Задание заменить придаточные предложения причастием. Готовимся к ЕГЭ "Синонимическая замена сложноподчинённых предложений простыми предложениями с причастным оборотом"

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А и предложен тест «Замена придаточного предложения причастным оборотом».

Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется.

Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

102-816-761

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А и предложен тест «Замена придаточного предложения причастным оборотом».

Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется.

Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А. Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли?

Ответу на данный вопрос и будет посвящена данная статья.

В задании, связанном с трансформацией сложноподчиненного предложения в простое, необходимо указать номер предложения, в котором придаточное можно заменить определение, выраженным причастным оборотом. Например: Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. - Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость ее лица.

Замена придаточного предложения причастным оборотом

Замена возможна

Замена невозможна

1. Союзное слово который в именительном падеже:

Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.

1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):

Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2. Союзное слово в винительном падеже без предлога:

Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают.

2. Союзное слово который + глагол в будущем времени:

Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием:

Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении:

Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство.

4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:

Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

Тест

I вариант

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.

1) Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее.

2) Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.

3) Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности.

4) Снег, который таял в черной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.

1) Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

2) Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову.

3) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам.

4) Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.

1) Романы, которые пишет В. Пелевин, очень нравятся читателям.

2) Тропинка, которая соединялась с широкой, твердой, как камень, ослепительно белой дорогой, привела их к графскому парку.

3) В читальню вошел широкий, приземистый мужчина, который был одет в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями.

4) В жесткой траве, которая была похожа не шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветы.

1) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

2) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.

3) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?

4) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

1) Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.

2) Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, ученые открыли жизнь целой страны.

3) Тут было много офицеров, которые отличились в боях.

4) Огромный олень, который величаво вышел на освещенную луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.

1) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде.

2) Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город.

3) Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины.

4) Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.

1) Темные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу.

2) На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били.

3) Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев.

4) Хорош березовый лес и в те дни, про которые сказано: «то было раннею весною, в тени берез то было», то есть когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

1) В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.

2) Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах.

3) Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.

4) Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

II вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Подводчик Степка, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду.

2) Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки.

3) Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

4) На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Солнце уже опускалось за лес и бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен.

2) Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли. кроме одной какой-то упрямой, которая чирикала монотонно, с промежутками.

3) За мрачной равниной мы попали в круглую впадину - зеленую, ровную котловину, которая была окружена синими, поразительно яркими горами.

4) С высоты мы увидели как на ладони большое село, в общей картине которого выделялись ровные ряды новых стандартных домиков под шифером, построенных, как видно, совсем недавно.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Художников объединяет стремление к созданию русского национального искусства, которое опирается на народное творчество

2) В Абрамцево был создан ряд замечательных произведений, которые составили славу русской живописи.

3) Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолета

«У-1», на котором мы учились летать.

4) И по сей день Абрамцево служит источником вдохновения для художников, которые призваны украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Ночью на деревьях сверкали небольшие лампочки, которые придавали сказочно-таинственный вид всему саду.

2) Они не вполне доверяли какому-то Ваське-председателю, который в тундровом совете считался главным специалистом по колхозным вопросам.

3) Ослепительно-белый айсберг, который проплывал мимо нашего крейсера, вдруг с гулким звуком резко наклонился набок.

4) Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Двор был окружен крепкой и непомерно толстой деревянной решеткой, которую сделал мой дед.

2) В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание.

3) Мечты о полетах в космос, которыми жили многие ученые прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.

4) Это открытие дало возможность продолжить эксперимент, который давно прекратили.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доктор Луховицын, который считался постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться.

2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной.

3) Пробираясь к речонке, я нечаянно спугнул большую болотную сову, которая днем всегда прячется в травяном покрове.

4) Тягостное воспоминание, которое было связано с фронтовым ранением, мучило Сергея Петровича, заставляло вновь и вновь переживать события того рейда по тылам врага.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Олимпиада, которая начнется в 2008 году в Китае, снова будет праздником силы, красоты, мужества.

2) Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таежными и речными богатствами.

3) При барской усадьбе был большой пруд, который когда-то вырыли крепостные.

4) Большое кряжистое дерево, которое напоминало былинного богатыря, от удара молнии раскололось надвое, и по корявой коре стекали капли, похожие на слёзы.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.

2) Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть.

3) Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой.

4) Здешнее лесничество, которое было создано в середине века, известно своими экологическими программами.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.

2) Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом и

счезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.

3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света вместе с Ю.Сенкевичем, был прекрасным рассказчиком.

4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Пугачевский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», по своим масштабам превзошел все предыдущие крестьянские войны.

2) Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку.

3) Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить: ситуация на фронте изменилась.

4) Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.

Ключ

I вариант

II вариант

№задания

ответ


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Готовимся к ЕГЭ
  • по русскому языку
  • Автор презентации:
  • Печказова Светлана Петровна,
  • учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1»
  • Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
  • задание типа А 26
  • Синонимическая замена сложноподчинённых предложений простыми предложениями
  • с причастным оборотом
  • продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку;
  • отрабатывать навык выполнения задания типа А 26;
  • систематизировать знания о структуре сложного предложения с придаточным сочинительным;
  • систематизировать знания о структуре простого
  • предложения с причастным оборотом;
  • учить правильно производить синонимическую замену.
  • Цель урока:
  • Задания по данной теме в КИМах сформулированы
  • следующим образом:
  • А 26
  • В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя / можно заменить причастным оборотом?
  • Придаточные
  • определительные
  • Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к одному слову в главной части (существительному, местоимению или слову другой части речи в функции существительного) и располагаются после этого определяемого слова.
  • Парк, в котором мы любили гулять , был больше похож на лес.
  • Придаточные определительные чаще всего присоединяются при помощи союзных слов - относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда.
  • Союзные слова что, где, куда, откуда, когда являются для придаточных определительных неосновными и всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме:
  • Парк, где (= в котором / = в парке) мы любили гулять , был больше похож на лес.
  • 1. Союзное слово который употреблено с предлогом:
  • Наш парк, в котором мы любили гулять по утрам, стал другим.
  • 2. В главной части сложноподчинённого предложения есть указательное местоимение:
  • Уже в ранних произведениях Достоевского явственно обнаружились такие черты реализма, которые выделили его из круга писателей натуральной школы.
  • 3. Сказуемое в придаточном определительном выражено глаголом условного наклонения:
  • Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести, сидя дома.
  • 4. В придаточном определительном употреблён глагол, от которого не образуются причастия.
  • Придаточное определительное
  • нельзя заменить
  • причастным оборотом,
  • если:
  • Глаголы,
  • от которых нельзя
  • образовать причастие:
  • Действительные причастия настоящего времени не могут быть образованы от глаголов совершенного вида, а страдательные причастия не образуются от непереходных глаголов:
  • Должен быть на свете человек,
  • который поймёт меня.
  • Глагол поймет совершенного вида, поэтому от него нельзя образовать действительное причастие настоящего времени.
  • Такие глаголы, как жать, мять, бить, вить, пить, шить, печь, сечь, пасти, красть, класть, мести, мазать, колоть, молоть, знать, писать, держать, резать, являясь глаголами несовершенного вида, переходными, всё-таки не образуют форм страдательных причастий настоящего времени, следовательно, замена придаточных определительных причастиями будет невозможна:
  • Лисица – зверь нередкий, которого обычно все знают, даже маленькие дети.
  • Глаголы,
  • от которых нельзя
  • образовать причастие:
  • 1. В сложном предложении найди придаточное определительное.
  • 2. В придаточном найди сказуемое.
  • 3. Образуй от него причастие.
  • 4. Убери союзное слово который .
  • 5. У тебя получился причастный оборот.
  • 6. Иногда необходимо поменять местами слова в причастном обороте: поставить причастие на первое место.
  • Алгоритм действия
  • при замене
  • придаточного определительного
  • причастным оборотом:
