Марта грэхем биография. Танцовщица и хореограф Марта Грэм: биография

Вариации на тему

Гастроли “Компании Марты Грэм” проходят в центре Манхэттена на сцене Сити Центра впервые после пятнадцатилетнего перерыва (прошлые - редкие после смерти Грэм выступления театра в Нью-Йорке - происходили на других площадках). Три программы составлены из балетов Грэм разных лет.
Эти спектакли - настоящий праздник для тех, кто любит искусство танца во всех его проявлениях.
Марта Грэм (в русской литературе раньше писали Грэхем) - великий хореограф, великая женщина, великая творческая личность ХХ века. Как только ее не называли в американской прессе: “Танцовщица века”... ”Икона века”... все будет справедливо, Марту Грэм нельзя переоценить.
Еще раз напомню ее биографию. Грэм (1893-1991) по рождению принадлежит к коренному населению Америки, она - индианка. Грэм училась танцу в знаменитой школе танцовщиков-модернистов начала прошлого века Рут Сен Дени и Х.Шоуна. В 1926 году Грэм основала свою труппу и школу. Она создала язык танца модерн. Из ее школы вышли многие знаменитые современные модернисты-танцовщики, модернисты-хореографы, включая Мерса Каннингэма и Пола Тейлора. Грэм была не только танцовщицей и хореографом, она сама заказывала известным композиторам музыку к своим балетам, в большинстве случаев сама создавала костюмы. Словом, Грэм была разносторонне одаренной творческой личностью, как бы Дягилев, Фокин и Бенуа в одном лице.
Марта Грэм ставила танцевальные номера и для артистов других театров: Марго Фонтейн, Михаилу Барышникову, Рудольфу Нурееву. Вместе с ее труппой и в репертуаре труппы выступали звезды мирового балета Макарова, Плисецкая, Барышников и Нуреев.
Марта Грэм считала, что движение должно быть средством самовыражения человеческой души (к сожалению, эту основополагающую часть учения Грэм последователи оставили без внимания, занимаясь в основном “перемещением тела в пространстве”). Грэм считала, что танец - это “инструмент самой жизни”, язык души. Тело, по словам Грэм, хранит память о самых важных человеческих состояниях, именно в танце раскрывается суть человека.
Марта Грэм хорошо знала не только европейскую культуру, но и культуру Востока. В ткань ее хореографии, кроме прочего, включены позы и движения традиционных фольклорных танцев восточных культур, восточная символика.
Грэм интересовали древние индейские мистерии, предания, греческая мифология и литература. Трагический женский образ - постоянный персонаж балетов Грэм, она была долгие годы и первой исполнительницей своих балетов (текст “манифеста” Грэм напечатан в программках к спектаклям).
Все, что говорила Грэм, она осуществляла в своих постановках. Я хочу сразу выделить два балета, которые произвели на меня вновь ошеломляющее впечатление, вновь - после двадцатилетнего перерыва, когда я увидела их впервые. Это прежде всего “Пещера сердца” на музыку Самуэля Барбера (постановка 1946 года). Балет создан по знаменитому греческому мифу о Медее и Язоне. Медея, одна из величайших волшебниц греческих мифов, полюбила вождя аргонавтов Язона и помогла ему добыть золотое руно. В результате целого ряда приключений Медея и Язон поселились на острове Коринф, где Медея родила от Язона двух сыновей. Но Язон решил жениться на дочери коринфского царя Креонта. Медея подарила новобрачной отравленное покрывало, и та сгорела заживо. В довершение Медея, чтобы у Язона не оставалось утешения, убила своих сыновей и улетела из Коринфа на колеснице, запряженной драконами, которые подарил ей ее дед Гелиос, бог Солнца. Таков вкратце сюжет мифа. Грэм вывела на сцену Медею, Язона и Принцессу, его невесту. Еще одна танцовщица исполняет роль греческого хора.
Хореографический язык танцев Грэм более ограничен, чем, скажем, язык классического танца или язык современных модернистов. Но комбинации и композиции бесконечно изобретательны и подчинены смыслу. Каждый жест точен и символизирует состояние души героя. Сколько бы персонажей ни находилось одновременно на сцене, они никогда не танцуют в унисон (я не имею в виду редкие сцены с ансамблем), но общая хореографическая картина завораживает. Средствами своего танцевального словаря Грэм создавала образы такой эмоциональной выразительности, давала своим героям такую точную характеристику, какую не всегда встретишь у хореографов других направлений. Язон (единственный и превосходный исполнитель роли - артист Кеннет Топпинг) - самовлюбленный самец, постоянно демонстрирующий свои накачанные бицепсы. Даже в прыжке тело Язона сохраняет неподвижность: как будто подбросили вверх застывшую статую. И только увидев мертвое тело невесты, Язон забывает о своем величии. Тело теряет монументальность, профильные линии напоминают разбившуюся на части, падающую статую: пластика полностью выражает отчаяние героя.
