Проблемы реализации права на жизнь в российской федерации. Право на жизнь и его конституционные гарантии Право на неприкосновенность частной жизни

  • 5. Государственное регулирование миграционных процессов. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в рф.
  • 6. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
  • Глава V. Гражданство детей при изменении
  • 8. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации в Российской Федерации.
  • 9. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в Российской Федерации.
  • 10. Конституционноправовая ответственность.
  • 11. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация.
  • 12. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты.
  • 14. Место конституционного права в системе права Российской Федерации.
  • 15. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
  • 16. Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
  • Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • 17. Общественная палата рф: порядок формирования и задачи.
  • 18. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения.
  • 19. Определение результатов референдума Российской Федерации. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме Российской Федерации.
  • Глава 11. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума. Вступление в силу решения, принятого на референдуме
  • 20. Основания правомерного ограничения прав и свобод.
  • 21. Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
  • Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
  • 22. Основные обязанности граждан Российской Федерации.
  • 24. Особенности порядка изменения ст. 65 Конституции рф.
  • 25. Охрана неприкосновенности жилища. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.
  • 26. Пересмотр Конституции Российской Федерации: понятие, процедура.
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции
  • 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.
  • 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
  • 29. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
  • 30. Понятие и принципы гражданства рф.
  • 31. Понятие и сущность конституции.
  • 32. Понятие и юридическая природа основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
  • 33. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
  • 34. Порядок назначения референдума рф. Вопросы референдума рф.
  • 35. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф.
  • 36. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.
  • 37. Право граждан на объединение. Организационно-правовые формы общественных объединений.
  • 38. Право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
  • 39. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений.
  • 40. Право на жизнь: содержание и гарантии. Мораторий на применение смертной казни.
  • 41. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
  • 42. Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
  • 43. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Гарантии свободы массовой информации.
  • 44. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
  • 45. Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.
  • 46. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
  • 47. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
  • 48. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.
  • 49. Прекращение гражданства Российской Федерации.
  • 50. Принципы правового статуса человека и гражданина в рф.
  • 51. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
  • 52. Российская Федерация - светское государство.
  • 53. Российская Федерация - социальное государство.
  • 54. Свобода совести. Правовые основы организации религиозных объединений.
  • 55. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • 56. Система конституционного права как отрасли и как науки.
  • 57. Создание, реорганизация и ликвидация политических партий в Российской Федерации.
  • 58. Структура Конституции Российской Федерации.
  • 60. Толкование Конституции Российской Федерации.
  • 61. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деятельности.
  • 63. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
  • 64. Экономические, социальные и культурные права граждан рф.
  • 65. Этапы развития Конституции Российской Федерации.
  • 66. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.
  • 40. Право на жизнь: содержание и гарантии. Мораторий на применение смертной казни.

    ПРАВО НА ЖИЗНЬ - основное, неотъемлемое (принадлежащее от рождения) и неотчуждаемое право, гарантирующее и защищающее одну из основополагающих ценностей личности и общества - человеческую жизнь, недопустимость ее произвольного лишения. П. на ж. - это личное, абсолютное, естественное и неотчуждаемое право каждого человека. Согласно международно-правовым документам, в частности принятой 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2), П.на ж. не включает запрещения смертной казни. Указывается лишь, что наказание в виде смертной казни может быть вынесено только на основании закона. Кроме того, Конвенция (п. 2 ст. 2) предусматривает три исключения - случаи лишения жизни человека, которые не рассматриваются как умышленное лишение жизни и как нарушение данной статьи Конвенции, поскольку являются результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой: а) для защиты любого лица от незаконного насилия; б) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях; в) в случае действий, предусмотренных законом, для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

    Впервые П. на ж. было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 22 ноября 1991 г. Юридическое содержание данного права, закрепленного в Конституции (ст. 20), заключается в формуле: "никто не может быть произвольно лишен жизни". Из этой формулы вытекает комплекс обязательств государства по обеспечению права на жизнь. Это прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, проведение миролюбивой внешней политики; целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия террористическими организациями и обеспечение всеми его (государства) возможностями безопасной среды существования личности. Важное значение имеют общегосударственные мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обслуживание, организация службы скорой помощи, борьба с наркоманией, предупреждение детской смертности, охрана труда, профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др. Обеспечение П. на ж. напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека, охраной животного мира, атмосферного воздуха, иных природных объектов, обеспечением комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.

