты, важные

    для проектирования, но в силу определенных причин не выявленные при дешифрировании.

    После камерального дешифрирования приступают к полевым обследованиям территории участков-эталонов местности, расположенной вдоль маршрутов-эталонов. При обследованиях, в пределах таких участков определяют основные характеристики местности, свойства фотоизображений различных объектов, прямые и косвенные признаки их дешифрирования. Для выявления геологического строения и почвенно-грунтовых условий местности на территории таких участков закладывают шурфы и буровые скважины, проводят расчистку обнажений, выполняют необходимые геофизические работы. Результаты указывают на аэроснимках-эталонах, в таблицах и журналах дешифрирования. Аэроснимки-эталоны вместе с полученными данными помещают в специальные альбомы дешифрирования или картотеки аэрофотоснимков-эталонов. В дальнейшем их используют при детальном камеральном дешифрировании аэроснимков, покрывающих зону размещения вариантов сооружения.

    При проектировании линейных сооружений выделение участ- ков-эталонов следует вести по ландшафтному принципу, при котором участок, имеющий характерное изображение, должен обладать одинаковыми природными и технико-экономическими условиями строительства сооружения. Однако для правильного выделения таких участков необходимо при дешифрировании создать специальную систему типичных ландшафтных участков. При изысканиях дорог однородность участков заключается в однородности топографических, геологических и гидрогеологических условий, устанавливаемых по свойственным им геофизическим, ботаническим и геоморфологическим признакам.

    При камерально-полевом дешифрировании вначале работы ведут по существующим картам, а затем специальные изыскательские отряды непосредственно на местности уточняют результаты камеральных работ, выявляют отсутствующие на снимках объекты и характеристики местности и производят в установленных при камеральном дешифрировании местах геологические выработки. Такой метод наиболее целесообразен в сложных условиях труднодоступной местности и на крупных объектах проектирования.

    Гидрографическая сеть;

    Дорожная сеть и дорожные сооружения;

    Населенные пункты и отдельные постройки вне населенных пунктов;

    Линии электропередач и связи;

    Растительный покров и грунты, а также элементы рельефа не выражающиеся в масштабе снимка горизонталями (овраги, промоины, курганы и т. п.).

    Гидрографическая сеть

    Элементы гидрографической сети на открытой местности достоверно дешифрируются по прямым признакам: темному тону изображения и извилистой форме русла. Реки несущие большое количество взвешенных наносов, а также быстро текущие (со вспененной водой) имеют на аэроснимке светлый тон изображения. Светлые участки изображения соответствуют также перекатам, а темные – плесам. Урез воды четко устанавливается по контрасту тонов изображения воды и суши. Общее направление течения определяется по ряду косвенных признаков: впадению притоков, конфигурации островов, расположению заводей, порогам, водопадам и т.п.

    Канавы отличаются от естественных водотоков своей геометрически правильной конфигурацией и четкостью углов поворотов.

    Озера, водохранилища и пруды , достоверно дешифруются на аэроснимках. Они изображаются на снимках в виде черных пятен округлой и овальной формы и имеют четкие границы.

    Дорожная сеть и дорожные сооружения

    Дороги дешифрируются на снимке в последовательности от высшего класса к низшему. Изображение дорог должно быть согласованно с изображением гидрографической сети, населенных пунктов и рельефа местности. Дороги должны изображаться таким образом, чтобы ось условного знака точно соответствовала ее действительному положению.

    Дорожная сеть и большинство связанных с ней объектов уверенно дешифруются на аэрофотоснимках. На аэроснимках все дороги изображаются в виде светлых линий и полос различной конфигурации и ширины.

    Шоссе - автодорога с твердым основанием и покрытием из цементобетона, асфальтобетона, щебня или гравия. Ширина полотна не менее 6 м. Тон изображения шоссе зависит от покрытия проезжей части (бетон, асфальт или гравий).

    Улучшенные грунтовые дороги – профилированные дороги, не имеющие прочного основания и покрытия; грунт проезжей части может быть улучшен добавками гравия, щебня, песка или других материалов. Улучшенные грунтовые дороги допускают движение автотранспорта среднего тоннажа в течение большей части года. На аэроснимках выделяются следующими дешифровочными признаками: светлым тоном изображения, извилистыми очертаниями и небольшой постоянной шириной изображения полотна.

    Грунтовые (проселочные) дороги , в отличие от шоссейных и улучшенных грунтовых дорог не имеют специального покрытия, гораздо более извилисты, имеют более крутые повороты, различные объезды и раздвоения, во многих местах пересекают без насыпей овраги и балки, и без мостов – неглубокие ручьи и реки. Они обычно соединяют населенные пункты, их проходимость зависит от характера грунта и степени его увлажнения. На снимках характеризуются светлым тоном изображения (в сырых местах - темным).