  • 1. Найди придаточное определительное: которые нанесены кистью по поверхности стекла.
  • нанесены.
  • 3.Образуй из него причастие: нанесённый (и различные варианты данного слова).
  • 4. Убери союзное слово которые.
  • нанесёнными кистью по поверхности стекла .
  • Правильный вариант предложения:
  • Нередко художник-витражист дополняет свой рисунок чёрными линиями, нанесёнными кистью по поверхности стекла .
  • Образец рассуждения:
  • Нередко художник-витражист дополняет свой рисунок чёрными линиями, которые нанесены кистью по поверхности стекла.
  • Найди придаточное определительное: которую играет магний в нашем организме.
  • 2. В придаточном найди сказуемое: играет.
  • 3.Образуй из него причастие: играющий (и различные варианты данного слова).
  • 4. Убери союзное слово которую.
  • 5. У тебя получился причастный оборот: играющую магний в нашем организме.
  • Лишь немногие осознают ту огромную роль, играющую магний в нашем организме.
  • В данном предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
  • Образец рассуждения:
  • Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
  • Проверь себя
  • Герои В. Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.
  • В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
  • Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
  • Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Событие, о котором пойдёт речь, стало уже легендой.
  • Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
  • Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зелёных тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
  • Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
  • Проверь себя
  • Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
  • Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В.Шаламова выглядит особенно страшной.
  • Пугачёвский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», по своим масштабам превзошёл все предыдущие крестьянские войны.
  • Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
  • Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
  • Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
  • Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее.
  • Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
  • Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности.
  • Снег, который таял в чёрной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Мечты о полётах в космос, которыми жили многие учёные прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.
  • Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.
  • Поэт Роберт Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.
  • Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолёта «У-1», на котором мы учились летать.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову.
  • Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории.
  • До ближайшей деревни оставалось еще вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам.
  • Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.
  • Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.
  • Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на чёрно-синем болгарском небе?
  • Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, учёные открыли жизнь целой страны.
  • Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.
  • Тут было много офицеров, которые отличились в боях.
  • Огромный олень, который величаво вышел на освещённую луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде.
  • Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город.
  • Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины.
  • Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Тёмные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу.
  • На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били.
  • Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев.
  • Хорош берёзовый лес в те дни, про которые сказано: «то было раннею весною…».
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.
  • Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах.
  • Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.
  • Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.
  • А 26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  • Проверь себя
  • Сосед, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду.
  • Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки.
  • Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.
  • На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.
В оформлении фона использованы интернет-ресурсы:
  • В оформлении фона использованы интернет-ресурсы:
  • http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-06/1277926087_8e28bea376c3.jpg
  • Иванова Ю.С. ЕГЭ. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2008.
  • Новикова Л.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009.
  • ЕГЭ по русскому языку 2011
  • http://russianege.ucoz.ru/
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
  • http://gimn56.tsu.ru/project/rus/index.php?page=2&id=26
  • Использованный материал:

