Сжатое изложение "страна за онегой". Учимся сжимать исходный текст Русский язык упр 52 изложение сжатое

Уже при первом чтении изложения нужно постараться записать текст на черновике. Безусловно, важно владеть скорописью. Если что-то не запомнилось, лучше оставлять пустые места, чтобы восполнить пропуски позже. Во время десятиминутной паузы между прослушиванием аудиозаписи можно расшифровать сокращённые слова, попытаться определить микротемы.

Часто ученики ошибочно выделяют абзацы, деформируют смысл текста, вставляя то, чего не было в исходном тексте, или упускают важное и сохраняют ненужные детали.

Когда текст полностью записан, можно приступать к его сжатию. Работу нужно организовать поэтапно - с каждым абзацем отдельно. Лучше всего начать с поиска повторяющихся слов. Их мы заключаем в овалы или подчёркиваем. Потом находим однородные члены и заменяем их обобщённым понятием. Из простых предложений выстраиваем сложные, а сложные превращаем в простые, прямую речь меняем на косвенную. Исключаем причастные и деепричастные обороты, вводные слова, цитаты.

Не забываем вести счёт словам, даже таким маленьким, как союзы А, И, предлоги О, В. Подсчитываем количество слов как в каждом абзаце, так и во всём тексте целиком.

Предлагаем вашему вниманию материалы из опыта работы по сокращению текстов изложения в формате ОГЭ-2017.

В исходных текстах уже подчёркнуто то, что подлежит сокращению. Всего слов в предложенных для сжатия текстах может быть от 150 до 175, нужно сократить предложенный текст в два раза, чтобы получилось не менее 70 слов. Хорошо, если сумеем уложиться до 80 слов.

Работа с текстом о маме

Слово «мама» - особое слово . Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова

Место матери в нашей жизни особое , исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению , мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час . Ведь благодарные дети - лучший подарок для них. 55 слов

Всего 165 слов

Вариант 1 сжатия текста о маме

Слово «мама» особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково. 20 слов

Место матери в нашей жизни исключительное. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь вдохновляет нас на подвиг. Человек верит, что мама всегда придёт на помощь. 27 слов

Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети - лучший подарок. 29 слов

Всего 76 слов

Вариант 2 сжатия текста о маме

Слово «мама» особое. Оно сопровождает нас всю жизнь: от колыбели до старости. Это слово есть в любом языке мира, и звучит оно ласково. 23 слова

Место матери исключительное. Мы делимся с мамой своей радостью и болью, в сложных обстоятельствах зовём на помощь. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь». 22 слова

Многие талантливые люди создали замечательные произведения о маме. Нужно беречь матерей, говорить им хорошие и добрые слова, дарить радость каждый день и час. Ведь благодарные дети - лучший подарок для них. 30 слов

Всего 75 слов

Работа с текстом о шуме в природе

Этот текст достаточно сложен. В нём много рядов однородных членов, есть обобщающие слова, обособленные члены предложения и повторы. Части его не совсем равноценны, поэтому ученики неправильно выделяют абзацы.

Кто из людей не ис­пы­ты­вал на­сла­жде­ния, вни­мая вздо­хам лет­не­го дож­ди­ка, шур­ша­нию осен­ней лист­вы, вол­нам, пле­щу­щим­ся вдоль бе­ре­гов озера , жур­ча­щей воде, го­лу­бям, вор­ку­ю­щим ту­ман­ным утром ? Что может срав­нить­ся с пе­ни­ем птиц , осо­бен­но таких вы­да­ю­щих­ся му­зы­кан­тов , как со­ло­вьи? Пение людей может на­до­едать, пение птиц - ни­ко­гда. Птицы со­зда­ют зву­ко­вую окрас­ку ланд­шаф­та . Дикая при­ро­да об­ла­да­ет не толь­ко зри­тель­ной, но и зву­ко­вой кра­со­той. Раз­лич­ные виды на­се­ко­мых, зве­рей, птиц до­пол­ня­ют друг друга в су­точ­ных и се­зон­ных рит­мах зву­ча­ния , ис­пол­нен­ных под­лин­ной кра­со­ты. 76 слов

