Особенности работы с государственным контрактом. Государственный контракт: условия, сроки, образец Выполнение государственных контрактов

Владимир Кузнецов
14.03.2018

Всем привет!

Сегодня поговорим о «подводных камнях» при исполнении государственных контрактов.

Давайте договоримся, что я не буду расписывать полное название Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, все ссылки на статьи и неполное название относятся именно к этому документу.

Не будем останавливаться на «особенностях» проведения отдельных тендеров, пусть это останется на совести нечистоплотных заказчиков, а мы попробуем разобраться в часто возникающих вопросах при исполнении обязательств и путях их решения.

Итак, вы нашли подходящую закупку, выиграли тендер и заключили контракт.

Поздравляю! Теперь начинается все самое интересное!

Вы, естественно, полны сил и энтузиазма поскорей что-нибудь поставить, получить свои кровные и посчитать, сколько вы реально заработали.

На практике не все так просто, заказчику может быть и не нужен весь объем продукции сразу и аванс он платить не готов, зато по первому зову будьте любезны осуществить поставку. Конечно, далеко не все тендерные документации составлены именно так, но мы разбираем неприятные ситуации, которые могут возникнуть при исполнении госконтрактов, поэтому и будем строить наше общение в этом ключе.

Камень первый! Срок оплаты.

Прежде всего, необходимо отметить, что с 1 мая 2017 года вступил в силу ряд поправок, которые направлены на защиту поставщиков и ограничивают максимальный срок оплаты по государственному (муниципальному) контракту.

Для закупок, проводимых в общем порядке, этот срок составляет не более 30 дней (см. ч.13.1 ст.34 Закона), а в случае осуществления закупок для субъектов малого предпринимательства, срок оплаты устанавливается не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (см. ч.8 ст.30 Закона).

Остановимся на данном вопросе подробнее.

Допустим заказчику необходимо поставить 30 сотовых телефонов известной марки, по условиям технического задания и контракта поставка должна быть осуществлена 3 партиями по 10 штук. Вы подписали контракт, предусмотрительно закупили 10 телефонов необходимой конфигурации и осуществили поставку первой партии.

Когда заказчик обязан произвести оплату? По логике в течении 30 дней с момента поставки, мы же читали закон, да и денег у нас на одну партию, а следующие две мы планировали закупить на полученные за первую партию деньги.

Читаем часть 13.1 статьи 34 внимательнее: «Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона».

В законе разделены два понятия - это срок оплаты товара и срок оплаты отдельных этапов исполнения контракта. Понимаете, в чем разница?

В случае, если в контракте указан срок оплаты поставленного товара, то и заказчик произведет оплату по факту поставки всех трех партий, 30 дней начнут исчисляться с момента поставки последней партии. А вот в случае указания срока оплаты отдельных этапов исполнения контракта, оплата будет производиться после поставки каждой партии.

Итак, вы отгрузили первую партию, оплату от заказчика еще не получили, надо же еще 2 партии телефонов поставить, а свободных средств нет! Что делать?! Можно бежать в банк и попробовать оперативно получить кредит, но я рекомендую присмотреться к

Penenza , краудлендинговой платформе, на которой инвесторы напрямую кредитуют поставщиков.

В настоящее время данный сегмент рынка активно развивается т.к. позволяет получить заём в течении суток без предоставления кучи никому не нужных бумаг, что особенно ценно в условиях сжатых сроков исполнения по контрактам.

Камень второй! Обеспечение исполнения контракта.

Скорее это даже нe камень, а лайфхак для людей, умеющих считать свои деньги.

Предположим, вы выиграли крупный тендер на 100 млн. рублей, по условиям закупки размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от начальной цены или 30 млн. рублей, срок выполнения работ 1 год.

Вы можете предоставить банковскую гарантию или перечислить в залог денежные средства. Естественно выводить 30 млн. рублей из оборота компании на 1 год нелогично, так как даже положив эти деньги в банк под 7% годовых вы заработаете 2.1 млн. рублей, поэтому многие выбирают способ обеспечения банковской гарантией.

Обратимся к части 7 статьи 96: «В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта».

Вы правильно поняли, что как только выполнен первый этап работ, то сразу можно представить уменьшенное обеспечение.

Что это дает и как на этом сэкономить?

Каждый (ну или почти каждый) банк берет премию за выдачу банковской гарантии и комиссию в годовых процентах, которая формируется исходя из срока, на который выдается банковская гарантия. При заключении договора с банком уточняйте условия досрочного расторжения (прекращения действия) банковской гарантии. Комиссию за выдачу вам скорее всего никто не вернет, а вот сумму за пользование банковской гарантией пересчитают в зависимости от фактического срока использования.

Допустим, при заключении контракта вы перечислили в залог денежные средства, после выполнения первого этапа работ вы сообщаете заказчику, что хотите уменьшить обеспечение и заменить его на банковскую гарантию.

Если с момента подписания контракта прошел какой-то значительный срок (хотя бы месяц) и вы выполнили какую-то часть работ, то в случае обращения в банк за гарантией вам будут считать комиссию уже не от всей суммы контракта, а от размера неисполненных обязательств и срока до окончания работ. Изменив способ обеспечения, вы выведете свои денежные средства и заплатите банку уменьшенную комиссию.

Камень третий! Штрафы.

К сожалению, не всегда получается исполнить контракт вовремя, причин может быть масса: производитель продукции подвел, в партии товара обнаружился брак, в процессе доставки сломался транспорт и т.п.

На момент написания данного материала правила определения размера штрафа и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения установлены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года N 1042.

На самом деле даже если вы нарушили какие-то условия контракта и тем более если это произошло вследствие непредвиденных обстоятельств, то не паникуйте и не бегите галопом оплачивать неустойку, выставленную заказчиком.

Прежде всего, давайте разберемся: за что можно выставлять штрафы, а за что пени?

Читаем внимательно приложение № 1 к вышеуказанному постановлению:

Пункт 3 гласит: За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы.

Таким образом, штрафы начисляются, в случае если вы не выполнили или выполнили некачественно свои обязанности по контракту.

А как быть с просрочкой? Читаем пункт 10:

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Т.е. в случае поставки товара или выполнения работ с опозданием начисляется пеня, особо отметим, что размер пени должен быть уменьшен пропорционально исполненным обязательствам.

Выше я уже говорил, что не стоит бежать и оплачивать выставленную неустойку и далее объясню почему.

Заказчик всегда нацелен на экономию бюджетных средств. Предположим, какому-то государственному предприятию из года в год выделяют одну и ту же сумму средств из бюджета и ничего не меняется, ни лучше, ни хуже, а высшее руководство требует увеличения показателей, аппетиты растут.

Вот и получается, что зачастую руководители на местах вынуждены искать пути экономии средств, за те же деньги сделать больше. Но как? Получить экономию по аукциону или вернуть деньги предприятию через штрафы.

