Софийский собор был построен в. София киевская

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Софийский собор. Открытая древняя кладка.


Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.


Колокольня Софийского собора на Софийской площади.



В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».


Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.


Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане...


Макет - реконструкция первоначального облика собора

Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.


Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век


Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными...» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).



За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».

В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.


Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.


Софийская площадь.1840 г Софийская площадь.1851 г

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

Дальние углы собора тонут в полумраке.



Центр, подкупольное пространство, залит ярким светом, льющимся в проемы светового барабана главного купола. А прямо навстречу входящему в храм из полумрака в мягком золотом мерцании выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, с воздетыми руками — «Богоматерь Нерушимая Стена», защитница киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары долго и безуспешно били тараном в стену собора, в котором укрылось множество киевлян. Били как раз с той стороны, где помещалось огромное мозаичное изображение Богоматери. И стена устояла...

Высоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора — Христа Вседержителя. Лик Христа как бы парит в высоте, завершая сложную многоцветную мозаичную композицию. Ниже, по четырем сторонам света, расположены фигуры четырех архангелов, а еще ниже — фигуры двенадцати апостолов.


Первоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом мозаичном фоне. Мозаики Софийского собора в Киеве — выдающиеся произведения древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к выдающимся образцам мирового искусства.


«Окном в исчезнувший мир» являются фрески лестничных башен, ступеньки которых ведут на хоры. В отличие от храмовых они выполнены не на религиозные, а на светские темы. Здесь можно увидеть бытовые и жанровые сценки из жизни Константинополя и Киева эпохи Ярослава Мудрого: ипподром с публикой, судьями и императором в отдельной ложе; кукольный «вертеп»; потехи — скоморохов, ряженых, борцов, танцоров, дудочников, органистов, играющих на органе; охоту на медведя; выход княжны из дворца.

Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Ведь Русь только-только была крещена, и Церковь придавала огромное значение изобразительному искусству — росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета. Эта роль церковного изобразительного искусства снова стала важной и в наши дни.

Собор Святой Софии Богоматерь-Оранта Христос и апостолы, фреска Семья Ярослава Мудрого, фреска Вид сверху

Софиевский собор

Собор Святой Софии (Софиевский, Софийский собор) находится в центре Киева . Это основное культовое сооружение Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого , именно под его стенами собиралось Киевское вече. Однако, согласно последним результатам исследований, ученые предполагают, что основателем собора мог быть креститель Киевской Руси князь Владимир , и отсчет времени существования храма, возможно, надо вести от 1011 года.

История возникновения этой церкви очень запутана и не до конца понятна. Общепринятая версия гласит, что Софийский собор в Киеве был построен в честь главного храма греческой церкви Константинопольского собора - Богоматери-Оранты, олицетворением которой была София (премудрая). Место для храма было выбрано символично - именно здесь в 1036 году в битве с печенегами киевляне одержали победу, а в 1037 году Ярослав Мудрый заложил собор, одноименный с большим Константинопольским Софийским собором.

Оценивая технические средства, использовавшиеся при строительстве Софиевского собора, а также некоторые архитектурные особенности, можно предположить, что строительством занимались греки, прибывшие из Константинополя. В построении храма отчетливо проступают традиции византийского зодчества, но с некоторыми нюансами. На византийскую архитектурную школу указывают и две лестничные башни, ведущие на хоры и гульбище - так называлась плоская крыша храма. Во время богослужений на хорах располагался великий князь с семьей и приближенными лицами. Когда богослужений в храме не было, возможно, на хорах князь встречал послов, решал различные государственные вопросы. На хорах также хранилось собрание книг, принадлежавшее Софиевскому собору. Сначала в храме Софии было 13 глав, сейчас их 19.

В течение своего существования, Софиевский собор претерпел несколько разрушительных нападений и разграблений. В 1169 году значительный вред Софийскому собору нанес Андрей Боголюбский, князь Суздальский, в ходе нападения на Киев. В 1180 году, во время пожара храм чуть не сгорел дотла. Когда в 1240 году в Киеве свирепствовали воины хана Батыя, Софиевский собор был разграблен. В 1497 году Софийский собор был тоже разграблен, но уже крымскими татарами. В течение XVI в. храм приходил в упадок, возрождать святыню начали только в XVII в. В частности, большой вклад в восстановление Софийского собора сделал гетман Иван Мазепа в 1688 году.

