Теории происхождения государства и права. Теории происхождения права

Современном этапе. Признаки, сущность и принципы права. 2 часа

Лекция 5. Происхождение права и проблемы правопонимания на

План лекции:

1. Происхождение права.

2. Понятие права и его признаки.

3. Сущность права.

4. Понятие и виды принципов права.

Право, как и государство, существовало не всегда. Однако среди ученых нет единства мнений относительно того, когда возникло право. Одни полагают, что оно возникло раньше государства, вместе с человеческим обществом; другие – раньше государства, но не одновременно с обществом, а на определенном этапе его развития, когда стали складываться товарно-рыночные отношения, требующие правового регулирования. Третьи считают, что право как социальный институт возникает практически одновременно с государством, что процессы возникновения права и государства тесно переплетены и обусловлены аналогичными причинами.

Возникновение права – длительный процесс. Правила, которые регулировали поведение людей в первобытном обществе, содержались в обычаях, обрядах и т.п. Они имели естественно-природную основу, т.е. складывались самопроизвольно и были продиктованы необходимостью выживания и воспроизводства человека в жестких природных условиях. Данные социальные нормы имели неписаный характер, содержались в сознании людей, действовали в силу привычки, авторитета. Право же зарождалось постепенно с усложнением общественных отношений, появлением публичной власти. Сначала появились элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь, они складывались в единую внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Возникло право – система норм, качественно отличающаяся от правил, регулировавших поведение людей в первобытном обществе. Правовые нормы значительно сложнее, разнообразнее, более многочисленны, поскольку регулируют организацию сложно устроенного общества. Таким образом, процесс возникновения права носит объективный характер: с развитием и усложнением общества право с необходимостью приходит на смену мононормам, регулировавшим отношения людей в первобытном обществе.

Выделяют два основных пути возникновения права .

В государствах, в которых доминирует государственная собственность, право образуется путем санкционирования религиозных, моральных, обычных норм, придания им общеобязательной силы. Основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, в основном, сборники нравственно-религиозных положений (Законы Ману, Законы Хамураппи, Коран и т.д.).

В обществе, основанном на частной собственности, развивалось более обширное право, которое отличалось высокой степенью формализации, в первую очередь это гражданское право, регулирующее сложную систему имущественных отношений (классическое римское право). Западный путь отличается от восточного. Право образуется там путем санкционирования обычаев, придания им общеобязательной силы («простой» обычай становится правовым, складывается обычное право). На основе обычаев или справедливости в результате деятельности судей, чиновников складываются судебный, административный прецеденты (возникает прецедентное право). Право образуется в результате правотворческой деятельности государственных органов в форме нормативно-правовых актов.

Таким образом, право возникает в силу объективных причин на определенном этапе развития общества. Между мононормами первобытного общества и нормами права существовала преемственность, многие проверенные временем обычаи санкционировались государством. Пути образования права в конкретном государстве были различны: санкционирование религиозных норм, обычаев, формирование прецедентов, собственно правотворческая деятельность государственных органов.

Причины и закономерности происхождения права. Социальное регулирование в первобытном обществе. Правовое значение ритуализированных агрокалендарей ранних земледельческих обществ.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВА

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях , устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного "огосударствления".

Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай ). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, "варварские правды).

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы . Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право , т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны .

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность . Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму - законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4) Неперсонифицированность , т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Исходя из указанных выше признаков права, можно определить право как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (его иногда называют нравственным).

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, - они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда - игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.

Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие - нет.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы.

Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.

Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Назначение права . Современная юридическая наука формулирует два главных подхода к назначению права. Первый подход исходит из того, что назначение права выражать интересы господствующего класса, воплощать волю экономически господствующего класса в законы, служить средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Такой подход к назначению права, его роли в обществе исповедует марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Другой подход трактует право и его назначение как средство компромисса, снятия противоречий в обществе. Быть средством управления делами в обществе - вот назначение права. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с применением принуждения, но на первый план в правовом решении проблем должны выдвигаться не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны - оно выступает инструментом политического господства, а с другой - является инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе.

Следовательно, можно сделать вывод, что главное назначение права - обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса .

Функции права . Под функциями права понимают главным образом социальное назначение права и вытекающие из этого назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права - регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права - упорядочивать общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

Помимо названных, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции.

Воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

Идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

Информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.

На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово "право" используется в разных значениях. ("правило поведения", "правда", "справедливость" и т.п.).

