Доводы против создания информационно расчетный центр жкх. Эксперты обсудили создание ерц для расчетов за услуги жкх

Вы желаете создать Расчетно-кассовый центр в своем городе и начать строить серьезный бизнес на организации обслуживания населения?

Для начала, вам необходимо оценить потенциальное количество обслуживаемых лицевых счетов. Опыт показывает, что организация РКЦ становится прибыльной как бизнес-проект начиная с 27-28 тыс. лицевых счетов (порядка 80-110 тыс. населения). Для создания РКЦ такого масштаба необходимо, как минимум, согласие муниципальных властей.

  1. Необходимо определиться с принципами формирования доходной базы. Возможны следующие схемы:
  • Открытое включение услуг РКЦ в тариф на содержание и текущий ремонт (он же – «тариф на управление»).
  • Абонентская плата за обслуживание одного лицевого счета.
  • Комбинированная схема – абонентская плата за обслуживание одного ЛС и процент от собранных денег.
  • Процент от начисленных средств.
  • Процент от собранных денег.

Наиболее предпочтительным, на наш взгляд, является схема с процентом от собранных средств. Она понятна всем участникам схемы и ориентирует РКЦ на максимальный процент сбора. Оптимальный размер, по нашему опыту, составляет 4-4,5% (сюда же входит и оплата за сбор средств, в том числе комиссии банков). Однако каждая из этих схем имеет свои достоинства и недостатки.

  1. Необходимо определиться с якорным клиентом, который должен обеспечить до 80% оборота РКЦ. Как правило, если есть явно декларируемое согласие органов местного самоуправления на создание РКЦ, якорными клиентами выступают крупные управляющие организации. Один из вариантов – когда одна или несколько крупных управляющих организаций тем или иным образом аффилированы с муниципальными властями. Тогда задача создания РКЦ сильно упрощается. В ином случае, потенциальные якорные клиенты должны увидеть выгоды от работы с будущим РКЦ. Этими выгодами могут быть:
  • Сокращение затрат на биллинг. Необходимо показать крупным управляющим организациям, что перенос биллинга на аутсорсинг для них экономически выгоден. Для этого нужно наличие не одного, а нескольких якорных клиентов. Тогда можно предоставить расчеты, из которых будет видна выгода и для управляющей организации, и для РКЦ.
  • Процент за услуги РКЦ должен быть такой, чтобы переход на работу с РКЦ был для них выгоден.
  • При работе с РКЦ его клиенты должны получать дополнительные услуги – например, услуги портала, юридические услуги по взысканию задолженности, услуги подготовки отчетности.

  • Методические материалы, основанные на параметрах потенциальных клиентов РКЦ, которые демонстрируют для клиентов экономическую выгоду переноса биллинга на аутсорсинг.
  • Типовые договоры между РКЦ и его клиентами в зависимости от выбранной схемы работы.
  • Типовые коммерческие предложения от РКЦ к имеющимся и потенциальным клиентам по дополнительным услугам.
  • Консультации по организации дополнительных услуг.
  • Проведение переговоров и презентаций для потенциальных клиентов и органов МСУ по дополнительным услугам и созданию МИР на базе РКЦ.
  • Расчет параметров (процент, цена обслуживания ЛС и т.п.) доходной части исходя из заявленных Заказчиком с описанием методологии расчета.
  1. Необходимо понимать топологию офисов РКЦ. В типовой схеме у РКЦ есть три вида офисов:
  • Центральный офис, где располагаются сервера и происходит регулярный прием граждан.
  • Абонентские пункты, где происходит прием граждан по вопросам регистрации движений по лицевым счетам, объяснение начислений в квитанциях, распечатка, при необходимости, квитанций плательщикам по индивидуальным запросам, прием показаний приборов учета и т.п.
  • Пункты приема платежей. Они могут быть совмещены с абонентскими пунктами.
  • Отдельно стоящие терминалы расчетного центра по приему платежей.
  • Необходимо договориться с банками о комиссии по приему платежей и принципах документооборота. Стандартная комиссия Сбербанка – 1,5-2%. Необходимо договариваться. Учитывая большие обороты и административный ресурс можно попробовать договориться на комиссию в 0,8-0,9% (меньше получится, вряд ли, т.к. комиссия за инкассацию обычно – 0,7% от суммы). Если это удастся – это будет дополнительный аргумент для якорных клиентов (см.п.3). В зависимости от договоренности с банками будет понятна необходимость в пунктах приема платежей РКЦ, а также их топология, если делать их все-таки необходимо. Топология также будет зависеть от наличия и качества каналов связи в населенном пункте. Договариваться с почтой о приеме платежей целесообразно только в малонаселенных пунктах, где отсутствуют офисы Сбербанка и держать собственный пункт приема платежей экономически невыгодно. Случаи, когда с почтой удалось договориться менее, чем за 1,5% от суммы платежа, нам неизвестны.
  • Все вышеперечисленное относилось к классической схеме организации РКЦ, когда его клиентами являются управляющие организации, и РКЦ работает по агентским договорам. Возможны также альтернативные схемы, например, работы напрямую с поставщиками ресурсов. Однако они более сложны, так как требуют детальной юридической проработки ввиду того, что противоречат Жилищному Кодексу и Постановлениям Правительства №307 и №354 для Организации альтернативных схем РКЦ.
  • Компания 1С-Рарус предлагает:

