Примеры экзаменационных. Примеры экзаменационных билетов физика

Примеры экзаменационных билетов

ФИЗИКА

Билет№1.

1. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тел вблизи поверхности Земли. Потенциальная энергия упругодеформированного тела.

2. Геометрическая оптика. Закон прямолинейного распространения света. Понятие луча. Законы отражения света. Плоское зеркало. Законы преломления света. Абсолютный и относительный показатели преломления. Ход лучей в призме. Явление полного (внутреннего) отражения.

3. В колебательном контуре происходят незатухающие электромагнитные колебания. Известно, что максимальное значение силы тока в контуре равно 1 мкА, а максимальное значение напряжения на обкладке конденсатора равно 100 В. Найдите частоту колебаний.

Билет№2.

1. Понятие термодинамической системы и способа ее описания. Внутренняя энергия системы. Количество теплоты и работа как меры изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.

2. Понятие о колебательном движении. Период и частота колебаний. Гармонические колебания. Смещение, амплитуда и фаза при гармонических колебаниях.

3. Два одинаковых плоских конденсатора соединены параллельно и заряжены до разности потенциалов ∆φ = 6 В. Найти разность потенциалов ∆φ между пластинами конденсаторов, если после отключения конденсаторов от зарядного устройства у одного ю них уменьшили вдвое расстояние между обкладками.

Примеры экзаменационных задач

Пример 1.

Тележка, скатывающаяся без потерь энергии на трение по наклонному желобу с высоты Н, описывает в вертикальной плоскости круговую петлю радиусом Н/3. Найти силу давления тележки на желоб в верхней точке петли. Масса тележки 1.2 кг.


Решение.

https://pandia.ru/text/80/371/images/image002_118.gif" width="69" height="36">.

Следовательно, будем искать N. Если обозначить массу тележки т, то по 2-му закону Ньютона в любой точке

траекторииhttps://pandia.ru/text/80/371/images/image005_93.gif" width="129" height="24 src="> (1)

По условию, механическая энергия тележки сохраняется:

https://pandia.ru/text/80/371/images/image007_90.gif" width="84" height="24 src=">

Подставляя в (1), получим. N=mg, и искомая сила давления F=1.2кгх9.8м/с2=11.76Н.

Пример 2.

https://pandia.ru/text/80/371/images/image009_74.gif" width="29" height="33 src=">, силы давления газа и силы атмосферного давления .

Учитывая, что F = p 1 S и F 0 = p 0 S , где р1 – первоначальное давление газа под поршнем, найдем, что р1 = ро + mg/S.

После добавления гири массой М поршень перешел в новое равновесное состояние, и давление газа в сосуде стало равным

https://pandia.ru/text/80/371/images/image013_61.gif" width="151" height="47 src=">.

Алюминий" href="/text/category/alyuminij/" rel="bookmark">алюминия р1 = 2.7 г/см3, бензина –p2=0.75

Решение.

Выберем направление вектора вверх. На шарик действуют силы:

Тяжести m1g, где m1-масса шарика;

Архимедова m2g, где m2 - масса вытесненной шариком воды;

Электрическая https://pandia.ru/text/80/371/images/image019_50.gif" width="437" height="91 src=">

Если направление Е изменить на противоположное, то изменится знак заряда шарика, а не его величина.

Пример 4.

DIV_ADBLOCK196">


Типовые задачи по физике

(письменный экзамен)

В 2007 году экзамен проводится в форме ЕГЭ. Ниже приведены задания для абитуриентов, сдающих экзамен в обычной форме.

1. Баскетболист бросает мяч в кольцо. Скорость мяча сразу после броска равна v 0 = 8 м/с и составляет угол а =60° с горизонтом. С какой скоростью мяч попал в кольцо, если он долетел до него за одну секунду? Сопротивление воздуха не учитывать. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

2. Моль идеального газа нагревается при постоянном давлении, а затем при постоянном объеме переводится в состояние с температурой, равной начальной температуре Т0 = 300 К. Оказалось, что в итоге газу передано количество теплоты Q = 5000 Дж. Во сколько раз изменился объем, занимаемый газом?

3. Определите КПД нагревателя, расходующего m1= 0,08 кг керосина на нагревание m2=3кг воды на ∆Т= 90 К. Теплота сгорания керосина q = 4,2*107 Дж/кг. Удельная теплоемкость воды с = 4,2*103 Дж/(кгК). Ответ дать в процентах с точностью до целого числа.

4. Два элемента с ЭДС Е1 = 1,7 В и Е2 = 1,4 В и внутренними сопротивлениями r 1 = 0,8 Ом и r 2 = 0,4 Ом соединены последовательно и подключены к резистору сопротивлением R = 5 Ом. Определите напряжение на внешнем участке цепи.

5. Проводник длиной l = 1 м движется со скоростью v = 5 м/с перпендикулярно к линиям индукции однородного магнитного поля. Определите величину индукции магнитного поля, если на концах проводника возникает разность потенциалов U = 0,2 В.

6. Луч света падает на плоскопараллельную пластинку с коэффициентом преломления п = 1,5 под углом a= 60°. Какова толщина пластинки, если при выходе из нее луч смещается на а = 2 см?

