Когда а конституции ссср появилась коммунальная собственность. Большая советская энциклопедия - социалистическая собственность

на средства производства - основа экономической системы социализма. Она выражает отношения между членами социалистического общества по совместному, коллективному присвоению ими материальных благ и в первую очередь средств общественного производства. О. с. с. выражает прямое, непосредственно-общественное соединение рабочей силы со средствами производства. Здесь все равны по отношению к средствам производства, поэтому О. с. с. на средства производства объединяет людей, устраняет антагонизм классов, исключает эксплуатацию человека человеком, утверждает отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи. Господство О. с. с. на средства производства порождает общие интересы не только в общественном производстве, но и во всех других областях общественной жизни. Межнациональная рознь и вражда, характерные для капиталистического общества, заменяются содружеством и сотрудничеством различных наций. Уничтожается экономическая основа войн между государствами. Социалистическому обществу чуждо стремление к завоеванию и порабощению других народов. На базе О. с. с. трудящиеся постепенно освобождаются от частнособственнической идеологии и усваивают идеологию коммунистическую. В развитом социалистическом обществе, утвердившемся в нашей стране, О. с. с. на средства производства существует в двух формах - государственной общенародной собственности и колхозно-кооперативной собственности. Кроме того, О. с. с. является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач. Поскольку это имущество, как правило, не включает средства производства, постольку собственность профсоюзных и иных общественных организаций не входит в основу экономической системы общества и не является источником доходов собственников. Сохраняется и личная собственность. Существование двух форм О. с. с. объясняется историческими условиями. Рабочий класс, осуществляя социалистическую революцию, не может одинаково относиться к различным формам частной собственности. Крупная частная, в основном капиталистическая, собственность экспроприируется, передается в руки социалистического государства (см. Национализация). Так возникает социалистическая государственная, общенародная собственность. Мелкая частная собственность крестьян и ремесленников не может быть экспроприирована. Поэтому здесь применяется другая форма обобществления - кооперирование (см. Кооперация сельскохозяйственная). Обе эти формы общественной собственности определяют на современном этапе не только характер нашего народного хозяйства, но и деление советского общества на два дружественных класса - рабочих и крестьян. Государственная и колхозно-кооперативная формы собственности однотипны по своей природе. Государственные предприятия и колхозы основываются на социалистических обобществленных средствах производства и коллективном труде, исключают эксплуатацию человека человеком, ведут хозяйство планомерно, в интересах трудящихся, осуществляют социалистический принцип распределения по труду. Вместе с тем между этими формами О. с. с. существуют известные различия, связанные прежде всего со степенью обобществления, особенностями управления, планирования производства и реализации готовой продукции, оплатой труда занятых работников и т. д. Государственная собственность является основной. В ходе развития социалистического общества, строительства коммунизма государственная и колхозно-кооперативная формы О. с. с. сближаются и на определенном этапе развития сольются (см. Сближение и слияние форм социалистической собственности). Вопрос о собственности является предметом острой идеологической борьбы. Некоторые буржуазные идеологи и реформисты выдвигают тезис об одинаковой природе собственности на средства производства при капитализме и социализме, заявляя, будто всякая государственная собственность есть социалистическая собственность. В действительности только при социализме государственная собственность является социалистической, в буржуазном обществе государственная, а точнее, государственно-монополистическая собственность не изменяет своей природы, ее классовая сущность остается такой же, как и у частнокапиталистической. Правые ревизионисты усматривают в государственной собственности при социализме «косвенно общественную» или даже государственно-капиталистическую собственность, а групповую собственность объявляют высшей, «непосредственно общественной» формой собственности. Эта идея носит, по сути дела, анархо-синдикалистский характер. Групповая собственность сохраняет социалистическую природу только в условиях, когда решающие средства производства находятся в общенародной социалистической собственности. Для «левых» ревизионистов характерно отрицание не только социалистического характера колхозно-кооперативной формы собственности, но и личной собственности. Все эти положения противоречат марксизму-ленинизму, опровергаются практикой реального социализма.

В первой фазе коммунизма общественная социалистическая собственность существует в двух формах: 1) в форме государственной собственности и 2) в форме кооперативно–колхозной собственности. Государственная социалистическая собственность есть собственность всего советского народа в лице социалистического государства рабочих и крестьян. Кооперативно–колхозная социалистическая собственность есть собственность отдельных колхозов, кооперативных объединений.

Двум формам социалистической собственности соответствуют два вида социалистических хозяйств: 1) государственные предприятия (фабрики, заводы, совхозы, МТС и т. д.) и 2) кооперативные (коллективные) хозяйства (колхозы, промысловые артели, предприятия потребительской кооперации).

Существование двух форм социалистической собственности вызвано историческими условиями, в которых осуществляется пролетарская революция и построение коммунизма. Рабочий класс, завоевав государственную власть, застаёт исторически сложившимися различные формы частной собственности: с одной стороны, крупную капиталистическую собственность, основанную на эксплуатации чужого труда, с другой стороны, мелкую частную собственность крестьян, кустарей и ремесленников, основанную на их личном труде. В ходе социалистической революции крупная капиталистическая собственность экспроприируется и переходит в руки социалистического государства. Так возникает государственная (общенародная) социалистическая собственность. Вместе с тем программа научного коммунизма отвергает как враждебный и преступный путь экспроприации крестьян, кустарей и ремесленников. Мелкие и средние товаропроизводители добровольно объединяются в производственные кооперативы, то есть колхозы, артели промысловой кооперации, а их собственность на основные средства производства обобществляется на кооперативных началах. Так возникает кооперативно–колхозная собственность.

