Конституционный суд российской федерации. Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия Смотреть что такое «палаты конституционного суда российской федерации» в других словарях

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа. В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики. Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд. В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР. Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.


12 июля 1991 года
удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание. Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один. В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится :

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

Конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

Международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем :

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.


3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его "зам" не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

Решения КС РФ:

1. Принимаются при условии проведения открытого голосования. В процессе голосования производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае голосования по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проголосовано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей голосов. В частности, обязательное условие - не менее 2/3 голосов голосов судей при исполнении на момент голосования.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от голосования. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство голосов.

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.
2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.
3. Данные о сторонах спора.
4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.
5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.
6. Требование, которое имело место в обращении.
7. , установленные судом.
8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.
9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.
10. Решение.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Конституционный Суд РФ - самостоятельный и независимый орган судебной власти, осуществляющий судебные полномочия путем конституционного судопроизводства. В Российской Федерации это единственный орган конституционного контроля федерального уровня.

Статьей 125 Конституции РФ определены порядок образования, полномочия и сколько судей входят в состав Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Регламентом Конституционного Суда РФ, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Ответ на вопрос сколько судей в Конституционном Суде Российской Федерации дает часть 1 статьи 125 Конституции РФ, а именно 19 судей. Назначаются судьи Конституционного Суда Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Возглавляет Конституционный Суд председатель, назначаемый Советом Федерации на срок шесть лет по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, дает официальное толкование Конституции Российской Федерации, изучает вопросы и принимает решения о соответствии Конституции Российской Федерации:

  1. федеральных законов;
  2. нормативных актов Президента Российской Федерации;
  3. нормативных актов Совета Федерации;
  4. нормативных актов Государственной Думы;
  5. нормативных актов Правительства Российской Федерации;
  6. конституций республик;
  7. определенной категории уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
  8. договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  9. не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Также к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации относится оценка соблюдения установленной процедуры выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в совершении тяжкого преступления, в том числе и в государственной измене.

В Конституционный Суд Российской Федерации с запросом могут обратиться:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. Совет Федерации;Государственная Дума;
  3. Правительство Российской Федерации;
  4. Верховный Суд Российской Федерации;
  5. Пятая часть от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
  6. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять конституционное судопроизводство в случае, если в его составе есть не менее трех четвертей от общего состава судей.

Полномочия Конституционного Суда не ограничены четко определенным сроком.

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации .

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования - с мая 1990 года по декабрь 1991 года - ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений - признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года - первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде - федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля - опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

структурные части Конституционного Суда, предназначенные для разрешения дел, как отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, так и не подлежащих рассмотрению в его пленарных заседаниях. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, в которые входят соответственно 10 ("большая" палата) и 9 ("малая" палата) судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ. При этом Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. Функцию председательствующего на заседании палаты поочередно исполняют судьи, входящие в ее состав. Как правило, такая очередность определяется по алфавиту, хотя учитываются и иные обстоятельства. На заседаниях своих палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Это дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ; дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и др., предусмотренные ст. 22 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Закон (ст. 73) устанавливает, что в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

<1> Настоящая публикация продолжает тему, начатую в статьях: Митюков М.А. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": правовые дискуссии при разработке и принятии (введение в тему) // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 12. С. 27 - 37; Он же. Зарубежные оценки законодательного регулирования конституционного правосудия (по экспертным заключениям Венецианской комиссии Совета Европы и иностранных специалистов по конституционному праву) // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 1. С. 10 - 13.

Митюков М.А., профессор, заслуженный юрист РФ.

В соответствии с Законом 1991 г. Конституционный Суд действовал в едином составе судей и в перерыве заседаний по конкретному делу не мог рассматривать другие вопросы, что объективно приводило к задержке рассмотрения множества поступивших ходатайств и индивидуальных жалоб, несоблюдению установленных законом процессуальных сроков <2>.

<2> Закон от 12 июля 1991 г. N 1599-1 "О Конституционном Суде РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017.

Все это обусловило существенные изменения в структуре и организации деятельности Конституционного Суда, направленные на повышение ее эффективности и оперативности.