    • Описание альтернативной схемы работы РКЦ с аргументацией в ее пользу, учитывая параметры Заказчика, и ссылками на нормативные акты, подтверждающие возможность работы по предлагаемой схеме .
    • Разработка типовых договоров между РКЦ и потенциальными клиентами.
    • Разработка схем проведения общих собраний собственников (при необходимости), разработка необходимых документов (извещения, протокол и т.п.).
    • Участие в качестве внешних экспертов в общих собраниях собственников (при необходимости).
    • Расчет типовой сметы на проведение общего собрания собственников.
    1. После решения вышеперечисленных вопросов необходимо составить бизнес-план создания и функционирования РКЦ. Для составления бизнес-плана надо понимать возможности в кредитных и инвестиционных ресурсах, а также ожидаемую отдачу для инвесторов на вложенные средства. Составление такого бизнес-плана - это, прежде всего, поиск баланса между следующими позициями:
    • Ежемесячный оборот (зависит от количества якорных клиентов, которое в свою очередь, зависит от привлекательности РКЦ для них – см. ниже).
    • Мощность административного ресурса.
    • Ожидания инвесторов РКЦ.
    • Возможности кредитования для организаторов РКЦ.
    • Уровень сбора платежей в муниципалитете.
    • Добро муниципальных властей на жесткое обращение с неплательщиками.
    • Предлагаемые якорным клиентам условия сотрудничества.
    • Допустимые ошибки в работе РКЦ (Имеется в виду вот что: если политическая обстановка в муниципалитете сложна, то никто не простит РКЦ даже одной массовой ошибки при расчете квитанций. Массовой считается ошибка, когда количество неправильных квитанций превышает 2% от общего количества. Если это недопустимо – то это ужесточает требования к ПО и персоналу, а следовательно, увеличивает и расходы).
    1. После формирования бизнес-плана можно приступать к выбору ПО, поскольку уже ясно, на какие деньги можно рассчитывать. Для помощи в выборе ПО и необходимого оборудования.

    Компания 1С-Рарус предлагает:

    • Разработка оптимальной топологии расположения абонентских пунктов и пунктов приема платежей (если они есть в модели РКЦ) на основе разработанной (или предложенной Заказчиком) схемы функционирования РКЦ.
    • Предложение по каналам связи и средствам коммуникации с рекомендациями поставщиков либо создание программно-аппаратного комплекса «под ключ».
    • Методические рекомендации по выбору программного обеспечения.
    • Рекомендации по выбору конкретного ПО исходя из требований по качеству и параметров бизнес-плана.

    Президент РТ поручил «Татэнергосбыту» взять под контроль коммунальные платежи населения на 33 млрд рублей

    Накануне президент Татарстана на заседании правительства РТ упрекнул жилищников в финансовой неразберихе. Из года в год поставщики коммунальных услуг жалуются на «хулиганство» при расщеплении платежей жильцов. Наконец «гордиев узел» был разрублен. Сегодня президент РТ распорядился создать с 1 января единый расчетный центр под управлением «Татэнергосбыта», под контроль которого перейдет денежный поток в 33 млрд рублей.

    Проводы зимы

    Первое в этом году заседание республиканского штаба по подготовке к предстоящему отопительному сезону прошло сегодня под руководством президента Татарстана Рустама Минниханова без привычных «постзимних» финансовых разборок… Пожалуй, впервые за последнее десятилетие жилищники «проводили» зиму не без долгов, конечно, но с обнадеживающими шансами на полную и скорую их оплату поставщикам этих ресурсов.

    Как заявил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин, просроченная задолженность коммунальщиков за газ к 1 мая этого года составила 566,6 млн рублей, снизившись на 61 млн рублей, а долг за электроэнергию составил 205,7 млн рублей, снизившись на 45,7 млн рублей. Оценивая масштабы «долговой петли», Ирек Файзуллин отметил, что накопленные за зиму долги за газ и электроэнергию заметно ниже «уровня задолженности в 2013-2016 годах. А учитывая, что коммунальщики в этом году «отпустили» тепла на 9,3 млрд рублей, то прозвучавшие цифры долга не должны пугать газовиков, а, напротив, даже радовать невиданными чудесами платежной дисциплины.

    Добавим, что уровень собираемости платежей за услуги ЖКХ с населения на порядок выше - 98,6%. Ежегодный сбор достигает 33 млрд рублей, указал Файзуллин. Казалось бы, разрыв между долгами населения и управляющих компаний перед поставщиками ресурсов стремительно сокращается, а последние исправно рассчитываются по счетам энергетиков и газовиков. Так к чему копья ломать?