Таким образом, наличие двух форм общественной собственности является объективной необходимостью и выражает собой своеобразие путей, по которым рабочий класс и крестьянство приходят к социализму, а затем – к коммунизму.

«И тот и другой из двух существующих в СССР классов строят социализм, входят в систему социалистического хозяйства. Но находясь в одной общей системе социалистического хозяйства, рабочий класс связан своим трудом с государственной социалистической собственностью (всенародным достоянием), а колхозное крестьянство – с кооперативно–колхозной собственностью, принадлежащей отдельным колхозам и колхозно–кооперативным объединениям. Этой связью с различными формами социалистической собственности в первую очередь и определяется различие в положении этих классов. Этим же определяется и известное различие путей их дальнейшего развития.



Общее в их развитии заключается в том, что оба эти класса развиваются в сторону коммунизма».

Государственной собственностью в СССР являются земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно–тракторные станции и т. п.), принадлежащие государству торговые и заготовительные предприятия, а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах.

Территория Советского Союза занимает шестую часть земной суши – 22,4 миллиона квадратных километров. Почти четверть этой территории – свыше 600 миллионов гектаров – составляют сельскохозяйственные земли; почти одна треть – 700 миллионов гектаров – покрыта лесами.

СССР – богатейшая страна в мире по запасам полезных ископаемых. Социалистическая система хозяйства вызвала к жизни богатства, которые оставались нетронутыми в царской России. Из 92 элементов системы Менделеева в царской России добывалось 20, в СССР добывается более 80. По запасам железной руды, нефти, калийных солей, апатитов, торфа и ряда других важных полезных ископаемых СССР стоит на первом месте в мире, по запасам угля – на втором.

Всенародным достоянием являются 200 тысяч предприятий государственной промышленности, вся сеть железных дорог, предприятия водного транспорта, государственные предприятия в сельском хозяйстве: около 5 тысяч крупных совхозов, 9 тысяч машинно–тракторных станций, тысячи подсобных сельскохозяйственных предприятий.

Всенародным достоянием являются многие тысячи государственных торговых предприятий. Государству принадлежат многочисленные научные и культурные учреждения.

Государственная социалистическая собственность, возникшая в результате национализации фабрик, заводов, транспорта и т. п., за годы социалистического строительства трудом советского народа в огромной мере приумножена. Так, основные производственные фонды промышленности выросли в 1953 г. по сравнению с 1913 г. в 22 раза.

Государственная социалистическая собственность в корне отлична от государственной капиталистической собственности. При переходе тех или иных предприятий или даже целых отраслей хозяйства в собственность буржуазного государства их социальная природа не меняется. Буржуазное государство представляет интересы монополистического капитала и является в его руках аппаратом насилия, посредством которого обеспечивается угнетение трудящегося большинства имущим меньшинством. Поэтому и государственно–капиталистические предприятия представляют собой предприятия, основанные на эксплуатации трудящихся классом буржуазии в целом, и противостоят народу как чуждая ему, порабощающая сила.

В социалистическом обществе рабочий класс держит в своих руках власть. Он владеет государственными средствами производства совместно со всем народом. Рабочая сила, применяемая на социалистических предприятиях, не является товаром, так как рабочий класс, владеющий средствами производства, не может сам себя нанимать и сам себе продавать свою рабочую силу. Ввиду этого на государственных социалистических предприятиях исключена всякая возможность эксплуатации человека человеком.

Государственная собственность является преобладающей формой собственности в социалистическом обществе: на её долю приходится около 91% всех производственных фондов СССР. Таким образом, подавляющая часть богатств Советской страны, важнейшие источники роста материального благосостояния и культуры трудящихся являются достоянием всего народа.

Кооперативно–колхозной собственностью в СССР являются общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мёртвым инвентарём, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, а также их общественные постройки. Колхозы и другие кооперативные предприятия работают на земле, являющейся всенародным достоянием. Богатейшая современная техника, сосредоточенная в машинно–тракторных станциях и используемая для выполнения всех основных работ в колхозах, также представляет собой всенародное достояние.

Кооперативно–колхозной собственностью является прежде всего достояние 93 тысяч колхозов: колхозные постройки, сотни тысяч животноводческих ферм, обобществлённый рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь, большая сеть колхозных культурно–бытовых учреждений (клубов, читален, яслей, сельских лабораторий и т. д.). В ходе социалистического строительства общественная колхозная собственность в огромной мере умножена. С 1940 по 1953 г. неделимые фонды колхозов увеличились в 2,5 раза.