    С расширением гарантий П. на ж. связаны конкретизирующие нормы Конституции РФ, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно впредь до ее отмены (ч. 2 ст. 20 Конституции РФ), она может применяться на основании федерального закона лишь в качестве исключительной меры только за особо тяжкие преступления против жизни и предполагает предоставление обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Наказание в виде смертной казни предусмотрено пятью статьями Уголовного кодекса РФ: за убийство (ст. 105); за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); за геноцид (ст. 357).

    Вступление России в Совет Европы выдвинуло на повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. статья 1 указанного Протокола устанавливает: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен". Из ст. 2 Протокола № 6 к Конвенции следует, что введение смертной казни разрешается государствам - участникам Конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо при неизбежной угрозе войны. Для России условием вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение 3 лет с момента вступления. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. На реализацию данного обязательства направлен Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". В соответствии с изменениями, внесенными в январе 1998 г. в ст. 184 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Президент РФ может помиловать всех без исключения осужденных к смерти, даже если они и не обращаются с просьбой о помиловании. Это означает, что законодательные нормы, связанные с применением смертной казни, перестают действовать. Кроме того, постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. содержит прямое указание о том, что применение смертной казни как вида уголовного наказания возможно только судом присяжных заседателей. Поскольку такие суды созданы лишь в отдельных субъектах РФ, то применение смертной казни и юридически, и фактически невозможно.

    Конституционные гарантии права на жизнь

    Введение 3
    Глава 1 Понятие, юридическая природа, содержание конституционного права на жизнь в Российской Федерации 9
    1.1 Право на жизнь в системе личных прав и свобод человека и гражданина 9
    1.2 Содержание права на жизнь 24
    1.3 Ограничения права на жизнь 28
    Глава 2 Гарантии права на жизнь в Российской Федерации 37
    1.1 Общие конституционно-правовые гарантии права на жизнь 37
    1.2 Специальные конституционно-правовые гарантии права на жизнь 44
    1.3 Актуальные проблемы реализации конституционно-правовых гарантий права на жизнь и пути их решения 60
    Заключение 71
    Библиографический список 74
    Приложения