При поступлении в Белорусский государственный университет на дневное отделение на ряд факультетов абитуриенты должный пройти помимо централизованного тестирования внутривузовский экзамен.

Абитуриенты, поступающие на факультет журналистики (на все специальности) должны пройти вступительное испытание по творчеству (1 этап - творческое сочинение, 2 этап - творческое тестирование). Желающие учиться по специальностям "Белорусская филология", "Славянская (славянская и белорусская) филология" филологического факультета сдают устный экзамен по белорусской литературе; по специальностям "Русская филология", "Славянская (славянская и русская) филология" филологического факультета - устный экзамен по русской литературе; по специальности "Теология" Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла - устный экзамен по библейской теории; по специальности "Дизайн (направление - коммуникативный дизайн)" гуманитарного факультета - вступительное испытание по творчеству (1 этап - рисунок, 2 этап - свободная композиция); по специальности "Дизайн (направление - дизайн предметно-пространственной среды)" Государственного института управления и социальных технологий - вступительное испытание по творчеству (1 этап - рисунок, 2 этап - свободная композиция); по специальности "Журналистика (направление - печатные СМИ, специализация - военная журналистика)" военного факультета - вступительное испытание по творчеству (1 этап - творческое сочинение, 2 этап - творческое тестирование).

Примерные варианты экзаменационных заданий

Беларуская літаратура

Прыкладныя пытанні ў экзаменацыйных білетах:

  • Асветніцкая дзейнасць Францыска Скарыны.
  • Духоўнае багацце лірычнага героя ў давераснёўскай творчасці Максіма Танка.
  • Паэтызацыя роднага кута і палешукоў у рамане Івана Мележа "Людзі на балоце".

Русская литература

Примерные вопросы в экзаменационных билетах:

  • Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин": проблематика, художествен­ное своеобразие.
  • Идейно-художественное своеобразие прозы А.П.Чехова.
  • "Серебряный век" русской поэзии: общая характеристика, крупней­шие представители.

Творчество (профиль - журналистика)

Вступительное испытание по творчеству проходит в два этапа, на каждом из которых экзамен оценивается отдельно по десятибалльной шкале.

Первый этап - творческое сочинение, объемом до четырех страниц. От абитуриента требуется написать сочинение с соблюдением правил построения публицистического текста. Время выполнения работы - 180 минут.

Оценка выставляется за содержание (глубину и полноту раскрытия темы, общую осведомленность в вопросах культуры, публицистики, художественной литературы) и за письменность (орфография, пунктуация, грамматика, стилистика).

Основными критериями при оценке содержания сочинения являются:

  • освещение темы с анализом фактов действительности,
  • умение выделить главное и самое важное из фактического материала,
  • системность, последовательность, логичность изложения, аргументированность выводов и обобщений,
  • лексическое богатство, выразительность и образность речи,
  • оригинальность, творческая индивидуальность, энциклопедичность знаний абитуриента.

Примерные темы творческого сочинения:

  • В ответе за слово: журналист и современность.
  • Мой кумир в журналистике.
  • Слово лечит и калечит.
  • Пером журналиста: от портрета современника до портрета современности.

Второй этап - творческое тестирование, которое включает:

  • анализ творческих работ абитуриента (публикации в газетах и журналах, сценарии теле- и радиопередач, которые вышли в эфир и другие творческие работы),
  • ответы на вопросы по актуальным темам современности в рамках общеобразовательной подготовки абитуриента),
  • выполнение письменного задания по редактированию текстов (белорусскоязычных или русскоязычных).

Творческие работы подаются абитуриентами в приемную комиссию вуза до начала вступительных испытаний. В случае если поступающий не может предоставить оригиналы публикаций, то их копии, а также копии сценарий теле- и радиопередач должны быть подписаны ответственным лицом средств массовой информации и заверены печатью данного учреждения.

Оценка творческих работ зависит от их качества, времени опубликования или выхода в эфир, а также от типа СМИ (республиканские, областные, районные или другие). При анализе работ учитываются: тема публикации, ее актуальность и новизна; насущность поднятых проблем; оригинальность авторской позиции; достоверность фактов; убедительность изложения мыслей, аргументированность и основательность высказанных мнений и размышлений; стилистические достоинства и языковая культура.

Темы бесед на собеседовании можно разделить на блоки, которые включают общественно-политическую и экономическую проблематику, вопросы культурной жизни, международных отношений, специфику работы журналиста в периодических изданиях, в аудиовизуальных средствах массовой информации.

Заканчивается второй этап выполнением письменного задания по редактированию текстов.

Пример письменного задания:

Первоначальный текст

Колькасць хворых расце

У Гродне працягвае павялічвацца колькасць хворых на серозны менінгіт. Ужо зафіксавана больш за 130 выпадкаў захворвання. Для вучняў пачатковых класаў усіх школ горада, а менавіта яны складаюць большую палову сярод хворых, на 2 тыдні раней распачаліся летнія канікулы.

Заўвагі да тэксту:

1. Няправільна выкарыстаны займеннік яны , які можа суадносіцца і з вучнямі , і з хворымі .

2. Словазлучэнне большая палова лагічна памылковае: паловы - гэта дзве роўныя часткі.

