Федеральная служба по финансовому мониторингу - росфинмониторинг. Федеральная служба по финансовому мониторингу Федеральная служба по финансовому мониторингу подконтрольна

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 211 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1311);

постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 66 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 211" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 640).

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу

I. Общие положения

1. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

2. Федеральная служба по финансовому мониторингу находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральная служба по финансовому мониторингу руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

5.2. осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.3. осуществляет проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации;

5.4. выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5.5. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

5.6. получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);

5.7. ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

5.8. формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;

5.9. издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

5.10. разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

5.11. принимает в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

5.12. координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

5.13. взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам установленной сферы деятельности;

5.14. взаимодействует в соответствии с международными договорами Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществляет с ними информационный обмен;

5.15. взаимодействует в установленном порядке и в пределах установленной сферы деятельности с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом;

5.16. направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

5.17. представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам установленной сферы деятельности и участвует в установленном порядке в деятельности этих организаций;

5.18. создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

5.19. формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

5.20. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

5.21. разрабатывает предложения о принятии межведомственных планов и программ в установленной сфере деятельности и готовит отчеты о принятых мерах;

5.22. участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам установленной сферы деятельности;

5.23. изучает международный опыт и практику по вопросам установленной сферы деятельности;

5.24. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства;

5.25. привлекает к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;

5.26. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.27. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

5.28. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.29. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

5.30. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.31. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.32. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по финансовому мониторингу с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. заказывать проведение исследований, экспертиз, разработку программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;

6.2. запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.4. проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля;

6.5. обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к ответственности;

6.6. создавать в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственные органы для рассмотрения вопросов установленной сферы деятельности;

6.7. разрабатывать и утверждать в пределах установленной сферы деятельности методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

6.8. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.9. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.10. создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Службы по согласованию с Министром финансов Российской Федерации.

7. Федеральная служба по финансовому мониторингу не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по финансовому мониторингу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу задач и функций и подотчетен непосредственно Министру финансов Российской Федерации.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Службы:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру финансов Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;

9.2.5. ежегодный план и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;

9.2.6. предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Службы;

9.2.7. проекты положений о территориальных органах Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, заместителей руководителей ее территориальных органов;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

9.8. имеет право обращаться по вопросам установленной сферы деятельности к соответствующим федеральным министрам и руководителям иных федеральных органов исполнительной власти.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по финансовому мониторингу является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Место нахождения Федеральной службы по финансовому мониторингу - г. Москва.

Еще в 1990-е гг. в соответствии с рекомендациями Financial Action Task Forceon Money Laundering (ФАТФ) - Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, созданной в 1989 г. в Париже по решению совещания на высшем уровне стран «Большой семерки», во многих странах мира были образованы органы финансовой разведки (Financial Intelligence Units, FIU), в компетенцию которых входит координация усилий по борьбе с легализацией средств незаконного происхождения.

В настоящее время существуют четыре базовых подхода к созданию таких органов.

  • 1. В ряде стран (Великобритания, Германия, Венгрия, Словакия, Португалия, Эстония и др.) уполномоченные органы включены в систему правоохранительных органов. Они либо интегрированы в систему министерств внутренних дел, либо, формально находясь вне ее, выполняют характерные для нее функции (расследования и т. п.).
  • 2. Ряд государств (Дания, Швейцария, Люксембург, Исландия и др.) относят компетенцию уполномоченного органа к сфере министерства юстиции или органов прокуратуры.
  • 3. В Бельгии, Франции, Чехии и Японии ведомства по финансовому мониторингу имеют статус независимого уполномоченного органа.
  • 4. В США статус уполномоченного органа объединяет характеристики правоохранительного ведомства и банка данных (в том числе для использования системой правосудия США).

Россия пошла по третьему пути. В соответствии со ст. 3 и 8 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Указом Президента РФ «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в начале ноября 2001 г. был образован КФМ России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

С образованием КФМ России, приступившим к исполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 г., завершился этап формирования государственной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней под руководством Президента РФ функционируют Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Минфин России, ФНС России, Счетная палата РФ, Банк России, ФКЦБ России, а также правоохранительные органы и спецслужбы.

В июне 2002 г. КФМ России вступил в группу «Эгмонт» - международную организацию подразделений финансовой разведки (ПФР), что позволило России получить доступ к специальной системе закрытой связи, в которую входят почти 90 стран.

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» КФМ России был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Структуру Росфинмониторинга составляют:

  • - директор и его заместители;
  • - центральный аппарат;
  • - территориальные органы;
  • - Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ).

Директор Службы организует ее работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, представляет Службу в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени Службы договоры и другие документы гражданско-правового характера, утверждает должностные регламенты руководящего состава Службы, утверждает положения об управлениях Службы, назначает на должность и освобождает от должности государственных гражданских служащих Службы, руководителей и заместителей руководителя территориальных органов Службы, утверждает структуру и штатное расписание Службы, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (с учетом Указа Президента РФ от 3 ноября 2012 г. № 1470) директору Росфинмониторинга разрешено иметь одного первого заместителя и четырех заместителей директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, в том числе одного статс-секретаря - заместителя директора Росфинмониторинга.