Самая бо­га­тая му­зы­ка - му­зы­ка при­ро­ды. Один ка­над­ский ком­по­зи­тор ввёл спе­ци­аль­ное по­ня­тие - "зву­ко­вой ланд­шафт ". По его мне­нию , для жи­те­лей лесов каж­дый вид де­ре­ва имеет свой голос. Когда ве­те­рок про­ле­та­ет в ёлках - они всхли­пы­ва­ют и сто­нут, ясень шипит, бе­рё­зы ше­ле­стят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои "го­ло­са", раз­ные днём и ночью . 52 слова

При­ро­да не про­из­во­дит шум . Рёв бури, ше­ле­стя­щий лист, ско­ро­го­вор­ка дождя - во всём этом есть из­на­чаль­ная и не­из­ве­дан­ная гар­мо­ния. Пение птиц, ква­ка­нье ля­гу­шек, ше­лест трав, шум при­боя, рёв во­до­па­да - вся эта сим­фо­ния зву­ков дикой при­ро­ды есть огром­ная и не­до­ся­га­е­мая иде­аль­ная цен­ность. 42 слова

(По В. Бо­рей­ко)

Всего 164 слова

Пример сжатия текста

Многие люди ис­пы­ты­вают на­сла­жде­ние, обращая внимание на дож­дь, лист­ву, вол­ны, ту­ман­ное утро. И пение птиц ни­ко­гда не надоедает. Дикая при­ро­да об­ла­да­ет зри­тель­ной и зву­ко­вой кра­со­той. Раз­лич­ные виды живого мира до­пол­ня­ют друг друга. 31 слово

Му­зы­ка при­ро­ды самая бо­га­тая. Ка­над­ский ком­по­зи­тор считает, что для жи­те­лей лесов каж­дое де­ре­во имеет свой голос: от ветра ёлки сто­нут, ясень шипит, бе­рё­зы ше­ле­стят, сосны гудят, и злаки имеют свои "го­ло­са. 31 слово

В при­ро­де есть какая-то не­из­ве­дан­ная гар­мо­ния. Сим­фо­ния зву­ков окружающего мира имеет не­до­ся­га­е­мую цен­ность. 13 слов

Всего 75 слов

Работа с текстом о культуре

Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура ? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо , если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, цент р творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 63 слова

Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди , хорошо понимающие, что такое настоящая культура , из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина , красота. Было бы хорошо , если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 59 слов

Культура - огромный океан творчества, места хватит всем , для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. 30 слов

(По С. Цветовой)

Всего 150 слов

Пример сжатия текста

Слово "культура" многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, знание и красоту. Когда люди поймут это, наша страна станет процветающей. Нужно иметь центры творчества для детей и взрослых. 29 слов

Подлинная культура направлена на воспитание и образование. Поэтому руководить такими центрами должны честные и преданные делу люди, хорошо понимающие значение настоящей культуры. 22 слова

Культура - океан творчества, в котором каждому найдётся дело по душе. Всем нужно участвовать в её укреплении, и тогда наша планета станет прекраснее. 23 слова

Всего 74 слова

Работа с текстом о сказках

Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир . Мир , в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило , все счастливы. Нет, конечно , и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. 50 слов

Бывают , правда , и злые сказки , в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые . А между прочим , даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы , люди . 64 слова

Вы , люди , специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам , причиняете друг другу боль. Вы, люди , забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его . А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки . 61 слово

Всего 175 слов

Пример сжатия текста

Мир сказок прекрасен и увлекателен. В нём всегда торжествует добро, а в финале все счастливы. Но есть сказки, которые вызывают грусть и святые слёзы. 24 слова

Как и люди, есть злые сказки, но их меньше, чем добрых. Сказки не могут быть злыми от природы. 18 слов

Человек специально или случайно причиняет другому боль, забывает об исцеляющей доброте сказок и не находит выхода из жизненного тупика. Надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. 30 слов

Всего 72 слова

Работа с текстом о детских игрушках

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки . Пожалуй , у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание , которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека . 37 слов

