Что такое международное законодательство. Что такое международное право и зачем оно нужно? Международные суды и трибуналы

Основанных на добровольном подчинении им и обеспеченных силой индивидуального либо коллективного принуждения, ограниченной согласованными пределами. Международное право разделяется на международное частное право (МЧП) и международное публичное право (МПП).

Особенности:


  1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств. Международное право не входит ни в одну национальную правовую систему, но в то же время оно оказывает суще­ственное влияние на формирование и изменение внутриго­сударственных правовых норм, обязывая государства приво­дить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они яв­ляются.

  2. Особые субъекты международного права. Субъектами международного права выступают главным об­разом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государ­ственности, международные межправительственные органи­зации. Среди самих субъектов главное место принадлежит суверенным государствам.

  3. Особые объекты международного права. Объектами международного права является все то, по пово­ду чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся ис­ключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства.

  4. Особый порядок нормообразования. В меж­дународном сообществе государств отсутствует наднациональ­ный властный орган, поэтому нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами междуна­родного права, и прежде всего государствами. Это происхо­дит путем свободного согласования воль государств и выра­жения этой согласованной воли в заключаемых между ними мегкдународных договоров. В современном мире проявляются тенденции образования международных органов, связанные объединительными процессами между государствами, их фор­мирующими. Так, действует Европарламент, а государства- члены Евросоюза одобрили принятие общеевропейской Кон­ституции.

  5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм международного права. Принуждение субъектов меж­дународного права осуществляется самими субъектами меж­дународного права, как правило, государствами, на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соот­ветствующих международных договоров. В этом и состоит осо­бый порядок принуждения, поскольку никакого надгосударственного "надзирающего органа" не существует.
Международное публичное право представляет собой особую правовую систему. Его принципы образуют фундамент мирового порядка, основанного на законности. Его формы выступают как основные и необходимые инструменты регулирования межгосударственных отношений.

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации определила место международного права в национальной правовой системе. Пункт 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Этот факт ознаменовал признание Россией своей принадлежности к единому мировому сообществу и окончательное отрешение от концепций раздела мира на самостоятельные мировые системы. Конституция подтвердила ответственность и готовность государства следовать установленным современным международным правом правилам сосуществования и сотрудничества в едином мировом пространстве.

Международное право, обладая основными признаками права, являет собой особую, специфическую систему права. В отличие от внутригосударственного права, которое регулирует общественные отношения, складывающиеся внутри данного государства, международное право представляет собой созданную и развивающуюся на основе согласования воль государств систему юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в рамках мирового сообщества , главным образом, взаимоотношения между государствами.
Международное право функционирует в рамках межгосударственной системы. Предметом регулирования международного права являются отношения: - между государствами - двусторонние и многосторонние; - между государствами и международными организациями; - между международными организациями; - между государствами и национальными политическими организациями, возглавляющими борьбу за национальную независимость; - отношения между другими субъектами международного права.

Международное право отличается от внутригосударственного права не только по объекту регулирования, но и по особому способу образования норм, по способам функционирования. Международное право обеспечивается добровольным соблюдением или принуждением. Принуждение в международных отношениях не носит решающего характера. Более значимым в международном праве является общее согласие, общая договоренность, отвечающая как интересам отдельных государств, так и общим интересам человечества. Следование принципам международного права - единственно возможный сегодня образ жизни для каждого народа, для каждого государства. Они гарантируют обеспечение каждому народу свой путь развития, его экономическую, политическую, военную безопасность, уважение самобытности каждой страны, отвечают национальным интересам любого государства. Современное международное право - это право, основанное на признании взаимозависимости мира и его многообразии. Его развитию способствовало окончание «холодной войны», прекращение использования международных организаций в качестве арены идеологического противоборства, расширение экономического сотрудничества государств.


  1. Нормы международного права: понятие, особенности, виды и механизм реализации.
Нормы международного права - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

Вместе с тем международно-правовые нормы обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельную правовую систему. Это: 1) предмет регулирования - межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов ; 2) порядок создания - согласование позиций государств; 3) форма закрепления (существования) - соответствующая согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций); 4) обеспечение реализации, как правило, самими государствами - создателями норм индивидуально или коллективно, в том числе посредством созданных ими международных организаций и органов, при этом особое значение имеют меры, содействующие добровольной реализа­ции норм.

Международно-правовые нормы неоднородны по содержа­нию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям:


  1. По форме : документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).
Документально закрепленные нормы - установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций.

