Функции федерального агентства. Что делают федеральные агентства? Общая характеристика государственного управления

14.Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения. Обращения - 1 из юр значимых способов реализации прав субъектов АП, не входящих в сис ОИВ. Виды: заяв, предлож, ходатайства и петиции. Они адрес ОИВ и содержат просьбу соверш опред юр знач действия. Предлож –обр, напр на улучш порядка организации и деяти гос органов, омс, предприятия, учр и др. Заяв - обр по поводу реализ прав и свобод, закрепленных в Конст РФ или текущем законод-ве. (просьба или сообщ о наруш) Жалоба - обр в гос или иные офиц органы по поводу наруш прав, свобод и законных интересов гражд-на. Жалобы делятся на общие и специальные Ходатайство – офиц просьба о признании за ним опред статуса, прав, льгот и гарантий, изложенных в письм форме, в случаях, кот прямо уст законом. Оно адрес-ся гос органам или вышестоящей общест организации, предполаг предост с их стороны док-ов, подтверждающих статус, льготы, права и т.д. Сущ.право на подачу коллектив-х обращ -- это обращение 2-х или более граждан, а также обращение, принятое на митинге и собрании. Сущ обяз соответств органов принимать и рассм обращ. Решение, принятое по обращ, м б обжаловано по инстанции в вышестоящий орган либо оспорено в суде. Письм обращ подлежит обяз рег в теч 3-х дней с мом пост. Если оно не по алресу то д.б. перенапр в теч 7 дн с уведомл гражд-на Д.б. обеспеч объектив, всестор и своеврем рассм обращ Органы вправе запраш необх докум и матер в др органах Письм обращ рассм в теч 30 дн со дня его рег. М.б. и устное обр, для этого предусм личный прием гражд, кот произв-ся руководителем Инфо о днях, часах и о месте приема доводится до сведения граждан. При лич приеме гражд д предъяв док, удост личность. Содерж уст обращ заносится в карточку личного приема гражданина. В нек случ ответ на обр м.б. дан устно В ходе лич приема гражд м б отказано в рассм обр только если ему ранее дан ответ по существу.

15. Институт регистрации граждан по месту жительства и пребывания . Закон дает разграничение понятий- местожительство(жилой дом, квартира, иное – в котором граж постоянно или преемущественно проживает в качестве собственника, по договору найма и др законным основаниям) и место пребывания (жилое помещение, в котором грж проживает временно). Граждане должны становиться на регистрационный учет по месту пребывания, если срок будет более 10 дней.Главное отличие регистрации по месту пребывания состоит в том, что она производится без снятия с регист учета по месту жительства, и покидая место пребывания, граждане не снимаются с учета.Выдается свидетельство о регистрации, в паспорте никакие отметки об этом не делают. Правительством утверждены 93г «Правила регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания». Регистрация отличается от прописки тем, что ее наличие или отсутствие не являются основанием для ограничения права граждан, регистрация – это только учет граждан. Необходмые документы: 1 - заявление, 2 -паспорт (или иной документ- загранпаспорт, свид о рожд),3 – документ, подтверждающий законность вселения в жилое помещение (ордер, судебное решение и т.д.), 4 – квитанция об уплате гос пошлины. Основания для отказа в регистрации признаны не соответствующими конституции. Только могут указать на необходимость предъявления документов. Закон четко определяет основания для снятия гра-на с рег учета – при подаче заявления на учет по новому месту жительства.

