Вальдорфская методика. Что может дать родителям вальдорфская методика

Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, рассматривая в том числе варианты нестандартных и альтернативных подходов. К их числу относится вальдорфская педагогика – довольно спорная и широко обсуждаемая методика, которая имеет и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов. Предлагаем узнать о ней подробнее.

Что это такое?

Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора.

Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей. Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть.

История школы

Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру. Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии. Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.

Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы. Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.

Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.

Принципы и концепция

Вальдорфская концепция обучения и воспитания исходит из того, что любая рациональная деятельность ребенку вредна, мир он должен постигать не за партой, а в процессе трудовой или творческой деятельности. Поэтому младшие школьники вместо уроков нередко мастерили игрушки или занимались сельскохозяйственной работой.

Система опиралась на следующие принципы педагогики.

  • Дети непременно должны быть окружены искренней любовью.
  • Пример взрослого. Штайнер был уверен, что в хорошей работящей семье не может вырасти «плохой» ребенок, ведь взрослые будут подавать ему положительный пример.
  • Активное использование игровой деятельности. В процессе игры ребенок получает удовольствие, и это очень хорошо, поскольку именно в атмосфере счастья формируется гармоничная личность.
  • Применение игрушек, которые сделаны из природных материалов (желудей, ракушек) своими руками. Сам процесс изготовления помогает развивать фантазию и стимулировать творческие проявления учеников.
  • Организация жизни группы подчинена определенному ритму. Присутствует режим дня, который составлен в ненавязчивой форме с возможностью выбора, периодически проводятся веселые праздники. День представляет собой чередование «вдохов» (обучение с воспитателем) и «выдохов» (свободной игры детей). Есть также ритм недели (в каждый день – свой вид деятельности), года (каждый сезон связан с определенным родом труда).
  • Любой ребенок – индивидуальность, с этим необходимо считаться.

Говоря кратко, вся концепция необычной школы состоит в том, чтобы дать малышу возможность как можно дольше задержаться в детстве. Но одновременно – развиваться, получать полезные для дальнейшей жизни умения и навыки в веселой, ненавязчивой форме. Целью обучения является раскрытие природных способностей каждого ученика, обретение им веры в собственные силы.

Отношение к запретам и оценкам

  • если идея малыша опасна для него самого;
  • если задумка способна причинить вред другим детям;
  • когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.

Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.

Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.

Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.

Методы реализации

Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников. Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития». Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.

Чаще всего использовались такие приемы:

  • для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия;
  • обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение;
  • практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства.

Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.

Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.

Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.

Использование в современной педагогике

Многие идеи вальдорфской педагогики были взяты на вооружение иными течениями и направлениями. В частности это совмещение начального образования с профессиональной ориентацией. Поэтому в отдельных современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях.

Сейчас такие школы есть во многих странах мира:

  • Голландии;
  • Германии;
  • России (здесь школ более 30, детских садов – около 60);
  • Японии;
  • Швейцарии;
  • Великобритании.

Издается специализированная литература, позволяющая подготовить кадры к столь необычной работе. Все это говорит о том, что идеи продолжают жить. Известно, что к числу выпускников подобных учебных заведений относятся люди, которые сумели завоевать свое место в мире: это Сандра Баллок, Рудгер Хауэр, обладатель Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие. Всего в современном мире более 2000 школьных и дошкольных учебных заведений, основанных на вальдорских принципах.

Плюсы методики

Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.

Также к числу преимуществ относится:

  • эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
  • ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
  • воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
  • знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.

Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.

Минусы системы

Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.

Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.

  • Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
  • Перевод ученика в стандартное учебное заведение будет сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка станет шоком появление оценок, домашних заданий и огромного потока информации.
  • Некоторые видят в системе черты секты, а тот факт, что основатель, Штайнер, увлекался оккультизмом, лишь укрепляет их веру.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: Вальдорфская педагогика может быть рассмотрена как отличная альтернатива стандартной школе. Поскольку в России такие школы вынуждены получать лицензии, то оценки там же ставят и все стандарты соблюдают.
Как педагог, побывавший в подобной школе, могу сказать, что наиболее важным принципом обучения является освоение знаний, а не заучивание. Например, буквы дети учат ассоциируя её звук с каким-то явлением, протанцовывая её или даже вылепливая. То есть примерно так, как она была придумана. Дроби они проходят, разделяя на части самоприготовленные блины. Поэтому знания здесь отличаются своей глубиной.

Как мама могу заметить, что детей в этих школах действительно слышат и любят. Они редко ведут себя здесь неадекватно, потому что им просто не за чем это делать. Они полностью удовлетвлряют собственные эмоциональные потребности.

Но такая школа подходит не всем семьям. Вот детям, наверное всем. Но родители часто не готовы к такому подходу. Потому что в вальдорфской педагогике родитель включён в жизнь школы. Участвует в её праздниках, узнает вместе с ребёнком много нового, ходит в походы.

Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.

Вальдорфская педагогическая система - одна из самых известных альтернативных методик школьного обучения в мире, цель которой - формирование гармоничной и целостной личности. Особенность данного подхода в том, что основным критерием успешности ребёнка не считается объём усвоенных им знаний. Важнее познание учениками собственной человеческой природы и разностороннее раскрытие их творческого потенциала.

Что такое вальдорфская педагогика

Вальдорфская система - явление в России относительно новое. Как и откуда появилась эта методика и в чём её основные особенности?

Цели, задачи и принципы. Философия Штайнера

Вальдорфская педагогика базируется на антропософии австрийского философа Рудольфа Штайнера (1861–1925). Главной целью образования, с его точки зрения, является появление на свет «мудрого человека», который преодолевает свою животную природу и раскрывает в себе божественный источник жизни. Таким образом, обучение и воспитание становятся инструментами в руках мастера, воплощающего чистый и возвышенный образ, по которому человек был задуман изначально.

