Что такое русский дух.

В последнее время на фоне грозных событий и крайне неприятных предзнаменований мне всё чаще приходится слышать о неизбежности нашей победы в силу превосходства русского духа над всеми прочими духами, а также над их отсутствием, то есть над бездуховностью.

– Ну, как-то мы справились с индустриализацией без посторонней помощи! – говорят мне патриоты. – Значит, и сейчас справимся!

– Ну, как-то мы победили всю Европу без посторонней помощи – значит, и сейчас справимся!

– Это всё русский дух! Мы такой особый народ! Мы можем с гранатами под танки!

– Мы можем в ватниках против «Хуго Босс»!

– Мы можем с зубилом на Марс!

– Мы можем в тельняшке на пулеметы!

– Почему нас так не ценит и не уважает руководство страны? Они, что, в нас не верят? Может, они трусы? А может быть, они предатели?

Этот самый «русский дух» всё больше стал мне напоминать «зелененькую книжечку Безака» из романа В. Пикуля «Баязет» – универсальную стратегию и тактику всего, освобождающую от необходимости знать что-либо предметно, к чему бы то ни было готовиться, что-либо обеспечивать и что-либо учить и уметь. Достаточно почитать «зелененькую книжечку» – и всё сразу становится возможно и по плечу.

«– Хорошо, – Пацевич грузно поднялся из-за стола. – Слово за мной… Я недоволен вами, господа, – строго выговорил он офицерам. – Никто из вас не сделал упора на главном – на героизме русского солдатика! А об этом как раз очень хорошо сказано в зелененькой книжечке генерала Безака…

– По-моему, – буркнул Сивицкий, попыхивая сигарой, – это подразумевалось всеми и без книжечки зеленого цвета…

– Перед нами, господа, – напористо продолжал полковник, – дикие и неорганизованные орды. Смешно говорить, чтобы сидеть в крепости. Если во время рекогносцировки, которой вы все так боитесь (и я не могу понять, почему боитесь), противник и встретится нам, то это даже хорошо. Солдатики будут только рады. И, как говорится, пуля – дура, штык – молодец!».

Нужно иметь «русский дух» – и можно уже ничего не понимать в экономике. Зачем что-то знать об американских капиталовложениях, об основных средствах, о займах, процентах, если индустриализация исходит из русского духа?

Зачем нам предвоенная тяжелейшая дипломатия, зачем долгие уговоры французов и англичан, зачем с Германией, зачем нам ленд-лиз – если победа прямо проистекает из русского духа?

Зачем нам знание о современной российской если русский дух велит кидать в печку индустриализации народ сотнями тысяч?

На самом же деле советская индустриализация – это результат огромных не только трудовых усилий советского народа, но и усилий дипломатических. Именно благодаря дипломатии СССР получил американские кредиты, технологии и кадры для создания заводов, энергетики, военной техники.

Советские инженерные команды в Сталинграде, когда выкуривали немцев, были одеты не только в ватники. Их снаряжение, скорее всего, и стало прообразом снаряжения современной «Альфы»: бронещиты, бронежилеты, взрывное оборудование для пробивания проходов в стенах, огнеметы.

Немцам нечего было противопоставить такой выучке и оборудованию.

Пакт Молотова–Риббенторопа, который так ненавидит весь демократический мир, – это величайшая победа советской дипломатии: он принудил западные демократии стать нашими союзниками в войне.

– это не только тушенка. Это бездымный порох и автомобили.

А теперь про русский дух.

Он есть. Это не выдумка.

Но он ничего общего не имеет ни с фантазмами либералов про «извечное рабство», ни с восторгами маловменяемых патриотов о природном самопожертвовании.

Русский дух – это способность осознавать необходимость во всей ее сложности

Русский дух – это способность к свободе в смысле способности осознавать необходимость во всей ее сложности: необходимость победы над фашизмом, неизбежность войны, необходимость индустриализации, необходимость антифашистского союза. А далее следуют абсолютно целесообразные, методичные, эффективные решения и поступки.

И всё это нанизано на незыблемое чувство собственной правоты и за будущее, исходящее из этики и мотивирующее на осознание и на действия.

