Ас страны участники. О взносе российской федерации в фонд мира африканского союза

Мидрэнд ,ЮАР

Африка́нский сою́з (сокращённо АС ) — международная межправительственная организация, объединяющая 53 государства Африки , правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года . Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза — собрании глав государств и правительств государств-членов организации, которые проводятся раз в полгода. Секретариат Африканского союза, Комиссия Африканского союза, расположен в Аддис-Абебе , столице Эфиопии . В феврале 2009 года было принято решение о преобразовании Комиссии Африканского союза в Полномочный орган Африканского союза (англ. African Union Authority ).

История

Историческими предшественниками Африканского союза считаются Союз африканских государств (англ. Union of African States ), конфедерация государств Африки, созданная в 1960-е годы по инициативе президента Ганы Кваме Нкрума , а также Организация африканского единства (англ. Organisation of African Unity ), основанная 25 мая 1963 года , и Африканское экономическое сообщество (англ. African Economic Community ), основанное в 1981 году .

Ввиду малой эффективности и жёсткой критики по поводу трансформации Организации африканского союза в «клуб диктаторов» в середине 1990-х годов на африканском континенте вновь возродилась идея о создании Африканского союза. Главным сторонником преобразований выступал ливийский лидер Муаммар Каддафи . 9 сентября 1999 года главы государств и правительств государств-членов Организации африканского единства приняли Сиртскую декларацию (названную по городу Сирт в Ливии), в которой говорилось о намерении создать Африканский союз. В 2000 году , во время саммита в Ломе , был принят Учредительный акт Африканского союза, а в 2001 году , на саммите в Лусаке , — план по реализации проекта новой организации. Тогда же была одобрена масштабная программа стратегии развития Африки — «Новое партнерство для развития Африки », или НЕПАД (англ. New Partnership for Africa"s Development; NEPAD ).

Африканский союз начал свою деятельность 9 июля 2002 года , заменив собой Организацию африканского единства.

Цели и принципы

целями организации являются:

  • укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки;
  • защита суверенитета , территориальной целостности и независимости государств-членов;
  • ускорение политической и социально-экономической интеграции континента;
  • продвижение и отстаивание общих позиций по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов;
  • содействие международному сотрудничеству в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека ;
  • укрепление мира, безопасности и стабильности на континенте;
  • укрепление и защита прав человека в соответствии с Африканской хартией прав человека и народов и другими инструментами по обеспечению прав человека;
  • создание необходимых условий, благодаря которым континент сможет занимать достойное место в глобальной экономике и в международных переговорах;
  • содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик;
  • содействие сотрудничеству во всех сферах человеческой деятельности с целью повышения уровня жизни населения Африки;
  • координация и гармонизация политики между существующими и будущими региональными экономическим сообществами с целью постепенно достижения целей Африканского союза;
  • прогресс в развитии континента через содействие в научных исследованиях во всех сферах, прежде всего в сфере науки и технологий;
  • сотрудничество с соответствующими международными партнёрами в деятельности по искоренению болезней и содействию здоровому образу жизни на континенте.

Согласно Учредительному акту Африканского союза принципами деятельности организации являются:

  • суверенное равенство и взаимозависимость между государствами-членами Африканского союза;
  • уважение государственных границ, которые существовали на момент получения государствами независимости;
  • участие африканских народов в деятельности Африканского союза;
  • выработка общей оборонной политики для африканского континента;
  • мирное разрешение конфликтов между государствами-членами Союза посредством подходящих мер, одобренных Ассамблеей Африканского Союза;
  • запрет на применение силы и угрозы силой между государствами-членами Союза;
  • невмешательство государств-членов во внутренние дела других государств;
  • право Союза вмешательства в дела государства-союза по решению Ассамблеи организации в случае военных преступлений , геноцида и преступлений против человечности ;
  • мирное сосуществование государств-членов и их право существовать в мире и безопасности;
  • право государств-членов обратиться к организации с просьбой о её вмешательстве в дела государства с целью восстановления мира и безопасности;
  • содействие самодостаточности в рамках Союза;
  • содействие равенству полов ;
  • уважение демократических принципов, прав человека, верховенства закона и добросовестного государственного управления;
  • содействие социальной справедливости с целью обеспечения сбалансированного экономического развития;
  • уважение неприкосновенности человеческой жизни, осуждение и отказ от безнаказанности и политических убийств , актов терроризма и подрывной деятельности;
  • осуждение и отказ от неконституционной смены правительств.