3. Слова распачаліся трэба замяніць на слова пачаліся . Распачаліся азначае пачалі здзяйсняцца , адбывацца пэўныя падзеі.

4. Парушаны прычынна-выніковыя сувязі паміж сказамі.

Отредактированный текст

Колькасць хворых расце

У Гродне працягвае павялічвацца колькасць хворых на серозны менінгіт. Ужо зафіксавана больш за 130 выпадкаў захворвання. Таму для вучняў пачатковых класаў усіх школ горада, а менавіта яны складаюць большую частку хворых, на 2 тыдні раней пачаліся летнія канікулы.

Библейская история

Образцы экзаменационных билетов:

Билет № 1

1. Встреча Авраама с Мелхиседеком.

2. История апостола Павла.

Билет № 2

1. Видение Иаковом таинственной лестницы.

2. Евангельские притчи о зерне горчичном и о закваске.

Билет № 3

1. Сорокалетнее странствование евреев в пустыне.

2. Евангельская притча о Страшном Суде.

Творчество (профиль - дизайн)

Дизайн (направление - дизайн предметно-пространственных комплексов):

Этап І. Рисунок.

Рисунок гипсового слепка головы Аполлона Бельведерского античного образца (канонический) на фоне нейтральной (серой) драпировки.

Этап ІІ. Композиция.

Падающее. Взлетающее.

Темы музыкальных отрывков:

1. Альфред Шнитке. Симфония № 1, часть 1. Senza tempo-Moderato.

2. Эдвард Григ. Пьеса "Свадебный день в Тролльдхаугене".

3. Бен Уэбстер. Джаз.

Дизайн (направление - коммуникативный дизайн):

Этап І. Рисунок.

Рисунок с натурной постановки при боковом контрастном освещении с ясно выраженными тремя глубинными планами. Постановка включает три гипсовые фигуры строгой геометрической формы (например, шар, куб, восьмигранная призма, цилиндр, конус, пирамида) на горизонтальной плоскости на фоне белой драпировки со складками.

Этап ІІ. Композиция.

Абитуриенту предстоит создать три художественно-графические композиции, визуально выражающие смысловое содержание любых трех тем из пяти предложенных.

Абитуриенту выдаются три листа бумаги формата А4, на лицевую сторону которых печатным способом нанесена строго заданная и ясно читаемая система различных по расположению, величине и конфигурации отрезков линий. Система линий общая для всех абитуриентов. Эти линии в процессе композиционной работы можно как угодно объединять, развивать, дополнять, трансформировать и дублировать. Можно вносить новые элементы, заполнять пространство тоном, фактурой и деталями, придавать всему этому различные смысловые содержания и предметные функции, по-разному ориентировать сам лист бумаги по отношению к зрителю и т. д. Основное требование - органичное включение системы линий в композиционную структуру и максимально полное соответствие предлагаемого решения концептуальному содержанию избранной темы.

Композиции выполняются в черно-белой графике с помощью простого карандаша.

Задача 1.

Проанализируйте ситуации и объясните, какие из них возможны в Украине, а какие - нет. Ответ обоснуйте.

а) Правительство приняло постановление об оплате обучения во всех государственных образовательных учреждениях.

Ответ: Такого не может быть, так как в конституции закреплено право о бесплатном образовании Статья 53 конституции Украины

б) Администрация предприятия безосновательно освободила работника.

Ответ: Это противоречит закону. Увольнение работников происходит только в случаях, предусмотренных законодательством, в частности, по ст. ст. 7, 25, 28, 36, 38, 39, 40, 41, 45, 199 кодекса законов о труде Увольнение может происходить лишь по одному основанию.

в) Решением ректората вуза был определен процент студентов, которых зачислят на первый курс в зависимости от их социального статуса и национальности.

Ответ: Этого не может быть. Все равны в своих правах вне зависимости от социального статуса и национальности. Это закреплено в статьях 12,22,26 конституции Украины.

г) Налоговая администрация наложила штраф на руководителя предприятия за нарушения им налогового законодательства.

Ответ: За нарушение налогового кодекса в Украинском законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность.

д) Местные власти запретили выход местной газеты за ее оппозиционное движение.

Ответ: Это противоречит ст. 34 конституции Украины про свободу слова.

е) Гражданин обратился в суд с жалобой на редакцию журнала за распространение недостоверных сведений о его личной жизни.

Ответ: Гражданин может защищать свою личность, так как право на это предусмотрено ст32 конституции Украины.

ж) Парламент страны принял закон, определяющий одну официальную религию в государстве.

з) Решением администрации учебно-воспитательного заведения в учебный план как обязательный предмет введен предмет "Закон Божий".

Ответ: Это противоречит ст. 35 конституции Украины про свободу вероисповедания.

Задача 2.

Проанализируйте ситуацию. Опираясь на знание признаков правонарушения, определите, является ли такая ситуация правонарушением.

Ситуация 1: Сергей шел домой. На пустынной улице он увидел двух молодых людей, которые приставали к девушке. На просьбы Сергея прекратить молодые люди не реагировали. Тогда, чтобы защитить девушку, Сергей избил ребят, нанеся им телесные повреждения.

