Что такое высокая нравственность. Что следует понимать под нравственностью человека? Как формируется нравственность личности

«Нравственность вообще есть неискоренимое стремление человеческого духа оценивать сознательно-свободные действия и состояния человека, на основании врожденной духу человеческому идеи добра, выразительницею которой является совесть» (В. Борщановский)

О, нравственность, непреложный внутренний закон добропорядочной жизни, не изобретённый человеком, а данный человечеству свыше.

О, нравственность, неизменная основа человечности, неписаный кодекс человеческих отношений на основе взаимной любви, ответственности и справедливости, действующий через совесть.

О, нравственность, суть Евангелия, неотъемлемое свойство христианской души и основное качество христианского духа, что известно о тебе современному человечеству, переживающему бурный расцвет информационных технологий на фоне заката нравственности, духовности и подлинно человеческой культуры?

К сожалению, следует честно признать, что о нравственности в истинном, т.е. сущностном значении этого понятия, а точнее целой категории, современному человеку известно очень мало и прежде всего потому, что подлинное значение категории нравственности в настоящее время уже очень сильно искажено.

На сегодняшний день в общественном и индивидуальном сознании имеет место по большей части изменённое и выхолощенное понятие нравственности , которое отражает исключительно поверхностную сторону данной категории, а не глубинную суть.

Говоря о кризисе нравственности в современном информационно-технократическом обществе, проявлениями чего являются многочисленные формы зависимостей (аддикций), кризис института традиционной семьи, гендерные и ювенальные проблемы и противоречия, утрата смысла жизни, стрессы, депрессии, суицидальные проявления и т.д., нельзя не коснуться такой стратегически важной темы, как нравственность.

О нравственности и важности формирования у человека нравственного самосознания и мировоззрения, выражающегося в качествах коллективизма, ответственности, патриотизма, гуманизма, готовности к служению и выполнению гражданского и человеческого долга говорят сегодня многие, если не все.

Важность такой категории, как нравственность сегодня ни у кого не вызывает сомнений, поскольку это базовая или системообразующая категория личностного характера, которая является своего рода когнитивным фундаментом и базисом для формирования нравственной личности, как социально ориентированной, ценностно определённой и граждански здравой.

Можно смело говорить о том, что категория нравственности является одной из важнейших характеристик человеческой личности, которая как осознанно, так и неосознанно, стоит на страже когнитивного и душевно-духовного здоровья человека, олицетворяя собой, не что иное, как человеческое совершенство или совершенство человеческого образа в его духовной, социальной и личной направленности. Под духовной направленностью понимаются, как сугубо религиозный, так и общемировоззренческий аспекты нравственной личности, являющейся олицетворением гуманизма, человечности, социальной справедливости и безусловной любви.

В данной связи можно смело утверждать о том, что именно нравственность является единственной альтернативной алчности и человеческого эгоизма и по существу фактором, обеспечивающим не просто баланс эгоизма и жертвенности, а всю внутреннюю конфигурацию и архитектуру человеческой личности – либо эго ориентированной, либо нравственно ориентированной.

Ни для кого из специалистов по духовно-воспитательной работе сегодня не секрет, что нравственность – это единственно правильная основа для выработки у человека наиболее правильного в ценностном отношении социально-ориентированного, т.е. гражданского сознания, мышления и мировоззрения, которое и именуется нравственным.

Вот, собственно, почему наличие в сознании человека, прежде всего нравственных, а точнее духовно-нравственных установок, принципов и критериев, является по существу самой главной характеристикой личности, её защитой и гарантией её социального, психического и душевного здоровья. Можно сказать, что именно нравственность отвечает за внутреннюю готовность человека не только к потреблению и стяжательству, но и выполнению человеческого и гражданского долга.

В то же самое время в системе общественного и индивидуального сознания по отношению к категории нравственности в настоящее время имеет место глубокий понятийный вакуум. В силу целого ряда обстоятельств политического, идеологического и социально-экономического характера понятие нравственности за последние десятилетия очень сильно обесценилось, но самое удручающее то, что оно уже практически утратило свой изначальный и сущностный (иконичный) смысл.

Такие избитые идеологами формулировки, как нравственное совершенствование / развитие / воспитание / формирование / укрепление / становление и т.п. (всесторонне и гармонично развитой личности), использованные на протяжении многих лет настолько замылили суть этого понятия, что оно фактически стало нарицательным или в лучшем случае отражением формальной моральности или идеологической правильности. При этом внутренняя и глубинная, т.е. духовная и энергийная сторона понятия нравственность , не просто исказилась, а практически потерялась.

Для подтверждения этой ситуации, достаточно взять наиболее авторитетные голоссарии, дающие сегодня определение нравственности:

С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, 1998 г.

  • – Общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение.

Оксфордский толковый словарь по психологии под ред. А.Ребера, 2002 г. – Принципы или модели поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности или неправильности.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.

  • – См. Мораль.

Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд. 2012 г.

  • – (общеславянское, ср. лит. «noras» – воля, желание, хотение) – Общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение произвольно; тот, кто повинуется этому кодексу против своего желания, не считается нравственным.

Свободная электронная энциклопедия Википедия, 2013 г.

  • – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике, А.С. Воронин – ‎2006 г.

  • – особая форма общественного знания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д.(1) Система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. (2)

Большой энциклопедический словарь, 2000 г.

  • – См. Мораль.

Словарь Ожегова, «Азъ» , 1992 г.

  • – Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Определение словаря практического психолога сводит нравственность по З. Фрейду к ограничению влечений, хотя очевидно, что любое ограничение и самоограничение должно иметь под собой какой-то осознанный и практический смысл.

Определение Оксфордского толкового словаря А. Ребера сводит нравственность к общественному моральному кодексу или общественной оценке правильности или неправильности, но ведь известно, что понятия морали могут существенно разниться в различных обществах и социальных системах (буржуазная мораль, пролетарская мораль, исламская мораль, светская мораль и т.д.).

Определение словаря конфликтолога А.Я. Анцупова напрямую соотносит нравственность с моралью, подразумевая их полную тождественность, хотя очевидно, что мораль имеет гораздо большее отношение к внешним формам поведения человека (социальному приличию), тогда как нравственность имеет гораздо большее отношение к внутренним установкам человека (направленности совести и воли).

Большая энциклопедия по психиатрии Жмурова В.А. сводит нравственность опять же к моральному кодексу общества, исключая любые другие аспекты. Несколько более точную формулировку, связанную с действием совести, даёт Википедия.

Ещё более глубокое определение даёт словарь терминов по общей и социальной педагогике, приравнивая нравственность к особой форме общественного сознания, не расшифровывая при этом типа общества и его доминирующей идеологии.

И, пожалуй, наиболее глубокое определение нравственности даёт Словарь Ожегова, который напрямую соотносит нравственность с глубоко внутренними духовными качествами человека, как институциональными.

Можно и далее приводить определения нравственности из других более или менее авторитетных источников и голоссариев, но суть вопроса остаётся неизменной. В системе общественного сознания и его социальных институтов нет единого и верного понимания категории нравственности , как институциональной и определяющей саму природу и направленность человеческой личности.

Для любого образованного и просвещённого человека совершенно очевидно, что по существу ни одно из приведенных выше т.н. профессиональных определений нравственности не соответствует его подлинному значению и смыслу, как установочному и институциональному, т.е. определяющему характер и направленность человеческой личности.

Именно в этом досадном противоречии, собственно, и заключается основная проблема формирования, развития и укрепления института нравственности , поскольку изначально отсутствует верное представление о самом предмете и категории нравственности.

Если попытаться разобраться в причинах этого явления, то мы неизбежно придём к тому, что причины эти носят глобальный характер, который связан с изменением за последние годы самой модели человеческого мышления. Речь идёт о смещением вектора общественного и индивидуального сознания с глубинных и сущностных (духовных и энергийных) категорий и ценностей на поверхностные, конъюнктурные и рациональные (потребительские).

Именно поэтому в понимании категории нравственности была утрачена изначальная глубина, свойственная самой человеческой природе, как трёх составной – телесно-душевно-духовной.

Говоря другими словами, понятие нравственности , изначально имевшее отношение к характеристике самого человеческого духа (его энергетике), было сведено вначале к моральной стороне (душевной), а затем к сугубо внешней и формальной стороне социального приличия.

При этом сущностная (духовная) сторона категории нравственности попросту выпала из поля зрения и контекста психологического исследования.

Таким образом, категория нравственности, лишившись самого главного сущностного (духовного) содержания и основы, олицетворяет собой в настоящее время искажённый термин, отражающий внешнюю и сугубо поверхностную сторону данной категории.

Важность этой частично утерянной, а частичено искажённой основы категории нравственности опасно недооценивать, поскольку во все времена она была для людей наиважнейшей, как определявшей саму человечность в её подлинном духовно-нравственном смысле, а не хищническом.

Говоря другими словами, во все времена люди знали о том, что всё подлинно человеческое всегда нравственно , как отвечающее нравственному Образу и Подобию, и наоборот, всё безнравственное не соответствует человеческому Образу и Подобию.

Для исследования существа понятия нравственность обратимся к его этимологии.

Само понятие нравственность происходит от слова «нрав» или «норов» (noras) .

«Ум и нрав слитно образуют Дух» (Толковый словарь Даля).

Это значит, что «нрав» является не только настройкой ума, но и формой выражения человеческого духа. Именно нрав через нравственность задаёт уму совершенно конкретную направленность и определяет его состояние: динамичность, реакцию, гибкость, утончённость, изощрённость, благожелательность, склонность к чему либо (к добру или злу) и т.д.

В данной связи можно сказать, что по отношению к человеческому духу, как выражению и проявлению ума, «нрав» является как бы неким «модулятором», который придаёт духу человека совершенно определённые свойства и характеристики. В одном случае (при одном типе нрава) дух, как направленность личности, может быть олицетворением самой добродетели, а в другом случае (при другом типе модуляции нрава), дух и направленность человека может быть олицетворением демонизма и зла.

В данной связи модулирующая функция человеческого нрава, способная задавать направленность всей системы сознания (когнитивной сферы), является принципиально важной, как для личности, так и для социума по той причине, что именно она и определяет в конечном счёте направленность по отношению к добру и злу, как отдельной личности, так и самого социума.

Хорошо известно каким бывает нрав человека – тихим и шумным, кротким и буйным, смиренным и гордым, терпеливым и вспыльчивым, праведным и лукавым, бесхитростным и коварным, неприхотливым и капризным, покладистым и своенравным, добродетельным и демоническим и т.д.

