ДТП по вине пешеходов: причины и анализ. ДТП с пешеходом: виновники, последствия, наказания Аварии на пешеходном переходе

По вине пешеходов происходит очень большое количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этого является то, что многие пешеходы рассуждают таким образом – раз у меня нет прав, ПДД я знать не должен, значит и наказывать меня не за что. Тем не менее, для пешеходов также предусмотрены наказания за нарушение правил дорожного движения. Чаще всего, нарушения пешеходов выражаются в пересечении проезжей части на красный свет или в не предусмотренном для этого месте.

Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде, и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения:

    Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.

    Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендую на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

- Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).

- Пешеход-пенсионер , который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно.

- Местный пешеход , который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был пешеходный переход. Не всякий пешеход внимательно следит за дорожными знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

- Пешеход бежит за троллейбусом . Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги - это отъезжающий автобус или троллейбус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако, рекомендую обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его участников.

Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, я рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым, скорее всего, окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью я не советую. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

В процессе ДТП человеку может быть нанесён вред легкой, средней и тяжкой степени. Если пострадавший выздоравливает после лечения меньше чем через 21 день, то ему был нанесён легкий вред, а более трёх недель свидетельствует о причинении вреда средней тяжести. Нанесение тяжкого вреда может установить только судмедэкспертиза.

Действие водителя при его вине в ДТП с участием пешехода

Если произошло дорожно-транспортное происшествие с участием пешехода, главное в этом случае не теряться и сохранять самообладание, после чего:

  • как можно быстрее остановиться, включить аварийную сигнализацию и установить аварийный знак остановки;
  • быстро выйдя из машины, следует подойти к сбитому человеку. Если он недвижим и не подает признаков жизни, нужно прощупать его пульс в районе сонной артерии. При возможности и наличии навыков следует оказать первую медицинскую помощь;
  • не теряя времени, нужно вызвать скорую помощь и милицию;
  • как можно быстрее самостоятельно или с помощью знакомых и родственников вызвать на место ДТП квалифицированного юриста или проконсультироваться с ним по телефону;
  • при ДТП со смертельным исходом до приезда адвоката не нужно давать никаких показаний, тем более, находясь в шоковом состоянии. В противном случае водитель может только усугубить свою ситуацию и попасть под максимальные сроки уголовного наказания.

Действие водителя при ДТП в случае вины пешехода

Если прохожий попал в аварию по собственной вине и при этом вообще не пострадал и попытался скрыться с места происшествия, следует постараться его задержать и вызвать сотрудника ГИБДД. Законодательство предусматривает ответственность пешехода за создание аварийной обстановки, особенно если от его действий пострадал человек или автомобиль.

Если в процессе расследования ДТП было установлено, что водитель не превысил скорость движения, то с большей долей вероятностью можно утверждать, что закон будет на стороне водителя, а пешеход понесет предусмотренную законом ответственность.

Вина будет полностью лежать на пешеходе, если он переходил проезжую часть в неустановленном для этого месте и его сбил автомобиль. Водитель автомобиля не будет отвечать даже в случае смертельного исхода. Если же в процессе такого ДТП пострадают иные участники дорожного движения, то нести материальную и административную ответственность будет пешеход.

Как водителю избежать наезда на человека?

Исходя из статистических данных, наиболее непредсказуемо ведут себя на проезжей части дети и женщины. Поэтому находящемуся за рулём водителю автомобиля следует быть особо внимательным при появлении таких пешеходов на проезжей части, независимо от того, переходят ли они дорогу в установленном или запрещённом месте.

После совершения ДТП составляется протокол, в котором описываются произошедшие события. Если выяснилось, что в момент ДТП пешеход стоял на проезжей части, то приводящаяся экспертиза устанавливает уровень видимости для водителя, цвет дорожного покрытия и одежды и определяет расстояние, с которого владелец транспортного средства мог бы увидеть человека.

После этого на основании показаний свидетеля и по тормозному пути определяется скорость движения остановочный путь машины. Если будет установлено, что остановочный путь, который проделал автомобиль, меньше расстояния, с которого владелец транспортного средства увидел пешехода, то это свидетельствует о том, что водитель не мог предотвратить происшествие, и не несёт за него наказание.