    Уровень собираемости платежей за услуги ЖКХ с населения - 98,6%. Ежегодный сбор достигает 33 млрд рублей, указал Файзуллин. Фото kirov.ru

    «Татэнергосбыт» вводит «казначейский» порядок в ЖКХ

    И тем удивительнее прозвучала главная и сенсационная новость дня об учреждении правительством республики единого расчетного центра, через который будет проходить весь денежный поток населения республики за услуги ЖКХ.

    Интересно, что о предстоящей реформе в сфере расчетов доложил не кто-либо из профильного министерства, а глава Государственной жилищной инспекции Сергей Крайнов, осуществляющий надзор за исполнением жилищного законодательства. Главный бич ЖКХ, по его словам, отсутствие внешнего контроля за целевым расходованием средств населения, чему невольно потворствует и частая смена федеральных методик для расчета платежей за тепло.

    Только в прошлом году ее меняли дважды: просто задергали, граждане дезориентированы! - воскликнул он, не называя, впрочем, автора творческих преобразований. Зато медвежьей услугой исправно пользуются «карманные» ЕРЦ.

    «Отдельными управляющими компаниями Альметьевска расторгнуты договоры с единым расчетным центром города, а взамен созданы собственные ЕРЦ. Это позволило скрывать размер платы за поставленные коммунальные услуги. Долги управляющих компаний ООО «ЖЭУ-10», «ЖЭУ-13» и ООО «Русло» перед «ресурсниками» достигли 36 млн рублей», - сообщил Крайнов. «Играют» с начислениями по ОДН, по его словам, ЕРЦ Бугульмы, а в Казани используют расхождения в методиках при начислении платы за тепло. Всего по итогам 2016 года выявлено 1868 нарушений, возвращено 25 млн рублей излишне начисленной платы.

    Эти нарушения станут невозможными, если расчеты будет проводить единый расчетный центр, сообщил Сергей Крайнов, уточнив, что такое поручение дано президентом РТ. По его словам, преимущество центра в том, что здесь будет введена система расчетов, подобная казначейской. Описывая «казначейскую» структуру нового центра республики, он указал, что в нем будут образованы три группы счетов, на которые и будут поступать средства населения после их расщепления. Для перечисления за «жилищные услуги» будут открыты счета подрядных организаций, но деньги будут поступать «только после подписания ими актов выполненных работ с УК». «За поставленные коммунальные услуги будут открыты счета ресурсоснабжающих организаций. Но им перечисления будут производиться только после подписания актов сверки с УК. За управление домами - на счета управляющих организаций, которыми УК смогут распоряжаться поэтапно при предоставлении соответствующих документов»,- сообщил Крайнов.

    По словам Рифнура Сулейманова, 47 муниципальных ЕРЦ рассчитывают 1,269 млн лицевых счетов в республике, а более тысячи ЕРЦ работают при ТСЖ и ЖСК. Фото Максима Платонова

    Расщепление платежей доверят банковскому агенту

    Вслед за ним на трибуну поднялся глава «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов, на базе которого по поручению президента решено учредить республиканский расчетный центр. Он отметил, что подобные центры уже созданы в нескольких субъектах РФ. «Сбербанк уже создал центры в 12 регионах РФ, а ИНТЕР-РАО - в Московской и Ленинградской областях. Они оказывают влияние на положение региона, поэтому нам нужно защитить и свои интересы», - сказал он.

    Рифнур Сулейманов согласился с тем, что расчет платежей за услуги ЖКХ ведется в республике разрозненно, хотя еще в 2011 году правительство рекомендовало преобразовать ЕРЦ в муниципальные с участием в капитале «ресурсников». Но до сих пор система остается прежней. По его словам, 47 муниципальных ЕРЦ рассчитывают 1,269 млн лицевых счетов в республике, а более тысячи ЕРЦ работают при ТСЖ и ЖСК. Причем возможности для хранения всей информации у них нет, а размер платы за услуги сильно разнится: от 50 копеек до 82 рублей за подготовку одного лицевого счета. В результате страдают поставщики коммунальных услуг, которые получают деньги в конце месяца, и не в полном объеме, отметил он. Говоря о функционале нового ЕРЦ, он предложил разделить «зоны ответственности». «ЕРЦ будет формировать квитанции, а расщепление и перечисление платежей будет выполнять уполномоченный банк», - сказал он как о решенном деле. Однако пока неизвестно, кто им станет. Банк-партнер определится во время конкурсного отбора, уточнили представители Минстроя.

    В подчинение «Татэнергосбыта» перейдут действующие сегодня муниципальные ЕРЦ, обслуживающие управляющие компании Казани, Набережных Челнов и других городов. Им придадут статус филиалов «Татэнергосбыта».

    «Единая расчетная база позволит обеспечить четкость расщепления платежей между поставщиками услуг ЖКХ и своевременность их поступлений, - заявил президент РТ Рустам Минниханов. - Это решение уже принято. Ни у кого никакой задачи нет, кроме как обеспечить сбор платежей, а возможности для воздействия (на должников, - прим . ред . ) у него есть», - пояснил он.