Кооперативная форма промышленного производства в социалистическом обществе существует в виде предприятий промысловых артелей. Промысловая кооперация призвана развивать производство главным образом предметов широкого потребления, используя для этого в первую очередь местные ресурсы сырья. Средства производства, применяемые предприятиями промысловой кооперации, и производимая ими продукция составляют собственность промысловых артелей. Промысловая кооперация всех систем насчитывала в СССР в 1953 г. около 16 тысяч артелей, имеющих промышленное производство. Кооперативная форма предприятий в торговле существует в виде потребительских обществ, объединяющих главным образом сельское население. В собственности 23 тысяч обществ потребительской кооперации находится разветвлённая сеть магазинов, лавок, складов.

Всемерное укрепление и развитие государственной и кооперативно–колхозной собственности является важнейшим условием дальнейшего роста всего народного хозяйства, постепенного перехода советского общества от социализма к коммунизму.

Государственная и кооперативно–колхозная формы собственности, как и государственные предприятия и коллективные хозяйства, однотипны по своей социальной природе. Общее между государственными предприятиями и коллективными хозяйствами состоит в том, что и те и другие: 1) основываются на социалистически обобществлённых средствах производства и коллективном труде, 2) исключают возможность эксплуатации человека человеком, 3) ведут хозяйство планомерно, в интересах удовлетворения растущих потребностей трудящихся, 4) осуществляют социалистический принцип распределения по труду.

Вместе с тем между государственной и кооперативно–колхозной формами собственности, равно как между государственными предприятиями и кооперативными (коллективными) хозяйствами, существуют известные различия.

Во–первых. В государственных предприятиях господствуют социалистические производственные отношения в их наиболее зрелой, до конца последовательной форме. Государственная собственность есть всенародное достояние; в государственных предприятиях обобществлены все без исключения средства производства. Кооперативно–колхозная собственность есть групповая собственность, собственность отдельных коллективов, или объединений трудящихся (сельскохозяйственной артели, потребительского общества, промысловой артели); в колхозах (в их артельной форме) социалистически обобществлены основные средства производства кооперированных крестьян; некоторая часть средств производства в соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели не обобществляется и остаётся в личной собственности колхозного двора (личное подсобное хозяйство колхозника).

Во–вторых. Продукция государственных предприятий составляет собственность социалистического государства и реализуется в порядке и по ценам, устанавливаемым государственными органами. Продукция колхозного производства составляет собственность данного колхоза. Часть этой продукции идёт на выполнение обязательств перед государством в порядке заготовок по твёрдым государственным ценам и на оплату натурой работ, выполненных в колхозе машинно–тракторной станцией. Вся остальная продукция остаётся в распоряжении колхоза и идёт на создание установленных общественных колхозных фондов и для распределения по трудодням среди членов артели. Некоторую часть продукции колхозы продают по закупочным ценам, которые значительно превышают заготовительные, или в порядке колхозной торговли по ценам, складывающимся на рынке.

В–третьих. В государственных предприятиях, являющихся всенародным достоянием, доля общественного продукта, поступающая в личное потребление рабочего, выплачивается в форме за работной платы. Государство устанавливает заранее фиксированную ставку оплаты труда за единицу изделия или рабочего времени. Колхозник, будучи членом данной артели, являющейся групповой собственностью, получает приходящуюся ему долю дохода по трудодням из фонда своего колхоза. Размер этой доли дохода зависит как от степени участия колхозника в общественном труде, что находит своё выражение в количестве выработанных им трудодней, так и от уровня производительности труда и развитости общественного хозяйства колхоза, что находит своё выражение в высоте оплаты каждого трудодня. Чем лучше работает колхоз в целом, чем выше в данном колхозе урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства, тем выше доход каждого колхозника. Заработная плата выплачивается рабочему в денежной форме. Доходы артели распределяются между колхозниками в денежной и в натуральной форме (продуктами). В то время как источником дохода рабочего является только труд в социалистическом предприятии, главным источником дохода колхозника служит его труд в общественном хозяйстве колхоза, добавочным источником – труд в личном подсобном хозяйстве колхозного двора. Колхозник часть своей продукции, полученной им на трудодни и от личного подсобного хозяйства, реализует на рынке.

В–четвёртых. Социалистическое государство непосредственно руководит принадлежащими ему предприятиями, осуществляя управление ими через своих уполномоченных – директоров предприятий, назначаемых и смещаемых соответствующими государственными органами. Государственные органы непосредственно планируют всю производственную деятельность этих предприятий и регламентируют основные положения в области социалистической организации труда. В колхозах в соответствии с их кооперативной природой всеми делами управляет высший орган сельскохозяйственной артели – общее собрание колхозников и избираемые им правление и председатель колхоза. Производственные и финансовые планы артели, правила внутреннего распорядка, нормы выработки и расценки, порядок распределения доходов устанавливают сами колхозники на основе Устава сельскохозяйственной артели, руководствуясь существующими законами, плановыми заданиями и директивами социалистического государства.

Различия между государственными предприятиями и кооперативными (коллективными) хозяйствами являются различиями некоренного характера. Это различия двух видов хозяйства в пределах социалистических производственных отношений. Государственная собственность является высшей формой социалистической собственности, а государственная форма производства – высшей формой социалистического производства.

