Успехи современного естествознания. Госдума позволила фсо засекречивать данные об имуществе чиновников Депутаты приняли закон о засекречивании

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень , утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) граждане, претендующие на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни , установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

1.2. Граждане, призываемые на военную службу, не представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином в соответствии с частью 1 или 1.1 настоящей статьи, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения или на обучение в образовательную организацию высшего образования, находящуюся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, отнесенные федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке , определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке , устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке , устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.

8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

(см. текст в предыдущей редакции)

Госдума приняла в третьем чтении поправки, расширяющие полномочия Федеральной службы охраны (ФСО). Поправки разрешают засекречивать персональные данные находящихся под охраной лиц и членов их семей. Кроме того, закон позволит ФСО безвозмездно использовать аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские, речные порты, а также получать на безвозмездной основе обеспечение полетов и судовождения.


Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в ряд законов, расширяющих полномочия Федеральной службы охраны. В частности, ФСО будет предоставлено право принимать меры для защиты персональных данных охраняемых службой лиц и ограничивать движение на тех трассах, где они проезжают. Напомним, согласно российскому законодательству государственная охрана предоставляется президенту, премьер-министру, председателям Совета федерации, Госдумы, Следственного комитета, Конституционного и Верховного судов России и генпрокурору. Кроме того, по решению президента охрану могут предоставить членам Совета федерации, депутатам Госдумы, федеральным госслужащим. Теперь обработка персональных данных охраняемых лиц будет проводиться с их согласия и с разрешения органов госохраны. Исключение составят данные, которые подлежат опубликованию или раскрытию в соответствии с федеральными законами.

Законопроект был внесен в Госдуму в феврале президентом Владимиром Путиным, однако поправка о персональных данных появилась только ко второму чтению 15 июня. За расширение полномочий ФСО высказались 377 депутатов, против проголосовали 36. Депутат от фракции КПРФ Алексей Куринный сообщил, что коммунисты выступили против законопроекта. В ходе третьего чтения он заявил, что закон «фактически исключает из-под общественного, журналистского контроля имущество» чиновников. Однако глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Василий Пискарев подчеркнул, что закон не повлияет на публикацию деклараций о доходах - закон защитит лишь места пребывания и проживания охраняемых лиц.

Глава Transparensy International (TI) Russia Антон Поминов соглашается с тем, что формулировка закона обязывает чиновников декларировать свое имущество.

Однако принятые поправки, по словам главы TI, помешают расследовать данные о том, что чиновники не указывают в своих декларациях.

Господин Поминов напомнил о расследовании TI в отношении вице-премьера Дмитрия Рогозина, в котором они указали его фактический адрес, хотя и не назвали номер квартиры. Позже помощники чиновника рассказали, что ФСО заставила его переехать в другое место. «Действительно есть какие-то правила безопасности, если человека охраняют. Даже я предпочитаю, чтобы никто не знал, где я живу, не говоря уж о тех, кто заправляет военными закупками. Второй момент: у них немножко стоит поперек горла деятельность по расследованию, ведь живут они все, мягко говоря, не в двушках в Бирюлеве»,- сказал “Ъ” Антон Поминов.

Партия «Яблоко» призвала Совет федерации отклонить этот закон. По заявлению Центра антикоррупционной политики партии, закон стал «реакцией государства на многочисленные гражданские антикоррупционные расследования в отношении высокопоставленных публичных должностных лиц и их окружения, включая окружение Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Игоря Сечина и других». «Вместо расследования обстоятельств их возможных правонарушений, действующие власти принимают меры, чтобы оградиться от общества, обеспечить безнаказанное использование властных полномочий в корыстных интересах. Данный закон противоречит ст. 13 Конвенции ООН "Против коррупции"»,— заявил глава Центра Сергей Митрохин.

Как писал “Ъ” 15 июня , новый закон запрещает сотрудникам ФСО раскрывать информацию о своей работе в интернете, а также дает полномочия для временного запрета движения транспорта и пешеходов на охраняемых трассах. ФСО сможет бесплатно использовать аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские и речные порты. Закон уточняет также порядок применения сотрудниками ФСО физической силы, специальных средств и оружия. У сотрудников госохраны будет право «обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения». «При попытке лица, задерживаемого сотрудником органов государственной охраны с обнаженным оружием, приблизиться к сотруднику органов государственной охраны, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию сотрудник имеет право применить оружие»,- говорится в пояснительной записке к закону.

Екатерина Гробман

Безусловно, надо охранять тех, кто осуществляет государственную власть и имел или имеет доступ к государственной тайне, но какие есть основания скрывать от единственного источника власти в стране, многонационального народа, то, чем обладает чиновник, согласившийся служить народу?