Танец невесты беззаботен, в основном мы видим ее приникающей к телу Язона. Балет - это не только движение, это и поза, застывшее мгновение. Грэм часто пользуется в своих балетах застывшими группами танцовщиков для усиления смысловой и эмоциональной выразительности спектакля. Так, например, застывшая группа - победный, монументальный Язон, глядящий куда-то поверх голов окружающих его людей, и маленькая девочка, приникшая к его ноге, - великолепно контрастирует с мечущейся по сцене страдающей Медеей. Когда Медея подбегает к Язону в надежде оторвать от него Принцессу, Язон отстраняет ее рукой, не поворачивая головы, не взглянув на бывшую возлюбленную. Как не вспомнить строчки из стихов Марины Цветаевой: “Отцеловал - колесовать: другую целовать”, - ответствуют”.
Женщину, олицетворяющую хор, исполняет высокая танцовщица в длинном платье, складки которого как бы танцуют вместе с ее телом. Грэм любила одевать своих героинь в подобные платья, складки которого дополняли эстетический образ, подчеркивали женственность и красоту танца. К сожалению, исполнительницы двух составов, которые я видела, были неравноценны: величественную, выразительную Катерин Крокетт заменяла Хейди Стоеклей, высокая танцовщица, которая абсолютно не чувствовала особенности пластики Грэм.
Декорация создана Исаму Нагучи. Декорации в балете Грэм всегда лаконичны: это несколько существенных для замысла конструкций на фоне рисованного (чаще - однотонного) задника.
В центре балета - Медея. Когда открывается занавес, мы видим в глубине застывшую фигуру “женщины из хора”. А справа на фоне какого-то фантастического серебряного “дерева” с длинными ветвями-иглами стоит Язон, сзади него, обняв его, - Принцесса. Медея, которая стоит позади всех, нам не видна, мы видим только ее руки, которые обхватили Язона и его невесту: Медея старается удержать Язона. Но Язон с невестой вырываются из рук Медеи. Язон стоит величественный и непогрешимый. Невеста застыла, закрыв лицо руками, - она в этой истории ничего не понимает и судьбы своей не видит. Невозможно перечислить все символы, которыми пользуется хореограф.
Я видела в роли Медеи двух исполнительниц: Терезу Капучилли и Кристин Дакин. Обе танцовщицы начинали свою карьеру еще при Марте Грэм, а теперь они же являются директорами труппы. Медея Капучилли - страстная, страдающая, неистовая. Но Дакин, актриса скрытого темперамента, произвела на меня большее впечатление. Ее Медея - странная, нервная, загадочная маленькая колдунья. Медея Капучилли - женщина, Медея Дакин - скорее существо иного мира. Даже когда она не танцует, а неподвижно лежит на полу за экзотическим серебристым “деревом” и смотрит в зал, от нее нельзя оторвать глаз. Пока невеста танцует свой детский, безмятежный танец или ластится к Язону, Медея обдумывает план мести. Я как завороженная следила за сменой душевных состояний, потаенных, идущих из глубины оскорбленной души, которые читались на лице Дакин, в ее огромных, светлых, почти немигающих глазах. И, конечно, верх мастерства Дакин - сцена колдовства. Вместо шарфа Медея в балете надевает на голову принцессы венец, который давит ей голову. Принцесса и Язон убегают за кулисы, и Медея одна на сцене - колдует, собственно, убивает своим колдовством Принцессу. Эту хореографическую сцену и волшебство исполнительницы нельзя передать никакими словами. Когда Медея-Дакин закончила свой ритуал колдовства, зал разразился аплодисментами.
В конце балета, пока страдает Язон, безгласно “вопит” женщина из хора, Медея поднимает экзотическое дерево, уносит его вглубь сцены, прикрепляет его к возвышению и сама становится в середину этой странной конструкции. Так и стоит посреди вибрирующих серебряных веток, торжествующая и загадочная. Грэм называла это дерево “паучьей одеждой”, в которую Медея облачается для волшебной трансформации: по идее Грэм, совершив преступление, должна потерять облик земной женщины.