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника , игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка , с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 58 слов

Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека . Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку , помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты , а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. 63 слова

Всего 158 слов

Пример сжатия текста

У каждого из нас были любимые игрушки. С ними связаны самые яркие воспоминания из детства, которые бережно хранятся в сердце. 20 слов

В век компьютерных технологий реальные игрушки не привлекают к себе внимания, но остаются незаменимыми в обучении и развитии ребёнка. Они помогают ему общаться, играть и приобретать жизненный опыт. 28 слов

Игрушка - это ключ к сознанию. Чтобы сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Она принесёт в мир ребёнка систему ценностей и воспитает полноценного человека. 27 слов

«Конспект урока русского языка "Обучающее сжатое изложение"»

Обучающее сжатое изложение (отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Страна за Онегой», упражнение № 52).

Цель обучающая: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Задачи: 1) подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, понимания основной мысли; научить видеть структуру текста.

2) научить школьников писать сжатое изложение, используя основные приемы сжатия текста.

Цель воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к «своей, малой» Родине.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.

У: Сегодня на уроке мы с вами подготовимся к написанию сжатого изложения по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой». Прежде чем обратиться к тексту, давайте вспомним, какое изложение называется сжатым?

(Сжатое изложение – это воспроизведение текста, при котором исключаются второстепенные детали, но сохраняется основная мысль и основное содержание текста.)

У: Верно, при написании сжатого изложения, действительно, убирается второстепенная информация, а остается только главная. Значит, при анализе текста нам необходимо выделить главную информацию и второстепенные детали, которые мы сможем сократить. Необходимо помнить, что при написании изложения допускается замена лица, от которого ведется повествование.

2. Подготовительная работа к восприятию текста.

У: Перед вами отрывок из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой». Давайте вспомним, что же такое очерк?

(Очерк – это литературное произведение, где описываются какие-либо жизненные события.)

У: Действительно, К.Г.Паустовский рассказывает о своем путешествии по северным местам, о встречах с разными людьми.

3. Выразительное чтение текста учителем (упражнение № 52).

У: Сейчас я вам прочитаю текст, а вы попытайтесь определить основную мысль и смысловые части в тексте.

Чтение текста.

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черемуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением.

В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком белье. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валек и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.

Захарова не сразу согласилась петь. «Я пою, – сказала она, – когда Родина во мне затоскует». Я не понял. «Ну, как тебе это растолковать, желанный, – огорчилась Захарова. – Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине – и тот трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует Родина во мне, и я запою».

Я догадался. Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

4. Беседа по содержанию текста.

У: Скажите, пожалуйста, какова же основная мысль текста?

У: Верно. Запишите основную мысль в тетрадь.

У: Скажите, а кому предназначен этот текст?

(Нам – читателям.)

(Помочь читателям вспомнить о своей Родине и задуматься о том, что необходимо любить то место, где ты родился.)

У: Как вы думаете, какой тип текста (речи) выбирает автор?

(Повествование и описание.)

У: А все ли слова в тексте вам знакомы? Кто такая сказительница?

(Рассказчица народных сказок, исполнительница былин.)

У: Что такое оконный наличник?

(Наличник – это накладная планка на оконном проеме,)

У: А что же такое валёк (катала вальком белье)?

(Валёк – длинный, плоский, слегка выгнутый брусок с рукояткой для катания белья на скалке, для выбивания белья при стирке.)

У: Что означает слово плат?

(Плат – это платок.)

У: Скажите, а как вы понимаете выражение: «Родина во мне затоскует»?

(Это когда человек вспоминает о своей Родине, думает о чем-то хорошем и ему хочется свои чувства как-то выразить.)

У: А правильно ли построена фраза с точки зрения русского языка?

(Нет.)

У: А как будет правильно?

(Я затоскую по Родине.)

(Потому что во фразе писателя Родина – это что-то внутри человека, а в первой фразе Родина существует отдельно.)

У: А в каком значении употреблены слова: тоска, затоскую в данном тексте?

(Любовь, любить.)

У: А как бы вы озаглавили данный текст?