После прочтения этой статьи задание А6 покажется вам очень простым!

Формулировка задания А6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Московское училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933году, называли иногда "второй Академией художеств".
2) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.
3) А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
4) В.И.Даль - человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.
В случае, когда замена возможна , это выглядит так:
до замены: [ Существуют три основные проблемы ] , ( которые определяют практическую значимость проекта ) . - СПП с придаточным определительным.
после замены:
[ Существуют три основные проблемы, определяющие практическую значимость проекта ] . - простое предложение, осложнённое причастным оборотом.
Как произвели замену?
Шаг 1. В главном предложении находим существительное , от которого задаётся вопрос к придаточному.
Это слово "проблемы" :
Проблемы (какие?) которые определяют практическую значимость проекта.
Шаг 2. Убираем из придаточного союзное слово "которые".
Шаг 3. Находим в придаточном глагол-сказуемое и заменяем его причастием , согласуя с вопросом:
определяют - (проблемы) какие? определяющие
Напоминаю, что по заданию А6 надо найти такое предложение, в котором нельзя произвести замену придаточного причастным оборотом!
Рассмотрим случаи, когда замена невозможна.


Случай 1. В главном предложении есть указательные местоимения (тот, та, такой...).
Например: Мы решали такие задачи, которые могут встретиться на экзамене.
Случай 2. Союзное слово КОТОРЫЙ стоит в форме косвенного падежа (замена возможна, если "который" - в форме и.п. или В.п. без предлога).
Например: Вдали виднелись деревья, на которых распустились листочки.
Случай 3. Сказуемое в придаточном - глагол в условном наклонении.
Например: Я увидел книгу, которую хотел бы иметь в своей библиотеке.
Случай 4. Сказуемое в придаточном - глагол будущего времени.
Например: Мы устроили праздник для детей, которые осенью пойдут в школу.

Случай 5. Придаточное предложение является безличным.
Например: Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточного причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь "оживлять" прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению.

На­пример:

Счастлив путешественник, попавший в нетрону­тые края (С.-М.). - Счастлив путешественник, который попал в нетронутые края

Таким образом, придаточ­ное определительное предложение и причастный оборот являются синонимическими, параллельными конструк­циями.

Разница между ними состоит в следующем:

а) причастный оборот, как и причастие, свойствен книжным стилям, а придаточное определительное - стилистически нейтрально;

б) причастный оборот обладает большей сжатостью и краткостью (см. приведенный выше пример);

в) причастный оборот может стоять и до, и после определяемого существительного. Например, вполне возможно: На заросшем молодым ельником берегу лежит поваленная береза (С.-М.) и На берегу, зарос­шем молодым ельником, лежит поваленная береза.

Причастный оборот нередко помогает избежать не­желательного повторения слова который или двусмыс­ленности, двузначности придаточного предложения.

На­пример:

Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе, которое ведет в город. - Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, нахо­дится недалеко от шоссе, ведущего в город;

Дом отдыха стоял на берегу залива, который был покрыт мелкой галькой. - Дом отдыха стоял на покрытом мелкой галь­кой берегу залива

Следует учитывать, что придаточное предложение именно как предложение, имеющее свою грамматиче­скую основу, может передавать более разнообразные значения сравнительно с причастным оборотом; по­этому не всегда придаточное определительное предло­жение можно заменить причастным оборотом. Так, нельзя произвести замену причастным оборотом при­даточного определительного, сказуемое которого выра­жено формой будущего времени глагола или формой сослагательного (условного) наклонения.

Например:

Мы хотим пойти на публичную лекцию, которая состоит­ся в Доме культуры (замена невозможна, так как в рус­ском языке нет причастия будущего времени «состоящийся»);

Необходимы опытные специалисты, которые бы изучили эту проблему (замена невозможна, так как причастие не образует форм сослагательного наклоне­ния «изучившие бы»)

Не могут быть заменены причастным оборотом при­даточные предложения, если в них слово который стоит в любом падеже, кроме именительного падежа и вини­тельного без предлога.

Например:

Пешеходный туннель, который соединяет противоположные части улицы. - Туннель, соединяющий ...;

Войти в туннель, который соединяет ... . - Войти в туннель, соединяющий ... . Но невозможно перестроить: Туннель, по которому шли пе­шеходы; Туннель, в который вошли пешеходы

Примечание :

Сказанное о причастных оборотах относится и к распространенным обособленным определениям, выраженным прилагательными с зависимыми словами. Такие распространенные определения могут выступать как синонимические конструкции к соот­ветствующим придаточным определительным предложениям.

Напри­мер:

розовые от заката. - На небе замерли легкие облака, которые были розовыми от заката

II. Деепричастный оборот синонимичен неко­торым придаточным предложениям: времени, причины, условия, уступки, сравнительным (образа действия).

