Действующие пбу в году. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; "Российская газета", N 10, 20 января 1999 г.).

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации

(в ред.-28.04.2017 № 69н)

Положение
по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"
(ПБУ 1/2008)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее - организации).

(в ред. Приказов Минфина России от 25.10.2010 N 132н, от 28.04.2017 N 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики - на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее - несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

(п. 17 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

18. Абзац исключен. - Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.

(п. 20.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

  • наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
  • обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;
  • содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
  • значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

(п. 20.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.

(п. 23 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

25. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 28.04.2017 N 69н.

Михайленко Анна Васильевна Управляющая, компания "Ариадна"

Воспользовались услугами данной компании по рекомендации партнёров. Отчетность сдали без проблем! Всё чётко и оперативно. Не один наш вопрос не остался без ответа. Всё объяснили буквально «на пальцах». Надеемся на долгосрочное сотрудничество.

Андрей Николаевич ЗАО «СМУ-47»

Отличная компания. Отличное сочетание: цена-качество! Выручают в любой момент, как консультацией по телефону, так и личным участием.

Спасибо за Вашу работу. 5+ .

Иванова М. И. Ген. директор, ООО "ГДК"

Хотелось поблагодарить Вашу компанию за отличную работу. Не первый раз пользуемся услугами Ваших специалистов и, кстати, рекомендуем знакомым, как профессионалов высокого уровня! Нас всё очень устраивает, и подход и расценки!

Отдельное спасибо, лично, Насте Галибиной, с которой работаем уже более двух лет, никаких нареканий!

Андреев М. А. АН "Ланс"

Регулярно пользуемся услугами компании «Казначей» для сопровождения налоговых проверок и квартальных отчетов. Неоднократно убеждались в их профессионализме и компетентности. Сопровождающий бухгалтер знает своё дело и готов к любым непредвиденным ситуациям. Команда профессионалов.

Спасибо за помощь!

Антонова М.А.

Невероятно удобный сервис для ИП. Специалисты могут, как проконсультировать по телефону, причем очень грамотно и на доступном языке, так и выехать по адресу и провести всю работу на месте, а так же подать все отчётные документы в ФНС.

Надеемся на долгосрочное сотрудничество)

Антонина Рогова Комм. директор ООО «ТрубАрм»

Выражаем благодарность ООО «Казначей», и непосредственно Захаровой Екатерине. За профессионализм, оперативность и просто человеческое участие. Давно сотрудничаем с Вашей компанией и Екатериной лично.

Очень довольны качеством предоставляемых услуг!

Зорина А. Н. Компания «Apartum»

Около месяца назад мы обратились в Вашу компанию за консультацией по вопросам, связанным с НДС. Консультант довольно оперативно разобрался в специфике нашей ситуации, и порекомендовали несколько путей решения. Дали профессиональные рекомендации по ведению бухучета, благодаря чему мы самостоятельно составили и отправили отчётность в налоговую.

В будущем, непременно, планируем регулярно обращаться к Вашим специалистам.

Литовский Андрей Юрьевич ген. директор ЗАО «Юнитрейд»

При выборе партнера по ведению бухгалтерской отчетности для меня основополагающими факторами является:
Оперативность обслуживания
— «Прозрачность»
— Надежность
Всё вышеперечисленное безоговорочно присутствует у «Казначеев», и что немаловажно они всегда объяснят, что нужно сделать, а чего не следует, переводя с «бухгалтерского языка» на человеческий))

Ежова Виктория Торговый Дом "Модная среда"

Около шести лет пользуюсь услугами этой компании и за эти годы у нас уже сложились довольно теплые, дружеские отношения.

Меня полностью всё устраивает, своевременная сдача отчетности (причем бухгалтер сама напоминает о тех или иных обязательствах), а так же возможность получения консультации в любое время.
Я всегда в полной уверенности в том, что мои бухгалтерские документы в полном порядке. Кроме того, в случае непредвиденных ситуаций, они всегда дадут правильный совет, помогут разобраться со всеми нюансами и, что немаловажно, поддержат морально.

Маркелова Е. А. ООО «Галеон»

Хотелось бы выразить благодарность ООО «Казначей» за ведение бухгалтерской отчетности нашей компании на протяжении 4 лет. Как надежному партнёру, профессионалу и эксперту в сфере бухгалтерских услуг.

Первые месяцы года — сложный период для бухгалтеров: декларации, годовой и текущие отчеты, общение с фондами. А 2009 год и вовсе особенный. Мало того что из-за кризиса приходится пересматривать обязательства и переделывать горы бумаг, нужно осваивать очередные поправки в НК РФ.