Тем не менее можно выделить два основных подхода к определению понятия права : один из них, условно говоря, узкий , а другой - широкий. С позиции первого подхода, право обычно определяется как "совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством "; второй подход основан на включении в понятие права трех элементов - правосознание, нормы права, правоотношения . Такой подход исходит из того, что правовые нормы являются нормативным воплощением доминирующих в обществе правовых идей. В тоже время эти нормы остаются в области благих пожеланий, пока они не реализуются в конкретных общественных отношениях (правоотношениях). С позиции разных правовых школ, роль этих трех элементов определяется по- разному. В так называемых, идеологических школах права (психологическая теория, теологическая теория и т.п.) главное место отводится правосознанию, в нормативистских школах подчеркивается особая роль норм права, социологические теории акцент делают на правоотношениях.

Теологическая теория права . В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели прежде всего в воле богов и их "помазанников" - правителей государств. (Индия, Китай, Египет и т.п.). Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение средневекового теолога Фомы Аквинского.

Религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен).

С середины 17 века теологическое направление начинает уступать первенство гуманистическим и светским теориям.

К ним относится, прежде всего, теория естественного права. Ее основатель Гуго Гроций утверждал, что, наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т.е. то, "что согласно с природой общества разумных существ". Оно не обусловлено ни временем. ни местом, никем не может быть изменено. Эта теория сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Она получила широкое развитие в трудах французских просветителей 18 века - Ж.-Ж. Руссо. Ш.-Л. Монтескье, М.Ф. Вольтера и др., русских просветителей Радищева, Десницкого.

Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории человечества.

В конце 18 - начале 19 века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Но позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя. а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда "национально" и в разные эпохи имеет различное содержание.

Во второй половине 19 века сложилась позитивная теория права (И. Бентам). С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Вскоре позитивизм становится одним из основных направлений теории права (К. Бергбом - в Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии). Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

Позитивистская юриспруденция в начале 20 века нашла свое продолжение в современном нормативизме, "чистой теории права" Г. Кельзена. Он видел все право в виде "лестницы норм", на вершине которой стоит "основная норма", а в самом низу - индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. "Основная норма" не нуждается в объяснении - она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат вне сферы интересов юристов.

Во второй половине 19 века сложились социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни этого класса. В этом случае право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Социологическая юриспруденция полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государствах, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это "живое право" противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов "праву в книгах". Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.). С точки зрения этой концепции право только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальном действии, либо выявлено как средство социального контроля . Ряд американских сторонников концепции "права, созданного судом" считают правом лишь те нормы, которые применены или созданы судом (К. Левеллин).

Психологическая школа права , созданная в начале 19 века русским профессором Л.И. Петражицким, сохранила свое влияние и сегодня. По его мнению, наряду с "официальным правом", установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, - переживание своего долга перед другими ("императивность") и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других ("атрибутивность").

В современной российской теории права получил развитие понимание сущности права как меры свободы ("либертарная теория" - В.С. Нерсесянц) либо справедливости ("этическая" концепция - Р.З Лившиц), возникающей в обществе еще "до закона", до создания норм позитивного права. Т.е. право и закон здесь четко разведены.

Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции Российской Федерации.

Современное понимание права как меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, и средневековью. и молодому капитализму 17-19 вв., и тоталитарно-коммунистическим режимам 20 века.

Воплощение идеалов свободы и справедливости - цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин - свое поведение.

Тем не менее, общепризнанными считаются следующие признаки права: это нормативность, формальная определенность, общеобязательность.

Общим также является то, что право опирается на силу и пронизана идеей возможного применения принуждения. Но представления о роли принуждения разные: одна позиция - авторитарная (марксистская), утверждает, что право выступает как средство принуждения по отношению к обществу, и на втором плане присутствует идея о праве, как выразителе согласованных интересов членов общества. Вторая позиция состоит в том, что право в первую очередь выражает согласованные интересы членов общества, обслуживает интересы членов общества, сила в праве присутствует, но имеет второстепенное значение, и проявляет себя только в случае нарушения правовых норм.

Сущность права . По этому вопросу существует также несколько точек зрения . С позиции марксизма сущность права в его классовости. Всякое право выражает интересы господствующего класса, на втором плане в праве находятся общесоциальные интересы, подчиненные классовым. Либеральный подход к сущности права в понимании, что оно закрепляет социальное согласие и выражает идеи справедливости. Исходя из такого подхода, получившего широкое распространение среди российских правоведов, "право - это нормативно закрепленная и реализованная справедливость".