Ответственность при ДТП

Участниками дорожного движения являются не только водители, но и пешеходы. Поэтому и виновником происшествия на дороге могут быть все участники движения. Прохожие достаточно часто игнорируют правила, переходя дорогу в неустановленных местах или на запрещающий сигнал светофора.

После фиксации такого нарушения, сотрудники ГИБДД могут привлечь нарушившего правила водителя к административной (при получении травм легкой или средней тяжести) и даже к уголовной (при получении тяжелых травм или смерти пострадавшего) ответственности в виде ограничения свободы сроком от 2 до 7 лет.

После того как пешеход был признан виновником ДТП, а автомобиль получил механические повреждения, то его собственник вправе подать исковое заявление в суд о возмещении материально ущерба.

Таким образом водитель сможет добиться компенсации за причиненный ущерб в случае отсутствия страховки КАСКО, а также возмещения морального вреда.

Разобраться во всех эти нюансах по доступным ценам помогут опытные юристы Интернет-ресурса Правовед.ru, которые дадут консультацию в онлайн-режиме или по указанным на сайте телефонам.

Существует пять основных причин, приводящих к транспортному приключению.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

  1. Авария по вине водителя транспортного средства. Это самая распространенная причина ДТП. Безответственное поведения владельца автомобиля стало причиной многих трагических последствий в жизни людей. Самый распространенные факторы, которые ведут к аварии это: нетрезвый водитель транспортного средства, допустимой на данном участке дороги, неправильный обгон, несоблюдение дистанции с другими средствами передвижения, игнорирование сигналов светофора, отвлечение на другие дела, невнимательность, другие нарушения правил дорожного движения. Однако среди всех факторов особое значение приобрел фактор превышения скорости. В разных странах он стал виной смерти и инвалидности множества граждан. Нередки случаи, когда водитель транспортного средства настолько утомлен, что засыпает, и становится виновником транспортного происшествия. Также страшную роль может сыграть отсутствие опыта вождения автомобиля.
  2. Транспортное происшествие, виновником которого стал пешеход. Чаще всего попасть в аварию пешеход может, пересекая дорогу в неположенном месте, а также не беря во внимание сигнал светофора. Причины ДТП по вине пешехода могут включать состояние алкогольного опьянения, невнимательность, желание выиграть во времени, не сознание опасности, которая таит в себе дорога. Нередко в ДТП попадают дети, выбегая на дорогу в игре, а также пенсионеры, люди с ограниченными возможностями неспособными среагировать на приближение опасности.
  3. Распространенной причиной дорожного происшествия является техническая неисправность автомобиля. Существует перечень неисправностей транспортного средства, при наличии которых запрещено передвижение транспортного средства. Наличие технического осмотра и ответственность водителя могут свести к минимуму аварийность по этой причине. Как правило, водитель перед выездом в состоянии обнаружить неисправность, которая может привести к ДТП. По статистике всего лишь 3% аварий по причине неисправности произошли из-за дефекта транспортного средства, которое незаметно водителю.
  4. Дорожные условия, которые способствуют аварийности. К таким причинам относятся: скользящее дорожное покрытие, ухабы и ямы на дорогах, ограничение в видимости на дороге и другие. Открытые люки стали причиной многих аварий, опрокидывания транспортного средства, выезда его на встречную полосу движения.Большое количество ДТП приходится на темное время суток. На участках дороги с плохим освещением довольно тяжело увидеть пешехода в темной одежде. Поэтому для обеспечения безопасности человеку, который часто пересекает дорогу в темное время суток лучше приобрести одежду со светоотражателями.
  5. ДТП может произойти по причине халатности других участников дорожного движения, например, велосипедистов. Неисправный светофор, вовремя несрезанные ветви деревьев над дорогой, упавшее дерево.

Сложные метеоусловия, дожди, снегопады, гололедица также являются частой причиной ДТП.

Ответственность при ДТП с участием пешехода

Виновником ДТП могут стать: пешеход, водитель средства передвижения, иные участники дорожного движения. В зависимости от решения суда ответственность несет виновный в ДТП.

Ответственность может быть возложена на дорожную службу, в случае если авария произошла по причине не соответствующего нормам состоянию дорог. Также виновной стороной может быть служба ГИБДД, в случае неисправности светофора.

Наезд на пешехода по вине водителя

В зависимости от последствий дорожного происшествия, водитель, ставший может нести такие виды ответственности:

  1. Уголовную ответственность (лишение свободы до 8 лет).
  2. Административную ответственность (штраф, лишение водительского удостоверения).
  3. Гражданскую ответственность (возмещение ущерба пострадавшему лицу).

