Деятельность по обеспечению пожарной безопасности. Основные направления обеспечения пожарной безопасности – система защиты

174. Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности (далее для целей настоящей главы - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

175. Лицензируемая деятельность включает составляющие работы и услуги, указанные в пункте 10 приложения 1 к настоящему Положению.

Не требуется получения лицензии для:

реализации средств противопожарной защиты юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим их производство на территории Республики Беларусь;

создания и функционирования внештатных пожарных формирований, осуществляющих тушение пожаров;

выполнения проектировщиками в рамках проектных работ расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности, за исключением расчетов:

температурного режима пожара в помещениях зданий различного назначения;

соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов проектных решений по эвакуации людей из помещений и здания.

(часть вторая п. 175 в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

Часть исключена с 1 марта 2016 года. - Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475.

176. Лицензируемая деятельность может осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями по следующим составляющим работам и (или) услугам:

проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией;

создание и функционирование подразделений, осуществляющих тушение пожаров.

176-1. Заявление (с прилагаемыми к нему в соответствии с настоящим Положением документами) о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, уведомление об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии, а также уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются соискателем лицензии (лицензиатом) в учреждение "Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности" Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - Республиканский центр).

(п. 176-1 введен Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

176-2. Республиканский центр в соответствии с настоящим Положением:

принимает указанные в пунктах 176-1 и 176-3 настоящего Положения документы в порядке, предусмотренном настоящим Положением;

извещает соискателя лицензии (лицензиата) о принятых в отношении его лицензирующим органом решениях;

выдает оформленные в установленном порядке лицензии их соискателю (лицензиату);

формирует и ведет реестр лицензий, предоставляет содержащиеся в нем сведения;

назначает проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата - при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям;

рассматривает вопрос о прекращении действия лицензии в порядке, установленном в пункте 85-1 настоящего Положения, и направляет соответствующие предложения в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

(п. 176-2 введен Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

176-3. В случае вынесения лицензиату требования (предписания) об устранении выявленных нарушений сообщения о факте вынесения такого требования (предписания), а также результатах оценки устранения указанных в нем нарушений представляются вынесшим это требование (предписание) контролирующим (надзорным) органом в Республиканский центр.

(п. 176-3 введен Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

176-4. Документы (их копии), представленные соискателем лицензии (лицензиатом) для получения лицензии, внесения в нее изменений и (или) дополнений, другие документы, относящиеся к лицензированию деятельности лицензиата, хранятся в Республиканском центре.

При прекращении действия, аннулировании лицензии, оформлении лицензии на новом бланке лицензиат обязан в порядке, установленном настоящим Положением, сдать ранее выданную ему лицензию (ее дубликат) в Республиканский центр.

(п. 176-4 введен Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

177. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления заявленной лицензируемой деятельности, соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления оборудования, приборов и инструментов, необходимых для осуществления заявленной лицензируемой деятельности, соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих) (для торговли пожарной техникой (машинами и оборудованием), снаряжением, спасательными устройствами, огнетушителями, огнетушащими веществами и другими средствами противопожарной защиты - не менее одного работника) с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией, прошедших обучение (повышение квалификации) с учетом профиля выполняемых работ и оценку знаний в установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

наличие согласованных с Министерством по чрезвычайным ситуациям локальных нормативных правовых актов, регламентирующих готовность подразделений к тушению пожаров, их оснащенность, организацию несения дежурств (для деятельности по созданию и функционированию подразделений, осуществляющих тушение пожаров);

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

178. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

соблюдение лицензионных требований и условий, указанных в пункте 177 настоящего Положения;

абзац исключен с 1 марта 2016 года. - Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475;

функционирование систем контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

представление в Министерство по чрезвычайным ситуациям ежегодно до 1 февраля сведений об объемах выполненных за предшествующий год работ, составляющих лицензируемую деятельность.