К нормам, документально не закрепленным, относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах - решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных ор­ганизаций.


  1. В зависимости от предмета регулирования различаются:
нормы относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров - право международных до­говоров; нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, - космическое право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, - право международной безопасности и т. д.

  1. По субъектно-территориальной сфере действия нормы ме­ждународного права можно разделить на универсальные и локальные.
Универсальные нормы - это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объ­единены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или всеми государствами потому, что в объекте регулируемых ими отношений заинтересованы все государства.

Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отношений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатических сношениях , Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.


  1. В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).
Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов. Охранительные (обеспечи­тельные) нормы призваны гарантировать реализацию регуля­тивных норм.

  1. По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство со­вершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие - предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие), управомочивающие (напри­мер, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).
Также применяется деление норм на материальные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, и процессуальные, регламентирующие организационно про­цедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных уч­реждений, согласительных комиссий и т. п.).

Механизм реализации норм .

Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Существуют междуна­родно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации (лат. implere - выполнять) норм. Международно-правовой механизм имплементации представляет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права. Его образуют: система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм. Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе принимать меры по обеспечению международного мира и безопасности; совокупность норм международного права, содействующих осуществлению других международных соглашений. Так, одновременно с заключением Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. были приняты соглашения между СССР и Бельгией, Италией и некоторыми другими государствами об инспекциях в связи с Договором. Национально-правовой механизм имплементации составляет совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реали­зацию норм международного права, а именно: система органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспе­чивает его реализацию во внутригосударственных отношениях; , обеспечивающих эф­фективное осуществление внутри страны международно-правовых норм.


  1. Международный обычай как основной источник международного права.

Международный обычай, наряду с договором, также является источником международного права. Венская конвенция 1969 г. под­тверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений. В пре­амбуле Федерального закона «О международных договорах Россий­ской Федерации» от 15 июля 1995 г. подчеркивается, что Российская Федерация, выступая за неукоснительное соблюдение как договор­ных, так и обычных норм, подтверждает свою приверженность осно­вополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

До XX столетия международный обычай играл важную роль:

обычных норм международного права количественно было значи­тельно больше, чем договорных.

Обычная норма международного права представляет собой об­щеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных пра­воотношений. Примерами обычая могут служить: определение высо­тной границы государственного суверенитета и, соответственно, гра­ниц государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного госу­дарства и др. Большое число обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, междуна­родное экономическое право, а гуманитарное право в период воору­женных конфликтов часто именуют «законами и обычаями войны».

Как и другие международно-правовые нормы, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

1) согласование правила поведения и

2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

Однако стадии процесса нормотворчества выражены здесь не столь отчетливо, как в случае создания нормы договорной.

Как уже отмечалось, обычай складывается в течение длительного отрезка времени. Однако само по себе длительное повторение одних и тех же действий само по себе не создает еще международного обычая. Продолжительность существования правила поведения не может служить главным доказательством существования обычая.

Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому можно различать универсальные (признаваемые большинством субъ­ектов международного права) и локальные (признаваемые двумя или несколькими субъектами) обычаи.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государ­ства, официальные заявления, переписка, решения законодательных и судебных органов и т.д.). При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений госу­дарств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-право­вой нормы.

От международно-правового обычая следует отличать обыкнове­ние - правило поведения субъектов международных правоотноше­ний, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными словами, обыкновение не признается мировым сообществом в каче­стве нормы международного права. Поэтому нарушение обычая рас­сматривается субъектами международного права как правонаруше­ние, нарушение же обыкновения - лишь как недружественный акт. Примером обыкновения является, скажем, правило, согласно кото­рому вновь прибывшего в страну иностранного посла встречает в аэропорту или на вокзале руководитель протокольной службы МИДа страны пребывания.

В качестве обычных норм могут при определенных условиях вы­ступать нормы резолюций международных организациях. Так, п. 14 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвали­дов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г.) гласит: «Хотя настоящие Правила не являются обязательными, они могут стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться большим числом государств, выразивших жела­ние соблюдать международное право».

Необходимо также учитывать, что в международном праве не установлена иерархическая структура норм; обычные нормы имеют такую же юридическую силу, как и договорные. Более того, значи­тельное число действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные временем кодифицированные обычаи.

Необходимо также учитывать, что договорные нормы могут дей­ствовать в качестве обычных, если по каким-либо причинам не уча­ствующее в конкретном договоре государство заявит о том, что нормы данного договора оно будет применять как обычаи.


  1. Общие принципы права в системе международного права.