Вот что такое русский дух. Русский дух – это этическая эффективность и эффективная этика, очищенные от лжи, иллюзий, самообманов, лести и ложных надежд. Абсолютная рациональность ради нравственности. Беспощадная исчерпывающая любовь к человечеству. Любовь, выраженная в ремонтопригодности, технологичности, стоимости, логистике, износостойкости, дальнобойности. Любовь хирурга с окровавленными руками. Любовь к человечеству, выраженная на языке чертежей и вычислений. И когда всё исчерпывается и заканчивается, когда самопожертвование становится частью идеального выверенного механизма Божьего Промысла – только тогда наступает момент, который в учебниках называют подвигом.

Русский дух – это кристальная, ужасающая своей ясностью трезвость, далекая от всякой экзальтации и самоупоения

Вот что такое русский дух. Русский дух – это кристальная, ужасающая своей ясностью трезвость, далекая от всякой экзальтации и самоупоения.

Самоупоенные – не проходят русского естественного отбора.

«В чемодане, заваленном грязным бельем и пустыми бутылками, откопали и зелененькую книжечку генерала Безака, ставшую уже легендарной. Пацевич не соврал: она действительно оказалась в переплете зеленого цвета, причем на титульном листе ее стояла даже дарственная надпись самого автора: “Г-ну Пацевичу в знак памяти о стерляди, съеденной 23 августа 1869 года на станции Бузулук в присутствии его высокопревосходительства сенатора К.И. Влахопулова. Признательный за угощение автор”.

Ватнин взял книжицу:

– Читануть, что ли? Дюже покойник хвалил ее».

16 человек - бойцы Сил специальных операций - почти двое суток сдерживали натиск сотен боевиков. В итоге отстояли стратегически важный рубеж, обратив исламистов в бегство. Все это - без единой потери. Детали операции, естественно, засекречены.

Только имена и звания. Ни позывных, ни фамилий - никаких деталей, по которым можно было бы установить личности офицеров - это главное условие для интервью журналистам. Все четверо - из Сил специальных операций - элитного подразделения российской армии. И, судя по орденским планкам, все - с богатым послужным списком. У этого офицера, например, орден Мужества, две медали «За боевые отличия», награда «За воинскую доблесть».

Силы специальных операций - это уникальное подразделение - сочетание боевого опыта, новейшего оружия и снаряжения, тонкого расчета и самоотверженности. Их конек - диверсионно-разведовательные операции. Они там, где противник меньше всего ожидает удара. В Сирии это подразделение задействовано для разведки и наведения на цель авиации.

В тот день, рассказывают офицеры, все было, как обычно: скрытно вышли на передовой рубеж в провинции Алеппо, закрепились, начали передавать координаты целей, как внезапно их атаковали боевики.

«Начался массированный артобстрел наших позиций, применялись установки «Град», артиллерия, минометы, танковый обстрел», - рассказывает офицер.

Это был настоящий огненный шквал, вспоминают военные. Из-за внутренней несогласованности действий сирийские подразделения отошли. На то, чтобы принять решение, у командира нашей группы оставалось несколько секунд.

«Из-за того, что рельеф местности, укрытия, позволял вести бой, и данный участок местности имел стратегическое значение, мы заняли оборону и приняли бой. Первую атаку мы отразили, в течение дня были 3-4 атаки. Плотность огня была высокая, но, как говорится, страшно только на первых минутах, а потом уже банальная рутина начинается», - рассказывает военный.

16 наших бойцов почти двое суток сдерживали натиск около 300 боевиков. Точным огнем был уничтожен танк противника, две боевые машины пехоты и начиненной взрывчаткой так называемый «шахид-мобиль» с террористом-смертником внутри.

«Впереди идет бульдозер бронированный, за ним идет начиненный взрывчаткой БМП. Оператор первой ракетой попал в БМП, взрыв был очень сильный. В результате и шедший впереди бульдозер вышел из строя», - рассказывает военный.

Потери среди боевиков были настолько серьезными, что после десятка безуспешных атак они отступили. Потерь среди наших военных нет. После осмотра поля боя выяснилось, что это были террористы из запрещенной в нашей стране «Джабхат ан-Нусры». Скорее всего, профессиональные наемники.