После окончания балета зрители вставали с мест, аплодировали, кричали. Гениальный хореограф. Гениальная Марта Грэм.
В программу включены и другие балеты на тему греческих мифов с главной героиней - сильной, страстной женщиной. Балет “С поручением в лабиринте” на музыку Джиана Карло Менотти (1947 год) основан на мифе о герое греческих мифов Тезее и Ариадне. Тезей прибывает на остров Крит, он обречен на съедение Минотавру, живущему в лабиринте. Ариадна, влюбившись в Тезея, помогает ему избегнуть смерти. Она вручает герою клубок нитей. Убив Минотавра, Тезей с помощью нити, прикрепленной к входу, смог выбраться наружу. Грэм сделала героиней своего балета Ариадну, Тезея в балете нет. Сюжет балета скорее напоминает легенды о девушке, принесенной в жертву дракону. Ариадна спускается в центр лабиринта, где встречает Минотавра и убивает его. Жуткое “хождение” Ариадны по таинственному лабиринту, танцы Минотавра, эротичный дуэт-схватка Минотавра и Ариадны, возвращение Аридны из лабиринта, - все это поставлено Мартой Грэм на самом высшем уровне ее дара и мастерства.
Несколько необычной предстает перед нами и Ирадиада (балет 1944 года на музыку П.Хиндемита). Эта страдающая женщина, оказавшаяся одинокой в конце своей жизни, проводит время, всматриваясь в свое изображение в зеркале. Художник Ногучи поставил вместо зеркала довольно своеобразную конструкцию, которая напоминает скелет или один из образов Сальватора Дали. У многих народов зеркало - магический символ. Возможно, в данном случае это зеркало-скелет - символ грехов Ирадиады. Глядя в него, Ирадиада не выдерживает тяжести совершенных ею преступлений и решает покончить с собой.
Один из балетов, “Цирцея”, связан с образами поэмы Гомера “Одиссея”. Премьера 1963 года на музыку Алана Хованеса поставлена как фантастическая сказка. Женщина здесь - злая волшебница, соблазнительница, которая превращает мужчин в животных. Но Одиссею и его спутнику удается избежать этой участи. Эротическому, но недоброму миру Цирцеи они предпочитают свой трудный жребий - быть человеком. Можно только вновь поражаться бесконечной изобретательности и находчивости хореографа, четкости пластических характеристик, как всегда, точных, выразительных и понятных.
В одну из программ включен веселый комедийный балет о любви кошечки “пусикат” и совы (1978 год). В другом, шуточном балете 1990 года “Тряпичные липовые листья”, уходя из жизни, Грэм сочинила веселую пародию на себя и созданный ею театр.
Особняком стоит в программе балет 1936 года “Эпизоды из хроники”. Это один из немногих балетов Грэм на политическую тему. В 1936 году ее компания была приглашена на гастроли в Германию во время Олимпийских игр. Грэм отказалась от поездки. Она не хотела выступать в стране с фашистским режимом, тем более что часть артистов ее труппы не могла бы поехать на гастроли, поскольку были евреями. Она была оскорблена за своих коллег, артистов-евреев, которым пришлось покинуть свою родину, Германию. Грэм создала балет, состоящий из серии темпераментных танцев. Скорбный монолог женщины-солистки (Мики Орихара) перемежается или сочетается с массовыми танцами, страстными, скорбными, гневными. В балете нет военных сцен, но в нем передана боль одиночества, изгнанничества. Этот спектакль давно не исполнялся труппой. Сейчас он восстановлен по небольшим видеосъемкам того времени и по снимкам знаменитого фотографа прошлого - Барбары Морган.
Балетный мир ХХ века менялся, возникали и развивались новые направления, появлялись и исчезали новые кумиры. Но великая Марта Грэм и сегодня - великая Марта Грэм. Великая и бессмертная, потому что ее балеты - как и более поздние, так и созданные больше полувека назад - не устарели.
Несколько лет после смерти Грэм казалось, что театр гибнет. Но сегодня мы увидели превосходно подобранную и правильно тренированную труппу танцовщиков-актеров. И сегодня артисты в целом исполняют ее балеты с полным пониманием воспроизводимого ими стиля. Страстные эмоции, “закодированные” в хореографии Грэм, и сегодня передаются зрителю.
Последнее представление труппа Марты Грэм дает 25 апреля.
Фото Нины Аловерт