До наших дней дошли записи рассказов иностранных путешественников о соборе, датируемые XVI и XVII веками, но наибольшую ценность представляют рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, сделанные в 1651 году во время его визита в Киев.

Изнутри собор Софии Киевской меньше пострадал от времени и вандализма, чем снаружи. До наших дней дошла часть ранних мозаик и росписей, выполненных византийскими живописцами. На стенах Софийского собора, как и на стенах Михайловского, были обнаружены граффити - нацарапанные надписи, рассказывающие о государственных деятелях и политических событиях.

Самые главные мозаики собора - это Богоматерь-Оранта ("нерушимая стена", существует легенда, что пока стоит Оранта, до тех пор стоит и Киев) и купольная мозаика Христос-Пантократор. Мозаичные работы выполнялись преимущественно смальтой (сплав стекла, солей и окислов металлов), но иногда в мозаиках встречаются фрагменты из натурального камня. Кусочки смальты, размером примерно 1х1 см, вдавливались прямо в свежую штукатурку. Очень богатая палитра мозаик Софийского собора, в нее входит более 170 оттенков.

Фрески собора сохранились не так хорошо, как мозаичные украшения. Железные плиты, которыми выложен пол Софиевского собора, содержат изображение мусульманской символики - полумесяца. Изначально полы были мозаичными в центре храма, а в боковых нефах, в усыпальнице и на хорах - керамическими. Фрагменты мозаичных и керамических полов в некоторых местах уцелели и дошли до наших дней. В XVII веке произошло первое из известных обновления фресок Софийского собора. Работы по обновлению проводились клеевыми красками. В начале XVIII в. все стены в соборе были оштукатурены, побелены, а поверх слоя штукатурки наносилась масляная роспись. В XIX в. древние фрески вновь раскрыли и обновили маслом, стараясь сохранить их первоначальный вид. В тех местах, где фрески оказались слишком повреждены, была наложена штукатурка и добавлена роспись.

Самыми главными ценностями и святынями храма было распятие, которое княгиня Ольга привезла из Константинополя, а также "Шапка Мономаха", подаренная Владимиру Мономаху Византийским императором. Здесь же хранились руки святой великомученицы Варвары и челюсть князя Владимира - крестителя Руси.

В ХХ в. над Софиевским собором, как и над многими другими памятниками христианской культуры, нависла угроза уничтожения. В начале 30-х годов было принято решение о разрушении храма, и его могла постигнуть участь Михайловского собора. Спасло храм вмешательство Франции. Дело в том, что королева Анна , жена короля Франции Генриха I, была дочерью Ярослава Мудрого, который основал Софиевский собор, и Франция об этом помнила. Опасаясь международного скандала, советское руководство приняло решение о создании в 1934 году Софийского музея-заповедника.

После того, как Софийский собор и прилегающие к нему здания стали музеем-заповедником, здесь начали проводиться грандиозные исследовательские и реставрационные работы. Мозаики очистили, а с фресок изъяли поздние слои масляных красок, укрепили штукатурку и роспись. В местах, где фрески XI века утрачены, можно увидеть росписи XVII, XVIII и XIX веков.

На сегодня длина Софиевского собора без галерей составляет 29,5 м, ширина - 29,3 м, если учитывать размеры с галереями: 41,7 м и 54,6 м. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина подкупольного квадрата 7,6 м.

В прошлом на территории собора и в самом соборе находилось около 100 захоронений. До наших дней сохранились захоронения Ярослава Мудрого и его жены Ирины. Все другие захоронения, среди которых было и погребение Владимира Мономаха, были утрачены. Саркофаг великого князя Ярослава Мудрого вскрывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и в сентябре 2009 года.

Собор Святой Софии стал первым украинским памятником истории и архитектуры, который был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, он является государственным музеем-заповедником. По этой причине его запрещено передавать религиозной организации, а также проводить богослужения. Исключением является День независимости Украины , когда в Софиевском соборе представители различных религиозных конфессий совершают совместное богослужение в честь Украины.

В мы любовались Киевом с колокольни Софийского собора, во второй - , ну а в третьей пройдём на соборный двор и внутрь храма. Киевская София, конечно, и так всем известна, во френд-лентах светится регулярно и даже в ВКН ЮНЕСКО вошла ещё в 1990 году, вместе с Московским кремлём, Петербургом, Кижами и Хивой. Но это - сердце Древней Руси, краеугольный камень всех её потомков, и потому не рассказать о ней в своём журнале я не могу.