Как можно заметить из этого перечня, нрав человека является, не чем иным, как системой внутренних установок , которая включает и активизирует в сознании те или иные качества (энергии) человеческой личности, формируя их движение (течение), которое и определяет общий характер направленности личности. Можно сказать более того – нравственность фактически выступает в структуре личности совершенно определённым коммутатором отдельных разрозненных качеств и энергий, преобразуя их в направленность личности.

Вот почему установки нрава личности являются установками активизации (включения) тех или иных качеств (энергий) личности, которые и определяют её характер.

В данной связи по аналогии с информатикой становится понятно, что меняя те или иные характеристики нрава человека, можно менять (модулировать) характер и направленность самой человеческой личности. Вот почему категории человеческого нрава (и нравственности ) во все времена уделялось такое важное и первостепенное значение, ведь она по существу определяла сам «БИОС» или институциональность человека, как личности.

Категории нрава, как системе группировки базовых качеств сознания и установок личности, очень не просто найти аналогию среди известного. Тем не менее, очевидно, что нрав или «норов» в конечном счёте создаёт какую-то свою особую уникальность и неповторимость личности человека (направленности его ума и духа), которая есть результат коммутации и уникального слияния целого ряда различных качеств, как положительных, так и отрицательных, которые, смешиваясь между собой, в итоге и создают неповторимый нрав. Таким образом, нрав человека можно считать неповторимым сочетанием или сплавом отдельных качеств человеческой личности.


Букеты цветов, как символы разных нравов

В самом грубом приближении нрав можно соотнести с цветом и ароматом «букета цветов», который может иметь свою неповторимую индивидуальность в зависимости от тех отдельных качеств (цветков), которые его составляют.

Различия между этими букетами цветов, символизирующих различные человеческие нравы, наглядно демонстрируют то, как могут разниться между собой и человеческие нравы, собранные из совершенно различных качеств личности и энергий, как отдельных цветов.

В данной связи сам факт наличия различных типов человеческого нрава – от откровенно порочных до глубоко добродетельных (нравственных), резонно поднимает вопрос о том, а может ли существовать некий эталонный тип человеческого нрава, который может выступать Образом совершенной человечности, т.е. совершенной нравственности ?

Для ответа на данный вопрос нужно рассмотреть интегральную схему нравственности через призму духовности и морали.

Как видно из данной схемы, нравственность занимает промежуточное положение между духовностью и моралью. Другими словами, невыразимые нетварные энергии Создателя, транслируемые посредством ума, чувства и воли, на уровне сердца преломляются в божественные заповеди или основополагающие принципы высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего) и уже далее на общественном (социальном) уровне обретают формы норм морали, как общепринятых норм поведения и жизни.

Таким образом, высшим уровнем по отношению к категории нравственности является духовный уровень, где в роли нравственности выступает совесть, как голос Божий в сердце человека.

Именно по этой причине залегания основ нравственности на уровне духовности парадигма рациональной психологии не знает ответа на вопрос о природе эталонного нрава. И только парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии даёт ответ на этот вопрос, поскольку категория христианской нравственности как раз и является ключевой в христианской психологии.

Как уже наверняка догадался читатель, эталон или Образ совершенной нравственности , которая бы олицетворяла подлинную человечность в её эталонном и исключительно добродетельном качестве, непременно, существует. Этим Образом совершенной нравственности , вне всяких сомнений, является образ Богочеловека – Иисуса Христа, явившего Собой миру эталон человеческой нравственности , как воплощение совершенной добродетели.

Говоря о нраве, как проявлении нравственности человека, можно сказать, что он имеет бессознательный характер, поскольку сами установки нравственности залегают на достаточно глубоком уровне индивидуального бессознательного. Как направленность сферы сознания личности, нрав выступает по существу результирующим фактором действия многих институциональных структур сознания и сил. Среди этих установок и сил можно выделить и страсти и добродетели, которые и определяют общее состояние всей когнитивной сферы.

Самым удивительным в категории нрава и нравственности является то, что на установки нравственного кодекса личности, которые аналогичны установкам «БИОС-а» компьютера, можно оказывать соответствующее воздействие, т.е. можно их целенаправленно изменять и модулировать.

Как видно из представленной схемы, по мере изменения соотношение страстей и добродетелей, нрав человека может из страстного состояния постепенно переходить к бесстрастному (добродетельному).

Таким образом, нрав есть не что иное, как результат группировки в системе сознания наиболее характерных качеств человеческой личности, которые представляют собой соответствующие энергии страсти и добродетели, уникальное сочетание которых и придаёт личности человека совершенно особую и неповторимую окраску.

Говоря другими словами, нрав человека – это конечный сплав всех энергий его сознания (когнитивной сферы), проявляющийся в конкретном состоянии и направленности его ума и духа.

Любопытно то, что понятие нрава, как особого состояния духа, может иметь отношение не только к отдельной личности, но и к любой относительно устойчивой человеческой общности – группе людей, роду, племени или народу, как форме слияния отдельных нравов в некий общий или коллективный нрав или дух. В этом случае кллективный нрав или дух того или иного социума является формой отражения социальной идентичности и этнокультурной неповторимости.

В этом отношении ни для кого не секрет, что некоторые народы мира имеют совершенно неповторимый и уникальный нрав , который нельзя спутать ни с каким другим.

Как уже было сказано ранее, категория нрава (как индивидуального, так и коллективного), является в известной мере регулируемой и модулируемой посредством соответствующих механизмов и технологий. Глядя на то, как в настоящее время идёт процесс вырождения отдельных наций и культур, а также процесс вытеснения и замещения одних культур другими, можно смело говорить о том, что нрав отдельного человека и человечества в целом претерпевает в настоящее время активные изменения.