Структура

Высшим органом Африканского союза является Ассамблея , которая состоит из глав государств и правительстве или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не меньше одного раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состав глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия. Она:

  • определяет общую политику Африканского союза;
  • принимает, рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами Союза;
  • рассматривает вопрос о членстве в организации;
  • учреждает новые органы Союза;
  • осуществляет контроль за реализацией политики и решений Союза, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
  • принимает бюджет Союза;
  • даёт указания Исполнительному совету по поводу управления конфликтами, войнами и другими чрезвычайными ситуациями и восстановления мира;
  • назначает и снимает с должности судей Верховного суда Африканского союза;
  • назначает председателя Комиссии и его заместителей, комиссара Комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.

Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса

С целью укреплению дальнейших интеграционных процессов, прежде всего экономических, в 2004 году создан Панафриканский парламент , который со временем должен стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в городе Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 53 государств-членов организации.

Исполнительный совет (ИС) Африканского союза состоит из министров иностранных дел или других министров/государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи ИС в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайную сессию. ИС занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществление политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несёт перед ней ответственность. Сфера деятельности и ответственности ИС включает:

  • энергетику , промышленность и природные ресурсы;
  • продовольствие, сельскохозяйственные и животные ресурсы, животноводство и лесную промышленность;
  • водные ресурсы и ирригацию ;
  • защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
  • транспорт и коммуникации;
  • страхование;
  • образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов;
  • науку и технологии;
  • гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы;
  • социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
  • учреждение системы африканских премий, медалей и призов.

Решения в ИС, как и в Ассамблее, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосами государств-членов организации. Тем не менее процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом:

  • Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов;
  • Комитет валютных и финансовых дел;
  • Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов;
  • Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды;
  • Комитет транспорта, коммуникаций и туризма;
  • Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов;
  • Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.

Внутри Африканского союза действуют и другие органы:

  • Верховный суд;
  • Комиссия Африканского союза (административно-исполнительный орган организации, выполняющий функции секретариата Африканского союза);
  • Комитет постоянных представителей;
  • Экономический, социальный и культурный совет;
  • Совет мира и безопасности.

Кроме того, планируется создать три финансовых института: Африканский центральный банк (планируется создать к

Африканский союз (АС)

Исторической предшественницей АС считается Организация африканского единства (ОАЕ). Устав ОАЕ разрабатывался в условиях разделенной Африки по группам государств (франкоязычные страны, страны Восточной и Центральной Африки и т.д.) и был одобрен 25 мая 1963 г. в результате выработки единого компромиссного текста из двух так называемых Касабланского и Лагосского проектов. ОАЕ была создана в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества.

Важным событием эволюции ОАЕ стала четвертая внеочередная встреча на высшем уровне Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, состоявшаяся 9 сентября 1999 г. в ливийском городе Сирте, на которой была принята Сир- тийская декларация. Главным содержанием этой Декларации было предложение о создании Межафриканского союза. В апреле 2000 г. юристы и парламентарии провели рабочую встречу в Эфиопии, а в конце мая того же года – в столице Ливии (г. Триполи). В результате этих встреч был подготовлен доклад, который затем был обнародован на первой встрече министров ОАЕ по рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением Сиртийской декларации.

В июле 2000 г. в столице Того (г. Ломе) был принят Учредительный акт о создании АС. В учредительном акте АС была предусмотрена реализация мероприятий на переходный период – в течение еще одного года действовал Устав ОАЕ "с тем, чтобы обеспечить принятие ОАЕ/АС необходимых мер, связанных с передачей дел Африканскому союзу, и решения всех возникающих в связи с этим процессом вопросов" (п. 1 ст. 33). Создание АС и замена им ОАЕ придали новый импульс процессу укрепления прежде всего экономической основы интеграции, начало которому было положено подписанием Договора о создании Африканского экономического сообщества (АЭС), так называемый Договор Абуджи (Абуджа – столица Нигерии). Таким образом, АС стал играть более заметную роль как в политической, так и в экономической области, точно так же, как и Европейский союз.