(Любовь к Родине, тоска по Родине.)

5. Работа по сжатию текста.

У: Сколько микротем в данном тексте?

(Четыре.)

У: Озаглавьте каждую микротему. (План на доске и в тетрадях у детей.)

У: Посмотрите, пожалуйста, отражает ли наш план основную мысль текста?

(Да, отражает.)

Первая микротема.

У: Прочитайте выразительно этот фрагмент текста еще раз, попробуйте отметить в этой микротеме главное.

(Ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой.)

Записать в тетрадь (план).

У: Какие детали в этой части не важны для раскрытия основной мысли?

(Было холодно, цвела черемуха.)

У: Хорошо, а какой прием сокращения текста мы использовали?

(Исключение.)

У: Верно, мы убрали (исключили) второстепенную информацию, оставив только главную.

Вторая микротема.

У: Прочитайте второй отрывок в тексте. Выделите, пожалуйста, главное в этой микротеме, исключая второстепенные детали.

У: Но способ исключения можно использовать и по-другому. Для сжатия текста можно исключить второстепенные члены предложения (обстоятельства, определения). В каких предложениях мы можем это сделать?

(Почти в каждом предложении.)

У: Что же у вас получилось?

(Мне показали высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Старуха катала вальком белье. Она увидела меня и отложила валек, на котором были вырезаны узоры.)

Записать в таблицу.

Третья микротема.

У: Выразительно прочитайте этот фрагмент еще раз.

У: В этой части много предложений с прямой речью. Чтобы сжать такой отрывок, обычно используют прием обобщения. Попробуйте передать суть третьей части, не используя предложений с прямой речью. Расскажите, что происходит в этой части своими словами.

(Захарова не сразу согласилась петь. Она сказала, что поет только тогда, когда Родина в ней затоскует. Я не понял. Она огорчилась и растолковала мне, что для песни нужно особое настроение.)

Записать в тетрадь.

Четвертая микротема.

У: Прочитайте выразительно последнюю микротему. Найдите, пожалуйста, ключевые слова для понимания содержания этой части и выпишите их.

(Тоска по Родине, мы, горожане, любовь, чувство родной страны, острота, немедленное выражение.)

У: Хорошо, а сейчас перечитайте фрагмент еще раз и, пользуясь ключевыми словами, устно перескажите эту микротему.

Пересказ, 2-3 человека.

У: Какие предложения мы можем упростить? Как заменить предложение с приложением?

(Оставить только горожане.)

У: Как можно изменить структуру последнего предложения?

(Исключить вводное слово, заменить сложное предложение простым.)

У: Что же у нас получилось?

(Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое горожане называют любовью. Это острое чувство требует немедленного выражения.)

6. Работа с языковыми средствами связи.

У: Прочитайте, пожалуйста, фразы во второй колонке нашей таблицы. Можно ли это назвать текстом?

(Нет, так как нет связей между частями текста.)

У: Верно, для того, чтобы получился текст, вы должны подобрать средства связи между частями текста. Это могут быть синонимы, местоимения, союзы. Запишем их в нашу таблицу.

7. Повторное чтение учителем текста.

8. Написание сжатого изложения.

У: Прежде чем вы начнете работать, не забудьте, что основную мысль при написании сжатого изложения нужно сохранить. Обратите внимание, что мы пишем изложение от 3 лица. Удачи вам!

План.

На доске и в тетрадях.

​Задачи учителя: совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение), развивать эмоциональную сферу, способствовать становлению и развитию личности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как: слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо; формировать уважительноеотношение кхлебу – символу труда, главному продукту России, духовной ценности; прививать уважительное отношение к старшему поколению и добрым традициям нашей страны.

УУД:

Личностные : самоопределение, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; коррекция-внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результатов, внесение изменений в результат своей деятельности; оценивание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи; умение работать в группах.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, построение речевого высказывания в устной и письменной речи, определение основной и второстепенной информации.

Приложение 2.

О хлебе.

Я видела однажды: по дороге

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.


Тут подошла старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.

Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись,

Решил, что это нищенка была.


Тут дед, сидевший на скамейке рядом,

Поднялся ик мальчишке подошел.