Ключевым является понятие единства развивающей триады - восприятия, чувства, мысли.

Цель - развить природные способности ребёнка, помочь ему поверить в собственные силы.

Задачи и постулаты вальдорфской педагогики

  1. Обучение в согласии со своим внутренним миром и единстве духовного, умственного и физического развития.
  2. Эмоционально насыщенные, живые, пробуждающие творческую фантазию и воображение уроки.
  3. У детей есть не только пытливый ум, но и умелые руки и открытое сердце, и обращаться с детьми надо соответственно.
  4. Внимание к становлению личных качеств характера, которые подготовят выпускников к жизни в сложном и противоречивом мире. Развитие способности самостоятельного критического мышления, трепетного отношения к гармонии и красоте.

Полный потенциал личности раскрывается при прохождении через три основных возрастных этапа жизни: детство, отрочество и юность .

На каждой стадии развития интересы ребёнка, его возможности и доступные ему способы познания мира различны. В детстве приоритетно физическое тело, познание происходит через органы чувств, поэтому основной метод обучения - имитация. Малыш не должен испытывать недостаток в обилии звуков, света, цвета, ничто не должно сдерживать его движения, его должны окружать красивые вещи. У каждого возрастного периода свои потребности, понимание которых должно стать основой образовательных программ и планов. Гармоничное развитие ориентируется на развитие личности в целом, а не отдельных её граней.

Особенности подхода к образованию

У вальдорфской системы образования есть характерные черты, отличающие её от обычной школы.

Ценность индивидуальности ребёнка

В вальдорфской системе приоритетным является не столько интеллектуальное развитие, сколько ощущение внутреннего комфорта ребёнка, осознание им своей индивидуальности, обретение своего места в мире. Поэтому принципиально важно создать атмосферу детской солидарности и уважительных отношений с воспитателем, который свой авторитет у детей должен заслужить постоянным самосовершенствованием. Вальдорфская система славится своим традиционным демократизмом, здесь в почёте принцип равенства, отсутствует разделение по расовому, религиозному, материальному или другому социальному признаку. Такой подход позволяет устранить проблему психологических комплексов, в том числе комплекса неполноценности.

Вальдорфская система начинает работать с детьми, когда им исполняется три года. Группы в её детских садиках организованы по принципу большой и дружной многодетной семьи. В группе может быть до двадцати детей (от 3 до 6 лет): старшие поддерживают младших и помогают им, а малыши подражают старшим и учатся у них. В школе обучение начинается с семи лет и традиционно продолжается 11–12 лет.

Вальдорфская школа ценит прежде всего неповторимую личность каждого ученика

Вальдорфские педагоги не являются сторонниками идеи форсированного интеллектуального развития и методик раннего обучения. В школе избегают неоправданно большой механической нагрузки на память, полагая, что трансляция извне готовых знаний - это бесполезная практика как для ума, так и для сердца. Порядок обучения и нагрузка должны быть соизмеримы с возрастными, индивидуальными особенностями развития ребёнка, поэтому логика процесса в целом должна подчиняться периодам естественной заинтересованности малыша к определённому виду деятельности. В вальдорфском детском саду не учат письму и счёту, полагая, что для маленького ребёнка более органично идти к познанию через эмоции и образы, а не абстракции в виде цифр и букв. Однако малыши много времени уделяют урокам лепки, вязания или вышивания, на которых приобретают полезные практические навыки и развивают мелкую моторику.

Игровая деятельность

Вальдорфская система считает игру одним из лучших средств организации учебного процесса. Большой арсенал игр включает в себя как несложные забавы на пять минут, так и большие сюжетные игры со свободой импровизации. В зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом, а также возраста его учеников, можно подобрать наиболее подходящий к учебной ситуации вариант.

Познание мира через практический опыт

Знание не должно быть оторвано от реальности, в которой живёт человек - вот ещё один тезис вальдорфского подхода. Дети ходят на экскурсии, разыгрывают спектакли, учатся печь хлеб, выращивать урожай и возводить здания.

Уроки домоводства по-вальдорфски

Лепка, приготовление пищи, вязание - этим не удивишь современных школьников. Но многие ли строят настоящие, хоть и небольшие, хижины? Или изготавливают посуду своими руками?

Каждый 3 класс проходит эпоху строительства дома

Костюмированные праздники

На празднике дети поют песенки про фонарики и гномиков и устраивают сказочное шествие по улице Так проходит праздник встречи весны в вальдорфской школе Пример костюмированного театрализованного представления с участием детей и родителей

Для вовлечённости детей в мировую культуру школа любит устраивать костюмированные постановки и праздники, посвящённые тем или иным обычаям и верованиям разных народов. Перед началом каникул все классы проводят отчётные концерты для родителей и гостей школы, а в вестибюле в это время организовываются выставки одежды, которую сшили дети, мастерски изготовленных игрушек, самых аккуратных и образцовых тетрадей, глиняной посуды и т. д.

Организация пространственной среды

Вальдорфский подход к обустройству пространства не приемлет наличие современных технических устройств, таких, как компьютер, телевизор и т. д. Для полноценного и здорового развития ребёнка необходима гармоничная, творческая и спокойная атмосфера. Игровое пространство оснащается мебелью из натурального материала (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла, открытые полки с корзинами, где лежат материалы для рукоделия); стены и окна художественно оформляются текстилём в тёплой, светлой цветовой палитре.

Вальдорфский учитель

Преподавание базируется на принципе подражания, преемственности и личного примера учителя. С 6 до 14 лет за классом закреплён один классный руководитель, каждое утро он радушно встречает детей и проводит двухчасовой урок без перемены, но и после 14 лет учащийся может рассчитывать на заботливую помощь и своевременную поддержку своего наставника. Таким образом, ребёнок всё детство и юность находится под покровительством одного человека, который успевает глубоко изучить личностные особенности и индивидуальные потребности каждого подопечного. Такая традиция обеспечивает психологическую стабильность и максимальное раскрытие творческих способностей ученика. Педагог, в свою очередь, получает дополнительный источник вдохновения и мотивации, поскольку может наблюдать конечный результат своей профессиональной деятельности.

