Буржуазное государство нового времени: основные черты государства и права. Глава пятнадцатая основные черты буржуазного общества по правовой характеристике

Это система норм или правил поведения, выражающих прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, освящению и утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. Место ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма занимает частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и другие, направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами или источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения, постановления, инструкции и т. п.), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом - в США, Парламентом - в Великобритании, Национальным собранием - во Франции, Бундестагом - в Германии и т. п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Основные причины такого выделения заключаются в следующем.

Во-первых, конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение социальных сил, а также характер взаимоотношений выражающих их интересы общественно-политических институтов.


Во-вторых, конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала.

В-третьих, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы.

В-четвертых, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Закрепляя систему сложившихся в обществе экономических, социально-политических и иных отношений, государственный и общественный строй, конституции буржуазных государств тем самым должны создавать определенные предпосылки не только для стабилизации внутриклассовых (между различными фракциями господствующего класса), но и в известной мере межклассовых взаимосвязей, для последующего развития опосредствуемых ими общественно-политических институтов.

Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения высокоразвитых капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты своего первоначального конституционного назначения законодательной власти. Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных

полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования, а совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций получила название делегированного законодательства.

Делегирование законодательства может осуществляться формально-юридическим или фактическим путем. В первом случае издается специальный закон о передаче определенных законодательных полномочий от парламента к правительству, а во втором - законодательные полномочия к исполнительным органам переходят без принятия каких бы то ни было уполномочивающих актов. В конституциях некоторых капиталистических государств, принятых в послевоенный период, содержатся специальные статьи, предусматривающие возможность делегирования законодательства. В качестве примера может служить конституция Испании 1978 г., прямо предусматривающая в ст. 82, что «Генеральные Кортесы могут передавать правительству полномочия принимать акты, имеющие силу закона» и что «законодательная делегация должна быть представлена специальным уполномочивающим законом, когда речь идет о выработке детализированных актов, и простым законом, когда речь идет о переработке нескольких текстов в один».

Практика делегирования законодательства умаляет роль представительных органов в области правотворчества. Она находится в явном противоречии с провозглашенными буржуазией на ранних стадиях развития капитализма демократическими принципами парламентаризма и конституционализма.

Наряду с названными формами или источниками буржуазного права важное значение имеет прецедент. Будучи известен еще рабовладельческому праву, прецедент представляет собой определенное действие или решение вопроса, которое в последующем, при аналогичных обстоятельствах рассматривается как некий эталон, образец.

Прецеденты подразделяются на административные и судебные. Последние выступают в виде судебных решений, рассматриваемых как обязательные «образцы» при вынесении решений последующими инстанциями. Наибольшее распространение судебный прецедент как источник права нашел в правовых системах Англии, Австралии, Канады, США и ряда других стран.

Примечательной чертой буржуазной юридической науки на ее начальном этапе была вера в способности человека открывать и формулировать законы, управляющие обществом (аналогично открытиям законов в области естественных наук).

Введение

План лекции

1. Введение.

2. Конституционное право в новое время

3. Системы буржуазного права в новое время

4. Развитие буржуазного гражданского права в новое время

5. Развитие буржуазного уголовного права в новое время

6. Судоустройство и процесс в новое время

7. Социальное право в новое время

8. Заключение.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература и учебные пособия:

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Т.1-2./ Под ред.К.Й.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М., 1996.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Учеб. пособие. / Под ред. 3. М. Черниловского. - М., 1996.

3. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина., 1995.- 414 с.

4. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1996 - 1998.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. В 2-х т.-М.:Острожье, 1998.

6. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., 1977.

7. Федоров К.Г- Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища школа, 1994.- 464с.

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1996. та іньші.

Тезисы лекции:

Во введении напомнить основные тенденции буржуазных революций, особенности социальных отношений и политические условия. Упомянуть об особенностях формирования конституционного строя в отдельных государствах и создание самих государств. Поставить цель настоящей лекции и ее важность как для понимания истории XVII – начала XX вв., так и современного периода.

2. Конституционное право

Основы буржуазного права, формировались задолго до торжества буржуазных идей и нашли отражение в многочисленных трудах юристов и философов средневековья, периода «просвещенного абсолютизма» и под влиянием революционных процессов в Европе.

Бесспорно, в его основу были заложены положения рецептированного римского права Германии, нормы городского права в Италии и положения, сформулированные в процессе возникновения т.н. «судов справедливости» в Англии.

На формулирование основополагающих принципов буржуазного права оказали труды философов XVII – XVIII вв. профессора Вико (Неаполь), Джона Локка (Англия), юриста Монтескье (Франция), Беккария (Италия). Дискредитации феодального права были посвящены сочинения гуманистов Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Чосера, Рабле и Бокаччо. В этом списке особое значение принадлежит произведениям Вольтера.



Отсюда утопическое убеждение лидеров первых буржуазных революций во всемогущество «добрых и хороших» законов, через которые можно изменить мир, общество.

þ Основная борьба политических лидеров начала Нового времени разгорелась при рещении принципиального вопроса о принятии писанных конституций . Первый шаг в данном направлении был сделан в Англии с принятием “Орудия управления” в период правления Кромвеля. Однако, средневековое убеждение, сформировавшееся под влиянием христианства о божественной воле определяющей развитие и порядок в обществе, длительное время мешало развитию конституционализма.