Поэтому в случае каких-либо противоречий с заказчиком не думайте, что вы сильно нарушили условия поставки, прежде всего, внимательно прочитайте контракт, наверняка там есть какие-то пункты, регламентирующие приемку товара, порядок замены, а также порядок направления претензии.

Как правило, на приемку результатов работ (услуг) отпускается около 14 дней, а на направление претензии 10 дней и на исправление недоделок еще 10 дней.

Например, если вы в день «Х» привезли партию товара, часть из которой оказалась браком, то это не означает, что вам сразу должны выставить штраф. Заказчик должен предложить вам устранить недостатки в разумный срок или направить претензию.

Что хочется сказать напоследок? Читайте законы и знайте свои права и тогда все у вас будет хорошо! Всем удачи!

Исполнение контракта - это реализация каждым из контрагентов принадлежащих им правомочностей, а также полное и надлежащее выполнение взятых на себя обязательств .

  • момент во времени, значимый для установления своевременности исполнения контракта;
  • процедуру и порядок документального оформления факта исполнения взаимных обязательств;
  • конечный результат - ситуацию, когда считается исполненным.

Если контрактом не оговорено иное:

  • обязательства по нему должны исполняться в натуре и не могут быть заменены денежной компенсацией;
  • каждый из контрагентов должен действовать лично.

Исполнение контракта в западной правовой доктрине

Обычно исполнение контракта означает положение, когда поставщик передал обозначенный товар, а принял его и расплатился. Определение актуально для сферы торговли и внешнеэкономической деятельности.

В англосаксонской правовой системе контракт - это любое дву- или многостороннее соглашение, аналог отечественно понятия «договор». Исполнение контракта может подразумевать множество разнотипных действий в пользу любых правосубъектных участников гражданского оборота, например:

  • передачу имущества, в т. ч.- прав интеллектуальной собственности;
  • выполнение работы;
  • уступку прав требования к должнику;
  • оказание услуг;
  • денежные взаиморасчеты.

Исполнение контракта в отечественной доктрине

Для обозначения соглашений Гражданский кодекс использует понятия «договор» и « ». Категория «контракт» применяется законодателем только в отношении действий для нужд государства либо муниципалитета, а именно:

  • выполнения подрядных работ (§ 5 гл. 37 ГК);
  • товарных поставок (§ 4 гл. 30 ГК).

Регламентация исполнения контрактных обязательств двойственна. К примеру, исполнению госконтрактов по отгрузочной разнарядке посвящена ст.531 ГК, оплате - ст.532 ГК РФ. В остальном они урегулированы общими положениями кодекса о поставке.

Исполнение госконтракта в РФ регламентировано ст.94 профильного ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Гозаказчик, выбравший исполнителя посредством тендера:

  • отслеживает исполнение контракта;
  • проводит экспертизу соответствия результатов услуг или поставок условиям контракта, при необходимости - с помощью сторонних экспертов;
  • в случае позитивного заключения экспертов подписывает передаточный акт;
  • производит оплату;
  • формирует отчет о расходе бюджетных средств и обнародует его через информационную систему ЕИС.

Ст. 94 ФЗ №44 оговаривает обязательное обеспечение контракта для нужд государства либо муниципалитета.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Настоящий Федеральный закон определяет отношения между государственными заказчиками и поставщиками. Они направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Благодаря созданным отношениям повышается эффективность, а также результативность осуществления госзакупок работ, товаров и услуг. Дополнительно обеспечивается прозрачность и гласность проведения подобных сделок, что исключает коррупцию и другие неприятные действия в области госзакупок.

Чтобы произвести закупку, необходимо :

  • Составить план, способствующий правильному распределению работ, товаров и услуг (о том, как внести изменения в план закупок, можно узнать);
  • Определить потенциальных поставщиков. В категорию поставщиков входят исполнители и подрядчики;
  • Заключить договор на гражданско-правовой основе. Он подписывается с целью осуществления одного из действий:
    • Выполнение работы;
    • Поставка товара;
    • Оказание услуги.
  • Определить нюансы выполнения договора;
  • Проанализировать услуги поставщиков;
  • Провести аудит в этой области;
  • Проконтролировать все операции, связанные с закупками и рассмотреть, были ли проведены действия в соответствии с настоящим законодательством Российской Федерации и других нормативно правовых актов.

Государственный контракт - документ, который заключается между лицами для осуществления поставки продукции или выполнения различных работ и услуг, предназначенных для государственных нужд. Благодаря государственному контракту, поставщик обязан передать производимую продукцию заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется предоставить своевременную оплату после заключения контракта. Государственный контракт подписывается после создания необходимых условий, способствующих выполнению обязанностей. (Особенности исполнения контракта по ФЗ 44 в).

Порядок заключения

Новое законодательство несет единственную, но очень важную ответственность. Оно контролирует максимальную прозрачность в области осуществления государственных закупок. ФЗ-44 ведет борьбу с коррупцией и предотвращает нецелевое распределение бюджетных денежных средств. В результате были созданы несколько основ, в цели которых входит предотвращение нелегальных поставок и максимальная открытость сделки. (и 223 ФЗ для чайников можно)

  • Контрактная служба - каждое муниципальное или государственное учреждение, которое закупает товар или услуги на сумму выше 100 миллионов рублей в год, должно нанять специальных сотрудников. Это люди со специализацией в области заключения государственных контрактов. Благодаря этим сотрудникам госзакупки будут осуществляться эффективнее и грамотнее;
  • Планирование закупочной работы . В соответствии с законом, раньше планы и графики составлялись государственным заказчиком только на год. Теперь подобные проекты дополнены информацией о закупках, если они составляются на ближайшие три года. Также добавились некоторые особенности заключения контракта. План-график закупок составляется в течение 10 дней с момента получения прав на распоряжение бюджетными денежными средствами. В рамках ЕИС составленные графики должны быть опубликованы в открытом доступе.
  • ЕИС - Единственная Информационная Система. На смену старого сайта, где закупались товары, была создана специальная информационная структура. Теперь в пределах ЕИС будут не только проводиться и организовываться конкурсы. Здесь также можно найти информацию по планам закупок крупнейших поставщиков и заключенным планам-графикам. Система создана для того, чтобы решать несколько задач одновременно. А именно, предоставить пользователям информацию и сделать процесс закупок более эффективным;
  • Антидемпинговая политика . Демпинг серьезно влияет на качество исполнения контракта. ФЗ-44 был создан, чтобы исключить негативное воздействие на рынок. Теперь, если поставщик предложил цену на 25% ниже минимальной, он должен предоставить информацию о том, как сформировалась такая стоимость. Также ему требуется доказать, что работа по этой цене будет качественной. Только в таком случае участник может быть включен в тендер;
  • Исполнение контракта . Если контракт был заключен, необходимо провести еще ряд мероприятий. Даже на этапе подписания договора уже вносятся несколько инноваций. Теперь до подписания контракта по предоставлению продукции и услуг, заказчик проводит экспертизу поставок по условиям и предмету контракта. После проведения этой операции составляется отчет, который публикуется в ЕИС.