179. Для получения лицензии ее соискатель дополнительно к документам, указанным в подпунктах 15.1 - 15.4 пункта 15 настоящего Положения, представляет:

сведения о работниках, которыми будет осуществляться лицензируемая деятельность, с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), образования, специальности, должности, квалификационного разряда и трудового стажа;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

перечень помещений, оборудования, приборов и инструментов, соответствующих требованиям, указанным в абзацах втором и третьем пункта 177 настоящего Положения;

копию приказа руководителя об утверждении систем контроля за качеством лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников.

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

180. До принятия решения по вопросам лицензирования проводится оценка и (или) экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата - при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям.

(п. 180 в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

181. Исключен.

(п. 181 исключен с 1 марта 2016 года. - Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

182. Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

нарушения лицензионных требований и условий, ставшие причиной чрезвычайной ситуации и (или) способствовавшие ее развитию;

реализация или применение средств противопожарной защиты без наличия документов, устанавливающих область и условия их применения, а также документов об оценке соответствия такой продукции требованиям пожарной безопасности (для продукции, подлежащей обязательному подтверждению на соответствие требованиям пожарной безопасности);

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475)

абзацы четвертый - пятый исключены с 1 марта 2016 года. - Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475;

необеспечение при выполнении работ и (или) оказании услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией необходимого согласно требованиям законодательства уровня работоспособности и (или) исправности соответствующих систем или их элементов.

Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Основные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности

Соблюдение противопожарного режима:

  • обучение руководителей организаций и лиц, ответственных по пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума ;
  • разработка инструкций по пожарной безопасности;
  • проведение инструктажей по пожарной безопасности;
  • создание добровольных пожарных дружин;
  • оснащение помещений и территории первичными средствами пожаротушения (первичные средства пожаротушения: ручные огнетушители, передвижные огнетушители, самосрабатывающие огнетушители, пожарные щиты);

В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

  • определены и оборудованы места для курения;
  • определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
  • определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
  • регламентированы:
  • порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
  • порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
  • действия работников при обнаружении пожара;
  • определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму , а также назначены ответственные за их проведение.

Исключение условий, способствующих возникновению пожара:

  • исключение возможности появления источника зажигания (содержание электрических сетей и приборов в соответствии с технической документацией и требованиями ПУЭ);
  • организация молниезащиты;
  • раздельное хранение веществ, взаимодействие которых может привести к химической реакции с выделением тепла;
  • исключение выделения искр, тепла и открытого огня при нарушении технологического процесса на промышленном предприятии.

Нормативные документы, содержащие требования: «Правила устройства электроустановок», «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей».

Соблюдение норм по содержанию эвакуационных путей и выходов:

  • наличие нормативного количества эвакуационных выходов из помещений, зданий;
  • соответствие путей эвакуации требованиям пожарной безопасности по высоте, ширине, протяженности;
  • соответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности по их расположению, габаритным размерам;
  • содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности (запрещается складирование материалов на путях эвакуации, запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа и т.д.;
  • наличие проектных дверей на путях эвакуации, в том числе противопожарных дверей;
  • разработка и размещение планов эвакуации людей при пожаре;
  • оснащение путей эвакуации знаками, указывающими направление движения;

Нормативные документы, содержащие требования к эвакуационным путям и выходам: ППБ 01-03, «Правила пожарной безопасности в Россиийской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружении», СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения", СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП 31-03-2001 «Производственные здания».

Соответствие архитектурных и объемно-планировочных решений требованиям пожарной безопасности:

  • соответствие здания при определенном функциональном назначении (класс функциональной пожарной опасности) по высоте, длине, ширине, объему требованиям пожарной безопасности;
  • соответствие здания степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности;
  • соответствие предела огнестойкости основных строительных конструкций здания требованиям пожарной безопасности;
  • отделение помещение различного класса функциональной пожарной опасности;
  • размещение помещений определенного класса функциональной пожарной опасности на этажах здания в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
  • проведение строительных работ и перепланировки в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном порядке.

Нормативные документы, содержащие требования к архитектцрным и объемно-планировочным решениям: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружении», СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения", СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП 31-03-2001 «Производственные здания».

