Биография николя саркози
Николя́ Поль Стефа́н Саркози́ де На̀дь-Бо́ча (фр. Nicolas Sarkozy, полное имя Nicolas Paul Stéphane Sárközy de...
Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А и предложен тест «Замена придаточного предложения причастным оборотом».
Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»
Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется.
Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.
102-816-761
Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А и предложен тест «Замена придаточного предложения причастным оборотом».
Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»
Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется.
Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.
Ерофеева Альбина Владимировна
102-816-761
Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А. Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»
Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли?
Ответу на данный вопрос и будет посвящена данная статья.
В задании, связанном с трансформацией сложноподчиненного предложения в простое, необходимо указать номер предложения, в котором придаточное можно заменить определение, выраженным причастным оборотом. Например: Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. - Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость ее лица.
Замена придаточного предложения причастным оборотом | |
Замена возможна | Замена невозможна |
1. Союзное слово который в именительном падеже: Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов. | 1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием): Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой. |
2. Союзное слово в винительном падеже без предлога: Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают. | 2. Союзное слово который + глагол в будущем времени: Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США. |
3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием: Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким. | 3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении: Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство. |
4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное: Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной. |
Ерофеева Альбина Владимировна
102-816-761
Тест
I вариант
1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.
1) Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее.
2) Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
3) Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности.
4) Снег, который таял в черной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.
1) Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.
2) Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову.
3) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам.
4) Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.
1) Романы, которые пишет В. Пелевин, очень нравятся читателям.
2) Тропинка, которая соединялась с широкой, твердой, как камень, ослепительно белой дорогой, привела их к графскому парку.
3) В читальню вошел широкий, приземистый мужчина, который был одет в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями.
4) В жесткой траве, которая была похожа не шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветы.
1) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.
Ерофеева Альбина Владимировна
102-816-761
2) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.
3) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?
4) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.
1) Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.
2) Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, ученые открыли жизнь целой страны.
3) Тут было много офицеров, которые отличились в боях.
4) Огромный олень, который величаво вышел на освещенную луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.
1) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде.
2) Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город.
3) Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины.
4) Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.
1) Темные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу.
2) На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били.
3) Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев.
4) Хорош березовый лес и в те дни, про которые сказано: «то было раннею весною, в тени берез то было», то есть когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.
1) В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.
2) Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах.
3) Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.
4) Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.
Ерофеева Альбина Владимировна
102-816-761
II вариант
1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Подводчик Степка, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду.
2) Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки.
3) Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.
4) На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Солнце уже опускалось за лес и бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен.
2) Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли. кроме одной какой-то упрямой, которая чирикала монотонно, с промежутками.
3) За мрачной равниной мы попали в круглую впадину - зеленую, ровную котловину, которая была окружена синими, поразительно яркими горами.
4) С высоты мы увидели как на ладони большое село, в общей картине которого выделялись ровные ряды новых стандартных домиков под шифером, построенных, как видно, совсем недавно.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Художников объединяет стремление к созданию русского национального искусства, которое опирается на народное творчество
2) В Абрамцево был создан ряд замечательных произведений, которые составили славу русской живописи.
3) Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолета
«У-1», на котором мы учились летать.
4) И по сей день Абрамцево служит источником вдохновения для художников, которые призваны украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи.
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Ночью на деревьях сверкали небольшие лампочки, которые придавали сказочно-таинственный вид всему саду.
2) Они не вполне доверяли какому-то Ваське-председателю, который в тундровом совете считался главным специалистом по колхозным вопросам.
3) Ослепительно-белый айсберг, который проплывал мимо нашего крейсера, вдруг с гулким звуком резко наклонился набок.
4) Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Двор был окружен крепкой и непомерно толстой деревянной решеткой, которую сделал мой дед.
2) В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание.
3) Мечты о полетах в космос, которыми жили многие ученые прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.
4) Это открытие дало возможность продолжить эксперимент, который давно прекратили.
Ерофеева Альбина Владимировна
102-816-761
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Доктор Луховицын, который считался постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться.
2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной.
3) Пробираясь к речонке, я нечаянно спугнул большую болотную сову, которая днем всегда прячется в травяном покрове.
