День работника счетной палаты рф. Состав и структура счетной палаты рф

Счётная палата

(Accounts Chamber)

Счётная палата - парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации

Счётная палата: официальный сайт, председатель, аудиторы, отчет, заключение, деятельность, полномочия

, определение

Счётная палата России — это парламентский орган финансового контроля в России . Счётная палата России создана на основании основного Закона государства России 1993 года.

Счетная палата РФ — это орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием России и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юр. лицом.

Счётная палата - это постоянно действующий орган финансового контроля, обладает статусом юр. лица и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Счетная палата России как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность в соответствии с основным Законом государства России (статьи 101-103), Федеральным законом "О Счетной палате России", другими нормативными актами России, и Регламентом Счетной палаты России.

Счётная палата (Accounts Chamber) - это

Задачи Счётной палаты РФ

Задачами Счетной палаты РФ являются:

И осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности затрат государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов ;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов , нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета , или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов ;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

За законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в центробанке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

Регулярное представление Совету федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счётная палата (Accounts Chamber) - это

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

На государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

На органы местного самоуправления, предприятия, компании , финансово-кредитные фирмы , их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

Счетная палата осуществляет контроль за:

Управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

Законностью, рациональностью и эффдолганостью использования иностранных займов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Предоставлением государственных ссуд , а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность Счётной палаты РФ

Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты России реализуется в следующих сферах контроля:

- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России и за использованием кредитных ресурсов;

-долга роль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга России.

Контрольные полномочия Счетной палаты распростдолга тся на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в России, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, компании, банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения предприятий - вне зависимости от видов и форм собственности, если они:

Получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

Используют федеральную собственность либо управляют ею;

Имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Кроме того, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).

Все органы государственной власти в России, органы местного самоуправления, ЦБ России, предприятия, учреждения, фирмы независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счётная палата (Accounts Chamber) - это

При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной, либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 287 УК РФ.

Контрольные органы президента и Правительства России, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. К участию в своих контрольно-ревизионных мероприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе привлекать государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Компания контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты строится на основе принципа коллегиальности, который предполагает принятие решений о проведении контрольных мероприятий и утверждение результатов этих мероприятий Коллегией Счетной палаты.

Важнейшей составной частью экспертно-аналитической деятельности является экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности и финансов России, а также подготовка аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля.

Счётная палата (Accounts Chamber) - это

Международная деятельность Счётной палаты РФ

В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О Счетной палате России", принятого Государственной Думой Федерального собрания России в 1995 году, «Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними договора о сотрудничестве».

Со дня создания Счетная палата России взяла курс на активное разновекторное развитие своего участия как в деятельности международных организаций высших органов финансового контроля (ВОФК), так и в рамках двусторонних международных связей с зарубежными ВОФК, исходя при этом из понимания того, что сотрудничество с международным аудиторским сообществом открывает доступ к передовому опыту аудиторской работы, позволяет знакомиться с международными стандартами финансового контроля и использовать их в своей работе с учетом национальной специфики.

В 1995 году Счетная палата вошла в состав Международной компании высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской фирмы высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) а в 1996 году стала членом Азиатской компании высших органов финансового контроля (АЗОСАИ).

В своей деятельности Счетная палата руководствуется основными положениями и принципами функционирования высших органов государственного финансового контроля, изложенными в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной фирмы высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), и Мексиканской декларации независимости, принятой XIX Конгрессом ИНТОСАИ.

Счётная палата (Accounts Chamber) - это

Активно включившись в работу этих организаций, Счетная палата быстро завоевывала в них высокий авторитет, который является одной из составляющих международного престижа нашей страны в целом.

Важным этапом становления Счетной палаты в международном аудиторском сообществе явился V ЕВРОСАИ, состоявшийся в 2002 году в Москве. Все участники Конгресса признали высокий организационный и содержательный уровень этого мероприятия, в котором приняли участие свыше 50 зарубежных национальных делегаций и делегаций международных организаций.

В соответствии с Уставом ЕВРОСАИ Председатель Счетной палаты России Сергей Степашин в течение трех последующих лет после проведения этого Конгресса был президентом этой компании, с 2000 по 2008 год - членом управляющего совета ЕВРОСАИ, что явилось уникальным для нас опытом в сфере наработки основ международной практической деятельности.

С 2007 года Председатель Счетной палаты России является членом управляющего совета ИНТОСАИ, а с марта 2012 года - и членом управляющего совета АЗОСАИ.

