Расторгнуть государственный контракт в одностороннем порядке. Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне. Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

  • по решению суда;
  • расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
  • односторонний отказ.

Причины одностороннего отказа

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика. Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Созданная в России 20 лет назад система государственных и муниципальных закупок, заключения контрактов на поставку товаров и оказания муниципальных услуг, стала поистине хорошей базой для развития многих бизнесов, больших и малых. Такая система предполагает изначально заключение специальных контрактов, которые по своей форме имеют некоторое отличие от тех форм договоров, которые заключаются в обычной деловой практике.

Особенно это актуально для тех моментов, когда по тем или иным причинам заказчик и исполнитель не находят условий для дальнейшего продолжения исполнения взаимных обязательств. Такие случаи, надо сказать, нередки и часто перед предпринимателями встает вопрос, насколько высоки риски неисполнения таких контрактов и есть ли какие — либо процедуры, по которым можно отказаться от исполнения обязательств по заключенному с муниципалитетом контракта.

Если обратиться к ГК РФ (Гражданскому Кодексу), то там имеется целая глава (глава 37 ГК РФ), посвященная тому, на каких основаниях могут быть расторжены контракты между продавцом и покупателем, между поставщиком услуг и их заказчиком.

Так, например, там прямо оговорены условия прекращения обязательств сторон по следующим причинам:

  • в любой момент до сдачи результата работ без объяснения причин с оплатой уже выполненной работы и возмещением убытков подрядчика в пределах стоимости работ (ст. 717 ГК РФ);
  • ввиду медлительности подрядчика (п. 2 ст. 715 ГК РФ), при этом должно иметь место явное отсутствие возможности завершения подрядчиком работы к конечному сроку, немаловажную роль по данной категории дел имеет переписка сторон;
  • неисполнения подрядчиком в разумный срок требования заказчика об устранении недостатков выполняемой работы (п. 3 ст. 715 ГК РФ);
  • отступления в работе от условий договора подряда или обнаружения иных недостатков результата работы, которые в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Эти и другие основания расторжения контрактов, принятые в общей деловой практике, конечно же, имеют некоторые общие моменты с теми условиями, которые связаны с выполнением или прекращением муниципальных контрактов. Но все же имеется и немало своих специфических особенностей, о которых должен знать всякий, кто решил участвовать в конкурсах аукционах или торги на заключение муниципального контракта.

В этой статье будет рассказано о том, что служит основанием для расторжения муниципального контракта, как правильно расторгнуть муниципальный контракт, какой для этого существует правовой порядок и с какими последствиями может столкнуться исполнитель работ или поставщик товаров по муниципальным контрактам.

Несмотря на то, что по своему характеру публичных отношений государственные и муниципальные контракты имеют довольно существенную значимость, все же в юридической практике все условия заключения или расторжения муниципальных контрактов базируются на положениях Гражданского Кодекса РФ.

В этом нормативном документе, также как и в других подзаконных актах, регламентирующих процедуры заключения муниципальных контрактов ( или ФЗ 223), предусмотрено три способа расторжения муниципальных контрактов.

  • Вариант первый. Взаимное соглашение сторон по расторжению. контракта.

Это самый распространенный из всех типов расторжения контрактов, который не предусматривает какого — либо обращения в судебные инстанции, и стороны сами договариваются, на каких условиях будет расторжен контракт, какие взаимные уступки будут предприняты, какая будет выплачена неустойка или компенсация и т.п.

Например, муниципалитетом был заключен контракт на поставку компьютерного оборудования, который выполняла частная коммерческая фирма. Но в силу обстоятельств у муниципального бюджета не хватает средств на покупку всей партии оборудования, а у фирмы в свою очередь, имеются задержки с поставкой компьютеров.

Тогда муниципальный контракт будет расторгнут по соглашению сторон и они могут прийти к взаимному соглашению, что лучше всего расторгнуть имеющийся контракт без взаимных претензий друг к другу.

  • Вариант второй . Расторжение контракта по постановлению суда.

Обращение в судебные инстанции считается крайним случаем в деловой практике, и отношения по муниципальным контрактам не являются каким — то исключением.

Действительно, мало того, что судебные тяжбы отвлекают массу и сил и времени, так и нет еще гарантий, что суд займет сторону истца. Тем более, что для многих небольших компаний втягивание в продолжительные судебные процедуры чревато потерей значительной части средств, так как услуги адвокатов, экспертов, оценщиков стоят довольно дорого.