    Полевые и лесные дороги – это периодически используемые грунтовые дороги. Они изображаются в виде светлых тонких извилистых линий, обычно заканчиваются в полях и лесах. В лесах они теряются, а на открытой местности хорошо различимы.

    Населенные пункты и отдельные постройки вне населенных пунктов

    Населенные пункты резко выделяются на аэроснимках, благодаря своеобразным очертаниям. Их основным дешифровочным признаком является рисунок фотоизображения, который передает структуру населенного пункта. Рисунок образуется сочетанием построек и улиц. Постройки изображаются на аэроснимках в виде черно-белых прямоугольников, а улицы – в виде светло-серых полос. Населенные пункты сельского типа состоят из застроенных частей и примыкающих к ним огородам.

    Дешифрирование населенных пунктов на снимках рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

    Выделить сооружения, являющиеся ориентирами (сооружения башенного типа), а также объекты, важные в социально-культурном и экономическом отношении;

    Показать главные и прочие улицы и проезды, отображающие характер застройки;

    Показать элементы гидрографической сети (реки, ручьи, озера, пруды и т.п.);

    Показать строения, расположенные на перекрестках улиц;

    Отработать внутреннюю структуру кварталов (показать строения и сооружения в них);

    Отработать внешний контур (окраину) населенного пункта;

    Показать растительный покров внутри населенного пункта и на его окраинах.

    Растительный покров и грунты. Элементы рельефа не выражающиеся в масштабе снимка горизонталями

    При дешифрировании снимков различают следующие виды растительности и грунтов:

    Древесную (леса, отдельные рощи и отдельные деревья);

    Кустарниковую;

    Травянистую;

    Камышовые и тростниковые заросли;

    Древесная растительность подразделяется:

    По группам пород: на лиственные, хвойные и смешанные леса ;

    По высоте и сомкнутости крон (характеризуемой отношением площади проекций крон деревьев ко всей площади участка леса): на леса , при высоте деревьев более 4 м и сомкнутости крон свыше 0,2 и поросль леса , лесные питомники и молодые посадки при высоте менее 4 м.

    Леса разного состава имеют на снимке зернистую структуру изображения, падающие тени и четкие границы.

    Лиственные породы на аэроснимках отличаются от хвойных светло-серым тоном изображения, овальной формой проекции крон, групповым расположением крон и разновысотным строением полога

    Для елового леса характерны темно-серый тон изображения, зернистая структура изображения, резкая разновысотность полога, наличие падающей тени и конусообразной форма проекции крон.

    Отличительными признаками зарослей кустарников является мелкозернистая, иногда смазанная структура рисунка изображения, серый или темно-серый тон, отсутствие или небольшая длина падающей тени, округлая или фестончатая форма контуров.

    Болота – увлажненные участки местности со слоем вязкого грунта (торфа, ила) более 0,3 м. Болота изображаются с подразделением их по степени проходимости (проходимые и непроходимые или труднопроходимые) и характеру растительного покрова (травянистые, моховые и камышовые (тростниковые) и лесные). К проходимым относятся болота, по которым в течение меженного периода возможно свободное передвижение в любом направлении. Все остальные болота показываются общим знаком проходимых и труднопроходимых болот.

    Основным прямым признаком дешифрования болот является структура их фотоизображения, образованная чередованием светлых и темных участков, точек и линий.

    Облесенные и лесные болота распознаются по светлому размытому тону изображения и мелкозернистому рисунку, мозаичный рисунок присущ травяным болотам, а полосатый – моховым. Полосатость рисунка создается за счет чередования четких светлых полос – гряд, и размытых темных полос – топей.

    Отличительными дешифровочными признаками лесного болота является темно- и светло-серый тон изображения, мелкозернистый рисунок, угнетенная, сильно изреженная древесная растительность, которая придает изображению более светлый общий тон.

    Травяное болото характеризуется темно-серым (без мелкой зернистости) тоном изображения, и мозаичным рисунком, за счет сильно обводненных участков, образующих темные пятна.

    Заболоченные участки местности характеризуются меньшей степенью увлажненности, чем проходимые болота, и определяются, главным образом, по специфической растительности (осока) и малой толщиной (менее 0,3 м) или отсутствию торфяного слоя.

    На аэроснимках опознаются некоторые формы рельефа , не выражающихся в масштабе съемки горизонталями: овраги, промоины, обрывы, осыпи.

    Овраги на аэроснимках достоверно дешифруются, по характерному для них ветвистому рисунку изображения, четким граням, благодаря резкому контрасту между затененными и

    освещенными склонами. Промоины , в отличие от оврагов, изображаются в виде тонких, чаще всего, темных полос и линий по склонам. Обрывы легко опознаются по своей высоте (1,5 – 2 м и более), резким очертаниям, крутым скатам, различию в фототонах с окружающими задернованными склонами. Осыпи отличаются от обрывов наличием шельфа.