«Они были очень тщательно экипированы. Имущество, медицина, одежда - все иностранного производства. Темнокожие военнослужащие. Как они вели себя на поле боя, говорило о том, что они хорошо подготовлены. Гоу-про на касках. Они, видимо, отчеты куда-то подают о проделанной работе», - рассказывает военный.

После командировки в Сирию офицеры получили краткосрочный отпуск, и сбылась их мечта - побывали на параде в честь Дня Победы на Красной площади. О подвиге российских военных в наши дни говорил и Владимир Путин.

В. Путин: «Мы чувствуем кровное, пронзительное родство с поколением героев и победителей, и, обращаясь к ним, скажу, вам никогда не будет стыдно за нас. Русский, российский солдат и сегодня, как во все времена, проявляя мужество и героизм, готов на любой подвиг, на любую жертву ради своей родины, ради своего народа».

Все военнослужащие сил специальных операций, отличившиеся в бою в провинции Алеппо, представлены к высоким государственным наградам, командир группы - к званию героя России. На представлении Минобороны рукой президента написано: «Согласен. Вручу лично».

Если характеризовать культуру Руси изначальной в аспекте воспроизводимого ею в преемственности поколений типа строя психики , то она в большинстве своём воспроизводила тип строя психики зомби. Главным навыком личности в ней было то, что люди в их большинстве были носителями преимущественно психической по своему качеству жизненной практики вхождения в определённое настроение, которое условно и только отчасти можно назвать «транс». Это настроение позволяло человеку включиться в эгрегор , получивший название Русский дух , передать управление ситуацией ему, а тот много чего «знал» и «умел», поскольку сложился на основе «антенного поля», образуемого населением Руси. «Пароли доступа» к такого рода включению - общинные нравственность и этика, о которых речь шла ранее.

В Русских сказках эта специфика взаимоотношений носителя Русского характера и Русского духа отражена в похождениях всевозможных Иванов-дураков: сам Иван мало что знает и мало что умеет, и мало чему желает научиться, но ему во всём везёт, и по сюжету сказки его ведёт нечто незримое, что знает и умеет всё, что необходимо для успеха Ивана-дурака. При этом Иван-дурак от умников, которые ему противостоят или которые ему помогают, отличается одним - своим неизменным бескорыстием в отношении окружающих и неподдельной добротой.

Пребывая в этом настроении, представитель Руси мог вступать в бой, будучи почти что полностью невежественным и неумелым во всём, что ныне относится к боевым искусствам, поскольку, когда он пребывал в таком настроении, его эгрегоры были носителями всей алгоритмики необходимых оборонительных и поражающих телодвижений, и через эти же эгрегоры и ноосферу в целом обеспечивался доступ к алгоритмике оборонительных и поражающих телодвижений противника. Вследствие этого при несении в своей психике навыков создания определённого настроения, систематические многочасовые тренировки, состоящие в нанесении ударов ладонями и ступнями по брёвнам с торчащими из них брусками и т.п. и работа с партнёрами, были просто излишними, а стандарт всеобщий телесной развитости и грациозности на Руси был гораздо выше нынешнего - в силу иного образа жизни и иного характера труда. Под взглядом ребёнка, пребывающего в таком настроении, может драпать толпа взрослых, - не разумея, что происходит, и забыв о своих агрессивных намерениях под воздействием охватившего её ужаса, - потому, что Бог действительно не в силе, а в Правде.

И когда былины повествуют о том, что тот или иной русский богатырь в одиночку разогнал или побил если не целое войско, то многочисленный боевой отряд, это не художественный вымысел: это бывало, но это было не столько выражением физической силы и каких-то изощрённых приёмов ведения боя русским богатырём, а результатом воздействия психики индивида, пребывающего в Русском духе, на психику индивидов, в Русском духе не пребывающих ; а физическая сила и освоенные приёмы ведения боя были только подспорьем этому, хотя и в аспекте пластики тела и грациозности они превосходили своих противников . Поэтому, чем больше враг знал и умел в смысле владения боевыми искусствами, и чем был более настырен в своей агрессивности, - тем больше у него было шансов покалечиться и убиться в агрессии против носителей Русского духа .