Поэтому в российской практике работы по муниципальным контрактам, обращения в суды носят нечастный характер и, как правило, такие обращения связаны с очень грубыми нарушениями условий по исполнению контракта. Например, банкротство фирмы, на счет которой был перечислен аванс на поставку оборудования для муниципалитета, или отказ муниципального заказчика принимать работу или оплачивать полную стоимость работ.

  • Вариант третий. Односторонний отказ от выполнения условий муниципального контракта.

Этот вариант является более продуманным и регламентирован законом (например, ), что позволяет исполнителю работ или поставщику товара по муниципальному контракту, также как и самому муниципалитету, сохранить свои интересы при наступлении условий, при которых дальнейшее выполнение условий контракта не представляется возможным.

Этим законом, в частности, сформированы базовые условия для одностороннего расторжения муниципального контракта:

  • размещение решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (о расторжении контракта) в единой информационной системе;
  • определение понятия «надлежащего уведомления» и «дата надлежащего уведомления» об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • дата расторжения контракта определена истечением установленного времени после надлежащего уведомления;
  • определены случаи обязательного принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком;
  • определены случаи обязательной отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Этот метод прекращения исполнения муниципального контракта используется в последнее время намного чаще, чем все другие основания и имеет смысл далее рассмотреть именно одностороннее расторжение муниципального контракта более подробно.

Основания для одностороннего расторжения муниципального контракта

Основания, по которым может быть расторжен муниципальный контракт, четко определены в соответствующем нормативном правовом документе. А именно, Письмом Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 г.).

Такими условиями могут быть:

  • поставка товара или оказание услуги по муниципальному контракту осуществлены с существенными нарушениями . Это могут быть завышенная цена, неприемлемое качество, время. Т.е. любые критические параметры, при которых определяется — выполнен заказ или нет.

Государственные и муниципальные контракты по результатам торгов обычно сразу имеют такой перечень условий.

  • в условиях муниципального контракт прямо заложена оговорка , что заказчик или исполнитель, может немотивированно отказаться от исполнения условий контракта на определенном этапе его реализации. Этот момент надо сразу оговаривать, перед тем как начать торги по муниципальным контрактам.

  • решение о приостановке муниципального контракта принято в судебном порядке по заявлению одной из сторон.

Для реализации полной процедуры одностороннего отказа от выполнения условий по муниципальному контракту не достаточно самого факта невыполнения обязательств и должны быть соблюдены некоторые юридические формальные процедуры. Это такие процессы, как подача заявления о невыполнении, или занесение соответствующих записей в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП), о чем и будет продолжен разговор далее.

Порядок одностороннего отказа от муниципального контракта

В существующем правовом поле, регламентирующем оформление муниципальных контрактов, т.е. те, что используют муниципальные аукционы, контракты, торги, для того, чтобы расторгнуть муниципальный контракт, нужно в первую очередь правильно уведомить своего контрагента. Для этого подается в принятой (установленной) форме уведомление или заявление.

Такое заявление подается несколькими путями:

  • заверенной телеграммой
  • факсом
  • заказным письмом с уведомлением о получении адресатом
  • по электронной почте на адреса, указанных на официальных информационных ресурсах контрагентов (сайты компаний, муниципалитетов).
  • размещение уведомления в электронной информационной системе, когда, например, муниципальный контракт был оформлен через систему электронных торгов и аукционов по муниципальным заказам и контрактам (муниципальные контракты на электронных торгах).

Причем, здесь надо иметь в виду, что датой уведомления должно считаться не дата послания сообщения или письма, а дата подтверждения получения адресатом. Если это заказное письмо – то получением соответствующего уведомления. Если это электронная почта — то должно быть поставлена при отправке функция в почтовом сервисе «уведомление о прочтении».

После того, как выполнена эта часть процедуры, то в действие вступает административный регламент, который предусматривает, что срок вступления отказа в силу — 10 дней, в течение которых поставщик может устранить нарушения и компенсировать заказчику расходы на проведение экспертизы. Данное правило (10 дней) не применяется при повторном нарушении условий контракта. Из этого следует, что отказ должен быть только мотивированным.

Уведомление об отказе от договора должно быть определенным. Так, предложение исполнить обязательство с указанием, что в противном случае договор будет расторгнут, не может считаться таким сообщением. Если информация о расторжении договора в одностороннем порядке не дошла до контрагента или получена одновременно с соответствующим отзывом, то отказ от договора действительно может считаться не состоявшимся.