    Дешифрирование (аэроснимков) Дешифрирование аэроснимков, один из методов изучения местности по её изображению, полученному посредством аэросъёмки . Заключается в выявлении и распознавании заснятых объектов, установлении их качественных и количественных характеристик, а также регистрации результатов в графической (условными знаками), цифровой и текстовой формах. Д. имеет общие черты, присущие методу в целом, и известные различия, обусловленные особенностями отраслей науки и практики, в которых оно применяется наряду с др. методами исследований.

    Для получения аэроснимков с наилучшими для данного вида Д. информационными возможностями определяющее значение имеют учёт при аэрофотографировании природных условий (облика ландшафтов, освещённости местности), размерности и отражательной способности объектов, выбор масштаба, технических средств (тип аэроплёнки и аэрофотоаппарата) и режимов аэросъёмки (лётносъёмочные и фотолабораторные работы).

    Эффективность Д., т. е. раскрытия содержащейся в аэроснимках информации, определяется особенностями изучаемых объектов и характером их передачи при аэросъёмке (дешифровочными признаками), совершенством методики работы, оснащённостью приборами и свойствами исполнителей Д. В ряду дешифровочных (демаскирующих) признаков различают прямые и косвенные (нередко с выделением комплексных). К прямым признакам относят: размеры, форму, тени собственные и падающие (иногда их считают косвенным признаком), фототон или цвет и сложный признак ‒ рисунок или структуру изображения. К косвенным ‒ указывающие на наличие или характеристику объекта, хотя он и не получил непосредственного отображения на аэроснимке в силу условий съёмки или местности. Например, растительность и микрорельеф являются индикаторами при Д. задернованных почв.

    В методическом отношении для Д. характерно сочетание полевых и камеральных работ, объём и последовательность которых зависят от их назначения и изученности местности. Полевое Д. заключается в сплошном или выборочном обследовании территории с установлением необходимых сведений при непосредственном изучении дешифрируемых объектов. На труднодоступных территориях полевое Д. осуществляют с применением аэровизуальных наблюдений . Камеральное Д. заключается в определении объектов по их дешифровочным признакам на основе анализа аэроснимков с использованием различных приборов, справочно-картографических материалов, эталонов (полученных путём полевого Д. «ключевых» участков) и установленных по данному району географических взаимозависимостей объектов («ландшафтный метод»). Хотя камеральное Д. значительно экономичнее полевого, но его полностью не заменяет, т.к. некоторые данные могут быть получены только в натуре.

    Ведутся разработки по автоматизации Д. в направлениях: а) отбора аэроснимков, обладающих нужной информацией, и преобразования их с целью улучшения изображения изучаемых объектов, для чего используются методы оптической, фотографической и электронной фильтрации, голографии , лазерного сканирования и др.; б) распознавания объектов сопоставлением при помощи ЭВМ закодированных формы, размеров данного изображения и плотности фототона данного изображения и эталонного, что может быть эффективным только при стандартизованных условиях аэросъёмки и обработки снимков. В связи с этим ближайшие перспективы автоматизации Д. связывают с применением так называемой многоканальной аэросъёмки, позволяющей получать синхронные изображения местности в различных зонах спектра.

    Для Д. используются приборы: увеличительные ‒ лупы и оптические проекторы, измерительные ‒ параллактические линейки и микрофотометры и стереоскопические ‒ полевые переносные и карманные стереоскопы и стереоскопические очки и камеральные настольные стереоскопы, частью с бинокулярными и измерительными (например, стереометр СТД) устройствами. Стационарным прибором, разработанным специально для целей Д., является интерпретоскоп . Д. аэроснимков проводят и на универсальных стереофотограмметрических приборах в комплексе работ по составлению оригинала карты. В зависимости от задачи Д. может выполняться по негативам аэроснимков или их отпечаткам (на фотобумаге, стекле или позитивной плёнке), на смонтированных по маршруту или площадям фотосхемах и на точных фотопланах. Д. осуществляют в проходящем или отражённом свете с вычерчиванием (или гравированием) его результатов в одном или нескольких цветах на самих материалах аэросъёмки или наложенных на них листах прозрачного пластика.

    К исполнителям Д. предъявляются особые профессиональные требования в отношении восприятия яркостных и цветовых контрастов и стереоскопичности зрения, а также способностей к эффективному опознаванию и определению объектов по их специфическому изображению на аэроснимках. Наряду с этим исполнители Д. должны знать особенности природы и хозяйства данной территории и иметь сведения об условиях её аэросъёмки.