Если вред нанесен другому автомобилю, то виновника ждет административная ответственность в виде штрафа ГИБДД, и гражданская ответственность в виде компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Если пострадал пешеход, то статья 1079 Гражданского Кодекса РФ обязывает виновного водителя оплатить расходы на его лечение.

ДТП по вине пешехода

Несмотря на то что пешеходы имеют меньше причин и ситуаций для создания ДТП, они могут стать его виновником.

Отсутствие прав не освобождает пешехода от необходимости соблюдения правил движения на дороге. Законодательством предусмотрена ответственность пешехода за нарушения, которые привели к аварии.

Административная ответственность пешехода определяется штрафом в пределах 500 рублей.

Если в результате ДТП был причинен вред здоровью и жизни другого участника происшествия, то предусмотрена такая ответственность:

  1. Штраф в пределах 1000-1500 рублей.
  2. Лишение свободы сроком до 2 лет, если пострадавший получил тяжелые травмы.
  3. Лишение свободы сроком до 4 лет, если авария повлекла за собой смерть участника ДТП.
  4. Лишение свободы сроком до 7 лет, если погибли двое и более человек.

Пешеход является полноправным участником движения на дороге и несет полную административную, уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

Как определить виновного

Определение виновного в ДТП осуществляется при трудных обстоятельствах. Затруднение вызывают ситуации без прямого нарушения правил движения на дороге.

Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.

Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.

Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.

Ответственность за наезд на пешехода

Тяжесть ответственности водителя сбившего пешехода зависит от двух факторов: вина водителя и степень тяжести ущерба пострадавшего пешехода. Это может быть лишение водительского удостоверения, штраф ГИБДД, суд и уголовная ответственность.

Так, статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации говорит о том, что водителя ждёт лишение свободы сроком от 3 до 6 месяцев или до 2-х лет с лишением права на срок до 3-х лет. Если в результате ДТП погиб человек, водителю грозит наказание до 5 лет лишения свободы.

Ответственность водителя лежит в пределах от штрафа до заключения до 8 лет. Законодательство, как правило, принимает сторону пешехода.

На жесткость мер наказания водителя могут повлиять обстоятельства:

  1. Водитель сбил пешехода в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Водитель скрылся с места аварии.
  3. Водитель проявил агрессию.


Добропорядочный водитель на месте ДТП поведет себя так:

  1. Вызовет неотложную помощь и сотрудников дорожной инспекции.
  2. Окажет пострадавшему пешеходу необходимую помощь.
  3. Снимет или сфотографирует место аварии.
  4. Зафиксирует показания свидетелей.
  5. Предоставит все данные сотрудникам дорожной инспекции для создания протокола.
  6. Свяжется со страховой компанией и зафиксирует дорожное происшествие.

Права сбитого пешехода и компенсация

Кто бы ни был виновником аварии, пострадавший пешеход имеет право на компенсацию материального ущерба и затрат на восстановление здоровья. Часть компенсации выплачивается страховой компанией ().

Компенсация может быть разная в зависимости от характера ущерба:

  1. Нанесения вреда здоровью и жизни пешехода (до 160 тыс. руб.).
  2. Нанесение вреда имуществу пешехода (120 тыс-160 тыс. руб.).

Размер компенсации рассчитывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 56). Выплата моральной компенсации пострадавшему определяется в ходе судебного разбирательства.

Если в суде доказана невиновность водителя или преднамеренное действие пострадавшего, то компенсация может быть отменена.

Традиционно при наезде на человека, шедшего по проезжей части, сразу обвиняют водителя, и это отчасти справедливо, ведь он управляет средством повышенной опасности и несет за это определенную ответственность. Однако на практике ДТП по вине пешехода случаются в 20% случаев.

Как правило, результатом становится нанесение ущерба здоровью, а иногда трагическая гибель под колесами авто.

Возможные причины аварий по вине пешехода

Специалисты проводят анализ причин, приводящих к авариям. Так, было установлено, что ДТП с пешеходом происходят довольно часто и в большинстве случаев по его собственной вине. Наши граждане переходят дорогу там, где им удобно. Одни считают, что водители обязаны пропускать людей всегда, другие руководствуются приоритетным правом на дороге, о котором говорится в ПДД. Но не стоит забывать, что автомобили имеют разные технические характеристики, и резко затормозить удается не всегда.