) - американская танцовщица, создательница американского танца модерн , появившегося как развитие свободного танца .

Её родители её были прихожанами пресвитерианской церкви, и в детстве она должна была исправно её посещать. Впоследствии она вспоминала, каким кошмаром для ребёнка было ходить в мрачную, темную церковь и отсиживать там соврешенно неэмоциональные, безжизненные службы. Танец, который она открыла для себя позже, был полным контрастом скуке церковной службы; он был праздником, «чудом» двигающегося тела.

Хотя семья Грэхем была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм - движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Калифорнии.

В годы, когда проходило ученичество Грэхем, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэхем - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэхем заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэхем, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного.

Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэхем с феминизмом . На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэхем ломала стереотип: женщина - это слабое существо.

Литература

  • Martha Graham . Blood Memory. New York, 1991.
  • Don McDonagh . Martha Graham, A Biography. New York, 1973.

Ссылки

  • И.Сироткина . Свободный танец и освобождение женщины -

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вигман, Мэри
  • Кюнг

Смотреть что такое "Грэхем, Марта" в других словарях:

    Грэхем Марта

    Грэхем Марта - (Graham) (1893, по другим данным, 1894 1991), американская танцовщица, хореограф. В 1929 организовала собственную труппу. Одна из крупнейших представительниц школы танца «модерн» в США. * * * ГРЭХЕМ Марта ГРЭХЕМ (Graham) Марта (р. 1893, по… … Энциклопедический словарь

    Грэхем Марта - Грэхем (Graham) Марта (р. 11. 5. 1893, Питсбург), американская танцовщица, хореограф, почётный доктор искусствоведения Гарвардского университета (1966). В 1918≈23 училась в школе Р. Сен Дени и Т. Шона, работала в их труппе. В 1926≈30 выступала с… … Большая советская энциклопедия

    ГРЭХЕМ Марта - (Graham, Martha) (1894 1991), американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок). Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца Денишоун (Р.Сен Дени Т.Шоуна) в Лос Анджелесе и через… … Энциклопедия Кольера

    Грэхем, Марта - М. Грэхем. Сцена из балета Величественный жест. Иенджела. 1935. ГРЭХЕМ (Graham) Марта (1893, по другим данным, 1894 1991), американская танцовщица, хореограф, педагог. Одна из ярких представительниц танца модерн. С 1928 выступала с сольными… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Грэхем, Марта - см. Грэм, Марта …

    Грэм (Грэхем), Марта - (Graham, Martha) (21.05.1894, Аллегейни, Пенсильвания 01.04.1991, Нью Йорк) американская танцовщица, хореограф, теоретик танца. Дочь врача психиатра. В 1914 начала обучение драматическому искусству и танцу в колледже в Лос Анджелесе, в 1916… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Марта Грэхем - Марта Грэхем, правильнее Грэм (англ. Martha Graham; 11 мая 1894, Аллегейни 1 апреля 1991, Нью Йорк) американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. Её родители её были прихожанами… … Википедия

    Грэхем М. - Марта Грэхем Марта Грэхем, правильнее Грэм (англ. Martha Graham; 11 мая 1894, Аллегейни 1 апреля 1991, Нью Йорк) американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. Её родители её были… … Википедия

    Грэхем - Грэхем (англ. Graham) англоязычная фамилия. Другая транскрипция Грэм. Известные носители: клан Грэхэм один из кланов равнинной части Шотландии. Грэхем, Бенджамин (1894 1976) экономист и профессиональный инвестор … Википедия

В любой энциклопедии современного балета имя танцовщицы Марты Грэм будет стоять на почетном месте. Ее можно назвать революционеркой и разрушительницей устоев. Танцевальная школа Грэм и ее техника стали основой для хореографии модерна и повлияли на развитие балета во всем мире.

Начало пути

11 мая 1894 года в небольшом американском городе родилась Марта Грэм. Ни окружение, ни семья, ни время, казалось, не предвещали великого будущего этой девочке, но судьба распорядилась иначе. Семья Грэм происходила от первых поселенцев в Америке, которые приехали из Шотландии. Отец будущей танцовщицы был врачом-психиатром, родители исповедовали пресвитерианство и придерживались весьма консервативных взглядов на жизнь. Семья была достаточно обеспеченной, маленькую Марту окружали няня-католичка и прислуга, в доме работали китайцы и японцы. Таким образом, девочка с детства могла познакомиться с разными культурами.