Как уже говорилось, «конституцию» международного права об­разуют его основные принципы. Они представляют собой основопо­лагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридичес­кой силой. Все остальные международно-правовые нормы и между­народно-значимые действия субъектов должны соответствовать по­ложениям основных принципов.

Принципы международного права носят универсальный харак­тер и являются критериями законности всех остальных международ­ных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основ­ных принципов, признаются недействительными и влекут междуна­родно-правовую ответственность.

Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмеша­тельства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Поскольку основные принципы международного права представ­ляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.

Первоначально эти принципы выступали в форме международ­но-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь прин­ципов международного права (суверенное равенство государств , добросовестное выполнение взятых на себя международных обяза­тельств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязатель­ствами по какому-либо международному договору, преимуществен­ную силу имеют обязательства по Уставу.

Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дру­жественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных доку­ментах. Применительно к европейским условиям содержание основ­ных принципов было конкретизировано актами Совещания по без­опасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинк­ским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными чле­нами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

все государства юридически равны;

все государства должны уважать правосубъектность других госу­дарств;

все государства пользуются правами, присущими полному суве­ренитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных до­говорах и др.;

территориальная целостность и политическая независимость го­сударств неприкосновенны, государственные границы могут менять­ся лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права;

государства свободно выбирают свои политические, экономичес­кие, социальные и культурные системы;

государства обязаны добросовестно выполнять свои междуна­родные обязательства.

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои меж­дународные обязательства в отношении поддержания мира и без­опасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также про­паганда войны.

Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, свя­занных с применением вооруженных сил, от организации и поощре­ния иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обя­заны воздерживаться от насильственных действий, лишающих наро­ды права на самоопределение.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир , безопасность и справедли­вость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного вы­бора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничест­ва, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий дру­гими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую, экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также

не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государ­стве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Однако принцип невмешательства во внутренние дела не являет­ся абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяе­мых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения между­народного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).

V. Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая ок­купация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или дейст­вий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека - составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружествен­ных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопреде­ление являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса , сво­бодно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на само­определение.

Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляю­щие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Отрасль права, регулирующая политические, экономические, военные, культурные и иные отношения между государствами. Согласно определению, принятому в советской юридической науке, право есть совокупность норм, выражающих волю господствующего класса, санкционированных государственной властью и обеспечиваемых принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу. М. п., укладываясь в рамки этого общего определения, обладает, однако, по сравнению со всяким внутригосударственным правом, рядом специфических особенностей.

Особенности М. п. с точки зрения его юридической природы состоят прежде всего в том, что оно есть право междугосударственное. В то время как во внутригосударственном праве его субъектами, т. е. носителями установленных правовыми нормами прав и обязанностей, являются отдельные люди, учреждения и ассоциации, состоящие под властью государства, субъектами М. п. являются сами государства, не имеющие стоящей над ними власти.

В последние десятилетия некоторые функции в области международных отношений, ранее присущие исключительно государствам, перешли в компетенцию международных организаций (напр., в области обеспечения мира или регламентации отдельных вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества и пр.). Однако эти организации, и в т. ч. возникшая в наши дни организация Объединённых наций, отнюдь не являются субъектами М. п. в том смысле, в каком ими считаются отдельные государства, ибо они не обладают ни суверенитетом, ни территориальным верховенством - этими важнейшими признаками международной правосубъектности. Такие международные организации являются новыми органами международного сотрудничества суверенных государств, и их полномочия основываются не на какой-либо международной власти, стоящей над государствами, как утверждают некоторые буржуазные авторы, а на согласовании воли и действий этих государств.

Отдельная личность также не является субъектом М. п., хотя в М. п. имеются нормы, охраняющие права тех или иных категорий лиц, как, напр., нормы о режиме иностранцев. Наличие подобных норм свидетельствует лишь о том, что специальная международная охрана тех или иных категорий лиц входит в круг тех государственных интересов, которые составляют объект международно-правового регулирования. Сами же соответствующие лица не становятся от этого участниками международного общения и не приобретают ни одного из признаков международной правосубъектности. Равным образом, существующие внутри государства учреждения и ассоциации не являются субъектами М. п.

Второй особенностью М. п. является то, что в нём нет ни единого законодателя, ни единого кодекса законов в том смысле, как во внутригосударственном праве. Нормы М. п. создаются самими субъектами этого права - государствами. Попытки создать кодекс международных законов, предпринимавшиеся с конца 18 в. отдельными учёными и международными научными учреждениями, не увенчались успехом ввиду противоречия интересов различных государств и отсутствия единства взглядов по важнейшим вопросам. Некоторый успех имела лишь частичная кодификация, т. е. кодификация отдельных отраслей М. п. напр. законов и обычаев войны и др.