Следует также иметь в виду, что в юридической науке понятие "право" используется и в следующих двух значениях:

а) объективное право, или право в объективном смысле . Право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм, представляет собой субъективное право;

б) субъективное право, или право в субъективном смысле . Субъективное право или, иначе говоря "право субъекта", - это право, принадлежащее конкретному лицу (например, право собственности на определенную вещь).

Список литературы

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.

Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994.

Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.

Лифшиц Р. З. Теория права. М., 1995.

Практическая работа №2

1. Составьте и заполните таблицу «Теории происхождения права»:

(не менее 7 теорий происхождения)

Название теории Сторонники Суть теории Достоинства Недостатки
Теологическая теория Религиозные мыслители Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами

добра и справедливости, дарованной свыше.

Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Теория естественного права Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами, которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Его выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
Психологическая теория права Л. Петражицкий Усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований Однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Историческая школа права

Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта

Право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания.

Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей.

Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей.
Нормативистская теория права Ганс Кельзен (1881-1973 гг.) Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от Государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды. Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве ЭВМ, данных кибернетики. В нашей стране оно, как и другие "классово чуждые" теории, рассматривалось лишь негативно. Действительно, в нормативизме утрирована формально-юридическая сторона права. Однако в нем, как и в любой теории, нужно находить положительные моменты и использовать их.
Марксистская теория права К. Маркс,

Ф. Энгельс

Право связано с государством и зависит от социально- экономических факторов общества. Признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до

суверенной нормы высшей юридической силы;

идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д.,

следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.

Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права
Позитивитская теория права О. Конт,

Г. Спенсер

Право порождено противоречиями жизни, военными конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила игры и устанавливает свой порядок. Ему подчиняется побеждённый. Несомненной заслугой является обоснование принципов как:

1) верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативно-правовыми актами,

2) недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов или неясных норм права;

3) требование неукоснительного исполнения действующих законов государственными органами, гражданами и иными лицами.

Сведение права к закону, иным нормативно-правовым актам приводит к утрате всяких критериев, позволяющих отличать правовые нормы от голого произвола государства. С точки зрения позитивистской теории все законы фашистского государства являются правом и законопослушным гражданам не остается ничего иного, как терпеливо их выполнять.

2. Русский юрист Б.А. Кистяковский полагал, что юридическая наука не может признать одного понятия права. По вашему мнению, Б.А. Кистяковский был прав?

Ответ:

Да, я согласен с Б.А.Кистяковским, что юридическая наука не может признать одного понятия права. Существуют множество разных определений (понятий) права в узком и широком смысле.

3. Выпишите и проанализируйте не менее пяти определений права.

Ответ:

4. Определите, к какой теории происхождения права относятся каждый их них: 1.право- это воля класса, возведенная в закон;2. право –это то, что создано судом; 3.Право – это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека?

Ответ:

1.право- это воля класса, возведенная в закон (ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА)

2. право –это то, что создано судом (Нормативистская теория права)

3. Право – это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека (Психологическая теория)

5. Составьте схемы «Виды норм права» , «Виды правоотношений», «Социально и технические нормы»

Ответ:

6. Какой смысл имеет термин «право» в следующих высказываниях: 1.«Право- это система правил поведения, установленных государством» и 2.«ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРЕКОСНОВЕННОСТЬ» ?

Ответ:

1.Смысл права как науки.

2.Это одно конституционных прав и свобод человека.

7 .Укажите, к каким источникам (Формам) права относятся:

1.Договор о аренде помещения;

2.Решение судьи принятое на основе решения аналогичному делу;

3.Уголовный кодекс;

4.Коллективный договор;

5.Фиксация нравственного правила, как нормы закона;

6.Трудовой договор.

Какой из перечисленных примеров не является источником права?

Ответ:

1.Нормативный правовой договор

2.Судебный прецедент

3.Нормативно - правовой акт

4.Не относится к источникам права

5.Нормативно – правовой акт

6. Нормативный правовой договор

8. Выделите в норме уголовного права все элементы структуры нормы права: «Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии необходимой явной отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя и других лиц, либо не сообщении надлежащим учреждением или лицам о необходимости оказания помощи – наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев …»

Ответ:

1.Гипотеза (лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии ).

2.Диспозиция (Неоказание необходимой явной отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя и других лиц, либо не сообщении надлежащим учреждением или лицам о необходимости оказания помощи ).

3.Санкция (наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев ).