А тут еще новые ПБУ подоспели. Расставить акценты в главных бухгалтерских документах мы попросили специалиста компании «Аудит-Финанс. Петербург».

Пять новых положений

За последние месяцы утверждены и начали действовать пять новых положений по бухучету.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) введено с 1 января 2009 года и заменяет старое ПБУ 1/98. Распространяется на всех юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных учреждений. При подготовке приказа о внесении изменений и дополнений по 2009 году следует обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, последствия корректировки учетной политики теперь делятся на перспективные и ретроспективные. То же относится к оценке влияния на показатели бухгалтерской отчетности нормативных актов, которые утверждены, но еще не вступили в силу. И, во-вторых, подробно раскрыты элементы учетной политики, описываемые в соответствующем приказе.

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н) действует с бухотчетности 2009 года и пришло на смену аналогичному ПБУ 15/01. Принятые изменения еще больше приближают национальный стандарт учета к международному. Документ применяется к процентным и к беспроцентным кредитам и займам, а также к государственным займам. Отменено разделение заемных средств на долгосрочные и краткосрочные. Просроченную задолженность теперь не надо учитывать отдельно. Кроме того, изменен состав дополнительных расходов по кредитам и займам.

ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) действует с 1 января 2009 года и содержит принципиально новые для российских бухгалтеров понятия. Ранее изменение оценочных значений лишь упоминалось в ПБУ 14/2007 по учету НМА. Применять новое положение следует при составлении учетной политики. Документ особенно актуален для организаций, создающих резервы.

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утв. приказом Минфина России от 24 ноября 2008 г. № 116н), принятое на замену ПБУ 2/94, содержит новые стандарты учета для подрядчиков и субподрядчиков по договорам, заключенным на срок более одного года. Документ действует с бухотчетности 2009 года и в том числе распространяется на оказание услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и на выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств и их ликвидации.

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н) применяется начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год. Кредитные организации и малые предприятия, которым не надо в обязательном порядке публиковать свою отчетность, могут его не использовать. Документ поможет бухгалтерам раскрыть в пояснительной записке к балансу информацию о лицах, контролирующих или оказывающих значительное влияние на компанию при принятии управленческих решений.

Перечень действующих ПБУ

б/н Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;
ПБУ 1/08 Учетная политика организации;
ПБУ 2/08 Учет договоров строительного подряда;

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации;
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов;
ПБУ 6/01 Учет основных средств;
ПБУ 7/98 События после отчетной даты;
ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности;
ПБУ 9/99 Доходы организации;
ПБУ 10/99 Расходы организации;
ПБУ 11/08 Информация о связанных сторонах;
ПБУ 12/2000 Информация по сегментам;
ПБУ13/2000 Учет государственной помощи;
ПБУ 14/07 Учет нематериальных активов;
ПБУ 15/08 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию;
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности;
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
ПБУ18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций;
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений;
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности;
ПБУ 21/08 Изменения оценочных значений.

Рассмотрим четыре первых положения более подробно.

ПБУ 1/2008 по учетной политике

Глобальных изменений нет. Однако ряд интересных и полезных моментов — налицо.

Впервые ведено понятие «ретроспективного отражения» последствий изменений в учетной политике (предусматривает корректировку остатка по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»). Существенно расширен перечень информации, которая должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности. Например, придется раскрывать факты неприменения не вступивших в силу положений и оценивать их возможное влияние на показатели отчетности.

Формировать учетную политику организации теперь может не только главный бухгалтер, но и любое другое лицо, на которое возложено ведение бухучета. А филиалам и представительствам иностранных организаций на территории России разрешено вести учет по правилам иностранного государства, если они не противоречат МСФО либо ПБУ 1/2008. Выбор должен быть закреплен в учетной политике.

Предусмотрено утверждение в учетной политике всех форм первичных учетных документов , которые применяет компания. Ранее в приказе перечислялись лишь самостоятельные разработки. Обращаем внимание, что использование в «первички» неунифицированных форм без издания соответствующих внутренних организационно-распорядительных документов может привести к неблагоприятным последствиям для фирмы. В частности, без соблюдения данной процедуры не удастся доказать факт принятия к учету и оприходования материалов по неунифицированным накладным (см. постановление ФАС СЗО от 6 марта 2006 г. по делу № А13-6672/2005-19).

Если применяемые фирмой способы отражения операций не прописаны в ПБУ, она имеет право разработать свой способ. Опираться при этом можно на другие Положения и нормы МСФО.