Административная ответственность за нарушение порядка отказа: штраф 50 тыс. руб. для должностных лиц; 200 тыс. руб. для юридических лиц. (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). После того, как вручено уведомление о расторжении контакта и он был расторгнут, заказчик услуг или товаров по муниципальному контракту имеет полное право внести соответствующие записи в РНП.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения, отчет размещается заказчиком т.е. тот, кто расторгает муниципальный контракт, в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта. Т. е. со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя, либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Объем размещаемой в этом Реестре информации тоже четко определен. Там, в частности, заказчик может указать что:

  • муниципальный контракт предусматривал выполнение определенных условий. Должны быть названы сроки, качество и другие важные характеристики, достаточные для того, чтобы понять, на каких критериях оценивается выполнение контракта.
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

В качестве заключения

Остается только отметить, что муниципальный контракт — это не просто договор на поставку услуг или товаров, но это и очень важный момент, характеризующий каждую из сторон, умение выполнять заявленные условия, в немалой степени влияет на деловую репутацию. Поэтому, если возникла такая необходимость или есть сомнения, можно ли расторгнуть муниципальный контракт, выполнение условий по которому невозможно, то сторонам лучше прийти к взаимному соглашению, чем быть занесенными в список недобросовестных поставщиков, что само по себе является для многих компаний форс — мажором.

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

  1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ стороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта), заключенного по результатам (вписать нужное) (Протокол вписать нужное) № (значение) от (число, месяц, год).
  2. Взаиморасчёты между Сторонами по контракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. На момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы)на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы)Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять и оплатить фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

  1. Обязательства Сторон по контракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.
  2. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.
  3. Реквизиты и подписи Сторон:
ЗАКАЗЧИК ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)
__________________ Ф. И. О. __________________ Ф. И. О.

Расторжение государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в случае ненадлежащего исполнения поставщиком принятых обязательств: проблемы теории и практики

Соловьева Елена Владимировна,

магистрант Тюменского государственного университета, института права, экономики и управления.

В данной статье проведен анализ положений нормы Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допускающей возможность одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта. Автором выявлены положительные и отрицательные стороны данных законодательных нововведений и возможные пути решения проблем, связанных с возможностью одностороннего расторжения контракта.

Ключевые слова: Федеральный закон № 94-ФЗ; Федеральный закон № 44-ФЗ; односторонний отказ; расторжение контракта.

Вопрос о порядке расторжения государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд всегда вызывал споры как в научных кругах, так в правоприменительной практике.

До вступления в силу поправок к Федеральному закону от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), внесенных Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ, в случае если подрядчик (поставщик, исполнитель) по государственному (муниципальному) контракту не исполнял или ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, заказчик был вынужден расторгать контракт по соглашению сторон или по решению суда, либо принимать работы (товары, услуги) ненадлежащего качества, что могло впоследствии рассматриваться контролирующими органами как нарушение.

Ранее вопрос расторжения контрактов регулировался п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, согласно которому расторжение государственного или муниципального контракта допускалось исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

С указанной нормой непосредственно связаны ст. ст. 533 и 534 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), предполагающие возможность отказа от исполнения контракта как поставщиком, так и заказчиком при соблюдении условий, установленных в данных статьях.

При анализе ст. ст. 533 и 534 ГК РФ и судебной практики некоторые авторы выдвигали точку зрения о возможности одностороннего отказа.

Например, д.э.н. Ф.Н. Кадыров аргументирует свою позицию следующим образом: в соответствии со ст. 450 ГК РФ предусмотрены в качестве оснований для расторжения договора, разновидностью которых является контракт, соглашение сторон, требование одной из сторон, рассматриваемое в судебном порядке и односторонний отказ от исполнения договора . Согласно п. 2 ст. 407 ГК РФ прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Пункт 3 ст. 450 ГК РФ устанавливает, что односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично возможен, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. И автор делает вывод о том, что «односторонний отказ от исполнения контракта допускается в случаях, когда такой отказ прямо предусмотрен контрактом», добавляя о целесообразности предусматривать в контрактах право на односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае существенного нарушения обязательств по контракту поставщиком. Данная позиция также поддерживается Э.А. Кипарисовым , который предлагает предусматривать возможность расторжения в одностороннем порядке в тексте контракта. Л.Е. Пермяков добавляет, проанализировав ст. 534 ГК РФ, что заказчику «предоставляется право на изменение и расторжение договора в одностороннем порядке даже при надлежащем исполнении поставщиком договорных обязательств» .