Срок

В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Срок подписания контракта для электронного аукциона составляет 27 дней. Документ заключается не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов электронного аукциона. Если заказчик нарушает срок, предусматривается административная ответственность согласно статье 7.32 КоАП РФ. Иногда сроки нарушаются со стороны победителя аукциона. В этом случае суд его признает как уклонившегося от заключения контракта.

На какой срок заключается государственный контракт по 44-ФЗ? Срок действия контракта зависит от прописанных в нем условий. Иными словами, договор действует до того момента, пока все обязательства по нему не будут исполнены. После того как было выполнено последнее условие, договор полностью прекращает свое существование. Если рядом с конкретными обязательствами указывается отдельный срок, это не значит, что после его окончания они перестанут действовать. Договор признается выполненным после оказания всех предписывающих условий.

Федеральный закон №44 не содержит такого понятия, как максимальный срок государственного контракта после заключения. Существуют промежуточные периоды, в течение которых указанные в нем обязательства должны быть выполнены.

Скачать ФЗ-44

В настоящем Федеральном законе определяются отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Основная цель Федерального закона - повышение результативности, эффективности, осуществления закупок работ, товаров, услуг, обеспечение прозрачности и гласности подобных госзакупок с учетом заключения контракта.

Закон утверждается Правительством Российской Федерацией. Затем законодательные положения согласовываются с Администрацией Президента РФ или другим юридическим лицом в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего 44-ФЗ.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по.

Разберем в статье, что такое государственный контракт, чем он отличается от других договоров, какие требования предъявляются законом к госконтрактам. Перечислим этапы заключения госконтракта и сам процесс пошагово.

Государственный контракт – это контракт между государственным (муниципальным) заведением и частной компанией. Государственным учреждениям часто нужны услуги сторонних исполнителей для выполнения определенных работ или закупки товара.

Для того, чтобы выбрать исполнителя, используется тендерная система, а отношения между двумя сторонами регулируются особым договором - государственным контрактом. Все взаимодействие происходит на основании правил, прописанных в Федеральном законе № 44-ФЗ, который предъявляет требования как к процессу поиска исполнителя, так и к содержанию самого контракта. В данном случае государственное учреждение выступает в роли заказчика, а сторонняя компания – в роли исполнителя.

Что такое государственный контракт. Определение по 44-ФЗ

Государственный контракт – это широкое понятие, которое на практике используется в нескольких смыслах. В широком – это весь процесс взаимодействия госзаказчика с исполнителем в рамках 44-ФЗ.В юридическом смысле государственным контрактом является гражданско-правовой договор на поставку товара, предоставление услуг или выполнение работ для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений.

Со стороны заказчика государственный контракт заключается от имени РФ или ее субъекта, а со стороны исполнителя – от имени любого юридического или физического лица (без исключений). На практике чаще применяется термин «контракт», хотя по своей сути данное соглашение является договором.

Текст государственного контракта может быть составлен в свободной форме, однако Закон № 44-ФЗ предъявляет ряд требований к пунктам договора, поэтому составление контракта должно быть произведено грамотным юристом или специалистом по тендерам. Вы также можете воспользоваться образцом государственного контракта на оказание услуг по 44-ФЗ, представленном на нашем сайте. Для пользователей доступны и другие шаблоны.

Какие организации заключают государственный контракт

Госконтракт может быть заключен любой государственной и муниципальной организацией с одной стороны и любым юридическим (вне зависимости от формы собственности) и физическим лицом с другой.

Содержание государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд

В тексте государственного контракта в обязательном порядке должны содержаться следующие пункты:

  • Предмет договора. Товар или услуга, которую госучреждение планирует закупать.
  • Цена контракта. Денежная сумма, которую заказчик заплатит исполнителю.
  • Способ оплаты, сроки оплаты. Допустима оплата в несколько этапов.
  • Сроки поставки или выполнения работ. Допустимо разбить поставки на этапы.
  • Ответственность за нарушение условий договора.

Кроме того, контракта может содержать пункт о возможности расторжения договора в одностороннем порядке (только в предусмотренных законом случаях). Если этого не сделать, то даже при соблюдении всех условий, контракт можно будет расторгнуть только через суд. Как правильно отказаться от договора, если поставщик оказался ненадежным? Инструкция и календарь

Государственный контракт отличается от любого договора тем, что для заключения такого соглашения со стороны исполнителя требуется обязательное обеспечение. В качестве него может выступать как твердая денежная сумма, так и банковская гарантия. Обеспечение необходимо для того, чтобы подтвердить намерения исполнителя выполнить свои обязательства перед государственным заказчиком. О новых правилах с 2018 года, расскажет эксперт

Государственный контракт заключается от имени кого? Заключается от имени заказчика.

Этапы заключения государственного контракта

Заключить государственный контракт можно только по результатам проведенного тендера – порядок проведения торгов регулируется разными частями Закона 44-ФЗ. Заключение государственного контракта в обход проведения тендера (напрямую между заказчиком и конкретным исполнителем) запрещено и карается штрафами. Исключение составляет заключение контракта с единственным поставщиком, но такая форма возможна только при соблюдении ряда условий.

Заключить государственный контракт можно только после проведения установленной государством процедуры отбора поставщика.

Как происходит заключение контракта

Подготовка. Заказчик должен определить, что является предметом контракта, и сформировать соответствующий запрос (что закупать, на какой срок, какова стоимость и т.д.). На данном этапе происходит подготовка тендерной документации, все прописанные в ней условия государственного контракта позднее будут включены в сам договор.

Как составить идеальный проект контракта. 6 примеров, которые помогут с условиями документа

Из статьи вы узнаете:
☆ Что отразить в преамбуле и как указать на предмет контракта;
☆ Как указать цену, порядок расчета и условия контракта;
☆ Что делать с ценой для «упрощенцев»;
☆ Как прописать порядок, сроки и условия поставки;
☆ Чем руководствоваться в неустойке по контракту;
☆ Что предусмотреть для обеспечения контракта;
☆ 7 случаев, для которых есть типовой контракт;
☆ Что понадобится, когда контракт решите изменить или расторгнуть.

Проведение отбора. На данном этапе выбирается победитель среди потенциальных поставщиков, с которым и будет подписан контракт.

Подписание государственного контракта. Контракт подписывается с победителем тендера. Обращаем ваше внимание, что заказчик не имеет права отказаться от подписания договора, если победитель соответствует всем предъявленным требованиям.

Информация о заключенных контрактах публикуется в единой информационной системе (ЕИС) и может быть использована другими заказчиками и исполнителями в дальнейшем.