    Различают общегеографическое и отраслевое Д. К первому относят топографическое и ландшафтное Д., ко второму ‒ все остальные его виды. Топографическое Д., характеризующееся наибольшим применением и универсальностью, имеет своими объектами гидрографическую сеть, растительность, грунты, угодья, формы рельефа, ледниковые образования, населённые пункты, строения и сооружения, дороги, местные предметы, геодезические пункты, границы. Ландшафтное Д. завершается региональным или типологическим районированием местности. Основные из отраслевых видов Д. применяются при выполнении следующих работ: геологическое ‒ при площадном геологическом картировании и поисках полезных ископаемых, гидрогеологических и инженерно-геологических работах; болотное ‒ при разведке торфяных месторождений; лесное ‒ при инвентаризации и устройстве лесов, лесохозяйственных и лесокультурных изысканиях; сельскохозяйственное ‒ при создании землеустроительных планов, учёте земель и состояния посевов; почвенное ‒ при картировании и изучении эрозии почв; геоботаническое ‒ при изучении распределения растительных сообществ (преимущественно в степях и пустынях), а также для индикационных целей; гидрографическое ‒ при исследовании вод суши и площадей водосбора и исследовании морей в отношении характера течений, морских льдов и дна мелководий; геокриологическое ‒ при изучении мерзлотных форм и явлений, а гляциологическое ‒ ледниковых и сопутствующих им образований. Д. применяется также в метеорологических целях (наблюдения за облаками, снеговым покровом и др.), при поиске промысловых животных (особенно тюленей и рыб), в археологии, при социально-экономических исследованиях (например, контроле движения транспорта) и в военном деле при обработке материалов аэрофоторазведки . При решении многих задач Д. носит комплексный характер (например, для целей мелиорации).

    В ряде отраслей науки и практики наряду с Д. аэрофотоснимков ведутся работы по Д. космических фотоснимков, выполняемых с пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, а также с искусственных спутников Земли. В последнем случае получение фотоснимков полностью автоматизировано; доставка их на Землю осуществляется с помощью контейнеров или передачей изображения телевизионным путём. Благодаря снимкам из космоса обеспечивается возможность непосредственного Д. объектов глобального и регионального характера и Д. динамики природных процессов и проявлений хозяйственной деятельности сразу на значительных пространствах за короткий промежуток времени (см. Космическая съёмка ). Начато (60-е гг. 20 в.) Д. снимков, полученных с обычных высот и из космоса не только при фотографической съёмке, но и при различных видах фотоэлектронной съёмки (см. Аэрометоды ).

    Лит.: Дешифрирование аэроснимков (топографическое и отраслевое), М., 1968 (Итоги науки. Сер. геодезия, в. 4); Смирнов Л. Е., Теоретические основы и методы географического дешифрирования аэроснимков, Л., 1967; Альтер С. П., Ландшафтный метод дешифрирования аэрофотоснимков, М. ‒ Л., 1966; Гольдман Л. М., Вольпе Р. И., Дешифрирование аэроснимков при топографической съёмке и обновлении карт масштабов 1: 10000 и 1: 25000, М., 1968; Богомолов Л. А., Топографическое дешифрирование природного ландшафта на аэроснимках, М., 1963; Петрусевич М. Н., Аэрометоды при геологических исследованиях, М., 1962; Самойлович Г. Г., Применение аэрофотосъёмки и авиации в лесном хозяйстве, 2 изд., М., 1964; Наставление по дешифрированию аэроснимков и черчению фотопланов для целей сельского хозяйства..., ч. 1, М., 1966; Крупномасштабная картография почв, М., 1971; Виноградов Б. В., Аэрометоды изучения растительности аридных зон, М. ‒ Л., 1966; Кудрицкий Д. М., Попов И. В., Романова Е. А., Основы гидрографического дешифрирования аэрофотоснимков, Л., 1956; Нефедов К. Е., Попова Т. А., Дешифрирование грунтовых вод по аэрофотоснимкам, Л., 1969; Протасьева И. В., Аэрометоды в геокриологии, М., 1967; Комплексное дешифрирование аэроснимков, М. ‒ Л., 1964; Теория и практика дешифрирования аэроснимков, М. ‒ Л., 1966; Гольдман Л. М., Дешифрирование аэрофотоснимков за рубежом (Обзор материалов 11 Международного фотограмметрического конгресса), М., 1970; Manuel of photographic interpretation, Wash., 1960 (American Society of Photogrammetry); Manuel of color aerial photography, Virginia, 1968 (American Society of Photogrammetry); Photographic aèrienne. Panorama intertéchnique, P., 1965. См. также лит. при ст. Аэрометоды .

    Л. М. Гольдман.