На октябрьском (1993 г.) заседании Научно-консультативного совета при Конституционном Суде проф. Ю.А. Тихомиров высказался в пользу того, что Суду целесообразно работать по коллегиям, чтобы "отразить некоторую специализацию". О коллегиях "с очень серьезной специализацией" говорили и А.Д. Бойков, и М.И. Пискотин, предлагая использовать опыт Комитета конституционного надзора СССР и создать секции, которые бы специализировались по определенным направлениям. Г.В. Мальцев также отмечал, что нужна внутренняя подразделенность Конституционного Суда по секциям. С.А. Авакьян предложил по конкретным обращениям создавать небольшие коллегии из трех-четырех судей, но олицетворяющих Конституционный Суд в целом, а большие, серьезные вопросы рассматривать в полном составе <3>.

<3> Архив Конституционного Суда РФ. Управление судебных заседаний (далее - АКС). Оп. 1993. Д. 16. Т. 1. С. 154 - 155, 162, 171, 185, 201.

Однако законопроектная разработка этого вопроса в Конституционном Суде развивалась с некоторыми отклонениями от высказанных идей. В черновом варианте проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <4> (далее - ФКЗоКС) предполагалось, что Конституционный Суд будет состоять из двух палат, образуемых на пленарном заседании. Одна из них включит в себя десять, а другая - девять судей. Правда, на решение Конституционного Суда выносились еще два варианта: 1) образовать две палаты по девять судей, Председатель КС при этом не входит в их состав, отвечает за работу пленарных заседаний; 2) образовать три палаты с числом судей 7, 6, 6 или 7, 7, 5 (ст. 23) <5>.

<4> Этот документ был подготовлен рабочей группой Секретариата Конституционного Суда с участием судей в ноябре 1993 г. (см.: Архив Конституционного Суда РФ. Управление судебных заседаний. Оп. 1993. Д. 15. Т. 12. С. 1; Д. 16. Т. 2. С. 1 - 73).
<5> Ко второму варианту одно время склонялся и Н.В. Витрук. Но против такого решения решительно возражал отдел судебных заседаний Секретариата Конституционного Суда, ссылаясь на то, что создание трех палат не соответствует условиям, в которых находится Суд (имея в виду служебные помещения, их техническую оснащенность, стенографические и протокольные службы). См.: Степанов А. В кустах притаился рояль: Конституционный Суд на скамейке запасных // Моск. комс. 1994. 5 янв.; Предложения и замечания отдела судебных заседаний по проекту Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. Не позднее дек. 1993 г. // Архив судьи Конституционного Суда Ю.Д. Рудкина.

Палаты должны разрешать дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежащие обязательному рассмотрению в пленарных заседаниях. Причем не предусматривалось обязательной специализации палат по конкретным делам. Однако в качестве варианта предлагалось распределить компетенцию палат таким образом, чтобы одна из них разрешала дела о конституционности нормативных актов и договоров, споров о компетенции между государственными органами, касающихся прав и свобод человека и гражданина; а другая палата - дела о конституционности иных нормативных актов и договоров, споров о компетенции между государственными органами. Следовательно, в качестве критерия разграничения компетенции палат разработчики видели права и свободы личности. Предлагался и вариант, не учитывающий в полной мере этот критерий. В частности, Г.А. Гаджиев полагал, что одна из палат может специализироваться на рассмотрении споров о компетенции, кроме споров между федеральными органами власти, а другая - на рассмотрении конституционных жалоб. Запросы же судов распределяются между палатами равномерно с учетом специализации судей <6>.

<6> Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 9 дек. 1993 г. // АКС. Д. 16. Т. 2. С. 133 - 134.

Предусматривался и вариант: при образовании трех палат одна из них специализируется на разрешении дел о конституционности внутрифедеральных договоров и споров о компетенции (ст. 26) <7>. Но в ходе обсуждения чернового варианта проекта отдельные судьи "распрощались" с иллюзией специализации палат Конституционного Суда. Более четко это выразил О.И. Тиунов. "Если две палаты, - заявил он, - то специализация вообще теряет всякий смысл. Должен участвовать принцип равномерной загруженности... Если будет три палаты, там то же самое, потому что специализация в наших условиях - это не реально" <8>. Напрочь отрицал необходимость специализации палат О.И. Олейник <9>.