    Объясняя выбор в пользу «Татэнергосбыта», глава Минстроя РТ Ирек Файзуллин рассказал, что компания охватывает всех потребителей электричества, а показатель сбора платежей превышает 99%

    «Это не его инициатива, это поручение президента»

    Президент уточнил, что создание ЕРЦ республики не его инициатива (гендиректора ТЭС Рифнура Сулейманова), а поручение президента. «Для него это дополнительная нагрузка», - заметил Минниханов, поручив к четвертому кварталу завершить передачу баз данных.

    Чтобы всем было понятно - это не его инициатива, это поручение президента, правительства, а для него это дополнительная нагрузка, - разъяснил для всех Минниханов. Ничего он от этого не получает, кроме проблем. Но когда мы все систематизируем, когда мы систематизируем и выстроим, то можем быть уверенными за сбыт и за сбор и сможем спать спокойно. Других форм работы не будет. Если есть муниципалитеты, которые уже сейчас хотят включиться в эту работу, то нужно приветствовать. Пусть приступают, чтобы в конце года закончить передачу всех баз данных. Чтобы с 1 января эта система заработала, в четвертом квартале должен пройти переходный период, нужно отработать всевозможные ситуации. Чем быстрее организуем, тем меньше будет проблем. Рифнур, это задача стоит. Если что-то не получается, то вот - министр, вот - премьер-министр, если какое-то недопонимание есть, в любое время пишите мне.

    Объясняя выбор в пользу «Татэнергосбыта», глава Минстроя РТ Ирек Файзуллин рассказал, что компания охватывает всех потребителей электричества, а показатель сбора платежей превышает 99%. «Татэнергосбыт» два года отрабатывал пилотный проект по прямым договорам с населением, поэтому расчетную систему можно упростить. «И у нас сегодня, у ТЭС штатные люди есть в каждом муниципальном образовании - нет смысла держать такую армию расчетчиков. Они же на шее у населения находятся! - дополнил Файзуллин.

    По его словам, будущий размер комиссии за расчетные услуги «Татэнергосбыта» определится позже, но обычно она колеблется в пределах 2-4/% от общей суммы сборов. «Замечу, что за расчет электричества ТЭС комиссию не получает», - сказал Файзуллин.

    «В связи с реконструкцией Адмиралтейской слободы запланировано прекращение работы промышленной площадки Казанского вертолетного завода, и будет закрыта ведомственная котельная, отапливающая семь жилых домов и два детских сада», - сообщил Калинкин. Фото Олега Тихонова

    Казань: есть три микрорайона, которые могут остаться без тепла

    Глава исполкома Денис Калинкин доложил на заседании штаба, что предыдущий сезон прошел без резонансных отключений, но уже сейчас обнаружились проблемные дома, которые могут остаться без тепла.

    Требует решения вопрос с переключением шести МКД в Советском районе от убыточных котельных УК «Просто молоко». Проблема осложнена тем, что в районе улицы Арбузова нет других источников тепла, поэтому необходимо строительство блочно-модульной котельной с ориентировочной стоимостью 35,5 млн рублей, - обозначил первую точку Калинкин. - В связи с реконструкцией Адмиралтейской слободы запланировано прекращение работы промышленной площадки Казанского вертолетного завода, будет закрыта ведомственная котельная, отапливающая семь жилых домов и два детских сада. Для переключения потребителей необходима реконструкция котельной «Казэнерго», а также прокладка теплотрассы и установка узлов. Предварительная стоимость - 21 млн рублей. И третье - теплоснабжение 13 МКД и детского сада в бывшем военном городке в жилом массиве Аракчино Кировского района Казани, где требуется перекладка сетей, переданных Минобороны РФ в ветхом состоянии.

    Однако премьер-министр Алексей Песошин слегка приостановил желание властей быстро получить спасительный транш из бюджета РТ: «Пока не будет решен комплекс вопросов по Адмиралтейской слободе, котельная будет работать. Думаю, прокуратура нам поможет. «Просто молоко» - котельная тоже будет работать. По военному городку тоже надо разобраться, потому что там дома, находящиеся в аварийном состоянии, не приняты, они сейчас в воздухе «висят».

    Луиза Игнатьева

    21.12.2016 г. 17:29

    Никита Смирнов

    / 6

    19 декабря Минстрой выложил для публичного обсуждения законопроект (http://regulation.gov.ru/projects#npa=60412), который должен полностью изменить порядок расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Главными является две вещи:

    1. Прямые договора и платежи ресурсо-снабжающим организациям (РСО).

    2. Четкое определение, что такое расчетный центр и как он должен работать.

    Это практически полностью может воплотить те идеи, которые я долгие годы доносил до федеральных структур. Естественно, такое событие нельзя оставить без внимания и поэтому в данной статье подробно разберем основные моменты. Перед тем как перейти к самому законопроекту, рекомендую ознакомиться с материалом «Выход из кризиса в ЖКХ» (), где вы увидите практически идентичную схему работы.