Значительную роль Счетная палата сыграла в успешном продвижении Резолюции 66-й Генеральной Ассамблеи ООН «Содействие повышению эффективности, подотчетности, результативности и прозрачности государственного управления путем укрепления ревизионных учреждений», принятой в декабре 2011 года. Эта Резолюция придает Лимской и Мексиканской декларациям статус документов ООН, что является важной вехой в признании со стороны мирового сообщества особой роли института высшего государственного финансового контроля в обеспечении надлежащего функционирования национальных экономик и управления государственными ресурсами.

Счетная палата является активным участником конференций по наиболее значимым проблемам государственного аудита, проводимых на регулярной основе в рамках двустороннего взаимодействия ЕВРОСАИ с другими региональными организациями ИНТОСАИ, такими как АЗОСАИ, АРАБОСАИ и ОЛАСЕФС.

В этой связи нельзя не отметить состоявшуюся в 2011 году в Стамбуле конференцию ЕВРОСАИ-АЗОСАИ, на которой обсуждалась важная для всех ее участников тема обеспечения прозрачности и подотчетности в сфере управления государственными финансами. Следующая ЕВРОСАИ-АЗОСАИ, по инициативе СП РФ, состоится в 2014 году в Москве. Ожидается, что в ней примут участие более 200 представителей и руководителей ВОФК из 80 стран мира. Это будет знаковым событием как для мирового аудиторского сообщества, так и для Счетной палаты Российской Федерации на пути дальнейшего укрепления ее международного авторитета и позиций в международных организациях.

Большое значение Счетная палата придает многостороннему сотрудничеству на постсоветском пространстве.

В первую очередь это сотрудничество по линии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств - участников Содружества Независимых государств, созданного в ноябре 2000 года по инициативе российской стороны. На базе Счетной палаты функционирует постоянно действующий Секретариат Совета, созданный в соответствии с решением VIII сессии этой фирмы, который обеспечивает всю текущую деятельность Совета как неформального форума единомышленников.

Растущее значение приобретает для нас взаимодействие ВОФК государств - участников Шанхайской компании сотрудничества (ШОС). Совместно с ВОФК Казахстана и Китайской Народной Республики Счетная палата России выступила инициатором этого нового направления взаимодействия высших органов финансового контроля. На первой встрече руководителей ВОФК государств - участников ШОС, которая состоялась в Москве в 2010 году, были определены основные принципы, направления и задачи этого взаимодействия. По согласованию сторон функции координатора этого сотрудничества возложены на Счетную палату России.

Важное место в международной деятельности Счетной палатой занимает взаимодействие с ВОФК зарубежных стран на двусторонней основе, в рамках которого реализуются конкретные направления сотрудничества, имеющие целью взаимное обогащение опытом контрольной работы, проводятся конференции, тематические семинары, организуются взаимные стажировки.

Счётная палата (Accounts Chamber) - это

Особое значение имеют двусторонние совместные и параллельные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, поскольку они часто касаются наиболее актуальных и проблемных аспектов международного торгово-экономического сотрудничества и затрагивают зоны общих интересов либо спорные вопросы межгосударственных отношений. Совместные выводы и предложения по результатам таких мероприятий помогают «расшивать» узкие места, сблизить позиции сотрудничающих стран, выходить на взаимовыгодные политические решения.

Всего в настоящее время Счетной палатой заключены с зарубежными ВОФК и выполняются 63 договоренности о двустороннем сотрудничестве.

В целом только в 2011 году Счетная палата России приняла участие в более чем 80 международных мероприятиях как в рамках многостороннего, так и двустороннего международного сотрудничества.

Необходимо также отметить, что значительное внимание при ознакомлении с зарубежным опытом уделяется вопросам участия высших органов финансового контроля в борьбе с коррупцией, аудита использования государственных средств, стратегического и проектного аудитов, в том числе аудита средств, выделяемых на финансирование крупномасштабных мероприятий, в частности, зимних Олимпийских игр Сочи - 2014.

Существенным доказательством высокого международного авторитета Счетной палаты России является и тот факт, что ее представители входят в состав Независимого аудиторского консультативного комитета ООН и Независимого аудиторского комитета Совета Европы.

Нельзя не отметить и общественную составляющую международной деятельности Счетной палаты России, которая оказывает постоянною активную поддержку Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) как старейшей в Российской Федерации научной и благотворительной неправительственной международной общественной фирмы, уникальной по своему значению в истории национальной культуры, русского востоковедения и российско-ближневосточных отношений, основными целями которой является научное палестиноведение, гуманитарно-просветительское сотрудничество с народами стран библейского региона, а также содействие Русской православной церкви в ее духовном и миротворческом служении на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Экспертиза Счетной палаты РФ

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита; вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ; проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального долгата; проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

Договоровсов президента РФ; поручений Совета федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий Совета федерации и Государственной Думы; запросов депутатов и членов Совета федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства РФ; запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий , учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства .

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.

Статус Счётной палаты РФ

Статус Счётной палаты России определяется основным Законом страны РФ и Федеральным законом «О Счётной палате России», согласно которому Счётная палата России — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Счётная палата (Accounts Chamber) - это

Структура и порядок формирования Счётной палаты РФ

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы компании работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Аппарат Счётной палаты РФ

Аппарат Счётной палаты России — орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, паспортно-визовое,финансовое, транспортное, материально-техническое, хозяйственное, жилищное, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное, протокольное, культурное обеспечение деятельности Председателя Счётной палаты, заместителея Председателя Счётной палаты, аудиторов Счётной палаты, руководителя Аппарата Счётной палаты и работников Аппарата Счётной палаты. Действует на постоянной основе. Штатная численность гражданских служащих аппарата составил 1069.

Секретариат Председателя Счётной палаты России

Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты России

Секретариаты аудиторов Счётной палаты России

Административный департамент

Отдел по защите государственной тайны

Отдел режима и специальных работ

Отдел по взаимодействию с органами государственной власти России

Департамент внешних связей

Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля

Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН

Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты

Отдел обеспечения работы Коллегии Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты

Отдел контроля и электронного документооборота

Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты

Отдел планирования и фирмы контрольных мероприятий

Общий отдел

Департамент информатизации

Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных

Отдел развития и сопровождения информационных технологий Отдел эксплуатации сетевых ресурсов

Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами

Сводный департамент

Правовой департамент

Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы

Отдел правового обеспечения деятельности

Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности

Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы

Департамент информации Финансовый департамент Финансово-экономический отдел

Отдел бухгалтерского учёта и отчётности

Департамент обеспечения деятельности

Отдел организационного и конкурсного обеспечения

Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения

Отдел материально-технического обеспечения

Департамент кадров и государственной службы

Отдел по работе с персоналом

Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы

Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения

Председатель и заместитель Председателя Счетной палаты РФ

Председатель Счетной палаты России и заместитель Председателя Счетной палаты России назначаются и освобождаются от должности, соответственно, Государственной Думой и Советом федерации Федерального Собрания России по представлению президента России. Половина состава аудиторов Счетной палаты назначается и освобождается от должности Государственной Думой, а другая половина состава аудиторов Счетной палаты - Советом федерации по представлению президента России.

Срок полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Счётная палата (Accounts Chamber) - это

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты:

Осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

Представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

Представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной палаты допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Государственной Думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Аудиторы Счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Согласно статье 7 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются настоящим Федеральным законом, законом о федеральной государственной службе, законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами.

Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе - Счетной палаты Российской Федерации.

Счетная палата была создана в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Цель создания и порядок формирования Счетной палаты определяется Конституцией РФ, а также ФЗ № 4 от 11 января 1995 г. "О Cчетной палате Российской Федерации". Согласно ему Счетная палата Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Местонахождение Счетной палаты - город Москва.

Фактически свою работу Счетная палата начала в июне 1995 года, после принятия соответствующего закона и назначения аудиторов Счетной палаты.

В России реалии 1990-х гг., в которых происходило формирование СП РФ - переходный период к рыночной экономике, характеризующийся правовой, социальной и экономической дестабилизацией в обществе - во многом объясняют причину нечеткого определения правового статуса и полномочий СП РФ в КРФ и ФЗ СП РФ. Одно из противоречий касается проблемы реализации Счетной палатой РФ принципа независимости, который считается одним из основополагающих принципов деятельности ВОФК, поскольку призван обеспечивать действительно всеобъемлющий контроль за деятельностью всех без исключения ветвей власти в бюджетной сфере. Способ формирования СП РФ, образующейся палатами представительного и законодательного органа страны - Федеральным Собранием (далее - ФС), предполагает ее независимость и главенствующее положение в системе других контрольных органов не только государства, но и общества в целом, поскольку ФС как демократически избранный орган власти представляет интересы всего народа. В то же время, ни в КРФ, ни в действующем ФЗ СП РФ прямо не закреплен и не раскрывается независимый характер высшего финансового контроля, осуществляемого СП РФ. Более того, СП РФ была с самого начала поставлена законодателем в зависимость от законодательного органа не только в вопросе ее образования, но и подотчетности, что в принципе противоречит КРФ.