Отказ от учебников

Учебники почти не используются, лишь в старших классах они допускаются в качестве дополнительной литературы по основным предметам. Место традиционных учебников занимает так называемая рабочая книга, аналог личного дневника, куда записывается осмысленный опыт, приобретённый школьником в процессе обучения. В первом классе вальдорфской школы дети начинают печатать буквы и рисовать формы, используя восковые мелки. Специально разработанные для детской руки, они дают достаточные силу трения и сопротивление движению на бумаге - это помогает ребёнку держать процесс письма под контролем.

Отказ от состязательности характера обучения и оценок

Оценки в конце четверти заменены детальным индивидуальным отчётом, подробной характеристикой на каждого ученика. Однако ученику, переходящему в обычную школу, выдают табель с оценками.

Внутришкольное управление

Школа во многом опирается на идею коллегиальности: решения обсуждаются совместно всеми сотрудниками, порой к этому привлекают и родителей. Этот принцип выражен здесь сильнее, чем в обычной школе, и иногда приводит к своим проблемам: коллегиальность снижает чувство индивидуальной ответственности.

Плюсы и минусы вальдорфской методики

Вальдорфская педагогическая концепция, несмотря на большое количество преимуществ перед обычной школой, всё же сталкивается со своими проблемами.

Достоинства

  • Тёплая, располагающая атмосфера домашнего уюта.
  • Компактные классы, в которых предлагают индивидуальный подход и пристальное внимание к каждому ребёнку.
  • Отсутствие травмирующего фактора оценки, следовательно, страха перед учёбой.
  • Тесный контакт и сотрудничество с родителями, консультирование и необходимая помощь.
  • Для учеников занятия проводятся в увлекательной живой форме, что стимулирует познавательные и творческие способности.
  • Прививаются практические навыки жизни, развиваются качества самостоятельного критического мышления, детей приучают к дисциплине и самоконтролю.
  • Занятия творчеством чередуются с ручным трудом и физическими упражнениями, что позволяет распределять нагрузку плавно и гибко, не переутомляя ребёнка.
  • В основе процесса познания, с точки зрения Штайнера, находится личный чувственно-сверхчувственный опыт, поэтому изучение наук, основанных на логике, анализе, техническом развитии и экспериментальной практике, недооценивается и вытесняется из учебной программы.
  • Ученики могут иметь трудности в дальнейшем, столкнувшись с требованиями стандартной системы (например, в университете или обычной школе).
  • Учение Штайнера оперирует эзотерическими понятиями, такими как «эфирные, астральные или высшие духовные тела», к которым приобщается ребёнок по мере своего духовного развития. Такой эзотерический акцент педагогической концепции Штайнера некоторые методисты считают несколько странным, кроме того, непредсказуемо опасным для интеллекта ребёнка и разрушительным для его психики.
  • Успешное образование в вальдорфской школе находится в непосредственной зависимости от степени личного профессионализма и одарённости педагога.

Для каких детей вальдорфская школа станет оптимальным вариантом

Школа больше подойдёт творчески одарённым детям, нацеленным на самореализацию в этом направлении. Кроме того, школа поможет эмоционально чувствительным детям с заниженной самооценкой преодолеть комплексы, стать более коммуникабельными и открытыми. Выпускники вальдорфских школ чаще всего профессионально успешны в таких сферах, как медицина или педагогика.

Вальдорфская система обучения

Вальдорфское образование строится на оригинальных принципах, раскрывающих сущность этого подхода.

Принцип цикличности программы

Жизнь подчиняется законам ритмичности и повторения. Эти закономерности можно наблюдать в природной смене циклов года, течении времени, а традиционный образ жизни всегда был согласован с природой. Последователи Штайнера образно представляют течение времени как ритмическое чередование «вдоха» и «выдоха». На метафорической фазе «вдоха» ребёнок усваивает неведомые ему ранее знания. Фаза «выдоха» увлекает ребёнка игрой, в которой он открывает свои чувства, реализует фантазии.

Игровая фаза «выдоха» помогает сбросить интеллектуальное напряжение и создать прекрасное настроение

Дни недели тоже складываются из последовательно сменяющих друг друга занятий - понедельник посвящён рисованию, во вторник занимаются вязанием, в среду дети увлечены лепкой, в четверг им предлагают потренироваться в мастерстве выпечки, а пятница - день генеральной уборки. Годовой цикл зависит от смены погоды, поэтому весна зовёт детей на грядки, лето - выращивать цветы, осень - собирать веточки и шишки для поделок, зима - строить всем вместе снежную крепость и проходить спортивные испытания. Такая жизнь даёт ощущение стабильности и умиротворения. Умственная деятельность утомляет и отнимает силы, считают вальдорфцы, поэтому должна ритмически должна перетекать к занятиям музыкой, живописью, гимнастикой или ремеслом.

В период начальной школы классический набор учебных дисциплин представлен в расписании в сокращённом, если не минимальном, объёме. Чтение появляется только во втором классе, до этого дети изучают буквы. В этой концепции своё понимание важности тех или иных школьных уроков: в вальдорфских школах более важными считаются дисциплины, которые в обычных школах чаще воспринимаются как второстепенные: иностранные языки, музыкальная культура, искусство, рукоделие, садоводство и т. д. Здесь доминирует убеждение, что художественная среда пробуждает живой интерес и активизирует естественные познавательные способности ребёнка.