Но танцы в семье расценивались как нечто недостойное и греховное. Поэтому Марта впервые столкнулась с искусством хореографии уже почти в 20 лет. Ей удалось посетить выступление знаменитой Рут Сен-Дени, которое перевернуло мир девушки. Она принимает категорическое решение поступать в Школу экспрессии, а позже продолжает обучение в известной школе Денишоун, которой руководила сама Сен-Дени вместе с выдающимся хореографом Тедом Шоуном. Через несколько лет она войдет в труппу "Денишоун" и дебютирует в ее спектаклях на большой сцене.

Танец викторианской эпохи

На рубеже веков в общественном мнении существовало устойчивое представление, что танец - это несерьезное занятие. Он был элементом развлекательных шоу: водевилей, кабаре. В США в то время не получил значительного распространения, не существовало сформированной национальной школы. Также было множество стереотипных представлений о танце. Мужчинам предписывались рациональные, прямолинейные толчковые движения, женщины же должны были воплощать плавность линий. Ограничения распространялись и на сюжеты танцев, предпочтительными были классические, античные сюжеты. Женщина была обязана реализовывать лирические роли с мягким пластическим рисунком.

Постижение возможностей

Марта Грэм пришла в хореографию поздно даже по меркам того времени - в 20 лет, поэтому ей давался с трудом, да он ее и не интересовал. В труппе "Денишоун" от нее требовали лиричности, которая была ей не свойственна. Тед Шоун - признанный отец американского танца - увидел в Грэм особую энергию и способности, ее харизму и страстный характер и сделал для нее постановку Xochitl. В ней смог проявиться особый стиль Марты, «свирепость черной пантеры» и ее красота. Она страстно полюбила модерн, который оказался созвучен не только эпохе, но и ее взглядам и характеру. С детства Марта слышала рассуждения отца о том, что движения могут передавать внутреннее, эмоциональное состояние человека. Именно эта идея привела ее к созданию собственной техники.

Выход за пределы возможного

Поиск пластических возможностей был трендом времени, не стала исключением на этом пути и Марта Грэм, техника которой стала прорывом в Она стремилась ликвидировать гендерное неравноправие в танце, дать женщине право выражать сильные чувства при помощи резких, рваных движений. Грэм хотела создать технику, которая поможет танцорам стать условно-формальными, воплощая эмоцию и идею. Она требовала от танцоров дисциплинированности и высокой концентрации, при этом смогла упростить классическую традицию пластики для более легкого понимания идеи зрителем и дала танцорам больше возможностей для передачи эмоций. Размышления и творческие поиски помогли Грэм понять, что танец базируется на трех основаниях: времени, энергии и пространстве. Энергия связана с эмоциями, которые вызывают движения, это стало исходным положением ее техники. Уроки в классе Марты начинались с цепочки простых движений, которые сплетались в сложные композиции. Техника построена на двух принципах: контракшн (сжатие) и релиз (удлинение). Она заставляла танцора сконцентрироваться на центре и подчиняться анатомическим законам пластики. Поиски самовыражения в танце позволили Грэм создать уникальную технику, в которой важную роль играют дыхание и концентрация. Она смогла понять и использовать в эстетических целях возможности человеческого тела. Ее техника до сих пор является базовой для танца модерн и входит во все программы подготовки профессиональных танцовщиков.

Марта понимала, что человек воспринимает мир через образы, мифы, архетипы, и использовала это в своих постановках. Марта Грэм предложила ставить танцы на неклассические сюжеты. Она старалась предоставить танцорам наибольшую свободу в выражении чувства.

Труппа Марты Грэм

В 1926 году Марта уходит из труппы "Денишоун", в которой ей не представлялась возможность реализовать свои идеи. Ведь в труппе была своя царица - Сен-Дени, и места для Грэм там просто не оставалось. Она собирает свою труппу в 1927-м, которая изначально была чисто женской, в нее вошли самые преданные ученицы. Марте были близки феминистские взгляды, она много размышляла о роли женщины в социуме и старалась дать ей больше прав и возможностей. Она даже посвятила этой теме несколько постановок: «Еретик», «Граница» и знаменитый «Плач». В этих постановках Грэм воплощает свои идеи и находки, завораживая зрителей новой пластикой.