Таким образом, в отношении СП РФ можно утверждать, что она является относительно, а не абсолютно самостоятельным органом. С одной стороны, Ст.1 ФЗ "О Счетной палате" гласит, что в рамках задач, определенных законодательством, СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Ее самостоятельность с организационной точки зрения подчеркивается тем, что она осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов, сама определяет формы и методы своих контрольных полномочий, организации и государственные органы, подлежащие проверке, и способы воздействия на лиц, которые нерационально и незаконно используют средства федерального бюджета.Кроме того, и Конституция и Федеральный закон "О Счетной палате" называют ее не Счетная палата Федерального Собрания, а Счетная палата РФ, дополнительной гарантией независимости Счетной палаты является особый правовой статус ее членов, которые независимы в своей деятельности и пользуются иммунитетом, предусматриваемым для судей.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.

Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии.

Кроме этого, аудиторы, избираемые палатами сроком на 6 лет, наделяются дополнительными гарантиями неприкосновенности.

Хотя Счетная палата не наделена правом законодательной инициативы, но на практике она в результате своих проверок, знакомства с разными ведомствами все настойчивее рекомендует депутатам заняться совершенствованием действующего законодательства.

С другой стороны, Счетная палата не является независимым органом, поскольку, во-первых, она образуется палатами Федерального Собрания, которые избирают Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов от каждой палаты. Государственная Дума и Совет Федерации могут досрочно освободить от занимаемой должности избранных ими членов СП РФ, в случаях:

а) нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

б) личного заявления об отставке;

в) признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

г) достижения ими возраста 65 лет;

д) формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, при этом решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала ее работы, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Такой принцип формирования любого института государственной власти классифицируется как парламентский способ. Во-вторых, СП РФ является органом, подотчетным Федеральному Собранию РФ. СП РФ направляет все результаты своих проверок в палаты Федерального Собрания РФ. СП РФ отчитывается перед палатами ФС РФ. В-третьих, депутаты и палаты Федерального собрания в целом также могут указывать СП РФ на тот круг вопросов, который должен быть рассмотрен в связи с исполнением государственного бюджета.

Статус Счётной Палаты также определяют другие нормативные акты. В ст. 3 того же закона указаны принципы работы Счётной Палаты:

Законность - выражается в соблюдении Счётной Палатой законов и предписаний органов государственной власти на Российской Федерации на то уполномоченных при осуществлении своей деятельности;

Объективности - характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточным для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности;

Независимости - выражается в свободе своей деятельности при осуществлении функций для которых была создана. Обеспечивается различными способами, такими как дарование определённого статуса работникам Счётной Палаты, порядок формирования, при котором происходит участие нескольких ветвей власти, финансирование только исключительно из средств федерального бюджета;

Гласности - характеризуется в прозрачности действий Счётной Палаты во время осуществления своих функций. Основными формами обеспечения гласности в деятельности Счетной палаты являются:

Представление в Совет Федерации и Государственную Думу ежегодного отчета о работе Счетной палаты; оперативных отчетов об исполнении федерального бюджета за квартал, полугодие и за год; отчетов о результатах проведенных мероприятий; заключений или письменных ответов на основании запросов Президента Российской Федерации, поручений Совета Федерации или Государственной Думы, запросов комитетов и комиссий Совета Федерации или Государственной Думы, запросов членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Направление информации по результатам мероприятий, проведенных Счетной палатой, в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, должностных лиц органов государственной власти;

Направление материалов по результатам мероприятий в правоохранительные органы;

Публикация материалов (информационных сообщений, отчетов и др.) по результатам мероприятий и иных сведений о деятельности Счетной палаты в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации, а также в информационных изданиях Совета Федерации и Государственной Думы;

Пресс-конференции по итогам работы Счетной палаты за квартал, полугодие, год, а также в связи с завершением важнейших мероприятий. Пресс-конференции по поручению Коллегии проводят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты;

Брифинги Счетной палаты по важнейшим проблемам ее деятельности проводятся в том же порядке, что и пресс-конференции;

Направление от имени Счетной палаты для опубликования в СМИ пресс-релизов, информационных сообщений, текстов статей и иных материалов; по решению Коллегии упомянутые материалы подписываются уполномоченными членами Коллегии;

Публикация материалов о деятельности Счетной палаты в информационных изданиях ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ, АЗОСАИ, а также в печатных органах контрольных и счетных органов зарубежных стран.

Таким образом, что Счётная Палата является органом основывающимся в своей деятельности на определённые принципы и имеющий определённый законом статус высшего органа государственного финансового контроля, сотрудники Счётной Палаты имеют также специальный статус.

История Счетной палаты Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 18 ноября 1994 года приняла Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Закон был одобрен Советом Федерации 7 декабря того же года, 11 января 1995 года подписан Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 14 января 1995 года.