Вплоть до 30-х годов XIX века писаные конституции име­лись только у Соединенных Штатов, Франции и Латиноамерикан­ских республик, а также нескольких государствах Европы, включая Бельгию и Швейцарию (1830 г.). Ситуация изменилась в процессе революций 1848 г. Конституции принимаются большинством европейских стран: Данией, Нидерландами, Пьемонтом, Прусси­ей, южно-германскими государствами, Австрией, Сербией, Ру­мынией, Болгарией, а в конце столетия – первой страной на востоке - Японией.

þ Большая часть европейских конституций унаследовала институты, уже проверенные практикой государственного управ­ления в Англии и Франции:

несменяемость судей

Верхние палаты , в большинстве случаев состояли из назначенных или наследственных членов. Например, в Конституции спании 1876 г. ½ сената состояла из наследственных грандов и членов, назначенных королем. Высокий иму­щественный ценз был обязательным условием даже для наследственных пэров (не менее 60 тыс. песет ежегодного дохода).

При комплектовании верхней палаты на основе выборов (Бельгия, Нидерланды, Швеция и Дания), для выборщиков и кандидатов в депутаты устанавливался очень высокий имущественный ценз, что, как правило, превращало ее в консервативный орган. Причем, компетенция палат разграничивалась к неизменной выгоде верхней палаты.

Однопалатные парламенты были приняты только тремя го­сударствами: Сербией, Грецией, Болгарией.

Однако, в процессе буржуазных преобразований, верхние палаты, занимавшие консервативные позиции в силу специфики их формирования, стали тормозом дальнейшего развития. Буржуазия все чаще стала опираться на более эффективные и действенные институты: суд, полицию, армию, чиновничество. В ряде случаев (Франция, Бельгия, Нидерланды) падение авторитета верхних палат привело к усилению влияния нижних и расширению их полномолчий. Однако, в конце XIX - начале XX вв. появилась новая тенденция к сокращению роли парламентаризма вообще (характерно, например для Англии, Латинской Америки)

Однако, в ряде стран, наоборот, расширяются полномочия парламентов. Они плучают:

§ право на законодательную инициативу;

§ внесение поправок в правительственные законопро­екты;

§ контроля над правительством;

§ узаконивается гласность парламентских прений и отсутствие ответственности депутатов за критику правительства;

§ политическая (партийная) оппозиция признается элементом парламентской системы.

þ Постепенно под влиянием партийной системы вырабатываются такие понятия, как «правые» и «левые» (данным определением мы обязаны Англии и Фроанции. В Англии принято, чтобы министры сидели по правой стороне от спикера, а депутаты правящей партии - за спинами своих министров. В случае победы оппозиции они меняются местами. Во Франции и др. консервативные партии садят­ся, как правило, справа от председателя палаты; либералы занимают места несколько левее; самые же левые места предоставляются радикальным партиям и группам).

Как правило в буржуазном обществе Нового времени, правящие и оппозиционные партии были близки по мировоззрению, не имели принципиальных различий и составляли (с учетом ценза и др. особенностей выборов), большинство в парламентах. Однако в силу соблюдения идей демократии, в парламенты попадает небольшое число представителей угнетенных классов или народов, которые используют парламент как политическую трибуну.

В борьбе с левыми силами, если их точка зрения противоречит правительственной или большинству, в парламенты изобрели средства ограничения их деятельности. Обычно это достигается путем прекращения прений (за что голосует большинство) и палата переходит к голосованию, либо путем порицания, лишения слова спикером и даже удаления из зала заседания.

Отсутствие остроты прений и борьбы противоположных точек зрения приводит к падению интересов публики и самих парламентариев к обсуждению вопроса. Обычно, большинство депутатов являются в зал заседаний только дождавшись призыва к голосованию. Как правило его голос уже известен и засчитан заранее.

þ Следствием падения значения парламента при обсуждении законопроектов, становится усиление роли в законотворческой деятельности правительств . Составление и редактирование проектов становится его прерогативой. Большинство правительств добилось даже издавать постановления, минуя парламент. Как правило сам парламент определяет круг дел, по которому позволяет принимать постановления правительству, либо позволяет ему издавать акты «в целях обеспечения закона». Сами же законы приобретают некую общую форму.

С другой стороны, данная практика имела и положительные стороны. Исчезала необходимость детализировать и постоянно вносить поправки в закон с учетом конкретной ситуации. Данная практика становится частью законодательного процесса. Многие законы оговаривают право правительства, министерств и чиновников действовать в соответствии с конкретной ситуацией. Например, французский закон 1892 г., запретивший ночную работу для детей моложе 18 лет и применение труда женщин в определенных отраслях промышленности, позволял прави­тельству делать «изъятия постоянного характера» и пр.

В итоге, складывается практика, когда не палаты контролируют правительство, а наоборот – правительство деятельность палат.

þ Усиление влияния правительства сопровождалось увеличением числа и степени влияния чиновников . Например, в США в 1900 году было 200 тыс. служащих, подчиненных федеральному правительству, в 1930 г. - 600 тыс., в 1940 г. – 1 миллион, в 1950 г. - 2,5 млн. (Не учитывая бюрократических аппаратов штатов, городских и иных местных органов управления).