    Один ЕПД и жесткий контроль со стороны Правительства РФ

    Прежде всего стоит сказать о том, что законопроект усиливает влияние Правительства РФ в сфере ЖКХ и снижает влияние региональных властей, что, безусловно, является плюсом. В частности единый платежный документ (ЕПД) теперь будет утверждать только федеральное Правительство - п.4 ст.155 Проекта:

    «Правила предоставления единого платежного документа, в том числе единого платежного документа в электронной форме, отказа от предоставления единого платежного документа на бумажном носителе, возврата к предоставлению единого платежного документа на бумажном носителе, типовая форма единого платежного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации»

    Кто знаком с моими расследованиями в отношении «МосОблЕИРЦ» знает, что те до сих пор прикрываются формой ЕПД, которую утвердили региональные власти, наплевав на федеральную форму. Если федеральный ЕПД конкретен и, к примеру, полностью исключает возможность работы мошеннических расчетных центров (см. «Новая форма платежного документа исключает расчетные центры» - http://nikopol8.livejournal.com/105127.html), то региональный ЕПД, наоборот, содержит массу резиновых и неопределенных терминов, а также противоречит законодательству. Что открывает путь для коррупции и мошенничества.

    Выставлять ЕПД имеет права лишь информационно-расчетные центры (ИРЦ), о которых поговорим ниже. Главное, что новая норма больше не позволит региональным властям выпускать свои липовые ЕПД и творить в регионе беспредел в ЖКХ.

    К ЕПД люди относятся по-разному, далеко не все хотят получать единый платежный документ, а готовы платить по 10-ти квитанциям. И тут Проект нас может порадовать (п. 5 ст. 155):

    «Собственник помещения в многоквартирном доме или жилого дома вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обратиться к ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, иному лицу, оказывающему услуги или выполняющему работы на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме , региональному оператору с заявлением о предоставлении отдельного платежного документа для внесения соответствующей платы. В этом случае вид платы, по которому собственнику предоставляется отдельный платежный документ, не включается в единый платежный документ».

    Конечно, без конкретизации порядка, о котором сказано в этом пункте, сложно понять идет речь о простом письменном заявлении собственника или необходимо собирать какие-то документы, обосновывать свое желание и т.д. Стоило бы данный порядок сразу предусмотреть в статье, он не должен быть сложным. Тем не менее, данная норма позволяет полностью уйти от ЕПД, и радует тот факт, что нет никаких «но», а значит лица, к которым поступит соответствующее обращение, не вправе отказать.

    Прямые договора с РСО

    п. 7 ст. 155 Проекта:

    «Плата за коммунальные услуги вносится ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами»

    п. 2 ст. 157.2 Проекта:

    «Договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, заключаются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени»

    То есть мы переходим не просто на прямые платежи, но и на прямые договора! Поскольку о выгоде этой системы говорилось не раз, не буду снова повторяться - в материале «Выход из кризиса в ЖКХ» () вы можете подробно об этом прочитать.

    Причем типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ (п.4 ст.157.2) и процесс их заключения автоматический:

    «Договор ресурсоснабжения заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, при этом заключение договора в письменной форме не требуется. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок с момента первого фактического подключения собственника помещения в многоквартирном доме к сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»

    В пунктах 8-13 ст. 157.2 Проекта также более подробно расписывается ответственность ресурсо-снабжающих организаций. Сейчас же она полностью размыта и все шишки достаются управляющим компаниям.

    Данные изменения являются самыми главными и революционными, именно в этом будущее ЖКХ, и чем скорее мы перейдем на прямые отношения с ресурсниками, тем быстрее сможем решать и следующие проблемы.

    Однако хочу напомнить, что ранее уже вносился похожий проект

    (http://nikopol8.livejournal.com/141129.html), который в итоге был похоронен в кабинетах. На одном из федеральных мероприятий мне удалось пообщаться с сотрудником Минстроя, который рассказал о причинах, почему проекту так и не подарили жизнь. (Он как раз над ним работал). Удалось немного поговорить и на тему ИРЦ. Читая данный проект, вижу, что и тут федералы услышали здравые предложения. Главное, чтобы и новый проект не похоронили.

    «Смерть» незаконных расчетных центров

    Самым спорным моментом Проекта является раздел, посвященный информационно-расчетным центрам (ИРЦ). Совершенно очевидно, что это ненужный посредник, но, к сожалению, Правительство РФ уж очень хочет таким образом централизовать выставление квитанций. В Москве с Единым платежным документом, насколько мне известно, все хорошо, может это и неплохая идея. Однако очевидно, что в будущем все расчеты будут происходить в режиме онлайн и ЕПД будет вообще не нужен.

    Самое главное, что Проект четко определяет, что же такое ИРЦ (п. 2 ст. 155.1):

    «Под деятельностью информационно-расчетных центров понимается сбор сведений о начислениях платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги , полученных от ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора, формирование, печать и доставка единого платежного документа лицам, указанным в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, а также организация обмена информацией с кредитными организациями, платежными агентами и банковскими платежными агентами с участием которых вносится плата за коммунальные услуги и жилое помещение. При этом зачисление денежных средств, вносимых в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги по единому платежному документу, производится кредитными организациями в порядке переводов в соответствии с законодательством Российской Федерации о банковской деятельности на расчетные банковские счета лиц, которым в соответствии с настоящим Кодексом подлежит внесение такой платы, без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра» .