Историю Софийского собора я уже рассказал в прошлых частях, но сейчас повторюсь. По легенде, в год Крещения Руси были заложены три деревянных Софийских собора в Киеве, Новгороде и Полоцке - "сыновья" Софии Константинопольской, главного в те века храма всего христианского мира. В 11 веке они отстроились в камне, и в Киеве София стала вторым каменным храмом после Десятинной церкви (988). Та была главной в Городе Владимира, а София стала главной в гораздо более крупном Городе Ярослава. Её строили приглашённые византийцы - но сама Византия подобных храмов не знала:

13-главый собор с лестничными башнями, охваченный двумя рядами галерей. С башнями и галереями всё вполне ясно - климат требовал более толстых стен, поэтому лестницы были вынесены в отдельные башни; галерея делалась для беспрепятственных крёстных ходов в дожди и метели. А вот 13 главок в виде пирамиды стали чем-то вроде "наглядного пособия" для вчерашних язычников: Христос - 4 евангелиста - остальные апостолы. Новгородцы, когда строили в камне свою Софию, решили, что 13 главок - перебор, оставив только Христа и евангелистов. Так и родилось русское пятиглавие:

София оказалась одной из немногих церквей, переживших монгольское нашествие, и оставалась сердцем средневекового Киева. Тут кто-то спрашивал - неужели в Киеве ничего не осталось со Средних веков? Но в том-то и дело, что в сдувшейся княжьей столице, превосходившей давным-давно Париж и Лондон, новых храмов просто не требовалось: до 17 века, когда Киев вновь пошёл в рост, София и несколько уцелевших церквей, а также Лавра, вмещали всех прихожан. А Киевская митрополия (полное название - Киевская, Галиция и всея Руси) с 1458 года базировалась в Вильнюсе.

Потому и Киевский митрополит Михаил Рогоза, в 1595 подписавший Брестскую унию, к Киеву не имел почти никакого отношения. Киевская митрополия с этого момента стала греко-католической, и в Речи Посполитой началось триумфальное шествие новой конфессии... споткнувшейся как раз о Киев. Греко-католики, которым сразу же передали Софию, так и не смогли завладеть Киево-Печерской Лаврой, православные нашли себе хорошую защиту в лице казаков, которые не гнушались и физической расправой над чересчур рьяным униатами, и наконец в 1620 году Иерусалимским патриархом была образована уже православная Киевская митрополия во главе с митрополитом Иовом (Борецким), чьей резиденцией стал соседний Михайловский Златоверхий собор. Эту историю, впрочем, я рассказывал уже в прошлой части, и кончилась она тем, что в 1633 году греко-католики оставили Софию, польский король признал легитимность православной митрополии на своих землях, в 1637 году сдался последний киевский оплот униатства - Выдубицкий монастырь, а в 1654 году и сам Киев вошёл в состав православного Русского Царства. На западных землях же к началу 18 века греко-католичество полностью вытеснило православие, и было ликвидировано Россией уже в 1830-е годы, но прекрасно себя чувствовало в Австро-Венгрии, откуда и вернулось в Киев уже в наше время. Киевская митрополия же с 1688 года окончательно подчинилась Москве, и примерно тогда же в Софийском соборе началась масштабная реконструкция.

Несмотря на внушительный размер (42х55 метров), София невысока (29 метров) и даже приземиста, а во всей красе оценить её можно лишь сверху. Соборный двор, стены и ворота которого я показывал в прошлой части - это фактически Киевский кремль с периметром около километра, а во внешний мир обращена колокольня:

Её историю я уже рассказывал в первой части, но сейчас повторюсь. Она возведена в 1697-1706 годах на средства гетмана Мазепы, и в Киеве играла ту же роль, что Адмиралтейская игла в Петербурге, замыкая перспективы от всех городских ворот... впрочем, построена она была с ошибками, и её верхние ярусы пришлось перекладывать уже в 1740-е годы. В 1806 году в колокольню ударила молния, и к 1812 её верхушка была перестроена в "петербургском" духе со шпилем. Окончательный облик она приобрела в 1851-52 годах, когда был надстроен 4-й ярус с грушевидным куполом. Тем не менее, что колокольня перестраивалась трижды, совсем не заметно - потрясающе цельная и выдержанная в духе "высокого" украинского барокко, на мой взгляд это красивейшая колокольня Украины. К тому же одна из самых высоких - 76 метров.