Основными источниками М. п. являются международные обычаи, т. е. правила поведения, получившие обязательную силу в процессе долголетнего и единообразного их применения в практике государств (напр., правила, касающиеся положения дипломатических представителей), и главным образом международные соглашения. Последние могут действовать между всеми государствами, между группами государств либо между двумя государствами и могут определять как общие основы международных отношений, так и конкретные вопросы взаимоотношений между данными государствами.

Внутренние законы и решения судов отдельных государств по вопросам, затрагивающим международные отношения (напр., по вопросам о правах иностранцев, о выдаче преступников и т. д.), не являются источниками М. п. Лишь получив широкое признание за пределами издавшего их государства и став образцом для законодательства и судебной практики многих государств, они могут привести к созданию международного обычая и даже воплотиться в международные соглашения. Наконец, мнения выдающихся представителей науки международного права ещё в меньшей мере, чем законы и судебные решения, могут служить источниками международного права; они составляют не более чем материал для аргументации в пользу существования или несуществования той или иной международно-правовой нормы.

При всём разнообразии норм международного права-и по внешней форме, в которой они выражаются, и по кругу тех государств, на которые распространяется их действие, и по характеру тех предметов, которые они регулируют, - существуют, однако, известные принципы, определяющие коренные основы международных отношений в определённую историческую эпоху и имеющие обязательную силу для всех государств, независимо от того, применяются ли они в силу обычая или в силу международных конвенций. Это т. н. общие или основные начала, элементарные общепризнанные понятия М. п. Признание этих общих основных начал или элементарных понятий весьма важно для укрепления законности в международных отношениях. Поэтому вполне понятно, что советская юридическая доктрина не только признаёт существование основных начал М. п., но и подчёркивает их значение.

Важнейшими основными началами М. п. на современной стадии его развития являются: принцип поддержания всеобщего мира и безопасности, принцип суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела другого государства, принцип равноправия государств и принцип добросовестного выполнения международных договоров и обязательств. Первый из упомянутых принципов вошёл в М. п. сравнительно недавно, превратившись из прогрессивной политической идеи в юридическую норму. Другие принципы признаются как нормы М. п. в течение довольно длительного времени, но теперь наполняются новым содержанием.

Эти важнейшие основные начала М. п. нашли выражение в ряде деклараций, изданных союзными государствами антифашистской коалиции во время и по окончании второй мировой войны, в частности в декларациях Московской (1943), Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций, и зафиксированы в уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2).

Третьей особенностью М. п. является отсутствие в нём централизованного аппарата принуждения. Мы знаем, что "...право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (В. И. Ленин). Эти слова Ленина относятся ко всем отраслям права, в т. ч. и к М. п. Однако хотя М. п. не знает ни международной армии, ни международной полиции и лишь с недавнего времени существует международный суд, тем не менее и в М. п. имеется принуждение, как во всяком другом праве, но оно проявляется в особых формах. До первой мировой войны принуждение, необходимое для того, чтобы обеспечить соблюдение международных обязательств и вообще норм М. п., осуществлялось силами отдельных, непосредственно заинтересованных государств и в доктрине М. п. носило название "самопомощь". Оно могло выражаться в репрессалиях, т. е. в насильственных действиях, являющихся ответом на нарушение М. п. другим государством, в военных демонстрациях вплоть до блокирования берегов другого государства и, наконец, в войне. Следует отметить, что нередко "защитой правомерных интересов прикрывались цели внешней экспансии или подчинения более слабого государства. После первой мировой войны были сделаны попытки установить коллективные формы принуждения. Устав Лиги наций предусматривал систему экономических и военных санкций против агрессора. Эта система оказалась неэффективной; соответствующие постановления устава были весьма неопределёнными, и не предусматривалось конкретных способов их осуществления; ещё важнее то, что за исключением СССР - в период его пребывания в Лиге наций - у государств, игравших руководящую роль в Лиге, не было действительной готовности применять свои вооружённые силы для защиты общих интересов мира и безопасности, для защиты договоров и М. п.