Естественен вопрос: Куда это всё делось в последующие времена? - Ответ прост: Под воздействием обстоятельств, порождённых библейским проектом глобализации, в преемственности поколений изменились нравы и этика, вследствие чего Русский дух - эгрегор, сложившийся на Руси изначальной, - в повседневности отвергает всех, кто ему нравственно-этически не соответствует. Но если человек восстанавливает в себе нравственность и этику, свойственную Русскому характеру (пусть даже и на непродолжительное время в каких-то обстоятельствах), то он получает его поддержку .

Испокон веков русский народ славился своим необъяснимым и непонятным для иностранного человека духом и разумом. Всегда в русских сердцах было что-то, что помогало выживать и держать голову прямо на протяжении множества веков существования этого народа.
Если проследить всю российскую историю, то можно понять, что этот путь был насыщен не только великой славой, победами и свершениями, но и болью, страданиями, лишениями и невзгодами. Тем не менее, русский человек всегда умел найти ту соломинку , за которую можно уцепиться, свет, к которому можно обратиться. Россия пережила множество сильных империй, которые нередко во многом превосходили ее. Как же так? Что помогло, что послужило причиной такой стойкости?

Может быть, вера ? Безусловно, это - один из самых важных аспектов в истории русского народа. Но не стоит забывать, что не только русские были едины своей верой - многие страны Европы в свое время были гораздо более богобоязненны и фанатичны, чем русские. Вера была всегда у всех.

Что же тогда? Именно тот самый непонятный русский дух . Этот внутренний стержень, генетически заложенный внутри, который побуждает приспосабливаться к любой среде и учит из любых бед извлекать пользу. Любая деятельность русского человека направлена на то, чтобы улучшать свое состояние, состояние своей семьи и близких.

В то время, как в умах многих зарубежных народностей все блага должны делаться лишь для себя, в голове русских людей твердо закреплено, что один в поле не воин . Русский народ всегда стремится быть вместе, с любой бедой справляться общими усилиями , а не в одиночку. Здесь происходит единение не ума - а того самого духа, который толкает помочь ближнему так же, как он потом поможет тебе. Главное величие русского народа - в единстве. И даже самые разные люди здесь могут сообща решать самые сложные задачи, приходя к самым разным решениями и путям.

И главное свойство русской души - это не нечто сложное. Эта душа легка на подъем, свободна для инноваций, для изменений. Она всегда стремится к лучшей среде, к отдыху, к свободе, потому русским часто присуща лень, которая очень часто перечисляется в списке одних из главных параметров этого народа. Но именно стремление к свободе является фактором, ведущим не только к лени - но и к труду (после которого будет отдых и свобода), такому, который бьет рекорды. Труду, который открывает новое и улучшает старое. Труду, который любой недостаток способен обернуть в превосходство.

И потому даже времена, полные смерти, полные безнадеги, в которые сложно надеяться на что-то хорошее - именно русский человек всегда увидит тот самый свет , который приведет его к спасению. К счастью.

Последние политические события, проходящие на территории бывшего СССР, показывают, что русские начинают возвращаться к осознанию своей роли в истории евразийского пространства.

О пробуждении русского народа, проблемах и сложностях в развитии русской цивилизации мы беседуем с председателем совета директоров группы компаний «Новое содружество» Константином Анатольевичем Бабкиным. Последние четыре года Константин Бабкин представляет интересы российских машиностроительных компаний, являясь Президентом ассоциации «Росагромаш».

Иногда говорят, что лучшие дни русского мира, русской цивилизации уже позади. Духовное наследие утрачено, экономика слаба. Действительно ли это так и возможна ли какая-то перспектива?

Не так давно у меня был разговор с губернатором Белгородской области Евгением Савченко . Разговорились о том, что в индустрии всё плохо, и в аграрной политике всё не очень хорошо. Спрашиваю у него: «Как, по вашему мнению, мы прошли точку невозврата, будем дальше двигаться?».