Высшим органом АС является Ассамблея, которая состоит из глав государств и правительств или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не менее двух раз в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состава глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия:

  • – она определяет общую политику АС; рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами АС;
  • – рассматривает вопрос о членстве в организации; учреждает новые органы АС;
  • – осуществляет контроль за реализацией политики и решений АС, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
  • – принимает бюджет АС;
  • – дает указания Исполнительному совету по поводу урегулирования конфликтов и других чрезвычайных ситуаций и восстановления мира;
  • – назначает и снимает с должности судей Суда АС;
  • – назначает председателя комиссии и его заместителей, комиссара комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.

Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

С целью укрепления дальнейших интеграционных процессов в 2004 г. был создан Панафриканский парламент, который призван стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в г. Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 54 государств – членов АС.

Исполнительный совет АС состоит из министров иностранных дел или других министров – государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи Исполнительного совета в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайные сессии. Исполнительный совет занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществлением политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несет перед ней ответственность.

Сфера деятельности и ответственности Исполнительного совета включает: внешнюю торговлю; энергетику, промышленность и природные ресурсы; продовольствие, сельскохозяйственные продукты, животноводство и лесную промышленность; водные ресурсы и ирригацию; защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; транспорт и коммуникации; страхование; образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов; науку и технологии; гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы; социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; учреждение системы африканских премий, медалей и призов.

Решения Исполнительного совета, как и Ассамблеи, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом: Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов; Комитет валютных и финансовых дел; Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов; Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды; Комитет транспорта, коммуникаций и туризма; Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов; Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.

В рамках АС действуют и другие органы:

  • – Африканский суд;
  • – Комиссия АС;
  • – Комитет постоянных представителей;
  • – Экономический, социальный и культурный совет;
  • – Совет мира и безопасности.

Планируется создать Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд, Африканский инвестиционный банк.

В рамках АС также функционирует африканская система защиты прав человека, которая базируется на следующих международных правовых актах:

  • – Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и протоколы к ней – Протокол об Африканском суде о правах человека и народов 1998 г. и Протокол Мапуту о правах женщин в Африке 2003 г.;
  • – Конвенция ОАЕ о регулировании специфических аспектов проблем беженцев в Африке 1969 г.;
  • – Африканская культурная хартия 1976 г.;
  • – Хартия африканского культурного возрождения 2006 г. (призвана заменить Хартию 1976 г.);
  • – Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г.;
  • – Африканская хартия молодежи 2006 г.;
  • – Кампальская конвенция о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи 2009 г. и др.

Африканская система защиты прав человека включает в себя и организационные правозащитные структуры:

  • – Африканскую комиссию по правам человека и народов;
  • – Африканский суд по правам человека и народов;
  • – Африканский комитет экспертов по правам и основам благосостояния ребенка .

В рамках Африканской комиссии по правам человека и народов функционируют специальные процедуры по защите прав человека.

Секретариат АС и Комиссия АС расположены в АддисАбебе (Эфиопия).

Организация исламского сотрудничества (ОИС) – международная организация, объединяющая 57 государств мира (в том числе шесть членов СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) по религиозному признаку и являющаяся второй после ООН по численному составу. Российская Федерация является наблюдателем в этой организации с 30 июня 2005 г. Это, по существу, межрегиональное объединение. ОИС до 28 июня 2011 г. именовалась как Организация Исламская конференция (ОИК), но решением участников 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИК, проходившем в Астане 28–30 июня 2011 г., переименована в ОИС.

Организация была основана в 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в г. Рабат с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. ОИС является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной исламской международной организацией. Цели создания ОИС : сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц.

Руководящие органы ОИС.

  • – встреча королей, глав государств и правительств (саммит);
  • – конференция министров иностранных дел;
  • – генеральный секретариат;
  • – вспомогательные органы.

Встреча королей, глав государств и правительств (саммит) определяет общую политику мусульманских государств. Подобные встречи проводятся раз в три года.

Конференция министров иностранных дел проводится ежегодно. При необходимости созываются внеочередные конференции.

Генеральный секретариат является исполнительным органом ОИС. Главой секретариата является Генеральный секретарь, который избирается конференцией министров иностранных дел на четырехлетний срок. Полномочия Генерального секретаря могут быть продлены только один раз. У Генерального секретаря четыре заместителя: по политическим вопросам, по науке и технологиям, по экономическим вопросам, по социальным, культурным и информационным вопросам. Помимо заместителей есть директор кабинета, который организует чисто техническую работу секретариата.