Сергей имеет право, на необходимую оборону исходя из ст.36 криминального кодекса Украины. Но возможно превышение границ необходимой обороны ст124,118 криминального кодекса Украины. Умышленное нанесение тяжких телесных повреждений при самообороне (ст124) или умышленное убийство (ст118) при превышении границ самообороны.

Ситуация 2: Сергей шел домой. Рядом с домом Светланы он увидел Андрея, который тоже симпатизировал Светлане. Со словами: "Я же предупреждал тебя, чтобы ты больше здесь не появлялся." - Сергей начал бить Андрея, в итоге, Андрей получил телесные повреждения.

Произошло нарушение криминального кодекса Украины, в котором предусматривается ответственность за нанесение легких телесных повреждений (ст125 ККУ), за нанесение средних телесных повреждений (ст122 ККУ), за нанесение тяжких телесных повреждений (ст121 ККУ). В зависимости от степени повреждений будет избрана мера наказания.

Задача 3.

Рабочий археологической экспедиции С. во время раскопок нашел клад - горшок с золотыми и серебряными монетами. С. передал клад государственным органам в надежде на выплату вознаграждения. Его товарищ М. высказал мнение, что найденный клад имеет должен принадлежать лицу, которое его нашло. А как считаете вы?

Право на клад в Украине регулируются ст343 гражданского кодекса Украины. Особа, которая нашла клад и заявила про это в милицию или в органы местного самоуправления, имеет право на 20% стоимости клада. Соответственно рабочий все сделал правильно, а его товарищ неправ.

Задача 4.

Дедушка, поздравляя с днем ​​рождения своего совершеннолетнего внука, объявил, что дарит ему свой дом. Со временем оказалось недоразумение: после смерти дедушки о своих правах на это жилье заявили другие родственники. Что забыл сделать дедушка, чтобы избежать такой ситуации?

Дедушка должен был составить письменно акт о дарении и нотариально его заверить, или должен был указать в завещании, что дарит дом внуку.

Задача 5.

Куратченко, отец двух малолетних детей, увлекся игрой в карты. Из-за бесконечных проигрышей семья терпела большие лишения. Детям часто нечего было дать есть. Жена Куратченко обратилась к руководителю предприятия, где работал ее муж, с просьбой выдавать его зарплату ей. Директор просьбу удовлетворил. Правомерно ли решение? Свой ответ обоснуйте.

В этом случае нужно подать в суд на отца, чтобы в связи с его зависимостью от карточных игр его признали ограниченно дееспособным. В связи с этим жена получит право распоряжаться собственностью на свое усмотрение. Получать деньги на предприятии мать может только с согласия отца и при условии, что его признают недееспособным или ограниченно дееспособным. Соответственно удовлетворение просьбы матери неправомерно, если не было предоставлено письменное согласие отца на получение зарплаты матерью.

Задача 6.

После службы в армии Саша решил поступить в столичный вуз, но это ему не удалось. За время сдачи вступительных экзаменов ему очень понравилось в г.Киеве и он остался в столице. Однако все его попытки найти работу натыкались на одну преграду: везде требовали наличие регистрации по месту жительства в Киеве. Саша позвонил Ольге, с которой познакомился на вступительных экзаменах. Его предложение заинтересовало девушку: они заключают брак и Саша регистрируется по ее адресу. Это дает ему возможность устроиться на работу, и когда он начнет зарабатывать - отблагодарит Ольгу тем, что в течение года будет ежемесячно платить ей по 100 грн. Через месяц брак был заключен. Вечером Саша неожиданно приехал к Ольге и поставил ультиматум: раз они супруги, то он имеет право проживать в ее квартире и никакие деньги платить не собирается.

На чьей стороне закон и какое решение этой проблемы?

Так как Ольга с Сашей состоят в браке, Ольга имеет право на 50% доходов супруга. Но Ольга не сможет отказать Саше в проживании, так как они в браке и он прописан в ее квартире. Ольга может подать в суд и попытаться добиться признания брака фиктивным. Еще можно было составить брачный договор, в котором бы оговаривались все условия, на которые они договаривались.

Задача 7.

Несовершеннолетний Р. (17 л.) и его товарищ Г. (19 л.), будучи в нетрезвом состоянии, вытащили сигареты и начали курить в вагоне метрополитена, за что были задержаны сотрудниками милиции.

Какие органы правомочны наложить взыскание на Р. и Г. и какое именно?

Два друга совершили административное нарушение. Административная ответственность наступает с 16 лет. Соответственно милиция может составить протокол об административном правонарушении и после вынесения судом решения вынудить заплатить штраф. Алкогольное опьянение в этом случае не является нарушением.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.

БИЛЕТ №1.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков русского языка и особенностях их произношения в потоке речи.

2. Речевая ситуация. В вашей школе проходит фестиваль народов России. Вас попросили выступить перед пятиклассниками. Расскажите им о роли русского языка в нашем государстве.

БИЛЕТ №2.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте примеры суффиксального и приставочного образования слов. Расскажите о других способах словообразования слов.

2. Речевая ситуация. В вашем округе проходит читательская конференция. Выступите с небольшим сообщением перед ее участниками. Тема сообщения: «Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике?»

БИЛЕТ №3.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о системе частей речи в русском языке и о принципах, которые положены в основу их классификации. Приведите примеры слов различных частей речи и (при необходимости) собственные.