Оборудование зданий, сооружений, помещений системами автоматической противопожарной защиты:

  • выбор системы противопожарной защиты (пожарная сигнализации , пожаротушение) в зависимости от высоты, этажности, площади помещений, класса функциональной пожарной опасности, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по ПУЭ

Нормативные документы, содержащие требования к оборудованию зданий (помещений) системами АППЗ: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности».

  • выбор системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зависимости от высоты, этажности, площади помещений, класса функциональной пожарной опасности, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по ПУЭ

Нормативные документы, содержащие требования к оборудованию зданий (помещений) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

  • выбор систем противодымной защиты (за счет объемно-планировочных решений, вытяжной противодымной вентиляции) в зависимости от высоты, этажности, площади помещений, класса функциональной пожарной опасности, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по ПУЭ, а также исполнения путей эвакуации и количества единовременно пребывающих людей;

Нормативные документы, содержащие требования к оборудованию зданий (помещений) системами АППЗ: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования», СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

Профилактика и техническое обслуживание систем автоматической противопожарной защиты и коммуникаций здания:

  • поддержание систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений в исправном состоянии, проведение технического обслуживание и планово-предупредительного ремонта;
  • испытание систем внутреннего и наружного противопожарного водопровода на напор и водоотдачу не реже 2-х раз в год;
  • очистка вентиляционных каналов;
  • технические испытания электрических сетей, в том числе замер сопротивления изоляции;
  • испытание наружных пожарных лестниц и ограждений на кровле;
  • испытание огнезащитного покрытия.

Нормативные документы, содержащие требования: ППБ 01-03, «Правила пожарной безопасности в Россиийской Федерации».

Обеспечение деятельности подразделений пожарной охраны при тушении пожара и проведении спасательных работ.

  • устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных;
  • устройство наружных пожарных лестниц и обеспечение других способов подъема персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройство лифтов, имеющих режим “перевозки пожарных подразделений”;
  • устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, а при необходимости, устройство сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);
  • противодымная защита путей следования пожарных подразделений внутри здания;
  • оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей;
  • размещение на территории поселения или объекта подразделений пожарной охраны с необходимой численностью личного состава и оснащенных пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия.

Выбор этих мероприятий зависит от степени огнестойкости, класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания.

Нормативные документы, содержащие требования: ППБ 01-03, «Правила пожарной безопасности в Россиийской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения».

  • ОКАТО
    ОК 019-95
    Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления
  • ОКСО
    ОК 009-2016
  • ОКОПФ
    ОК 028-2012
    Общероссийский классификатор организационно-правовых форм
  • ОКУД
    ОК 011-93
    Общероссийский классификатор управленческой документации
  • ТН ВЭД
    ТН ВЭД
    Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
  • ОКЕИ
    ОК 015-94 (МК 002-97)
    Общероссийский классификатор единиц измерения
  • ОКИН
    ОК 018-2014
  • ОКЗ
    ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
  • ОКОГУ
    ОК 006-2011
    Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления
  • ОКСМ
    ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
    Общероссийский классификатор стран мира
  • ОКФС
    ОК 027-99
    Общероссийский классификатор форм собственности
  • ОКВ
    ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
    Общероссийский классификатор валют
  • ОКОК
    ОК 026-2002
    Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах
  • КИЕС
    КИЕС
    Классификатор институциональных единиц по секторам экономики
  • ОКВГУМ
    ОК 031-2002
    Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов
  • ОКПИиПВ
    ОК 032-2002
    Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод
  • ОКСО — утратил силу 01.07.2017
    ОК 009-2003
    Общероссийский классификатор специальностей по образованию
  • ОКНПО — утратил силу 01.07.2017
    ОК 023-95
    Общероссийский классификатор начального профессионального образования
  • ОКДП — утратил силу 01.01.2017
    ОК 004-93
    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
  • ОКВЭД — утратил силу 01.01.2017
    ОК 029-2001(КДЕС Ред. 1)
    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
  • ОКОФ — утратил силу 01.01.2017
    ОК 013-94
    Общероссийский классификатор основных фондов
  • ОКП — утратил силу 01.01.2017
    ОК 005-93
    Общероссийский классификатор продукции
  • ОКУН — утратил силу 01.01.2017
    ОК 002-93
    Общероссийский классификатор услуг населению
  • ОКЗ — утратил силу 01.07.2015
    ОК 010-93
    Общероссийский классификатор занятий
  • ОКИН — утратил силу 01.07.2015
    ОК 018-95
    Общероссийский классификатор информации о населении
  • ОКТМО — утратил силу 01.01.2014
    ОК 033-2005
    Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований
  • ОКОНХ — утратил силу 01.01.2003
    ОК 1 75 018
    Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства

ОКВЭД 2 84.25 - Деятельность по обеспечению безопасности в...

Включает:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
. организацию и осуществление профилактики пожаров;
. организацию тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
. осуществление государственного пожарного надзора;
. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг требованиям пожарной безопасности;
. охрану от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;
. информационное обеспечение пожарной безопасности;
. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
. государственный и технический надзор за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также за их использованием на водных объектах;
. обеспечение безопасности людей на водных объектах;
. обеспечение функционирования спасательных служб и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
. обеспечение безопасности и спасение людей в зонах чрезвычайных ситуаций

Вопрос 4.Алгоритм действий должностных лиц и персонала при возникновении пожара

Если в учреждении не удалось избежать пожара, необходимо следовать твердо установленному порядку действий при пожаре.

Руководитель учреждения, сотрудники и обслуживающий персонал в случае возникновения пожара или его признаков (дыма, запаха горения или тления различных материалов и т. п.), а также каждый гражданин обязаны:

Немедленно сообщить о пожаре по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

Принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Прибывшие к месту пожара обязаны:

Продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану, четко назвав адрес учреждения, по возможности место возникновения пожара, что горит и чему пожар угрожает (в первую очередь – какова угроза для людей), а также сообщить свою должность и фамилию, номер телефона, дать сигнал тревоги местной добровольной пожарной дружине, сообщить дежурному по учреждению или руководителю (в рабочее время);

Принять немедленные меры по организации эвакуации людей, начиная эвакуацию из помещения, где возник пожар, а также из помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения, используя для этого имеющиеся силы и средства;

Проверить включение в работу (или привести в действие) автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

При необходимости отключить электро- и газоснабжение (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению рас­пространения пожара и задымления помещений здания;

Прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

Удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

Осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

Обеспечить соблюдение требований безопасности работника­ми, принимающими участие в тушении пожара;

Одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

Организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

По прибытии пожарного подразделения руководитель объекта (или лицо, его замещающее) обязан четко проинформировать руководителя тушения пожара о том, все ли эвакуированы из горящего или задымленного здания и в каких помещениях еще остались люди; о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений; о наличии и местах хранения ядовитых и взрывчатых веществ, установок, не подлежащих отключению по специальным требованиям, для чего он должен иметь списки с указанием количества этих веществ и числа установок для каждого помещения, и т.д., а также организовать привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией по­жара и предупреждением его распространения.

Основные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности

· Системы оповещения и управление эвакуацией

Эвакуация в случае пожара. Для предотвращения опасных воздействий пожара, для обеспечения организованного движения людей при эвакуации, выносе материальных ценностей в зданиях, помещениях, на этажах зданий предусматриваются эвакуационные пути и выходы. Для каждого этажа и здания в целом составляются планы эвакуации людей и материальных ценностей. Количество эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа принимается по расчету, но обычно их должно быть не менее двух.

При составлении плана эвакуации принимаются во внимание необходимое время эвакуации, категория производства и объем помещения. Требования к устройству путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий и помещений изложены в соответствующих санитарных нормах и правилах.

После утверждения плана эвакуации нужно практически его отработать по подаче команд, вызову пожарных подразделений, опове­щению о пожаре, открыванию выходов и выводу людей из помещений.

План эвакуации для учреждения в целом вывешивается в помещении у ответственного дежурного по учреждению, а также у дежурных по этажам, зданиям, участкам.