    Таким образом, ИРЦ становится просто информационным центром, а не кассой. Такой ИРЦ никакой опасности для денег не представляет. Когда выпуск квитанций, касса и зачисление находится в одних руках, это приводит к воровству, которое мы и наблюдаем в Подмосковье.

    Теперь же ИРЦ никакого отношения ни к кассе, ни к зачислению не будут иметь. Более того, четко написано, кому вносится плата за услуги, и всякие ЕИРЦ теперь не смогут передернуть закон. Причем зачисление могут осуществлять только КРЕДИТНЫЕ организации, иными словами банки. Простой платежный агент не является кредитной организацией и не осуществляет операцию по зачислению денег. Это и сейчас четко прописано в ФЗ №103 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", однако с Жилищным кодексом не было четкой привязки, теперь она появляется. Уверен, что именно против этого пункта будут бороться лоббисты воровских расчетных центров. В новом виде, полагаю, ИРЦ имеет право на жизнь.

    И самое главное - концовка последней выдержки: «без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра». Это означает полное поражение «МосОблЕИРЦ». Кроме того все ИРЦ должны будут соответствовать определенным Правительством РФ требованиям и находиться в открытом реестре (п.7 ст.155.1):

    «Сведения, содержащиеся в реестре информационно-расчетных центров субъекта Российской Федерации, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в системе».

    Правительство РФ также определяет порядок работы и обмена информацией расчетных центров. И поскольку реестр размещается на сайте Государственной жилищной инспекции, то теперь ГЖИ не сможет закрывать глаза на работу расчетных центов.

    Пожалуй, это главные плюсы ИРЦ, а теперь поговорим о минусах. К сожалению, Проект предусматривает ИРЦ в виде монополиста на весь регион, хотя в законе и написано, что их может быть несколько, но…. Конкурс по отбору ИРЦ проводят региональные власти согласно порядку, утвержденному Правительством РФ. Также областное правительство может учредить свой (свои) ИРЦ. В этом случае они будут в форме ГУПов, тут уже хитрить не получится, поскольку в Проекте также устанавливается субсидиарная ответственность региональных властей (п. 5 ст. 155.1):

    «По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) субъектом Российской Федерации может быть создан информационно-расчетный центр или несколько информационно-расчетных центров , каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение созданных им информационно-расчетных центров обязанностей , установленных законодательством Российской Федерации».

    Из плюсов можно выделить то, что типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ, он будет публичным и полностью открытым, а значит не будет такого, что в одном городе ИРЦ берет за работу 1%, а в другом 3%. Однако такая монополия все же может привести к тому, что у ИРЦ будет достаточно ощутимый процент, который он заберет в ущерб текущего ремонта. Каким образом будет осуществляться оплата работы ИРЦ и сколько в итоге она будет стоить - непонятно.

    Считаю важным отметить, что расчетные центры будут обязано застраховать убытки (п. 9 ст.155.1):

    «Ответственность информационно-расчетного центра за убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения информационно-расчетным центром своих обязанностей, должна быть застрахована в российской страховой организации за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи».

    Очень смущает меня вот этот пункт:

    «В случае, если на дату вступления в силу настоящего Федерального закона в субъекте Российской Федерации создан информационно-расчетный центр, который осуществляет деятельность по предоставлению платежных документов не менее одного года и при этом многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации предоставляется услуга по расчету (перерасчету) размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, положения части 2 настоящей статьи не применяются. Такой информационно-расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными статьей 1551 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до принятия решения субъектом Российской Федерации о проведении конкурса по отбору информационно-расчетного центра и определения победителя такого конкурса».

    Вообще «МосОблЕИРЦ» не отвечает этим требованием, он даже не создан правительством Московской области, но мы же знаем, как наши региональные власти относятся к законам, и тут, возможно, начнутся хитрости. Правда, не думаю, что «МосОблЕИРЦ» будет заинтересован работать в таком правовом поле, ибо тут они не будут получать деньги на свои счета и орудовать миллионами, да и ответственность появляется.

    Подведение итогов

    Пока это лишь проект, документ еще может быть изменен. Я уже готовлю свои поправки, которые обязательно выложу на официальном сайте, рекомендую и вам там высказать свои мысли.

    Описанное выше - это мое субъективное мнение, которое основано исключительно на законодательстве. Конечно, у других юристов может быть иное мнение. Но опасайтесь провокаторов, которые явно работают в интересах мошеннических расчетных центров и задача которых - дискредитировать этот законопроект. В интернете уже гуляют некоторые эмоциональные вбросы. Для полной картины обязательно прочтите документ сами, причем не нужно читать все 33 страницы, нас интересует лишь изменения в статье 155 (стр. 3-14), статья 157.2 (стр. 17-23) и концовка (стр. 28-33).

    На мой взгляд, это отличный документ, который нам очень нужен и поэтому надо добиваться его принятия.