Особенно хороши детали - такую пышность без аляповатости ещё поискать:

О внутреннем устройстве колокольни и видах с неё - см. первую часть:

Сама же София, на первый взгляд, перестроена до неузнаваемости. Хотя на самом деле всего-то: переделали главки, заложили кирпичом и надстроили ещё парой главок обводные галереи да лепнины поналепили.

На мой взгляд получилось довольно громоздко:

Достаточно сравнить с новгородской "сестрой", судьба которой, впрочем, была гораздо завиднее:

Я не знаю, есть ли ещё на Руси храмы таких необычных пропорций, но в целом София выглядит группой сросшихся зданий:

Поймите меня правильно - я очень люблю украинское барокко, однако всё же саму реконструкцию Софии считаю не самым удачным его проявлением. Хороши детали, которых при этом ровно столько, чтобы любоваться каждой, но вот в цельную картину они как-то не складываются:

Однакор здесь Киевская София диаметрально противоположна Новгородская. Та почти не изменилась снаружи, зато Киевская - внутри. И если в Новгороде древний храм скрывает внутри помимо великолепных икон и реликвий унылые казённые росписи 19 века, громоздкая барочная Киевская София сберегла внутри Древнюю Русь:

Потускневшие фрески, и ещё яркие мозаики, да пышный барочный иконостас (1731-47), и ничего лишнего, а над всем этим царит Богоматерь Оранта "Нерушимая Стена". Оранта ("молящаяся") - название сюжета, изображающего Богородицу с воздетыми руками, а "Нерушимой Стеной" называется конкретно эта. И мне кажется, она ни кто иная, как Душа Руси:

В Новгороде тоже была подобная фреска - Христос Вседержитель в главном куполе со сжатой в кулак ладонью, которой, как считалось, держал Новгород... но та фреска была уничтожена в войну прямым попаданием авиамбомбы.

Киевская София ещё в 1934 году стала музеем, и остаётся таковым поныне. Статус ЮНЕСКО обязывает драть за вход по-драконовски - что-то вроде 100 гривен на человека (400-450р.). Кроме того, в Софие я для себя поставил точку в вопросе, чьи же храмы на Украине самые нелояльные к фотографам. Не Московский патриархат, и не римо-католическая церковь, а храмы-музеи! Смотрительниц много, следят за туристами внимательно. На пару-тройку кадров закрывают глаза, а вот дальше начинают бесноваться вплоть до подбегания, закрывания объектива ладонью и угроз милицией. Тем не менее, я наснимал тут кадров 20, хотя качество и не ахти.

Часть фресок всё-таки 19 века, некоторые (как в Кирилловской церкви и Владимирском соборе) делал Врубель. Разница 11 и 19 веков видна невооружённым глазом:

В старых притворах (после реконструкции оказавшихся в глубине собора) фрески сохранились куда лучше, чем в главном зале:

В притворе левее главного зала - древний саркофаг, изготовленный в Византии чуть ли не в 6 веке, где покоится Ярослав Мудрый. Вернее, покоился - его могила вскрывалась четыре раза (1934, 1939, 1964, 2009), по его черепу было реконструировано его лицо... но где-то между 1939 и 2009 годами останки Ярослава исчезли. Вернее, ныне в саркофаге женские кости, собранный из двух скелетов (!), причём один относится и вовсе к скифским временам (!!!), и судя по следам тяжёлго физического труда, это были явно не знатные особы. Кто, зачем и куда вывез княжий прах - нет даже приблизительных версий. Говорят, это сделали отступавшие из Киева фашисты или националисты, и скорее всего прах был утерян в военной неразберихе, хотя некоторые предполагают - теперь князь покоится в одной из эмигрантских церквей Америки. Большинство же князей покоились в Десятинной церкви, и их могилы утрачены вместе с ней.

В галереях ныне музей (в том числе макет древнего Киева, частично показанный в прошлой части), росписи явно моложе:

А вот росписи лестницы сохранились прекрасно. Попадаются очень странные сюжеты. Увы, я не знаток...