При анализе судебной практики, касающейся применения п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, также можно сделать вывод о неоднозначности решения данного вопроса. Неоднократно суды признавали право одной из сторон расторгнуть контракт в одностороннем порядке, обосновывая такое решение нормами ГК РФ.

В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2008 г. № А78-2532/08-С1-30/123-Ф02-6403/08, в котором суд прямо указывает, что возможность одностороннего расторжения государственного контракта согласована сторонами в самом контракте, следовательно, имевшее место одностороннее расторжение контракта соответствует положениям действующего законодательства.

Однако, некоторые суды придерживаются противоположного мнения. Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2008 г. № КГ-А40/8968-08 были отменены решения арбитражных судов первой инстанции и апелляционной инстанции, признавшие правомерными действия ответчика по расторжению контракта в одностороннем порядке на основании пункта контракта, предусматривающего такое расторжение. Федеральный арбитражный суд указал на неправильное применение указанными судами норм ГК РФ и Закона № 94-ФЗ, а также на то, что не была применена норма п. 1 ст. 422 ГК РФ, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Таким образом, Федеральный арбитражный суд принял свое решение, исходя из положений п. 2 ст. 525 ГК РФ, предусматривающего, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК РФ, применяются иные законы, т.е. при отсутствии правового регулирования вопроса расторжения контракта нормами ГК РФ применяются нормы Закона № 94-ФЗ.

В целях однозначного толкования п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 марта 2009 г. В соответствии с указанными изменениями был сделан акцент на то, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Тем самым законодатель подчеркнул, что контракт может быть расторгнут только в соответствии с перечисленными в Законе № 94-ФЗ основаниями. Необходимостью внесения указанных изменений послужило то, что положения указанной статьи действовали и ранее, но на практике нередко толковались двояко, а «некоторые заказчики вообще ставили вопрос о том, чтобы им разрешили расторгать контракты по их инициативе при наличии существенных оснований» .

Что касается позиции Федеральной антимонопольной службы России по этому вопросу, она была однозначна: заказчикам расторгать контракт в одностороннем порядке нельзя.

Если контрольные органы выявляли в проекте контракта или в документации положения, согласно которым заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, то такие действия заказчика признавались нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такая спорная ситуация по вопросу одностороннего расторжения контрактов продолжалась вплоть до июня 2013г., пока не вступили в силу поправки к Закону № 94-ФЗ, которые были внесены Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Изменения коснулись возможных способов расторжения контракта. С указанной даты расторгнуть контракт можно не только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (как это было установлено ранее), но и вследствие одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.

Такая процедура одностороннего отказа, введенная данным законом, аналогична той, которая установлена в ч. 9 - 16 , 19 - 22 , 26 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2014 г., и заменившим Закон № 94-ФЗ.

В соответствии сЗаконом № 44-ФЗ односторонний отказ допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В частности, любая из сторон сможет отказаться от исполнения контракта, если заказчик установит соответствующее условие в контракте. Однако, включение в контракт условий о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта одновременно означает возникновение у поставщика (подрядчика, исполнителя) права на аналогичный отказ (ч. 19 ст. 95Закона № 44-ФЗ).

ВЗаконе№ 44-ФЗ определено, что до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации. Если заказчик привлекает экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы, то он сможет отказаться от исполнения контракта, только если эксперты подтвердят нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа (ч. 11 ст. 95Закона № 44-ФЗ).

Вч. 12 ст. 95Закона № 44-ФЗ очень подробно регламентируется, как должно оформляться решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта и каким образом оно должно быть направлено поставщику (исполнителю, подрядчику). Общее требование к направлению уведомления о таком решении состоит в том, что средства связи и доставки должны обеспечивать фиксирование уведомления и получения заказчиком подтверждения о его вручении. Данные правила обусловлены тем, что решение об отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 13 ст. 95Закона № 44-ФЗ).

Заказчик обязан отменить указанное решение, если в течение названного срока устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия этого решения, а также компенсированы затраты заказчика на проведение экспертизы (ч. 14 ст. 95Закона № 44-ФЗ). Однако при повторном нарушении условий контракта, которое в соответствии с гражданским законодательством является основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, данное правило не применяется.