Изменяется и положение чиновника в обществе. Так как министр, как правило назначался правящей партией, чиновники правительственных учреждений, обладающие опытом и знаниями, как правило, быстро ставили его в зависимость. В обратном случае аппарат через медлительность и проволочки фактически блокировал любые его инициативы.

В большинстве буржуазных стран чиновники пользуются привилегиями в части подсудности, увольнения, особой защиты от оскорбления гражданами. Государственная служба означает высокие оклады и значительную пенсию по старости. Постепенно отменяются ограничения в праве совмещения чиновником депутатских полномочий в парламенте, или они распространяются только на низшие чины. Министры, послы, высшие чины полиции, прокуроры, судьи и даже служащие фи­нансовых ведомств получают доступ в парламент. В итоге парламент становится послушным правительству, а чиновничество превращается в противовес демократическим формам правления.

Все большее внимание в буржуазных странах уделяется кадровому составу силовых ведомств. Как правило, если при замещении офицерской должности предъявляются повышенные требования (образование, социальное положение и т.д.), то рядовые должности, наоборот, формируются из малообразованно, деклассированной части общества, что превращает их в послушную физическую силу, не задумывающуюся над сутью распоряжений и приказов. Аналогичная ситуация складывается и в вооруженных силах.

þ В избирательном праве Нового времени господствуют цензовые системы.

Даже всеобщее мужское избирательное право составляет редкое исключение. Женское избирательное право отвергалось (только в Англии женщины получили право избираться в местные органы, а перед первой мировой войной получают избирательное право в Новой Зеландии, Южной Австралии, некоторых штатах США.).

На первом месте стоит имущественный ценз.

(В Испании. Бельгии, Нидерландах и др. государствах, условием активного избирательного права был сделан налог, в Венгрии - право собственности на недвижимость (дом, не менее чем из 3 комнат); в Италии и Португалии и Бразилии - доход и т. д. Принцип имущественного ценза был заложен в куриальную избирательную систему Пруссии, Саксонии, Румынии, позже – России и др.). Ценз грамотности (Италия, Бра­зилия, США и др.) фактически был также косвенным имущественным цензом, т.к. сравнительно небольшой процент граждан имел средства для получения должного образования.

Для всех государств сохранялся высокий возрастной ценз. Обычно для избирателей (пассивное право) возрастной ценз составлял не менее 21 года, для избираемых (активное право) он поднимался и составлял не менее 25 лет (Франция, Германия, Бельгия) или 30 лет (Австрия, Нидерданды и др.). Таким образом, молодежь, которая, как правило, была наиболее радикально настроена и менее зависима от социальных проблем, оказывалась вне права управления государством.

þ В большинстве стран была принята система относительного большинства (Англия). В государствах с многопартийной системой, где существовало множество кандидатов в депутаты на 1 место (Франции, Германии, Бельгии, Италии и др.) голосования проводятся в 2 тура.

В процессе английской буржуазной революции не было создано система­тизированных сводов нового права. Изменения почти не коснулась прецедентного права. Нетронутыми остались старая судебная система и су­допроизводство. Законы, принятые в данный период, прежде всего, касались преобразования феодаль­ного права на земельную собственность в буржуазное, секуляризации церковных земель, национализации королев­ских владений и конфискации поместий сторонников короля. Реставрация монархии Стюартов привела к отмене некоторых буржуазных актов (например, в области уголовного права), но земельные законы и законы, отменившие регламентацию промышленности, торговли, остались нетро­нутыми.

Все дальнейшее развитие права пошло по пути приспособления старого феодального права к новым, буржуазным отношениям. Преемственность послереволюционного права состояла в со­хранении прецедентной системы и преемственности прецедентов. В результате судебной реформы 1873-1875 гг., нормы общего права перестали считаться особой системой, отличной от норм судов справедливости.Возникло единое прецедентное право, приме­няемое до сих пор. Закон оговаривал, что «в случае разногласия между судами общего права и судом канцлера следует предпочитать нормы права справедливости»,

Тем не менее, данная архаичная форма английского права, имеет положительные черты и достаточно упорядочена. Решения выс­ших судов обязательны для низших; решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) и высших судов обязательны для них самих; судьям одной и той же инстанции (формально не связанным решениями своих коллег) не рекоменду­ется создавать нормы, существенно расходящиеся между собой; высшие суды не связаны решениями низших. Обращение к прецеденту не связано временем, но и юридическая теория и практика стараются не выходить за пределы XVIII века. Такая система делает право гибким в части его применения на практике.

Французская буржуаз­ная революция , в отличие от Англии, привела к коренной ломке старого феодального права.

Законодательство революции отказалось от запрещения процентов по займовым операциям, воспретило вечнонаследственную аренду, упорядочило отношения собственности и аренды, пре­кратила действие канонического права, признала светский брак и развод, отменило родительскую власть над совершеннолетними детьми, пересмотрело ряд законодательных актов в части наследования. Наиболее существенные изменения касались уголовного права. Принятый в 1791 году Уголовный кодекс исходил из принципа гуманности, оговаривал, что нет преступления, ко­торое не указано в законе; наказание должно быть соразмерно преступлению и вполне определенным. Отменены «воображаемые преступления» (ересь, волшебство и пр.), сокращено применение смертной казни и исключались членовредительные наказания.