Ты, мальчик, поступил нехорошо?»


А утром, в день Победы, ветераны

Все при параде в школу ту пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб с собою принесли.


Узнал мальчишка в старом ветеране

Седого старика на той скамье.

Он замер. Тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та старушка, что ушла с батоном,

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки, голубых, бездонных,

Вдруг со слезами появился страх.


Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке нежно в руки подала.

И быль, рассказанная той старушкой,

Его в блокадный Ленинград перенесла.

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит так, как бы глядела мать.

Ему вдруг стало стыдно и неловко.

«Простите», − только это смог сказать.

(Н. Самковова)

Приложение 3.

Текст с выделенными ключевыми понятиями.

Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович . Он очень волновался. Старожилпредупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный.

Старик развернул на столе белый платок . На нём лежал засохший , видавший виды кусок хлеба . Сухомлинский был удивлён этому. «Это Святой хлеб !» − сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул.

ВасилийАлександровичуслышалрассказстарого пастуха и узнал , как появился у него этот хлеб . Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину . Четверо его внуковбросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши . Сладкие уродились в этом году груши!

Дедушка говорит внукам: «Разбойники ! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки . Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши.Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли. А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети ?» − сказал он с болью Сухомлинскому.

Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович . Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место . Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упрёком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб

Приложение 5.

Словарная работа.

Старожил - человек, который много лет живет в каком-нибудь одном месте.

Директор - руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.

Накануне - непосредственно перед чем-нибудь.

Вскоре – в скором времени, в недалеком будущем.

Неприглядная - не обладающая привлекательной внешностью, невзрачная, плохая.

Приложение 7.

Пример текста сжатого изложения.

Святойхлеб.

Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованныйстарожил Иван Степанович. Он предупредил директораосерьёзном разговоре.

Старик принёс с собой в белом платке кусок чёрствого хлеба и сказал, что это святой хлеб. Василий Александрович был удивлён.

Израссказастарого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши.

Дед пристыдил сорванцов. Однако они только посмеялись над ним. С болью сказал Сухомлинскому старожил, что не вырастут такие дети настоящими людьми.

Вскоре умер Иван Степанович. А директор школы положил сухарь на видное место, чтобы все его ученики помнили о святом хлебе.

Да. Хлеб всему голова. Мы должныберечь хлеб и помнить о его настоящейцене.

Инна Лазарева , учитель русского языка и литературы средней школы №58 Володарского района Нижегородской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». Учитель: Морозова Е.И. Цели урока:

Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;
- продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование : дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока.
1. Повторение понятия о сжатом изложении.
Слово учителя.
На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?
Ученик.
При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Слово учителя.
Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Слово учителя.

Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
Слово учителя.
Что такое миктотема?
Ученик.
Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом. Прослушивание текста для изложения.
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
(По материалам энциклопедии) (248 слов)

Учитель.
По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста.

Учитель:
Назовите признаки текста.
Ученик:
1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)
2. Текст имеет идею.
Ученик.
Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.
3.Текст можно озаглавить.
Книга – самое значительное изобретение.
Ученик:
4.Текст разделен на четыре абзаца.
- С какой целью это сделано?
Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.
Учитель: Составьте план текста.
Ученик:
План текста.
1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.
2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
4. Ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель.
Определите тип данного текста. Докажите.
Ученик.
Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
В данном тексте мы ярко видим:
тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен и скован без чтения книг.
и вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.

Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:
1) основное положение (тезис);
2) доказательства с привлечением аргументов;
3) вывод.
При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.
Определите стиль данного текста.
Ученик.
Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.
Учитель.
Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.