Вообще к составлению учетной политики и ее своевременному принятию следует относиться очень ответственно. Хотя бы потому, что в случае возникновения спорных ситуациq она помогает налогоплательщику отстоять свои позиции. Примером служат постановления ФАС СЗО от 26 февраля 2007 г. по делу № А05-7683/2006-9 и от 20 июня 2006 г. по делу № А56-41550/2005. В обоих случаях организации воспользовались пунктом 8 ПБУ 1/98 и утвердили порядок ведения раздельного учета затрат в целях налогообложения.

Если же учетная политика составлена не в полном объеме или нарушен порядок ее утверждения, суды встают на сторону налоговой инспекции (см. постановления ФАС СЗО от 27 августа 2007 г. по делу № А56-6351/04 и от 29 июля 2004 г. по делу № А56-49391/03).

ПБУ 15/2008 по займам и кредитам

В новом ПБУ не упоминаются курсовые разницы . Еще одно важное изменение — требование отражать кредиты и займы в составе обязательств согласно условиям договора займа (раньше — в сумме фактически поступивших денежных средств). При этом следует помнить, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Уточнен состав расходов по кредитам и займам. Он по-прежнему является открытым. Расходы следует отражать обособленно от суммы основного долга и учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся. Дополнительные расходы могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного договора).

Все расходы по займам и кредитам идут в состав прочих расходов. Кроме процентов, включаемых в стоимость инвестиционного актива (объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение или изготовление). При использовании кредитных средств на текущие расходы и создание инвестиционного актива нужно исчислять «долю расходов по займам, подлежащим включению в инвестиционный актив» . В ПБУ подробно прописан порядок расчета и приведен пример.

Задолженность по кредитам и займам надо отражать в учете и бухгалтерской отчетности с учетом суммы процентов, начисленных на конец отчетного периода.

ПБУ 2/2008 по строительному подряду

Учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору. Кроме того, выделены случаи определения объектов учета, если:
— одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту;
— два и более договоров заключены организацией с одним или несколькими заказчиками;
— при исполнении договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (дополнительные работы).

Доходы и расходы по договору признаются как доходы и расходы по обычным видам деятельности.

Доходы определяются исходя из стоимости работ по определенной в договоре цене. Они могут корректироваться в случаях и на условиях, предусмотренных договором, в связи с:
— отклонениями в стоимости используемых материалов;
— выполнением работ, не предусмотренных в технической документации, или наоборот;
— претензиями о возмещении затрат, не учтенных в смете; расходов, понесенных в связи с устранением дефектов в технической документации и т.п.;
— выплачиваемыми организации дополнительно сверх сметы по условиям договора суммами.

Расходы могут быть прямыми, косвенными и прочими. Прямые расходы связаны непосредственно с исполнением договора. В их состав также включаются ожидаемые неизбежные расходы. Последние принимаются к учету по мере их возникновения либо путем создания резерва на покрытие предвиденных расходов. Косвенные расходы — это часть общих расходов организации на исполнение договоров. Порядок их распределения между договорами организация определяет самостоятельно. Прочие расходы не относятся к строительной деятельности компании, но возмещаются заказчиком по условиям договора.

Все расходы по договору признаются в том отчетном периоде, в котором они производились. При этом суммы, относящиеся к выполненным по до-говору работам, учитываются как затраты на про-изводство, а расходы, понесенные в связи с предстоящими работами, — как расходы будущих периодов.

Для определения финансового результата нужно применять способ «по мере готовности». Он предусматривает, что доходы и расходы считаются, исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату и признаются в тех же отчетных периодах, в которых они были выполнены. Степень завершенности может определяться по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме по договору или по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору.

По договорам, закрытым в отчетном периоде, в бухгалтерской отчетности следует раскрыть информацию о суммах признанной выручки и способы ее определения. А по каждому незавершенному договору — информацию об общей сумме понесенных расходов и полученной прибыли (за вычетом признанных убытков), авансов и задатков, а также о суммах за выполненные работы, не предъявленных заказчику до выполнения определенных условий или до устранения недостатков работы.

ПБУ 21/2008 по оценочным значениям

Согласно новому положению оценочным значением являются:
— резерв по сомнительным долгам;
— резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов
— резерв под обесценение ценных бумаг;
— сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов;
— оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и другие.

Как видим, список является открытым. Значит, можно сделать вывод, что оценочные значения — это показатели учета и отчетности, которые формируются на основании поступившей информации (анализ текущей рыночной стоимости МПЗ, потеря МПЗ своего первоначального качества, стоимость финансовых вложений, появление у организации — эмитента ЦБР признаков банкротства, имущественное положение организации должника).