Вторая мировая война наглядно показала несовершенство существовавших раньше коллективных форм принуждения по отношению к нарушителям М. п. Ещё в 1941 в советско-польской декларации было указано, что при создании будущей международной организации, основанной на объединении демократических стран в прочный союз, решающим моментом должно быть уважение к М. п., поддержанному вооружённой силой всех Союзных государств. Устав организации Объединённых наций (ст. 45-51) предполагает новую, более эффективную систему невоенных и военных мер принуждения в отношении актов агрессии. Эта система предусматривает предоставление каждым государством контингентов вооружённых сил для совместных принудительных действий и наличие международного военного органа - Военно-штабного комитета, а также различные способы невоенного воздействия на отдельные государства в связи с нарушениями М. п., угрожающими миру. Наряду с этим меры принуждения по отношению к агрессору предусмотрены в договорах о взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключённых Советским Союзом с рядом государств, главным образом с государствами народной демократии Центральной и Юго-Восточной Европы.

Разумеется, эффективность системы мер принуждения по уставу Объединённых наций в первую очередь зависит от того, насколько члены организации Объединённых наций на деле верны положениям устава. Опыт показал, что крупные капиталистические державы, прежде всего США и Великобритания, грубо нарушают устав ООН, стараются извратить предусмотренные уставом институты по поддержанию мира и безопасности и превратить организацию Объединённых наций в ширму для маскировки своих империалистических планов. Одним из наиболее ярких примеров нарушения правительствами США, Великобритании и Франции устава ООН и прямого подрыва этой организации является заключение агрессивного Северо-атлантического договора, под прикрытием ссылок на ст. 51 и 52 устава ООН, предусматривающие право заключать т. н. "региональные соглашения". Что касается договоров о взаимной помощи, заключённых Советским Союзом, то они являются в настоящее время наиболее эффективными способами охраны мира и международного правопорядка, установившегося в результате победы миролюбивых народов над агрессорами.

Отсутствие в международном праве общего законодательства и централизованного аппарата принуждения дало повод некоторым юристам, главным образом немецким (Иеринг, Лассон, Цорн), утверждать, что положения М. п. суть предписания морали или политики, но не правовые нормы. Отрицание М. п., чаще всего встречавшееся в немецкой литературе, было способом оправдания агрессивной политики германских правящих классов, всегда сопровождавшейся циничными нарушениями М. п. Советская доктрина резко отвергает эту реакционную концепцию.

Если М. п. заметно отличается от других отраслей права по своей юридической природе, то оно не менее заметно отличается от них и по своему социальному содержанию. В то время как внутреннее право данного государства выражает волю господствующего в этом государстве класса и является социально однородным, М. п. не всегда отличается такой социальной однородностью. Оно регулирует отношения многих государств, складывающиеся как на почве их сотрудничества для достижения общих целей, так и на почве их борьбы за свои особые интересы. Характер этих целей и интересов определяется характером общественного и государственного строя данных государств, который далеко не всегда одинаков. Иногда совокупность этих государств, или, как её называют, "международное общение", сохраняет социальную однородность, напр. в 16-17 вв., когда она состояла из феодальных государств, хотя в отдельных из них, напр. в Англии, Голландии, уже вызревали буржуазные порядки, или во второй половине 19 и начале 20 в., когда она состояла из буржуазных государств, хотя многие из них сохраняли в большей или меньшей степени феодальные пережитки. Но в настоящее время, когда наряду с буржуазными государствами существуют великая социалистическая держава-СССР и страны народной демократии, на международной арене сталкиваются государства с резко отличным социальным и политическим строем.

Ввиду того, что интересы внутренней политики, особенности внутреннего строя и принципы внутренней государственности оказывают прямое влияние на внешнюю политику и на нормы и институты М. п., последнее содержит наслоения различных общественных формаций и даже различных исторических периодов. В современном М. п. ещё не вполне исчезли отдельные следы феодальных традиций; примером могут служить многие правила дипломатического церемониала или международно-правовое положение римского папы. В современном М. п. существуют внесённые буржуазными государствами в период буржуазных революций демократические принципы: суверенитет и равноправие государств, неприкосновенность государственной территории, невмешательство во внутренние дела и т. д., и внесённые теми же буржуазными государствами в период империализма чисто империалистические институты, такие, как аннексия, протектораты, сферы влияния и т. д. Буржуазные государства продолжали и в период империализма формально признавать вышеуказанные демократические принципы, но фактически пользовались ими для маскировки антидемократических, империалистических целей (напр., США, Англия). Наиболее агрессивные буржуазные государства (в особенности Германия и Япония) открыто попирали самые элементарные основы М. п. и, отбрасывая всякую маскировку, проводили явный международный разбой.