    В связи с этим хочу призвать всех активных граждан, УК, ТСЖ, Администрации поселений, Советы депутатов, отдельных депутатов поддержать данный законопроект. Если вы с чем-то принципиально не согласны - присылайте в Минстрой свои предложения и пожелания. Обязательно отпишите на сайте, где сейчас происходит публичное обсуждение законопроекта. Уверен, что Минстрою нужна общественная поддержка, чтобы он смог провести этот проект через Госдуму. Поэтому наша задача привлечь как можно больше внимания к нему и не позволить лоббистам мошеннических расчетных центров заблокировать этот законопроект.

    Правда всегда побеждает в итоге, но это не всегда быстрый процесс. Как бы ни пафосно это звучало - сегодня мы участвуем в написании истории новой системы ЖКХ, и прямые платежи - это первый шаг к победе.

    Никита Смирнов, депутат города Сергиев Посад

    Страница
    6

    Из полученных данных видно, что коммунальные службы ЖКХ г. Хабаровск теряют 17 % своих денег только из-за того, что процедура оплаты требует много времени от плательщика. Следовательно, можно поставить перед собой вопрос: каким образом можно упростить процедуру оплаты и тем самым повысить собираемость коммунальных платежей? О том каким образом реализовать мероприятия по повышению собираемости коммунальных платежей в городе Хабаровск в ближайшее время, пойдет речь в следующем разделе.

    Проект создания единого расчетного центра как направление реформирования системы коммунальных платежей

    Оптимальным вариантом решения поставленного вопроса является организация в городе Хабаровск единого расчетного центра, который позволит до минимума сократить время порядок оплаты коммунальных платежей и тем самым повысит уровень их собираемости.

    Создавая Единый расчетный центр (ЕРЦ) для ведения жилищно-коммунальных расчетов, администрация города меняет всю систему договорных отношений в системе городского ЖКХ. Главное изменение состоит в том, что жилищные организации (ЖО) превращаются в поставщиков специфического вида услуг, именуемых жилищными, и становятся клиентами ЕРЦ, равноправными с прочими организациями - поставщиками коммунальных услуг. Это выводит ЖО из состояния хронической задолженности перед последними, но, с другой стороны, лишает привычных оборотных средств. Данный факт обостряет отношения между ЕРЦ и ЖО, но он необходим для старта реформы ЖКХ, так как выявляет дисбаланс между тарифами на коммунальные и жилищные услуги. Последние практически не менялись с 1997 года, в то время как тарифы на свет, тепло и воду повышаются в среднем два раза в год.

    При ведении расчетов по старой схеме - то есть силами ЖО - в разных городах (а часто и в разных районах одного города) существует заметное расхождение в методах начислений платежей за ЖКУ, а также льгот и субсидий. Это объясняется тем, что расчет не является профильной деятельностью ЖО и у них некому следить за нестабильным законодательством. ЕРЦ не только занимается изучением законодательства, но и выходит с методическими предложениями на Управление ЖКХ. Поэтому работа ЕРЦ становится движущей силой реформы ЖКХ города, так как стимулирует принятие конкретных управленческих шагов. Требуется не только единая методика начислений, но и взвешенные решения по реструктуризации долгов. Например, должен быть определен порядок погашения задолженности: следует ли сначала гасить долг или закрывать текущие платежи. Или более сложная задача: если за период задолженности сменился поставщик услуги, то в каком порядке нужно учитывать поступления - делить их между обоими кредиторами или закрывать долги в хронологической последовательности. Занимаясь подобными проблемами, правительство края невольно вынуждено вырабатывать общий разумный стиль управления отраслью, а не просто искать финансы для латания дыр.

    Работа ЕРЦ упорядочивает также и взаимоотношения поставщиков ЖКУ с бюджетами различных уровней. Во-первых, уменьшается доля невозмещения льгот и субсидий за счет правильности их предоставления. С другой стороны, контролирующие бюджетные органы получают от ЕРЦ максимум информации о расходовании бюджетных средств и имеют все возможности для ее проверки и согласования. Таким образом, стимулируется упорядочение законодательства по социальной поддержке, и высвечивается ответственность бюджета (и соответствующего уровня власти) за конкретные недоплаты по льготам и субсидиям.

    Процесс создания ЕРЦ имеет много подводных камней, и его лучше поручать опытным специалистам. Следует заранее продумать, каким образом компенсировать расхождения между старым и новым процессами начислений, которые непременно выявятся при конвертации данных. Необходимо также определить состав выходной отчетности ЕРЦ во избежание внезапно возникающих "горящих" задач, которые заметно снижают эффективность работы центра. Если ЕРЦ должен обсчитывать более 100 тысяч лицевых счетов, необходимо планирование собственной обслуживающей структуры, которая будет заниматься администрированием сети и базы данных, поддерживать работоспособность оргтехники и каналов связи.

    Мощность и функциональность ЕРЦ можно наращивать постепенно, например, такими этапами:

    Создание информационного сервера для участников процесса. Отсутствие информации обостряет отношения между ЕРЦ, организациями-клиентами центра и населением. Информационный сервер поможет устранить эти проблемы и снять часть нагрузки с работников ЕРЦ.

    Внедрение современных способов оплаты (карты предоплаты, Интернет-платежи). Чем больше возможностей предоставляется гражданам для оплаты ЖКУ, тем меньше будет задолженность.