По сведениям госавтоинспекторов, причины ДТП по вине самих пешеходов, бывают следующие:

  • незнание и нежелание соблюдать правила движения на дороге;
  • перебегание автомагистрали на красный свет;
  • попытки догнать отъезжающую маршрутку;
  • отсутствие на верхней одежде световозвращающих элементов;
  • выход на дорогу в состоянии опьянения после употребления алкогольных напитков;
  • неловкое движение, повлекшее падение под колеса движущегося автомобиля.

Рассмотрим подробнее распространенные ситуации, когда в аварии виноват пешеход.

Нарушение ПДД

Частыми являются случаи, когда гражданам не хочется искать ближайший переход либо у них нет на это времени. В спешке они перебегают дорогу в максимально удобном месте перед близко идущим транспортом.


Если пешеход не успеет преодолеть отрезок дороги, а водитель не успеет вовремя среагировать и нажать на тормоз, в результате все может закончиться плачевно. В зимний период на скользкой дороге тормозной путь транспортных средств увеличивается, и угроза наезда возрастает.

На втором месте находятся ситуации, когда граждане перебегают через дорогу на красный свет. Им не хватает терпения дождаться момента, когда загорится зеленый. Они начинают движение по «зебре», но неожиданно из-за поворота выезжает автомобиль на высокой скорости. Столкновение с ним будет неминуемым. Дети, которых родители не научили вести себя на дороге, выбегают на проезжую часть, совершенно не отдавая отчета своим действиям.

Некоторые пенсионеры вообще не знают ПДД, привыкли жить во времена, когда автомобили на дороге проезжали раз в день, а то и в неделю. В ходе ремонтных работ место расположения «зебры» рабочие обычно переносят, а люди по привычке продолжают ходить по прежнему месту, что бывает опасно.


Стараясь не опоздать на работу, люди бегают по проезжей части за маршрутками или троллейбусами, а потом страдают от своей повышенной активности.

Попадание пешехода в ДТП происходит по причине невнимательности, граждане элементарно не смотрят по сторонам, когда собираются пересечь дорогу. Большинство, подходя к переходу, не стараются убедиться в том, что все транспортные средства остановились по сигналу светофора и пропускают идущих людей. Иногда передвигающиеся позади или сбоку автомобили не останавливают движение, и в результате человек попадает под колеса.

Темное время суток

В темное время суток дорожные аварии происходят чаще всего по той причине, что люди не используют дополнительные средства защиты. На их одежде отсутствуют световозвращающие элементы, которые улучшают видимость пешехода на дороге со стороны водителя. Расстояние видимости идущего человека при наличии у него на брюках и куртке отражающих свет элементов возрастает до 400 метров.

В зимний период на улице темнеет рано, так что опасность оказаться под колесами авто возрастает в разы. Человек в черной одежде становится заметен водителям только на расстоянии трех метров. Резко затормозить при этом они не смогут. Пешеходы не желают ставить себя на место водителя, для которого бывает гораздо сложнее ориентироваться и контролировать ситуацию на дороге в темное время суток.

Другие ситуации

Граждане в состоянии алкогольного опьянения часто погибают при дорожных происшествиях, потому что не могут адекватно воспринимать происходящее вокруг.


ДТП происходят также при падении человека под колеса автомобиля, передвигающегося на большой скорости. Рискует собственным здоровьем и тот, кто пересекает дорогу в местах, где транспорт движется со скоростью до 100 км/час. Даже заметив идущего человека на большом расстоянии, водитель в таких условиях не сможет вовремя остановить авто. Кроме того, за его автомобилем движется еще десяток машин на такой же повышенной скорости.

Таковы основные причины аварий с участием пешеходов. На сегодняшний день поводов для возникновения ДТП насчитывается несколько десятков. Ошибки совершают как водители, так и те участники движения, которые передвигаются пешком. Усугубляют ситуацию неблагоприятные погодные условия и техническое состояние транспортных средств. Иногда причинами происшествий становятся сторонние факторы, например, выход из строя тормозной системы автомобиля.

Неисправный автомобиль относится к ряду случайных факторов, хотя инспектор ГИБДД, прибывший на место аварии, может подумать иначе. Водитель вовремя не позаботился о техническом обслуживании и ремонте своего авто, значит, он виноват.