Отдаётся предпочтение педагогической технике преподавания предметов в атмосфере художественного творчества, а не сухой интеллектуальной зубрёжке или натаскиванию без глубокого понимания. С первых дней в школе изучается два иностранных языка, благодаря чему дети приобщаются к духовному миру других народов, знакомятся с их культурными особенностями и традициями. Изучение иностранного языка, как и родного, проводится в игровой форме с песнями и стихами, театральными импровизациями на тему народных и религиозных праздников. Одновременно такие занятия ненавязчиво тренируют память, расширяют кругозор и прививают уважение к традициям предков, а также толерантность.

Фотогалерея: иллюстрации из школьной жизни

Эпоха минералогии в 6 классе заканчивается визитом в Геологический музей Эпоха минералогии в 6 классе начинается с интересного похода, игр и прогулок по лесу В конце учебного года пятиклассники выезжают на игры, которые устраивают родители и учителя Школьники соревнуются в шести видах спорта, а ещё в знании истории Древней Греции

Обучение проходит по учебным эпохам с месячными циклами изучения. Предметы делятся на еженедельные и так называемые эпохальные. Такие предметы, как русский язык и литература, история, математика, физика, химия, биология и география даются в соответствии с эпохами (блоками, каждый из которых рассчитан на 3–4 недели). Под эпохами подразумеваются не исторические периоды, а скорее разные отрасли знания: эпоха минералогии, эпоха строительства и так далее. На основном уроке эпохи, который длится примерно 2 часа, учитель добивается полного погружения ребят в материал. Итогом прохождения эпохи становится отдельная тетрадь с текстами, картами и схемами.

Расписание одной из российских школ, работающей по вальдорфской системе - таблица

день недели 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Понедельник

Урок эпохи

Подвижные игры

Немецкий./Англ

Англ./Немецкий

Урок эпохи

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Ансамбль/Эвритм

Эвритмия/Ансамб

Литература

Урок эпохи

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Физкультура

Физкультура

Садоводство

Урок эпохи

Математика

Пласт./ИЗО

ИЗО/Пласт.

Информатика

Урок эпохи

Математика

математика

Информат./Нем.

Нем./Информат.

Урок эпохи

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Математика

Математика

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Гимнастика

Живопись

Живопись

Урок эпохи

Нем./Англ.

Нем./Англ.

с/к обществознание

Вторник

Урок эпохи

Подвижные игры

Немецкий/Англ.

Урок эпохи

Англ./Нем.

Математика

Обществознание

Живопись

Живопись

Урок эпохи

Англ./Нем.

Математика

Урок эпохи

Информат/Гитара

Гитара/Информат

Нем./Англ.

Англ./Нем.

Обществознание

Урок эпохи

Литература

Нем./Англ.

Англ./Нем.

Астрономия

ИГЗ Математика

Урок эпохи

Гимнастика/Нем.

Гимнастика/Англ.

Нем./Англ.

Лоза/Дерево

Лоза/деоево

Урок эпохи

Математика

Математика

Обществознание

с/к литература, биология,физика

Урок эпохи

Обществознание

Обществознание

Литература

Физкульткра

Физкультура

Среда

Урок эпохи

Подвижные игры

Английск./Нем.

Рукоделие

Рукоделие

Урок эпохи

Нем./Англ.

Физкультура

Физкультура

Классный час

Урок эпохи

Ансамбль/Дерево

Дерево/Ансамбль

Литература

ИЗО/Рукоделие

Рукоделие/ИЗО

Урок эпохи

Нем./Англ.

Англ./Нем.

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Англ./Информат.

Англ./Информат.

ИГЗ Математика

Урок эпохи

Математика

Лоза/Дерево

Лоза/дерево

Урок эпохи

Обществознание

Англ./Нем.

Англ./Нем.

Живопись

Живопись

Урок эпохи

Нем./Англ.

Математика

Математика

с/к литература, физика

Четверг

Урок эпохи

Подвижные игры

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Математика

Литерат. чтение

Урок эпохи

Математика

Нем./Эвритмия

Эвритмия/Нем.

Урок эпохи

Англ./Нем.

Литература

Урок эпохи

Нем./Англ.

Математика

Литература

Садоводство

Урок эпохи

Обществознание

Литература

Живопись/Маски

Живопись/Маски

Ансамбль

Урок эпохи

Литература

Обществознание

Информатика

Информатика

Физкультура

Урок эпохи

Математика

Математика

Англ./Нем.

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Физкультура/Нем.

Англ./Физкультура

Математика

с/к математика, история

Пятница

Урок эпохи

Подвижные игры

Математика

Англ./Нем.

Литер. чтение

Урок эпохи

Литература

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Математика

Обществознание

Англ./Нем.

Урок эпохи

Англ./Гимнастика

Гимнастика/Нем.

ИЗО/Дерево

ИЗО/Дерево

Литература

Урок эпохи

Математика

Классный час

Литература

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Литература

Социально-

Обществознание

с/к Химия

Обществознание

Урок эпохи

Англ./Нем.

Англ./Нем.

художественные

История икусств

Урок эпохи

Пластицирование/переплёт

Пластицирование/переплёт

Суббота

Урок эпохи

Подвижные игры

Рисование

Рисование

Урок эпохи

Дерево/Англ.

Англ./Дерево

Рукоделие

Рукоделие

Урок эпохи

Рукоделие/ИЗО

ИЗО/Рукоделие

Нем./Англ.

Литература

Урок эпохи

Астрономия

Дерево/Пластицир

Пластицир/Дерево

Урок эпохи

Нем./Маски

Нем./Маски

Живопись/Англ.

Живопись/Англ.

Урок эпохи

Литература

Классный час

Немец./Англ.

Немецк./Англ.

с/к Биология

Урок эпохи

Информатика

Информатика

Литература

Литература

с/к история

Урок эпохи

Англ./нем.

Англ./нем.

Классный час

Пластицирование/переплёт

Эта таблица даёт более полное представление о специфике учебного процесса. Каждая школа имеет своё расписание с вариативностью предметов и учебной нагрузки.