    В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
    В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.
    Особую роль в системе конституционных прав и свобод играют личные права и свободы граждан.
    Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от каких бы то ни было форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения;
    индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;
    гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
    Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самой личностью1.
    В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих конституциях.
    1. Эти права и свободы не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
    2. Эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
    З. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
    Личные конституционные права и свободы граждан являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства.
    Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем.
    1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого.
    2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
    Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20) – первое фундаментальное право человека, без которого все остальные теряют ценность.
    Право человека и гражданина на жизнь впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина.
    Право на жизнь — неотъемлемое естественное свойство индивидуума, вытекающее из социальных условий и природы личности. О неприкосновенности жизни как высшего дара Бога, природы писали многие философы, общественные и религиозные деятели и т. д.
    Современное международное сообщество, признавая право на жизнь в качестве прирожденного свойства человеческой личности, провозглашает отношение к нему не только как к ценности мировой цивилизации, но и как к определенному международному стандарту. Об этом могут свидетельствовать процессы имплементации международно-правовых норм в российское законодательство.
    Жизнь — естественное право человека. Жизнь возникает вне государственных велений, и биологическое рождение ребенка меньше всего нуждается в наличии публичных институтов. Закрепляя в Конституции РФ право на жизнь, государство вкладывает определенный смысл в это субъективное право, выражающийся в определенном юридическом значении. Его выявлению посвящены многие работы современных российских юристов.
    Жизнь — форма существования человека, главным качественным фактором существования жизни является человеческое достоинство.
    Понятие «жизнь» встречается в различных отраслях права. Так, в уголовном праве жизнь ставится под особую охрану и за посягательство на нее следует суровое уголовное наказание. В современном российском социальном законодательстве существуют такие понятия, как «условия жизни», «жизнедеятельность» и «обязательное страхование жизни отдельной категории лиц». В свою очередь, известный отечественный юрист А.В. Малько выделяет такую особую категорию, как «правовая жизнь» .
    Материалистическое понимание мира, отмечает Г. Б. Романовский, «исходит из того, что жизнь есть биологическое существование. Вместе с тем, жизнь не является исключительным достоянием человека. Теологическое понимание не сводит данное явление только к телесной оболочке, но и определяет как способ самореализации конкретной личности. В то же время человек – единственное живое существо, которое сознательно может свести счёты со своей жизнью, иными словами, отказаться от своего основного свойства. Человек может «пережить» своё биологическое существование. Его идеи, мысли, теории остаются в памяти других людей. Нельзя не учитывать тот факт, что человек – психическое существо» .
    Всё вышеприведённое рассматривает жизнь в различных её проявлениях и понимании: юридическом, биологическом, философском, психологическом, теологическом.
    При таком разнообразии следует отметить развитие понимания права на жизнь, которое нельзя рассматривать лишь как право на биологическое существование. Клонирование, генетические эксперименты, познание жизни с помощью квантовой физики, вероятность изобретения эликсира от смерти, трансплантология - только малый перечень проблем, затрагивающих содержание того или иного аспекта права на жизнь. Соответственно нельзя сужать обязательства государства в рамках права на жизнь к отказу от применения смертной казни, как это можно заметить из текста большинства конституций различных государств.
    Еще при подготовке текста Конституции РФ Институт законодательства и сравнительного правоведения предлагал реализовать новую концепцию: «Право на жизнь — это основной аргумент граждан в их требованиях охраны среды и против акций, угрожающих их здоровью и жизни. Поэтому представляется оправданным конкретизировать право на жизнь также в аспекте прав на экологическую и ядерную безопасность, на охрану законом и не сводить гарантии этого права к защите от посягательства других людей и вопросу о смертной казни». Статья 20 Конституции РФ не восприняла эти рекомендации. Помимо фиксации субъективного права, ч. 2 содержит общее правило об исключительности смертной казни.
    Право на жизнь — всего лишь констатация данного явления со стороны государства. Для появления новой жизни необходима инициатива человека, но его воля существенно ограничена.
    Л. И. Глухарева отмечает, что «жизнь – это предпосылка существования человека как общественного существа, а, следовательно, и предпосылка существования всех общественных отношений» .
    Как в структуре личных прав и свобод человека, так и в структу¬ре всей Конституции России первое место занимает право на жизнь, которое согласно статье 17 неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
    Что касается субъектов права на жизнь, то оно объединяет все категории лиц: граждан, иностранных граждан, апатридов.
    Отражение концепции прав человека в Конституции, о частности и названии ее второй главы, позволяет признать объектом защиты ее статьи 20 жизнь любого человека, независимо от специфики его правовой связи с государством.
    Право на жизнь — это естественная, неотъемлемая от личности и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-
    правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свободы распоряжения ею.
    Право на неприкосновенность жизни возможно рассматривать во внутригосударственном и в международном аспектах.
    Право на жизнь во внутригосударственном аспекте включает в себя рассматривается как право человека на свободу от любых незаконных посягательств как со стороны государства, так и его представителей или же частных лиц. Это реальная возможность физического существования в таких условиях, когда отсутствуют противоправные посягательства, могущие повлечь смерть, либо угрозы таких посягательств.