5. Работа над сжатием текста.
Учитель.
По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.
Учитель.
Какими способами мы можем сжимать текст?
Ученик.
Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.
Ученик.
Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.
Ученик.
Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.
Учитель.
Мы будем сжимать текст способом исключения.
Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?
Ученик.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:
исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияния:
образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Учитель.
Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Ученик.
ПЕРВОЕ СЖАТИЕ ТЕКСТА
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения науки и техники стали возможны благодаря изобретению книги.
И сегодня в век электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым стабильным хранителем информации. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал создатель славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились обобщить свои наблюдения и знания. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Ученик.
1.замена однородных членов обобщающим наименованием;
2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением
4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается стабильным хранителем информации. Потому книга - самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Но это то же самое, что писать вилами на воде. Так сказал просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Услышанное, а затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить свои наблюдения и знания. И в книгах накопился опыт десятков поколений. Наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». Это означает: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Учитель.
Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?
Ученик.
1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
2. исключение повторов;
3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
Учитель.
Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.
Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.
3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.
4. Неудачная концовка (дублирование вывода).
5.
6. Самостоятельная работа.

Третье сжатие текста.
Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.
Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей.
Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти.
Люди стремились обобщить знания. В книгах накопился опыт поколений. Наши предки говорили: « Ум без книг как бескрылая птица». Это означает: птица без крыльев взлететь не может, а ум ограничен без чтения книг. 90 слов

    7. Подведение итогов.
    Учитель.
    Проверьте написанное используя памятку и критерии оценивания.

    ПАМЯТКА
    Как проверить написанное

    1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
    2.Первый раз читай с целью проверки содержания.
    Ответь на вопросы:
    Передано ли основное содержание исходного текста?
    Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
    Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
    Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
    3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

Цели:

учебно-познавательные:

  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста;
  • повторить алгоритм написания сжатого изложения;

интеллектуально-развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;
  • развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в тексте;

воспитательные:

  • раскрыть важную нравственную проблему роли детской дружбы в жизни человека.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, творческая работа) .

Оборудование урока:

  • дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося);
  • тексты памяток написания изложений,
  • пустая таблица для написания микротем;
  • презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Оргмомент.

Сообщение темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя.

Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения.

Например, о том, как мы всем классом отмечали день рождения родившихся осенью, можно написать на несколько страниц. А можно сообщить кратко: «В прошедшую пятницу вечером мы в своём кабинете отмечали день рождения тех, кто родился осенью».

Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни. В каких ситуациях может это потребоваться? Это, например, обзор новых книг, вышедших из печати, или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и русского языка вы научились выделять самое главное в текстах, именно эти умения помогут вам в написании сжатого изложения в 9 классе на экзамене в форме ГИА.

Учитель.

Как вы понимаете, что значит пересказать текст подробно, сжато?

Примерный ответ.

Подробно – это близко к тексту.

Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (не нужные на наш взгляд подробности) или обобщим отдельные факты, действия.

Слайд 1

III. Работа по памяткам написания изложений (есть у каждого учащегося).

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

  1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства.
  2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
  3. Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их.
  4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
  5. Составить план (можно цитатный) сжатого изложения.
  6. В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.
  7. Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче.
  8. Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом.
  9. Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.
  10. Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите).
  11. Объём изложения должен быть девяносто (90) слов.

IV. Проверка домашнего задания

Учитель.

Вы получили на дом текст, в котором должны были оставить только необходимую лексику, а слова, без которых могли обойтись, взять в скобки или подчеркнуть цветной пастой.

Два ученика читают получившиеся варианты, остальные проверяют, объясняя, почему убрали некоторые слова.

Учитель.

Каким способом вы сократили данный текст?

Учащиеся.

Все три абзаца сократили способом исключения.

Проверка данного задания после работы с учащимися по слайду.

Учитель.

Сегодня мы продолжим данную работу. Прослушайте текст, который у вас лежит на столах.

Чтение текста учителем.

(У учителя для урока уже выделено в тексте всё необходимое и заполнена таблица микротем. У учащихся текст дан без выделения абзацев, а таблица пустая. Её необходимо будет заполнить в ходе урока)

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни ос­тавались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости форми­руется характер человека, формируется и круг его лучших друзей - самых близких, самых нужных. В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приоб­ретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей мо­лодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрос­лым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

(По Д.С. Лихачёву)

Таблица учащихся

Текст учителя

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни ос­тавались школьные подруги. То же и у моего отца : все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости форми­руется характер человека, формируется и круг его лучших друзей - самых близких, самых нужных.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приоб­ретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей мо­лодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрос­лым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

(По Д.С. Лихачёву)

V. Анализ текста.

Беседа с учащимися по следующим вопросам:

1. Какова тема и главная мысль этого текста?