Художественное творчество как средство гармоничного развития личности

Художественная деятельность ребёнка вальдорфской школы включает разнообразную и насыщенную программу: рисование, лепка, музыка, театрализованные постановки. Этой сфере жизни детей уделяется подчёркнуто повышенное внимание, поскольку именно с её помощью происходит реализация главного вальдорфского мировоззренческого принципа о восприятии человека в единстве душевного и телесного начал. Энтузиазм, увлечённость детей жизнью закладывается путём вовлечения их в художественную активность, где происходит слияние душевных порывов с каждой клеточкой тела, пробуждается глубинный инстинкт познания окружающего мира.

Ученикам часто дают задание порисовать на свободную тему

С первых дней пребывания в вальдорфской школе дети начинают осваивать изображение простых форм, которые они наблюдают в природе (снежинки, листики, кисть руки). В живописном рисунке поощряется обнаружение геометрических форм. Во время уроков эвритмии играют в «движение по спирали», очерчивают в беге «восьмёрку», а затем телесную память воспроизводят в живописной импровизации на уроке рисования. Во время упражнений в изучении форм учеников подводят к осознанию понятий «внешнее» и «внутреннее», просят подобрать зеркальное изображение, и тогда обычное рисование форм становится не просто увлекательным занятием, а ещё и открывает глубинные тайны мира.

Фотогалерея: художественное творчество учеников школы

Своё восприятие дети передают через рисунок С первых дней в школе дети учатся изображению простых форм, наблюдаемых ими в природе Во время упражнений по изучению форм дети подбирают зеркальное изображение

Живопись прекрасно способствует исцелению эмоциональной неуравновешенности, в цвете выплёскиваются чувства возбуждения или подавленности. Легковозбудимый, импульсивный ребёнок будет рисовать в горячей палитре огненных оттенков, а индифферентный и заторможенный, скорее всего, предпочтёт спокойный и холодный синий цвет. Смысл цветотерапии в том, что внешний возбудитель отражается внутри человека противоположным внутренним эхом, то есть красный может зеркально трансформироваться в зелёный и оказать психологический эффект умиротворения. Необходимо создать ребёнку условия для самовыражения, и тогда он сам найдёт правильный путь к обретению внутренней гармонии. Таким образом, занятия живописью используются в качестве средства для корректировки темперамента и поведенческих особенностей обучающихся.

Эвритмия и гимнастика

Эвритмия основывается на чередовании и сочетании гласных и согласных звуков, которым необходимо придать зрительное воплощение в танце, песне, стихотворении, хореографической пластике или актёрском мастерстве.

Эвритмия - это визуальная речь жеста и мимики, искусство перехода внутреннего звукового напева души во внешнее движение тела, прежде всего в форме исполнения стихов и песен. Эвритмии обучают в специализированных центрах, и этот предмет включён в обязательную программу вальдорфских школ.

Диапазон занятий эвритмией очень разнообразен - от простейших одиночных ритмических упражнений в начальной школе до масштабных театральных постановок и костюмированных праздников, в которых важен принцип коллективной согласованности.

Фотогалерея: занятия эвритмией, гимнастикой, пластицированием

Эвритмия практикуется не только с детьми Занятия эвритмией порой очень выглядят очень изящно Педагоги тоже учатся быть командой

Цель гимнастических упражнений была сформулирована ещё Штайнером. Занятие гимнастикой призвано развить тонкое восприятие пространства и сформировать волевые качества у учеников. Начальный период школьного образования совпадает с физически-телесным этапом формирования личности, поэтому задача учителя превратить гимнастические уроки на ловкость в свободную, соревновательную игру. С шестого класса детей целенаправленно ориентируют на преодоление трудностей и развитие силы воли. Подход должен быть дифференцированным, с максимальным уважением к ребёнку и его возможностям.

Музыка - основа эстетического воспитания

Вальдорфская система полагает, что музыкальное образование должно быть полноправной и обязательной частью программы общеобразовательной школы, такой же, как чтение, математика или письмо.

Цели: развитие музыкальных способностей способствует формированию интеллектуально и социально полноценной личности, музыка поможет реализовать задачи по развитию общей культуры чувства и сформировать цельную личность.

В вальдорфских школах игра на флейте - неотъемлемая часть учебного процесса с первого класса

Видео: выступление оркестра средних классов Самарской Вальдорфской школы

Выпускники вальдорфской школы владеют знаниями в области истории музыкальных стилей и направлений, общей теории музыки. Кроме того, они должны овладеть хотя бы одним музыкальным инструментом и иметь опыт игры в камерном оркестре.

Рукоделие и ремесло

Вальдорфская система воспитания настаивает на существовании связи между ловкостью пальцев и ловкостью ума . Ремесленная деятельность - это не столько практическое занятие, сколько искусство ручного творчества и методологический приём для развития гибкости интеллекта и способности к независимому критическому мышлению, профилактика тупости и косности.

Уроки ремесленного творчества

Старшеклассники выезжают на свежий воздух, чтобы посвятить себя свободному творчеству Дети обучаются мастерству выпиливания лобзиком Ученики сами делают подарки для праздников: шкатулки, ключницы или фоторамки Такие уроки развивают гибкость пальцев и создают атмосферу уюта

В зависимости от года обучения ребятам доверяют всё более сложные виды работы. В начальной школе дети осваивают мастерство вязания крючком и на спицах, лепки из глины и резьбы по дереву, к старшей школе овладевают премудростями шитья, работы по металлу и камню.

Игры

Как уже отмечалось выше, вальдорфская педагогика активно применяет игры в образовательном процессе.

Подвижные игры

Подвижные игры отлично соответствуют штайнеровской идее многостороннего развития ребёнка, поскольку в них задействованы и психика, и тело.

Видео: русские народные подвижные игры

Русские народные игры, адаптированные для маленьких детей, учат ребят ориентироваться в пространстве, повышают скорость реакции и ловкость, служат средством разрядки.