Например:

Услышав выстрел, Касьян быстро закрыл глаза рукой (Т.). - Когда Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой (или: Как только Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой; Едва Касьян услышал выстрел, он ...);

Я несколько раз про­сыпался ночью, боясь проспать утро (Л. Т.). - Я не­сколько раз просыпался ночью, потому что (так как, оттого что) боялся проспать утро

Как и причастный оборот, деепричастный оборот свойствен книжным стилям. По сравнению с парал­лельными придаточными предложениями он отличается большей краткостью и выразительностью. Однако при­даточные предложения, благодаря наличию различных союзов, более четко передают оттенки значений, харак­теризующие каждый тип таких предложений. Помимо приведенных выше примеров, ср. еще: Взявшись за де­ло, доведи его до конца. - Если (раз, когда, коли, еже­ли) взялся за дело, доведи его до конца.

Замена придаточного предложения деепричастным оборотом возможна тогда, когда главное и придаточ­ное относятся по смыслу к одному подлежащему.

На­пример:

Когда мы обсудили положение, то решили про­должать путь без проводников. - Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводников.

Однако невозможна замена в таком, например, предложении: Когда мы вышли на берег, солнце было уже низко над горизонтом (Арс.) (в главном и придаточном предло­жениях подлежащие разные)

Невозможна, естественно, замена придаточного предложения деепричастным оборотом и тогда, когда от данного глагола деепричастие не образуется.

Напри­мер:

Когда он пишет доклад, то очень тщательно вы­веряет все факты (замена невозможна, так как в совре­менном языке деепричастие пиша не употребляет­ся)

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

При употреблении сложноподчиненных предложе­ний весьма распространенными являются следующие ошибки:

1. Придаточное определительное предложение со словом который бывает оторвано от определяемого существительного, что затрудняет верное восприятие смысла.

Например:

Ряд отрицательных явлений общест­венной жизни можно встретить еще и в наши дни, про­тив которых были направлены сатирические произведе­ния поэта. Это предложение можно исправить так: Еще и в наши дни можно встретить ряд отрицательных явле­ний в общественной жизни, против которых были на­правлены сатирические произведения поэта.

2. Неправильно совмещаются конструкции простого и сложного предложений.

Например:

Пьеса разобла­чает «темное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко
относятся к зависимым от них людям
(неправомерно соединены дополнение и придаточное предложение). Предложение можно исправить, например, так: Пьеса
разоблачает «темное царство», показывает, как жестоко Дикие и Кабанихи относятся к зависимым от них людям

3. Неправильно объединяются на правах однород­ных конструкций причастный оборот и придаточное определительное предложение

Например:

На столе у него лежала книга, открытая на одной и той же стра­нице и которую он никогда не читал.

Предложение можно было бы исправить так: На столе у него лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.

4. В предложениях с последовательным подчине­нием неоправданно повторяются одинаковые союзы.

Например:

Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить постав­ленную проблему.

Предложение можно исправить, на­пример, так: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно ре­шить поставленную проблему.

5. Неправомерно повторяются близкие по значению подчинительные союзы.

Например:

Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

В этом предложении сле­довало употребить один из союзов: Он считал, что мы
его неправильно поняли
(выражается утверждение) или Он считал, будто мы его неправильно поняли (выра­жается предположение)

6. В конструкции сложноподчиненных предложений, представляющих собой косвенную речь, включаются элементы прямой речи.

Например:

Корчагин твердо заявляет, что к буденовцам я обязательно перейду

В косвенной речи личные и притяжательные местоиме­ния (а также личные формы глагола) передаются от лица автора, рассказчика, а не того человека, чья речь передается.

Условия замены придаточной
части причастным оборотом

Замена возможна

Замена определительной придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом, возможна при следующих условиях:

1. Если в главной части предложения при определяемом слове нет указательного слова (тот, то, та, те, такой и т.д.).
Барин, который владел «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине. ⇒ Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине.