2. Речевая ситуация. После урока русского языка ваш одноклассник сказал о том, что он сомневается в необходимости использования словарей в повседневной речи. А как считаете вы? Опровергните или поддержите точку зрения своего товарища.

БИЛЕТ №4.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте примеры именных частей речи. Расскажите об общих грамматических признаках.

2. Речевая ситуация. Представьте себе, что после 9-го класса вы поступаете в колледж, где с вами проводится собеседование. Расскажите членам приемной комиссии о себе.

БИЛЕТ №5.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста (при необходимости – собственные), расскажите о местоимении как части речи и об использовании местоимений в качестве связи предложений в тексте.

2. Речевая ситуация. Вы участвуете в записи телевизионной передачи «Мир увлечений». Расскажите о своем увлечении так, чтобы телезрители поняли, почему свободное время вы посвящаете именно этому.

БИЛЕТ №6.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, расскажите, в чем сходство и в чем различие имен прилагательных и причастий.

2. Речевая ситуация. Ваш класс едет в поезде на экскурсию в одном купе и рассказывают разные истории. Расскажите и вы историю (можно забавную) из своей жизни.

БИЛЕТ №7.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, охарактеризуйте глагольные морфологические признаки деепричастий и причастий.

2. Речевая ситуация. В молодежном лагере «Давайте познакомимся» расскажите о своей малой родине (месте, где вы родились).

БИЛЕТ №8.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Охарактеризуйте разряды имен прилагательных, иллюстрируя каждое положение своего высказывания примерами из текста и, при необходимости собственными.

2. НРК Речевая ситуация. На собрании одного из пятых классов расскажите об одном из музеев вашего города так, чтобы у ребят появилось желание пойти (поехать) на экскурсию в этот музей.

БИЛЕТ №9.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Назовите части речи, которые имеют степени сравнения. Расскажите о значении и образовании степеней сравнения. Проанализируйте соответствующие примеры из текста и приведите собственные.

2. Речевая ситуация. На улице вы встретились с одноклассниками после каникул. Расскажите им о понравившемся вам фильме так, чтобы им тоже захотелось посмотреть его.

БИЛЕТ №10.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о морфологических признаках глагола. Проанализируйте соответствующие примеры из текста.

2. Речевая ситуация. В летнем лагере после отбоя ребята вспоминают своих друзей, рассуждают о том, может ли быть у человека много друзей. Выскажите и обоснуйте свое мнение по этому вопросу.

БИЛЕТ №11.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Какие еще разряды вы знаете? Приведите собственные примеры.

2. Речевая ситуация. На школьном празднике «Язык – мой друг» выступите перед пятиклассниками, объясняя им, какова роль языка в жизни человека.

БИЛЕТ №12.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о морфологических признаках имен существительных. Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные.

2. Речевая ситуация. На школьном «Язык – мой друг» расскажите ученикам начальных классов о русском речевом этикете.

БИЛЕТ №13.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о синонимах. Для иллюстраций используйте примеры из текста. Объясните, какую роль выполняют в нем синонимы.

2. Речевая ситуация. На классном собрании обсуждается вопрос о популярных видах спорта. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу. Приведите аргументы.

БИЛЕТ №14.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите об антонимах. Для иллюстраций используйте примеры из текста. Объясните, какую роль выполняют в нем антонимы.

2. НРК Речевая ситуация. В туристическом походе ребята рассуждают о том, нужно ли защищать природу от человека. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения, рассказывая о природе родного края.

БИЛЕТ №15.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте фразеологизмы, объясните их значение, охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения стилистической окрашенности. Расскажите, чем различаются свободные сочетания слов и фразеологизмы. Приведите собственные примеры фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений.

2. Речевая ситуация. В летнем международном лагере на вечере «Родине – что она значит для меня?» расскажите своим сверстникам из других стран о событии из истории России, которым вы гордитесь. Свое мнение аргументируйте.

БИЛЕТ №16.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о словосочетании как единице синтаксиса, о типах словосочетаний, видах связи слов с в словосочетаниях. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста.

2. Речевая ситуация. К вам в гости пришли друзья послушать новые музыкальные записи. Расскажите им о своей любимой музыке или музыкальной группе, которая вам нравится.

БИЛЕТ №17.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, расскажите о служебных частях речи.

2. Речевая ситуация. Расскажите своим родителям о друге, с которым вы познакомились на летнем отдыхе. Опишите его внешность, черты характера, увлечения.

БИЛЕТ №18.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Выпишите из текста 2-3 двусоставных предложения. Определите морфологический способ выражения главных членов в данных предложениях. Рассказ о других морфологических способах выражения главных членов предложения иллюстрируйте собственными примерами.

2. Речевая ситуация. Одноклассники рассуждают о том, что нужно для успеха в жизни. Некоторые считают, что успех в жизни зависит от умения общаться, манеры держаться, внешнего вида человека. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

БИЛЕТ №19.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о классификации второстепенных членов предложения. Приведите примеры из текста и, в случае необходимости, собственные.

2. Речевая ситуация. Выступите перед участниками ученической конференции с сообщением на тему «Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».