4) Тягостное воспоминание, которое было связано с фронтовым ранением, мучило Сергея Петровича, заставляло вновь и вновь переживать события того рейда по тылам врага.
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Олимпиада, которая начнется в 2008 году в Китае, снова будет праздником силы, красоты, мужества.
2) Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таежными и речными богатствами.
3) При барской усадьбе был большой пруд, который когда-то вырыли крепостные.
4) Большое кряжистое дерево, которое напоминало былинного богатыря, от удара молнии раскололось надвое, и по корявой коре стекали капли, похожие на слёзы.
8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
2) Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть.
3) Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой.
4) Здешнее лесничество, которое было создано в середине века, известно своими экологическими программами.
9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.
2) Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом и
счезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.
3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света вместе с Ю.Сенкевичем, был прекрасным рассказчиком.
4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.
10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Пугачевский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», по своим масштабам превзошел все предыдущие крестьянские войны.
2) Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку.
3) Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить: ситуация на фронте изменилась.
4) Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.
Ключ
I вариант | II вариант | |||||||||||||||||||
№задания | ||||||||||||||||||||
ответ |
Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
После прочтения этой статьи задание А6 покажется вам очень простым!
Формулировка задания А6
В каком предложении придаточную часть
сложноподчинённого предложения
нельзя
заменить обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1) Московское училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933году,
называли иногда "второй Академией художеств".
2) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого
человека, которого когда-то видел.
3) А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть
моменты проявления наивысшей красоты природы.
4) В.И.Даль - человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса
российской науки и культуры.
В случае, когда замена
возможна
,
это выглядит так:
до замены:
[
Существуют три
основные проблемы
]
,
(
которые определяют
практическую
значимость проекта
)
.
- СПП с придаточным
определительным.
после замены:
[
Существуют три
основные проблемы,
определяющие практическую значимость
проекта
]
.
- простое предложение,
осложнённое причастным оборотом.
Как произвели замену?
Шаг 1.
В главном предложении находим существительное
,
от которого задаётся вопрос к придаточному.
Это слово "проблемы"
:
Проблемы
(какие?)
которые определяют
практическую значимость проекта.
Шаг 2.
Убираем
из придаточного союзное слово "которые".
Шаг 3.
Находим в придаточном глагол-сказуемое
и
заменяем его причастием
, согласуя с вопросом:
определяют
- (проблемы)
какие?
определяющие
Напоминаю,
что по заданию А6 надо
найти такое предложение, в котором нельзя
произвести
замену придаточного причастным оборотом!
Рассмотрим случаи, когда замена невозможна.
I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению.
Например:
Счастлив путешественник, попавший в нетронутые края (С.-М.). - Счастлив путешественник, который попал в нетронутые края
Таким образом, придаточное определительное предложение и причастный оборот являются синонимическими, параллельными конструкциями.
Разница между ними состоит в следующем:
а) причастный оборот, как и причастие, свойствен книжным стилям, а придаточное определительное - стилистически нейтрально;
б) причастный оборот обладает большей сжатостью и краткостью (см. приведенный выше пример);
в) причастный оборот может стоять и до, и после определяемого существительного. Например, вполне возможно: На заросшем молодым ельником берегу лежит поваленная береза (С.-М.) и На берегу, заросшем молодым ельником, лежит поваленная береза.
Причастный оборот нередко помогает избежать нежелательного повторения слова который или двусмысленности, двузначности придаточного предложения.
Например:
Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе, которое ведет в город. - Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе, ведущего в город;
Дом отдыха стоял на берегу залива, который был покрыт мелкой галькой. - Дом отдыха стоял на покрытом мелкой галькой берегу залива
Следует учитывать, что придаточное предложение именно как предложение, имеющее свою грамматическую основу, может передавать более разнообразные значения сравнительно с причастным оборотом; поэтому не всегда придаточное определительное предложение можно заменить причастным оборотом. Так, нельзя произвести замену причастным оборотом придаточного определительного, сказуемое которого выражено формой будущего времени глагола или формой сослагательного (условного) наклонения.