16.Понятие, признаки и виды органа исполнительной власти. Орган исп власти (ОИВ ) - это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу гос администрации, посредством кот реализ-ся управленческие функции ИВ и совершаются юр значимые действия от имени гос. Осн задача ОИВ- осущ управленческих полномочий в отношении иных субъектов АП. Признаки ОИВ: представ собой автономные части гос аппарата; это организ-ый коллектив людей; коллектив имеет юр оформление (устав, структура, система); осущ гос функции от имени и по поруч гос; выполняя эти функции, действуют еще и от своего имени; облад собств-ой компетенцией, гос-но-властными полномоч; несут ответ-ть перед гос за свою деят; их полож, струк и деят регламент-на правом; учрежд-ся гос-ом Т.О. ОИВ - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть гос аппарата, наделенный компетенцией, выполняющий публичную функцию, структура и деят кот регламентируется нормами права. Виды ОИВ : По характеру компетенции: (1-О общ комп - несут ответ-ть за положение дел в соответствующем гос, обл, крае, округе, и тд., Это правительство, адм-ция субъектов РФ. 2-О отраслевой комп - осущ рук-во подведомственными отраслями. 3-О межотр спец комп (это обычно гос комитет и др.) - органы оказывающие руководящее значение на группу специализированных отраслей выполняющих функции, напр., министерство труда, федеральная миграционная служба. 4-Оы внутриотраслевой комп.) По террит масштабу деят-ти: (1- Федер ОВИ, распр свою деят на всю РФ. 2- ОИВ субъектов 3-Местные ОИВ) По порядку решения вопросов: (Коллегиальные органы. Они обсужд и разреш вопросы, - коллегиально. Обычно это комитеты. Единоначальные органы. Правительство, министерства и гос комитеты. В этих органах реш прин лично) В завис от организ-правового полож: (1- Координационные. 2- Консультативные - статус таких органов регулируется указом президента) По организ правовым формам: (1-Правительство РФ; прав-во в субъектах, городах федер знач; советы министров, имеющие статус правительств; министерства, гос комитеты, инспекции, службы, тд. 2- Фед министерства 3-Гос комитеты. 4-Фед комиссии 5- Фед службы 6- Агентства и иные органы)

18.Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Правительство РФ: 1.разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; 2.обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; 3.обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 4.осуществляет управление федеральной собственностью; 5.осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 6.осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 7.осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

17. Президент РФ и исполнительная власть. Статус Президента определяется КРФ (Президент иногда выступает не только как глава государства, но и как глава исполнительной власти - когда он председательствует на заседаниях Правительства), все его полномочия вытекают из нее. Президент: представляет РФ внутри страны и в международных отношениях; определяет основные направления внутренней и внешней политики; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Взаимоотношения Президента с исполнительной властью : а) назначает с согласия ГД председателя Правительства; б) имеет право председательствовать на заседаниях правительства; в) принимает решения об отставке правительства; г) по предложению председателя Правительства назначает и снимает с должности заместителей председателя и федеральных министров. Взаимоотношения с законодательной властью : а) вносит законопроекты в ГД; б) имеет полномочия подписывать и обнародовать федеральные законы, обращаться к федеральному собранию с ежегодным сообщением о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики. Сфера обороны и безопасности (непосредственное руководство Президентом): а) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; б) утверждает военную доктрину РФ; в) является Верховным Главнокомандующим ВС РФ; г) в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом в СФ и ГД; д) вводит на территории РФ или в местностях чрезвычайное положение с сообщением СФ и ГД; е) назначает и освобождает высшее командование ВС РФ; ж) присваивает высшие воинские звания. Сфера внешних сношений (подведомственна непосредственно президенту): а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; д) назначает и отзывает после консультации с комиссиями палат ФС дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Полномочия по формированию аппарата : а) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; б) формирует Администрацию Президента РФ. Иные полномочия : а) представляет ГД кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ РФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности председателя ЦБ; б) решает вопросы гражданства, награждает государственными наградами, осуществляет помилование; в) назначение выборов, роспуск ГД; г) проведение референдума; д) представление кандидатуры Генерального прокурора. Президент издает указы и распоряжения , обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

19.Система и структура федеральных органов исполнительной власти: понятие, состояние, тенденции развития. Орган исполнительной власти- это организационный коллектив, осущ. исполнительно-распорядительную деятельность, структурное подразделение государственно-властного механизма, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей. Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами. В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев: - федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации; - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Система федер органов исп власти: 1) правительство РФ, 2) министерства 3) гос комитеты, 4) федер комиссии и службы 5)российские агентства 6) федеральные надзоры 7) иные федер органы исп власти Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации, а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти Правительство РФ –коллегиальный орган, возглавляющий систму исполнительной власти гос-ва и издающий правовые акты от его имени. Министерство РФ- федер орган исп власти, проводящий гос политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законом деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Гос комитет, федеральная комиссия – фед органы исп власти, осущ-щие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание фед органов исп власти, их реорганизация и ликвидация осущ Президентом по предложению председателя Правительства. Статусу каждого органа исп власти соответствует порядок назначения его руководителей