В 1938 году в труппе появляется первый мужчина - Эрик Хоукинс, который подвигает Марту на модернизацию техники танца, она обогащается классическими элементами. Чуть позже в труппу приходит Мерс Каннингем, который прославился как разрушитель традиционных хореографических канонов.

Мировую известность труппа Марты получила после турне по странам Европы и Ближнего Востока. Хореограф создает еще школу, которая вместе с труппой получает постоянное место локализации в Нью-Йорке. Этот коллектив существует и сегодня. И не как памятник великой Грэм, но как живой, В репертуаре труппы сохранились многие постановки Марты, все ее спектакли зафиксированы для потомков.

Главные постановки

За свою творческую жизнь Марта Грэм сочинила 180 спектаклей. Ее наследие поражает разнообразием и богатством, в нем трудно выделить что-то как самое-самое. Но наиболее заметными постановками Грэм являются "Письмо миру", "Пещера сердца", "Клитемнестра", "Федра", "Полуявь-полусон", "Деяния света". Ее спектакли отличала не только великолепная хореография, но и продуманность до мелочей. Она выбирала костюмы, музыку, принимала пространственные решения, участвовала в создании декораций. Ее спектакли сегодня являются классическим пособием для танцоров и хореографов.

Великие партнеры

В истории балета немало выдающихся персон, но проживающих свою жизнь как танец - немного. Великая танцовщица 20 века, сумевшая воплотить в танце всю страсть и свою историю, - это Марта Грэм. Фото балерины поражают силой и экспрессией, она до мелочей погружалась в образ, сама продумывала хореографию и костюмы. И очень большое внимание уделяла выбору партнера по танцу. Ей довелось работать со многими великими современниками (Нуриев, Пол Тейлор, Мерс Каннингем, Роберт Уилсон). Особая строка в ее биографии связана с созданием танца модерн, и здесь тандем Хосе Лимон и Марта Грэм невозможно не вспомнить. Эти два новатора, величайших революционера, создавали то, что восхищает зрителей до сих пор.

Влияние на мировой балет

Если есть персоны, радикально повлиявшие на культуру 20 века, то это Марта Грэм. Цитаты из ее высказываний ярко характеризуют танцовщицу и ее отношение к делу своей жизни. Она говорила: «Движение никогда не лжет, тело передает температуру души». Марта сделала чувство главной идеей танца, и это стало ее основной заслугой. Также она смогла выработать пластический язык для выражения эмоций, который и стал уникальной техникой Марты Грэм. Она по праву считается основательницей танца модерн в Америке, и ее значение для создания национальной хореографической школы нельзя переоценить.

Она не только создала уникальную труппу, но и ставила спектакли для многих театров, в которых зритель смог увидеть таких великолепных танцоров, как Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн, Майя Плисецкая, Наталия Макарова.

Личная жизнь

Марта Грэм, биография которой всецело отдана балету, не смогла полностью реализоваться как женщина. Ее мужем был партнер по мужчина - Эрик Хоукинс. Они прожили вместе 6 лет, и разрыв был большим потрясением для Марты, но она смогла из этого извлечь эмоциональный опыт, ставший источником вдохновения в танце. Она ушла со сцены в 76 лет, пережила по этому поводу сильную депрессию, но смогла побороть недуг и вернуться к работе хореографа, сочинив еще 10 балетов. Ушла из жизни Марта в 96 лет.

Марта Грэм родилась в глубоко религиозной семье города Аллегейни (скоро ставшим частью Питтсбурга). Ее отец Джордж Грэм был потомком ирландских эмигрантов и исповедовал пресвитерианство. Мать Джейн Бирс была пуританкой и принадлежала к потомкам вписавшего свое имя в историю английского офицера Майлза Стэндиша.

В юности Марта увидела выступление знаменитой танцовщицы Рут Сен-Дени и как истинная женщина-телец буквально забредила танцами. К счастью для будущих поколений, в середине 1910-х гг. родители отпустили девушку учиться в только что созданной школе Сен-Дени и ее коллеги Теда Шоуна "Денишоун". Марта успешно прошла обучение и в 1920 году впервые вышла на сцену в составе труппы "Денишоун". Годы обучения она будет вспоминать с большой благодарностью, о своем первом самостоятельном концерте 1926 года из восемнадцати номеров она впоследствии скажет: "Все было сделано под влиянием "Денишоун".