Этап исполнения контракта - это отдельные части выполнения обязательств, начиная от заключения госконтракта и заканчивая публикацией отчета об выполнении. Этапы есть не только в госконтракте. Например, во внешнеторговой деятельности первостепенными становятся основные этапы реализации экспортного контракта. В контрактной системе в процессе внутренних закупок ситуация отличается. Из статьи узнаете как работать на разных стадиях исполнения госконтракта.

Из каких стадий состоит исполнение

Любой договор исполняется поэтапно. Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:

  1. Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  2. заказчиком результатов, в том числе.
  3. Действия по изменению условий.
  4. Действия по расторжению.

Где и как отображается в ЕИС

В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».

Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения контракта. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».

В ЕИС можно увидеть все этапы исполнения контракта по 44 ФЗ, пример взят из реестра:

Как завершить этап

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п. 3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

В этом разделе мы постараемся подробно показать и раскрыть все моменты, которые могут возникнуть при участии в тендерах. Эта статья будет интересна прежде всего тем, кто только начинает задумываться об участие в тендерах . Мы попробуем вместе разобраться какие шаги нужно предпринять в самом начале. И стоит ли вообще пытаться участвовать в тендерах?

  • +3

    Если Вы поставщик и участвуете в тендерах, то у Вас рано или поздно у Вас возникает необходимость снять защиту с pdf файла. В этой статье мы с Вами разберем причины, которые заставляют заказчиков ставить защиту и соответственно способы, как снять защиту с pdf файла для экономии Вашего времени и ускорения процесса подготовки предложения.

  • +1

    После того, как Вы приняли решение о том, что Вашей компании необходимо принимать участие в необходимо выбрать площадки на которых планируется участие в торгах. Виды электронных площадок. Условно ЭТП можно подразделить на...

  • +1 Участие в конкурсах: Заявка на конкурс, документы на...

    Приветствую Вас, Уважаемые читатели.

    Продолжаем серию практических статей в рубрике «Тендероведение». И сегодня мы с Вами будем разбираться в конкурсной кухне, постараемся узнать все про участие в конкурсах. Рассмотрим, что из себя представляет заявка на конкурс, подробно разберем какие именно документы на конкурс необходимо прикладывать, кроме того я поделюсь с Вами своими наработками и опытом по подготовке заявки.

  • +1 Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в...

    Протокол рассмотрения заявок - это исчерпывающий документ, позволяющий поставщику узнать каким образом производилась оценка заявки участника. Рассмотрим основные моменты и особенности, а также различия между такими документами, как протокол рассмотрения заявок на участи в конкурсе, в запросе котировок, в аукционе. В статье мы с Вами также подробно рассмотрим случаи в которых оформляется протокол рассмотрения единственной заявки, а также рассмотрим пример образца протокола.

  • +1 Российский аукционный дом: шестая площадка для...

    В дополнение к пяти федеральным площадкам добавилась еще одна электронная площадка «Российский аукционный дом», на котором заказчики имеют теперь возможность размещать электронные аукционы. В статье Вы сможете узнать подробнее про данную электронную площадку.

  • 0

    Итак, вы решили стать участником коммерческих тендеров или государственных закупок. Что для этого надо?

    Рассмотрим два варианта. Первый вариант это участие в закупках без предварительных денежных вложений, или другими словами бесплатно. Второй вариант предполагает некоторые денежные затраты.

  • 0 Как оформить декларацию соответствия участника...

    Здравствуйте, Коллеги. На связи Андрей Плешков основатель проекта Тендеровики.ру и сегодня с помощью этой статьи мы разберемся в особенностях оформления декларации соответствия при подготовки заявки на тендер. Для начала давайте разберемся, что подразумевается под декларацией соответствия. Декларация это подтверждение, заявление о соответствие определенным требованиям. То есть Вы оформляете документ, в котором пишите о том, что соответствуете требованиям и перечисляете их. В документации заказчик может установить форму такой декларации необходимо заполнить и проложить в составе заявке на участие в тендере.

  • 0 Специалист по тендерам (менеджер по тендерам):...

    Здравствуйте, Уважаемые читатели. Тема сегодняшней статьи связана с такой специальностью, как специалист по тендерам. Существуют различные вариации названий такой должности, например менеджер по тендерам, тендер-менеджер, менеджер по аукционам, менеджер по конкурсам, но суть остается неизменной. Основная деятельность это подготовка заявок на различные тендерные процедуры со стороны поставщика. Популярна и востребована данная специальность стала относительно недавно, после вступления в силу в 2005 году 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон создал определенные условия, при которых тендеры стали применяться повсеместно при закупках для государственных нужд. В 2013 году спустя 8 лет на смену 94-ФЗ был принят 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • Время на чтение: 7 мин

    После того как исполнитель выполнил работы по государственному контракту или поставил необходимые товары, а заказчик оплатил их, то формально обязательства сторон по соглашению считаются исполненными. Но, с точки зрения 44-ФЗ, такой контракт нельзя считать закрытым.


    Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

    Как закрыть выполненный контракт в ЕИС

    В рамках 44-ФЗ предусматриваются две отчетные формы, после сдачи которых контракт считается официально закрытым. Заказчик обязан на сайте ЕИС не только сведения о проведении закупки, выборе победителя и заключении с ним контракта, но и данные по результатам его исполнения.

    В 44-ФЗ предусмотрены две формы отчетности, связанные с госконтрактом. Это:

    1. Реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ .
    2. Отчет об контракта , результатах выполнения отдельного этапа по ч. 9 ст. 94 44-ФЗ.

    Контракт по нормам 44-ФЗ считается исполненным после того, как обе стороны выполнили все обязательства по нему.

    Согласно гражданско-правовому законодательству, обязательство подрядчика или поставщика сводится к своевременной поставке качественного товара или оказанию услуги, а заказчика – их оплата на условиях договора. Так как оплата всегда производится после принятия результатов заказчиком, то именно это событие хронологически считается последним выполненным обязательством и после него заказчику предстоит закрыть контракт в установленном законодательством порядке.

    Отчетность по результатам исполнения контракта позволяет всем желающим ознакомиться в :

    • со сведениями относительно соответствия исполненных обязательств требованиям закупки и плану-графику;
    • с соблюдением установленных контрактом сроков ;
    • со , которые были применены к сторонам;
    • с изменением или расторжением договорных условий ;
    • с ненадлежащим исполнением или контракта.

    В обязанности заказчика входит закрытие контракта не только по результатам исполнения обязательств по нему, но и в следующих случаях:

    1. Контракт был расторгнут на основании решения одной из сторон .
    2. Контракт по соглашению сторон .
    3. Контракт расторгнут в одностороннем порядке .
    4. Выполнен этап работ, поставки товаров и услуг в случае, если контракт предусматривает поэтапную оплату.
    5. Поставщик или исполнитель по госконтракту были ликвидированы .