В части реформы суда учреждается суд присяжных (1791 г.), состязательный процесс, презумпция невиновности.

В 1804 году Наполеон Бонапарт ввел в действие Граж­данский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). В своих трех час­тях- лица, вещи, обязательства - кодекс регулиро­вал имущественные отношения буржуазной Франции. Основой для формирования Кодекса стали различные источники:

§ революционное законодательство (ряд положений якобинского периода было отвергнуто или изменено) – повлияло на статьи, касающиеся личных прав (прежде всего формальное равенство граждан);

§ римское право (приспособленное к времени и условиям)- оказало влияние на саму структуру Кодекса, вещное и обязательное право;

§ французское обычное право (право кутюмов) – учитывалось при формулировании статей в части семейного и наследственного права.

Несмотря на разнообразие источников, Кодекс Напо­леона являлся образцовым сводом законов буржуазного об­щества. Для него характерен точный и ясный язык, совершенная юридическая терминоло­гия и техника. Кодекс стал основой для формировании буржуазного права иных государств. Распространению Кодекса много способствовали завоевательные войны, ко­торые вела Франция при Наполеоне.

Следом, в 1808 г. был введен в действие Уголовно-процессуальный кодекс, а в 1810 г. Уголовный кодекс. Оба кодекса также являлись классическими образцами буржуазного уголовного права, следовательно, как и Гражданский кодекс впоследствии восприняты за основу многими европейскими и латиноамериканскими государствами.

þ Итак,

§ Под влиянием французского буржуазного права оказалась законотворческая деятельность большинства государств Европы и части Латинской Америки;

§ Английская система права стала основой для США и Южно-Африканского союза.

þ Таким образом сформировалось две мировые системы буржуазного права: континентальная и англосаксонская.

F Основные различия между ними состоят в следующем:

§ континентальная система права базируется на кодексах;

§ англосаксонская ставит судебный прецедент на один уровень с законом (статутом), она, как правило, не знает кодексов, но при­дает огромное значение судебной практике (число судебных прецедентов, подлежащих применению на практике в Англии насчитывает более 500 тыс., не менее 3 тыс. законов и огромное число др.актов. В США ежегодно издается не менее 350 томов судебных решений. Фактически судьи не только разьясняют право, но и создают его).

F В части имущественных отношений:

§ конти­нентальная система права опирается на рецептированное римское право;

§ англосаксонское право оказалось менее зависимо от римского права.

F Кроме того:

§ англосаксонское право не знает деления на «публичное» и «частное» – поэтому государственные учреждения и чиновники ответственны за свои действия перед тем же судом, что и частные лица.

Однако, различия правовых систем носит формальный харак­тер. Примерно одинаковый уровень экономического, политического и культурного развития буржуазного общества предопре­деляют одну и ту же сущность права и в Англии и во Франции.

Особый путь правового развития проделала Япония. Од­новременно с преобразованиями в области государственного уст­ройства здесь были предприняты кодификационные работы, упо­рядочено (на европейский лад) судоустройство. К концу XIX века Япония имела уже новые уголовный, гражданский и процессуальный кодексы.

В основе буржуазных кодификаций в Японии лежали за­падноевропейские образцы. На первом этапе - французское пра­во; на втором - с конца XIX века и до начала первой мировой войны - германо-прусские правовые кодификации.

Буржуазное право появилось в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Общие предпосылки буржуазных революций были плодом феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов. Бошно С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. - М.: ЭКСМО, 2007.

После победы буржуазной революции установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это убедительно было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом.

Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.

Обладание частной собственностью является основой и мерилом экономической свободы при капитализме. В свою очередь экономическая свобода служит фундаментом для политической, социальной и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного лица, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в конституциях и обычных законах их прав, и наоборот.

Примечательны в этом отношении выводы известного западногерманского ученого, знатока буржуазного конституционного права Конрада Хессе. В книге "Основы конституционного права ФРГ" он писал: "Для безработного постановка вопроса о профессиональной свободе является бесполезной. Свобода получения образования и свободный выбор учебного заведения значимы лишь для тех, кто обладает достаточными средствами для того, чтобы получить желаемое образование, и кто имеет возможность поступления в эти учебные заведения. Гарантии права собственности имеют реальное значение лишь для собственников, неприкосновенность жилища - лишь для тех, кто им обладает" Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 112.

Основным источником появления и последующего накопления собственности являются трудовая деятельность, а также жесткая эксплуатация человека человеком, угнетение широких слоев трудящихся масс со стороны господствующих кругов, хищническое присвоение ими результатов чужого труда.

Наметившаяся после Второй мировой войны тенденция роста масштабов огосударствления производства в развитых капиталистических странах ведет, как правило, к усилению процесса концентрации собственности и власти в руках финансово-промышленного капитала.

В западной социологической и политологической литературе социальная структура общества традиционно рассматривается как некое целое, состоящее из следующих трех составных частей - классов: высшего, среднего и низшего (рабочий). Каждый класс включает в себя всех тех лиц, которые обладают относительно ровным уровнем дохода, имеют одинаковый социальный статус, пользуются в обществе сходным социальным престижем.