    Во внутригосударственном аспекте выявляется совокупность традиционных правомочий, которые присущи любому субъективному праву. Государство, возводя естественное право в ранг позитивного, конституционного, принимает, тем самым, на себя ряд обязательств, которые выражаются как в совершении определенных действий, так и в воздержании от некоторых из них.
    Важной стороной такой деятельности государства является присоединение к международным договорам, которые содержат нормы международного гуманитарного права. К таковым, например, относятся Санкт-Петербургская декларация 1868 г., Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы к ним. Цель данных международных документов заключается в ограничении военного произвола в отношении человеческой жизни посредством соблюдения мер гуманности.
    Следующий элемент права на жизнь включает в себя право на свободное распоряжение жизнью, т.е. возможностью добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленного свободным, осознанным изъявлением его волн, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества.
    В этом правомочии человека государство, должностные лица и отдельные граждане должны соблюдать обязанность не чинить препятствия по распоряжению своей жизнью путем поставления ее в опасное положение. Обязанность государства в сфере обеспечения благоприятного режима реализации права заключается также в создании условий минимизации степени риска. Правомочие личности па совершение положительных действий заключается в следующем: во-первых, в свободе осознанного волеизъявления относительно поставления своей жизни в опасное положение для достижения положительной (с точки зрения правовых и этических критериев) цели; во-вторых, в свободе выбора способа (формы) поставления жизни в опасное положение.
    Вместе с тем, сами формы поставления жизни в опасное положение разнообразны, и, по мнению Н. В. Кальченко, включают в себя следующие случаи: в процессе хирургического вмешательства с целью спасения жизни или поддержания здоровья самого подвергающегося операции пациента; с целью спасения жизни или поддержания здоровья другого лица (при изъятии у добровольца органа или ткани для последующей трансплантации); при производстве медико-биологических исследований с участием лица в качестве испытуемого. Также это занятие некоторыми видами профессиональной деятельности, изначально предполагающими существование определенной степени риска дли жизни лица (даже при соблюдении правил техники безопасности). В свою очередь, в группу профессионального риска входят работники полиции, военнослужащие, летчики-испытатели, каскадеры и т. п.
    И, наконец, это действия по спасанию жизни в экстремальной ситуации, не являющиеся профессиональной обязанностью спасателя.
    Степень эффективности реализации права на жизнь определяется комплексом социально-юридических факторов, которые в зависимости от своего характера (позитивного либо негативного) способствуют либо препятствуют ей. В числе негативных факторов можно выделить общесоциальные, политические и юридические. Факторы, позитивно воздействующие на процесс реализации права, выступают в качестве его гарантий и могут быть определены как условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию права на жизнь и его защиту в случае неправомерного посягательства со стороны государства, его представителей или частных лиц.
    В системе гарантий конституционного права личности на жизнь в Российской Федерации можно выделить действие двух подсистем:
    1) влияние общих политических, экономических, социальных, духовных и правовых гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту всех конституционных прав;
    2) действие специальных политических, экономических и т. д. гарантий, обеспечивающих реализацию конкретного права. Механизм реализации образуется единством социальных и юридических факторов, создающих благоприятные условия осуществлении права и обеспечивающих возможность его эффективной защиты в сочетании с правореализующей деятельностью самого субъекта права.
    Проводимая государством политика должна обеспечивать данное право путём отказа от войны, военных способов разрешения конфликтов, организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Важное значение имеют мероприятия медицинского характера, в частности, предупреждения детской смертности и смертности взрослого населения; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности, борьба с наркоманией и другие меры.
    Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
    Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает всё отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы, среди которых особо хотелось бы выделить запрещение медицинскому персоналу осуществления эвтаназии. Думая, что актом убийства мы освобождаем умирающего от бессмысленных страданий, на самом деле мы можем быть движимыми совсем не столь альтруистическим мотивом — освободить себя от мук созерцания этих страданий. В Федеральном законе «О внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 20 декабря 1999 года следует прямой запрет — «никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Заслуживает внимания вопрос о смертной казни. До настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, хотя такое право противоречит международным обязательствам. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь сохраняется временно. Впредь до её отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В настоящее время установлен запрет Конституционного Суда России на назначение в качестве меры уголовного наказания смертной казни, поскольку не во всех субъектах РФ созданы суды с участием присяжных заседателей. Но с 01 января 2010 года будет введён в действие последний подобный суд в Чеченской республике (согласно изменениям, внесённым в Федеральный закон «О введении в действие УПК РФ»).
    Жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность и первейшее право индивидуума. Реальность обеспечения права на жизнь - один из существенных показателей степени демократичности государства. Обладание им является пред¬посылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряют смысл все права личности. Именно абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав.
    Б. С. Эбзеев считает, что «конституционное право в качестве общего правила абстрагируется от различии между понятиями человека и личности, ибо они не влияют в принципе на конституционный статус лица, не имеют принципиального юридического значения. В государственном праве и конституционной практике понятии человека и личности употребляются как — синонимические.