В составе Генерального секретариата действует ряд отделов: социально-экономический, но науке и технике, по делам Азии, по делам Африки, по международным вопросам, информации, по правам человека и делам религиозных меньшинств, по делам мусульманских неправительственных организаций и др.

При ОИС действует ряд автономных организаций, созданных по решениям ее конференций и деятельность которых координируется Генеральным секретариатом: Исламский банк развития; Исламское агентство новостей; Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств; Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам; Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям; Исламский фонд научно-технического развития; Центр по исследованию исламского искусства и культуры; Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму; Исламская торгово- промышленная палата; Организация исламских столиц;

Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям; Комитет исламской солидарности с мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля; Исламская ассоциация судовладельцев; Исламский центр развития торговли; Исламский фонд развития; Исламский суд справедливости; Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры.

В рамках ОИС ведется работа по созданию региональной системы защиты прав человека.

Так, в июне 2005 г. в ОИС была принята Конвенция о правах детей в исламе, а в июне 2011 г. на 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИС, проходившей в Астане, была принята резолюция 2/38-LEG о создании Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС, приложением к которой стал Статут Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС. В состав комиссии войдут 18 экспертов. В полномочия комиссии не входит рассмотрение индивидуальных жалоб, она будет проводить исследования по приоритетным вопросам защиты прав человека и координировать усилия по обмену правозащитной информацией между государствами – членами ОИК.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – региональная организация, объединяющая 10 стран Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. АСЕАН была учреждена 8 августа 1967 г. на основании Бангкокской декларации. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Целями АСЕАН указанная Декларация объявляла: укрепление мира и региональной стабильности; ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран региона.

Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г., когда были подписаны три документа:

  • – Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии;
  • – Декларация о согласии;
  • – Соглашение об учреждении постоянного Секретариата АСЕАН.

С этого момента АСЕАН обрела организационные структуры для осуществления своей деятельности, принципы своей деятельности и программу действия.

В 1984 г. Бруней стал шестым членом АСЕАН. В 1995 г. в АСЕАН вступил Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, а в 1999 г. – Камбоджа. Ассоциация превратилась из первоначально субрегиональной организации в региональное объединение всех государств Юго-Восточной Азии (кроме Восточного Тимора).

В 2003 г. была принята вторая Декларация согласия, основу которой составляла концепция "Видение АСЕАН 2020". В этом документе АСЕАН объявила о своих планах создать к 2020 г. Сообщество АСЕАН, которое будет иметь три опоры: Сообщество безопасности, Экономическое Сообщество и Сообщество по социально-культурным вопросам (принятием в 2007 г. Декларации Себу этот срок был перенесен на 2015 г.).

На реализацию этой задачи нацелена Вьентьянская программа действий, принятая на 10-м саммите АСЕАН в 2004 г. В качестве приоритетных направлений деятельности Ассоциации на перспективу Программа определяет достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее членов.

Переломное событие в истории АСЕАН произошло в 2008 г., когда вступил в силу ее Устав. С принятием Устава АСЕАН стала полноправным субъектом международного права (ст. 3). Заметно укрепляется структура руководящих органов Ассоциации. В соответствии с ст. 7 Устава Саммит АСЕАН, проводимый на уровне глав государств и правительств государств-членов, является высшим политическим органом АСЕАН. Саммиты рассматривают и разрабатывают основные направления политики и принимают решения по ключевым вопросам, затрагивающим цели АСЕАН, составляющим сферу интересов государств-членов, а также вопросам, переданным на рассмотрение Саммита Координационным советом АСЕАН, советами Сообщества АСЕАН и министерскими органами АСЕАН.