<7> Архив Конституционного Суда РФ. Управление судебных заседаний. Оп. 1993. Д. 16. Т. 2. С. 16, 18 - 20.
<8> Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 9 дек. 1993 г. // АКС. Д. 16. Т. 2. С. 108.
<9> Там же. С. 133 - 134.

Правда, с этим не все из судей соглашались. В.О. Лучин считал, что при создании палат должна приниматься во внимание "общая специализация" и палаты должны рассматриваться как "составы, специализирующиеся при рассмотрении определенной категории дел" <10>.

<10> Там же. С. 117 - 118.

Таким образом, у разработчиков чернового варианта были определенные сомнения, касающиеся числа палат, принципов их образования и деятельности, включения председателя в состав одной из палат и их компетенции. Все эти вопросы были письменно поставлены перед судьями, большинство из которых высказались за формирование двух палат, работающих на постоянной основе и изменяющих свой состав через определенный срок. А Председатель Суда должен входить в состав одной из палат <11>. В то же время отвергнут вариант рассмотрения палатами только конституционных жалоб и запросов судов <12>. Впрочем, отдельные судьи поддерживали идею организации трех палат (Э.М. Аметистов, Н.В. Витрук, Н.Т. Ведерников). А О.И. Тиунов рекомендовал указать в Законе лишь то, что Конституционный Суд образует палаты, а две или три их будет - жизнь покажет. В.И. Олейник предлагал, чтобы Председатель Суда поочередно работал в каждой палате на правах равного члена. Этим, по его мнению, будет "уравниваться" кажущийся дисбаланс палат <13>. Но было мнение, чтобы Председатель Конституционного Суда не входил в состав ни одной из палат, а лишь председательствовал бы в пленарном заседании <14>. В частности, В.О. Лучин доказывал, что "более оправданно создание трех палат - по 6 судей. Те обоснования... чтобы Председатель был в составе одной из палат, мне лично не представляются убедительными. У Председателя Конституционного Суда очень много... задач, выполнение которых потребует значительного времени..." <15>.

<11> См.: Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 9 дек. 1993 г. С. 90 - 92. Формирование палаты Конституционного Суда как группы судей, образуемой для рассмотрения конкретных дел, предлагал Н.Т. Ведерников (см. его: Замечания к проекту Закона о Конституционном Суде РФ // Архив судьи Конституционного Суда Ю.Д. Рудкина).
<12> Этой позиции придерживался Э.М. Аметистов (см. его: Ответы на вопросы рабочей группы и замечания к проекту Закона о Конституционном Суде РФ. До 12 дек. 1993 г. // Архив Ю.Д. Рудкина).

Г.А. Гаджиев предлагал, чтобы одна палата специализировалась на рассмотрении споров о компетенции, а другая - на рассмотрении конституционных жалоб (см. его: Замечания и предложения к проекту Закона о Конституционном Суде РФ. Дек. 1993 г. // Архив Ю.Д. Рудкина).

<13> См.: Вопросы для судей Конституционного Суда Российской Федерации. Дек. 1993 г.; Дополнительные вопросы для судей КС по проекту Закона. 13 дек. 1993 г.: Рабочая группа (с ответами Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, В.И. Олейника, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева) // Архив Ю.Д. Рудкина.
<14> См.: Кононов А.Л. Замечания и предложения к проекту Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. 9 дек. 1993 г. // Архив Ю.Д. Рудкина; Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 9 дек. 1993 г. // АКС. Д. 16. Т. 2. С. 126.
<15> АКС. Д. 16. Т. 2. С. 117.

Взгляды В.О. Лучина на организационно-правовую структуру Конституционного Суда были несколько противоречивы и менялись, "видоизменялись" по мере разработки проекта ФКЗоКС. Кстати, это "качество" присуще было и некоторым другим судьям.