Статистические данные

Статистика за прошедший 2016 и завершающийся 2017 год выглядит следующим образом:


  1. Сотрудники госавтоинспекции зарегистрировали всего 38 500 контактов пешеходов с автомобилями, из них 4 567 случаев были смертельными, а 35 687 человек получили телесные повреждения разной степени тяжести.
  2. Нередки были случаи нанесения вреда людям со стороны неаккуратных водителей, заезжающих прямо на тротуары и обочины, пытаясь обогнать идущий впереди транспорт. Статистика отмечает 12 250 подобных происшествий, в которых 780 человек погибли, а 12 234 гражданам был нанесен тяжкий вред здоровью.
  3. В условиях плохой видимости произошло 13 870 наездов и столкновений, в итоге пострадали 11 870 человек и погибли 2 780.
  4. Зафиксировано 20 877 ДТП по вине водителя, управляющего транспортным средством и не справившегося с управлением (часто в состоянии алкогольного опьянения), 20 100 человек получили травмы, а 1 890 лишились жизни. К сожалению, автовладельцы, находясь за рулем, допускают превышение скорости передвижения внутри города, не снижая обороты двигателя перед пешеходными переходами.

Статистика ежегодно меняется, но в основном динамика происшествий является отрицательной, автомобильные аварии по вине пешеходов происходят все реже. Но это не означает, что можно расслабиться. Уровень дорожных аварий продолжается оставаться на высоком уровне. Положительные изменения незначительны, и чаша весов может в любой момент склониться в обратную сторону.

Принятый алкоголь и незнание ПДД неизбежно влекут за собой ДТП. Здесь приведены официальные данные ГИБДД по России.


Нужно отметить, что сведения, предоставляемые статистами, не всегда объективно отражают ситуацию. Внимательным и бдительным нужно быть всегда, особенно на проезжей части. Это поможет избежать сложных и смертельно опасных ситуаций. Нужно заблаговременно позаботиться о своей безопасности и предварительно разобраться в причинах происшествий.

Приблизительно 10% из числа людей, попадающих в ДТП, погибают, то есть жизни лишается каждый десятый. Остальные 90%, оказавшись под колесами, чувствуют себя не лучше, получают травмы и ранения, порой, приводящие к инвалидности.

Последствия для виновного пешехода

Как показывает статистика, нередко в дорожном происшествии бывает виноват пешеход. Следовательно, он должен нести ответственность за свои действия и поступки. Меру наказания определяет всегда суд. Обычно нарушителю приходится заплатить административный штраф в размере 1000 рублей.


Если по вине пешехода нанесен материальный ущерб, вред здоровью водителя или пассажира, то наказание может быть более серьезным:

  1. Причинение легкого вреда здоровью водителя наказывается штрафом до 1500 рублей.
  2. Если имеют место тяжелое состояние пострадавшего или его гибель, то виновнику грозит уголовная ответственность.
  3. Если после аварии наступила смерть нескольких человек, то судья вправе лишить виновника ДТП свободы на срок до 7 лет.
  4. По решению Конституционного суда с 2012 года гражданина, виновного в ДТП, могут обязать произвести выплату компенсации пострадавшему за ремонт поврежденного транспортного средства.

По статье 1064 ГК РФ виновник совершения ДТП обязан возместить причиненный пострадавшему водителю материальный вред в полном объёме. В случае смерти самого причинителя вреда, средства на возмещение ущерба взыскиваются из оставленного им наследства.

Осторожными на дороге нужно быть всем. В каждом случае за нарушения правил виновный неминуемо понесет ответственность, вплоть до тюремного заключения. Кроме того, пешеходам отвечать приходится собственным здоровьем и жизнью. Изучайте правила дорожного движения сами, разъясняйте их своим детям, чтобы уберечь молодое поколение от попадания под колеса автомобиля.

ДТП с участием пешехода обычные ситуации, количество которых с каждым годом растет. И причина не только в водителях, которые время от времени нарушают ПДД, но и в пешеходах. Прохожие нередко переходят дорогу в неположенных местах и тем самым провоцируют аварию. К причинам ДТП (кроме уже названной) можно отнести невнимательность, игры на проезжей части, игнорирование сигнала светофора и прочие факторы. Как действовать водителю правильно? Какую ответственность он несет? Взимается ли штраф с пешехода за нарушение ПДД? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.