9. Найдите в действующем законодательстве:

  1. Правовые обычаи, а также нормы, которые изначально были именно обычаями, а затем нашли свое закрепление в праве;
  2. По одному примеру на каждый вид нормативных правовых актов;

    Ответ:

    А) 1. Суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому воспитанием ребенка в основном занимается мать. И только если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических сил или, чаще, моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом.

    2. Многие современные законы происходят именно от обычаев. Например, обычай, требующий заботливого воспитания детей - будущих граждан государства был изначально санкционирован в ряде судебных приговоров и решений, а затем 7 апреля 1935 года стал нормой закона. Семейный кодекс 1998 года тоже содержит данную норму.

    3. Ст.134 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки".

    Б) Нормативно – правовые акты (законы) : конституция РФ;

    Федеральный конституционные законы (Федеральные конституционные законы о Конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме и о Правительстве РФ и тп);

    Федеральные законы (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и тп);

    Подзаконные акты: Указ президента РФ, постановления правительства РФ, приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти, решения и постановления местных органов государственной власти, локально нормативный акты, решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления, нормативные акты муниципальных органов.

    10.

    11.

    12.

    13. В теории государства и права существуют различные точки зрения об обоснованности деления права на частное и публичное. Найдите позиции ученых и обоснуйте собственную позицию по этому вопросу.

    Ответ: Деление права на публичное и частное сложилось в юридической науке и практике давно, его проводили еще римские юристы как утверждал двевнеримский юрист Ульпиан, публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Соответственно, публичное право – это область государственных дел, а частное право – сфера частных дел.

Разные научные школы объясняют сущность права в объективном смысле со своих позиций (рис. 1.2).

Естественно-правовая теория исходит из того, что кроме позитивного права, источником которого выступает государство, существует естественное право, являющееся вышестоящим по юридической силе и включающее в себя естественные притязания людей, которые принадлежат им от рождения, — право на жизнь, неприкосновенность личности, право собственности и проч. При этом такие естественные права принадлежат человеку независимо от признания их государством.

Социологическая концепция предполагает, что право выступает как совокупность правоотношений, поведения людей в юридической сфере.

Историческая школа права рассматривает право как выражение духа народа, который складывается постепенно, в ходе

исторического процесса; право формируется через усложнение действующих в обществе обычаев.

Теологическая теория исходит из сверхъестественного, надчеловеческого первоисточника права. Право подразделяется на божественное, данное от бога, и позитивное (волеустановленное), т.е. исходящее от людей. При этом право позитивное должно соответствовать божественному.

Классовая (марксистская) теория предполагает, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право выступает как продукт классового общества, его содержание носит классово-волевой характер.

Реалистическая школа права рассматривает право как зашищенный государством интерес.

Рис. 1.2. Основные правовые теории

Либертарно-юридическая теория исходит из того, что право — это форма отношений равенства, свободы и справедливости, основанная на принципе формального равенства. Соответственно различаются право как выражение указанной идеи и закон как распоряжение государственной власти, которое может быть правовым либо выражать произвол, деспотию.

Психологическая теория права исходит из того, что право является продуктом человеческой психики. Притязания или чувство долга человека можно считать правовыми лишь в том случае, если они внутренне осознаются индивидом в качестве таковых.

Основные теории права

Свою завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др. Основные идеи данной доктрины:

  • разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);
  • отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
  • источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства теории:

  • это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
  • в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
  • провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает «теоретическую» почву из-под ног произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны теории:

  • такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;
  • такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

В конце XVIII — начале XIX в. наибольшую известность получила историческая школа права. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи:

  • право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
  • право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;
  • отрицание прав человека, ибо в сословных обычаях эпохи феодализма, при которых возникла теория, не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства теории:

  • впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
  • справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
  • верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

  • данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
  • ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи теории:

  • исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
  • по Ксльзсну, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально- экономическими (и другими сущими) оценками;
  • в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства теории:

  • верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
  • нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по времени издания нормативных актов;
  • признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

  • осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда недооценка представителями данной теории связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;
  • признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

Наибольшее распространение получила в XIX-XX вв. Представители: К.. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Основные идеи:

  • право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. с. как классовое явление;
  • содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
  • право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства теории:

  • право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), выделяются четкие критерии правомерного и противоправного;
  • показывается зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
  • обращается внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

  • преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;
  • право слишком жестко связывается с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Получила развитие в XX в. Представители: Л. И. Пстражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др. Основные идеи:

  • психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
  • понятие и сущность права рассматриваются, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
  • все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д.