В.О. Лучиным на одном из начальных этапов работы над проектом ФКЗоКС был поднят вопрос вообще о правомерности создания палат Конституционного Суда. Он считал этот вопрос "гораздо более сложным и более трудным... чем нам сейчас представляется". В соответствии с его аргументацией Конституция определяет компетенцию Конституционного Суда в целом, а не его отдельных палат. И поэтому вряд ли возможно создавать палаты "на уровне текущего закона", поскольку "они будут осуществлять... полномочия Конституционного Суда". А может ли отдельная палата осуществлять полномочия, которые предоставлены Конституционному Суду как единому органу? <16> Позднее весьма близкую точку зрения на заседании Научно-консультативного совета 24 февраля 1994 г. высказал проф. Е.И. Колюшин, полагая, что "заимствованная" идея о двухпалатной структуре при отсутствии механизма обжалования решений палат нарушает принцип коллегиальности в деятельности Конституционного Суда и принцип равноправия субъектов обращения в него <17>.

<16> Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 9 дек. 1993 г. // АКС. Д. 16. Т. 2. С. 114 - 115.
<17> См.: Стенограмма расширенного заседания Научно-консультативного совета при Конституционном Суде РФ по обсуждению проекта Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" 24 февраля 1994 г. С. 69 // АКС. Д. 16. Т. 5. С. 190.

В.К. Собакин, опровергая подобную точку зрения, обосновывал возможность создания палат с соответствующими полномочиями тем, что согласно Конституции порядок образования и деятельности Конституционного Суда определяется федеральным конституционным законом. Соответствующую аналогию с порядком деятельности Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда проводил и П.Е. Кондратов <18>.

<18> Там же. С. 116.

В.О. Лучин, продолжая сомневаться в правомерности создания палат конституционным законом, а не Конституцией, ссылался на то, что упомянутый Закон регулирует не полномочия Конституционного Суда, а порядок его деятельности, т.е. "системный набор процедур". Конституция не распределяет полномочия Верховного Суда по коллегиям и определяет их лишь в общих чертах, в отличие от компетенции Конституционного Суда <19>.

<19> Там же. С. 116 - 117.

Вместе с тем В.О. Лучин не стал настаивать на своей позиции, акцентируя внимание на других аспектах организации деятельности Конституционного Суда.

Определенную полемику вызвал и вопрос об организационном оформлении палат. Т.Г. Морщакова на совещании судей 15 декабря 1993 г. предложила жестко не закреплять состав палат, формировать их на год, связывая это с распределением дел между судьями. При этом предусмотреть положения, что председатель входит в состав одной из палат; судьи одной палаты могут участвовать в заседании другой палаты, если кто-то из ее судей выбыл по какой-либо причине. Это можно решать путем определения запасных судей по жребию или коллективным решением <20>.

<20> АКС. Д. 16. Т. 2. С. 205 - 206.

За этим предложением последовала полемика о степени организационной самостоятельности палат: будут ли они "действовать как самостоятельные суды с руководством" либо по принципу распределения компетенции между составами <21>. Последний вариант поддерживался О.И. Тиуновым. А по мнению Н.В. Витрука, он был реализован в представленном варианте проекта, с чем, однако, не была согласна Т.Г. Морщакова.

<21> Там же. С. 231 - 232.

В.К. Собакин, ссылаясь на опыт ФРГ, считал этот вопрос непринципиальным. Но Т.Г. Морщакова заметила, что единство Конституционного Суда Германии зиждется на единстве правовой базы и правовой теории, чего у нас нет <22>.

<22> Там же.

Касаясь проблемы палат, В.О. Лучин заявил: "Конституционный Суд - это единый орган правосудия. И не можем мы его делать самотивным образованием мини-конституционных судов, которые превращаются в... Конституционный Суд. Ведь ответственность за решение любой из палат возлагается на Конституционный Суд, это же решение Конституционного Суда. И полномочия должны распределяться не между палатами, жестко закрепленными на постоянной основе... Каждая палата должна быть равноправна и рассматривать все вопросы, которые могут быть на этом уровне, организационном уровне решены... это способ, организационно-правовая форма осуществления компетенции... Конституционного Суда" <23>.

<23> См.: Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 15 дек. 1993 г. С. 65 // АКС. Д. 16. Т. 2. С. 234 - 235.

Дискуссионным с начала работы над проектом ФКЗоКС являлся вопрос о руководстве палатами. В черновом варианте проекта предполагалось, что их будут возглавлять соответственно Председатель Конституционного Суда и его заместитель (ст. 29, 30) <24>. Но было высказано и мнение, что руководить палатами должны поочередно судьи, что не исключает участия в этом Председателя Суда и его заместителя в соответствующей палате <25>. Имелась и точка зрения об избрании председателей палат (составов) из числа судей и увеличении для этого числа заместителей Председателя Суда <26>. Существовала и позиция, что палатами могли бы руководить заместитель Председателя и Секретарь Конституционного Суда <27>.