Дела с губернаторами, что под следствием или уже осуждены, доказывают, что при «чистых, как слеза» декларациях, они обладают имуществом, которое не смогли бы приобрести на свои зарплаты и за сто лет службы.

А от кого скрывать собираются то, чем похваляются друг перед другом большинство чиновников, депутатов их жёны и родственники?

Народ видит, в каких квартирах чиновники живут, какие дома и дачи имеют за рубежом, какие яхты чиновников заходят в иностранные порты.

Каждый день россияне видят, что на работу служащие полиции и иных силовых ведомств, приезжают на авто, что выше их годового заработка.

Интернет сегодня позволяет узнать почти всё об имуществе чиновника.

А сотрудники оперативных служб сегодня наделены такими мерами, которые без особых усилий, обойдут все секреты и узнают не только о том, чем обладает чиновник, но и на что тратит «заработанное».

Однако эта информация пятый год остаётся невостребованной.

Только к губернатору Хорошавину, был применён п.п. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, позволивший вернуть государству, всё то, что у него губернатор сумел похитить.

Остальные осужденные, что похитили миллионы и миллиарды, получили только наказания, иногда и условные.

И при таких обстоятельствах Госдума расширила полномочия Федеральной службы охраны (ФСО), приняв закон в третьем чтении.

Спецслужбы смогут скрыть персональную информацию о первых лицах, находящихся под их защитой. Речь идет о банковских счетах, недвижимости, включая зарубежную, и месте проживания членов семьи чиновника.

Некоторых депутатов такой закон удивил. - Фактически, принимая этот закон, мы исключаем из-под общественного, журналистского контроля имущество, - воспротивился коммунист Алексей Куренный.

Но зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный дал пояснения. - Вся информация, указанная в антикоррупционном законодательстве, будет публиковаться. В открытом доступе будут сведения о доходах, транспорте, домах и квадратных метрах.

Действительно, чего испугались? Применение пп. 8.п.2 ст. 235 ГК РФ напрямую зависит от того, найдёт ли в декларациях чиновника Администрация В. Путина обман и направит ли материалы Генеральному прокурору. Пять лет действия в стране названной нормы доказывают, отыскивают обман в декларациях с большим трудом. К вороватым чиновникам данная норма применялась не более 20 раз. Щадит своих назначенцев глава государства. Но при таком государственном управлении жить становится грустно, несмотря на все усилия В. Путина заказать в России праздник.

Госдума в четверг приняла во втором чтении пакет поправок в закон о государственной охране, которые позволяют засекречивать персональные данные охраняемых лиц и информацию о членах их семей.

Законопроект был внесен в Госдуму президентом в феврале и изначально ничего подобного не предусматривал. Но ко второму чтению в документе появился пункт 14.1: обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с их согласия и (или) с согласия органов государственной охраны, за исключением персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию по федеральным законам. Автор этой поправки – председатель комитета по безопасности Василий Пискарев – считает, что в ней нет ничего принципиально нового: просто предусмотрели стандартные меры госзащиты для судей, у которых до сих пор таких гарантий не было.

Поправки означают, что из всех публичных реестров – ГИБДД, Росреестра, ЕГРЮЛ, ФССП, ФНС и т. п. – может быть исключена любая информация о президенте, премьер-министре, генпрокуроре, председателях Следственного комитета, обеих палат парламента, Верховного и Конституционного судов и членах их семей, говорит замдиректора «Трансперенси интернешнл Россия» Илья Шуманов. На законодательном уровне нет определения члена семьи, констатирует он, а значит, закон могут применять произвольно, исключая из публичных реестров информацию хоть о двоюродных племянниках высокопоставленных чиновников.

И это сильно сокращает возможности для антикоррупционного мониторинга высокопоставленных лиц, предупреждает Шуманов.

Под государственной охраной находятся отнюдь не только чиновники – по закону президент вправе своим решением предоставить ее другим должностным лицам и иным гражданам. Госохраной пользуется, например, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напоминает Шуманов. Полный перечень находящихся под охраной лиц – тайна.

Это не первая попытка засекретить данные, находящиеся в публичных реестрах. В 2015 г. ФСБ разместила на портале проектов нормативных правовых актов законопроект, предлагающий закрыть информацию о персональных данных владельцев недвижимости в ЕГРП, а также о владельцах водного и воздушного транспорта. Доступность таких сведений негативно отражается на применении отдельных мер по государственной защите, объясняли авторы законопроекта. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала инициативу, но в Госдуму она так и не была внесена: инициативу решили «притормозить» как минимум до избрания нового созыва Думы, говорили тогда «Ведомостям» два федеральных чиновника. К тому же законопроект ФСБ раскритиковал Минюст, настаивавший, что такое нововведение ставит под угрозу сложившуюся систему защиты права собственности.