    Помимо 44-ФЗ, порядок подготовки и размещения в ЕИС отчетности об исполнении государственного контракта и его форма определяются в Постановлении Правительства РФ №1093, Постановлении Правительства №1094 от 2013 года.

    Алгоритм действий

    Заказчику по 44-ФЗ необходимо придерживаться следующего алгоритма закрытия контракта:

    1. Исполнитель (подрядчик, ) исполняет свои обязательства по государственному контракту.
    2. Заказчик проводит внешнюю или внутреннюю выполненных работ или услуг либо поставленных товаров.
    3. При обнаружении недостатков исполнителю даются разумные сроки для их устранения.
    4. В случае если результаты выполненных работ или поставленные товары удовлетворяют требованиям закупки, то заказчик подписывает итоговый документ о приемке.
    5. Поставщик выставляет заказчику счет на оплату его услуг .
    6. Заказчик оплачивает результаты исполнения контракта .
    7. Передает необходимую информацию в реестр контрактов по 44-ФЗ.
    8. Подписывает отчетность при помощи и направляет отчетность об исполнении контракта в ЕИС . Отчетность может формироваться в электронном и графическом виде.

    Стоит отметить, что выше приведен алгоритм для закрытия контракта, который был своевременно исполнен и оплачен. На практике так бывает не всегда.

    В случае расторжения контракта, по которому еще не было исполнено никаких обязательств, по нему нужно разместить в ЕИС соглашение о расторжении контракта в и отчета.

    Если плановые объемы закупок товаров, услуг и работ не совпали с фактическими, то предпринимаемые заказчиком действия будут зависеть от специфики ситуации:

    1. В случае если объем услуг или поставленных товаров по государственному контракту не был полностью выбран, то контракт расторгается через подписание соглашения сторон . После чего заказчик отчитывается в ЕИС.
    2. В случае если заказчику нужна дополнительная поставка в размере не более 10% от объема по контракту, сторонам следует подписать на увеличение объема госконтракта , после исполнения обязательств по которому формируется отчетность.
    3. В случае если объем товаров был фактически выбран, и до конца года потребность в товарах превышает 10%, контракт расторгается на сумму исполнения и заключается новый договор . В этом случае заказчик вправе заключить договор с и внести изменения в план-график не позднее, чем за 10 дней до размещения в ЕИС извещения о закупке. Отчетность заказчик размещает по отдельности по каждому из подписанных контрактов.

    Для размещения отчетных сведений в ЕИС заказчику следует придерживаться такого алгоритма:

    1. Зайти в личный кабинет ЕИС .
    2. Во вкладке «Отчеты» выбрать пункт «Создать» .
    3. Выбрать «Отчет об исполнении» .
    4. Заполнить предложенные поля о заказчике, поставщике и итогах контракта , а также одно из полей с информацией о госконтракте, о ненадлежащем исполнении, об изменении или расторжении контракта.
    5. Прикрепить необходимые документы .
    6. Нажать кнопку «Сохранить и разместить» .

    Какие документы необходимо приложить

    Перечень документов, которые заказчику необходимо приложить к отчетности, зависит от того, в чем заключался предмет контракта. Именно этим определяется вид подписываемых документов о приемке. Это могут быть:

    1. Товарная накладная при поставках товаров .
    2. Акт о приеме-передаче выполненных работ .
    3. Акт о приемке оказанных услуг .

    Также к отчету прилагается заключение, которое было выдано по результатам внешней экспертизы. Такие заключения о соответствии принятой продукции требованиям контракта подрядчикам нужно получить у внешних экспертов в случае закупок технически сложных товаров и услуг, если провести экспертную оценку качества собственными силами заказчика не представляется возможным. Результаты внутренней экспертизы, проведенной собственными силами заказчика, прикладывать к отчетности по контракту не нужно.

    Исходя из специфики закупки, к отчетности может прилагаться другая документация.

    Перечень прилагаемых к отчету сведений перечислен в ч. 10 ст. 94 44-ФЗ и является исчерпывающим. Контролирующие инстанции не вправе требовать от заказчика предоставления платежных документов, которые бы подтвердили оплату им услуг подрядчика. При этом реквизиты платежных документов заказчику нужно прописать в форме отчета.

    Что касается реестра отчета, то в него передаются ключевые положения заключенного контракта, включая источник финансирования, способ определения поставщика, дату подведения итогов закупки и подписания государственного контракта, объект закупки, цену победителя, цену единицы товара, наименование страны, сроки исполнения контракта.

    Для подтверждения указанных сведений заказчику следует приложить к форме для реестра копию подписанного контракта, заверенную ЭЦП, либо дополнительного соглашения, которое изменяет его условия. Также от заказчика потребуются следующие документы:

    1. Документация о приемке результатов работ или поставке товара поставщиком (подрядчиком).
    2. Решение врачебной комиссии , если предполагалась закупка лекарств.
    3. Прочая информация и , которые прописаны в законах.

    При формировании записи в реестре заказчику нужно прикладывать документацию о согласовании закупки у единственного поставщика по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

    Сроки закрытия

    Согласно ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, заказчики должны в течение 3 рабочих дней направлять в ЕИС сведения о , расторжении и исполнении контракта, а также о приемке товаров, услуг и работ со дня заключения, исполнения или расторжения контракта.

    По Постановлению Правительства №632 от 2018 года были внесены изменения в порядок отчетности по 44-ФЗ и Постановление Правительства №1084 от 2013 года, которое его регламентирует сегодня.

    С июля 2018 были увеличены сроки для передачи информации данных об исполнении контракта в реестре. Теперь они составляют не три, а пять рабочих дней. Помимо этого, с июля 2018 года не размещаются в ЕИС сведения и документы по госконтрактам, которые были подписаны по результатам закрытых закупочных процедур по п. 3-5 ст. 84 44-ФЗ.

    Сведения об изменении контракта и его расторжении передаются в ЕИС в течение 1 рабочего дня по требованиям ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, хотя указанные здесь сроки противоречат положениям ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, где прописаны трехдневные сроки.

    В ч. 26 ст. 95 44-ФЗ прямо не сказано о том, что информацию о данных событиях нужно размещать в реестре, но других норм законодательство о контрактной системе не содержит. Поэтому во избежание спорных ситуаций заказчику стоит ориентироваться на сроки в 1 день.

    Отчетность по результатам исполнения контракта должна появиться в ЕИС при наступлении одного из событий, которые указаны ниже:

    1. Оплата обязательств заказчика перед поставщиком на основании подписанного приемочного документа по результатам исполнения контракта.
    2. Оплата отдельного исполнения контракта на основании промежуточной приемочной документации, подписанной заказчиком или приемочной комиссией.
    3. Оплата заказчиком обязательств по государственному контракту и подписание им документа о приемке поставленных товаров , оказанных услуг и выполненных работ.
    4. Расторжение контракта на основании соглашения сторон, судебного решения, решения поставщика или заказчика об от исполнения контракта (сроки отсчитываются со дня принятия такого решения).

