Шлейден и шванн - первые каменщики клеточной теории
Российскому физиологу Ивану Павлову принадлежит сравнение науки со стройкой, где знания, как кирпичики, создают фундамент...
Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.
Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:
равенства всех и каждого,
недопущение дискриминации по какому-либо признаку,
полнота обладания правами свободами человека.
К социально-экономическим правам относят:
право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),
право наследования (ст. 35 Конституции РФ),
свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),
свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)
право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),
право на равное вознаграждения за равный труд,
право на забастовки,
право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),
право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),
право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,
право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),
на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),
право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),
право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).
Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:
право на образование (ст. 43 Конституции РФ),
свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),
право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),
право пользования результатами научного прогресса,
Духовно-культурные права и свободы создают условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня человека, способствуют его всестороннему и гармоничному развитию.
В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование . Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.
В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания .
Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.
Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.
В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.
Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.
Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям . Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.
Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации". Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания , особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.
Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.
Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.
Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие "свобода вероисповедания" связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.
Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).
Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. в сфере культурных от ношений ставили задачу предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Конституция РСФСР 1937 г. закрепляла за гражданами право на образование. Это право обеспечивалось всеобщим обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, е производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обу- чения трудящихся. Конституция РСФСР 1978 г. кроме права на образование закрепляла право на пользование достижениями культуры и творчества.
Конституция РФ 1993 г., сохраняя право на образование, право на участие в культурной жизни, гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов и творчества, а также впервые закрепляет свободу преподавания и охрану интеллектуальной собственности.
Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ в соответствии со ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Конституционное право на образование конкретизировавшее Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессио
308Глава 11. Конституционные права и свободы граждан
нального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе, бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Закон «Об образовании» закрепляет право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать населению, предприятиям, организациям платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доход от указанной деятельности за вычетом доли учредителя (собственника) инвестируется в данное образовательное учреждение. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.
Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение.
Закон «Об образовании» предусматривает право родителей не отдавать ребенка в школу, т. е. выбирать иную форму Образования. Можно учиться дома, а консультироваться, сдавать зачеты и экзамены в школе.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П принцип автономии высших образовательных учреждений является основополагающим для их деятельности и входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также охрана интеллектуальной собственности гарантируется ч. 1 ст. 44 Конституции РФ в соответствии с ч. 1 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и рею»-
309 Культурные права и свободы граждан 309
ментированна Основами законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-I, Законом «О средствах массовой информации» , а также Законом «Об образовании».
Ст.10 Основ законодательства РФ о культуре определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Каждый человек вправе заниматься творчеством как на профессиональном, так и на не профессиональном уровне. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Граждане имеют право вывозить за границу в целях экспонирования, иных форм публичного представления, а также в целях продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.
Свобода преподавания означает, что преподаватель излагает предмет учебной дисциплины в собственном понимании и Интерпретаций, сам выбирает методику проведения учетных занятий, учебные пособия и технические средства обучения, формы контроля. Однако он должен руководствоваться рабочей учебной программой и государственным образовательным стандартами.
Государство гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регулируются частью четвертой ГКРФ.
Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным, ценностям закреплено в ч. 2 ст. 44 Конституций РФ в соответствии с ч. 1 ст. 27 Всеобщей декларации прав человека и ст. 1 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Каждый человек имеет право:
На свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;
Защиту государством своей культурной самобытности;
Приобщения к культурным ценностям, доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;
3 10._ Глава 12. Конституционные обязанности граждан
Гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов б соответствии с законодательством Российской Федерации;
Собственность в области культуры;
Культурную деятельность в зарубежных странах, создание организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
1. Назовите критерии классификации основных прав и свобод человека и гражданина.
2. Определите роль личных прав в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.
3. Какие личные права предусмотрены Конституцией РФ? Назовите и охарактеризуйте их.
5. Что такое публичные манифестации? Какую роль они играют в механизме непосредственного народовластия?
6. Как развивалась система экономических прав и свобод человека и гражданина в России?
7. Дайте определение предпринимательской деятельности. Что такое «иная не запрещенная законом экономическая деятельность»?
8. Какую роль в системе прав и свобод личности играют социальные права?
9. Охарактеризуйте трудовые права человека и гражданина,
10. Покажите взаимосвязь права на благоприятную окружающую среду и права на охрану здоровья.
11. Каково значение в системе конституционных прав и свобод права на образование?
Глава 12. Конституционные обязанности граждан
Человека, называют культурными. Что подразумевается под данным термином? В первую очередь это право на образование, изучение ценностей культуры и использование научного прогресса.
Конституция РФ обеспечивает не только культурные права, но и свободы. Например, творческой реализации в любой сфере деятельности: литературной, художественной, научной, преподавательской и технической. Все сферы находятся под охраной закона как интеллектуальная собственность.
Статья 50 гласит, что любой имеет право пользоваться родным языком и выбирать какой угодно для общения.
В ст. 51 говорится о том, что каждый гражданин может принимать участие в культурной жизни. То есть человек может не только читать, рассматривать произведения искусства или пользоваться техническими изобретениями, но и создавать их.