С хоров (где смотрительницы особенно вредные) вид особенно хорош:

А вон там, за теми колоннами - ещё один музейный зал с фресками, мозаиками и скульптурами Михайловского Златоверхого собора (см. прошлую часть), которые оттуда развезли по музеям перед сносом:

Там же всякие выставки, например Богородица, сложенная из писанок (пасхальных яиц):

А ещё здесь сохранились граффити, покрывающие древнюю роспись везде, куда могла дотянться рука. Удивительно, но в Древней Руси было нормально писать на стенах храмов, и выцарапанные на штукатурки или камне буковки и рисуночки попадаются повсюду. Такие есть и в Новгороде на уцелевшем фрагменте древних фресок, и в , и наверное где-то ещё. Маленькие-маленькие люди, чья жизнь стоила копейки, обычный возобновляемый ресурс для княжеских амбиций... но при том в Киеве и Новгороде почти поголовно грамотные (в отличие от Галича, где рисунки явно преобладают над надписями). Я много слышал об отдельных граффити Софии: например, тут где-то есть рецепт языческого снадобья, к которому другим почерком приписано что-то вроде "грех великий писать такое!"; есть что-то вроде "[некто] - парась", есть какие-то полуофициальные надписи, сделанные священниками - навроде мемориальных досок, есть афтографы князей. Я не сумел прочитать даже те, что нашёл.... Но это потрясающее чувство - "общаться" вот так вот с людьми, жившими почти тысячу лет назад.

Другие здания Митрополичьего двора построены в 18 веке, как и колокольня. Трапезная церковь (1722-30) также известна как Тёплая София - в ней молились зимой:

Дворец Митрополита (1722-30, надстроен в 1748 году) стоит напротив входа в собор. Его построил Рафаил (Заборовский), и по-моему это лучший образец украинского барокко в гражданском зодчестве:

Причём красив не только фасад:

Внутри сохранились интерьеры, дополненные мебелью:

Росписи прямо как в русских теремах:

Лепнина на потолке:

И великолепные изразцовые печи - вроде бы на родных местаз, но не знаю, какого века:

Ещё тут есть бывшая Софийская бурса (1763-67, ныне архив):

Консистория, в 1848-50 годах перестроенная из пекарни 1720-х годов (извиняюсь за самоповтор кадра):

Братский корпус (1760-е):

И колоритные задворки:

Вот так изнутри выглядит Южная башня:

А так - ворота Заборовского, чьим красивейшим барочным порталом мы любовались в начале прошлой части. В те времена сюда вела прямая улица от руин Золотых Ворот (использовавшихся, впрочем, по назначению). А ещё на территории Софии растут породистые киевские каштаны, чьи орёхи твёрдые, как камушки.

Визуально древнерусский Киев не имел с современным Киевом почти ничего общего. Город строгих кирпичных храмов, сферических куполов, и бесконечных деревянных кварталов. Да и если сейчас Подол воспринимается как "впадина", в те времена напротив - Верхний город был "горой", нависавшей над Подолом, примерно как Высокий замок над Львовом или Хоэнзальцбург над Зальцбургом. Собственно, весь Киев был меж двух центров - детинцем на горе и портом на Днепре, служа "южными воротами" Пути из варяг в греки (равно как Новгород отвечал за "северные ворота"). Ещё где-то слышал (но подтверждений так и не нашёл), что Киев украшало несколько греческих статуй, завезённых из Византии. А после Великого раскола 1054 года Киевская Русь так и не сделала явного выбора, ориентируясь на Константинополь, но и связи с Римом не порывая - так, в 1089 году Киев посещали послы антипапы Климента III, а первый "латинский" монастырь здесь возник ещё в 1228 году, незадолго после того, как крестоносцы разгромили Царьград... Возвышение Киева начали в 860 году варяги Аскольд и Дир - здесь Север встречался с Югом. Почти столько же, сколько сам город, существует его еврейская община (о чём напоминают древние Жидовские ворота и "Киевское письмо " 10 века - древнейший аутентичный документ с территории Руси), пережившая и Монгольское нашествие, и княжьи войны, и Хмельниччину, и погромы ХХ века, и Холокост, а рассеявшаяся лишь в наше время. Дочери киевских великих князей выходили замуж за европейских монархов. Торговля с Великой Степью и Азией держалась на хазарах. По этим улицам собственной персоной ходил Илья Муромец. И хотя и нынешний Киев непохож ни на что, Древний Киев был непохож ни на что в ещё большей степени. Остаётся лишь пытаться его себе представить.

Написал бы ещё, но как-нибудь потом. Теперь меня ждёт Калининград.

Софийский собор – один из символов архитектуры Киевской Руси и одна из изюминок современного Киева. Построено чудо древнего зодчества было в XI веке. Софийский собор в Киеве был построен при князе Ярославе Мудром.