Высший класс, или "класс досуга" (leisure class), как его нередко называют, состоит из тех представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом. Материальной основой такого "привилегированного положения могут быть полученное наследство, дивиденды от земельной или иной собственности, специальные привилегии"*(156).

Средний класс включает в себя лиц со средним доходом. В их числе: мелкие и средние собственники (буржуа), мелкие бизнесмены, ученые "с недостойным доходом", высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры и др. Наконец, низший, или "рабочий, класс" состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами, соответствующими им жизненными условиями. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004. С 15

Что собой представляет буржуазное право? В неразрывной связи с капиталистическим государством находится право. Оно представляет собой систему норм или правил поведения, выражающих, прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. На месте ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и др., направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами и источниками буржуазного права являются законы, нормативные, издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом - в США, парламентом - в Великобритании, Национальным собранием - во Франции, бундестагом - в Германии и т.п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые.

Конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение сил, а также характер взаимоотношений, выражающих интересы их общественно-политических институтов.

Также конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы. И наконец, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты законодательной властью своего первоначального конституционного назначения. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004.

Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования. А совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций, получила название делегированного законодательства.

Итак, подведем итог, особенностью буржуазного права является провозглашение формального равенства. Речь идет в первую очередь о равенстве юридическом: перед законом, перед судом, процессуальное равенство сторон, равенство мужчин и женщин, равенство прав и обязанностей. Буржуазное право закрепляет основные ценности данного государства и общества: свобода, равенство и братство. Именно под этими лозунгами производились буржуазные революции. Буржуазия, накопившая огромные материальные резервы еще при феодализме, выступала в революции против сословных привилегий феодализма.

Пришедшее на смену средневековому (феодальному) праву право буржуазное является поистине новым типом уже потому, что оно формально провозгласило всех членов общества субъектами права, к тому же равными и свободными. Такого в истории юридического права не было никогда. Буржуазия, установившая свою власть в результате революционных преобразований в Европе на протяжении XVI–XIX вв., законодательно закрепила важнейшие принципы – свободу, равенство, братство, безопасность.

Юридическое утверждение этих новых, прогрессивных принципов было экономически обусловлено потребностью в защите собственности только на средства производства без права собственности на работника производства, который должен свободно распоряжаться своим трудом. Именно такой свободный труд мог реально быть более эффективным, чем подневольный труд крепостного крестьянина.

Неоценимый вклад в развитие правового законодательства внесла знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием Франции 14 июля 1789 г. Уже само название документа свидетельствует о том, что он являет собой гимн человеку, его достоинству, его чести, его естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым, священным правам; это гимн правовой культуре, общечеловеческим ценностям. Декларация прав человека и гражданина – яркое подтверждение действия объективных законов в развитии правовой систе­мы – ее гуманизации и демократизации.

Французский исследователь М. Лесаж на международной конференции, посвященной 200-летию Декларации прав человека и гражданина, подчеркнул два ее универсальные принципы: «роль права как основы прав и свобод граждан и систему контроля за государственной властью со стороны граждан общества».

В более конкретной постановке Декларация прав человека и гражданина четко и ясно закрепила четыре группы правовых принципов: нравственно-правовые, политико-правовые, экономико-правовые, собственно-правовые (юридические) принципы.

Нравственно-правовые устои содержатся во всех семнадцати статьях Декларации, но особенно отчетливо отражены в ст. 1, 2, 4–7, 11, 13, 14, 17. Это – справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, сопротивление угнетению, веротерпимость.

К политико-правовым принципам относятся: обеспечение государством, всяким политическим союзом естественных и неотъемлемых прав человека, интересов всех (ст. 2, 12); узаконение нации (народа) как источника суверенитета (ст. 3); разделение власти (ст. 16), подконтрольность государственного аппарата, его должностных лиц обществу (ст. 15).

Экономико-правовыми принципами являются: собственность человека как его естественное право, неприкосновенное и священное (ст. 17); лишение собственности возможно только при явной необходимости на основе закона при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17); справедливое в соответствии с волей всех граждан налогообложение (ст. 14).



Юридические (собственно-правовые) принципы сформулированы с особой тщательностью. К ним относятся: равноправие (ст. 1, 6); закон должен быть выражением общей воли (ст. 6); участие всех граждан в законотворчестве лично или через своих представителей (ст. 6); равноправие всех граждан (ст. 1, 6); общеобязательность закона для всех (ст. 6); единство законности (ст. 6–8); разрешено все, что не запрещено законом (ст. 5); закон обратной силы не имеет (ст. 8); нет преступления, не указанного в законе (ст. 5); не может быть принуждения, не указанного в законе (ст. 5); нет наказания, не предусмотренного законом (ст. 7); закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества (ст. 5); соответствие предусмотренного законом наказания тяжести совершенного правонарушения (ст. 8); недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный законом (ст. 10, 11); презумпция невиновности (ст. 9); гарантии прав человека (ст. 12–14).

В сформулированных Декларацией принципах права фокусируются все жизненно важные интересы человека и общества в русле общесоциальной справедливости.