Изменение оценочного значения , подлежащего признанию в бухучете путем включения в доходы или расходы организации, признается:

в периоде, в котором произошло изменение, — если изменение влияет на показатели отчетности лишь данного отчетного периода;

в периоде, в котором произошло изменение, и будущих периодах, — если изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного и будущих отчетных периодов.

Пример:

Вследствие устойчивого и существенного снижения стоимости финансовых вложений на основании пунктов 38 и 39 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» организация сформировала резерв:

Д91.2 «Прочие расходы» К59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

Если проверка покажет дальнейшее снижение расчетной стоимости вложений, сумма ранее созданного резерва корректируется в сторону увеличения (аналогичная проводка).

Если будет выявлено повышение расчетной стоимости вложений, сумма резерва пересчитывается в сторону его уменьшения.

Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, отражается в бухгалтерской отчетности за период, когда оно произошло, путем корректировки соответствующих статей капитала.

Пример:

Фирма осуществляет переоценку основных средств и нематериальных активов. Сумма дооценки ОС зачисляется в добавочный капитал организации, а сумма уценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 15 ПБУ 6/01).

В пояснительной записке к бухгалтерскому балансу надо отразить три момента:
1) содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
2) содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность в будущие периоды;
3) причины, по которым невозможно оценить влияние изменений оценочных значений на бухгалтерскую отчетность в будущие отчетные периоды.

Готовится ПБУ 22/2009 по ошибкам в бухучете

Минфин России работает над проектом еще одного положения — ПБУ 22/2009 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (см. проект на www.minfin.ru).

Документ планируется сделать обязательным для всех российских организаций, кроме кредитных и бюджетных учреждений, и ввести в действие не ранее, чем с бухгалтерской отчетности за 2009 год.

Впервые будет дано четкое определение понятия «ошибка» и указаны возможные причины ее появления. Кроме того, предлагается ввести понятие «существенная ошибка» — действие, которое в отдельности или в совокупности с другими за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Новое ПБУ 22/2009 предусматривает различный порядок корректировок выявленных нарушений в зависимости от их существенности.

Напомним, что сейчас правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации о них в отчетности регламентируют приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

При внесении исправлений в бухучет согласно названным документам компании имеют шанс доказать свою правоту в суде (см. постановления ФАС СЗО от 16 октября 2008 г. по делу № А56-39310/ 2006 и от 23 октября 2007 г. по делу № А05-790/ 2007).

Как исправляем сейчас

Ошибка/период ее выявления Период и порядок исправления
неправильное отражение хозяйственных операций текущего периода/до окончания отчетного года записи по соответствующим счетам бухучета в том месяце отчетного периода, когда искажения были выявлены
неправильное отражение хозяйственных операций в отчетном году/после завершения отчетного года, если годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке записи делаются в декабре года, за который готовится к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность
неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году/в текущем отчетном периоде исправления в бухучет и отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения годовой отчетности) не вносятся
Как будем исправлять согласно ПБУ 22/2009
Исправляются
в периоде выявления записями за декабрь отчетного года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность: записями за январь текущего отчетного года
— ошибки текущего отчетного года, выявленные до окончания года; — ошибки отчетного года, выявленные после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за данный год; — существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год
— несущественные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год — существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, но до даты представления такой отчетности пользователям и до даты ее утверждения

Ведение бухгалтерского учета в российских компаниях подчинено строгой регламентации законодательно утвержденных положений. Аббревиатура ПБУ стала привычной для любого бухгалтера, а содержание этих документов – определяющим фактором в осуществлении грамотного учета практически во всех областях применения. РСБУ, прописанные в положениях регулируют порядок ведения учета активов (оборотных и внеоборотных), обязательств, фондов, операций/событий в основной или подсобной деятельности каждого отечественного предприятия.

Утверждаются ПБУ Министерством финансов, и законодательный характер этих нормативных документов требует неукоснительного и детального выполнения представленных в них методик и рекомендаций. ПБУ по бухучету, актуальные для финансистов в 2017 году, насчитывают 24 документа. Познакомимся с самыми распространенными из них.

ПБУ по бухучету: применение в учете МПЗ, ОС, НМА

Каждое предприятие, определяя методы вырабатывания учетной политики и ведения учета, МПЗ , начисления амортизации внеоборотных активов и результатов деятельности формирования, опирается на рекомендации, представленные в ПБУ 1/2008 «Учетная политика».