В Росфинмониторинге действует коллегия в составе руководителя службы (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц.

Коллегия рассматривает вопросы, касающиеся принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ведения федеральной базы данных, международного сотрудничества, а также другие наиболее важные вопросы деятельности ведомства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами руководителя Службы.

В структуру центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу входят:

  • - управление - аппарат директора;
  • - управление кадров и противодействия коррупции;
  • - управление документооборота;
  • - управление эксплуатации информационных систем;
  • - управление развития информационных систем;
  • - управление по противодействию отмыванию доходов;
  • - управление по работе с бюджетной сферой;
  • - управление организации надзорной деятельности;
  • - управление международных связей;
  • - управление по противодействию финансированию терроризма;
  • - управление координации и взаимодействия;
  • - управление макроанализа и типологий;
  • - юридическое управление;
  • - управление безопасности и защиты информации;
  • - финансово-экономическое управление.

Территориальными органами Росфинмониторинга являются межрегиональные управления (МРУ), принимающие меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на закрепленной за ними территории в пределах своей компетенции:

  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу Севастополю.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ) создан в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 1989-р в целях обеспечения участия России в деятельности Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

Учредителем МУМЦФМ является Росфинмониторинг.

Распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 1718-р компетенция МУМЦФМ была расширена на обеспечение участия России в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), в число которых вошли:

  • - Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ);
  • - региональные группы по типу ФАТФ;
  • - Группа подразделений финансовой разведки «Эгмонт»;
  • - другие международные организации по линии ПОД/ФТ.

Предметом деятельности МУМЦФМ являются:

  • - проведение учебно-методических мероприятий, в том числе путем реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования;
  • - организация и проведение научно-исследовательских, оценочных мероприятий и экспертиз в сфере ПОД/ФТ;
  • - организационное и техническое обеспечение участия РФ в международных мероприятиях в сфере ПОД/ФТ;
  • - оказание технического содействия другим государствам, а также международным и региональным организациям, осуществляющим деятельность в сфере ПОД/ФТ;
  • - информационно-коммуникативное сопровождение деятельности РФ в сфере ПОД/ФТ.

Росфинмониторинг

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) – орган федеральной власти, созданный для противодействия легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Первоначальное название структуры – Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), он был создан указом президента от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». К работе организация приступила с 1 февраля 2002 года.

9 марта 2004 года КФМ был преобразован в Росфинмониторинг в соответствии с указом президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

До 2009 года он был в ведении Министерства финансов , а после - подчинен непосредственно правительству РФ.

Росфинмониторинг не предпринимает собственных действий против подозреваемых в отмывании денежных средств , его сфера – прежде всего сбор информации, которая в дальнейшем может передаваться в правоохранительные органы.

Для реализации своих функций Росфинмониторниг получает сведения о совершаемых операциях от организаций. Согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года, уведомлению подлежат все сделки, если их сумма выше 600 тыс. рублей, операции с недвижимостью на 3 млн рублей и более.

В обязательном порядке в Росфинмониторинге должны зарегистрироваться следующие организации:

  • лизинговые компании;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие или проводящие лотереи, тотализаторы, взаимное пари и иные основанные на риске игры, в т. ч. в электронной форме;
  • операторы приема платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Все они согласовывают с Росфинмониторингом свои правила внутреннего контроля. Причем на официальном сайте ведомства есть рекомендации по составлению данного документа. Также там размещены перечень операций, которые, с точки зрения Росфинмониторинга, должны вызывать подозрения, и, в закрытом доступе, перечень организаций и частных лиц, в отношении коих уже имеются сведения об их причастности к отмыванию денег.

Росфинмониторинг осуществляет проверки зарегистрированных организаций на предмет соответствия их деятельности действующему законодательству об отмывании денежных средств, участвует в разработке этого законодательства, сотрудничает с международными организациями в своей сфере, такими как

Как отдельных граждан, так и субъектов экономической деятельности жестко регламентируется и строго контролируется. Для обычного человека надзор обычно не очень заметен из-за законодательных особенностей, но вот предприятия ощущают на себе все его прелести. Так что же собой представляет финансовый мониторинг?

Общая информация

Вся существующая система завязана на банках. Они подчиняются федеральным законам и инструкциям. Кроме этого, банки занимаются контролем операций, которые осуществляют их клиенты. Наибольшее внимание в данном случае уделяется обороту денег, переводам, законности транзакций и валютным операциям.

Специально для осуществления контроля создаётся служба финансового мониторинга. На неё возложена обязанность следить за тем, чтобы все операции были законными. В случае выявления подозрительных действий или же правонарушений служба финансового мониторинга обязана действовать согласно инструкциям и уведомить соответствующие инстанции. И уже ними будут приниматься необходимые существенные меры. Следует понимать, что сам банк при выявлении подозрительной активности может разве что заблокировать счёт. За что-то большее отвечает уже федеральная служба по финансовому мониторингу.