По своему глубокому содержанию и идеальной форме изложения характеризуемый акт является эталоном правового законодательства. Он создан на основе высокого теоретического правосознания, сформировавшегося под воздействием основоположников классической школы естественного права, – Г. Гроция, Дж. Локка, других ее разработчиков, особенно Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. Наполеон Бонапарт счел нужным заявить, что именно Руссо подготовил революцию во Франции.

Становлению этого документа способствовали также достижения мирового прогрессивного правотворчества начиная с устоев римского права, знаменитого Кодекса Юстиниана и кончая революционным законодательством Англии и США. Особенно сильное влияние оказали английский Билль о правах, Декларация независимости Соединенных Штатов Аме­рики 1776 г., а также отечественное законодательство – декларации французских Генеральных штатов и актов Парижского парламента 1755–1788 гг.

Декларация прав человека и гражданина была воспринята конституцией Франции 1791 г. и оказала заметное воздействие на гуманизацию не только французского законодательства, но и на правотворчество всего мира, нашла свое воплощение в международных актах Лиги наций по вопросам о справедливости и гуманных условиях труда мужчин, женщин и детей, а также в последующих международно-правовых документах.

Французская Декларация прав человека и гражданина является «выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека и гражданина», «она «приобрела всемирное значение и авторитетно обозначила магистральное направление в признании и защите прав и свобод человека и гражданина».

Значительным шагом в развитии правовых устоев, закрепленных буржуазным законодательством, было и рецепирование, исторически второе рецепирование римского права, приспособление его к потребностям развития капиталистической собственности, капиталистического способа производства. Объясняя причины рецепции римского права в буржуазных условия, К. Маркс писал: «Римское право в более или менее измененном виде было воспринято современным обществом потому, что правовое представление, которое субъект в обществе, основанном на свободной конкуренции, имеет о самом себе, соответствует представлению о лице в римском праве».

Весьма удачно римское право рецепировано в гражданском кодексе Франции 1804 года, названном в 1807 г. Кодексом Наполеона, которым он гордился больше, чем всеми своими военными успехами. Даже К. Маркс, весьма критически относившийся к буржуазному законодательству вообще, считал этот кодекс образцовым сводом законов буржуазного общества.

В то же время французские законы в целом, как и все буржуазное законодательство, еще не стали правовыми. Принятые во Франции с 4 по 11 августа 1789 г. законы установили непосильный для большинства крестьян выкуп основных повинностей; мало что изменило в этой области и последующее аграрное законодательство. В 1792 г. принимается закон Ле-Шапелье, запретивший создание рабочих союзов и проведение забастовок. Буржуазные законы о выборах представительных органов закрепляли высокий возрастной ценз, представляя право избирать лицам, достигшим 20–25-летнего возраста. Во многих странах избирательных прав были лишены женщины. Не представлялось право на труд, на отдых, на образование и другие социальные и экономические права граждан. Французское законодательство чем дальше, тем все в большей степени стало выражать интересы только класса буржуазии, к тому же преимущественно крупной буржуазии. В таком же духе развивалось и законодательство других буржуазных государств, удаляясь от справедливости, от устоев права. Законы, выражающие интересы только одного класса общества в ущерб интересам других социальных групп, не являются правовыми. Права нет в законах, нарушающих его принципы.

Нарушение буржуазным законодательством принципа равенства, других устоев права, формальный характер провозглашенных прав и свобод, отсутствие реальных гарантий их реализации вызвало обоснованную критику буржуазного законодательства. В частности, К. Маркс критиковал французскую конституцию за то, что она в общих фразах провозглашала свободу и ограничивала ее в оговорках. Конституционное законодательство подверг жесткой критике и Л. Гумплович, утверждавший, что «...внешние формы государственного права по большей части устанавливаются с целью сокрытия действительного существа его», что оно «всегда больше умалчивает, чем выражает; больше скрывает, чем раскрывает; больше обещает, чем исполняет; хвастает тем, чего в действительности не заключает в себе».

Возникшее в буржуазных государствах мощное коммунистическое, социал-демократическое, профсоюзное движение, стихийные протесты трудящихся во многих странах подтверждают непоследовательность, половинчатость воплощения в реальной жизни принципов права. Наиболее одиозно выглядело буржуазное законодательство фашистских государств и иных диктаторских режимов, где право как таковое отсутствовало.

Основными системообразующими факторами буржуазной правовой системы являются: а) экономические – собственность буржуазии на средства производства и отсутствие собственности на работника производства, экономическая конкуренция, свобода предпринимательской деятельности; б) социальные – деление общества на капиталистов и пролетариев, являющихся лично свободными; в) политические – государственная власть буржуазных демократических республик и конституционных монархий, политический плюрализм (многопартийность), буржуазно-либеральное, социал-демократическое и коммунистическое движения; г) идеолого-теоретические – классическая школа естественного права, теория народного суверенитета, теория разделения властей; д) юридические – декларации о правах человека, конституции демократических государств, правовое текущее законодательство, правовые обычаи, правовые прецеденты, правовые нормативные договоры, правовая практика, правовая наука.