Виды ущерба

Повреждения могут иметь различную степень тяжести:

  • Легкая. В этом случае полное восстановление наступает в срок до 3-х недель.
  • Средняя. При таких обстоятельствах человек болеет больше 21 дня.
  • Тяжелая. Полномочия по определению такой формы лежат на судебном органе.

Действия водителя при ДТП с пешеходом

По вине водителя

Если человек за рулем совершил наезд на пешехода, главное в таком случае не поддаваться панике. Любая ситуация разрешима, и при правильном подходе можно минимизировать ответственность. Алгоритм действий следующий:

  1. Останавливаемся без промедлений, и включаем «аварийку».
  2. Выставляем знак аварийной остановки, чтобы предупредить других водителей о сложившейся ситуации.
  3. Быстро выходим из авто и осматриваем состояние пострадавшего.
  4. Если человек не двигается, проверяем его пульс в области сонной артерии. Большой плюс, если имеются навыки оказания первой помощи.
  5. Вызываем скорую, а после полицию.
  6. Связываемся со знакомыми и родственниками, чтобы быстро найти опытного юриста, который поможет в разрешении ситуации. Желательно, чтобы специалист также выехал на место ДТП. В крайнем случае, требуется переговорить с ним в телефонном режиме и обсудить дальнейшие действия.
  7. В случае аварии со смертельным исходом до встречи с адвокатом давать показания запрещено. Это особенно актуально, ведь водитель находится в состоянии шока. При таких обстоятельствах можно наговорить много лишнего, что усугубит наказание.

По вине пешехода

Возможна и другая ситуация, когда виновником происшествия является вторая сторона ДТП. Бывает, что прохожий попал в аварию по причине нарушения ПДД, не пострадал, и убежал с места аварии, чтобы не отвечать за поврежденный транспорт. В такой ситуации необходимо принять меры, чтобы остановить участника событий. После этого вызываем работников автоинспекции.

В законодательстве РФ предусмотрен пункт, подразумевающий также ответственность пешехода за создание аварийной ситуации. Это особенно актуально, если в результате нарушения ПДД человеком пострадало имущество или здоровье водителя. Если расследование докажет, что шофер не нарушал скоростной режим, а показания свидетелей подтвердят неадекватные действия пешехода, закон поддержит человека за рулем. При этом ответственность при ДТП с участием пешехода будет нести именно последний. Стоит отметить, что судебная практика в этом вопросе неоднозначна, поэтому рассчитывать на полное снятие вины при нарушении ПДД пешеходом все-таки не стоит. Уйти от наказания удастся в том случае, если человек намеренно бросился под колеса, и это удалось доказать. В остальных ситуациях водителя ожидают проблемы.

Как избежать столкновения с пешеходом?

Согласно статистике наибольшими нарушителями ПДД являются женщины и дети. Вот почему водителям при появлении таких участников движения на проезжей части важно проявить особую осторожность. При этом не имеет значения, в каком именно месте они переходят дорогу.

Если столкновение уже произошло, оформляется протокол с подробным разъяснением произошедшей ситуации. Кроме того, проводится экспертиза, по результатам которой делаются выводы о наличии достаточной видимости для водителя. Также анализируются прочие факторы — расстояние, скорость движения и так далее. Измеряется тормозной путь. Если в результате проверки устанавливается, что его длина меньше расчетного расстояния пути торможения, с которого человек за рулем мог увидеть пешеходов, это свидетельствует о невозможности остановиться без столкновения.

Что касается методов, позволяющих избежать ДТП, здесь каждая ситуация индивидуальна. Для ухода от столкновения можно применять не только торможение, но и объезд выбежавшего пешехода. Большой плюс, если на автомобиле установлена ABS, ведь в этом случае транспортное средство остается управляемым.

Ответственность водителя и пешехода

По действующим правилам ПДД пешеход — такой же участник движения, как и водитель. Это значит, что в случае ДТП каждая из сторон может признаваться виновной в происшествии. При этом все аварии с участием пешеходов бывают двух видов — по их вине или из-за человека за рулем.