Предприятия, основанные целиком на государственной собственности, являются предприятиями последовательно социалистического типа. Ленин определял их как предприятия, в которых «и средства производства принадлежат государству, и земля, на которой стоит предприятие, и все предприятие в целом». На государственных предприятиях средства производства, труд рабочих и служащих и производимая ими продукция обобществлены в масштабе всего общества. Государственная форма производства охватывает ведущую отрасль народного хозяйства – социалистическую промышленность. Общенародным достоянием являются крупные фабрики по производству сельскохозяйственной продукции – совхозы. В собственности государства находятся земля и основные орудия производства – тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, сосредоточенные в машинно–тракторных станциях. Государственной собственности, как высшей форме социалистической собственности, принадлежит ведущая и определяющая роль во всём народном хозяйстве.

Именно в этот день из-под его основания был окончательно выдернут Самый Главный Краеугольный Камень. И это была отнюдь не пресловутая 6-я статья Конституции. Хотя в этот черный день и она была отменена тоже.

Просто после содеянного она утратила всяческий смысл. Судите сами:

1. Был отменен основной принцип советского социализма - 6 марта 1990 года гражданам разрешили получать доход не по труду, а просто по праву владения собственностью . А чудес не бывает - просто факт владения чем-то доход не приносит. Если в одном месте прибыло - в другом убыло. Если один человек получил доход, например, по праву владения акциями - значит те, кто его своими руками создал, не получили часть своей справедливой зарплаты.

2. Тогда же было законодательно закреплено отчуждение работников от результатов их труда .

3. 14 марта 1990 года все граждане СССР были ограблены до нитки - общенародная собственность обрела новых юридических хозяев в лице государства и союзных республик. А также была юридически легализована частная собственность - просто на тот момент она не была еще наполнена практическим смыслом. Он раскрылся чуть позже в результате приватизации.

С того момента и стартовало социальное расслоение - большинство так и остались нищими, какими их сделали 14 марта 1990 года. А немногие избранные граждане в короткое время овладели тем, чего другие лишились.

Кроме того, переоформление общенародной собственности в "неотъемлемое достояние народов, проживающих на данной территории" сняло неодолимый барьер на пути сепаратизма.

Если со дня с момента Октябрьской Революции земля стала общей собственностью и всякий отторгающий часть ее автоматически становился преступником - то после 14 марта 1990 он лишь реализовывал "право народа на пользование его достоянием". В конце концов, он ведь тоже представитель народа...

Именно это изменение и запустило "парад суверенитетов", сразу потребовавший нового Союзного Договора. Что, при наличии почувствовавшего личную выгоду республиканского начальства, изначально было утопией.

Из атомного реакторы выдвинули управляющие стержни и отключили насосы охлаждения. Но глупый маленький человечек с глазами моли все равно заявил, что виноваты не те, кто это сделал, а тот, кто спроектировал и построил атомный реактор. Не думаю, что судить его за эти слова будет Бог. Это в человеческой компетенции.

Этот величайший обман XX века был прикрыт ссылкой на опыт Ленина при запуске НЭП. Сегодня ничего не мешает нам спокойно докопаться до сути и понять, почему это лукавство г-д Горбачева и К было совершенно несостоятельно.

История СССР началась с Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа . Именно СССР, потому что "Декларация... " была адресована всем, и не только жителям почившей империи:

II. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, 3-й Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов постановляет далее:

1) В осуществление социализации земли, частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

Все леса, недра и воды общегосударственного значения , а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сел.-хоз, предприятия объявляются национальным достоянием .

2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, жел-дор. и пр. средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики подтверждается Советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами,

3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

При анализе документа следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Как следует даже из названия, "Декларация... " имела временный, переходный характер. Поскольку после реализации положений "Декларации... " трудящийся народ должен был перестать быть эксплуатируемым. Так и произошло. "Декларация... " задавала направление развитие, которое было реализовано в советском обществе.

2. В "Декларации... " были введены понятия общенародной и государственной собственности. При этом из логики документа вытекал принцип - собственник народ, государство - обеспечивает оперативное управление тем, что требует коллективных усилий. Земля - крестьянам, они знают, что с ней делать, банки и транспорт - государству, тут нужде единое централизованное правление. А само государство -управляется системой народных представителей - "Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов "

3. В "Декларации... " вообще ничего не было сказано о Партии и ее руководящей и направляющей роли.

Эти же положения были развиты и закреплены в Конституции 1918 года , в которую "Декларация... " вошла составной частью:

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

38. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.

39. О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров .

41. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Надо признать, что решить вопрос уничтожения эксплуатации путем простого запрета частной собственности на средства производства с наскока не удалось. Было национализировано все - но при этом не получилось ни наладить адекватную и справедливую распределительную систему, ни набрать достаточно управленческих кадров, чтобы управлять экономикой при достигнутой степени национализации. Рыночная система рухнула, а альтернатива ей тогда не возникло.

Для срочного выхода из сложившейся ситуации был провозглашен НЭП.

Для этого в законодательство были внесены следующие изменения (ГК 1922):

Ст.52. Различается собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная .

Ст.53. Земля, недра, леса, воды, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты могут быть исключительно собственностью государства .

Ст.54. Предметом частной собственности могут быть: немуниципализированные строения, предприятия торговые, предприятия промышленные, имеющие наемных рабочих в количестве, не превышающем предусмотренного особыми законами ; орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги и прочие ценности, в том числе золотая и серебряная монета и иностранная валюта, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления, товары, продажа коих не воспрещается законом, и всякое имущество, не изъятое из частного оборота.