    Прием на обслуживание центром поставщиков прочих услуг: страхования, услуг связи, ГИБДД и так далее.

    Хорошо развитый ЕРЦ является удобной базой для постепенного создания общего информационного пространства города. Информация о горожанах, хранящаяся в картотеке лицевых счетов ЕРЦ, при должном оформлении может быть использована во всех соседних структурах, начиная с БТИ и паспортно-визовой службы и заканчивая такими крупными блоками, как образование и здравоохранение. Таким образом, Единый расчетный центр обладает неограниченным потенциалом роста, вплоть до глобальной муниципальной информационной системы.

    Таким образом, в рамках данной главы представим мероприятия по разработке системы управления жилищно- коммунальным хозяйством города Хабаровск.

    КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ

    Коммунальные платежи представляют собой сравнительно стабильный поток наличных денег. Многие банки стремятся выйти на этот рынок и удержаться на нем. Коммунальные службы (зачастую недовольные существующими механизмами приема платежей) со своей стороны пытаются принимать их самостоятельно. Кроме того, местные администрации пытаются упорядочить работу коммунальных служб и движение платежей. Окончательно запутывают ситуацию субсидии. Можно ли в такой ситуации систематизировать и упорядочить многочисленные информационные потоки, создать благоприятные условия для населения и участвующих организаций?

    Эту задачу призвана решить единая городская Система автоматизированного учёта Платежей населения.

    Внедрение Системы в масштабах города Хабаровск обеспечивает :

    · для плательщиков – получение достоверных сводных счетов о своих задолженностях по месту оплаты, единой пластиковой карточки со своим платежным кодом вместо множества расчетных книжек.

    · для коммунальных служб - получение корректной информации в электронном виде в режиме реального времени об оплатах и плательщиках, что дает возможность ускорения процесса учета и начисления платежей, резкого снижения его трудоемкости и сводит к минимуму количество невыясненных платежей;

    · для городской администрации - невозможный ранее уровень информации о плательщиках, суммах коммунальных платежей, субсидиях и задолженностях плательщиков;

    · для банков – оперативность и достоверность приема и обработки коммунальных платежей как в точке приема так и в банке в целом, резкое уменьшение процента ошибок, уменьшение трудоемкости обработки оплаченных извещений, увеличение скорости обслуживания, возможность сокращения количества работников, занятых учетом коммунальных платежей, ускорение межбанковских расчетов;

    Вместе с тем, из материалов круглого стола, имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, следует, что во многих регионах России
    (г. Москва, Московская область, Ленинградская область, г. Казань) ЕИРЦ уже созданы. Однако, как отметил Юрий Липатов, в работе существующих расчетных центров имеются недостатки. Так, по его словам, нередко выявляются ошибки при формировании платежных документов, отсутствует прозрачность расчетов, недостаточно активно ведется работа по возврату дебиторской задолженности, существуют перебои в функционировании личных кабинетов пользователей.

    Вместе с тем в Московской области работа по внедрению расчетных центров началась еще в 2013 году и, по словам министра ЖКХ Московской области Евгения Хромушина, собираемость платежей с момента внедрения системы ЕИРЦ достигает 100%. Однако, министр отметил позицию жителей многоквартирных домов, которые не доверяют расчетам, если они осуществлены частной компанией, в какой организационно-правовой форме бы они ни были представлены. "Граждане хотят, чтобы за организацию, которая осуществляла расчет коммунальных платежей, отвечала муниципальная или региональная власть", – подчеркнул министр. – Поэтому в состав ЕИРЦ должна входить государственная структура, например, по примеру Подмосковья" [блокирующий пакет (25,1%) ООО "МосОблЕИРЦ" принадлежит ГУП МО "Коммунальные системы Московской области". – Ред. ].

    Елена Солнцева пояснила, что организации, которые будут выполнять функции ЕИРЦ, могут быть отобраны на конкурсной основе органом государственной власти субъекта или же учреждены непосредственно им. В этом случае субъект федерации будет нести субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ЕИРЦ своих обязанностей.

    Какие документы необходимо предоставить гражданину в управляющую организацию для перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного его отсутствия? Узнайте ответ из материала "Перерасчет платежей при временном отсутствии жильцов" в"Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков , в свою очередь, поделился опытом работы созданных в области ЕИРЦ, которым к настоящему времени передали полномочия по расчету, начислению и распределению денежных средств, перечисляемых гражданами за коммунальные услуги, более 130 управляющих организаций. В связи с этим представитель региона предложил предусмотреть в законопроекте возможность продолжения работы уже созданных центров. "На уровне региона нами очень много затрачено средств и сил для создания этой системы, и хотелось бы, чтоб как минимум три года была возможность этим центрам работать без процедуры отбора", – предложил Роман Марков.

    Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко положительно оценил практику регионов по внедрению ЕИРЦ, отметив необходимость учесть их предложения при рассмотрении законопроекта.

    Законопроект планируется внести в Госдуму в текущую весеннюю сессию.

    Случайные статьи

    Жилищный консультант - Портал полезных знаний