К большому сожалению те изменения, которые сегодня происходят в области индивидуального и коллективного нрава (нравственности ), носят глубоко негативный и порочный характер. Можно смело утверждать, что в настоящее время в мире идёт активный процесс разложения индивидуальной и коллективной нравственности (а значит и духовности) через разложение индивидуальных и коллективных нравов. В основе этого разложения лежит, прежде всего, свобода человеческого эгоизма, как основы страстности, который тяготеет к вседозволенности, бесконтрольности и жажде бесконечных удовольствий, поскольку не может мириться ни с какими ограничениями и самоограничениями.

В этом глобальном процессе разложения человеческой нравственности можно чётко усмотреть взаимодействие двух глобальных сил и доктрин – христианской, стоящей на защите нравственности , и неолиберальной, стоящей на защите свободы эгоизма.

Если попытаться определить, что лежит в основании понятия нравственности , то мы неизбежно придём к понятию высшего нравственного закона, как фундаментальной основы всего бытия, имеющей не стихийный, а глубоко нравственный характер.

Иными словами понятие нравственности берёт своё начало из фундаментального духовно-нравственного закона бытия (Закона Божьего), который является един для всего мироздания. Вот почему нравственность – это отражение по сути самой божественности и качества Самого Бога, как в высшей степени нравственного ума и духа.

Из этого глубинного и сущностного смысла нравственности , как характеристики Бога и высшего закона бытия, совершенно естественно вытекает то обстоятельство, что именно нравственность должна быть основополагающей характеристикой самого человека, созданного по Образу и Подобию.

Таким образом, смысл понятия человеческой нравственности заключается в соответствии нрава и духа человека критериям высшего нравственного закона.

Если это соответствие нрава и духа человека критериям высшего нравственного закона (Закона Божьего) имеет место, то такого человека можно назвать в полной мере нравственным и отвечающим критериям подлинной человечности.

Если же нрав и дух человека не соответствует критериям высшего нравственного закона (Закона Божьего), то такого человека можно назвать безнравственным или своенравным, не отвечающим заданным свыше критериям подлинной человечности.

Таким образом, именно нравственность является по существу самой главной и фундаментальной характеристикой подлинной человечности и человеческого образа с точки зрения норм и критериев высшего нравственного закона (Закона Божьего).

Иными словами с психологической точки зрения нравственность можно соотнести с неким эталонным набором внутренних установок, которые представляет собой совершенный кодекс подлинно человеческих норм жизни и принципов поведения, обеспечивающих его носителю возможность устойчивого роста и развития в гармонии и счастье в соответствии с высшим предназначением.

Таким образом, нравственность – это совершенно уникальный набор отдельных «нравов», как базисных установок подлинной человечности в соответствии с высшим духовно-нравственным законом (Законом Божьим).

Как уже говорилось ранее, в современных источниках информации наряду с понятием нравственности можно очень часто встретить и понятие морали , которое в ряде источников ошибочно представляется в качестве синонима нравственности . Вместе с тем, мораль и нравственность – это далеко не одно и то же, как нравственность и духовность. С точки зрения тримерного устройства человека (тело, душа, дух) категории мораль, нравственность и духовность представляют собой разные уровни преломления высшего нравственного закона (Закона Божьего).

Мораль (от лат. moralis – касающийся нравов) – это производный от нрава и нравственности и наиболее поверхностный уровень проявления высшего духовно-нравственного закона, как форма нормативной регуляции нравственности в человеческом обществе. Понятие морали связано в большей степени с аспектами упорядочивания и регулирования нравов общества (социума) посредством соответствующих норм, правил, традиций и принципов. Иными словами, мораль – это более внешний и принятый в данном социуме к исполнению свод норм и социальных правил регулирования поведения, который всегда подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта и соответствующего института морали (других людей, общество, церковь и т.д.). Нормы морали при этом могут человеком и не разделяться (при внешний видимости их соблюдения).

в отличие от морали – это внутренний и глубоко личностный закон добровольного исполнения человеком тех или иных обязательств и норм высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего) без внешнего оценивающего . Таким образом, нравственность институционально гораздо глубже морали, поскольку исходит не из формального закона, а из самой совести и благой воли человека.

Духовность – это ещё более глубокая (высокая) категория, как мера причастности человека не только к самому духовно-нравственному закону, но и к Богу, как мера обожения или уподобления человека Богу.

Таким образом, мораль – это в большей степени мера внешней социальной благопристойности и добропорядочности телесного уровня, нравственность – это мера внутренней и глубоко личностной порядочности и человечности душевного уровня, а духовность – мера богоподобия духовного уровня.

Вот почему для телесного уровня (морали) на котором находится всё человечество именно нравственность является высшей мерой нашей человечности и добропорядочности на Земле, определяющей нашу добродетельность, тогда как сама нравственность определяется высшей духовностью. Там, где связь – мораль – нравственность – духовность имеет место, имеет место высший божественный порядок регулирования жизни на основе высшей любви и высшей справедливости.

Не сложно догадаться, что этот принцип и эта связь имеет место и соответствует в наибольшей степени христианской культуре и традиции, давшей миру золотое правило нравственности:

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф.7:12)

Продолжая исследование категории нравственности , следует обязательно упомянуть о том, что духовно-нравственная основа человека была предметом изучения не только мистиков, философов и богословов. Все социальные реформаторы, идеологи и известные политики также весьма активно стремились постичь природу категории нравственности для создания соответствующих нравственно-ориентированных социальных доктрин наиболее совершенного в нравственном отношении устройства и организации человеческого общества.