Он отвечает: «Пока не сломлен дух народа, точка невозврата не пройдена. Пусть не осталось промышленности, сельского хозяйства, но если народ хочет жить, если у него есть дух, нацеленный на что-то в будущее, если он не забыл историю, то ничего не потеряно».

По мнению многих, и в том числе Савченко, дух русского народа не сломлен. Быть может, он на какое-то время был усыплен, но, очевидно, это смутное время уже позади. События в Крыму, на востоке Украины показывают, что русский дух жив и даже готов наступать.

В советское время очень много говорили о развитии национальных культур, впрочем, часто забывали о русской культуре. В постсоветское время этот тренд продолжился. Какое-то время многие даже стеснялись говорить о национальных интересах русского народа, стыдились называть себя русскими. С чем это всё связано?

Действительно, долгие годы власти работали над подавлением русского духа, это было все 90-е и до последнего времени. «Великие» экономисты не так давно сочинили программу, в которой прямым текстом говорится, что Россия работать и созидать уже не может. Предлагают завозить больше эмигрантов, по-моему, 25 млн. уже заехали за несколько лет. На уровне правительства идет такое подавление и закошмаривание, что мы слабы, хилы, ничего не можем и ни с чем не справимся, кроме добычи ресурсов. Происходит как идеологическое, так и социальное подавление, через заселение иностранными трудовыми ресурсами, мигрантами.

Негативную роль в этом играют и современные СМИ, которые нагнетают негатив и безнадежность, формируют комплекс вины у нашего народа. Однако совершенно очевидно, что как только предоставляется возможность открытого проявления национального духа, нация возрождается. Ситуация вокруг крымского и украинского вопроса показывает, что дух есть, притом достаточно мощный. Думаю, что всё будет нормально.

Существует ли перспектива сближения славян, создание не такого разобщенного, как сейчас, славянского мира?

Я уверен, что сближение славянских народов и возможно, и исторически необходимо. Но для этого нам надо немножко поработать в самой России, как над внутренними проблемами, так и над внешним имиджем страны. В последние 20-25 лет шло уничтожение индустрии, сельского хозяйства, науки, культуры. Ничего не делалось для создания климата благоприятствования, как для российского бизнеса, так и для предпринимателей славянских государств.

Россия становилась клептократическим, мало уважающим свои собственные духовные и культурные традиции государством. Это делало нашу страну малопривлекательной для граждан сопредельных государств. Украинцам, полякам, прочим славянам, да и любому человеку в мире было непонятно: зачем объединяться и интегрироваться с русскими? Если они идут вниз, лучше от них держаться подальше.

Однако экономический потенциал у России огромный. Есть земли, все ресурсы, люди, желающие работать и созидать. Есть рынок, который надо наполнять. У нас есть все объективные факторы для движения вперёд, чтоб стать мощной державой, вновь стать одной из ведущих экономически развитых стран. Если мы изменим нашу экономическую политику, оздоровим общественный, культурный и духовный климат в стране (надеюсь, толчком послужат события на Украине), то Россия, безусловно, станет привлекательной во всем мире, станет центром притяжения для соседей, и не только ближайших.

Если бы решения, которые могут оздоровить ситуацию в стране, были приняты хотя бы лет 10 назад, вероятней всего и не было бы трагических событий, которые мы видим сегодня на Украине. Я уверен, Майдана не было бы. Но мы сами занимались ерундой: не созидали, не производили, а лишь потребляли и деньги отправляли в сток-фонд за океан, а не вкладывали в страну, в её промышленность и людей.

До октябрьской революции авторитет предпринимателя, его слово ценились весьма высоко. Купцы-старообрядцы, например, нередко, заключали сделки, даже не всегда выполняя формальные требования, доверяя честному слову. Тем не менее, обман в этой среде был крайне редок. Что нужно сделать, чтобы повысить авторитет предпринимательского сообщества и вообще уровень нравственности в бизнесе?