В ст. 43 ч. 1. говорится о том, что любой гражданин России имеет право получить образование. То есть получение дошкольного, школьного, среднего специального образования является бесплатным и общедоступным. Также каждый абитуриент может участвовать в конкурсе на получение бюджетного место в вузе.
Ст. 44 ч. 1. гласит: любой человек имеет свободу выражать свой творческий потенциал, а также защищать интеллектуальную собственность. В ст. 10. определяется то, что каждый желающий может реализовать себя посредством своих интересов и способностей.
О ней необходимо сказать в отдельности, обсуждая культурные права человека. Ибо одной из главных основ духовного развития личности является свобода творчества. То есть государство должно отпустить контроль и дать максимум возможностей для развития потенциала, при этом обеспечив охрану творчества. В ст. 29, ч. 5, к слову, запрещается цензура. Это гарантирует не только свободную работу СМИ, но и реализацию любых других видов творчества.
Кроме того, свобода гарантирована и тем, что государственным деятелям запрещается любой другой коммерческий вид деятельности кроме научной, преподавательской и творческой.
Однако и тут есть нюансы. Творческая свобода, как и любая другая, не может быть абсолютной, так как есть множество деятелей, которые без контроля могут злоупотреблять ею. В первую очередь ограничения касаются нарушения прав других лиц. Например, в детском кино нельзя показывать сцены насилия или употребления психотропных и вредных веществ.
Это право связано с свободой творчества. И в ст. 15 подчёркивается, что она невозможна без изучения и творческого развития человека. Основа статьи - возможность и право на участие в культурной жизни.
Также большая роль уделяется охране. Так как такое право способствует попыткам ущемления и игнорированию другими государствами особенностей культуры в попытках превознести свою расу, этнос, традиции и особенности. Все это ещё и включает права не только на толкование, но и пользование достояниями культуры в широком смысле слова.
Кроме того, каждый человек имеет право получать и использовать научные и технические достижения, получать доступ к любой не засекреченной информации и разработкам. Также человек может их изменять, совершенствовать и делать другие открытия на их основе.
Эта тема непосредственно касается культурных прав человека. Вообще, такой собственностью называют результат деятельности интеллектуального или творческого характера, носящий духовную или материальную основу.
И согласно ст. 44, ч. 2, абсолютно каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, посещать культурно значимые учреждения и памятники.
Конечно, само это понятие очень своеобразно. Так, под одним словом «культура» понимается огромный спектр деятельности, её форм и способов воплощения или участия. Например, один и тот же человек может вступить в музыкальную рок-группу, при этом рисуя, создавая статуи и занимаясь наукой.
Обсуждая культурные права, важно отметить, что также правительство гарантирует сохранность всех памятников культурного наследия, которые находятся в сфере интересов различных поколений и народов. Любой гражданин имеет право получить достоверную информацию о каждом культурном объекте, заинтересовавшем его.
Отдельной статьёй вынесены свободы, касающиеся вероисповедания. Её особенностью является то, что она принадлежит и к личным свободам граждан. И культурные права в данном случае - понятие особое.
Именно свобода совести и вероисповедания помогает развить духовную жизнь и сформировать мировоззрение человека, понять, кто он на самом деле, и определиться с нравственными и религиозными аспектами жизни.
Ключевой все же является свобода вероисповедания. И так как в стране проживает огромное количество наций, многообразие поражает. В России есть католики, христиане, буддисты, мусульмане, протестанты, индуисты, а также множество других приверженцев различных течений. Все это способствует терпимости и приобщению людей к добровольному выбору.
Данную тему стоит затронуть в продолжение рассмотрения примеров культурных прав. Зачастую пресловутую 28-ю статью принимают только как положение, где обозначается свободу вероисповедания.
То есть человек определяется с верой, выбирая, например, христианство, или же, наоборот, отторгая веру, тем самым провозглашая себя атеистом. Но если истолковать понятие "совесть" в более широком смысле, то можно найти здесь и нравственность, которая составляет основную ее часть, но в современном мире слегка утрачивает свою ценность.
Если рассматривать совесть в понимании философии и этики, то можно обнаружить толкование её как свойства человека ощущать и делать выбор в пользу добра или зла. То есть это уже принимает юридическую значимость - человек имеет право определять свои ценности и убеждения. Но если они наносят вред окружающим, придётся отвечать по закону.
В нашей стране оно претерпело множество значительных изменений в течение многих лет. Но в итоге Россия, признав верховенство образования, зафиксировала его в ст. 43. Теперь это - одно из важнейших культурных прав.
Образование здесь подразумевают как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в его собственных, государственных и общественных интересах. Закон обеспечивает общедоступность образования. Сегодня возможно получить это культурное право в двух формах:
Также родители могут выбрать для детей дошкольное и школьное учреждение, а также привить им свои нравственные и религиозные убеждения. Это культурное право в Конституции РФ также упомянуто.
Кроме того, у всех есть теоретическая возможность открыть частное учебное заведение и управлять им. Необходимо лишь соблюдение требований государства.
Напоследок хотелось бы сказать, что каждый гражданин имеет право развиваться и участвовать не только в культурной, но и в экономической, политической и любой другой жизни человека и общества.