    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Смотреть что такое "Дешифрирование (аэроснимков)" в других словарях:

      Дешифрирование, дешифрование (от франц. déchiffrer ≈ разбирать, разгадывать), расшифровка, чтение текста, написанного условными знаками, шифром, тайнописью; дешифровка различных систем древних письменностей, ранее не доступных для прочтения (см.… …

      I Дешифрирование дешифрование (от франц. déchiffrer разбирать, разгадывать), расшифровка, чтение текста, написанного условными знаками, шифром, тайнописью; дешифровка различных систем древних письменностей, ранее не доступных для… … Большая советская энциклопедия

      ГКИНП 02-121-79: Руководство по дешифрированию аэроснимков при топографической съемке и обновлении планов масштабов 1:2000 и 1:5000 - Терминология ГКИНП 02 121 79: Руководство по дешифрированию аэроснимков при топографической съемке и обновлении планов масштабов 1:2000 и 1:5000: 7.8.43. «Кусты» свай в воде остатки свайных мостов, некоторых плотин и других сооружений на реках с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Изучения 3емли, совокупность методов исследования и картирования с летательных аппаратов географической оболочки Земли, присущих ей явлений и объектов природного и культурного ландшафта. Их физические свойства могут регистрироваться с… … Большая советская энциклопедия

      - (от Стерео... и греч. skopeo смотрю) оптический прибор для рассматривания снимков местности или снимков отдельных предметов с объёмным их восприятием. Снимки должны быть получены с двух точек и попарно перекрываться между собой, что… … Большая советская энциклопедия - (от лат. interpreter объясняю, толкую и греч. skopéo смотрю, наблюдаю) стационарный прибор для дешифрирования (См. Дешифрирование) аэроснимков. Позволяет стереоскопически дешифрировать чёрно белые и цветные аэроснимки одного или разных… … Большая советская энциклопедия

      Растения индикаторы, растения, тесно связанные с определёнными экологическими условиями, которые могут качественно или количественно оцениваться по присутствию этих растений. Это как виды, так и внутривидовые единицы, различные аномальные … Большая советская энциклопедия

      Фотографирование местности с воздуха одновременно в нескольких зонах спектра электромагнитных волн. С. а. эффективнее аэрофотосъёмки (См. Аэрофотосъёмка) в одной отдельно взятой спектральной зоне, поскольку отражательная способность… … Большая советская энциклопедия


    22.06.2015



    Пашни. Они отличаются от прогалин и других не покрытых лесом площадей ясно выраженным геометрическим видом контуров, наличием различного тона полос, борозд от обработки почвы и меж среди различных культур. В пределах участков, занятых одной какой-либо культурой, чаще всего сохраняется однородный тон, а между различными культурами тона изменяются от белого до темно-серого (черный пар). На спектрозональных аэроснимках сельскохозяйственные земли изображаются разными цветами и тонами, в зависимости от характера обработки почвы, фенологического состояния и густоты стояния растений: то светло- или буро-зеленым, зеленоватосиним цветом, то оранжевыми различного оттенка, если отпечатаны на двухслойной фотобумаге.
    Искусственное происхождение данных площадей ясно заметно. В период уборки на аэроснимках масштаба 1:5000-1:15000 выделяются копны, расположенные в ряды (рис. 94).
    Пашни отличаются от других площадей расположением вблизи поселка, наличием среди них дорог, иногда кустарников, растущих вдоль меж. Тона пашни изменяются в зависимости от физического состояния почвы, ее цвета и характера растительного покрова.
    На инфрахроматических аэроснимках разница в тонах при неоднородности почвы или различном состоянии сельскохозяйственных культур выделяется резко.
    На аэроснимках масштаба 1:25 000 мелкие особенности сельскохозяйственных культур не отражаются.

    Луга и сенокосы. Пойменные луга на летних аэроснимках легко опознаются по расположению около рек, в долинах рек или ручьев. Часто луга имеют ровный однообразный тон. Последний изменяется в зависимости от времени года аэрофотосъемки и степени влажности почвы, при этом чем почва влажнее, гуще травостой, тем тон ее фотоизображения темнее. Весной и осенью из-за значительной влажности почвы луга бывают темновато-серого тона.
    Луга, снятые после сенокошения, имеют светло-серый тон; на нем выделяются ряды скошенной травы ярко-светлого тона. На цветных спектрозональных аэроснимках скошенный луг при обретает светло-зеленый цвет.
    Стога сена на аэроснимках масштаба 1:5000-1:15000 выходят в виде светлых круглых зерен с примыкающей к ним характерной тупой тенью, передающей форму стогов. Кустарники, встречающиеся на лугах, имеют вид серых, слегка зернистых пятен. При наличии отдельных деревьев или их групп заметны падающие от них тени черного тона (рис. 95).