Этот вопрос касается состояния здоровья русского духа. Сейчас авторитет предпринимателей хотя и не так высок, но сделки по телефону заключаются сплошь и рядом, а бумаги оформляются потом, да и то не всегда. Думаю, что установление доверия в предпринимательском сообществе — дело наживное, должно пройти какое-то время. Более того, умение держать слово было отличительной чертой русского характера среди всех авторитетных исторических деятелей, известных нам.

Вот, например, красные директора во времена СССР. Там тоже были какие-то центры притяжения, инициативные люди. Красные директора были руководителями промышленности. Там тоже всё было завязано на авторитетах. Взять Туполева или Королёва, всех держали: сказал — пошли и сделали. Был совет генеральных конструкторов, которые полностью друг другу доверяли и делали самую передовую в мире технику. Бывают какие-то кризисы, случается общественный спад доверия, меняются внешние формы, но народ остаётся прежним. Поэтому всё поправимо.

Несмотря на то, что россияне давно переболели страстью по джинсам, жвачке и зарубежным лейблам, тем не менее, в среде людей, принимающих государственные решения, нередко встречается синдром «низкопоклонничества» перед Западом. Как переломить эту ситуацию и создать атмосферу жизненной необходимости, приоритета, престижа и, даже не побоимся этого слова, моды на отечественного производителя?

Чтобы появилась мода на отечественное производство и отечественные товары, нужно создание условий для свободного и конкурентного развития отечественного производителя. Сегодня созданы такие условия, что невыгодно заниматься в России производством. Например, на мне иностранная одежда, думаю, на вас тоже. Не потому, что русский не может сшить такой пиджак, а просто невыгодно. Если даже он его и сошьёт, он окажется дороже, чем привезённый не только из Китая, но даже из Италии. Потому что в России дорогие кредиты, высокие налоги, нет защиты рынка, нет поддержки экспорта, дорогие ресурсы, электричество в 2,5 раза дороже, чем в Канаде, например, и продолжает дорожать.

Чтобы здесь стало выгодно производить, нужно изменить экономическую политику: снизить налоги, защитить рынок неравной конкуренции из-за рубежа, снизить цены на ресурсы и т. д. На днях у меня была правительственная делегация на Россельмаше. Стоим с одним министром, беседуем. Говорю ему: «Если сравнивать производство тракторов в Канаде и России, то в Канаде производить выгодней. Если мы перенесём завод сюда, он сразу станет убыточным, потому что дорогие кредиты, ресурсы, высокие налоги. Но это же можно всё легко исправить». Он ответил: «Да, была бы воля». Даже министр, который в этом варится, понимает, что всё можно изменить, но воли нет.

Сейчас в стране весьма непростая ситуация собственно с русской культурой и традициями, они отодвинуты на задворки общественной жизни. Можно ли переломить эту ситуацию? Поможет ли это оздоровлению и духовному, и экономическому?

Да, это поможет развитию. Даже политики начали выговаривать слово «русский». Совсем недавно боялись говорить, что надо защищать права русских. Говорили, что русских якобы и нет, а есть только россияне, и все равны. Такая позиция, по факту, приводила к подавлению русской культуры, перевиранию, фальсификации русской истории. Сейчас мы смело говорим, что нам небезразлична судьба русских на Украине, мы их защищаем.

События, происходящее на Украине, в Крыму стали объединять людей. Вспомнили, наконец, о многих забытых исторических событиях, которые оказались не только достоянием учебников и монографий, но и послужили живыми аргументами в вопросах формирования жизненного пространства русского народа. И русская культура, традиция здесь играют решающую роль.

Казалось бы, человек живёт на Украине, в Донецке, но для него русское наследие является привлекательным, он готов биться против ножей и автоматов. Украинский кризис показывает исторические пути, по которым должен пойти русский народ для своего возрождения. Мы видим, что у нас прекрасная привлекательная культура, богатые бытовые и духовные традиции, которые не надо перевирать.

Думаю, выводы должны сделать и российские власти. Помощь, связь с соотечественниками нужны не только, когда надвигаются трагические события, но и в мирное время. Нужно развивать русские культурные центры за рубежом, заниматься выпуском литературы для русскоязычных граждан этих стран, поддерживать через некоммерческие организации образовательные, духовные, просветительские институты гражданского общества.

Случайные статьи

Вверх