Огромное влияние на современное М. п. оказывает социалистическое государство - Советский Союз, его политика мира, уважения свободы народов, обусловленная характером советского общественного и государственного строя. В Советском Союзе нет классов или групп, заинтересованных в войне или в разжигании вражды между народами. Советская государственность основана на равноправии и дружбе всех народов, населяющих Советский Союз.

В первые годы после Октябрьской революции капиталистические государства, пользуясь слабостью молодой Советской республики, стремились задушить её, а когда это не удалось, делали всё, чтобы устранить её от участия в международных делах. Уже тогда Советский Союз, отвергнув антидемократические институты М. п., отказавшись от неравноправных договоров, режима капитуляций и сфер влияния в странах Востока, заключив договоры с этими странами на основе принципов суверенитета и равноправия, способствовал укреплению демократических принципов в международных отношениях вообще. Позднее Советский Союз внёс большой вклад в дело расширения и укрепления в М. п. способов предотвращения и подавления агрессии. Он предложил международное определение агрессии, чтобы затруднить её легализацию и маскировку; предложил меры по применению устава Лиги наций в смысле придания большей эффективности санкциям против агрессии; провозгласил принцип "неделимости мира". В сфере укрепления деловых связей между государствами Советский Союз провозгласил принцип равноправия существующих внутри отдельных государств экономических систем. Кроме того, он создал новый институт М. п.-торговые представительства СССР, в которых получила прямое выражение одна из основ социалистической системы хозяйства- государственная монополия внешней торговли в СССР.

Советский Союз непрерывно развивал и развивает международно-правовые способы сотрудничества государств как в области поддержания мира, так и в области экономических отношений. И. В. Сталин в беседе с деятелем республиканской партии США Стассеном разъяснил с исчерпывающей полнотой отношение Советского Союза к международному сотрудничеству: "Надо проводить различие между возможностью сотрудничать и желанием сотрудничать. Всегда существует возможность сотрудничества, но не всегда имеется желание сотрудничать". Отметив, что "для сотрудничества не требуется, чтобы народы имели одинаковую систему", И. В. Сталин подчеркнул наличие у народа и коммунистической партии СССР желания сотрудничать. Это желание сотрудничества основано не на преходящих конъюнктурных расчётах, а на стремлении к прочному и длительному миру, на уважении независимости каждого народа и на глубокой уверенности в том, что мирное соревнование двух общественных систем полнее всего раскрывает преимущества социалистической системы перед капиталистической. Чем больше возрастает удельный вес Советского Союза в международной жизни, тем больше он становится центром притяжения для всех народов, заинтересованных в сохранении мира и в торжестве демократических начал в М. п.

Таким образом, современное М. п. в отличие от права внутригосударственного представляет собой по своему содержанию сложный итог борьбы и сотрудничества государств, не однородных ни в экономическом, ни в социальном, ни в политическом отношении.

Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов М. п., закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие М. п.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, -писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это- реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в т. н. "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, напр., т. н. "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного М. п. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты М. п., создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе т. н. "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего М. п., значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты М. п., получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии М. п. резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Нормы и институты. М. п., несмотря на всё их различие и многообразие, составляют определённую систему. Система современного М. п. может быть сведена к следующим основным международно-правовым нормам и институтам:

1. Нормы и институты, определяющие правовое положение государства в международном общении, т. е. основные права и обязанности государства как субъекта М. п. (суверенитет и равноправие, невмешательство во внутренние дела, ответственность за международные правонарушения и пр.).

2. Нормы и институты, регулирующие охрану государствами в их взаимных отношениях прав и интересов населения (порядок приобретения и утраты гражданства, правовой режим иностранцев, охрана прав национальных меньшинств; после войны сюда прибавляются нормы, регламентирующие защиту прав населения колоний и т. н. "несамоуправляющихся территорий", нормы, запрещающие расовую дискриминацию, и пр.).

3. Нормы и институты, устанавливающие международно-правовой режим территории (способы приобретения и утраты государственной территории, режим внутренних и международных речных и морских вод и воздушного пространства и пр.).

4. Нормы и институты, определяющие правовое положение за границей органов внешних сношений (посольское и консульское право; сюда должны быть также отнесены нормы, касающиеся статуса сотрудников международных учреждений).

5. Нормы и институты, регламентирующие действие международных договоров (порядок их заключения и ратификации, условия их изменения и прекращения и пр.).

6. Нормы и институты, определяющие структуру, права, функции и порядок деятельности международных организаций, в первую очередь организации Объединённых наций.