20.Федеральное министерство: понятие, признаки, виды и состав. Федеральное министерство - а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр); б) на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией, и иными нпа осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федер законами, актами Президента и Правительства Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: Министерство внутренних дел, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство юстиции. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта, Министерство финансов, Министерство культуры И др

21.Федеральная служба: понятие, признаки, виды и состав. Федеральная служба России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации. Руководители указанных органов назначаются Президентом, а их заместители - Правительством Российской Федерации. Федеральные службы, руководствуются в своей деятельности Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, положениями о них. которые утверждаются Президентом или Правительством России. Руководители рассматриваемых органов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на органы задач и функций, утверждают структуру и штатное расписание аппарата и положения о подразделениях и службах соответствующих органов, издают приказы, дают указания, организуют контроль их исполнения. В федеральной службе и других органах образуются коллегии, утверждаемые Правительством России. Коллегия является совещательным органом. Ее решения оформляются приказами руководителя органа. Рассматриваемые органы являются юридическими лицами, имеют расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. К указанным органам, например, относятся: - Федеральная миграционная служба России; - Федеральная служба безопасности Российской Федерации; - Федеральная пограничная служба Российской Федерации;

22.Федеральное агентство: понятие, признаки, виды и состав. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа; б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации; в) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности. Основные функции - правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Большинство федеральных агентств находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство связи, Федеральное архивное агентство, Федеральное дорожное агентство, Федеральное космическое агентство России (Роскосмос).

23.Территориальные органы органов исполнительной власти: понятие, виды. _В систему органов исполнительной власти входят также и территориальные органы исполнительной власти, к которым относятся создаваемы федеральными органами исполнительной власти их территориальные подразделения и должностные лица. Территориальные органы осуществляют свою деятельность под руководством соответствующий федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов. Виды территориальных органов федеральной исполнительной власти классифицируются по следующим критериям - уровню подчинения, статусу и территории действия. По уровню подчинения различают территориальные органы, которые подотчетны центральным федеральным органам исполнительной власти, находящимся в ведении Президента РA, и территориальные органы, которые подотчетны центральным федеральным органам исполнительной власти, находящимся в ведении Правительства РФ. По статусу различают территориальные органы, образованные федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. В зависимости от территории действия различают территориальные органы, деятельность которых осуществляется на территории одного субъекта РФ; на части территории субъекта РФ; на территории нескольких субъектов РФ в границах одного федерального округа либо на территории субъектов РФ, входящих в разные федеральные округа. Территориальные органы исполнительной власти действуют на совокупности определённых принципов. К таковым относятся: 1. соблюдение законности; 2. разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; 3. разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; 4. персональная ответственность. Территориальные органы исполнительной власти представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в регионах и на территории субъектов Федерации и муниципальных образований. Поэтому их задачи, функции и полномочия определяются соответствующими органами федерального уровня, исходя из их функциональных задач.

24.Система органов исполнительной власти субъектов РФ (на примере Алтайского края). Систему органов исполнительной власти Алтайского края составляют Администрация АК и иные органы исполнительной власти (главные управления Алт края, управления Алт края и инспекции Алт края). Высший постоянно действующий орган исполнительной власти Алт края- Администрацией Алт края. В структуру Администрации Алт края входят Губернатор Алт края, его первый заместитель (первые заместители), заместители, руководители органов исполнительной власти Алт края в сферах экономики, финансов, сельского хозяйства, социального обеспечения, управления государственным имуществом Алт края. Администрацией Алт края руководит Губернатор Администрации Алт края как высшее должностное лицо в системе органов исполнительной власти Алтайского края, который наделяется полномочиями Алт краевым Законодательным Собранием по представлению Президента РФ. Администрация Алт края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Алт края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии. Органы исполнительной власти Алт края осуществляют полномочия исполнительно-распорядительного и контрольно-надзорного характера в сферах экономики, финансов, региональных налогов, инвестиций, регулирования тарифов, сельского хозяйства, обеспечения продовольствием, социального обеспечения, управления государственным имуществом Алт края, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, природных ресурсов, охраны окружающей среды, промышленности, энергетики, предпринимательства, транспорта, дорожного строительства, здравоохранения, фармацевтической деятельности, культуры, туризма, образования, науки, печати, массовых коммуникаций, труда, занятости населения, работы с молодежью, физической культуры, спорта, записи актов гражданского состояния, ветеринарии, международных и внешнеэкономических связей, связи, информатизации, лицензирования, архивного дела, надзора за техническим состоянием самоходных машин, государственного строительного надзора, обеспечения прав граждан в жилищной сфере, обеспечения деятельности высшего исполнительного органа государственной власти, иных сферах в соответствии с законодательством РФ и Алт края. Структура исполнительных органов государственной власти Алт края определяется главой администрации Алт края.