<24> АКС. Д. 16. Т. 2. С. 20 - 22; Гаджиев Г.А. Указ. соч.
<25> См.: Аметистов Э.М. Цит. соч.
<26> См.: Ведерников Н.Т. Указ. соч.; Эбзеев Б.С. Выступление на совещании судей Конституционного Суда 9 дек. 1993 г. // АКС. Д. 16. Т. 2. С. 91.
<27> Предложения и замечания отдела судебных заседаний. С. 3.

В рабочей группе не было единства и по вопросу, кто должен подписывать решение палаты Конституционного Суда и могут ли судьи, подписывающие его (Председатель или Секретарь Суда), но не участвовавшие в заседании, оказывать влияние на содержание этого документа? <28> Э.М. Аметистов, Н.Т. Ведерников и О.И. Тиунов считали, что решение палаты должно подписываться ее членами. Судьи, не участвовавшие в заседании палаты, не могут оказывать влияние на ее решение <29>. Иного мнения придерживался Г.А. Гаджиев, полагая, что решения, принимаемые палатами, могут подписываться Председателем Конституционного Суда или его заместителем как руководителями палат по должности и судьями-докладчиками <30>. А.Л. Кононов вообще предложил, чтобы решение палаты подписывал председательствующий в заседании судья <31>. Б.С. Эбзеев соглашался с тем, чтобы решение палаты подписывал председательствующий на заседании, но если будет "легализована возможность пересмотра ее решения Конституционным Судом" <32>. Высказывалось и вполне обоснованное мнение, что если решения палат подписываются Председателем и Секретарем Суда, то они обязаны принимать участие в рассмотрении вопросов палатами <33>.

<28> См.: Вопросы для судей Конституционного Суда Российской Федерации. Дек. 1993 г. С. 2.
<29> Аметистов Э.М. Ответы на вопросы рабочей группы. Дек. 1993 г.; Ведерников Н.Т. Замечания к проекту Закона о Конституционном Суде РФ. Дек. 1993 г. С. 2; Тиунов О.И. Выступление на совещании судей Конституционного Суда РФ 9 дек. 1993 г. // АКС. Д. 16. Т. 2. С. 108.
<30> Гаджиев Г.А. Указ. соч.
<31> Кононов А.Л. Цит. соч. С. 2; Стенограмма совещания... 9 дек. 1993 г. С. 126.
<32> См.: Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 9 дек. 1993 г. С. 94.
<33> Предложения и замечания отдела судебных заседаний. С. 4.

В варианте проекта от 17 декабря 1993 г. предусматривалось образование двух палат, каждая из которых включала бы девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда мог участвовать в рассмотрении дела в любой из плат с соблюдением принципов судопроизводства, установленных Законом. Состав палат предполагалось изменять через год после их образования. Председательство в палате судьи должны были осуществлять поочередно. Руководство подготовкой заседаний палаты обязан осуществлять судья - докладчик по делу (ст. 26) <34>.

<34> АКС. Д. 16. Т. 3. С. 40.

В статье не решалась проблема включения в состав палаты судей из другой палаты в случае отсутствия кворума. Поэтому на одном из совещаний судей было принято предложение "предусмотреть в Законе возможность "резервного" судьи". Хотя реализация этого предложения создавала "неудобство" для одновременных заседаний обеих палат <35>.

<35> Протокол совещания судей Конституционного Суда РФ по проекту Закона о Конституционном Суде от 4 января 1994 г. С. 14 // АКС. Д. 16. Т. 3. С. 110.

Положение о Председателе, не связанном с членством в одной из палат, просуществовало немногим более двух недель. И уже на совещании 5 января 1994 г. решено восстановить норму предыдущего проекта о том, что Председатель входит в одну из палат и соответственно "палаты включают в себя девять и десять судей Конституционного Суда. Председатель и его заместитель входят в состав разных палат" <36>.