Например:
Мы хотим пойти на публичную лекцию, которая состоится в Доме культуры (замена невозможна, так как в русском языке нет причастия будущего времени «состоящийся»);
Необходимы опытные специалисты, которые бы изучили эту проблему (замена невозможна, так как причастие не образует форм сослагательного наклонения «изучившие бы»)
Не могут быть заменены причастным оборотом придаточные предложения, если в них слово который стоит в любом падеже, кроме именительного падежа и винительного без предлога.
Например:
Пешеходный туннель, который соединяет противоположные части улицы. - Туннель, соединяющий ...;
Войти в туннель, который соединяет ... . - Войти в туннель, соединяющий ... . Но невозможно перестроить: Туннель, по которому шли пешеходы; Туннель, в который вошли пешеходы
Примечание :
Сказанное о причастных оборотах относится и к распространенным обособленным определениям, выраженным прилагательными с зависимыми словами. Такие распространенные определения могут выступать как синонимические конструкции к соответствующим придаточным определительным предложениям.
Например:
розовые от заката. - На небе замерли легкие облака, которые были розовыми от заката
II. Деепричастный оборот синонимичен некоторым придаточным предложениям: времени, причины, условия, уступки, сравнительным (образа действия).
Например:
Услышав выстрел, Касьян быстро закрыл глаза рукой (Т.). - Когда Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой (или: Как только Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой; Едва Касьян услышал выстрел, он ...);
Я несколько раз просыпался ночью, боясь проспать утро (Л. Т.). - Я несколько раз просыпался ночью, потому что (так как, оттого что) боялся проспать утро
Как и причастный оборот, деепричастный оборот свойствен книжным стилям. По сравнению с параллельными придаточными предложениями он отличается большей краткостью и выразительностью. Однако придаточные предложения, благодаря наличию различных союзов, более четко передают оттенки значений, характеризующие каждый тип таких предложений. Помимо приведенных выше примеров, ср. еще: Взявшись за дело, доведи его до конца. - Если (раз, когда, коли, ежели) взялся за дело, доведи его до конца.
Замена придаточного предложения деепричастным оборотом возможна тогда, когда главное и придаточное относятся по смыслу к одному подлежащему.
Например:
Когда мы обсудили положение, то решили продолжать путь без проводников. - Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводников.
Однако невозможна замена в таком, например, предложении: Когда мы вышли на берег, солнце было уже низко над горизонтом (Арс.) (в главном и придаточном предложениях подлежащие разные)
Невозможна, естественно, замена придаточного предложения деепричастным оборотом и тогда, когда от данного глагола деепричастие не образуется.
Например:
Когда он пишет доклад, то очень тщательно выверяет все факты (замена невозможна, так как в современном языке деепричастие пиша не употребляется)
Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
При употреблении сложноподчиненных предложений весьма распространенными являются следующие ошибки:
1. Придаточное определительное предложение со словом который бывает оторвано от определяемого существительного, что затрудняет верное восприятие смысла.
Например:
Ряд отрицательных явлений общественной жизни можно встретить еще и в наши дни, против которых были направлены сатирические произведения поэта. Это предложение можно исправить так: Еще и в наши дни можно встретить ряд отрицательных явлений в общественной жизни, против которых были направлены сатирические произведения поэта.
2. Неправильно совмещаются конструкции простого и сложного предложений.
Например:
Пьеса разоблачает «темное царство»
и как Дикие и Кабанихи жестоко
относятся к зависимым от них людям
(неправомерно соединены дополнение и придаточное предложение). Предложение можно исправить, например, так: Пьеса
разоблачает
«темное царство», показывает,
как жестоко Дикие и Кабанихи относятся к зависимым от них людям
3. Неправильно объединяются на правах однородных конструкций причастный оборот и придаточное определительное предложение
Например:
На столе у него лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
Предложение можно было бы исправить так: На столе у него лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.
4. В предложениях с последовательным подчинением неоправданно повторяются одинаковые союзы.
Например:
Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
Предложение можно исправить, например, так: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
5. Неправомерно повторяются близкие по значению подчинительные союзы.
Например:
Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
В этом предложении следовало употребить один из союзов: Он считал, что
мы
его неправильно поняли
(выражается утверждение) или Он считал, будто
мы его неправильно поняли
(выражается предположение)
6. В конструкции сложноподчиненных предложений, представляющих собой косвенную речь, включаются элементы прямой речи.