25. Административная реформа в РФ: понятие, состояние, перспективы, проблемы. Адм реформа - в широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления. Причины : Административная реформа необходима для решения следующих комплексных задач: совершенствование способности государства реализовывать политику, предписанную законом; повышение эффективности системы государственных органов; превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание; повышение доверия к государству со стороны населения и частного сектора. Этапы административной реформы . Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода: - административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации; - первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, преследующий политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов; - второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы. Первый этап (2003–2005): 23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы, о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Первый этап, разработанный группой Дмитрия Козака заключался в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети. Второй этап (2006-2008): 25 октября 2005 г. правительство Российской Федерации одобрило концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. Показатели достижения целей административной реформы. 1. Оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг. Предполагается в результате проведения административной реформы повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 процентов и к 2010 году - не менее чем до 70 процентов. 2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров. Целевым показателем реализации мероприятий административной реформы является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5 процентов, к 2010 году - до 3 процентов. 3. Место России в международных рейтингах показателей качества государственного управления. 1) эффективность государственного управления - показатель отражает качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к политике, проводимой правительством, и др.; 2) качество государственного регулирования - значение данного индекса связано с оценкой политики, проводимой в сфере государственного регулирования в экономике. С его помощью измеряются такие факторы, как государственное регулирование цен на товары и услуги, неадекватный контроль в финансовой сфере, избыточное регулирование бизнеса и др. Общая характеристика направлений административной реформы. Ключевыми областями административных реформ являются: роль государства в обществе; структура и функции органов государственного управления; повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата; управление государственной службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность государственного аппарата. Несмотря на то, что в основе программ административных реформ лежат потребности правительств в решении самых разнообразных проблем, представляется правомерным обобщение, что конечная цель современных административных реформ состоит в совершенствовании способности государства реализовывать политику, предписанную законом. Такие реформы имеют своей целью устранить препятствия, с которыми сталкиваются правительства при попытке изменить направления социальной и отраслевой политики.

Министерство РФ - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в установленной сфере (отрасли) деятельности.

Министерство образуется на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства

Российская Федерация, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), т. е. устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативно правовые акты).



Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ или Правительством РФ.

В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе

министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав коллегии утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, главные управления, управления, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром, за исключением тех министерств, положение о которых утверждает Президент (например, МВД России). Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. В настоящее время Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы следующие федеральные министерства, которые подразделены на две группы: -министерства, руководство деятельностью осуществляет Президент РФ (Министерство внутренних дел РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции РФ);

Министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ (Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство культуры и

массовых коммуникаций РФ; Министерство образования и науки РФ;

Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и энергетики РФ; Министерство регионального развития РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство информационных технологий и связи РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития и торговли).

Федеральная служба

Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 определено, что, во-первых, не все федеральные службы являются самостоятельными, часть из них включена в структуры федеральных министерств, во-вторых, одними службами руководство осуществляет Президент РФ, другие - находятся в ведении Правительства РФ.

К самостоятельным федеральным службам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, относятся: федеральная служба безопасности РФ, федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, федеральная служба охраны РФ.

В ведении Правительства РФ находятся следующие самостоятельные федеральные службы: антимонопольная; по тарифам; по финансовым рынкам; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; государственной статистики; по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральное агентство

Федеральные агентства - это федеральный орган исполнительной власти,

осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора.

Президент определил, что на правах самостоятельных федеральных агентств действуют подчиненные непосредственно ему главное управление специальных программ Президента и Управление делами Президента.

Основная часть федеральных агентств включена в состав федеральных

министерств. Так, например, Министерство природных ресурсов имеет три федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию.

И лишь два федеральных агентства: федеральное агентство по атомной энергии и федеральное космическое агентство -- являются самостоятельными и находятся в ведении Правительства. Возглавляет федеральное агентство генеральный директор.

Федеральное агентство – орган исполнительной власти, выполняющий функции по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг.