По статистике большая часть аварий происходит из-за нарушения ПДД обычными людьми, которые ощущают собственную безнаказанность. Пешеходы считают, что при любых ДТП с их участием будет виноват только водитель, ведь он перемещается на средстве повышенной опасности. На самом деле это не так. Такие нарушители также наказываются штрафом в 500 рублей. Если произошла авария из-за действий пешехода, последнего ожидает более серьезное наказание:

  • Штрафные санкции в размере 1-1,5 тысяч рублей. Такая сумма взимается, если человек получил легкие или средние повреждения.
  • Тюрьма до 2-х лет (для тяжелых травм), до 4-х лет (при гибели 1 человека) и до 7-ми лет (при смерти от 2-х и более людей).

Ответственность водителя

В практике ДТП ответственность водителей выше, поэтому наказания также более серьезные. Это актуально даже в тех ситуациях, когда прямой вины человека за рулем нет. Сразу стоит отметить, что оформление аварии занимает много времени. Даже при незначительном столкновении на прохождение всех процедур уйдет не меньше 9-11 часов. Если при этом имеются пострадавшие, потери времени будут больше. В наиболее сложных ситуациях пешеход убегает с места происшествия (при наличии его вины), и тогда нести материальные расходы приходится лично водителю.

Человек за рулем, как правило, несет ответственность за наезд на пешехода на повороте, на регулируемом перекрестке, на регулируемом переходе, а также в случае превышения допустимой скорости передвижения. При этом уровень наказания формируется из нескольких факторов:

  1. Штрафные санкции за нарушение ПДД, что повлекло за собой аварию. К примеру, наезд на человека, который перемещался по обозначенному переходу, обойдется в 1 тысячу рублей.
  2. Штрафные санкции за несоблюдение иных правил, что было обнаружено в дальнейшем. К примеру, ситуация усугубляется наличием алкоголя в крови или отсутствием полиса ОСАГО .

Если при аварии имеются пострадавшие, речь идет о причинении вреда. В этом случае имеет место такое наказание:

  • Штраф от 2,5 до 5 т. р. — легкая травма или потеря права управлять ТС на 1-1,5 года.
  • Штраф от 10 до 25 т. р. — для травм средней тяжести. Дополнительное наказание — изъятие удостоверения водителя на 1,5-2 года.

Под легкими понимаются травмы, после которых можно восстановиться в срок до 21 дня. Для средних повреждений характерен более продолжительный период лечения — от 3 недель и более.

Что касается уголовной ответственности, она имеет следующие особенности:

  1. При тяжелых травмах — до 2-х лет тюрьмы.
  2. В случае гибели — до 5-ти лет (для 1 человека) и до 7-ми лет (для 2-х и более погибших).

При определении виновной стороны эксперты определяют, мог ли водитель при определенных обстоятельствах избежать столкновения. Для решения этой задачи проводится экспертиза автомобиля и обследуется ситуация на дороге. Здесь определяются следующие факторы:

  • С какого расстояния водитель мог увидеть человека.
  • Каков тормозной путь движения авто. С помощью этих измерений определяется и скорость движения ТС.

После проведения экспертизы делаются выводы. Если специалисты приходят к мнению, что водитель не мог избежать ДТП, он признается невиновным. В случае обратного решения человек, который был за рулем, вправе оспорить решение и требовать еще одной экспертизы. Чтобы запустить процесс заново, требуется предъявить серьезные доводы и доказать актуальность очередной проверки. Вне зависимости от наличия вины водителя, человек, который пострадал вследствие ДТП, может подать в суд и потребовать покрытия убытков.

Стоит также учесть, что в таких вопросах не существует понятия исковой давности. Это значит, что пешеход может связать свой недуг со старым ДТП даже через 5 или более лет. При этом он вправе обратиться в судебный орган и требовать компенсировать ущерб.

Водитель, в свою очередь, должен привлечь независимого эксперта для определения уровня повреждения ТС. Такое действие позволяет хотя бы частично обезопаситься от судебного разбирательства. Если суд станет на сторону водителя, компенсировать убытки придется уже пешеходу. Этот факт может остановить последнего на пути к оформлению искового заявления.

Итоги

В случае аварии с участием пешехода водителя ожидают разные виды ответственности, степень которых зависит от ситуации на дороге. Кроме того, за пострадавшей стороной остается право подать иск в судебный орган с требованием компенсации (в том числе и моральной). Чтобы избежать таких ситуаций, важно быть внимательным на дороге, а особенно на участках с плохой видимостью.

Случайные статьи

Вверх