БИЛЕТ №20.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о простом осложненном предложении. Приведите примеры из теста и, в случае необходимости, собственные.

2. Речевая ситуация. На классном собрании вы обсуждаете вопрос о выборе профессии. Ребята по-разному представляют себе, что определяет профессиональную ориентацию: престижность профессии, высокая зарплата, профессия родителей, призвание и т.п. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

БИЛЕТ №21.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид, расскажите о классификации односоставных предложений. Приведите примеры из теста и, в случае необходимости, собственные.

2. Речевая ситуация. На школьном празднике «Тайны родного языка» расскажите об этимологии и о происхождении некоторых слов русского языка.

БИЛЕТ №22.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Дайте общую характеристику сложного предложения и его видов. Приведите примеры из теста и, в случае необходимости, собственные. Проанализируйте средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

2. Речевая ситуация. После урока русского языка вы с одноклассниками обсуждаете вопрос, нужно ли изучать грамматику родного языка. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

БИЛЕТ №23.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о классификации сложносочиненных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, в случае необходимости, собственными.

2. Речевая ситуация. На уроке русского языка расскажите своим одноклассникам об одном из русских лингвистов и его вкладе в развитие науки о языке.

БИЛЕТ №24.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о классификации сложноподчиненных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, в случае необходимости, собственными.

2. НРК Речевая ситуация. К вам в город приехал сверстник из другого города (села, региона России, одной из стран СНГ). Опишите достопримечательности (достопримечательность) своего города (ближайшего города).

БИЛЕТ №25.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о классификации сложных бессоюзных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, в случае необходимости, собственными.

2. Речевая ситуация. На уроке обществознания расскажите одноклассникам о том, как относитесь к политике. Интересуетесь ли политическими событиями? Объясните причину своего интереса или равнодушия к данному вопросу.

Примеры экзаменационных эссе.

« Религии отличаются друг от друга только декорациями».
С. Марешаль.
«Религия всегда оказывала огромное влияние на жизнь людей, из-за нее произошло огромное количество войн (вспомним захват Византии Великой Османской империей или завоевание католической Испании арабами-мусульманами). Она и сегодня для многих нужна. Не зря выделяют духовную сферу общества, в которую входит и религия. Религия – это мировоззрение, основанное на принципах веры в сверхъестественные силы, в одного или нескольких богов. В древности существовало 4 вида религии – анимизм, тотемизм, фетишизм и магия. Религия довольно могущественный социальный институт, оказывающий влияние на умы людей. Выделяют 3 мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Данные религии распространили свое влияние по всему миру, миллиарды людей исповедуют их.
Государственная власть всегда опиралась на церковь, так как этот институт всегда имел большую власть над людьми. В Средневековье в Европе католическая церковь, а в России православная – были крупными феодалами, владели землями, крестьянами и т.д. (Государство – это основной институт политической системы общества, обладающий аппаратом управления и принуждения, власть которого распространяется по всей территории страны, выполняет защитную и управленческую функции, а также работает над удовлетворением потребностей граждан). В 16 веке у правителей России и Англии были схожие проблемы – конфликт с церквями из-за браков и отсутствия наследников. Иван 4 приказал убить главу церкви – митрополита, а Генрих 8 разорвал отношения с католическим Римом и провозгласил в своем государстве новую англиканскую церковь, всё отличие которой состояло в том, что она разрешала развод и богослужение, проводящееся на английском языке, стала более скромной. Но ведь основа у всех христианских вероисповеданий одна – все верят в Христа; основной книгой, где изложено вероучение, является Библия; священным городом является Иерусалим. (Кстати, этот город является святым и для мусульман и для иудеев).
Так что языки – разные, церковные сооружения – разные по архитектуре, убранству, названиям – церковь, мечеть, костел, кирха, храм и т.д. – но суть одна. Во многих религиях провозглашены одни и те же моральные принципы – не убивать, не воровать, не лгать, почитать старших и т.д.
В наше время строится большое количество церквей, мечетей. Наш президент Путин постоянно встречается с патриархом, советуется с ним, встречается с религиозными деятелями Чечни, так как там они имеют большую власть и влияние и, опираясь на них, властям проще воевать с боевиками. Я считаю, что все религии чем-то похожи друг на друга и, действительно отличаются только декорациями. Я думаю, что основной функцией церкви должно стать сохранение культурного наследия этносов (это исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью языка, территории проживания, истории). Церковь должна участвовать в социальных программах, приучать людей соблюдать нормы морали. (Мораль – это совокупность представлений людей о нормах поведения в обществе). Интересно, что наиболее могущественна религия тогда, когда образовательный уровень народа низок, а сейчас церковь должна принимать участие в становлении здорового образа жизни, чтобы сохранить культуру человечества, да и само человечество здоровым».

Эту работу учащегося эксперты оценили 4-мя баллами. При том, что стиль изложения, возможно, оставляет желать лучшего, все требования к написанию эссе были выполнены. Автор сумел показать свое знание курса, высказал свою точку зрения, проиллюстрировал ее историческими примерами, продемонстрировал владение понятийным аппаратом. Для сравнения приводим работу другого абитуриента, который выбрал это же изречение как тему для своего эссе.