Например:
Корчагин твердо заявляет, что к буденовцам я обязательно перейду
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) передаются от лица автора, рассказчика, а не того человека, чья речь передается.
Условия замены придаточнойЗамена возможна
Замена определительной придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом, возможна при следующих условиях:
1. Если в главной части предложения при определяемом слове нет указательного слова (тот, то, та, те, такой и т.д.).
Барин, который владел «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине. ⇒ Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине.
2. Если в придаточной части союзные слова какой, который стоят в именительном или в винительном падеже без предлога.
1) Степные реки состоят из небольших глубоких и прозрачных озер, которые соединяются между собой перекатами (которые = озера, И.п.). ⇒ … соединяющихся между собой перекатами.
2) К полудню появились тучи и начал капать мелкий теплый дождь, какой не приносит прохлады (какой = дождь, И.п.). ⇒ … не приносящий прохлады.
3) Дорога, которую указал Пугачев, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других (которую = дорогу, В.п. без предлога). ⇒ …указанная Пугачевым…
4) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого он когда-то видел (которого = человека,В.п. без предлога). ⇒ __________… виденного им когда-то.
5) Библиотеку посещали тысячи самых разных людей, которых объединяло одно желание – знать (которых = людей, В.п. без предлога). ⇒ … объединенных одним желанием.
Если употреблено другое союзное слово (что, где, куда, откуда…), то его для удобства лучше заменить словами какой, который.
1) Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало (что = которое = письмо, В.п. без предлога).
2) Взгляд путника замер на куполах старой церквушки, что виднелась вдали (что = которая = церквушка, И.п.).
2а. Если союзное слово стоит в И.п., то глагол заменяется действительным причастием настоящего или прошедшего времени.
1) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света (которые = существа, И.п.) ⇒ Основным источником энергии для всех живых существ, населяющих нашу планету, служит энергия солнечного света.
2) Окна моей комнаты выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду (который = сад,И.п.) ⇒ Окна моей комнаты выходили в сад, спускавшийся к оврагу и пруду.
2б. Если союзное слово стоит в В.п. без предлога, то глагол-сказуемое заменяется страдательным причастием, которое вместе с существительным ставится в Тв. п.
Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было осознание каких-то грядущих перемен (которое = чувство, В.п.) ⇒ Первым чувством, испытанным Нехлюдовым после пробуждения, было осознание каких-то грядущих перемен.
Замена невозможна
1. Если в главной части при определяемом слове есть указательное слово.
1) Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
2) Скептик – это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
3) Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий здоровый человек.
4) Вы задавайте писателю такие вопросы, которые вас больше всего интересуют.
2. Если союзные слова стоят в косвенных падежах (кроме В.п.) или употребляются с предлогом.
1) Это был старый, дремучий бор, которого не касались еще пила и топор (которого = бора, Р.п.).
2) Над долиной, где мы ехали, сгустились тучи (где = по которой = по долине, Д.п. с предлогом).
3) У каждого человека должны быть свои идеалы, на которые он ориентируется (на которые = на идеалы, В.п. с предлогом).
4) В небольшой комнате, куда я вошел, было темно (куда = в которую = в комнату, В.п. с предлогом).
5) В XVI–XVII веках в России еще не разрабатывали месторождений самоцветов, которыми ее щедро наделила природа (которыми = месторождениями, Т.п.).
6) Иногда учитель на уроках читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях (в которых = в журналах, П.п. с предлогом).
7) В просторы, где сочные травы росли и рожь полновесная зрела, пришли мастера плодоносной земли (где = в которых = в просторах, П.п. с предлогом).
3. Если сказуемое в придаточной части выражено глаголом будущего времени. (Причастие не имеет будущего времени.)
1) Есть множество приемов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
2) Но ведь есть же на свете человек, который поймет меня! (Глаголы стоят в будущем времени, поэтому замена невозможна.)
Сравните:
1. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени (прош. время) (= пожелтевших).
2. Леса – это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль (наст. время) (вырабатывающие и улавливающие).
4. Если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме условного (сослагательного) наклонения. (Причастие не имеет наклонения.)