Многим из них категория нравственности представлялась не просто инструментом формирования идеальной личности, имеющей гражданский тип мышления и морали, а своего рода «матрицей» для построения идеального гражданского (высоко нравственного) человеческого общества в котором коллективные ценности будут превалировать над личными.

Именно поэтому все величайшие реформаторы, создавая социальные доктрины и модели социальных систем, усиленно стремились заложить в них тот или иной шаблон нравственности , чтобы на её основе создать наиболее совершенную социальную идеологию нравственности , как идейную основу максимально правильных социальных отношений. Для наглядности можно исследовать соответствующие подходы к решению этого вопроса идейных вдохновителей и идеологов двух величайших держав мира и социальных систем – США и СССР.

Не многие сегодня знают о том, главный документ о нравственности в США под названием Библия Джефферсона или «Жизнь и нравственное учение Иисуса из Назарета» 1895 г., положенный в основу «Декларации независимости» от 4 июля 1776 г. и Конституции 1787 г. (Билль о правах) представляет собой уникальный свод нравственных принципов, лежащих в основе американской идеологии и философии.

Уникальность этого нравственного кодекса состоит в том, что во-первых, он списан Джефферсоном с Евангелия, а во-вторых, списан не дословно, а переработан рационально с устранением всех духовных артефактов, подтверждающих бочеловеческую природу Спасителя.

Говоря другими словами, Библия Джефферсона – это по сути искажённое изложение Евангелия без главных духовных артефактов, т.е. без каких-либо упоминаний о божественности и божественном происхождении Иисуса Христа. Все духовные артефакты, связанные со схождением Святого Духа и непорочным зачатием, преображением, воскресением и вознесением Христа в Библии Джефферсона просто отсутствуют, причём, с одной целью – утвердить приоритет социальных принципов и рационально-прагматичных отношений, над духовными.

Проще говоря, Иисус Христос по мнению Джефферсона и по-американски, соответственно, – это не Бог, а обычный социально озабоченный глубоко нравственный «человек», заботящийся о нравственности в аспекте социальной справедливости, равноправии и свободе. Нет сомнений в том, что Томас Джефферсон искренне считал Иисуса Христа одним из величайших учителей нравственности в мире, но ведь это только малая часть всей правды.

Второе не менее удивительное открытие, связанное с использованием категории нравственности , можно сделать, изучив внимательно главный документ о морали и нравственности в СССР – «Моральный кодекс строителя коммунизма» , не один десяток лет, вдохновлявший советских людей на выдающиеся подвиги и социальные достижения. «Моральный кодекс строителя коммунизма» представляет собой свод базовых принципов коммунистической морали и нравственности , который вошел в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). Вот их перечень:

  1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
  2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
  3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
  4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
  5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
  6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
  7. Честность, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
  8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
  9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
  10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
  11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
  12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Любой человек, знакомый с христианской культурой и традицией, может обнаружить в этом моральном кодексе строителя коммунизма очень много подлинно христианских и православных принципов. Знатоки Евангелия при этом сразу же отметят для себя очевидную корреляцию этих принципов с принципами всё той же Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Для наглядности можно привести структурную схему Нагорной проповеди:

  1. – необходимость проявления любви (Мф. 22:37-40)
  2. – стремление к совершенству (Мф 5, 3-12),
  3. – необходимость нести в мир свет истинной веры (Мф 5, 13-16),
  4. – о непреложности и неотвратимости высшего закона (Мф 5, 17-20),
  5. – необходимость сохранения дружбы (Мф 5, 21-22),
  6. – необходимость поддержания мира (Мф 5, 23-26),
  7. – необходимость соблюдения верности в семейных отношениях (Мф 5, 27-28),
  8. – необходимость проявления бдительности и строгости к себе (Мф 5, 29-30),
  9. – запреты на разводы, всевозможные клятвы и проявление мести (Мф 5,31-39),
  10. – запреты на лицемерие, скупость и немилосердие (Мф 5, 40-48),
  11. – необходимость прощения (Мф 6, 14-15),
  12. – запрет на проявление алчности и корысти (Мф 6, 19-21),
  13. – запрет на осуждение ближних (Мф 7, 1-5),
  14. – необходимость благоговейного отношения к знанию и вере (Мф 7, 6),
  15. – необходимость проявлять усердие и настойчивость (Мф 7, 7-11),
  16. необходимость строго и неукоснительно придерживаться христианского вероучения (Мф 5, 13-14),
  17. – осознание ответственности за несоблюдение высшего закона (Мф 7, 21-37)

Анализируя два этих перечня основных нравственных принципов, изложенных в Моральном кодексе строителя коммунизма и в «Нагорной проповеди», можно отчётливо увидеть их общую морально-этическую основу, базирующуюся на ключевых принципах христианской нравственности.

Таким образом, обе мировых доктрины (США и СССР), при выработке основополагающих духовно-нравственных критериев социальных отношений, отталкивались от одного и того же первоисточника – Евангелия, трактуя его в каждом случае с искажением подлинной основы. При этом оба кодекса нравственности (американский и советский) в известной мере были лишены основной сути и глубинной основы – духовной, которая была подменена более поверхностной идейной и моральной.