«Я полностью согласен с высказыванием Марешаля. Многие народы мира верят в «бога» и каждый в своего. Много-много лет назад, когда на Земле находились тысячи племен, они все боготворили своё божество. В нынешнее время религий тоже много, но большинство из них малораспространённые. Каждая из религий имеет свои правила; в большинстве религий правила повторяются. Прочитав достаточно литературы, просмотрев некоторое количество фильмов (научных), я сделал для себя определенные выводы. Так как большинство религий несут один и тот же смысл, может когда-то было не так много религий, а всего одна. По моему мнению давным-давно у людей была одна вера. Так как люди начали открывать материки, кочевать, то через несколько поколений их религия преображалась, но в каждом континенте. В каждом новом поколении по-своему. Из этого следует, что с каждым столетием она изменялась всё сильнее и сильнее. В итоге результат – десятки, сотни разнообразных религий, но все они верят в донного и того же бога».
Эта работа была оценена 1-м баллом, так как единственное достоинство данного эссе – это попытка сформулировать своё мнение, но изложено оно на бытовом уровне, без использования терминов, нет аргументации изложенной точки зрения.

«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого понимания людей». Н.Г. Чернышевский.

«По нашему мнению все люди познают окружающий мир, одной из составных частей которого является общество, а в нем непосредственно и люди, поэтому я совершенно согласна с мнением Чернышевского. Выделим в данном высказывании подразумевающиеся понятия обществоведческого курса. Самопознание – познание самого себя, открытие в себе собственного «Я». Познание – форма мысли, направленная на изучение окружающего человека мира. Также в процессе самопознания человек может самосовершенствоваться (развивать свои способности) или деградировать (процесс обратный совершенствованию). Также важно выделить в высказывании и само понятие человек. Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, прямохождением и другими признаками, главными из которых являются мыслительная деятельность и целеполагание.
В самом деле, человек устроен так же, как окружающие его люди, естественно, люди не схожи в совершенной степени, ведь каждый является личностью – определенным индивидом (представителем человеческого рода), обладающим социально значимыми чертами и участвующим в общественной деятельности. Примером приношения человеком пользы обществу может служить художник, который открыл в себе талант, его картины нравятся ему, он начинает творить для общества, повышая культурный уровень населения. Другим примером может быть мальчик, который постоянно обижал других детей, и когда вдруг с ним поступили подобным образом, он только понял то, что он совершает, приносит вред, этот факт впоследствии может повлиять на его социализацию (процесс освоения человеком ценностей общества).
В заключительной части моих рассуждений по поводу высказывания Чернышевского, думаю, стоит привести одну народную мудрость: «Никогда не делай другим то, что бы ты не хотел, чтобы сделали тебе». И я считаю, что все свои поступки человек должен оценивать трезво, посмотрев на них со стороны, и, конечно же, самое главное – тщательно обдумывать свои действия, ведь человеку дана такая замечательная способность, как мыслить разумно и надо использовать ее в полной мере. Тогда, я уверена, в обществе будет царить взаимопонимание, склонность и взаимопомощи и доброта!»

Данная работа была оценена тремя баллами, так как притом, что автор показал знание терминологии, умение связно высказывать свои мысли, приводить аргументы, тем не менее, работе не хватает научности, примеры, приводимые в качестве доказательств, слишком примитивны. В ходе изложения автор отошел от понятия самопознание, которое является ключевым в данном афоризме, и эссе приобрело более широкий смысл, что, возможно, допустимо в сочинении на свободную тему по литературе, но не приветствуется при написании эссе по обществознанию.

Следующая работа тоже была оценена тремя баллами, так как в ней отсутствует один из параметров оценки – раскрытие значения терминов.

«В том, каков человек в семейной жизни, проявляется его моральное лицо». (В.А. Сухомлинский).

«Структура общества включает в себя различные подсистемы. Малые группы являются её составляющими. Семья как малая группа занимается первичной социализацией личности и «поставляет» обществу граждан. Попадая в общество, человек (индивид или личность) занимает в нём определённое положение – статус. Достижение этого статуса является целью, к которой осознанно или бессознательно движется человек. Отсюда возникает его деятельность: есть мотив, цель, средства и способы достижения, наконец, результат. Как способ достижения цели человек может использовать ложные (искусственные) средства. Например, поднимая свой авторитет, он играет роль положительного во всех отношениях человека (доброжелательного, умного, честного). Но это лишь иллюзия, если в семье он терроризирует жену, детей, престарелых родителей… Находясь в семье, человек ведёт себя всегда естественно, не скрывая своего истинного «Я». Во многом это обусловлено доверием или привычностью обстановки. Длительностью общения. Я тоже считаю, что подлинное моральное лицо проявляется в семейной жизни. В одном женском журнале описывается рассказ девушки: «Мой муж просто тиран, он заставляет меня выполнять всю, вплоть до забивания гвоздей, домашнюю работу, ни во что не ставит, и, даже заставляет меня размешивать ему и его друзьям сахар в чае… Это всё при том, что он «душа компании» в общении с друзьями. С ними он, вроде бы, добрый, смелый, весёлый, а в семье – полная противоположность». И это далеко не единственный случай в нашей жизни, таких людей – миллионы. Пусть они не всегда одинаковы, но в основном, отношения в обществе и семье различаются. Задача семьи – воспитание гармоничной, нравственной личности. И это воспитание должно быть таким же, родители должны подавать детям пример. Одной из великих заслуг человека – пронести по жизни свою истинность («лицо») такой, какая она есть. Не стоит лицемерить и играть; проявлять свою двуличность и развивать её в себе. Ведь рано или поздно истина откроется…»
В данном эссе автор демонстрирует достаточно высокий уровень развития, высказывая своё мнение, аргументирует его, излагает свои мысли на уровне, близком к научному, но не раскрывает значения терминов, употребляемых в тексте. Необходимо было раскрыть значение терминов «семья», «личность», «индивид», «общество», «малая группа», «социальный институт», «социализация», «воспитание» и др. Если бы это условие было автором соблюдено, работа вполне бы заслуживала максимальной оценки, несмотря на определённые стилистические погрешности.