Райген

В вальдорфской системе практикуются хороводы в виде импровизации на тему традиционных игр предков. Популярны особые игры - «райгены», смысл которых в том, что дети в пластических подражательных движениях вживаются в роль, изображая, например, распускающийся цветок или движения разных животных, людей разной профессиональной занятости.

В вальдорфских школах очень популярны игры-импровизации

Игра «Солнышко»

Исходное положение: сидя на корточках, упираясь ладонями с широко раздвинутыми пальцами в пол. При этом мизинцами нужно прикасаться к своему соседу, образовывая тем самым единую цепь со всеми участниками игры. На полу появляется символический круг из пальчиков, которые напоминают лучики - это «солнце спит». Затем дети не спеша поднимаются, отрывая ладошки от пола, поднимают раскрытые ладошки к небу, образно в телесной пластике изображая рассвет.

Фотогалерея: в вальдорфском школьном образовании задействовано множество игр

Осенние праздники тоже не обойдутся без хоровода
Хоровод помогает детям снять психологическое напряжение во время занятий Вальдорфские воспитанники очень любят подвижные игры на свежем воздухе

Пальчиковые игры

Игры необходимы для развития мелкой моторики, создания прекрасного весёлого настроения, в основе каждой игры - песенка или стихотворение. Такие игры пришли из далёкого прошлого и прошли многовековое испытание временем, доказав свою необходимость и востребованность. Пальчиковая гимнастика развивает речь, память, гибкость пальчиков, внимание, быстроту реакции, забавные стихи снимают психологические зажимы и расслабляют. Прекрасно подойдут для пятиминуток на уроках или при проведении детских праздников.

Видео: песня «Купим мы, бабушка, тебе курочку»

Суть этой музыкальной игры-песни в том, что в каждой её строчке названо какое-либо живое существо (курочка, уточка, индюшонок и т.д.), которое дети должны изобразить через движение и жесты, причём каждой зверюшке соответствует свой жест. Все строчки несколько раз повторяются. Игра забавная и отлично развивает память.

Однако есть любопытный нюанс: с одной стороны, подобранная песенка - пример живого и весёлого упражнения для детей, с другой стороны - материал, даже с учётом его народного происхождения, вызывает некоторые нарекания с точки зрения орфоэпии русского языка (неправильные ударения и т. д.). И хотя эта песенка нередко используется при работе с детьми вообще, это подсказывает, что методы и инструменты школы требуют внимательного, осмотрительного отношения.

Особенности игрушек для детей разного возраста

Вальдорфцы критически относятся к игрушкам, изготовленным в условиях массового промышленного, бездушного и обезличенного производства из экологически вредного синтетического пластика. Предпочитают игрушки простые, сделанные вручную из природных и экологически чистых материалов. Рукотворные игрушки предполагают многовариантность использования, развивают фантазию и образное мышление ребёнка.

Воображение малыша каждый раз заново рисует авторскую сюжетную картину, он придумывает всяческие образы - здесь нет места скуке и монотонности! Материалом для кукольного творчества могут стать шишки, поленья, веточки, ракушки, жёлуди, каштаны, камушки и т. д. Рукодельная фантазия воспитателей, родителей, детей рождает трогательную куклу, сказочного гнома, волшебного эльфа или деревянную игрушку, напоминающую загорскую.

Куклы

Идея пришла из исторических глубин традиционного творчества. Прототипом вальдорфской куклы стала народная тряпичная кукла. Натуральные материалы буквально напитываются душевной энергетикой автора, а тепло рук мастера в игре передаётся ребёнку. Самой кукле присущи плавность и мягкость линий, пластичность форм, благодаря чему малыш с удовольствием обнимает и прижимает её к себе. Характерной особенностью вальдорфской куклы является принципиальное требование соблюдения пропорциональности. Классическая формула телесной гармонии: соотношение размера головы к размеру тела - одна треть от него.

Видео: мастер-класс по изготовлению вальдорфской куклы-бабочки своими руками

Правила «Золотого сечения» вальдорфской куклы:

  • Геометрический центр у младенца совпадает с пупком. Длина торса, ручки и ножки составляет 1,5 диаметра головы, высота головы равна 1/4 длины тела.
  • Ширину туловища определяет диаметр головы с добавлением одного сантиметра. Если увеличиваем ширину туловища на 1 см, то длина увеличивается на 4 см.
  • Толщину ручки находим, посчитав 2/5 от диаметра головы.
  • Высота головы у ребёнка от двух до четырёх лет составляет 1/5 тела, пяти-шести лет - 1/6.

Для наглядности: пропорции кукол разного типа

У этих кукол - только лёгкий, едва заметный намёк на выражение лица. Это не случайная небрежность, а осознанная задумка - для того, чтобы не ограничивать свободу воображения. Ребёнок будто оживляет куклу своими мыслями и чувствами в мире фантазий. Взрослея, малыши воплощают в кукольном творении более проработанные черты её образа.

Куклы для детей от 1,5 до 3–4 лет

Узелковая кукла - самая подходящая первая кукла для младенца, которая при всей своей простоте годится практически для любого возраста Играть такой куколкой ребёнок ещё не будет, но уже начнёт закусывать ручки-узелки, хватать мягкое фланелевое тельце и радоваться Вальдорфская кукла-подушка может стать любимой игрушкой каждого малыша, который захочет с ней разделить свой сон Пеленашка - известная традиционная народная кукла для младенца; у неё не бывает лица

Самых маленьких порадуют куклы-подушки, куклы-уголки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки и так называемые узелковые куклы.