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 4*. Становление права Нового времени в США

25 мая 1787 г. в американском городе Филадельфия открылся Учредительный конвент для выработки конституции. Бурные обсуждения продолжались почти четыре месяца. Дело шло успешно, не в последнюю очередь благодаря усилиям председателя конвента, будущего президента США Дж. Вашингтона. 17 сентября 1787 г. Конституция США была подписана большинством делегатов. Это была первая писаная конституция буржуазного государства, государства Нового времени. Она закрепила важнейшие особенности государства и права современной эпохи, в частности принципы демократии и разделения властей, ведущую роль права в регулировании общественных отношений.

В Европе первыми на путь становления буржуазных правовых отношений встали Нидерланды, Великобритания, Франция. Но, как считают ученые, буржуазная модель общественно-политического и экономического развития на ясной правовой основе была реализована наиболее последовательно в США.

Успехи страны сами американцы объясняют твердым следованием принципам свободного общества, демократии, справедливости, хозяйственной инициативы, самостоятельности, предприимчивости. Эти идеалы окрепли в период кризиса европейского абсолютизма, бурного экономического роста Старого и Нового Света, в век Просвещения и промышленной революции. С ликвидацией различных видов феодальной внеэкономической зависимости и несвободы появились широкие возможности для развития торговли, производства товаров и услуг, накопления капиталов. Для этого требовалась свобода труда, собственности, инициативы, передвижения…

Буржуазное право, находившееся на подъеме и развивавшееся под влиянием идей раннего либерализма, предоставило людям эту свободу. Оно сохранило единственную, но мощнейшую форму зависимости человека – зависимость экономическую: от материальных и финансовых потребностей, от тех, у кого есть деньги, работа и, следовательно, власть. Если средневековое право наряду с религией было призвано главным образом сдерживать произвол, усмирять подданных, подчинять их (отсюда его жестокий характер), то перед буржуазным правом вставали другие задачи. С одной стороны, нужно было в максимально возможной степени освободить граждан от всех форм личной зависимости, дать им свободу предпринимательской, производственной и коммерческой деятельности. С другой – что, может быть, важнее – гарантировать выполнение закрепленных в праве норм общественной жизни, в том числе и средствами весьма жесткого принуждения. Собственность стала главной общественной ценностью, объектом поклонения, фетишем, притягивавшим к себе жадные взоры и требовавшим усиленной защиты. Один пример. В американском фильме из истории первой половины XIX в. некий добрый христианин помогает чернокожей рабыне бежать от рабовладельца на свободный Север. Хозяин девушки наказывает его так, как было принято наказывать тех, кто покушался на чужую собственность: сжигает его дом, отнимает имущество.

Осмыслить и конституционно закрепить основы политической жизни в демократическом государстве предстояло жителям колоний одного из самых могучих европейских государств – Великобритании. Война за независимость 1775–1783 гг. сблизила различные в конфессиональном, национальном, имущественном и иных отношениях группы людей, населявших Северную Америку. Борьба за национальный суверенитет приблизила их к восприятию идей прав человека, гражданских и политических свобод. В политических настроениях победившего народа преобладали мотивы республиканизма, федерализма, конституционализма, демократии. Конечно, поначалу понимание демократии и равенства было весьма ограниченным. Например, сохранялось рабство. Вопрос о политических правах женщин не был актуален и не поднимался в общественной дискуссии. Никто даже не задумывался о политических правах чернокожих, коренных жителей Северной Америки. Но народом Соединенных Штатов в самом конце XVIII в. был сделан ясный выбор, в тех условиях очень нелегкий, в пользу демократического пути развития на основе верховенства права.

Не следует забывать, что в основе американской демократической правовой модели лежали идеи европейской либеральной политической философии, в частности, взгляды Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Первые руководители американского государства охотно использовали социальные, политические и правовые теории европейского Просвещения.

Америка стоит на свободе отдельной личности. На том, что абстракция – государство, теория, утопия – не вмешивается в жизнь конкретного, уникального человека… В Декларации независимости сказано не о счастье, а о «праве на поиски счастья». И каждый волен понимать эту фразу по-своему. Это и есть свобода, конкретная, реальная свобода человека жить так, как он хочет.

П. Вайль, А. Генис, литературоведы

История демократического государства в США началась с конституционного урегулирования проблем федеративного устройства, разделения полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов. При этом центральная власть отнюдь не выглядела слабой в отношениях с местными властями. В известной степени она оказалась более эффективной, чем в тогдашних абсолютистских монархиях Европы, например во Франции и Испании.

Конституция устанавливала правила формирования законодательной, исполнительной и судебной властей путем демократических выборов. Избирался и глава государства – президент. Одним из важнейших достижений американской демократии стало то, что она избежала двух основных опасностей: полного подчинения законодательных органов власти непосредственному волеизъявлению избирателей, с одной стороны, и концентрации всей власти в одной из ее ветвей – с другой. Добиться этого удалось за счет всемерного укрепления федеральной (центральной) власти при разумном развитии местного самоуправления, что для нашей страны может служить полезным примером.

В целом не только в США, но и в других странах в Новое время право постепенно демократизировалось. По главным критериям и свойствам оно оказалось более прогрессивным, чем то, что ему предшествовало и существовало наряду с ним, оно оказалось адекватным идее правового государства. Реализовывался принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Суд все более освобождался от влияния сильных мира сего. Приобрел практическое значение принцип презумпции невиновности. В жизнь вошли юридические аксиомы, обеспечивающие справедливость взаимоотношений человека и закона: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др. Самое главное достижение юриспруденции Нового времени – реальность открытого, гласного суда. Цивилизованное судопроизводство резко снизило возможности для произвола, обеспечило защиту интересов личности даже в том случае, если человек находится в оппозиции к правящему режиму. Центральной темой истории права Нового и Новейшего времени является тема прав человека, о чем пойдет разговор в последующих разделах учебника.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие социально-экономические потребности определили основные черты буржуазного права?