Софийский собор в Киеве: описание

Приказ о возведении собора отдал Ярослав Мудрый в честь победы над войском печенегов. Согласно же летописям, которые, однако, были написаны после его возведения, датой начала стройки считают 1017 или 1037 годы. По другой версии начали возводить в 1011 году, в результате чего в 2011-м было отпраздновано его 1000-летие. Построен он по-византийски — смешанной кладкой.

После возведения он стал резиденцией митрополита, которой и оставался до конца XIII века, когда это право получил Владимир, ставший тогда новым центром Руси.

Одной из причин переноса стало то, что в 1240-м году был разрушен после взятия Киева воинами Батыя. Позже собор восстановили. Еще раз он подвергся реконструкции в 1385-90 годах. Однако это не помешало зданию 3 века провести в запустении. В это время храм подвергался разграблению со стороны крымских татар.


В 1596 году Софийский собор (Киев) переходит во владение униатской церкви, но через 37 лет митрополит киевский Пётр вернул его назад и основал там мужской монастырь.
Если вы хотите прикоснуться к древним русским традициям, то не обязательно отправляться на осмотр древних храмов или Кремлей (городских крепостей на Руси). Можно просто пойти и истопить баню. Здесь выбирайте баню на свой вкус.

Софийский собор в Киеве сегодня

Вначале здание предстало люду 13-купольным, но позже число куполов довели до 19-ти. В 17 веке здание существенно обновили и перестроили согласно традициям бывшего тогда в моде стиля барокко. Архитектором стал Октавиано Манчини. В итоге купола получили грушевидную форму, на стенах появилась лепнина, были возвращены фрески и иконы.
Во время Октябрьской революции началась борьба за храм, цель которой была в том, что каждый стремился назвать себя истинным митрополитом. Ввиду этого превратили в музей.


Возобновили богослужения в храме только после распада СССР. Чуть позже собор попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теперь службы там проводят только по большим исключениям.

В соборе наряду с работами мастеров поздних периодов можно увидеть и работы оригинальных зодчих. Так, на куполе, арках и столпах осталась мозаика XI века. Всего в мозаике собора насчитывается 177 цветов.

Знаменитая София Киевская — главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами хана Батыя. Храм был разрушен, но не уничтожен — войска Батыя пощадили его дивную красоту.

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала — так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.
Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение. Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкающие к западному фасаду.

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки.

Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение.

Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых.

София неоднократно горела, перестраивалась, в XV-XVI веках стояла вообще без крыши — все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м² фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки. Однако расчистка стен велась непрофессионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.

Главной светской композицией собора был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Уникальный ансамбль фресок светского содержания сохранился на стенах и столбах двух лестничных башен — княжеского хода на "полати" (хоры). Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и т. п. Большое место занимает композиция "Ипподром" в южной башне собора. Здесь представлены четверки лошадей, готовых к состязаниям, распорядители, дающие сигнал к началу скачек, мчащиеся колесницы и ложи на ипподроме, где присутствуют византийский император и его свита, многочисленные гости.

Фрески — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.

Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозаикам собора особорую выразительность. Смальта изготовлена из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики - около 0,25 куб. см. Основа под мозаиками трехслойная, общая толщина ее 4 - 6 см. Кроме смальты, использованы кубики из природного камня.

В зените центрального купола в медальоне диаметром 4,1 м,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.


Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери — Оранты (премудрость Божия), известная под именем «Нерушимая стена». Высота ее - около 6 метров. Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора — четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка).

На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями севастийских мучеников.

На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение".

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола — шедевр искусства.
В архитектурный комплекс Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория.
Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы.
Высота - 76 м. 1699-1706 - трехъярусная, в 1744-48 - разобрана и перестроена, арх. И.Г. Шедель, в 1851-1852 - достройка четвертого яруса, арх. П.И. Спарро.

До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705 году также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».


Это самый большой из сохранившихся старинных бронзовых колоколов Украины. Вес колокола 13 т, его диаметр — 1,55 м, высота — 1,25 м. Высота самой короны — 0,28 м. Колокол покрыт пышным орнаментом с изображением ангелочков. На колоколе отлит герб гетмана Мазепы и надпись, что этот колокол отлит «иждевением ясновельможного гетмана Иоанна Мазепы».
Комплекс зданий Софии Киевской включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор и поныне сохраняет статус историко-культурного музея-заповедника. В соборе изредка совершались богослужения, в 1990-х годах здесь проводились богослужения Украинской автокефальной церкви. Власти не решились передать собор УАПЦ Киевского патриархата, но и канонической УПЦ собор тоже не был передан.

Случайные статьи

Вверх