Детям постарше можно предложить кукол, в которых уже угадываются контуры тела. По типологии это всё ещё куклы-подушки, но у них уже есть ручки, остальная часть тела имеет форму мешочка. Их называют «куколками в комбинезонах» или ласкательными куклами. Ребёнок ещё слишком мал для того, чтобы самостоятельно одевать свою любимицу, поэтому уместной будет простая жилетка или фартук. На лице уже есть вшитые глазки и ротик, волосы пока заменяет тряпичная шапочка или вязаный колпачок.

Куколка, сделанная своими руками, хранит их тепло и энергию любви мастерицы к ребёнку

Куклы для детей 4,5–5 лет

Малыш дорос до сюжетно-ролевой игры, воображение активно вовлекает его в игру с распределением ролей. Кукла становится любимым другом, членом семьи, о котором малыш с нежностью заботится. Кукла тоже будто взрослеет, усложняется, ручки детальнее прорабатываются, становятся подвижными, появляется выраженный большой пальчик, ступни ножек.

Кукла с длинными волосиками позволит заплетать ей косы и делать разнообразные причёски

У куколки «вырастают» волосы, ребёнок с интересом делает причёски, расчёсывает и заплетает свою «подругу». Добавляется гардероб. Одевая и раздевая куклу, завязывая шарфики, застёгивая крошечные пуговички, малыш развивает мелкую моторику пальцев рук. Ручки пришивают к основанию шеи, и кукла уже может обнимать своего хозяина.

У кукол для детей постарше появляются дружелюбные лица, нарисованные от руки

Деревянные игрушки, пазлы, кубики

Вальдорфский стиль игрушек предполагает их многофункциональность и универсальность, и кубики не являются исключением из этого правила. Под простым и незамысловатым названием «кубики» скрываются многочисленные наборы-конструкторы строительного профиля, игровые декорации в форме гор, деревьев, мостов и дорог. Кубики помогают ребёнку экспериментировать и в увлекательной игровой деятельности познавать сложные законы физического мира, такие как равновесие и балансировка. Отличительными чертами вальдорфских кубиков являются:

  • природный (дерево) и зачастую необработанный материал;
  • неправильная, несимметричная форма в подражание природным линиям;
  • большой размер, делающий их доступными для совсем маленьких детей;
  • отсутствие прочных креплений, позволяющих ребёнку на собственном опыте познакомиться с представлениями о пропорциональной соразмерности предметов и законами равновесия.

Кубики можно включать в игровое пространство малыша уже с года благодаря их соответствию экологическим стандартам и безопасности. Они будут источником радости и вдохновения, сопровождая ребёнка в его играх до семи лет. К более сложным мозаикам-головоломкам прилагается схема, по которой необходимо складывать кубики.

Набор поможет малышам узнать многое о формах и размерах (для детей от 2 лет)

Игрушки из дерева изготавливаются вручную из материала, наполненного теплом и светом, дарящего живую энергию. Такие игрушки превращаются в настоящий оберег для их обладателей. Игрушки обрабатываются льняным маслом, поэтому они не нанесут вред самым маленьким деткам, которые все тянут в рот. Моделирование частей конструкции пазлов в форме деревьев, гор, кустов птиц и животных и т. д. является частью ролевой игры дома и на улице. Ребёнок воочию создаёт волшебный мир сказочного леса, в котором обитают фигурки птиц и животных, и развивает при этом ловкость пальцев, усидчивость и терпение в достижении цели.

Фотогалерея: деревянные игрушки, кубики, пазлы

Этот пазл-конструктор имеет окрашенные и неокрашенные части (для детей от 3 лет)
Такой паровозик принадлежит к категории сборно-разборных игрушек
Игрушка состоит из четырёх фигурных деталей, удобных для пальчиков малыша (для детей от 1 года)
В основе такого конструктора-пазла - понятие цвета В этой повозке можно перевезти всё, что угодно - хоть конфету, хоть кубик (для детей от 1 года) Игрушка предназначена для свободной игры с 3 лет Использованы био-красители, нет прямых и острых углов
Пирамидка безосевая, развивает ловкость пальчиков и терпение В домике есть и гостиная, и кухня, и спальня Эти кубики позволяют строить целые игрушечные города Сочетание разных поверхностей полезно для тактильной чувствительности

Э. О. Скляренко

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 600 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.

Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.

Рудольф Штайнер (1861-1925) - пример Учителя как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 книгах и 6000 лекциях им затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал Антропософию (Человеко-знание), которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров.

В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

Антропософия (от греческих слов "антропос" - "человек" и "софия" - "мудрость"). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).

Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы "Вальдорф Астория", которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако, сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, являющемуся для нее принципиальным, социологические исследования показывают, что наличие детей из среды рабочих и "низших слоев" населения довольно низок. "Вальдорфские родители" - это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие "заинтересованные" родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ, число которых за последние двадцать лет резко возросло.

Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность - отличительная особенность этих программ.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.


Характерные особенности вальдорфской школы:

  • 1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
  • 2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
  • 3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.
  • 4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе - в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.
  • 5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
  • 6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
  • 7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
  • 8. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

Метод преподавания


Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.

Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.

Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.


Циклическая сущность программы


Чтобы привести пример и показать циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, давайте возьмем геометрию. В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке "Рисование форм". Таким образом первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Также это слово может не называться им и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что появляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. - "Да, это мы уже делали!", - говорят дети - "Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!" Наша цель - вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается".


Подходы и методы Вальдорфских школ


Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.

Да, в ребенке сохраняется непосредственность, детскость, да он будет учиться без страха. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с дет сада... Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей...

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация _ не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.

Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.

Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.

Вальдорфская педагогика – история

В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.

Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.


Ее суть

Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.

Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой

Основные принципы вальдорфской педагогики

Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.

  • Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
  • Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.

В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.


  • Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
  • Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.

  • Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами.
  • Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
  • Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
  • Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
  • Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.

Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.

Как происходит обучение

Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.

  • С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.

  • Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.

  • Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
  • Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
  • Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
  • Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка. По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий. Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.

Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.

Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.

Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.

Вальдорфская педагогика – видео

Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.