По существу обе нравственных доктрины, формируя кодекс нравственности , забыли про духовный уровень и потому потеряли Бога, как Первоисточник самой нравственности и высшего нравственного закона. С потерей Бога и Сына Божьего, как Спасителя, в обоих случаях был потерян и сам Образ подлинной нравственности , как единство божественного и человеческого.

Вот почему изучая совершенную личность Иисуса Христа и Евангелие, как высший кодекс нравственности , любой человек тем самым прикасается не только к совершенной человечности, но и к совершенной духовности, поскольку совершенная нравственность приводит личность к совершенной духовности.

Вот, собственно, почему именно христианская нравственность является не просто одной из наиболее гуманных доктрин на фоне прочих, а является непосредственно божественной доктриной, данной людям Самим Богом (Троицей) – Отцом, Сыном и Святым Духом.

Говоря о нравственности, нельзя не коснуться советской школы психологии, которая в лице таких учёных, как: С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.Г. Ярошевский, Т.А. Флоренская и др. также внесла большой вклад в развитие направлений социально и нравственно-ориентированной психологии.

При этом следует обязательно подчеркнуть то обстоятельство, что советская школа психологии не создавала какой-то новой парадигмы нравственности в принципе. Советская школа психологии пыталась развивать уже существующую рациональную модель, усиливая её идейной составляющей (диспозиционной) и дополняя рядом педагогических аспектов и подходов, направленных на формирование идейно вооружённой и моральной устойчивой личности строителя социализма и коммунизма.

Реальной заслугой советской школы психологии и социологии был вклад в развитие т.н. диспозиционного или установочного подхода к жизни, который показывал бесспорное преимущество личности, имеющей внутренние диспозиции (характер, мировоззрение, убеждение, мораль и т.д.), перед личностью, руководимой исключительно внешними обстоятельствами (ситуацией).

Имеющиеся на сегодняшний день разработки в области нравственно-ориентированной психологии представляют собой отдельные работы и исследования, принадлежащие разным авторам, которые не объединены в какую-то единую теорию или концепцию:

  • А.А. Ухтомский «О доминанте».
  • С.Л. Рубинштейн «О сущности понятия «Я». Роль традиций и сознания в нравственном развитии во время переломных исторических периодов».
  • Ж. Пиаже «О моральном развитии ребенка. Две стадии морального развития по Пиаже. Основные отличия между гетерономной и автономной моралью».
  • И. Ильин «О сущности правосознания. Классификация И. Ильина двух типов правосознания. Связь правового и морального развития».
  • С.Г. Якобсон «О роли нравственного эталона (образца) в развитии дошкольников».
  • С. Московичи, К.А. Абульханова-Славская «О нравственной личности. Теории социальных представлений».
  • Б.С. Братусь «О четырёх типах нравственного развития».
  • Т.А. Флоренская «Основные особенности духовно-ориентированного подхода. Мир дома твоего и др.».

Применительно к структуре человеческой личности нравственность можно соотнести с центрирующим стержнем, удерживающим (армирующим) всю структуру пирамиды личности. В этой связи, очевидно, что личность, имеющая внутри себя прочный духовно-нравственный стержень, является и диспозиционно и ситуационно более устойчивой к любого рода воздействиям в сравнении с личностью, не имеющей этого стержня.

Таким образом, формирование нравственного мышления и мировоззрения – это суть когнитивное оздоровление и повышение уровня психической защищённости, как отдельно взятого человека, так и всего социума. Вот почему разработка и внедрение в индивидуальное и общественное сознание парадигмы нравственно-ориентированной православной психологии – это насущная задача и проблема, решение которой позволит значительно повысить уровень нравственной и духовной культуры общества и отдельно взятого человека.

В настоящее время наиболее глубокое понимание категории нравственности содержится только в «Нравственном богословии», которое является богословской дисциплиной, раскрывающей само христианское учение о нравственном сознании, систему христианской этики или христианского учения о морали. В данной связи неудивительно, что одно из наиболее точных определений нравственности принадлежит священнослужителю:

«Нравственность вообще есть неискоренимое стремление человеческого духа оценивать сознательно-свободные действия и состояния (т.е. мысли, чувства и желания) человека, на основании врожденной человеческому духу идеи добра, выразительницею которой является совесть» (Священник В. Бощановский. «Жизнь во Христе», Серг. Посад, 1913 г.)

Завершая наше исследование категории нравственности, просто невозможно обойти стороной один из выдающихся источников, который связан с основным сводом правил христианской нравственности .

Этот труд принадлежит руке Василия Великого (330 – 379) – святителя, архиепископа Кесарии Каппадокийской, богослова, который одним из первых изложил по существу полный кодекс христианской нравственности , взяв за основу книги Священного Писания и Нового Завета.

Его «Нравственные правила» по сей день составляют основу «Нравственного богословия» и содержат 80 главных принципов христианской нравственности , соблюдение которых является необходимым условием формирования практического христианского мышления и мировоззрения.

Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной… … Википедия

Термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребля … Философская энциклопедия

Упадок нравственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нравственность мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность,… … Словарь синонимов

НРАВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин. 2. Самое поведение человека.… … Толковый словарь Ушакова

Нравственность - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность особая форма общественного сознания и вид… … Официальная терминология

См. Мораль … Большой Энциклопедический словарь

НРАВСТВЕННОСТЬ, и, жен. Внутренние, духовные качества, к рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Н. кодекс человека.… … Толковый словарь Ожегова

См. Этика (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

См. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

нравственность - регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Нравственность - система ценностей и предписаний, предназначенная для регулирования действий человека; вырабатывается обществом и отражает интересы общества, то есть других людей; попытки государства внедрить в общество нравственность, оптимизированную под… … Мир Лема - словарь и путеводитель

Книги

  • , Артемов Вячеслав Михайлович, Разин Александр Владимирович, Рыбаков Олег Юрьевич. В сборнике научных трудов публикуются материалы на основе докладов участников Международной научно-практической конференции "Нравственность и право: реальность и перспективы взаимодействия",…
  • Нравственность и право. Реальность и перспективы взаимодействия. Сборник научных трудов , Артемов В.. В сборнике научных трудов публикуются материалы на основе докладов участников Международной научно-практической конференции 171;Нравственность и право: реальность и перспективы…

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Как часто мы слышим «Это безнравственно!» или «У него низкий уровень морали». Что значат эти слова? Что такое нравственность, зачем ее искать в других и культивировать в себе?

На ум приходит что-то о морали, духовности и может даже религиозности. Представляются если не святые, то очень хорошие люди – добрые и мудрые.

Общее определение

Определение нравственности появилось в нашем языке в 1789 году в словаре «Российской Академии».

По сути, это набор установок, ценностей, внутренних норм и правил, которые определяют поведение человека в той или иной ситуации.

Эти ценности основаны на идеях справедливости, чести, достоинства, сострадании, доброты, честности, миролюбивости и других «хороших» категориях.

Все эти понятия человек впитывает с детства вместе с молоком матери, то есть обретает в кругу семьи, затем среди друзей, учителей и других значимых взрослых. Другими словами, приобретает .

Нравственность – это то, что прививается человеку через воспитание.

В связи с этим ее уровень может отличаться у разных личностей в зависимости от того, какие люди их воспитывали. Злая мать вряд ли научит ребенка быть жертвенным и терпеливым к другим, а честная – воровать.

Нравственность и мораль в философии (этике)

В обиходе термины нравственность и мораль употребляются как синонимы, хотя в философской парадигме ( ?) они совсем разные.

Первое означает внутренние убеждения личности – его собственные правила поведения, сформированные в процессе взросления и становления личности. Второе понятие – это внешние нормы, соблюдение которых требует от нас общество.

Но это не единственная трактовка. В философии еще встречается и приведенное ниже определение отличия морали от нравственности. Сначала напомню, что оба этих термина является предметом изучения науки этики – основой, на которой строятся ее принципы. Таким образом, о нравственных и моральных ценностях человека.

Должно быть (теория). В это люди окунаются, изучая этику. Но ведь все мы разные, и читая одну и ту же книгу можем сделать разные выводы. Вот как раз нравственность определяет на деле, как хорошо в человека легла мораль. По сути, это реализации теории (морали) на практике.

Правила нравственности

Что нужно делать и каким нужно быть, чтобы про вас сказали, что вы – нравственная личность? На самом деле все просто:

  1. обращайтесь к другим с уважением и по имени;
  2. доброжелательно улыбайтесь собеседнику;
  3. будьте внимательны;
  4. уважайте окружающих;
  5. будьте честны.

Самое главное, что должно присутствовать во всех этих пунктах – искреннее желание вести себя таким образом, быть таким не только снаружи, но и внутри, то есть это должно быть в характере.

Золотое правило

Помимо этих качеств существует золотое правило нравственности, представленное в виде мудрой притчи, которая гласит, что когда-то на берегу большой реки состоялся диалог мудрого учителя с его последователем. Ученик задал вопрос:

— «Учитель, ты так много знаешь о добре и мире, справедливости и душевной чистоте. Ты говоришь, что люди должны быть честными, прилежно трудиться и не лениться, искоренять в себе страсти и пороки, уважать других, следить за своим телом и многое другое. А ты можешь соединить это все и назвать одним лишь словом?»

Учитель призадумался, долго молчал, а потом улыбнулся и сказал:
— «Это слово – взаимность. И значит оно следующее: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Это правило назвали золотым, оно легло в основу понятия нравственности. Его также можно выразить другими словами: не делай другим того, чего не хочешь себе.

Нравственность – это определение человеком собственных ценностей и уважение таких же ценностей, принадлежащих другим людям.

Пословицы — это житейская мудрость. Например, для меня стала определяющей фраза, прочитанная в парикмахерской, когда мне было лет шесть, наверное. Она гласила:

«Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» .

Я был даже в детстве ошарашен ее гениальностью и что примечательно, в ней заключена сущая правда, помогающая мне налаживать контакты с людьми. Насколько несложно быть вежливым и насколько много это может дать. Лишнее спасибо, пожалуйста. А не скажи их, и уже отношение к тебе будет другое.

Что касается темы нравственности, то тут хорошо подойдут эти пословицы и выражения:

И вот еще немного народной мудрости:

Что посеешь, то и пожнешь
Береги одёжу снову, а честь смолоду
На добрый привет, добрый и ответ.
Как мы людям, так и люди нам.
За доброе жди добра, за худо худа.
Делая зло, на добро не надейся.
Кто за худом пойдет, тот добра не найдет.
Добро сеять - добро и пожинать.
Добродетель вознаграждается.
Как постелешь, так и поспишь.
Как аукнется, так и откликнется

Обратите внимание, как часто и по-разному обыгрывается в пословицах описанное выше золотое правило нравственности. Потрясающе умный все-таки у нас народ. Мудрый!