<36> АКС. Д. 16. Т. 3. С. 114.

В проекте, представленном 3 февраля 1994 г. в Государственную Думу, предлагалось также образовать две палаты, что даст возможность осуществлять конституционное судопроизводство в пленарных заседаниях (с участием всех судей) и в заседаниях палат. Решения, принятые как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях палат, юридически равнозначны, они считаются решениями Конституционного Суда.

Другим важным вопросом являлось распределение полномочий между пленумом и палатами. Т.Г. Морщакова полагала, что "делить" между палатами следует лишь конституционные жалобы, запросы судов и споры о компетенции, а всем остальным должен заниматься пленум. В проекте от 17 декабря 1993 г. предусматривалось, что Конституционный Суд в пленарных заседаниях разрешает дела:

  1. о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;
  2. о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  3. споры о компетенции между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  4. дает толкование Конституции Российской Федерации;
  5. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  6. утверждает послания Конституционного Суда Российской Федерации;
  7. определяет персональный состав палат Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения;
  8. определяет очередность рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации;
  9. утверждает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;
  10. принимает решение о приостановлении или прекращении полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации в случаях, предусмотренных Законом;
  11. вправе по предложению не менее трех судей рассмотреть любой другой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда (ст. 28) <37>.
<37> АКС. Д. 16. Т. 3. С. 41 - 42.

В.К. Собакин предложил дополнить эту статью положениями о законодательной инициативе и пересмотре решений Суда. А Р.Ф. Васильевым предложена другая формулировка пункта 8: "...определяет порядок распределения дел между палатами и устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях КС РФ". В этот период принимается предложение - на рассмотрение палат оставить две категории дел: жалобы граждан и запросы судов, при добавлении пункта о праве Конституционного Суда на пленарные заседания делегировать рассмотрение тех или иных вопросов палат <38>.

<38> Там же. С. 112.

Полемика шла и вокруг порядка созыва пленарных заседаний. По мнению Б.С. Эбзеева, он должен осуществляться не только Председателем, как это предусматривалось черновым вариантом, но и по требованию нескольких судей <39>. Поэтому уже в проекте от 17 декабря 1993 г. указывалось, что пленарные заседания созываются Председателем по собственной инициативе или по инициативе не менее чем трех судей (ст. 62.2) <40>. На совещании судей 12 января 1994 г. предлагается число судей в этом случае увеличить до пяти <41>.

<39> АКС. Д. 16. Т. 2. С. 224.
<40> АКС. Д. 16. Т. 3. С. 165.
<41> Там же. С. 130.

В проекте получил отражение "гибкий" вариант распределения компетенции Конституционного Суда между пленарными заседаниями и заседаниями палат. Он, по мнению составителей проекта, учитывал как разнообразие вопросов, входящих в компетенцию Суда, так и потребность в рациональной организации его деятельности в зависимости от числа и характера обращений.

К рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях отнесены дела о соответствии Конституции "актов высшего уровня": федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, а также не вступивших в силу международных договоров. Кроме того, в пленарных заседаниях должны разрешаться споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, даваться толкования Конституции, заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента, решаться некоторые другие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Суда (ст. 20 проекта). Дела, не рассматриваемые исключительно в пленарных заседаниях, отнесены к ведению палат (ст. 21 проекта). Это дела о конституционности нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. На палаты возложена также проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

В проекте предложено не устанавливать жесткую специализацию палат по разрешению тех или иных категорий дел, так как это может привести к их неравномерной загрузке <42>. Предусмотрен более гибкий вариант, порядок распределения дел между палатами определяется самим Судом в его пленарных заседаниях, что не исключает фактическую специализацию палат, которая может сложиться на практике. Признано нецелесообразным учреждение должностей председателей палат или возложение руководства одной палатой на Председателя, а другой - на заместителя Председателя Конституционного Суда. Исходя из принципа равенства прав судей и необходимости обеспечения равномерности их нагрузки, устанавливается, что сама палата определяет очередность исполнения судьями, входящими в ее состав, полномочий председательствующего в его заседаниях (ст. 19 проекта) <43>.