В том же 1926 году Марта Грэм основала собственный центр танца Martha Graham Center of Contemporary Dance, существующий до сих пор.

Для своих балетов Марта Грэхем не только разрабатывала хореографию и принимала участие как танцовщица, но и заказывала композиторам нужную музыку. Ее излюбленными персонажами были "женщины на изломе", часто ими становились героини греческих или библейских мифологий, одержимых земными страстями.

Под влиянием Марты Грэм зритель изменил свое отношение к танцу. До нее существовали или фривольные танцы в кабаре, или европейский балет, в котором мужчине и женщине отводились строго определенные гендерные роли. В своих постановках Грэм демонстрирует зрителю в первую очередь человека сильного, порывистого без различий по половому признаку. По ее мнению тело помнит движения души, танец показывает каков человек.

Грэхем вошла в историю как основоположница модерн-танца, как создательница одной из самых влиятельных его школ. Новая форма сделала классический балет более близким и понятным простому зрителю. Хореография стала строиться на основе новых сюжетов, не типичных для классического европейского балета. Фигуры в танце часто меняются, они плавно перетекают из одного в другое как это естественно для человека в обычной жизни, танцовщик исполняет роль и обнажает свои эмоции. Пуанты, растяжка, выворотность становятся не нужными, важность придается естественным движениям человеческого тела, пусть набор их и ограничен, фигуры ассиметричны. Часто танцоры выходят на сцену вообще босиком, они больше не парят над сценой, тяжело и мучительно они преодолевают законы физического тяготения.

Марта Грэм описала механику человеческих движений как чередование напряжений и расслаблений. Ее техника была освоена многочисленными последователями и востребована до сих пор.

Марта Грэм танцевала и занималась постановками танцев до семидесяти с лишним лет. Она была первым танцором, удостоившимся чести танцевать в американском Белом Доме, была культурным послом в заграничных поездках, получила высшую гражданскую награду США - президентскую Медаль Свободы, ей присвоены награды и других государств.

Лучшие дня

Я - одессит! Я из Одессы! Здрасьте!..
Посетило:98
Риз Уизерспун: "Быть смешным – это огромный труд"

В балете все закруглено- положение рук, мягкие плавные переходы от позы к позе. В танце Грэхем (особенно на раннем этапе) на первое место вышли угловатые движения. Здесь все было резко, отрывисто, напряженно. Взгляд не отдыхал, созерцая гармонию, он (а вместе с ним и сознание зрителя) все время как бы натыкался, ушибался о неровности, углы, потому что утверждала Грэхем, такова настоящая жизнь.