Ст.55. Предприятия, в коих число наемных рабочих выше установленного законом, телеграф и радиотелеграф, а равно и другие сооружения, имеющие государственное значение, могут быть предметом частной собственности не иначе, как на основании концессии, испрашиваемой у правительства .

Следует признать, что это были весьма опасные для социалистического государства изменения, составители ГК это прекрасно понимали и обставляли ограничениями. И уж никто из современников, бывших в своему уме, не считал НЭП "обновленным социализмом". Элементы капитализма прямо назывались элементами капитализма. И они были ликвидированы при первой возможности.

И одновременно со сворачиванием НЭПа начался период стремительного развития страны.

Вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность Рабоче-Крестьянского Государства на основах, определяемых особыми законами Союза Советских Социалистических Республик и верховными органами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики

В середине 1920-х годов Советская Республика прошла очень близко от того, чтобы сорваться в госкапитализм.

Но тогда - обошлось, и "Сталинская" Конституция 1936 года вышла в новой редакции:

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние) , либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием .

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно устава сельскохозяйственной артели.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.

Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства , неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

Здесь было установлено тождество государственной собственности как собственности общенародной и закреплена роль государства как организации, осуществляющее оперативное им управление.

Экономические результаты показывают, что такое устройство экономики представляло собой как экономический, так и психологический оптимум. Все-таки люди по своей природе - индивидуалисты, а самыми лучшими коллективистами становятся, когда это их собственный свободный выбор. Наличие в экономике индивидуального и кооперативного сегмента такую свободу людям обеспечивало.

Интересно, что в "Сталинской" конституции тоже не нашлось статьи о руководящей и направляющей роли коммунистической партии.

Ну и конечно же разбор будет неполным без последней советской "Брежневской" Конституции 1977 года:

Статья 10. Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13. Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.

В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.

Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.

Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.

Статья 16. Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны.

Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Как видим, в экономической части "Брежневская" Конституция во многом повторяет "Сталинскую". В политическом смысле единственное существенное отличие - закрепление особой роли КПСС.

Принятие этого документа не выглядит обусловленным разумными причинами. Скорее всего, этот документ породило желание Хрущева принять вместо "Сталинской" Конституции "Хрущевскую". О необходимости принятия новой Конституции, было объявлено на XXII съезде партии в конце 1961 года, но процесс затянулся и закончился лишь в конце правления Брежнева.

Подводя итог: опыт НЭПа был обусловлен крайней степенью распада народного хозяйства в результате войн и поспешного реформирования. Последующий рост государства был обеспечен наработкой практик успешного реформирования и отказом от аварийных мер вроде реставрации элементов капитализма.

Горбачевские реформы, при всей своей разрушительности, не смогли за отведенный ему срок развалить доставшееся ему от предыдущих поколений народное хозяйство до такой степени, когда применение НЭПа могло бы стать хоть сколько-то оправданным.

Население же СССР попалось в ловушку формулы "государственное=общенародное" и до сих пор в ней пребывает. Эта формула была отменена 14 марта 1990 года. Просто люди предпочли подумать, что от удаления слова "общенародное" суть не меняется. А от этого изменилось все. Пора бы уже это заметить.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - общественная собственность на средства производства, составляет основу экономической системы социализма. Возникает в результате социалистической революции путем обобществления крупной частнокапиталистической собственности и преобразования мелкой частной собственности крестьян и ремесленников на социалистических началах. Утверждение в СССР социалистической собственности на средства производства явилось решающим условием победы нового общественного строя, главной экономической предпосылкой создания и укрепления могущества многонационального социалистического государства. На базе социалистической собственности обеспечивается единство коренных экономических интересов всех участников социалистического строительства. С отменой частной собственности, с ликвидацией эксплуатации и причин, ее порождающих, были созданы необходимые условия, позволяющие сконцентрировать материальные ресурсы, финансовые средства и трудовые ресурсы советского общества на решении задач строительства социализма и коммунизма. Социалистическая собственность в СССР существует в двух формах: государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социалистическая собственность является также имущество профсоюзных и иных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государственная (общенародная) собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса. Общенародная собственность охватывает основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. За годы социалистического строительства общенародная собственность возросла и укрепилась. Основные фонды народного хозяйства к началу 1987 составили 2,5 трлн руб. (Уз национального богатства страны).

Колхозно-кооперативная собственность - собственность колхозов и др. кооперативных организаций, состоит из средств производства и иного имущества, необходимого им для осуществления уставных задач. К колхозно-кооперативной собственности относится также имущество, принадлежащее потребительским обществам, жилищно-строительным и др. кооперативам.

На современном этапе социалистического строительства значительно повышается уровень обобществления экономики, происходит неуклонное сближение государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной форм социалистической собственности. В последние годы этому активно содействует проведение линии на углубление специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, развитие и укрепление агропромышленного комплекса страны.