Координационный совет АСЕАН согласно ст. 8 Устава состоит из министров иностранных дел АСЕАН и проводит свои заседания как минимум два раза в год. К функциям Координационного совета АСЕАН относятся: подготовка Саммитов АСЕАН; координация исполнения соглашений и решений Саммита АСЕАН: согласование позиции с советами Сообщества АСЕАН с целью укрепления политических связей, эффективности и взаимодействия между ними; передача докладов советов Сообщества АСЕАН на рассмотрение

Саммита АСЕАН; рассмотрение ежегодных докладов Генерального секретаря о работе АСЕАН; утверждение назначения и снятия с должности заместителей Генерального секретаря по рекомендации Генерального секретаря; осуществление иной деятельности, предусмотренной Уставом или предписанной поручениями Саммита АСЕАН. На ключевых направлениях интеграции (политика и безопасность, экономика, социально-культурное сотрудничество) созданы три совета на уровне руководителей профильных министерств и ведомств, которые должны докладывать главам стран АСЕАН о ходе строительства Сообщества АСЕАН по своим направлениям. Для реализации целей каждой из трех опор Сообщества АСЕАН каждый совет Сообщества АСЕАН должен обеспечивать исполнение решений Саммита АСЕАН и согласовывать работу в различных областях, составляющих сферу их компетенции, а также затрагивающих полномочия других советов Сообщества (ст. 9).

Значительно повышена роль Генерального секретаря АСЕАН, который пользуется статусом министра. Его кандидатура утверждается решением Саммита АСЕАН по представлению Координационного совета на один срок в пять лет без права переизбрания. Согласно ст. 11 Устава АСЕАН он наделен не только функциями главного должностного лица, но и полномочиями представлять АСЕАН на международной арене.

Под руководством Генерального секретаря работает Секретариат, аппарат которого укреплен квалифицированными специалистами. Они должны работать исключительно в интересах АСЕАН. В и. 8 ст. 11 Устава АСЕАН специально подчеркивается, что Генеральный секретарь и персонал Секретариата должны не запрашивать и не получать инструкции от любого правительства или иного внешнего субъекта вне рамок АСЕАН.

Государства-члены обязуются уважать исключительный характер ответственности Генерального секретаря и членов персонала Секретариата и не пытаться воздействовать на них при выполнении ими своих обязанностей.

В соответствии со ст. 13 Устава АСЕАН каждое государство-член АСЕАН учредило Национальный секретариат АСЕАН, который должен служить центральным учреждением АСЕАН в государстве-члене. А также оно должно направить Постоянного представителя в ранге посла для представительства в АСЕАН в Джакарте (Индонезия), из числа которых создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН (ст. 12).

В случае возникновения разногласий вокруг выполнения тех или иных договоров и соглашений стороны могут обращаться к независимому органу, который уполномочен выносить решения. Стороны в споре также могут запрашивать Председателя АСЕАН либо Генерального секретаря АСЕАН об оказании добрых услуг, содействии в примирении или посредничестве (ст. 23). Согласно ст. 26 Устава АСЕАН, если после применения вышеперечисленных процедур спор остается неразрешенным, то он подлежит направлению на рассмотрение Саммитом АСЕАН.

В ст. 21 Устава АСЕАН закреплен новый порядок принятия и исполнения решений по экономическим вопросам (принцип консенсуса). Но если консенсус окажется невозможным, то действует формула гибкого участия, включая формулу "АСЕАН Минус X", если об этом будет достигнута договоренность.

Статья 14 Устава АСЕАН предусматривает создание органа по правам человека, который "должен действовать в соответствии с кругом полномочий, которые будут определены Совещанием министров иностранных дел АСЕАН".

Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН было принято 20 июля 2009 г., а в октябре 2009 г. на 15-м саммите АСЕАН были назначены члены комиссии. Межправительственная комиссия по правам человека АСЕАН – первый международный региональный орган, ответственный за защиту, поощрение и имплементацию прав человека в Азии.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – субрегиональная межправительственная организация, которая была основана в 2001 г. лидерами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии. Ее совокупный демографический состав – четвертая часть населения планеты. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 г. Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом ШОС.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации.

Совет глав правительств государств – членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств – членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа – Секретариат в Пекине под руководством генерального секретаря и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте, возглавляемый директором.

Генеральный секретарь и директор Исполнительного комитета назначаются СГГ сроком на три года.

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. 7 июня 2001 г. в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников ШОС было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. ШОС не является и не намерена становиться военным блоком, однако растущая опасность "терроризма, экстремизма и сепаратизма" делают необходимым привлечение вооруженных сил. Основными целями ШОС являются: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участниками; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

  • См.: Абашидзе А. X., Солнцев А. М. Юбилей африканской системы по правам человека и народов // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 22-25.

Африканские международные организации

Существует довольно много международных африканских организаций регионального формата. Этот континент, как и другие регионы планеты, не обошла волна образования региональных и субрегиональных структур, сориентированных на создание экономических группировок государств, общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и финансовых союзов и т.п.