Обязанности

Чем же занимается департамент финансового мониторинга? Он наблюдает и собирает информацию, чтобы в последующем изучать финансовые процессы, которые происходят. Федералы могут принимать решения о принятии определённых мер, направленных на противодействие Причем занимаются они этим на уровне всей страны.

Банковские же служащие занимаются ситуацией непосредственно в финансовом учреждении, где они работают. Главной целью всех этих действий является противодействие легализации денег, которые были получены преступными и террористическими группами. Поскольку эти средства, вероятнее всего, пошли бы на поддержание их активности, эта цель заслуживает предпринимаемых действий.

Кто принимает участие в этом процессе?

Финансовый мониторинг в банках подразумевает задействование большого количества сотрудников. Кроме специалистов, для которых поиск денег - это их прямая обязанность, в этом процессе задействованы ещё и кассиры, и операционисты, и руководители. И неудивительно, ведь к этой проблеме следует подходить со всем вниманием. Ведь если возникнут проблемы подобного рода, это подпортит финансового учреждения.

Для максимального охвата и честности финансовый мониторинг проводится специальным отделом, который подчиняется напрямую высшим управленческим чинам. В коммерческих учреждениях таковым выступает совет директоров. В государстве высшего ранга. Причем особенность практической реализации такова, что руководитель отдела финансового мониторинга может проверять даже данные и связи высшего управленческого звена. Во время проверки может быть предоставлен доступ к любому банковскому документу. Если же возникнет то регламентом прописано обращение к любому сотруднику, к которому это будет целесообразным.

Важность финансового мониторинга в коммерческих учреждениях

Зачем же проводить такие проверки? Ответ заключается в том, что они выполняют целый ряд важнейших функций, как то:

  1. Обеспечение безопасности работы учреждения.
  2. Контроль внутренних и внешних операций благодаря составлению ежедневной отчетности.
  3. Осуществление регистрации операций.
  4. Проверка клиентов на предмет причастности к террористическим или же криминальным структурам.
  5. Предотвращение потенциальных преступлений.
  6. Составление черного списка людей, что подозреваются в сомнительной активности.
  7. Контроль за выполнением законов.

Этим занимается и федеральная служба по финансовому мониторингу, но она уже выступает в роли контролера проверяющих, чтобы не допустить злоупотреблений.

Что же попадает в ответственных служб?

Давайте поговорим о том, как же сделать так, чтобы финансовый мониторинг обратил внимание на определённую операцию. Первоначально следует отметить, что любая операция, выполненная на сумму больше 600 тысяч рублей (или же эквивалент в другой валюте), согласно законодательству Российской Федерации, должна быть проверена. Кроме этого, в поле зрения контролеров попадает такая активность:

  1. Переводы от юридических лиц конкретным гражданам (если, конечно, это не заработная плата, выплата вознаграждений согласно заключенным договорам и прочее).
  2. Поступления валюты. Особенное внимание уделяется поступлениям денег из-за границы. И ещё более скрупулёзно операция изучается в тех случаях, если средства пришли из оффшорной зоны.
  3. Поступление денег и их же снятие наличными в один и тот же день.
  4. Снятие крупных сумм, которые проводятся как повторяющиеся однотипные сделки.
  5. Многочисленные вклады, которые открываются на небольшие сроки (меньше месяца) с последующим закрытием и снятием денег как наличностей.
  6. Когда физическое лицо покупает ценные бумаги за наличные деньги.
  7. Пренебрежение клиентом выгодными условиями.
  8. Осуществление операций, которые не несут экономического смысла. В данном случае можно рассмотреть выплату значительных заработных плат (сотни тысяч и миллионы рублей) в фирмах, которые работают в ноль.
  9. Невозможность классификации сторон, которые принимают участие в сделке.
  10. Перевод сумм денег в другие банки, которые предлагают худшие условия в виде низких ставок по депозитам, берут высокие комиссии и прочее.

Как видите, стать объектом исследований и интереса со стороны ответственных служб достаточно легко. Во многом это связано с весьма значительной активностью криминальных элементов.

Что делать, если операция была успешно проведена?

В таких случаях, как правило, достаточно только предоставить документы, которые подтвердят легальность средств, которые находятся на счетах. Таковыми могут быть выписки зарплатных счетов, документы, которые подтверждают прибыль, полученную вследствие осуществления коммерческой деятельности, договоры купли-продажи, наследства или же дарения. Также можно использовать копии бухгалтерской отчетности, налоговые декларации, аудиторские заключения. В большинстве случаев этого с лихвой хватит, чтобы разблокировать счет или же проводимую операцию. Правда, может возникнуть определённая заминка при реагировании на доказательства легальности.

Случайные статьи

Вверх