В январе 1994 г. Государственной Думой Российской Федерации первого созыва первым в истории России Председателем Счетной палаты Российской Федерации был избран ее депутат Хачим Кармоков . В январе 1995 г. заместителем Председателя Счетной палаты Российской Федерации от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был избран член Совета Федерации Юрий Юрьевич Болдырев. Первое заседание Коллегии Счетной палаты состоялось 18 апреля 1995 года.

В соответствии с Федеральным законом « О Счетной палате Российской Федерации» для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты и аудиторами Счетной палаты была образована Коллегия Счетной палаты, первое заседание которой состоялось 18 апреля 1995 г. Фактически свою деятельность Счетная палата начала в июне 1995 г.

19 апреля 2000 г. в связи с истечением срока полномочий Председателя Счетной палаты Х.М. Кармокова на должность Председателя Счетной палаты Государственная Дума Российской Федерации назначила Сергея Степашина .

Счетная палата принимала участие в совершенствовании бюджетного законодательства. Вместе с тем, усилия контрольного ведомства были направлены на создание функционирующей единой системы государственного финансового аудита на всей территории страны. В 2000 году была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, а в 2002 году - Союз муниципальных контрольно-счетных органов. Кроме этого, с 1 октября 2011 года вступил в силу федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который установил общие принципы организации, деятельности, а также основные полномочия контрольно-счетных органов регионов и муниципалитетов на всей территории страны.

8 апреля 2013 года вступила в силу новая редакция Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», существенно расширившая задачи, функции и полномочия ведомства. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ « О Счетной палате Российской Федерации» , установил отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты Российской Федерации. В нем, помимо того, закреплены уголовно-процессуальные гарантии неприкосновенности должностных лиц Счетной палаты Российской Федерации.

9 сентября 2013 г. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации кандидатуру Татьяны Голиковой для назначения на должность Председателя Счетной палаты. После обширной дискуссии и консультаций Татьяны Голиковой со всеми парламентскими фракциями 20 сентября 2013 г. депутаты приняли решение поддержать ее кандидатуру и утвердить в должности.

В конце сентября 2013 г. палаты Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента России утвердили весь руководящий состав контрольного ведомства.

22 ноября 2013 г. Коллегия под председательством Татьяны Голиковой утвердила «Основные (приоритетные) направления деятельности Счетной палаты РФ на 2014-2016 годы». В частности, были обозначены следующие приоритеты: контроль исполнения указов Президента от 7 мая 2012 года, госпрограмм и исполнения документов стратегического и концептуального характера, а также развитие взаимодействия с органами государственной власти, в том числе с правоохранительной системой и усиление гласности и прозрачности работы.

С 2014 г. Счетная палата в целях повышения эффективности расходования федеральных средств бюджетными распорядителями и повышения бюджетной дисциплины начала активно реализовывать право о составлении протоколов об административных правонарушениях. Соответствующая поправка была внесена в Кодекс об административных правонарушениях в июле 2013 г. Таким образом, инспектор Счетной палаты при выявлении соответствующих нарушений должен выписать протокол об административном правонарушении и передать его в Росфиннадзор, который направит материалы в суд.

Новая редакция закона «О Счетной палате Российской Федерации» потребовала переформатирования взаимодействия Счетной палаты с региональными контрольно-счетными органами. В связи с этим, по инициативе Татьяны Голиковой уже в марте 2014 г. при Счетной палате был создан Совет контрольно-счетных органов России. При этом в ходе разработки проектов основополагающих документов Совета были учтены традиции взаимодействия Счетной палаты с региональными контрольно-счетными органами, существовавшие ранее в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов России. На первом организационном совещании Совета при участии руководителей 76 региональных контрольно-счетных органов были определены ключевые аспекты в работе нового совещательного органа при Счетной палате. Ими стали: вопросы организации совместных проверок, перехода на программный принцип формирования бюджета, проведения аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, разработки критериев и методик оценки эффективности бюджетных расходов, вопросы совершенствования законодательства о внешнем финансовом контроле.

17 мая 2018 года президент Российской Федерации Владимир Путин внес в Государственную Думу представление о досрочном освобождении Татьяны Голиковой от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации. Ранее Татьяна Голикова Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым была выдвинута на должность вице-премьера по вопросам образования, здравоохранения и социальной политики.

18 мая 2018 года Президент Российской Федерации утвердил состав нового Правительства Российской Федерации, в котором Татьяна Голикова – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В сферу ее ответственности вошла социальная политика.

22 мая 2018 года по представлению Президента Российской Федерации Владимира Путина Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначен Алексей Кудрин .

1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

2. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты.

3. Постановление о назначении на должность Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Председатель Счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом;

2) представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты.

7. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Случайные статьи

Вверх