Кроме планов эвакуации для учреждения в целом каждый кабинет, комната, цех и т.д. должны быть обеспечены планом эвакуации с памяткой о мерах пожарной безопасности и правилах поведения в условиях пожара.

Руководитель учреждения с массовым пребыванием людей (50 чел. и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей. Во всех организациях должны проводиться учебные тревоги по отработке действий персо­нала во время пожара.

Для объектов с ночным пребыванием людей (лечебные учреждения со стационаром, детские оздоровительные лагеря и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действия: в дневное и ночное время.

Особые требования предъявляются к лечебным учреждениям со стационаром, школам-интернатам, домам ветеранов, инвалидов и т.д.

Здания больниц и других учреждений с постоянным пребыванием людей, не способных передвигаться самостоятельно, должны обеспечиваться носилками из расчета 1 носилки на 5 больных (инвалидов). Палаты для тяжелобольных и детей следует размещать на нижних этажах. Расстояние между кроватями в больничных палатах должно быть не менее 0,8 м, а центральный основной проход - шириной не менее 1, 2 м. Стулья, тумбочки и другая мебель не должны загромождать эвакуационные проходы и выходы.

В указанных организациях запрещается:

Размещать в корпусах с палатами для больных помещения, не связанные с лечебным процессом (кроме определенных нормативами проектирования);

Оклеивать деревянные стены и потолки обоями и окрашивать их нитро или масляными красками;

Применять для отделки помещений материалы, выделяющие при горении токсичные вещества;

Размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учре­ждений мастерские, склады, кладовые.

Администрация учреждений здравоохранения обязана не реже 2 раз в год проводить проверку состояния сгораемых конструкций.

Если поверхности материалов и сгораемых конструкций утратили огнезащитные свойства, об этом должен быть составлен акт и проведена повторная обработка.

Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т. п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов должны немедленно устраняться.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

Загромождать эвакуационные пути и выходы (в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусо­ром и др. предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

Устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в т. ч. временно) инвентарь и материалы;

Устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

Применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий 5-й степени огнестойкости);

Фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

Остеклять или закрывать жалюзи воздушные зоны в незадымляемых лестничных клетках;

Заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.

· Оповещение о пожаре и пожарная сигнализация.

В соответствии с пп. 102-104 ППБ 01-03 системы оповещения о пожаре должны обеспечивать, руководствуясь планами эвакуации, передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т. п.).

Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.

В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц.

Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

Подача звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

Трансляция текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, на правлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей

Трансляция специальных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

Размещение эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;

Включение эвакуационных знаков безопасности;

Включение эвакуационного освещения;

Открывание дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

Связь пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

Требования к оформлению плана эвакуации при пожаре.

План эвакуации людей из здания на случай пожара в учреждении разрабатывается для обеспечения четкого, организованного движения сотрудников и посетителей при эвакуации и исключения паники.

План эвакуации разрабатывается для каждого функционального подразделения учреждения с целью изучения сотрудниками своих обязанностей и действий по эвакуации больных и материальных ценностей.

План эвакуации составляется из графической и текстовой частей. К плану эвакуации прилагается журнал отработки плана эвакуации (не реже 1 раза в год в журнал заносятся фамилии, время отработки).

Графическая часть плана эвакуации разрабатывается на каждый этаж здания, с нанесением схемы внутренней планировки служебных помещений с указанием отдельным установленным цветом, как правило, зеленым, основного (сплошными стрелками) и запасного (пунктирными стрелками) направлений эвакуации людей из каждого помещения к эвакуационным выходам, мест расположения первичных средств пожаротушения, пожарных кранов внутренней сети противопожарного водопровода, установки телефонов. План-схема эвакуации не должна загромождаться второстепенными деталями, знаками и надписями. Расшифровку символов в графической части следует давать под планом эвакуации на русском и национальном языках.

Текстовая часть плана эвакуации (примерная инструкция к плану эвакуации на случай возникновения пожара) должна быть изложена четко и понятно.