Ключевой организаций Африки остается Организация африканского единства, преобразованная и переименованная в 1999 в Африканский союз. Кроме общей экономической платформы -африканский союз провозгласил активное участие в политичесой жизни континента, особенно в преодолении сложных межгосударственных и межэтнических конфликтов. В новом качестве организация представляется не только форумом солидарности борьбы с проявлениями колониализма, но и как прообраз континентального политического союза и будущего единого африканского рынка.

Африканский союз является наследником и преемником Организации африканского единства (ОАЕ), которая несколько десятилетий была главной на континенте. 25 мая 1963 г. коцференции глав государств и правительств африканских стран в Адцис-Абебе приняла Хартию ОАЕ.

В ОАЕ были представлены все государства континента и прилегающих к нему островов (включая Мадагаскар и Мавританию кроме временно исключенного Марокко.

Семь уставных принципов ОАЕ определяли ее направленность: равенство; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение суверенитета, территориальной целостности и неотъемлемого права на независимость; мирное урегулирование всех противоречий путем переговоров, посредничества, примирения и решения третейских судов; решительное осуждение политической подрывной деятельности; борьба за полное освобождение зависимых африканских территорий; следование политике неприсоединения.

Основными структурными учреждениями Организации африканского единства были Ассамбпея глав государств и правительств -верховный орган, разрабатывавший и проводивший политический курс, который собирался раз в год; Совет министров иностранных дел; Панафриканский парламент; Экономическая и социальная комиссия; Генеральный секретариат; Арбитражная, регулирующая и посредническая комиссия; Комитет координации помощи национально-освободительным движениям в Африке и ряд специальных комитетов: по экономическим и социальным вопросам; по науке, культуре, образованию и здравоохранению; по обороне.

В 1983 г. Ассамблея глав государств и правительств ОАЕ создала «механизм по предупреждению, регулированию и разрешению конфликтов» путем посылки гражданских и военных миссий наблюдателей.



В развитие инициатив ОАЕ Африканский союз предпринял ряд экономических и политических мер, закрепленных в декларации конференции по безопасности, стабильности, развитию и сотрудничеству (2000 г), Конституционном акте Африканского союза (одобрен на саммите в Ломе в 2000 г. и вступил в силу в 2001 г.), Новом партнерстве африканского развития, документе, принятом в качестве программы на саммите в Лусаке в 2001 г.

Органы АС:

Ассамблея глав государств и правительств; ее первая сес-сия состоялась в 2002 г. в Дурбане, где была определена институ-циональная структура организации. В ней отражены наработки ОАЕ и стремление создать более эффекгивную, интефированную модель.

Исполнительный совет (в него входят назначенные каждым правительством специальные министры).

Комиссия АС состоит из председателя, его заместителя и восьмк комиссаров, отвечающих за различные направления сотрудничества (поддержание мира и безопасности, политичес-кие вопросы, инфраструктура и энергетика, социальные вопро-сы, человеческие ресурсы, наука и технологии, торговля, сельс-кое хозяйство; экономика).

Комитет постоянных представителей.

Панафриканский парламент.

Экономический и социальный совет (консультативный орган, состоящий из экспертов и различных профессиональных групп).

Членами Африканского союза являются 53 страны (2004 г.): Алжир, Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д"Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Централь-ноафриканская Республика, Чад, Экваториальнәя Гвинея, Эрит-рея, Эфиопия, ЮАР.

Рабочие языки - арабский, английский и французский.

Местопребывание секретариата - Аддис-Абеба.

Михаил Маргелов призвал ООН разработать механизм национального примирения в субсахарской зоне.

Спецпредставитель Президента РФ по Африке, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов представил российские подходы к урегулированию кризиса в субсахарской зоне на встрече со Спецпосланником Генерального секретаря ООН по региону африканского Сахеля Романо Проди .

«Россия исходит из того, что только сами африканцы могут и должны решать свои проблемы. Мировому сообществу следует только поддерживать их в этом, создавать необходимые условия», - сказал сенатор. В этой связи он высоко оценил рост значимости Африканского союза (АС). «Недавний саммит Афросоюза в Эфиопии показал, что организация стала более активной и эффективной, готовой играть ключевую роль в урегулировании существующих конфликтов».