Достоинства теории:

  • обращается внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и проч. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;
  • повышается роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;
  • источник прав человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

  • осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права;
  • в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Окончательно сформировалась в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С. А. Муромцев и др. Основные идеи:

  • право и закон разделены, хотя и не так, как у идеологов естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;
  • под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное повеление субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;
  • формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства теории:

  • такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;
  • совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;
  • эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

  • если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
  • в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны корыстных должностных лиц.

В наиболее завершенном виде сформировалась в конце XIX — начале XX в. Представители: К. Ллевелин, О. Холмс, Дж. Фрэнк и др. Основные идеи:

  • под правом понимается совокупность судебных решений (своего рода предсказание будущего решения суда). Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения;
  • сторонники теории положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной жизни;
  • отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. По их мнению, вместо этого юристы должны обобщать имеющуюся судебную практику (данная теория основывается на идеологии прагматизма и по-другому называется «прагматический позитивизм», согласно которому правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности).

Достоинства теории:

  • акцентирование внимания на процессе вынесения судебных решений, на необходимости учитывать формирующуюся судебную практику;
  • детальное исследование судебной деятельности как значимого фактора правообразования.

Слабые стороны:

  • сужение сферы правового регулирования, так как многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;
  • неопределенность права, за которую выступают представители названной теории, снижает качество права как социального регулятора, что может дезориентировать субъектов.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во мно­гом аналогичны причинам, породившим государство. Одна­ко между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами госу­дарства. Вековые, проверенные многими поколениями обы­чаи расценивались как данные свыше, правильные и спра­ведливые и нередко назывались "право", "правда". Наибо­лее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая обще­социальные традиции обычного права, в своих законах пы­тались поддерживать начала социальной справедливости:

ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли спра­ведливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах - законах Хаммурапи, XII таблиц, рефор­мах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциаль­ных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права - закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов. Обычаи пере­стали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципи­ально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулирован­ные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Из­меняются процедура и порядок обеспечения реализации пра­вовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государ­ства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего - свободного, раба, мужчины, жен­щины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль тра­диций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В ев­ропейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

47. Общая характеристика социальных норм первобытного общества.

Социальные нормы, как отмечалось, были направле­ны на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существова­ния и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных факторов такого существования было закрепление той или иной территории, на которой они перемещались, за соответствующей группой, кланом. Однако, если какая-либо другая, как правило, родствен­ная группа в силу природных условий не могла пользоваться своей терри­торией (например, пересыхали источники), то ей представлялась возмож­ность жить и на территории другой группы.

В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем - идеализированное существо - покровитель отдельного члена группы или

Всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологи­ческого регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой».

Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкрет­ных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного коли­чества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищение.

Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Можно выделить три основных способа - запреты, дозволения и позитивное обязывание (в зачаточной форме).

Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Например, недопустимость браков между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о биологическом, а следо­вательно и социальном вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний уже на самых древних этапах своего существования. Эти запреты инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп. Вместе с тем следует предостеречь от гиперболизации запретов инцестов как основной предпосылки происхождения права - такие взгляды неожиданно появились в работах некоторых отечественных философов и были затем подхвачены (а как же - новый взгляд!) в работах и ряда теоретиков права.

Дело в том, что вред инцестов стихийно, а затем сознательно чело­вечество действительно осознало уже в глубокой древности, десятки тысяч лет назад. Но право появилось лишь относительно недавно, на рубеже IV-111 тыс.до н.э.

Кроме того, известно, что существовали и правила, но уже в ранне­классовых обществах, прямо предписывающие инцесты - например, в государстве инков (инка вступал в брак с сестрой). По-видимому, в этих правилах-исключениях реализовывалась идея сосредоточения и сохране­ния государственной власти в руках одного семейства.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение чело­века или объединений людей в присваивающей экономике, указывая^ на­пример, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сро­ки их сбора, а также их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т. д.

Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках; отдавать для распределения среди членов общины и для подар­ков членам других общин туши больших животных; распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку; участвовать в кол­лективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины.

Запрещалось нарушать разделение функций в общине между муж­чинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства: телес­ные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли

заниматься лишь специальные лица - колдуны); запрещалось похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воров­ство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалентности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности; соблазнение чужих жен и т. п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необхо­димое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения, например лодок.

Однако все эти способы регулирования не были направлены на из­менение природных условий, на выделение человека из природы, а обес­печивали лишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособления для удовлетворения по­требностей человека.

Социальные нормы присваивающей экономи­ки находили свое выражения в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных формах.

Случайные статьи

Вверх