1) По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
2) Ученые предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
3) Сразу было трудно найти лодочника, который бы перевез нас на другой берег. (Глаголы употреблены в форме условного наклонения, поэтому замена невозможна.)
Сравните:
1. Патриотом является человек, который любит (= любящий) Родину (изъявительное наклонение).
2. Какой короткой сделалась дорога, которая казалась (= казавшаяся) всех длинней (изъявительное наклонение).
5. Если придаточная часть является безличной конструкцией.
Российские ученые предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
Надо иметь в виду, что если в состав сказуемого в придаточной части входит краткое прилагательное или краткое страдательное причастие, то при замене конструкций краткая форма заменяется полной.
1) Людей, которые подобны Печорину, породила эпоха реакции. ⇒ Людей, подобных Печорину, породила эпоха реакции. (Придаточное определительное заменили обособленным определением, выраженным прилагательным с зависимыми словами.)
2) Пьеса «На дне», которая была написана Горьким в 1902 году, правдиво изображала жизнь «бывших людей». ⇒ Пьеса «На дне», написанная Горьким в 1902 году, правдиво изображала жизнь «бывших людей». (Придаточное определительное заменили причастным оборотом.)
6. Если от глагола-сказуемого в придаточной части нельзя образовать причастие нужного вида.
1) Я спросил сегодня у менялы, что дает за полтумана по рублю, как сказать мне для прекрасной Лалы по-персидски нежное «люблю».
Союзное слово что (что = который = меняла) употребляется в И.п. и является подлежащим. Значит, от глагола дает нужно образовать действительное причастие настоящего времени. Это глагол переходный, несовершенного вида, от него можно образовать причастие: дающего.
2) Из бурой земли, которая освободилась из-под снега, выглянула зелень травы.
Союзное слово которая (которая = земля)употребляется в И.п. и является подлежащим. Значит, от глагола освободилась нужно образовать действительное причастие прошедшего времени. Это глагол непереходный, совершенного вида, от него можно образовать такое причастие: освободившейся. Значит, в таких предложениях синонимичная замена возможна.
Сравните:
1) Простота – вот качество, которое я желаю приобрести больше других.
В этом предложении союзное слово которое (= качество) употребляется в В.п., поэтому от глагола желаю нужно образовать страдательное причастие. Но это глагол в данном контексте непереходный, несовершенного вида, и от него нельзя образовать страдательное причастие. Значит, замена невозможна. Это относится и к другим модальным глаголам (мочь, хотеть,сметь, уметь, стараться…) и к глаголам движения (идти, плыть, бежать, летать…).
2) Ему казалось, что он слышит слова, которые она говорит полушепотом.
В этом предложении союзное слово которые (= слова) употребляется в В.п., поэтому от глагола говорит надо образовать страдательное причастие. Это глагол переходный, несовершенного вида, поэтому можно образовать страдательное причастие настоящего времени говоримые. Но данное причастие обычно не употребляется в речи, поэтому замена конструкций невозможна. (Сюда же относятся глаголы: петь, слушать, смотреть, кричать, лизать и др.)
Возможный план выполнения задания А-6
(лучше начинать с придаточной части)
1. Посмотрите, есть ли предлог у союзного слова. Если нет предлога, то определите падеж. (Не допускаются предлоги и все другие падежи, кроме И.п. и В.п.)
2. Посмотрите, есть ли указательное слово при определяемом слове в главном предложении. (Не допускается наличие указательного слова.)
3. Определите время и наклонение глагола в придаточной части. (Не допускаются будущее время и условное наклонение.)
4. Проверьте, не является ли придаточная часть безличной конструкцией.
5. Проверьте, можно ли от данного глагола образовать нужное причастие.
Иногда в предложении встречается несколько условий, которые не позволяют произвести синонимичную замену.
1) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.
(В главном предложении есть указательное слово, а в придаточном союзное слово употребляется в Т.п.)
2) Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.
(В главном предложении есть указательное слово, а в придаточном предложении союзное слово стоит в Р.п. и глагол употреблен в условном наклонении.)
3) В те края, где я рос под кленом, где резвился на желтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове.
(В главном предложении есть указательное слово, в придаточном союзное слово употребляется в П.п. с предлогом, кроме того, от глаголов рос и резвился нельзя образовать страдательное причастие