Функциями по управлению государственным имуществом включают в себя как исполнение обычных функций собственника государственных предприятий, так и управление их акциями.

Оказание государственных услуг – есть ни что иное, как предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или за плату услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.

При этом стоит заметить, что федеральное агентство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, если об этом праве не сказано прямо в законе. Это означает, что федеральная служба издает как правило распоряжения – индивидуальные, не нормативные акты, а приказы и постановления – нормативные акты – только если имеет на то установленное законом право.

Типичными полномочиями федеральных агентств являются:

управление организациями и учреждениями при Президента РФ (Управление делами Президента),

управление госимуществом (Росимущество),

создание, управление и содержание государственных резервов (Росрезерв),

создание, развитие, использование систем связи, оказание услуг связи (Россвязь),

комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий (Роспечать),

управление государственным транспортом и обеспечение безопасности на нем, транспортное администрирование, обеспечение безопасного плавания судов (Росжелдор, Росавтодор, Росречморфлот, Росрыболовство),

учет, управление дорожным хозяйством, в том числе федеральными трассами, морскими портами (Росавтодор, Росречморфлот),

аэронавигации, использованию воздушного пространства, обеспечения авиационной безопасности и защиты прав пассажиров (Росавиация),

управление хозяйственной деятельностью российской академии наук (ФАНО),

установление государственных стандартов и обеспечение единства измерений (Росстандарт),

оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов (федеральное медико-биологическое агентство);

предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация и обеспечение безопасности водохранилищ, гидротехнических сооружений, ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования (Росводресурсы);

геологоразведка, ведение реестра месторождений полезных ископаемых, выдача разрешений на их добычу и разработку (Роснедра);

инвентаризация, использование, охрана и защита лесов (Рослесхоз).

Федеральные агентства выполняют и не типичные для них функции:

контроль и надзор в области рыболовства (Росрыболовство),

и надзор и контроль за лесными отношениями (Рослесхоз)

обустройство государственной границы (Росграница),

организация мобилизационной подготовки и проведение мобилизации в России (Главное управление специальных программ Президента РФ).

Возглавляет федеральное агентство руководитель, имеющий штат заместителей. Структуру агентства составляют управления, центральный аппарат. Агентству могут быть приданы научно-технические центры, при нем могут функционировать экспертные и общественные советы, консультирующие агентство в вопросах его деятельности. Региональная структура агентства представлена департаментами по федеральным округам и региональными управлениями в отдельных муниципальных образованиях.

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор).

Главная заслуга реформаторов, проводивших административную реформу это то, что финансовые и имущественные ресурсы теперь находятся в руках федеральных агентств.

Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, и постановлениями Правительства Российской Федерации. Оно в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты, как федеральная служба.

В организационном отношении ряд федеральных служб и федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству Российской Федерации, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2006. - с. 157.

В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» устанавливается, что федеральное агентство:

  • а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
  • б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;
  • г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Подводя краткий итог, делаем вывод, что федеральные агентства, главным образом, осуществляет оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. Данная функция является, несомненно, одной из самых важных в любой управленческой системе, так как экономический приоритет является одним из высших в системе приоритетов управления человечества в целом, и конкретно государством. Ведь именно экономическое благосостояние государства является показателем его развития в сравнении с другими государствами, а федеральное агентство является гарантом обеспечения проведения экономической политики федеральными министерствами.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Его возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции федеральное агентство издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента России, Председателя Правительства России и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Оно не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента России или постановлениями Правительства России.

Список федеральных агентств в ведении министерств

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка)

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)

Федеральное архивное агентство (Росархив)

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)

Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Федеральное агентство связи (Россвязь)

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП)

Управление делами Президента Российской Федерации

Федеральное космическое агентство (Роскосмос)

Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России)

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

Государственное управление и государственная власть. Система административного права. Административное право РФ, источники, административно-правовые нормы, регулирование и отношения. Органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти.

К данному материалу относятся разделы:

Общая характеристика государственного управления

Понятие и содержание исполнительной власти, её отличия от законодательной и судебной ветвей государственной власти

Предмет и система административного права

Место административного права в системе российского права

Понятие и виды административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм

Понятие, признаки и структура административно-правовых отношений

Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Систематизация административно-правовых норм

Граждане как субъекты административного права

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления

Случайные статьи

Вверх