На XIX Всесоюзной партийной конференции отмечалось, что основой социалистической экономики являются разнообразные формы общественной и личной собственности, организации производства, при которых трудящиеся реально выступают как его хозяева, обеспечивается прямая связь заработка с его результатами. На первый план сегодня выходит задача формирования подлинно хозяйского отношения к социалистической собственности, повышения заинтересованности трудящихся в лучшем использовании и приумножении национального достояния. Решению этой задачи будет способствовать претворение в жизнь Закона "О государственном предприятии (объединении) " и Закона "О кооперации в СССР".

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее приумножения. Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в др. корыстных целях. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР - бороться с хищениями и расточительством общенародного и коллективного общественного имущества, бережно относиться к народному добру.

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 402-403.

Единство и дифференциация права собственности. Начиная с времен первой кодификации советского гражданского законодательства, а затем после второй его кодификации, воплощенной в действующих Основах и кодексах, право собственности конституируется с опорой на соответствующее ему законодательно закрепленное общее понятие. Подводимые под это понятие научные конструкции непрерывно обновлялись. Но, как свидетельствует сопоставление ст. 58 ГК РСФСР 1922 г. со ст. 19 Основ гражданского законодательства 1961 г., легальное его формулирование оставалось неизменным. Оно не менялось, несмотря на то, что, вместо многоукладной, в стране создается единая социалистическая экономика, а одновременно с ликвидацией одних типов собственности безоговорочно утверждаются другие. И хотя такая ситуация оставляет впечатление внешней противоречивости, она безусловно оправдывается неумолимой внутренней логикой. Если нельзя обойтись без общего понятия права собственности, применимого к разным формациям, то тем более неоспорима потребность обобщенного выражения разных видов этого права, сопутствующих одному и тому же обществу, а следовательно, проистекающих из единого государственно-волевого источника. Что же касается обеспечиваемого подобным образом практического эффекта, то достаточно сослаться на содержащееся в законе общее разрешение таких связанных с правом собственности вопросов, которые, как, например, вопрос о моменте перехода этого права или о некоторых способах его защиты, при всей разнохарактерности реальных собственнических правоотношений вполне допускают единообразное их урегулирование.

Но одновременно с единством законодательное формирование права собственности может быть охарактеризовано и как непрекращающийся процесс его дифференциации. Оставляя в стороне многочисленные частности и не выходя за пределы классифицирования видов права собственности по типологическому принципу, следует выделить четыре наиболее знаменательных для этого процесса стадии.

Первая стадия совпадает с проведением первой кодификации советского гражданского законодательства, в которой различалась собственность государственная, кооперативная и частная (ст. 52 ГК РСФСР 1922 г.). Аналогичная классификация проводилась и в юридической литературе 20-х годов . Отступления от нее допускали лишь те авторы, которые, выявляя специфические признаки кооперативной собственности, все же не находили коренных ее отличий от собственности частной либо в полном объеме, либо в границах образуемого кооперативными организациями паевого фонда .

Вторая стадия открывается принятием Конституции СССР 1936 г., ст. 5, 7, 9 и 10 которой провозгласили существование в нашей стране социалистической собственности в двух формах (государственной и кооперативно-колхозной), личной собственности колхозного двора и отдельного гражданина, собственности мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей. Такое же разграничение было применено и в появившихся вслед за Конституцией научных публикациях и учебных материалах . Известную модификацию в эту схему внесли лишь отдельные попытки, отправляясь от сходства предметов личной и мелкой частной собственности, доказать их однопорядковость также с социально-пра-вовой точки зрения .

Третья стадия начинается с момента издания Основ гражданского законодательства, воспроизведших перечень тех же видов собственности, которые фигурируют в Конституции СССР 1936 г., но разграничивающих уже не две, а три формы социалистической собственности, выделив в особую форму, наряду с государственной и кооперативно-колхозной, также собственность профсоюзов и других общественных организаций (ст. 20, 24). Отдельные научные предвестники этого законодательно закрепленного новшества появлялись и ранее , как не обошлось и без критического отношения к нему в некоторых последовавших затем научных выступлениях . Но в целом советская цивилистическая доктрина такую градацию восприняла.

Четвертая стадия обусловлена принятием Конституции СССР 1977 г. Она также относит к социалистической собственности имущество профсоюзов и других общественных организаций, подчеркивая, однако, что (ст. 10). Не упоминается в ней собственность мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей, а речь идет лишь о допущении индивидуальной трудовой деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др. (ст. 17).

Дальнейшее изложение поэтому и может быть сосредоточено на социалистической собственности в двух ее формах, составляющих основу экономической системы СССР, и производной от нее личной собственности.

§ 2. Социалистическая собственность

Право государственной собственности. Создание государственной социалистической собственности, разработка методов управления ею, формирование особых средств ее юридической защиты знаменовали невиданный по размаху процесс широкого развертывания новых общественно-правовых явлений, нуждавшихся в тщательном изучении и глубоком осмыслении. При этом уже со времени перехода к новой экономической политике на первый план выдвигаются никогда с тех пор не терявшие актуальности две фундаментальные проблемы: о сущности государственной собственности в СССР и о правах госорганов (трестов и иных самостоятельных организаций) на закрепленные за ними части государственного имущества. Та и другая проблемы находились в центре внимания как внутри страны, так и в зарубежных откликах на складывавшийся у нас новый строй экономико-правовых отношений.