7. Нормы и институты, устанавливающие формы международного сотрудничества государств по специальным, главным образом экономическим и гуманитарным, вопросам.

8. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы разрешения споров (согласительная процедура, посредничество отдельных государств или Генеральной ассамблеи и Совета безопасности ООН, международный арбитраж, международный суд и пр.).

9. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы предупреждения и подавления агрессии. При этом, наряду с дипломатическими, экономическими и военными санкциями по уставу ООН, сохраняют своё значение также индивидуальные и коллективные способы защиты государства от неправомерных и агрессивных действий: реторсии, репрессалии, индивидуальная или коллективная вооружённая самооборона от агрессии. Сюда же надлежит отнести и нормы, запрещающие пропаганду агрессии.

10. Нормы и институты, определяющие права и обязанности воюющих государств в отношении ведения войны, а также правовое положение нейтральных государств - т. н. законы и обычаи войны. В связи с запрещением агрессивных войн по уставу ООН эти нормы должны подвергнуться пересмотру, имеющему в виду их применение к войнам-санкциям и к оборонительным войнам против агрессора. Международно-правовые способы окончания войны (перемирие, прелиминарный и окончательный мирный договоры), до сего времени относившиеся к "праву войны", теперь, ввиду развития институтов, связанных с ответственностью за агрессивную войну и гарантиями против возобновления агрессии (союзный контроль, репарации, наказание военных преступников и пр.) и вносящих серьёзные изменения в международную жизнь, выходят, строго говоря, за рамки права войны и приобретают теснейшую связь также и с другими частями системы М. п.

Нормы и институты М. п., регулирующие правоотношения между самими государствами (и отчасти между государствами и международными организациями), притом правоотношения, входящие в компетенцию высшей государственной власти, составляют, согласно общепринятой терминологии, систему международного публичного права. Наряду с нею существует система международного частного права, нормы и институты которого регламентируют - непосредственно или путём отсылки к соответствующему национальному законодательству- гражданские правоотношения, складывающиеся между гражданами различных государств или связанные с территорией различных государств.

Наконец, в современный период, в связи с установлением международной уголовной ответственности за преступления против мира, за военные преступления и преступления против человечества, рассматриваемые теперь как международные преступления, из общей системы М. п. выделяется в особую систему международное уголовное право. Важным этапом на пути развития этой новой системы явилось принятие (на основании соглашения между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8. VIII 1945) устава Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников стран оси.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Понятие международного права

Международное право - это система юридических принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.

Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или отдельной социальной группы или социального слоя и т.д., а вследствие объективных общественных процессов вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества первобытные племена поддерживали между собой межплеменные отношения которые регулировались обычаями и традициями которые явились прообразом международно-правовых норм, появившихся с возникновением государственности у народов мира.

Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга и равными субъектами международного права - суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

МП возникло еще раньше, чем появилось государство, так как еще на общинном уровне людям из разных племен приходилось сотрудничать друг с другом. В 1286 г. до н.э. между фараоном Рамсесом II и хеттским царем был заключен первый писанный договор, он был высечен на камне. В этом договоре было сформулировано положение, которое обеспечивало его неукоснительное соблюдение.

Таким образом, МП - это продукт взаимодействия в процессе сотрудничества и борьбы различных государств.

МП - это особенная правовая система. Она отличается от национальных систем, так как в международных отношениях не существует органа, который бы принуждал к соблюдению обязательств, все основано на добровольности. Pactasuntservanda - договоры должны соблюдаться (еще из римского права). Какой-то минимум латыни нам все равно придется осваивать.

Особенностью МП является его согласительная природа, т.е. МП носит координационный характер, а национальное право - субординационный. Действующие лица на международной арене сами согласовывают правила своего поведения.

Другая особенность - межвластный характер отношений, регулируемых МП, т.е. государства и межправительственные организации - его субъекты, действующие лица.

Функции МП

К функциям международного права принято относить следующие: координирующую, регуляторную. охранительную.

Координирующая функция международного права заключается в том, что с его помощью государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

Регуляторная функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.

Охранительная функция международного права служит обеспечению защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом, прщанию международным отношениям устойчивого характера. Его обеспечительная роль проявляется в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения.

Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

Соотношение внутригосударственного и международного права

Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям - «дуалистическому» и «монистическому».

Сторонники дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признается параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом. Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.