<42> Некоторыми иностранными рецензентами критиковался такой подход к созданию палат. Так, Председатель Конституционного Суда Казахстана М.А. Баймаханов, полагая, что в основе образования палат мог бы быть отраслевой или отраслевой признак, дополненный рядом других вспомогательных признаков, позволяющих поддерживать равномерность загрузки палат (см.: АКС. Д. 16. Т. 5. С. 168).
<43> См.: Пояснительная записка к проекту Конституционного закона Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации". Не позднее 3 февраля 1994 г. С. 4 - 6 // АКС. Д. 16. Т. 4. С. 178 - 180.

Вместе с тем критики законопроекта, представленного Конституционным Судом в Государственную Думу, высказывали мнение, что "предлагаемые организационные формы конституционного судопроизводства - пленарные заседания и заседания двух палат... имея в виду количественное увеличение подконтрольных Суду актов и круга возможных истцов, недостаточны для своевременного рассмотрения поступающих обращений" <44>.

<44> См.: Заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. С. 4 // АКС. Д. 16. Т. 5. Л. 6.

В согласительной комиссии, образованной Государственной Думой, вопросы, связанные с внутренней организацией Конституционного Суда, обсуждались по ходу общей дискуссии. Прежде всего это касалось определения состава палат, разграничения их компетенции. Комиссия предложила рабочей группе Конституционного Суда сформулировать два варианта соответствующей нормы:

  1. Конституционный Суд состоит из двух палат, образуемых по жребию;
  2. Конституционный Суд состоит из двух палат, образуемых в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда.

При этом было принято предложение Г.А. Гаджиева о том, что состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года, и поручено рабочей группе "по возможности раскрыть компетенцию палат" <45>.

<45> См.: Протокол заседания рабочей группы (согласительной комиссии) по доработке проекта Федерального закона о Конституционном Суде Российской Федерации 15 марта 1994 г. С. 3 - 4 // АКС. Д. 16. Т. 6. С. 96 - 97.

На следующем заседании комиссия вновь вернулась к порядку формирования палат. Предложенный рабочей группой вариант формирования их в порядке, установленном Регламентом, показался "слишком общим". Л.О. Иванов, выступающий от имени полномочного представителя Президента в Федеральном Собрании, считал необходимым, чтобы этот порядок устанавливался по предложению судей, а в случае недостижения согласия - по жребию. Решено было еще раз вернуться к этой проблеме, сформулировав варианты <46>.

<46> См.: Протокол заседания рабочей группы (согласительной комиссии) по доработке проекта Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации 17 марта 1994 г. С. 2 // АКС. Д. 16. Т. 6. С. 107.

На этом же заседании поручено рабочей группе разграничить компетенцию между пленарным заседанием и заседаниями палат в соответствии с предложениями Руководителя Секретариата Конституционного Суда Ю.В. Кудрявцева. Согласно этим предложениям палаты Конституционного Суда должны разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого, палаты должны разрешать споры о компетенции: а) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; б) между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле <47>.

<47> Там же. С. 121.

На следующем заседании согласительной комиссии этот перечень дополняется: к компетенции палат относится и разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, и устанавливается, что Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда РФ и не подлежащие рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях.

Естественно, что одновременно в статье, регламентирующей вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда, предусматривается, что Суд вправе рассмотреть в этих заседаниях любой вопрос, входящий в его компетенцию. Но исключительно в пленарных заседаниях он: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации; 2) дает толкование Конституции РФ; 3) дает заключение о соблюдении установленного выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) принимает послание Конституционного Суда РФ; 5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой. Также предусматривалось, что в пленарных заседаниях Конституционный Суд: 1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда РФ; 2) формирует персональный состав палат Конституционного Суда Российской Федерации; 3) принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; 4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами Конституционного Суда; 5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации <48>.

<48> См.: Протокол заседания рабочей группы (согласительной комиссии) по доработке проекта Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации 18 марта 1994 г. // АКС. Д. 16. Т. 6. С. 127, 138 - 139.

Определенная в согласительной комиссии организация палат Конституционного Суда РФ, разграничение его полномочий между пленарным заседанием и палатами были затем в главных чертах воспроизведены в принципиальной основе в принятом Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" <49>.

<49> См.: статьи 20 - 22 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; Российская газета. 1994. 23 июля.

Случайные статьи

Вверх