    В общей системе конституционных прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

    Основное назначение личных прав и свобод состоит: во-первых, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-вторых, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-третьих, с помощью личных прав гарантируется индивидуальная свобода, то есть возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения. *


    * Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России. Ростов-на-Дону, 1996. С. 159.

    Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством. Большинство из них не подлежит ограничению со стороны государства ни при каких обстоятельствах.

    Право на жизнь (ст. 20). Содержание права на жизнь состоит прежде всего в недопустимости произвольного лишения жизни человека, в частности, и путем неоправданно широкого применения смертной казни как меры уголовного наказания.

    Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    В связи со вступлением в феврале 1996 года в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а до этого момента воздерживаться от исполнения вынесенных смертных приговоров.

    Право на жизнь, кроме запрета на произвольное лишение жизни, включает создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь.

    Право на свободу в личную неприкосновенность (ст. 22). Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности человека и включает в себя физическую (жизнь, здоровье) и нравственно-психологическую (честь, достоинство) неприкосновенность.

    Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация порядка применения ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 22) предусматривает, что соответствующие ограничения свободы возможны только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Однако в соответствии с ч. 2 п. 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

    Законодательство Российской Федерации содержит уголовно- и гражданско-правовые средства, обеспечивающие свободу и неприкосновенность человека. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за похищение человека (ст. 126), незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст. 128), клевету (ст. 129), оскорбление (ст. 130) и др. Гражданский кодекс РФ предоставляет человеку возможность требовать в порядке гражданского судопроизводства опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (ст. 152).

    Неприкосновенность жилища (ст. 25) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом (например, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного проникновения в жилище для выполнения следственных действий: выемки, обыска, наложения ареста на имущество, осмотра места происшествия (ст. 167-173, 175, 178-179 УПК РФ) или на основании судебного решения. При этом под жилищем понимается помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей.

    Свобода мысли и слова (ст. 29). Мысль - это процесс внутренней психической деятельности человека, связанный с определением им своего отношения к явлениям внешнего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении.

    Иначе обстоит дело со свободой слова (то есть правом объективировать свои мысли), наличие которой в значительной мере зависит от характера политического режима, существующего в данном государстве.

    Российская Федерация, провозглашая себя демократическим государством, гарантирует каждому свободу мысли и слова. Однако свобода слова не может быть безграничной. В интересах сохранения мира, безопасности, морали и соблюдения прав других участников социального общения должны устанавливаться определенные ограничения в пользовании правом на свободу слова. Подобные ограничения содержатся в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.

    Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии (быть верующим или атеистом). Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» *. К числу гарантий свободы вероисповедания закон относит: запрет на обязывание человека сообщать о своем отношении к религии, тайну исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд др. Одной из важнейших гарантий свободы совести и вероисповедания является светский характер российского государства (ст. 14).

    * СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

    Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26) означает, что признак национальной принадлежности по российскому праву не имеет никакого юридического значения. «Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальной принадлежности, происхождения...» (ст. 19). Важной гарантией обеспечения этого права является норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26).

    Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Языки народов Российской Федерации - национальное достояние России. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. В Российской Федерации действует Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» * (в редакции от 24 июля 1998 г.), который направлен на создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации.


    * Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

    Свобода передвижений (ч. 1 ст. 27). Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    С принятием Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» * институт прописки был отменен и введен регистрационный учет граждан.


    * СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939: СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2144: СЗ РФ. 1997. № 8. Ст. 952.

    Право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27). Порядок реализации указанного права установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. (в редакции от 24 июня 1999 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».*


    * СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.


    Смотрите также:

    Неотъемлемое, неотчуждаемое, охраняемое законом право, содержащее обращенное ко всем безусловное требование о недопустимости произвольного лишения жизни. Право на жизнь - это абсолютное, естественное и неотчуждаемое право человека. Впервые оно было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 28 ноября 1991 г. Юридическое содержание данного права, закрепленного в Конституции (ст. 20), - «никто не может быть произвольно лишен жизни», из чего вытекает комплекс обязательств государства по обеспечению права на жизнь. Прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, проведение миролюбивой внешней политики; целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия, террористическими акциями и обеспечение всеми его (государства) возможностями безопасной среды существования личности; общегосударственные мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обслуживание, борьба с наркоманией, предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека, охраной животного мира, атмосферного воздуха, иных природных объектов, обеспечением комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.

    С расширением гарантий права на жизнь связаны конкретизирующие Конституцию нормы, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно впредь до ее отмены (п. 2 ст. 20 Конституции) и может устанавливаться федеральным законом, с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела при участии присяжных заседателей. Вступление России в Совет Европы выдвинуло в повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом N 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Статья 1 указанного Протокола устанавливает: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен». Из Протокола (ст. 2) следует, что введение смертной казни разрешается государствам - участникам Конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо в условиях ее приближения. Для России условием вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение ближайших 3 лет. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. Соответствующим указом Президента РФ мораторий объявлен.

    Случайные статьи

    Вверх