Условия отказа от исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя) в целом сходны с условиями отказа от исполнения контракта по инициативе заказчика.

После принятия решения об отказе от исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан направить соответствующее уведомление заказчику, и по истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчика данное решение вступит в силу. Заказчик может в течение указанного срока устранить нарушения контракта, ставшие основанием для одностороннего отказа от его исполнения, в этом случае поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить решение (ч. 22 ст. 95Закона № 44-ФЗ). Подобным образом заказчик может поступать неоднократно в отличие от поставщика (подрядчика, исполнителя).

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Однако и теперь, когда ситуация прояснилась, и Законом установлен единый порядок одностороннего расторжения контракта, относительно этого вопроса существуют самые различные мнения.

Одни видят в этом возможность обеспечить качество закупаемых товаров, работ и услуг, другие, напротив, полагают, что данная норма дает заказчикам возможности для злоупотреблений.

Сторонники одностороннего расторжения исходят из того, что судебная процедура - очень растянута во времени и довольно затратна. Ранее, если поставщик по контракту не исполнял или исполнял ненадлежащим образом свои обязанности, заказчик мог только обратиться в суд и ожидать решения в течение нескольких месяцев, а возможно - и дольше. А когда речь идет о закупках лекарств, медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, питания для школ и больниц, строительстве социального жилья, школ, детских садов и т.д. это просто недопустимо.

С учетом того, что исполнитель по контракту зачастую отказывается от подписания соглашений о расторжении контракта, а судебные разбирательства требуют кадровых и временных затрат, которые могут себе позволить не все учреждения, внесенные поправки по их мнению могут стать действенным механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков.

Противники же законодательных нововведений исходят из следующих соображений.

Закон предусматривает, что односторонний отказ от исполнения контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Однако ГК РФ предусматривается возможность такого отказа заказчика не только в случаях, когда другой стороной существенно нарушаются условия контракта, но и вообще без оснований (статьи 717 и 782 ГК РФ). Кроме того, ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ фактически отменяется обязанность заказчика компенсировать подрядчику убытки, вызванные необоснованным односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Заказчику не придется даже как-то мотивировать свое решение, то есть, такой подход дает заказчику необоснованно широкую возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке, прежде всего по контрактам на выполнение работ и оказание услуг.

В таких условиях добросовестный бизнес просто откажется участвовать в закупках из-за неоправданных и неограниченных рисков. Как следствие, действующая редакция закона о контрактной системе приведет к существенному снижению конкуренции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, что, в свою очередь, крайне негативно отразится на возможности заказчика эффективно и экономно реализовывать свои функции по обеспечению государственных и муниципальных нужд. Такое мнение высказывает в своей статье Дмитрий Илюшин, юрист, эксперт в области публичного права Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» .

В этой связи Закон № 44-ФЗ необходимо дополнить следующим образом:

Установить непосредственно исчерпывающие и объективные, насколько это возможно, основания для одностороннего отказа от исполнения контракта (нарушение сроков исполнения контракта, неустранимые и существенные нарушения условий исполнения контракта, поставка товаров ненадлежащего качества и т.п.);

Установить обязанность заказчика до расторжения контракта проводить экспертизу, если расторжение осуществляется по «оценочным» основаниям;

Установить процедуру досудебного обжалования одностороннего отказа заказчика в контрольный орган (сейчас таким органом является Федеральная антимонопольная служба).

Соответствующий проект изменений в Закон № 44-ФЗ был внесен Григорием Явлинским в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. И скорее всего, данную инициативу поддержит профессиональное и бизнес-сообщество.

Таким образом, при условии устранения выявленных выше правовых недочетов, внесенные законодателем изменения можно охарактеризовать как направленные на упрощение процедуры расторжения государственного контракта, по которому исполнитель не выполняет принятые на себя обязательства. По моему мнению, данная норма значительно «облегчит» жизнь государственного (муниципального) заказчика, ведь, например, часто возникают ситуации, когда в тендере побеждает неизвестный участник, часто юридическое лицо, зарегистрированное только лишь для участия в тендере, целью участия которого было получение предоплаты по контракту без намерения выполнения обязательств по заключенному контракту, либо демпинг, заказчик может достаточно быстро расторгнуть контракт и заключить новый. Ранее же эта процедура была очень сложной для заказчика, так как требовала обращения в суд с соответствующим иском и значительных временных и материальных затрат на ее исполнение.