    На инфрахроматических аэроснимках тон лугов летом светлый или почти белый.
    Суходольные луга, находящиеся среди лесов или занимающие возвышенные террасы, плато, отличаются от прогалин однообразным ровным серым тоном.
    Мокрые луга, находящиеся в пониженных местах, по соседству с насаждениями низших классов бонитета, бывают темного тона, иногда с характерными вытянутыми контурами.
    На спектрозональных аэроснимках цвет покрытых травой лугов желтовато-оранжевый или желто-бурый. Участки луга с избыточным увлажнением зеленого цвета.
    Болота. Они бывают верховыми (сфагновыми), переходными и низинными (травяными).
    Верховые (сфагновые) болота отличаются от покрытой лесом площади общим серым тоном, который является неодинаковым на всей площади участка и изменяется в зависимости от наличия моховой, травяной или древесной растительности, а также степени влажности, В более влажных местах тон изображения темнее, чем в местах, слегка увлажненных. Выход воды наружу создает совершенно черный тон.
    Моховые болота на аэроснимках имеют характерный волнистый рисунок, создаваемый грядово-мочажинным комплексом. Он состоит из светлых извилистых полосок, образующих более повышенную грядовую поверхность, и темно-серых мочажин - понижений, насыщенных водой (рис. 96).


    Низкорослая древесная растительность заметно выделяется среди болот благодаря мелким однообразным светлым кронам деревьев, большей частью неравномерно и редко разбросанных по площади участка.
    На спектрозональных аэроснимках верховые безлесные болота изображаются желтым или желто-зеленым цветом, сильно увлажненные места и мочажины - синим или сине-зеленым, а заросли кустарников - оранжевым или оранжево-бурым; болото с редкой сосной изображается сине-зеленым насыщенным цветом.
    Наличие древесной растительности ясно выделяется на аэроснимках масштаба 1:10000 и 1:15000. На аэроснимках более мелкого масштаба на светлом фоне болот проекции крон деревьев часто бывают незаметны или слабо заметны. Иногда среди болот можно встретить резко выделяющиеся на аэроснимках острова леса.
    Верховые болота большей частью имеют неправильные контуры с расплывчатыми очертаниями, особенно когда они граничат с редкими насаждениями низших классов бонитета (V-Vа). Такой же вид имеют и высокогорные сфагновые болота.
    По периферии некоторых верховых болот располагается переходная к лесу полоса более светлого тона.
    Верховые болота располагаются преимущественно на водоразделах.
    Переходные болота часто покрыты лесом. Они встречаются среди болотных массивов или среди леса на пониженных местах. В таком случае эти болотные участки принимают светлые или светло-серые тона с неправильными границами. Переходные болота с сильной степенью увлажнения - темносерые.
    Низинные (травяные) болота располагаются чаще всего в поймах речек с низкими берегами или в пониженных местах среди леса. Эти болота бывают сильно увлажнены, поэтому большей частью на аэроснимке принимают темно-серый тон (рис. 97). На спектрозональных аэроснимках они чаще всего оранжевого цвета. Контуры их преимущественно вытянуты вдоль речек. Наличие древесной растительности заметно по неравномерно разбросанным светлым проекциям крон деревьев. Насаждения на них низкой полноты, редко составляют 0,5-0.6.


    Воды (реки и озера). На летних аэроснимках реки и озера, за исключением мелких речек и ручьев, имеют ясные и резкие границы. Реки выделяются в виде извилистых полосок или лент, озера имеют резко очерченные округлые контуры. Тон их чаще всего одинаково ровный, преимущественно темный, почти черный, иногда серый.
    На тон реки и озера в значительной степени влияют условия освещения, при низком стоянии солнца (при утренней или вечерней аэрофотосъемке) тон реки темный, иногда черный. В полдень же, благодаря более сильному отражению солнечных лучей от поверхности воды, получаются более светлые тона (рис. 98).
    На тон оказывают влияние также глубина реки, цвет дна, чистота воды, С увеличением глубины реки, а также при илистом или глинистом дне тон ее изображения становится темнее.


    У рек мелких с песчаным или каменистым дном тон реки светлый. Светлый тон придает реке также мутная вода в половодье или после сильного дождя. Лесные реки и озера с илистым дном изображаются почти черным цветом с сине-зеленым оттенком на спектрозональных аэроснимках.
    Горные речки большей частью изображаются светло-серыми или почти белыми тонами, так как они преимущественно мелкие и часто мутные.
    Пороги вследствие спада воды и пенистости создают на поверхности реки светлый волнистый рисунок.
    Высокие и крутые берега рек определяются по падающим теням.
    Старые русла рек (старицы) выделяются причудливыми формами, близкими к полукругу, вытянутой дуге, скобе и др Одним из наиболее надежных признаков для дешифрирования рек и озер являются характерный рисунок их береговой линии и углубленное русло, хорошо различимое в стереоскоп (рис. 99).