АС и ООН должны продолжать работать вместе в реализации совместных миротворческих проектов, как например успешная совместная миссия в Дарфуре, убежден спецпредставитель российского лидера. Он также считает важным, что контртеррористическая операция в Республике Мали проводится силами Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) при поддержке французского воинского контингента.

Оценивая обстановку в зоне Сахеля, Михаил Маргелов отметил, что дестабилизирующими факторами являются бесконтрольный поток дешевого оружия из послереволюционной Ливии, а также появление новых маршрутов доставки наркотиков из Латинской Америки, которые пролегают через Африку. События «арабской весны» послужили искрой для тлевшей десятки лет проблемы Сахеля – одной из сложнейших и наиболее чувствительных в международных отношениях, констатировал он.

«Сегодня в субсахарской зоне действует несколько вооруженных группировок, которые позиционируют себя как политические движения. В сущности это боевики, прикрывающиеся политическими лозунгами», - охарактеризовал Михаил Маргелов происходящее в Мали и приграничных странах. При этом он особо обратил внимание, что нестабильность в Мали тесно взаимосвязана с ситуацией в Дарфуре и даже Сомали, поскольку на этих территориях живут близкие племена. «Негативным образом сказывается и неурегулированность проблемы Западной Сахары». Таким образом, нестабильность в субсахарской зоне – это мозаика из целого ряда конфликтов, подчеркнул сенатор.

Спецпредставитель президента РФ по Африке убежден, что военного решения у этого кризиса нет и быть не может, так как такое вмешательство может решить проблему лишь на время. «Для преодоления кризиса необходимо запустить механизм национального примирения», - считает он.

При этом Михаил Маргелов предложил использовать опыт политического примирения, накопленный как некоторыми странами Африки, так и мира в целом. «Мировому сообществу нужно начать с мер, которые позволят инициировать этот процесс. Важно работать без промедления и созидательно», - указал он.

«Россия готова предпринимать усилия как в рамках СБ ООН, так и в контактах со странами Африки. Мы оказываем, в том числе, финансовую поддержку мирным процессам на континенте». В качестве примера спецпредставитель российского лидера напомнил о значительном взносе РФ в Фонд мира Афросоюза. «Мы продолжим оказывать финансовую помощь этой структуре».

На двустороннем треке Россия активизирует политический диалог со странами Африки. Михаил Маргелов заметил, что в марте на «полях» саммита БРИКС в ЮАР по инициативе президента этой страны состоится конференция лидеров различных африканских стран. «Таким образом, у нас будет возможность обсудить вопросы сотрудничества и мирного урегулирования на высшем уровне в столь широком составе».

Романо Проди разделил прозвучавшие оценки ситуации в Африке. Он выразил серьезную озабоченность ростом террористической угрозы в Мали, согласившись, что кризис подпитывается за счет нестабильности в соседних странах. Для ООН важно гарантировать выполнение задач поставленных перед спецоперацией в Мали, сказал он. По оценке спецпосланника Генерального секретаря ООН, там сегодня происходит распад государства и военные столкновения между новыми образованиями. «Мы должны приложить все усилия, чтобы восстановить порядок и целостность страны».

Эмиссар ООН также указал на важность совместных действий всего мирового сообщества в Африке. «Континент не должен превратиться в поле боя, как в период «холодной войны». Мы в одной лодке и должны действовать сообща». Он также обратил внимание на экспансию Китая в Африке, который пока действует активнее других внешних игроков.

Название:

Африканский Союз, АС, AU

Флаг/Герб:

Статус:

общеконтинентальная политическая и социально-экономическая организация

Структурные подразделения:

Ассамблея глав государств и правительств,
Комиссия Африканского Союза,
Всеафриканский парламент,
Африканский валютный фонд,
Африканский центральный банк,
Африканский инвестиционный банк, а также образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий из представителей различных неправительственных организаций и профессиональных групп)

Деятельность:

Экономическая интеграция,
содействие развитию интеграционных процессов

Официальные языки:

Страны-участницы:

Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Замбия, Западная Сахара, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские острова, Конго (Браззавиль), Конго (Дем. Република), Кот-д’Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, ЦAР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, ЮАР

История:

Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9-10 июля 2002 в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки» – New Partnership for Africa’s Development) – новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).

Случайные статьи

Вверх