Учет материальных ценностей обширен и разнообразен. Поэтому законодателями утверждено несколько положений по бухучету, регулирующих самые разные стороны жизни компании. К примеру, ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» устанавливает общие правила отражения в учете информации о производственных запасах – материалов, сырья, готовой продукции или товаров. Различная специфика деятельности предприятий, в частности, работающих с активами, стоимость которых выражается в зарубежной валюте, предполагает применение особой методики формирования учета, рекомендованной в ПБУ № 3/2006.

Особенности учета, начисления амортизации , постановки на консервацию или ликвидации объектов недвижимости и имущества, срок использования которого превышает год, трактует ПБУ 6/01 по учету основных средств. В последнее время важнейшей составляющей в успешном имидже компании являются такие факторы как деловая репутация, секреты технологий (ноу-хау), товарные марки или уникальные программные продукты, т.е. нематериальные активы. Учет НМА определяет ПБУ № 14/2007.

Учет расходов, расчетов и обязательств в ПБУ

Для строительных организаций, специализирующихся в подрядной деятельности, актуально ПБУ 2/2008 по ведению и учету договоров подряда. Порядок учета финансовых вложений в российских организациях устанавливает ПБУ 19/02, а правильное распределение расходов по полученным кредитам и займам – ПБУ 15/2008.

Компании, получающие и использующие государственную помощь, опираются на Положение по бухучету 13/2000 «Учет государственной помощи», определяющее правильность формирования поступления и расходования бюджетных средств.

Корректное отнесение расходов по научно-исследовательской, технологической и конструкторской деятельности предприятия рассматривает ПБУ 17/02, а особенности расчетов по налогу на прибыль – ПБУ 18/02.

Генерирование доходов и расходов компаний регламентируют ПБУ 9/99 и 10/99, стандартизирующие алгоритмы хозяйственных операций.

ПБУ в составлении финансовой отчетности

Отчетность предприятий составляется в соответствии с ПБУ 4/99, устанавливающим структуру, содержание и методику формирования. Наряду с общими требованиями к оформлению отчетности законодательно принято ПБУ 23/2011, объясняющее правила составления приложения к балансу – отчета о движении денежных средств.

Все ПБУ по бухучету на 2017 год дополняют положения, регулирующие действия бухгалтера при различных нестандартных ситуациях. Например, ПБУ 22/2010 устанавливает правила исправления ошибочных записей в бухучете , а ПБУ 7/98 определяет алгоритм действий при возникновении важного для компании факта хозяйственной деятельности после наступления отчетной даты.

Отметим, что в настоящее время законодателями разрабатываются проекты новых федеральных стандартов по учету ОС, НМА, запасов и долговых инструментов.

ПБУ - это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Утверждаются ПБУ приказами Минфина России.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются обязательными документами. Следовать им должны все компании, которые ведут .

Перечень действующих ПБУ

    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

    ПБУ 1/2008 Учетная политика организации;

    ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда;

    ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

    ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации;

    ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов;

    ПБУ 6/01 Учет основных средств;

    ПБУ 7/98 События после отчетной даты;

    ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы;

    ПБУ 9/99 Доходы организации;

    ПБУ 10/99 Расходы организации;

    ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах;

    ПБУ 12/2010 Информация по сегментам;

    ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи;

    ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов;

    ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам;

    ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности;

    ПБУ 17/02 Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы;

    ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль;

    ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений;

    ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности;

    ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;

    ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств;

    ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): подробности для бухгалтера

  • Неотделимые улучшения. Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя

    ... (абз. 2 п. 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ... Методических указаний, п. 10.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ... бухгалтерского учета, установленным п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ... Методических указаний, п. 10.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ... учета, установленным п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ...

  • Неотделимые улучшения. Бухгалтерский и налоговый учет у арендатора

    Удовлетворяющие условиям, установленным п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ... условия, перечисленные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ... деятельности (п. п. 5, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ... условиям, перечисленным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ... деятельности (п. п. 5, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ...

  • Создание нематериальных активов: о вычете «входного» НДС

    Внеоборотные активы» (п. 4.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Минфином России...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за январь 2020

    09/2580 В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет...

  • Управленческий учет запасов и подходы к списанию неликвидов

    Формирования себестоимости готовой продукции регламентируются Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально...

  • Об определении лимита стоимости основных средств при совмещении индивидуальным предпринимателем УСН и ПСН

    Бухгалтерскому учету основных средств (см.: Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6 ...

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    Федерального закона «О бухгалтерском учете» Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период...

  • На что обратить внимание при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год

    Она была обнаружена (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете... Однако в силу п. 34 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ... «свернутого сальдо») (п. 19 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на... Такими условиями являются (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и... с этими фактами (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ...

  • Дайджест годовой отчетности за 2019 год

    Органов управления организацией (п. 44 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом...

Случайные статьи

Вверх