Распространенный прием, когда в виде поправок ко второму чтению в законопроекты вносятся концептуально новые положения, говорит бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Происходит все стремительно, буквально в режиме спецоперации, иногда законопроект вносится в повестку уже в ходе пленарного заседания, прямо с голоса, вспоминает он: выясняется, что заключение профильного комитета было получено накануне путем письменного опроса депутатов. Смысл такого приема – в том, чтобы не оставить времени на обсуждение инициативы, ее и изучить-то толком не успевают, говорит Гудков, именно таким образом появился закон о запрете усыновления российских детей гражданами США.

На самом деле данные об имуществе крупных чиновников уже давно вымарывают из реестров, сетует Георгий Албуров из Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Например, из документов Росреестра исчезли имена сыновей генпрокурора Юрия Чайки, дочери министра обороны Сергея Шойгу, данные о владельцах имения секретаря Совета безопасности Николая Патрушева в Серебряном бору. Даже несчастная квартира в 50 кв. м, которая была записана за Кириллом Шамаловым (СМИ называли его зятем Путина. – «Ведомости»), теперь принадлежит «физическому лицу».

Никаких законных оснований удалять данные о собственниках из базы Росреестра нет, но во всех исковых заявлениях к нему с требованием предоставить информацию суды ФБК отказывали, вспоминает Албуров, со ссылкой на то, что интересы заявителей не затронуты. Данные о квартирах высокопоставленных чиновников у ФБК уже собраны, продолжает он, а новые крупные объекты недвижимости на рынке заметны, их нетрудно отследить и сравнить метраж проданной квартиры с данными, которые появляются в декларациях чиновников.

Закон определяет, что директор России или уполномоченное лицо сможет устанавливать ненормированный рабочий график для отдельных категорий сотрудников органов государственной охраны. При этом таким сотрудникам будет предоставляться ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 10 суток. Однако

наиболее важные моменты документа все же связаны не с этим, а с правом госохранников ограничивать права и свободы других граждан, а также с предоставлением им возможности на приоритетной основе использовать объекты инфраструктуры.

Например, после принятия законопроекта сотрудники ФСО могут на безвозмездной основе пользоваться аэропортами, аэродромами, вертолетными станциями, морскими и речными портами. Также они смогут получать на безвозмездной основе обеспечение полетов и судовождения.

Госохрана также теперь получит возможность ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на охраняемых трасса,х и им будет разрешено «обеспечивать охрану находящихся на стоянке воздушных судов и иных транспортных средств, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны». По новому закону

сотрудники ФСО также получили право «обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения» — например, если задерживаемый с оружием приблизится к ним или прикоснется к оружию сотрудника ФСО.

В ситуации необходимой обороны и при крайней необходимости сотрудникам ФСО будет дано право использовать любые подручные средства (в том числе транспортные).

Еще одним спорным моментом стало право «принимать меры по защите персональных данных объектов госохраны и членов их семей».

Обработка таких данных может осуществляться с согласия охраняемых лиц или с согласия органов госохраны, кроме персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами. Многие эксперты и правозащитники считали, что эта мера направлена против так называемых общественных расследований, которые могут проводиться против тех или иных лиц, имеющих защиту со стороны ФСО в соответствии с законом.

Впрочем, новый закон вводит и ряд серьезных ограничений по отношению к самим работникам ФСО. В частности, он запрещает сотрудникам ФСО размещать в СМИ и в интернете информацию (в том числе фото-, видеоматериалы) о себе, других сотрудниках органов государственной охраны, позволяющую раскрыть их принадлежность к таким органам, о своей служебной деятельности. Военнослужащие и гражданский персонал органов госохраны, имеющие имущество за границей, обязаны в определенный срок принять меры по его отчуждению.

Все госохранники теперь будут обязаны проходить дактилоскопию. Судимых людей, в том числе тех, у кого судимость снята или погашена, не будут принимать в ФСО.

Основанием отказа при трудоустройстве может также служить употребление наркотиков и новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также осуществление предпринимательской деятельности.

По сути, почти все нововведения, принятые Госдумой, повторяют положения совершенно секретного приказа №00157 от 1961 года, который регламентировал деятельность знаменитого Девятого управления (именно это подразделение было предтечей ФСО). Тогда сотрудники «девятки» имели все те же полномочия, что и работники прочих отделения Комитета госбезопасности. В частности, они имели право выполнять свои задачи под видом сотрудников других силовых структур. Например, они могли переодеться в форму сотрудников СССР, встать на тех или иных важных перекрестках и дорожных развязках и остановить подозрительную машину.

Служба охраны первых лиц государства за время своего существования переживала ряд реформ. Так, после распада СССР глава Службы безопасности президента «продавил» решение о разделении общей службы госохраны и личной охраны первого лица, которая не подчинялась другим подразделениям охраны. Впрочем, в 1996 году Служба безопасности президента вновь была включена в ФСО РФ.

Случайные статьи

Вверх