    На спектрозональных аэроснимках реки и озера изображаются синим или черным цветом в зависимости от прозрачности воды и цвета дна.
    На зимних аэроснимках русла рек изображаются значительно отчетливее при наличии теней от более высоких берегов, деревьев и кустарников, обычно произрастающих вдоль них. Озера на зимних аэроснимках опознаются по ровному и одинаковому тону их поверхности. Иногда границы озер окаймляются полоской тени от берегов. На летних инфрахроматических аэроснимках реки, речки и озера всегда черного цвета.
    Приречные пески и галька. Отложения песков и мелкой гальки, наблюдающиеся вдоль рек, чаще всего на их поворотах, выделяются резко в виде белых полос.
    Песчаные и галечные острова среди рек выделяются белыми полосами, часто каплевидной формы. Острый их конец направлен по течению реки. Острова, покрытые травянистой растительностью, имеют серый тон.
    Кустарник и молодняк из лиственных пород создают серые пятна.
    Гольцы, скалы и каменистые россыпи. Гольцы - это голые скалы или обнажения горных пород. На аэроснимках обнаженные скалы изображаются белыми пятнами с резко выраженными падающими от них тенями черного тона.
    Каменистые россыпи очень часто имеют вид продолговатых и узких полос, потоков, спускающихся по склонам гор обычно ниже вершины хребта. На спектрозональных аэроснимках они светло-синего цвета. Если россыпи покрыты кустарником или травой, то цвет их меняется на желто-оранжевый.
    Сельские населенные пункты. Они резко выделяются по расположению среди сельскохозяйственных угодий, вблизи рек и по наличию проходящих через них дорог.
    Рисунок населенного пункта слагается из построек различной формы и величины, расположенных вдоль улиц преимущественно по прямым линиям: часто около зданий выделяются отдельные деревья или прямые аллеи (рис. 100).
    Позади жилого дома размещаются хозяйственные постройки, за которыми идут приусадебные участки.


    Ширококолейные железные дороги. Они дешифрируются по изображению пути и широкой полосы отчуждения светлого тона по обеим сторонам полотка дороги, по наличию вдоль нее станций и разъездов (рис. 101).
    Эти дороги прямолинейны, а при поворотах имеют большие радиусы закруглений.
    На аэроснимках масштаба 1:5000-1:10000 видно изображение рельсового пути в виде двух тонких прямых линий - светлых на летних аэроснимках и темных на зимних. Вдоль железной дороги на аэроснимках указанных масштабов можно обнаружить столбы телеграфно-телефонных линии по теням от них. На некоторых дорогах вблизи железнодорожного полотна вдоль полосы отчуждения заметны живые изгороди.
    На инфрахроматических аэроснимках тон дороги темнее, чем на панхроматических.


    Узкоколейные железные дороги. Среди леса они имеют полосу отчуждения меньшей ширины, чем ширококолейные дороги, и более крутые повороты (рис. 102).
    Одним из характерных признаков узкоколейных железных дорог является расположение вдоль них складов лесоматериалов. На конечной станции узкоколейную железную дорогу можно отличить также по характерной, только ей присущей, петле. Узкоколейные дороги чаще всего начинаются от станций, расположенных на ширококолейных железных дорогах, или примыкают к сплавным рекам.
    Шоссейные дороги. Они имеют вид резко выделяющихся прямых ровных ярко-белых полосок с неширокой полосой отчуждения. На инфрахроматических аэроснимках эти полоски более серого тона. От железных дорог шоссейные отличаются еще тем, что могут иметь более резкие повороты и в отдельных местах довольно крутые подъемы и спуски. Вдоль шоссе на аэроснимках масштаба 1:10000 и крупнее заметны тени от телеграфных столбов. По обеим сторонам дороги выделяются канавы в виде двух прямых темных линий. На спектрозональных аэроснимках шоссе получаются светло-зелеными, буро-желтыми различного оттенка или зеленовато-синими, что зависит от характера грунта и степени покрытия зеленой растительностью. Шоссе на зимних аэроснимках имеет серый тон.

    Грунтовые дороги. В отличие от шоссейных они более извилисты, имеют объезды, а в горных условиях - более крутые повороты и спуски (рис. 103).
    Чем более используется дорога и светлее грунт, тем светлее тон ее изображения. Весной и после дождей дороги приобретают более темный тон. На инфрахроматических аэроснимках получаются светло-серые тона. На спектрозональных - зеленовато-желтого или светлого сине-зеленого цвета. Среди леса - темно-синего цвета.
    Тропы. Они изображаются на открытых местах, среди пашен и покосов в виде тонких извилистых линий светло-серого тона - на летних, серого - на зимних, зеленовато-желтого - на спектрозональных аэроснимках.

    При изготовлении сельскохозяйственных и топографических планов и карт аэрофотогеодезическими методами содержание объектов местности устанавливают с помощью дешифрирования фотоизображения.

    Дешифрирование заключается в распознавании на фотоизображении объектов местности, которые подлежат нанесению на план или карту, выявлении их границ, качественных и количественных характеристик и вычерчивании полученных результатов условными знаками.

    При дешифрировании должно быть установлено название объектов и населенных пунктов.