При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.

Существуют и другие методики воспитания: , .

Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.

Здравствуйте, дорогие родители!

Продолжаем эту неугасаемую тему о раннем развитии наших детей. Учеными уже неоднократно установлено, что у детей в возрасте от 2 до 4 лет обучаемость намного выше, чем у 7-летних и старше. В этом и заключается смысл раннего развития. Неотъемлемое место в рейтинге занимает вальдорфская методика развития детей.

Об авторе

Зародилась данная система в начале 20 века и автором ее является немецкий писатель, педагог, ученый — антропософ Рудольф Штайнер (годы жизни 1861—1925 гг). Он проводил множество лекций на темы изотерики, философии, естествознания, о предназначении человека и познания мира.

В 1922 году Штайнер приехал со своими идеями в Оксфорд по настоятельному приглашению профессора М. Маккензи. Проведенная им конференция и привела в дальнейшем к открытию первой вальдорфской школы в Британии.

Позже, пока он был жив, школы начинали появляться, как грибы в летний день, в разных городах и поддерживать его учения.

Штайнер является основателем учения (антропософии) о познании методов саморазвития и духовности человека, в данном случае ребенка.

В наши дни по всему миру насчитывается более 1000 вальдорфских школ и детских садов, занимающихся по этой программе. И они вовсе не похожи на обычные сады и школы.

Суть методики и ее особенности

Автор рассматривает детей со своей точки зрения: детский возраст — это уникальное время и его нужно как можно дольше продлить и получить массу полезного и интересного. О чем и должны позаботиться взрослые члены семьи и педагоги.

У каждого ребенка свой ритм жизни и развития, нельзя его торопить. Нужно донести до ребенка корни его культуры, творческих и художественных стремлений, раскрыть его творческий потенциал, данный ему природой.

Родители не должны заставлять или принуждать ребенка к занятиям, все должно проходить на добровольной основе.


Ребенок, в том числе маленький — это целый организм, в котором должно быть в равной степени присутствовать духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое начало.

И не предусматривает наличие искусственных звуков: телевизоров, телефонов, магнитофонов и прочей электроники, может в силу того времени в котором была основана данная методика. Тем не менее запрет на это наложен и по сей день.

Здесь все построено на мире и гармонии. Ребенок должен заниматься не тогда, когда захотите вы, а когда захочет он и поэтому для него в общей доступности размещается вся атрибутика для занятий.

Это могут быть детские столики, открытые шкафчики или полки, все, где ребенок может сам достать для себя необходимое. И детки играют в то, что они хотят, в основном это сюжетно — ролевые игры: доктор, продавец, повар.

Так же ребенок должен важное место уделять в помощи по хозяйству: уборке квартиры или помощь по двору или животными, если таковые имеются.

Помогают маме или бабушке на кухне готовить или мыть посуду. Таким образом у детей формируется правильное представление об окружающем мире и его потребностях.

Так же методика предполагает своеобразные игрушки. Они должны быть самодельными из природных материалов или ткани, не признаются современные электронные, заводные или пластиковые. Опять же это может быть в силу того, что методика была создана более 100 лет назад.


Здесь нет разделения детей на плохих и хороших, умных и глупых, здесь все равны и одинаково желанны. Нет лидеров, нет закомплексованных, нет стеснительных, нет соревнований, нет командных игр.

Так как вся их жизнь — это игра в одной команде. Чувствуется религиозный момент.

Главная суть методики в том, что мы не принуждаем ребенка заниматься. Даем ему право выбора, чем он хочет заниматься в данный момент.

Здесь дети — это пупок земли, вокруг которого все вращается. Здесь каждый имеет свое мнение и право высказать его другим.

Задача преподавателей и педагогов помочь ребенку в этом. И помочь осуществить свое желание, но чтобы это не шло в разрез с потребностями других ребят.

Плюсы и недостатки метода

Большую часть занятий направлена на творческий потенциал ребенка, это всевозможные , игра на музыкальных инструментах, хореография, песни.

Очень уж любят здесь праздники — Новый год, Рождество, Пасха и дни рождения ребят — это как говорится дело святое. Здесь и различные сценарии и постановки, и красивые самодельные костюмы, и тематические стихи и обязательно подарки и открытки, сделанные своими руками.

Здесь не задают домашку и не спрашивают материал за прошлый урок. Так и не ставят оценок за знания.

Но как же тогда оценивать успеваемость конкретного ребенка в данной школе? Да, никак, все равны и ни к чему кого-то выделять. Отсутствие оценок мотивирует ребят, никто не поставит двойку и ребенок не расстроится.

Все ребята дружны между собой. Никто не конфликтует. Казалось бы, слишком уж как-то сказочно все и безоблачно, просто идеально.

Но у каждой медальки, как известно, есть и другая сторона, давайте перевернем.

Так как запрещено использовать любые гаджеты, получается, что учащийся данной школы как бы оторван от реальности. Ребенку из такой школы будет довольно трудно общаться со сверстниками, они его не будут понимать, ведь довольно трудно в наши дни представить современного подростка хотя бы без телефона.

Трудно так же перевести потом ребенка в обычную нормальную общеобразовательную школу хотя бы потому, что у него нет оценок и аттестата.

До второго класса здесь не обучают детей чтению. Не преподаются точные науки, только гуманитарные.

Складывается двоякое представление об этой школе, здесь важно понимать, что для вас ближе и важнее: какие-то моральные принципы, религиозные.

Воспитать справедливого, уравновешенного, спокойного, неконфликтного ребенка, не умеющего стремиться к победе. Или лидера, сильного, целеустремленного, готового идти в современном ритме жизни. Подходит вашему ребенку подобная школа, решать только вам, дорогие родители.

Надеюсь, статья оказалась для Вас полезной.

Пишите в комментариях, что думаете про вальдорфскую школу.

Случайные статьи

Вверх