2. Если в придаточной части союзные слова какой, который стоят в именительном или в винительном падеже без предлога.
1) Степные реки состоят из небольших глубоких и прозрачных озер, которые соединяются между собой перекатами (которые = озера, И.п.). ⇒ … соединяющихся между собой перекатами.
2) К полудню появились тучи и начал капать мелкий теплый дождь, какой не приносит прохлады (какой = дождь, И.п.). ⇒ … не приносящий прохлады.
3) Дорога, которую указал Пугачев, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других (которую = дорогу, В.п. без предлога). ⇒ …указанная Пугачевым…
4) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого он когда-то видел (которого = человека,В.п. без предлога). ⇒ __________… виденного им когда-то.
5) Библиотеку посещали тысячи самых разных людей, которых объединяло одно желание – знать (которых = людей, В.п. без предлога). ⇒ … объединенных одним желанием.

Если употреблено другое союзное слово (что, где, куда, откуда…), то его для удобства лучше заменить словами какой, который.
1) Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало (что = которое = письмо, В.п. без предлога).
2) Взгляд путника замер на куполах старой церквушки, что виднелась вдали (что = которая = церквушка, И.п.).

2а. Если союзное слово стоит в И.п., то глагол заменяется действительным причастием настоящего или прошедшего времени.
1) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света (которые = существа, И.п.) ⇒ Основным источником энергии для всех живых существ, населяющих нашу планету, служит энергия солнечного света.
2) Окна моей комнаты выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду (который = сад,И.п.) ⇒ Окна моей комнаты выходили в сад, спускавшийся к оврагу и пруду.

2б. Если союзное слово стоит в В.п. без предлога, то глагол-сказуемое заменяется страдательным причастием, которое вместе с существительным ставится в Тв. п.
Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было осознание каких-то грядущих перемен (которое = чувство, В.п.) ⇒ Первым чувством, испытанным Нехлюдовым после пробуждения, было осознание каких-то грядущих перемен.

Замена невозможна

1. Если в главной части при определяемом слове есть указательное слово.
1) Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
2) Скептик – это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
3) Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий здоровый человек.
4) Вы задавайте писателю такие вопросы, которые вас больше всего интересуют.

2. Если союзные слова стоят в косвенных падежах (кроме В.п.) или употребляются с предлогом.
1) Это был старый, дремучий бор, которого не касались еще пила и топор (которого = бора, Р.п.).
2) Над долиной, где мы ехали, сгустились тучи (где = по которой = по долине, Д.п. с предлогом).
3) У каждого человека должны быть свои идеалы, на которые он ориентируется (на которые = на идеалы, В.п. с предлогом).
4) В небольшой комнате, куда я вошел, было темно (куда = в которую = в комнату, В.п. с предлогом).
5) В XVI–XVII веках в России еще не разрабатывали месторождений самоцветов, которыми ее щедро наделила природа (которыми = месторождениями, Т.п.).
6) Иногда учитель на уроках читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях (в которых = в журналах, П.п. с предлогом).
7) В просторы, где сочные травы росли и рожь полновесная зрела, пришли мастера плодоносной земли (где = в которых = в просторах, П.п. с предлогом).

3. Если сказуемое в придаточной части выражено глаголом будущего времени. (Причастие не имеет будущего времени.)
1) Есть множество приемов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
2) Но ведь есть же на свете человек, который поймет меня! (Глаголы стоят в будущем времени, поэтому замена невозможна.)

Сравните:
1. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени (прош. время) (= пожелтевших).
2. Леса – это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль (наст. время) (вырабатывающие и улавливающие).

4. Если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме условного (сослагательного) наклонения. (Причастие не имеет наклонения.)
1) По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
2) Ученые предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
3) Сразу было трудно найти лодочника, который бы перевез нас на другой берег. (Глаголы употреблены в форме условного наклонения, поэтому замена невозможна.)

Сравните:
1. Патриотом является человек, который любит (= любящий) Родину (изъявительное наклонение).
2. Какой короткой сделалась дорога, которая казалась (= казавшаяся) всех длинней (изъявительное наклонение).