Как представляется, в практике международной жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений положений внутреннего законодательства и договорными международными обязательствами государства. преимущественную силу имеют международные обязательства. Так, например, в п. 4, ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы п нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Система международного права и система науки международного права

Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм МП, решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов МП.

Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли МП (морское, дипломатическое и т.д.). Каждая отрасль - самостоятельная система, которая может считаться подсистемной в рамках целостной, единой системы МП.

Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП. Последняя создается различными научными школами и направлениями и носит субъективный характер.

Нормообразование в международном праве

Норма МП - это правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами МП в качестве обязательного.

Процесс, способы и формы создания норм МП отличаются от создания норм внутреннего права. В МО нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы МП. М-П нормы создаются самими субъектами МП. Только субъекты МП придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

Поскольку в МО нет надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение м-п норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.

Соглашение субъектов МП относительно м-п норм может быть явно выраженным (договорные нормы) или молчаливым (нормы обычного права). В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты МП не только действуют в соответствии с существующими правилами МП, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание м-п норм - это непрерывный процесс.

Понятие отрасли в международном праве

Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, например касающихся заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций), и т. д. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (например, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно недавно.

Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.

Источники международного права

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

1. Что представляет собой международное право? Выберите правильные из предложенных определений:

1) совокупность разнообразных отношений между субъектами международной системы: политических, экономических, культурных и других;

2) систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения;

3) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы;

4) целостную совокупность, включающую в себя субъектов международного права и международные отношения;

5) систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права;

6) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между различными субъектами;

7) сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами, межгосударственными организациями и другими правосоздающими субъектами международного права путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения.

2. Что является предметом международно-правового регулирования:

1) отношения между государствами;

2) отношения между государствами и международными организациями;

3) отношения между государствами и государствоподобными образованиями (Ватикан);

4) отношения с иностранным элементом (между физическими и юридическими лицами различных государств);

5) отношения между международными организациями;

6) отношения между международными организациями и физическими лицами;

7) определенные внутригосударственные отношения?

3. Какие из следующих ситуаций регулируются нормами международного права:

1) сессия Генеральной Ассамблеи ООН;

2) неофициальный визит Президента РФ В Грецию;

3) обращение России к Сомали о выдаче угонщиков российского морского судна;

4) конгресс Международной экологической организации;

5) отношения между работником и работодателем по вопросу начисления заработной платы;

6) обращение Генеральной прокуратуры РФ к Прокуратуре Эстонии о передаче гражданина России для отбывания наказания в России?

4. Определите среди перечисленных ниже ситуаций международные межгосударственные отношения и международные отношения негосударственного характера:

1) обращение гражданки Хорватии в судебные органы России о взыскании алиментов;

2) заключение внешнеэкономического контракта между российской и иностранной фирмами;

3) вступление России во Всемирную торговую организацию;

4) отношения между супругами, имеющими разное гражданство, проживающими в России, по поводу того с кем будут прживать дети;

5) установление дипломатических отношений между государствами;

6) обращение гражданина РФ в Европейский суд по правам человека;

7) заключение международного договора об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией;

8) подача гражданином Венгрии искового заявления в суд России о фактическом принятии наследства.

5. Выберите правильный ответ (ответы):

1. Международное право – это:

а) отрасль национального права;

б) правовой институт;

в) самостоятельная по отношению к внутригосударственному праву система права.

2. Система международного права включает:

а) отрасли;

б) отрасли и институты национального права;

в) общесистемные институты (институт международной ответственности и др.);

г) обычаи и договоры;

д) основные принципы;

е) дипломатические обыкновения.

3. Отношения каких субъектов международного права можно назвать межгосударственными:

а) государств;

б) международных межправительственных организаций;

в) физических лиц и государств по государственным вопросам;

г) государств и международных межправительственных организаций;

д) международных межправительственных организаций и международных неправительственных организаций;

е) Ватикана и государств по поводу открытия представительств Ватикана?

4. Негосударственные международные отношения – это отношения между:

а) физическими и юридическими лицами;

б) государственными органами и физическими лицами;

в) иностранцами на территории России;

г) физическими и юридическими лицами, имеющими разную государственную принадлежность (гражданство, национальность);

д) государственными органами и иностранцами;

5. Соотношение международного права и внутригосударственного права:

а) международное право является частью национального права;

б) внутригосударственное право является частью международного права;

в) международное и внутригосударственное право являются самостоятельными, независимыми и невзаимодействующими системами;

г) международное право и внутригосударственное право являются самостоятельными, но взаимодействующими системами.

Случайные статьи

Вверх