Если в стадии проведения революционной национализации со страниц зарубежной печати не сходили сетования на ломку всяческой собственности в советских республиках, то с переходом к нэпу некоторые иностранные и едва ли не все белоэмигрантские юристы сменовеховского толка, трактуя впервые тогда вводившийся хозрасчет с реставраторских позиций, объявляли единственными и притом именно частными собственниками переданного им имущества экономически обособившиеся от государства отдельные его самостоятельные органы.

Сходная концепция приобрела известную распространенность и в некоторых внутрисоветских публикациях . Здесь она строилась на предположении, что закрепленное ст. 58 ГК РСФСР общее понятие права собственности на самом деле воплощает определение права частной собственности. А поскольку в отношении имущества, не изъятого из оборота с их участием, госорганы обладают всеми предусмотренными ст. 58 ГК правомочиями, они и должны признаваться частными собственниками такого имущества. В отличие от этого, имущество, изъятое из оборота, получало со стороны приверженцев тех же взглядов двоякую оценку. Согласно одной из них, вследствие закрепления его за государственными трестами без права распоряжения оно вылилось в некий государственный майорат и предстает как нечто вроде созданного государством заповедного имущества. Согласно другой, даже изъятые из оборота объекты поступают в частную собственность по мере допустимого их включения в товарный оборот. Когда же подобная возможность не возникает или, возникнув, не реализуется, то, ввиду технического использования объектов такого рода госорган, хотя и лишен права частной собственности, становится тем не менее их публичным собственником. Но в обоих случаях собственность государства исчезает, заменяясь собственностью госорганов, с подразделением сообразно правовой дифференциации ее материальных объектов на публичную и частную под эгидой понятия.

Если, однако, в изложенных суждениях государственная собственность рассматривается как частная со стороны имущественных правомочий госорганов, то в меновой концепции она получала такую же квалификацию, но уже стороны правомочий самого государства. Соответственно общему взгляду на правоотношение как юридическую форму, сопутствующую лишь товарной стихии, сторонники этой концепции расценивали и право собственности всего только в качестве независимо от его классовой природы и порождающих его конкретно-исторических условий. Отсюда и вывод, что, поскольку государственное имущество включается в сферу циркуляции товаров, оно принадлежит государству на таком же праве собственности, как и любому частному лицу. И наоборот, в той мере, в какой государственное имущество находится вне товарной сферы, оно вообще перестает быть предметом собственности, всецело подчиняясь. Иными словами, в пределах сохранения у нас товарных отношений государство является собственником товара, ничем не отличаясь от всякого другого частного собственника. Но вследствие того, что сфера товарного обращения постепенно сокращается, начинает и право государственной собственности, заменяясь сперва в определенных масштабах, а в перспективе и целиком техникой организации производства. Итак, либо право частной собственности, либо вообще никакого права - таково конечное основанное на меновой концепции умозаключение, полностью согласующееся с ее отношением к общей проблеме отмирания государства и права .

Защита подобных воззрений, даже когда меновая концепция заняла на какой-то отрезок времени господствующие позиции в советском правоведении, разумеется, не упраздняла исследования государственной собственности как специфически социалистической, а не абстрактно-товарной категории. И когда в первой половине 30-х годов развернулась достаточно острая дискуссия вокруг составленного П. И. Стучкой и Г. Н. Амфи-театровым проекта Основных начал гражданского законодательства, то одно зафиксированное в нем положение никаких споров не вызывало. Это положение гласило: . Понятно также, что историческая новизна государственной собственности в СССР, полная несовместимость укоренившихся представлений с собственностью такого типа, которая, составляя всенародное достояние, управляется на началах демократического централизма, требовали образования в ходе ее исследования новых понятий, разработки адекватных ей специальных юридических конструкций. Между тем отдельные юристы пытались и в этом вопросе идти традиционными путями, стремясь преломить общественно-правовые образования эпохи диктатуры пролетариата сквозь призму уходящих в прошлое юридических доктрин.

В ряду подобных попыток особенно показательно теоретическое построение Б. С. Мартынова, который для объяснения правовой природы государственной собственности соединил две весьма солидных по возрасту концепции, полностью взаимоисключаемых догматически, но, несмотря на это, спокойно совмещавшихся в одних и тех же публикациях 1924 - 1927 гг. С одной стороны, в качестве образца он привлекает римского фидуциария и английского trastee, утверждая, что, что поэтому, и что. С другой стороны, поскольку образующиеся на почве государственной собственности имущественные правомочия зачастую оказывают неодолимую сопротивляемость стремлению втиснуть их в традиционные юридические формы, Б. С. Мартынов призывает к отказу от римских правовых понятий. Однако вслед за этим призывом он обращается к средневековым юридическим категориям, возрождая теорию разделенной собственности на том основании, что. Для формулирования своих конечных выводов в этом направлении автор прибегает к прямому заимствованию не только идей, но и терминологии постглоссаторов, заявляя, что.

Но ведь фидуциарная и разделенная собственность - не одно и то же! Фидуциарий вообще не является действительным собственником, чего нельзя сказать об участниках разделенной собственности, особенно если рассматривать их сообща. Как же могло произойти ошибочное отождествление несовпадающих догматических понятий при столь совершенном овладении всем арсеналом средств догматической юриспруденции? Причины этой интригующей загадочности слишком серьезны, чтобы относиться к ним с ироническим высокомерием.