«Муки творчества и радости творчества – единое целое». И.Шевелев.

«Я абсолютно согласна с высказыванием И.Шевелева. Творчество необходимо нашему обществу как воздух. Ведь творчество – это вид преобразовательной деятельности, направленный на создание духовных ценностей. В интересах каждого из нас пополнять и обновлять систему духовных ценностей, поэтому мы должны научиться ко всему подходить творчески. Многие считают, что муки творчества – это смятые листы и искусанные в кровь губы. Не могу сказать так о ли это, но с уверенностью могу сказать, что это очень нелегкий труд. Все затруднения, возникающие в процессе творчества, я испытала на себе, так как начала писать стихотворения с 6 лет и до сих пор продолжаю это занятие. Поэтому я точно знаю, что радость творчества – это непередаваемое ощущение, которое ты испытываешь, когда тебя одобрительно воспринимает публика. Не раз мне приходилось стоять на сцене, смотреть в глаза людей и читать в них те чувства, которые передались им от меня через мои стихотворения. И ощущения, которые ты испытываешь в данный момент, перекрывают все трудности. Муки творчества и радости творчества неразделимы, потому что без мук не было бы и этого восторга. И уже не хочется вспоминать, как долго ты ходил с листком в руках, пытаясь подобрать рифму. Я уверена, что у меня появятся оппоненты, считающие, что муки творчества не так уж и страшны. Для примера можно привести строки из стихотворения Пушкина: «…И просится рука к перу, перо – к бумаге, минута – и стихи свободно потекут…» Так бывает не всегда, ведь для творческой, как и любой другой деятельности необходимы знания и умения, навыки. В общем, все приходит с опытом. При этом не стоит считать, что творчество – это произведения искусства великих людей. Творчеством можно считать и наши школьные сочинения, и детские рисунки, и многое-многое другое. Таким образом, каждый должен почувствовать себя творческой личностью и испытать не только радости, но и муки творчества. Надеюсь, что мне удалось хоть кого-то убедить в том, что «муки творчества и радости творчества – единое целое».

Автор этого эссе – человек, безусловно, талантливый. И, если бы эта работа участвовала в конкурсе творческих работ, то автор, возможно, получил бы какой-либо приз. Но в данном случае нужно было выполнить задание на экзамене по обществознанию, показав владение терминологией, а в этой работе видна попытка дать определение только понятию «творчество», причем автор в этом процессе видит только вид деятельности, направленный на создание духовных ценностей, видимо, скульпторов, архитекторов, модельеров и т.д. к творцам она не относит. Обладая неплохим слогом, захваченная эмоциями, выпускница, очевидно, забыла, что в эссе нужно не только высказать свое мнение, необходимо раскрыть проблему на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, то есть нужно было продемонстрировать знания курса. Этого в работе нет. Поэтому она оценена двумя баллами.

«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей.
Текст эссе и его анализ цитируется по статье М.Ю. Брандта «Эссе на экзамене по обществознанию».
«Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля продажа свойственна не всем, и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, что я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее.
Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

Эксперты сочли (и справедливо), что в данном эссе проблема не раскрыта, а приведенная информация (факты из личного опыта) находятся не в контексте задания. Что это значит? Проанализируем приведенный текст. Начнем с темы. Ей предшествует указание на то, что она относится к экономике. Между тем даже внимательное чтение не убедило экспертов, что перед ними эссе по экономике. Автор рассказывает о людях, которые предпочитают (?) продавать или покупать; о собственных душевных терзаниях («а не подсунули ли мне подделку?»); о нравственных нормах, ограничивающих сферу купли-продажи. Благополучно избежав осознанного употребления хотя бы одного обществоведческого термина, выпускник тем самым подтвердил предположение, что тему он не понял. Приведенные им факты из личного опыта не имеют прямого отношения к обществоведческому курсу, не поднимаются выше бытового уровня, не аргументируют позицию автора. Кстати, и свое личное мнение выпускник от экспертов все-таки утаил (не считать же таковым довольно невразумительное признание в том, что «искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать» - оказывается, можно покупать, не расходуя!).
Обществоведческие понятия и термины, которые помогли бы автору в работе, относятся к экономике потребителя (ограниченные ресурсы, потребительское поведение, структура потребления, рациональный потребитель и т.д.)». Это эссе было оценено экспертами 0 баллов.

Случайные статьи

Вверх