Воспитание нравственности

В личности ( ?) нравственных качеств, их взращиванием, конечно, в первую очередь должна заниматься семья, в которой растет ребенок. Мамы и папы, бабушки и дедушки с самых ранних лет должны прививать малышу понятия о добре и зле, хороших и плохих поступках.

Думаю, есть много различных способов, но основными из них являются :

  1. личный пример – ребенок копирует поведение родителей, внедряет его в свою жизненную стратегию, поэтому стоит делать больше добрых, хороших дел. Даже если взрослый говорит, что драться плохо, а сам дерется, отпрыск не услышит слов (либо у него ), а будет имитировать поступки;
  2. чтение малышу добрых сказок, притч и пословиц о нравственности. Рассказы формируют образное мышление, соответствующие ему эмоции и чувства, которые и становятся основой внутреннего мира.

Человек, выросший в таких условиях, не может быть безнравственным. Взрослым достаточно уделять этому вопросу внимание в период детства и школьных лет – дальше это мировоззрение становится «вросшим» в психику, автоматическим. Изменить его сложно, а иногда и нереально.

Проблемы

К сожалению, современное общество все чаще отодвигает нравственность в дальний угол, поставив в личные выгоды и интересы. Последние заставляют людей идти по головам по направлению к своим целям: предавать друзей, подставлять родных и близких.

Считается, что упадок моральных и нравственных норм начался со времен Первой мировой войны, когда подверглась обесцениванию. В период социализма сожжение церквей и отречение от бога тоже нанесло большой удар по человеческим ценностям.

На данный момент эта проблема коснулась , что в свою очередь повлекло развращение молодежи, большое число детей без отцов или вовсе брошенных обоими родителями. Демографический кризис, преступность также являются последствиями того упадка.

Люди стали забывать, что такое нравственность, определение и суть этого понятия. И глупо считать, что кто-то другой решит эту проблему за нас: каждый должен начать сам с себя.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое этика и что изучает эта наука Что такое мораль - функции, нормы и принципы морали Нигилист - кто это такой и что такое нигилизм простыми словами Как пишется слово НЕ ЗНАЮ - слитно или раздельно Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Что такое басня Гедонизм - это нормально или аморально Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя Что такое семья - ее значение в жизни человека Что такое общество - сферы, структура, функции и его понятие Что такое эстетика

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Что означает понятие «нравственность»

Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность - это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность - это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность - это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

Нравственность и мораль

Традиционно понятие "нравственность" отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.

Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.

Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность - довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.

Современная нравственность и религия

Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений.

В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.

Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.

Проблема нравственности молодежи

Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо.

Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность - это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

«Дорогие мои родители, пишет вам дядя Федор из Шао-Линя. Я обрел просветление и безоценочное восприятие, поэтому дела у меня никак»

Давно не могла понять, отчего меня слегка подкидывает от слов «высоконравственно», «высокие моральные принципы» и прочих из этой же серии. Ну, пахнет от них замшелым коммунистическим прошлым, ну и что с того? Пахнет и пахнет. Недавно меня осенило.

Как правило, люди, которые их говорят, не готовы успокоиться и оставить в покое меня, например. Не только меня, конечно, как правило – весь мир, но меня это, прежде всего, волнует по личным причинам, естественно. Напрягает эта невероятная настойчивость приподъездных старушек – до всего-то им есть дело, обо всем-то есть свое суждение и всегда – легким серным амбре страшного суда. Сидишь себе, мирно починяешь свой примус, а в бок тебе тычут трезубцем. Неприятно.

По мне так – нравственность или есть или нет, не бывает она ни высокой, ни низкой. Низкая нравственность? Не, не слышала.

Нравственность – это когда за твоими поступками стоит позитивное намерение. То есть ты не действуешь в ущерб себе или другим, ты просто живешь в соответствии со своими представлениями о жизни. Не обязательно при этом, чтобы твои поступки всем нравились. Если твои действия не укладываются в чью-то картину мира, это не значит, что они безнравственны. Главное, чтобы мотивация была хорошая. В разные времена нормы были разными. От пуританства, застегнутого на все пуговицы, до вседозволенности пиров древнего Рима. Абсолютной истины нет ни в том, ни в другом, просто потому, что она – у каждого своя. Кто-то считает безнравственным обнажать тело, кто-то – прятать. И то и другое – нормально, пока не ущемляет ничьих свобод. Пусть каждый придерживается того, что считает для себя естественным, не мешая при этом другому. Юбки любой длины (или же их отсутствие) хороши до тех пор, пока никто не принужден на это смотреть. Пока сохраняется свобода повернуть голову в другую сторону – всё в порядке.

В этом мире станет настолько свободнее дышать без прокрустовых лож! Когда каждый будет занят собой, вместо того, чтобы обсуждать других и выносить им вердикты. Всегда было очень забавно отмечать, как близко по смыслу стоят друг к другу слова «святость» и «насилие». Как часто в человеческой истории они шли рука об руку… Есть ли в этом закономерность? Думаю, да. Когда появляется разделение на «высоко» и «низко», «свято» и «грешно», «нравственно» и «безнравственно», между этими понятиями возникает напряжение. Альтернатива такому способу смотреть на вещи – просто принимать всё как есть. По возможности, без оценок.

Это, безусловно, продвинутый уровень. Но это отличный ориентир на пути. Безоценочное восприятие. Да-да, то самое, про которое Дядя Федор писал своим родителям из Шао-Линя.

Случайные статьи

Вверх