    Дешифрирование играет важную роль в изучении земной поверхности и происходящих на ней явлений по фотоизображению.

    Информационные свойства аэрофотоснимков. Аэрофотоснимок представляет собой световую запись информации об объектах местности, предельно - возможное количество информации будет получено в том случае, если соседние элементы будут отличаться по тону и по цвету (если снимок цветной).

    Предельно - возможное количество информации называется информационной емкостью съемочной системы, она характеризует потенциальные возможности съемочной системы. Реальный снимок несет значительно меньшую информацию.

    Количество информации на реальном снимке называется объемом информации. Объем информации зависит от отражательной способности объекта, на которую влияет состояние растительного покрова, влажность объекта, рельеф, время дня и года.

    Достаточен ли объем информации определяют, используя разрешенную способность аэрофотоснимка.

    где d-наименьшая толщина линии, различаемая на изображении.

    На местности значению d соответствует величина

    D=dm=(M*Kt)/2R (12)

    где m-масштаб негатива, М-масштаб плана, Kt-коэффициент трансформирования.

    Классификация и методы дешифрирования. От точности, достоверности и полноты дешифрирования зависит качество изготовляемого плана.

    Существуют следующие методы дешифрирования:

    • 1. Визуальный метод - наиболее распространен, при нем исполнитель, рассматривая и логически анализируя изображение, производит дешифрирование.
    • 2. Машинно-визуальное дешифрирование-это дешифрирование с помощью машин, которые преобразуют изображение для облегчения дешифрирования.
    • 3. Автоматизированное дешифрирование - при котором изображение считывается машиной, а затем анализируется исполнителем.
    • 4. Автоматическое - когда весь процесс выполняется машиной.

    Визуальный и машинно-визуальный методы в принципе не отличаются друг от друга, но машина получает дешифрированные признаки в цифровом виде и использует при этом количественные показатели, тогда как человек при визуальном дешифрировании использует качественные характеристики, позволяющие произвести дешифрирование более полно, т.к. некоторые дешифрировочные признаки не могут быть представлены в цифровом виде.

    Визуальное дешифрирование делится на:

    1. Полевое - это дешифрирование, осуществляемое путем сравнения фотоизображения с местностью. Оно наиболее достоверно, но мало производительно и носит сезонный характер. При полевом дешифрировании наносят не отобразившиеся контуры. Они появляются либо из-за малого их размера, или из-за того, что они появились после аэрофотосъемки. Все способы нанесения не изобразившихся контуров основаны на использовании хорошо опознаваемых на снимке элементов ситуации, которые являются опорной для нанесения.

    Способы нанесения неизобразившихся элементов местности:

    • 1) Способ линейных засечек
    • 2) Способ промеров
    • 3) Способ вспомогательных точек
    • 2. Камеральное - без выхода в поле, путем анализа изображений с применением дополнительных материалов, несущих информацию о местности. Камеральное дешифрирование недостаточно надежное и полное, особенно для сельскохозяйственных объектов.
    • 3. Комбинированное - это сочетание камерального и полевого.

    При дешифрировании на фотоизображении объектов местности используют совокупность прямых и косвенных дешифрировочных признаков.

    К прямым относятся: форма, размер, тон и текстура изображения.

    Форма - многие объекты, связанные с деятельностью человека имеют правильную геометрическую форму. Криволинейную форму имеют реки, овраги. На аэрофотоснимке они сохраняют свою форму, но форма не определяет содержание. Одновременно с формой используют размер, он зависит от масштаба, который известен хотя бы примерно, что позволяет находить объекты на фотоизображении.

    Тон - зависит от отражательной способности объектов местности. В более светлых тонах отображаются на снимке сухие дороги, песчаные отмели, освещенные стороны крыш. В серых тонах - пахотные земли, более темные - лесные массивы, реки, озера.

    Текстура - это его рисунок. Массив приусадебных участков имеет мозаичный рисунок, лесные угодья - зернистую структуру.

    Вспомогательным признаком является тень, падающие тени отображают форму объекта. Эти свойства используют при дешифрировании изгороди, отдельных столбов, деревьев. Однако падающие тени нередко закрывают смежные объекты, что затрудняет дешифрирование.

    Косвенные признаки возникают из закономерности взаимного расположения объектов местности. Например, если дорога соединяет два населенных пункта, ее относят к проселочной, а если обрывается в поле, то к полевой. Дешифрирование производят на аэрофотоснимках, фотосхемах и фотопланах.

    Для оценки качества дешифрирования существует два понятия: точность и достоверность.

    Достоверность - это погрешность опознавания.

    Точность - это с какой погрешностью наколоты точки границ и проведены границы земельных участков.

    Точность зависит от масштаба фотоплана, четкости изображения и точности положения вычерченных границ относительно объектов. Точность границ на фотопланах от 0.1 до 0.5 мм.

    Случайные статьи

    Вверх