    В случае если по решению суда заказчика обязали оплатить услуги подрядчика, то отчетность о контракте должна быть размещена в ЕИС по результатам оплаты по исполнительному листу в течение 3 дней. То есть отчетность формируется в стандартном порядке, как при закрытии исполненного контракта, но при оплате неустойки ее необходимо прописать отдельно.

    Обязанность заказчика по закрытию контракта считается исполненной только после размещения информации о нем в ЕИС. То есть дата фактического формирования отчетности в этом случае не учитывается.

    Если отчетность составляется в отношении контрактов, которые содержат государственную тайну, то дата ее подписания руководством заказчика и считается датой подготовки отчетности. Связано это с тем, что сведения об исполнении таких контрактов не подлежат размещению в открытом доступе.

    К вопросу исполнения сроков по 44-ФЗ заказчику необходимо подойти максимально ответственно. Если по результатам плановой или внеплановой ФАС обнаружит просрочку в размещении информации о закрытии контракта в ЕИС, то заказчику грозит административная ответственность. Она наступает по нормам ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП и установлена в размере 15 тыс. р. для должностных лиц заказчика в лице специалиста контрактной службы или управляющего либо 50 тыс. р. – для организации.

    Если обязательные документы о закрытии не были размещены в ЕИС, то штраф установлен в размере 50 тыс. р. для должностных и 500 тыс. р. – для юридических лиц. Такие санкции установлены в ч. 3 ст. 7.30 КоАП.

    Сроки давности для привлечения к административной ответственности за данное деяние составляют 1 год с момента наступления соответствующего события, нарушающего нормы закона.

    Таким образом, под закрытием контракта по 44-ФЗ понимается передача сведений о нем в реестр контрактов и отчетности по результатам исполнения в ЕИС. На передачу информации в реестр заказчику отводится по новым правилам 5 дней с момента исполнения обязательства. Отчетность должна быть размещена в течение 7 дней после ее формирования. За нарушение сроков заказчику грозит административная ответственность.

    По-порежнему остаются актуальными вопросы: «Что такое госконтракт?», «Как правильно его составить?», « Какие положения он должен содержать?» , «Каков порядок его заключения и изменения?». На эти и другие вопросы лишь частично дает ответы ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). В данной статье попытаемся разобраться в правовых особенностях контракта и в специфике возникающих контрактных отношений.

    Итак, по итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор.

    Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

    Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 п од государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

    Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

    ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

    Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия , поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 94 также выступают услуги и работы.

    Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.

    Государственный контракт заключается на основе государственного заказа.

    О тличительной чертойгосконтракта (договора) от иных видов договоров является его особая ориентированность (направленность) – закупка товаров (услуг, работ) для государственных или муниципальных нужд.

    Государственными нуждами (федеральными, региональными, нуждами бюджетного учреждения) являются потребности РФ в товарах (услугах, работах), необходимых для решения основных государственных задач – жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.


    Особенности государственного и муниципального контракта

      Оказание услуг осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

      Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru .

      В качестве участников размещения заказов могут выступать физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, признанные победителями торгов, запроса котировок, удовлетворяющие требованиям, установленным законодательством, а также физические или юридические лица, с которыми контракт заключается как с единственным поставщик ом.

      Контракт (договор) заключается на основе заказа, формируемого в установленном ФЗ № 94 порядке.

      Порядок и сроки подписания проекта контракта установлены нормами ГК РФ, ФЗ № 94.

    Еще одной важной особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчик а, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ либо стал победителем закупки.

    1. Преамбула содержит информацию о :

    Месте и дате составления контракта (договора);

    Сторонах по контракту (договору): наименование сторон, фамилии, имена, отчества и должности подписывающих контракт лиц, ссылка на их полномочия, представленные учредительными документами, приказами или доверенностью;

    Номере и дате протокола о результатах проведения закупки.

    2. Предмет контракта (договора) - это материальный или нематериальный объект (товары, работы, услуги), по поводу которого складывается гражданское правоотношение, т. е. заключается контракт.

    3. Цена контракта (договора) и порядок расчетов:

    В связи с тем, что заключаемый контракт (договор) является возмездным, важным элементом содержания такого контракта (договора) является наличие в нем цены и порядка расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Отсутствие сведений о цене может привести к признанию контракта (договора) недействительным.

    В структуру цены контракта (договора) помимо стоимости непосредственно самих закупаемых товаров (работ, услуг), как правило, включаются расходы на доставку, разгрузку, налоги, сборы, пошлины и др. обязательные платежи.

    Стоимость товаров, работ, услуг, иными словами, цена контракта определяется итоговым протоколом по закупке - протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколом подведения итогов по открытому аукциону в электронной форме и протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок.

    Согласно ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94 цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 ФЗ № 94.

    Порядок расчетов определяется заказчиком самостоятельно, в связи с этим может предусматривать предоплату, аванс, оплату поэтапно, по окончании срока действия контракта (договора) или иной порядок выплаты.

    4. Права и обязанности сторон: контракт (договор) является двусторонним, соответственно, поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик имеют друг перед другом определенные права и обязательства по его исполнению.

    5. Срок исполнения контракта (договора) и порядок приемки. Срок исполнения контракта - это срок, в который по согласованию сторон и в предусмотренные контрактом (договором) временные периоды поставщик (подрядчик, исполнитель) должен поставить заказчику товар (выполнить работу, оказать услугу).

    Порядок осуществления приемки заказчиком поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте (договоре).

    6. Ответственность сторон - правила, в соответствии с которыми в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязательств каждая из сторон контракта (договора) несет ответственность в виде различного рода санкций.

    7. Срок действия. Порядок изменения и расторжения контракта. В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

    8. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон.

    В зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг контракт (договор) наряду с перечисленными выше положениями может содержать дополнительно разделы:

    - Гарантийные обязательства.

    - Форс-мажорные обстоятельства.

    - Прочие условия.

    Также государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, как правило, содержит различные приложения:

      техническое задание (подробно излагается наименование работ, услуг, а также товар, с помощью которого эти работы должны быть выполнены, а услуги, соответственно, оказаны;

      спецификация (качественные и количественных характеристики товаров и т. д.);

      календарный план (график) исполнения контракта (договора);

      протокол соглашения о цене контракта (договора);

      график осуществления оплат (в случае необходимости);

      и другие необходимые приложения.

    Техническое задание отражает содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания выполнения работ. Разбивка выполнения работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В данном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения от выполнения работ могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий к исполнителю, подрядчику.

    Сроки заключения контракта (договора)

    Сроки, отведенные для заключения контракта (договора), наряду с ФЗ № 94 регламентированы ч. 2 ГК РФ (параграф 4 гл. 30 и параграф 5 гл. 37). Участник, с которым заключается контракт (договор) по закупке, обязан подписать его в установленные документацией (извещением) сроки.