2. В каком документе США закреплены правовые гарантии демократического пути развития? Как принимался этот документ?

3. Каково основное содержание Конституции США?

4. Какие идеи европейского Просвещения повлияли на становление американской демократической правовой модели?

5. Какие недостатки проявились в ранний период существования американского государства?

6. Какие демократические правовые процедуры закреплены в Конституции США?

7. Какие черты буржуазного права сделали его адекватным правовому государству?

Это интересно

В преамбуле к Конституции Франции, принятой в 1946 г. (действовала до 1962 г.), в частности, говорилось:

«На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить… человеческую личность, французский народ снова провозглашает, что всякое человеческое существо без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он снова торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики…

Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.

Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территориях Республики…

Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу по своему выбору.

Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют…

Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства».

Выдающиеся мыслители и правоведы Нового времени

Беккариа Чезаре (1738–1794) – итальянский просветитель, правовед. В трактате «О преступлениях и наказаниях» выступал против смертной казни, других устрашающих наказаний, пыток, отстаивал необходимость доказательности обвинения, соразмерности преступления и наказания.

Вашингтон Джордж (1732–1799) – первый президент США, главком армии колонистов в Войне за независимость, председатель Конвента по выработке Конституции США.

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ. Теоретик общественного договора. Лучшей формой государственного правления считал монархию. Заключая общественный договор, народ дает монарху власть над собой в обмен на закон. Монарх стоит над личностью и государством, но не вмешивается в частные дела подданных, их экономическую, хозяйственную деятельность.

Джефферсон Томас (1743–1826) – американский политический деятель, правовед. Автор проекта Декларации независимости США, статута «О религиозной свободе». С 1801 по 1809 г. – президент США.

Локк Джон (1632–1704) – английский философ, крупнейший теоретик либерализма как политического учения. Внес вклад в разработку теории правового государства. Личность ставил выше государства, доказывая, что человек от рождения обладает неотчуждаемыми правами – на жизнь, свободу и собственность. Государство подчиняется обществу, а общество– личности. Государство должно защищать права человека, а власть необходимо разделить на законодательную и исполнительную при ведущей роли законодательной.

Монтескье Шарль Луи (1689–1755) – французский просветитель. В книге «Дух законов» описал совокупность факторов, определяющих содержание и действенность права как регулятора жизнедеятельности людей. Крупнейший теоретик разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наполеон! Бонапарт (1769–1821) – император Франции. Создатель Французского гражданского кодекса (1804), известного также как Кодекс Наполеона. Созданный под влиянием римского права и идей Французской революции, кодекс закрепил принципы равенства граждан перед законом, свободы распоряжения собственностью, последовательного проведения норм договорной свободы и др.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью (из Декларации независимости США, 14 июля 1776 г.).

Исследуем документы

B Америке народ сам выбирает тех, кто создает законы, и тех, кто их исполняет; он же избирает суд присяжных, который наказывает нарушителей закона. Все государственные институты не только формируются, но и функционируют на демократических принципах. Так, народ прямым голосованием избирает своих представителей в органы власти и делает это, как правило, ежегодно, чтобы его избранники находились в более полной зависимости от народа. Все это подтверждает, что именно народ управляет страной. И хотя государственное правление имеет представительную форму, нет сомнения, что в повседневном управлении обществом беспрепятственно проявляются мнения, предрассудки, интересы и даже страсти народа.

В Соединенных Штатах, как во всякой стране, где существует народовластие, страной от имени народа управляет большинство. Это большинство состоит главным образом из добропорядочных граждан, которые либо по природе своей, либо в силу своих интересов искренне желают блага стране. Именно они постоянно привлекают к себе внимание существующих в стране партий, которые стремятся или вовлечь их в свои ряды, или же опереться на них (А. де Токвиль, французский историк и политолог).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Достоинства и недостатки буржуазного права.

2. Соответствовало ли покорение Дикого Запада и вытеснение индейцев принципам буржуазного демократического права?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги автора

Из книги автора

Раздел IV. Государство и право нового времени Эпоха Нового времени охватила относительно непродолжительный период - XVII–XIX вв. Однако в мировой истории государственных укладов и правовых институтов она стала важнейшей (с позиций современного представления об

Из книги автора

Становление американского права Основным историческим источником права США было английское общее право. Оно появилось в стране вместе с первыми английскими колониями. Возможность обращения к традициям общего права колонисты рассматривали в качестве одной из

Из книги автора

§ 60.3. Формирование нового права Французская революция заняла исключительное место среди революций Нового времени не только своим социальным размахом и кардинальным переустройством политической системы. В ходе ее было практически сломано старое право. Выработка новых

Из книги автора

44. Политическая мысль Нового времени Эпоха буржуазных революций в Европе положила конец средневековью, началось Новое время. У людей появилась возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о

Случайные статьи

Вверх