С другой стороны, для добросовестных исполнителей по контракту указанная норма несет в себе потенциальные риски, связанные, прежде всего, с возможностью злоупотребления заказчиком предоставленным правом. Все это может привести к снижению конкуренции в сфере закупок, что будет способствовать еще большим проблемам в будущем, в том числе и повышению уровня неисполнения бюджета.

Литература

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2.Дополнение № 3894 от 20.11.2013 к проекту юридического акта: О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в статью 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/777308120 .

3.Илюшин Д. «Что приготовила нам реформа государственных закупок?» общественное онлайн издание The Smart Power Journal – smartpowerjournal.ru .

4.Кадыров Ф.Н. Менеджер здравоохранения. 2008. № 4.

5.Кипарисов Э.А. Госзаказ: интересные моменты // Бюджетный учет. 2008. N 2; СПС «Гарант».

6.О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Комментарий и практика применения закона / Под общ. ред. Вайпана. В.А. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. С. 6.

7.Пермяков Л.Е. Правовое регулирование поставки для государственных нужд. Дис. канд. юрид наук: 12.00.03. Москва, 2012.

8.Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Одностороннее расторжение контракта - почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12-22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Хотите знать все о процедурах заключения контракта по 44-ФЗ и договора по 223-ФЗ? Записывайтесь на экспресс-курс « ». Учитесь с пользой.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4, ст. 34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5, ст. 34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Закон № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1, ст. 2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Регистрируйтесь на вебинар , чтобы узнать, как снизить риски при одностороннем расторжении контракта.

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с ч. 14 ст. 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство, согласовать ее с заказчиком и компетентными органами и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Основной курс для специалистов заказчика. Управление государственными и муниципальными закупками» . Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

Инструкция

Ознакомьтесь с условиями контракта. Как правило, в документе содержится раздел, в котором четко прописаны условия его расторжения. Если вы решили досрочно прекратить обязательства, то составьте письменно оформленное уведомление, направьте его второй стороне. Сделать это можно с помощью заказного письма или вручить лично; главное - не менее чем за две недели до окончания правоотношения. Получив положительный ответ, составьте соглашение о расторжении муниципального контракта. В нем укажите пункт статьи №94-ФЗ, где написано основание заключения контракта (запрос котировок, результат конкурса или аукциона или единственный поставщик). Далее пропишите основания расторжения договора и условия вступления соглашения в силу. Составляйте документ не менее чем в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. Нотариально заверять его не нужно. Подписи сторон и печать организаций обязательны.

Уточните, нет ли в контракте условий, при которых односторонний отказ от исполнения сделки невозможен. В данном случае вам надо обратиться в суд, как правило, арбитражный. Должностные лица рассмотрят ваше исковое заявление, изучат требования и, если они соответствуют законодательству, удовлетворят в полном объеме. Здесь обязательным условием является не истечение срока действия договора на момент принятия дела в производство. Исковое заявление вы можете составить самостоятельно или прибегнуть к услугам специалистов. Подавать документ в суд можно и в тех случаях, когда вторая сторона ответила отказом на предложение добровольно расторгнуть контракт или когда с момента отправления уведомления с предложением о расторжении контракта прошло более 30 дней и ответ не был получен.

Возьмите копию решения суда, на основании этого документа вы сможете внести в реестр расторжения контрактов сведения о прекращении обязательств. Когда вы расторгаете правоотношение по обоюдному согласию, подавать сведения необходимо в этот же реестр. Эта процедура обязательна и тогда, когда истекает срок действия контракта.

Вносите сведения о расторжении контракта в соответствующий реестр не позднее, чем через сутки с момента вынесения документа, дающего право на подобное прекращение правоотношений. Эти сведения заполняются так же как и сведения о внесении муниципального контракта в реестр ведения контрактов. Укажите наименование организации, которая проводила запрос котировок, аукцион, конкурс. Напишите номер контракта, по поводу чего проводились торги, результаты процедуры, номер протокола, пропишите основание прекращения обязательств и дату окончания действия договора. Включите сведения в реестр самостоятельно или отнесите их должностному лицу, уполномоченному на ведения учета заключения и расторжения муниципальных контрактов. Проверку правильности составления и прекращения контрактов, сроков составления и выполнения документов ведет ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба).

Случайные статьи

Вверх