5. Если придаточная часть является безличной конструкцией.
Российские ученые предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
Надо иметь в виду, что если в состав сказуемого в придаточной части входит краткое прилагательное или краткое страдательное причастие, то при замене конструкций краткая форма заменяется полной.
1) Людей, которые подобны Печорину, породила эпоха реакции. ⇒ Людей, подобных Печорину, породила эпоха реакции. (Придаточное определительное заменили обособленным определением, выраженным прилагательным с зависимыми словами.)
2) Пьеса «На дне», которая была написана Горьким в 1902 году, правдиво изображала жизнь «бывших людей». ⇒ Пьеса «На дне», написанная Горьким в 1902 году, правдиво изображала жизнь «бывших людей». (Придаточное определительное заменили причастным оборотом.)

6. Если от глагола-сказуемого в придаточной части нельзя образовать причастие нужного вида.
1) Я спросил сегодня у менялы, что дает за полтумана по рублю, как сказать мне для прекрасной Лалы по-персидски нежное «люблю».
Союзное слово что (что = который = меняла) употребляется в И.п. и является подлежащим. Значит, от глагола дает нужно образовать действительное причастие настоящего времени. Это глагол переходный, несовершенного вида, от него можно образовать причастие: дающего.

2) Из бурой земли, которая освободилась из-под снега, выглянула зелень травы.
Союзное слово которая (которая = земля)употребляется в И.п. и является подлежащим. Значит, от глагола освободилась нужно образовать действительное причастие прошедшего времени. Это глагол непереходный, совершенного вида, от него можно образовать такое причастие: освободившейся. Значит, в таких предложениях синонимичная замена возможна.

Сравните:
1) Простота – вот качество, которое я желаю приобрести больше других.
В этом предложении союзное слово которое (= качество) употребляется в В.п., поэтому от глагола желаю нужно образовать страдательное причастие. Но это глагол в данном контексте непереходный, несовершенного вида, и от него нельзя образовать страдательное причастие. Значит, замена невозможна. Это относится и к другим модальным глаголам (мочь, хотеть,сметь, уметь, стараться…) и к глаголам движения (идти, плыть, бежать, летать…).
2) Ему казалось, что он слышит слова, которые она говорит полушепотом.
В этом предложении союзное слово которые (= слова) употребляется в В.п., поэтому от глагола говорит надо образовать страдательное причастие. Это глагол переходный, несовершенного вида, поэтому можно образовать страдательное причастие настоящего времени говоримые. Но данное причастие обычно не употребляется в речи, поэтому замена конструкций невозможна. (Сюда же относятся глаголы: петь, слушать, смотреть, кричать, лизать и др.)

Возможный план выполнения задания А-6
(лучше начинать с придаточной части)

1. Посмотрите, есть ли предлог у союзного слова. Если нет предлога, то определите падеж. (Не допускаются предлоги и все другие падежи, кроме И.п. и В.п.)
2. Посмотрите, есть ли указательное слово при определяемом слове в главном предложении. (Не допускается наличие указательного слова.)
3. Определите время и наклонение глагола в придаточной части. (Не допускаются будущее время и условное наклонение.)
4. Проверьте, не является ли придаточная часть безличной конструкцией.
5. Проверьте, можно ли от данного глагола образовать нужное причастие.

Иногда в предложении встречается несколько условий, которые не позволяют произвести синонимичную замену.
1) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.
(В главном предложении есть указательное слово, а в придаточном союзное слово употребляется в Т.п.)

2) Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.
(В главном предложении есть указательное слово, а в придаточном предложении союзное слово стоит в Р.п. и глагол употреблен в условном наклонении.)

3) В те края, где я рос под кленом, где резвился на желтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове.
(В главном предложении есть указательное слово, в придаточном союзное слово употребляется в П.п. с предлогом, кроме того, от глаголов рос и резвился нельзя образовать страдательное причастие

Случайные статьи

Вверх