В текстовой части должны быть отражены следующие моменты:

Организация системы оповещения о пожаре (кто принимает решение о необходимости эвакуации, способы оповещения и контингент оповещаемых);

Количество лиц персонала, привлекаемого для эвакуации (порядок их сбора, место сбора, время сбора);

Эвакуационные маршруты, порядок движения при эвакуации, обязанности персонала, участвующего в эвакуации, в т. ч. открытие всех эвакуационных выходов;

Конечные пункты следования (порядок размещения эвакуированных по спискам, оказание им медицинской помощи);

Порядок эвакуации тяжелобольных, возможность использования для этой цели специально оборудованных лифтов, места размещения носилок, каталок для транспортировки больных (для учреждений здравоохранения и социальной защиты) ;

Проверка помещений на отсутствие людей после эвакуации;

Проверка срабатывания противодымной защиты, действия пер­сонала в случае несрабатывания системы противодымной защиты;

Тушение пожара;

Эвакуация имущества.

Графа "Исполнители" заполняется исходя из возможностей сотрудников и иперсонала. При изучении и практической отработке плана эвакуации следует проводить хронометраж, а также учесть возможные случаи отсутствия в момент пожара отдельных лиц, ответственных за исполнение мероприятий по плану эвакуации и предусмотреть их замену другими сотрудниками. Под таблицей должны стоять подписи лиц, составивших план эвакуации, и подписи сотрудников, ознакомленных с ним.

План эвакуации утверждается руководителем учреждения: в верхнем правом углу плана указывается его должность, фамилия, инициалы, дата утверждения. План эвакуации в обязательном порядке согласовывается с начальником пожарной части, в районе выезда которой находится объект. План вывешивается на видных местах внутри здания на стенах на высоте 1,8 м (у основных эвакуационных и поэтажных выходов, в вестибюле, фойе, холле) так, чтобы был хорошо виден. Его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона, посторонние предметы или контраст при искусственном или естественном освещении.

На плане эвакуации должны быть показаны: лестничные клетки, лифты и лифтовые холлы, комнаты с обозначением дверных проемов, балконов, коридоров, наружных лестниц.

Помещение, для которого предназначен план эвакуации, отмечают на поэтажном плане надписью "Ваша комната".

Путь эвакуации указывают на индивидуальном плане сплошной линией зеленого цвета.

Линии, указывающие направление эвакуации, должны проводиться от рассматриваемого помещения до выходов в безопасное ме­сто или непосредственно наружу.

Индивидуальный план эвакуации вывешивают в комнате на видном месте под стеклом (пленкой); размер плана должен быть не менее 20 х 30 см.

Инспектором противопожарной охраны при проверке состояния и организации системы эвакуации проверяется наличие плана эвакуации, соответствие его требованиям нормативных документов, отработка плана эвакуации (не реже 1 раза в год), знание исполнителями своих обязанностей на случай пожара.

В здании учреждения, кроме планов эвакуации, размещаются знаки безопасности (обозначение и указание мест нахождения средств противопожарной защиты и их элементов; обозначение направления движения при эвакуации, а также запрещающие, предупреждающие, предписывающие и другие знаки).

Организация инструктажей.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопас­ности в Российской Федерации ППБ 01-03, ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», а также нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» ответственность за организацию и проведение обучения возлагается на руководителей учреждений.

В организациях приказом создается постоянно действующая комиссия по обучению и проверке знаний работников по вопросам законодательства, правилам и мерам пожарной безопасности.

Председатель и члены комиссии должны предварительно пройти обучение в специализированном учебном центре, имеющем лицензию на осуществление этой деятельности, и получить удостоверение установленной формы о проверке знаний.

Согласно п. 7 ППБ 01-03 все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

В соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 по характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на следующие виды:

Вводный;

Первичный на рабочем месте;

Повторный;

Внеплановый;

Целевой.

О проведении всех видов противопожарных инструктажей делается запись в журналах регистрации инструктажей с росписью инструктируемого и инструктирующего.

Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности.

Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

Порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

Места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

Обязанности и действия работников при пожаре, в т. ч.:

Правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

Порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценно­стей;

Порядок осмотра и приведения в пожаро-, взрыво-, безопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).


Похожая информация.


Случайные статьи

Вверх