    Форма размещения заказа

    Не ранее

    Не позднее

    Открытый конкурс

    чем через 10 дней после дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок

    20 дней

    Открытый аукцион

    чем через 10 дней после дня подписания протокола аукциона

    20 дней после подписания данного протокола

    Запрос котировок

    чем через 7 дней после дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

    20 дней после подписания данного протокола

    Открытый аукцион в электронной форме

    чем через 10 дней со дня размещения на сайте электронной площадки протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме

    13 дней после подписания данного протокола

    Отказ от заключения контракта (договора)

    На практике решение об отказе от заключения контракта (договора) может принять как заказчик, так и участник. Заказчик обязан отказаться от заключения контракта только на основаниях, предусмотренных в ч. 3 ст. 9 ФЗ № 94, а именно в случае установления факта:

      проведения ликвидации участников размещения заказов;

      приостановления деятельности участников размещения заказа;

      предоставления участникам размещения заказа заведомо ложных сведений;

      нахождения имущества участников размещения заказа под арестом, наложенным по решению суда, вступившему в силу, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 20 % балансовой стоимости активов участников;

      наличия у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

    Каких-либо иных законных причин отказа от заключения контракта (договора) у заказчика нет.

    Участник, с которым должен быть заключен контракт (договор) по результатам проведения закупки, не вправе отказаться от его заключения. Однако зачастую потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики, не всегда осознавая объем возлагаемой на них ответственности за подобный отказ, все же к нему прибегают. Отказ от заключения контракта (договора) по инициативе участника чаще всего происходит в двух формах:

    - уклонение от заключения контракта (договора) без предварительного объяснения причины;

    - письменный отказ от заключения контракта (договора). Участник незамедлительно уведомляет о принятом решении заказчика и оформляет письмо об отказе от заключения контракта (договора).

    В обоих упомянутых выше случаях заказчик вправе принудить такого недобросовестного участника к заключению контракта (договора), обратившись с иском в арбитражный суд с данным требованием , а также может потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (договора).

    В качестве санкции за отказ от заключения контракта сведения о таком уклонившемся от заключения контракта (договора) участнике, в соответствии с требованиями ч. 5. ст. 19 ФЗ № 94 и Постановлением Правительства № 292 от 15.05.2007 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков», должны быть в обязательном порядке направлены заказчиком в ФАС для включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

    После оформления протокола отказа от заключения контракта с победителем по закупке заказчик согласно положениям ФЗ № 94 обязан заключить контракт с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта либо заявке которого присвоен второй номер, а в случае открытого аукциона в электронной форме - с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем аукциона условий.

    Изменение условий контракта (договора)

    Одной из важнейших составляющих контракта (договора) является цена . Законом предусмотрено, что цена контракта (договора) может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом (договором) количества поставляемых товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта (договора) (ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94).

    Ряд условий контракта не подлежит изменениям в связи с прямым запретом, указанным в ч. 5 ст. 9 ФЗ № 94, на изменение существенных условий контракта (договора) как на стадии его заключения, так и на стадии исполнения, причем не только в одностороннем порядке, но и по соглашению сторон.

    ФЗ № 94 предусмотрена возможность внесения изменений в уже заключенный контракт (договор) по результатам проведения торгов или без их проведения в следующих случаях:

    1. В ходе исполнения контракта (договора) заказчик по открытому конкурсу и открытому аукциону в электронной форме имеет право изменить объем поставляемых товаров, работ, услуг (см. ниже) в пределах 10 % от общего числа, если такая возможность была предусмотрена конкурсной или аукционной документацией (ч. 6 ст. 9 ФЗ № 94). К таким товарам, работам, услугам относятся:

      научно-исследовательские работы;

      опытно-конструкторские или технологические работы;

      аварийно-спасательные работы;

      реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;

      оказание медицинских услуг;

      аудиторские услуги.

    При этом общая начальная (максимальная) цена контракта изменяется пропорционально объему таких товаров.

    2. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее чем три года составляет более 10 млдр руб ., то выполнение данного контракта (договора) без изменения цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ. Такая цена может быть изменена решением Правительства РФ (ч. 6.2 ст. 9 ФЗ № 94).

    3. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ составляет более 1 млрд руб . и срок исполнения указанного контракта составляет не менее чем три года, то цена такого контракта (договора) может быть изменена на основании закона субъекта РФ (ч. 6.3 ст. 9 ФЗ № 94).

    4. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для муниципальных нужд составляет более 500 млн руб . и срок исполнения обязательств по данному контракту (договору) составляет не менее трех лет, цена такого контракта может быть изменена на основании решения представительного органа местного самоуправления.

    5. При этом законом не допускается перемена поставщика, за исключением случаев, если новый поставщик является правопреемником исполнителя по такому контракту (договору) вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 ФЗ № 94).

    6. В случае изменения, в соответствии с законодательством РФ, регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании ч. 1 или ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, обязан изменить цену такого контракта (договора) соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий.

    7. При заключении контракта (договора) по результатам проведения открытого конкурса или открытого аукциона в электронной форме заказчик по согласованию с участником размещения заказа вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта (договора) , предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (договора), если данное требование предусмотрено конкурсной или аукционной документаией (ч. 6.5 ст. 9 ФЗ № 94).

    8. По согласованию с поставщиком заказчик вправе изменить цену контракта (договора) пропорционально объему указанных дополнительных товаров (работ, услуг) или объему указанной части работ (услуг), но не более чем на 10 % (ч. 6-6.6 и 8.1 ст. 9 ФЗ № 94). При этом следует иметь в виду, что заказчик может изменить в пределах 10 % указанные в контракте объемы лишь при соблюдении в совокупности следующих условий:

      возможность таких изменений должна быть предусмотрена конкурсной или аукционной документацией;

      внесение таких изменений возможно лишь на этапе исполнения контракта, т. е. после его подписания обеими сторонами.

    9. В случае перемены заказчика по контракту (договору) права и обязанности по такому контракту (договору) переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях (ч. 6.6 ст. 9 ФЗ № 94).

    10. При расторжении контракта (договора) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту, в соответствии с ч. 8.1 ст. 9 ФЗ № 94, заказчик вправе заключить контракт с участником, с которым в соответствии с законом заключается контракт при уклонении победителя торгов, при условии:

      с огласия участника размещения заказа, занявшего второе место;

      е сли обстоятельства заключения контракта соответствуют тем, которые были прописаны в аукционной, конкурсной документации или спецификации, приложенной к запросу котировок и заявке поставщика, которой присвоен второй номер, в том числе цена за единицу.

    При этом объем контракта может быть уменьшен пропорционально объему, выполненному победителем, с соответствующей корректировкой цен.