(Тема – дружба; основная мысль – настоящая дружба начинается с детства ) В тетрадь по развитию речи пишем. Слайд 2 (на нём тема и идея текста)

2. Слайд 3 Определите тип речи текста. (Повествование с элементом рассуждения)

3. А стиль? (Это текст публицистического стиля (обращение к публике, к читателю)

4. Где в этом рассказе экспозиция, где завязка? (1 и 2 предложения – экспозиция, с 3 – завязка)

6. Укажите развязку в тексте (не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными и будете жить в другом мире )

7. На сколько смысловых частей можно разбить текст? (на 3) Слайд 4

9. В какой части текста предложения можно объединить? (Последний абзац)

VI. Сжатие текста. 1 часть.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 1-й части.

1) Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги . 2) То же и у моего отца : все его друзья были друзьями молодости. 3) Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно .4) Именно в молодости формируется характер человека , формируется и кру г его лучших друзе й - самых близких, самых нужных. (25 слов)

Учитель. Способ сжатия?

Исключение. Слайд 5 – проверка

Учитель. Сформулируйте микротему. Запишем её таблицу.

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

2 части .

5) В молодости формируется вся жизнь человека , и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость . 6) Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым . (35 слов)

Слайд 6 – проверка

Учитель. Способ сжатия?

Исключение.

Учитель. Эту микротему пишем во второй строке таблицы.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 3 части .

7) Храните молодость до глубокой старости .8) Храните молодость в своих старых , но приобретённых в молодости друзьях .9) Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности . 10) Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем , совсем иными» и будете жить в другом мире. (30 слов)

Слайд 7 – проверка

3-й пункт тезисного плана. Запишем его как микротему в листы.

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям.

Учитель.

Пользуясь записями в тетради, перескажите весь текст сжато.

Имеете ли вы право добавлять в пересказ свои слова?

Ученик. Да, особенно, если это союзы или местоимения.

Учитель. Так как мы сдаём экзамен по русскому языку, обратим внимание на орфографию, чтобы написать изложение грамотно.

Критерии оценивания изложения вы знаете, они есть и у вас в пособиях.

Орфографическая и пунктуационная подготовка.

  1. Как определить окончание глагола? (По 1 и 2 спряжению)
  2. Найдите в 1 абзаце текста глаголы 1 спряжения (формируется, выберет, будет).

Выделите зелёной пастой в тексте окончания этих глаголов.

  1. Как определить, когда у существительных на конце пишется Е, а когда И?

Ученик.

У существительных окончание –Е– пишется в Д.п. и П.п. 1-го склонения, в П.п. 2-го склонения, у разносклоняемых и существительных на –ИЯ-ИЕ-ИЙ в Т.п.

  1. Найдите в 1 абзаце сущ. 3 склонения (молодость). Выделите окончание.

Учитель.

Посмотрите в пособие по подготовке к ГИА и скажите, в каком задании предлагается определить лексическое значение слова?

А 2

А определить средство выразительности текста?

– А 3.

Поможет ли вам в написании изложения задание В2?

Да, потому что не всегда запомнишь точно словосочетание, а если понял смысл, можешь его записать по-другому.

Учитель.

РЕШИТЕ ТЕСТ (СЛАЙДЫ) с № 8

А 2 . Укажите, в каком значении используется в предложении 4 слово формируется?

а) развивается б) определяется в) организовывается

А 3. В какой части текста встречается такое средство синтаксической выразительности, как анафора? (в 3-й)

А 7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»? (приобретённ ых )

В 2 . Замените словосочетание душевное богатство , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (богатство души)

В 3 . Выпишите грамматическую основу первого предложения третьего абзаца

(храните – односоставное.)

В 6 . Укажите количество грамматических основ в предложении № 5. (Три)

Домашнее задание: (оно высвечивается на слайде, чтобы все учащиеся могли записать его)

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

Случайные статьи

Вверх