Техника Грэхем формировалась постепенно на протяжении многих лет. Грэхем всегда порицала дилетантизм и считала, что танцовщик должен развивать свое тело, чтобы сделать его послушным инструментом для танца. Заниматься этим нужно всегда и беспрерывно, и для полного владения возможностями тела требуется многолетний тренаж. Вначале, отрицая, как все артисты этого направления, балетный театр. Грэхем демонстративно отвергала и классический тренаж. Позднее, как она признавалась сама, артистка поняла, что нелепо игнорировать то, что является плодом трехсотлетнего опыта, и взяла для себя из классического танца все, что ей казалось полезным. Но мастеров «танца модерн» волновали и другие проблемы. Новое искусство танца питалось соками родной земли, вбирало в себя то, чем был пропитан воздух страны. Стремясь постичь себя и своих современников, танцовщики задавались вопросом: как сложился национальный характер народа? Как отразилось в нем историческое прошлое? Как повлияли на его формирование традиции, жизненные обстоятельства, местные природные условия? Особое внимание привлекал ранний «пионерский» период из истории Соединенных Штатов. Так возникли у Марты Грэхем танцы «Древние мистерии» (комп. Л. Хорст, 1931), «Граница» (комп. Л. Хорст, 1935), «Американский документ» (комп. Рей Грин, 1938), «Весна в Аппалачских горах» (комп. А. Копленд, 1944), у Дорис Хамфри - «Трясуны» (1931).Обращаясь к прошлому, хореографы стремились в этом прошлом уловить основополагающее и важное для будущего. Их танцы рассказывали об американских пионерах: о силе, терпении, упорстве, суровости тех первых, что завоевали новые земли, расчищали целину, шли вперед по «большой дороге» (вспомним «Песню большой дороги» Уолта Уитмена, призыв Р.У. Эмерсона «повозку привязать к звезде»). Одновременно в танцах вставала и сама страна, с ее ширью и мощью, ее просторами, где на тысячи миль тянулись равнины или высились горы, среди которых человек жил, не ведая границ. Свободная инициатива, демократизм во взаимоотношениях - эти черты характера были предопределены самими обстоятельствами, самим окружением. Когда Марта Грэхем ставила «Границу» или «Весну в Аппалачских горах», в танце преобладали движения широкие, уверенные, свободные, открытые, слышались отзвуки веселых народных скуэр-дансов (американских кадрилей). И в то же время границы возникли, и притом такие, преодолеть которые труднее, чем те, что воздвигает природа. Столкновение авантюристического духа пионеров с пуританским воспитанием, где основное внимание уделялось внешней благопристойности, благочестию и морали, а естественные порывы подавлялись, породило те конфликты, которые нашли отражение в американской литературе (Шервуд Андерсон, Фолкнер), драме (Тенесси Уильямс), а также в танце. Сначала у артистов «танца модерн», затем в балете. Проблемы социальные перерастали в проблемы психологические. Марта Грэхем в танце «Письмо миру» (1940) обратилась к переживаниям американской поэтессы Эмили Дикинсон, в чьих стихах отразилась борьба пуританского религиозного мистицизма со свободомыслием. Ее привлекало и творчество английских писательниц, сестер Бронте («Смерти и входы», комп. Х. Джонсон, 1943).На протяжении 1940-х годов постановки Марты Грэхем приобрели одновременно большую масштабность и все более изощренный психологизм. Это уже не концертные номера, а театр. В основе была всегда эмоция, но она облекалась в театральную форму. В искусстве Марты Грэхем родился новый тип танцевальной драмы, где повествование касалось не сколько внешних событий, сколько движений души. Ее называли «Шекспиром танца». Особенно охотно обращалась Марта Грэхем к образам античных и библейских, церковных мифов. Это балеты об Иродиаде (одновременная постановка на музыку П. Хиндемита, 1944), Медее («Пещера сердца», комп. С. Барбер, 1946), Эдипе и Иокасте («Путешествие в ночи», комп. У. Шумен, 1947), Ариадне и Тезее («С вестью в лабиринт», комп. Дж. К. Менотти, 1947), Жанне д"Арк («Диалог серафимов», комп. Н. Делло Джойо, 1955), Клитемнестре (одноименная постановка, комп. Халим Эль-Дабх, 1958) и др. Она подвергала глубинному анализу души своих героев и героинь, улавливая тончайшие нюансы эмоций, проникая в подсознательное. Притом это были абсолютно современные постановки. Танец становился средством самопостижения. Это совпало с тенденциями современного искусства и литературы, уделявшими особое внимание психологическому анализу индивида, раскрывая эмоционально-протеворечивый опыт, выявляя скрытые мотивы поступков. Такой танец отвечал также потребности современного американца решать психологические проблемы с помощью психоанализа, получившего в те годы столь широкое развитие.

Марта Грэхем работала с молодыми композиторами, которые были ее единомышленниками, в частности с Луисом Хорстом, ставшим консультантом ее труппы в области музыки. Придавая огромное значение оформлению спектакля, костюмы Грэхем обычно создавала сама, а наиболее близким ей по духу сценографом был Исаму Ногучи, содружество с которым началось в 1936 году и продолжалось до самой его смерти в 1988 году. Ногучи создавал для Марты Грэхем из проволоки, веревок, дерева и камня такое сценическое пространство, где каждый предмет служил действию, каждая деталь, дополняя движение, сливаясь с ним, обретала значение символа. Грэхем писала о Ногучи: «Я никогда не говорила Исаму точно, что мне нужно, что мне представляется. Но когда я сказала ему, например, что для «Путешествия в ночи мне понадобится постель, он принес мне постель не похожую ни на одну, когда-либо существовавшую: ее образ, сведенный к скелету, к сущности понятия».Другие танцовщики, работавшие в 1940-50-х годах, черпали вдохновение в фольклоре. К ним относится Катрин Данхем и Перл Примюс. Данхем была антропологом и изучала танцевальный фольклор народностей Карибских островов, чтобы затем театрализовать его, используя, в частности, в мюзиклах и фильмах. Перл Примюс исследовала африканские танцы и создала ряд постановок на их основе.

Случайные статьи

Вверх