    Расторжение контракта (договора)

    Под расторжением контракта понимается прекращение установленных контрактом обязательств в пределах срока действия контракта без создания между сторонами новых обязательств. Документом, подтверждающим прекращение действия контракта (договора), как правило, является с оглашение о расторжении.

    В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение контракта (договора) допускается только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

    1. Контракт (договор) на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг может быть расторгнут по соглашению обеих сторон системы размещения госзаказа. Предложение о расторжении контракта (договора) оформляется в форме официального письма, которое подписывается руководителем организации заказчика и направляется в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя). Обязательным условием при составлении данного предложения является указание оснований, которые легли в основу принятия такого решения. В случае получения согласия на расторжение контракта заказчиком составляется Соглашение о расторжении контракта (договора). Вследствие получения отказа на поступившее предложение или неполучения ответа в указанный срок требование о расторжении контракта (договора) может быть направлено в суд.

    2.Контракт может быть расторгнут по решению суда, если одна из его сторон существенно нарушила требования контракта (договора). Вследствие указанных действий одна из сторон контракта (договора) несет существенный ущерб, в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта (договора).

    Принимая решение обратиться в суд, заказчику следует уточнить, требуется ли соблюдение претензионного порядка разрешения спора. Если стороне, изъявившей желание расторгнуть контракт (договор), необходимо соблюдение претензионного порядка, то ей нужно предварительно обратиться к другой стороне контракта (договора), направив ей соответствующую претензию в письменной форме, с предложением урегулировать спор или расторгнуть контракт (договор) в добровольном порядке. Поставщик (подрядчик, исполнитель), существенно нарушающий условия контракта, рискует получить от заказчика требование о расторжении контракта.

    Обратим внимание, например, что согласно ст. 523 ГК для договора поставки к существенным нарушениям условий поставки со стороны поставщик а относятся:

      поставка товаров ненадлежащего качества (причем ответственность за поставку некачественных товаров поставщик несет даже при отсутствии его вины);

      несвоевременная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг (нарушение сроков поставки).

    Для того чтобы заказчик на практике смог себя защитить от вышесказанного, з аконом предусмотрено право заказчика отказаться от принятия товаров, качество которых не соответствует требованиям, изложенным в извещении, а также от товаров, срок поставки которых неоднократно был нарушен поставщик ом.

    Для заказчика к существенным условиям нарушения исполнения контракта относятся нарушения сроков оплаты поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а в случае закупок, предметом которых является поставка товаров, - невыборка поставляемой продукции.

    Если в качестве стороны-нарушителя условий контракта (договора) выступает поставщик , то заказчик , в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 94-ФЗ, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта (договора) направляет в территориальный орган УФАС сведения о таком участнике для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщик ов.

    В случае расторжения контракта (договора) по инициативе заказчика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе заключить контракт (договор) с участником, с которым заключается контракт (договор) при уклонении победителя, с согласия такого участника.

    Светличная Лилия Алексеевна
    специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
    менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

    13.03.2012 г.

    У вас остались вопросы по теме «Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте» ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

    Этапы исполнения контракта по 44-ФЗ - это стадии реализации положений госконтракта. Поэтапный способ влияет на:

    • порядок приемки;
    • оплату выполненных обязательств;
    • ответственность;
    • обеспечение выполнения условий сделки;
    • внесение сведений в реестр контрактов.

    Как узнать об этапах

    Когда изучаете проект договора, обратите внимание на порядок реализации обязательств. Если предусмотрено поэтапное исполнение контракта по 44-ФЗ, об этом обязательно напишут. Вот пример:

    Есть договоры, в которых прикладывают поэтапный график реализации обязательств. Вот пример:

    Как наказать за нарушения

    Есть суды, которые не взыскивают неустойку за просрочку исполнения отдельной стадии. В деле № А40-170542/2018 от 04.07.2019 суд дал разъяснения к этапу контракта по 44-ФЗ. Он указал, что в гражданском кодексе есть наказание за нарушение основных и промежуточных сроков реализации обязательств. А в 44-ФЗ таких правил нет. Нормы этого закона носят специальный характер. Суд не взыскал неустойку за нарушение промежуточных сроков, если стороны не прописали в госконтракте другой порядок.

    Арбитражный суд Московского округа постановлением № Ф05-2427/2020 по делу № А40-114546/2018 от 24.04.2019 взыскал неустойку за просрочку исполнения этапов по госконтракту с похожей формулировкой об ответственности за нарушение условий.

    Как принять и оплатить при поэтапном выполнении

    В ч. 1 ст. 94 закона о контрактной системе указано, что исполнение обязательств по госконтракту включает реализацию отдельных частей поставки товара, исполнения работы, оказания услуги и оплату заказчиком таких товаров, работ, услуг. В ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ указано, что максимальный срок оплаты части обязательств - 30 дней от даты, когда заказчик подписал документ о приемке.

    Другой срок оплаты устанавливают по основаниям:

    • ч. 8 ст. 30 44-ФЗ - 15 рабочих дней от даты приемки;
    • специальные нормы законодательства;
    • решение правительства, которое принято для обеспечения обороноспособности и безопасности.

    Как уменьшить обеспечение после выполнения этапа

    В ч. 7.1. ст. 96 закона о контрактной системе указано, что если в контракте прописали отдельные стади его исполнения и установили требование обеспечить выполнение такого соглашения, то по ходу выполнения обязательства размер этого обеспечения уменьшают. Получается, что отдельный этап исполнения контракта по 44-ФЗ - это основание для возврата денег на счет. Это делают, когда заказчик отправит сведения о выполнении части обязательств в реестр. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшится пропорционально стоимости выполненных обязательств, приемка и оплата которых провели по правилам и в сроки, которые предусмотрены соглашением.

    Чтобы вернуть часть денег, поставщик пишет заказчику заявление о возврате. Деньги за выполненный этап вернут в течение 30 дней, а если закупка проходила с ограничениями для СМП и СОНКО, то за 15 дней. Это указано в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ. Главное, чтобы поставщику не начислили неустойку и он выполнил объем, который соответствует выплаченному авансу.

    Как зарегистрировать контракт с поэтапным выполнением

    Вот инструкция как зарегистрировать госконтракт с поэтапным выполнением обязательств:

    Шаг 1. Укажите количество стадий, установив переключатель «Один» или «Несколько».

    Шаг 2. Заполните поле «Дата начала».

    Шаг 3. Укажите даты завершения (если установили переключатель «Несколько стадий»).

    Шаг 5. Сохраните и проверьте на нарушения по кнопке в нижней части.

    В ч. 6 ст. 103 44-ФЗ указано, что порядок размещения документов при исполнении контрактов по 44-ФЗ устанавливается правительством. Такой порядок утвержден постановлением № 1084 от 28.11.2013. Заказчик в течение 5 рабочих дней формирует и направляет в казначейство сведения о приемке и оплате отдельного этапа.

    Случайные статьи

    Вверх