Неотделимая от государственной собственности внутренняя ее природа характеризуется тем, что, образуя единый фонд имущества, эта собственность управляется путем закрепления обособленных имущественных комплексов за отдельными госорганами. Указанные объективные свойства не имеют аналога в системе понятий, привычных для научного инструментария, которым в то время пользовался Б. С. Мартынов. Но их неоспоримая реальность, как бы она ни преображалась в индивидуальном сознании, не могла пройти бесследно для проводившегося теоретического анализа. Обратив внимание на оба отмеченных момента, Б. С. Мартынов и выдвинул одновременно две теории, каждая из которых казалась ему имеющей право на существование. При этом фидуциарная теория искаженно интерпретировала единство государственной собственности, а порядок управления ею не менее ошибочно отражался в теории разделенной собственности. По существу же несводимые к воспринятым традиционным понятиям логически, они противоречили также сущности общественных отношений, послуживших поводом к их разработке. Это, однако, не помешало им явиться предтечей двух новых построений, которым в истории советской цивилистики была уготована гораздо более заметная роль.

Фидуциарная теория имела своим продолжением выдвинутую в конце 20-х годов А. В. Венедиктовым теорию товарной собственности государства. Как полагал тогда А. В. Венедиктов, в товарных отношениях могут участвовать лишь собственники товаров, а потому и государство для включения своего имущества в сферу товарного оборота посредством государственных трестов должно признавать за ними по крайней мере формальное право собственности. Он писал, что. Но очерченной областью и исчерпывается право собственности треста, ибо вне товарного оборота, в отношениях государства с его органами права собственности к нему не находит применения>. Поскольку за пределами товарооборота государственное имущество выступает, здесь и не возникает вопрос о том, кто является собственником предоставленного тресту имущества, - таким собственником является государство. Именно поэтому, заявил А. В. Венедиктов, .

Сходство изложенных взглядов с фидуциарной теорией очевидно. Но оно не устраняет и коренных различий между ними. Не говоря о том, что Б. С. Мартынов обосновывал свои выводы методом конструктивно-догма-тическим, тогда как А. В. Венедиктов шел преимущественно путем раскрытия экономических предпосылок включения государства в сферу товарного оборота, они ориентировались и на существенно различные принципиальные установки. Для фидуциарной теории государство и его органы - противостоящие друг другу самостоятельные субъекты. Для теории товарной собственности госорган - это само государство, лишь формально выступающее в виде обособленного лица с наделением его правами собственника как условия, без которого участие в обмене товарами исключено.

Это обстоятельство и дало А. В. Венедиктову основание утверждать, что воззрения, которые он тогда отстаивал, не колеблют ни единства фонда государственной собственности, ни единства государства и его органов. Но как только внимание исследователя переключается на вопрос о том, в чем суть различия внутри этого единства, учитывая одинаковую реальность первого и второго, как тотчас же обнаруживается вся глубина противоречивости теории товарной собственности. Не считаться с фактом такого различия, она, конечно, не могла, но, считаясь с ним, пыталась свести его к чисто формальному моменту, к своеобразному приему юридической техники, чтобы устранить какую бы то ни было почву для коллизии с принципом единства фонда государственной собственности. И все же этот принцип оказался нарушенным, так как и рассматриваемая теория не обошлась без признания права собственности за госорганами, хотя и с оговоркой о том, что последнее является всего лишь формальным правом. Таким образом, тот же комплекс противоречий, который отражен во взглядах его предшественников, оказался непреодолимым и для А. В. Венедиктова: единство фонда государственной собственности приводило его к отрицанию реальности имущественных прав госорганов, к признанию их правами чисто формальными; различие же внутри этого единства вело к тому, что названные формальные права объявлялись вместе с тем правом собственности, ибо никакого иного права, способного обеспечить участие госорганов в товарообороте, автор тогда еще себе не представлял.

В то время, однако, как фидуциарная теория нашла продолжение в теории товарной собственности, сопутствовавшая ей теория разделенной собственности, сохранив прежнее наименование, сменила в середине
30-х годов догматический вариант на глубоко отличный от него вариант социологический. Сторонники этого варианта прямо заявляли о единстве фонда государственных имуществ. Так, Л. Я. Гинцбург писал, что . Он отмечал также, что единство не исключает . Более того, передачу госорганам отдельных частей государственного имущества он рассматривал как такую объективную необходимость, лишь при строжайшем следовании которой становится достижимым максимально возможный при их использовании производственно-хозяйственный эффект. Но, обращаясь к юридическому опосредствованию этих организационно-экономических предпосылок, Л. Я. Гинцбург не обнаруживал других путей, кроме признания права собственности как за государством, так и за его органами. А отсюда с неизбежностью следовала трактовка права государственной собственности как поделенного между разными субъектами. При этом сперва отмечается лишь, что между ними правомочий по распоряжению и эксплуатации государственного имущества>. Затем от разделенности имущества между госорганами автор переходит к его разделенности между госорганами и государством: <...>. Что же касается итогового вывода, то он сформулирован следующим образом: - отдельным хозорганам> .

Случайные статьи

Вверх