Международное право охарактеризуйте право прав человека. Понятие и система прав человека

Права человека – комплекс прав и свобод, существующих для характеристики правового статуса личности в любом современном обществе.

Права человека – одна из главных отраслей современного международного права. На других языках эта отрасль называется “международное право прав человека”. В русском языке “право прав” звучит не лучшим образом.

Международное право прав человека (international law of human rights) – специфическая отрасль международного права, регулирующая межгосударственные отношения в области прав человека.

Права человека как отрасль современного международного права включает в себя нормы и принципы, относящиеся к защите прав человека. В основе их лежит закрепленная в Уставе ООН обязанность государств соблюдать права человека и основные свободы всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. Этот принцип в самом кратком виде выражает сущность данной отрасли права и определяет ее характерные особенности.

Международное право прав человека включает в себя принципы и нормы, формируемые в основном путем заключения многосторонних международных договоров как универсального, так и регионального характера. Эти договоры, а также многочисленные документы недоговорного характера, принимаемые на международных форумах, устанавливают стандарты в области прав человека, т.е. общественные нормы поведения государств, которые осуществляют их в законодательстве и на практике в отношении своих граждан и других лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Двусторонние договоры играют в этом отношении второстепенную роль. В то же время на процесс формирования норм по правам человека во все большей степени начинают воздействовать принципы этой отрасли, что свидетельствует о значительной роли международного обычая как источника права. И, наконец, большое влияние на становление и развитие норм и принципов международного права прав человека традиционно оказывает национальное законодательство (схема 7).

Идея человеческого достоинства прошла через всю историю. На протяжении веков она обогащалась многими правами и свободами. Но лишь XX век окончательно вывел эту идею на международный уровень, признав человеческие права главной ценностью и закрепив их в соответствующих документах.

Международное нормотворчество в области прав человека стало всерьез развиваться только во второй половине XX в. Начало этому процессу положила Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН. Она стала отправной точкой нового периода утверждения веры в права человека, их интернационализации и осуществления. С тех пор, как никогда прежде, без утверждения соблюдения прав человека невозможны мир на земле, свобода и справедливость, нормальное развитие личности.

Последующий период отмечен нарастающим потоком документов, принимаемых как под эгидой Организации Объединенных Наций, так и других всемирных организаций, включая региональные международные объединения.

Вторая половина XX в. – важнейший этап в провозглашении прав человека, в развертывании широкого движения за них в мировом сообществе, в формировании новой идеологии прав человека, когда декларирование на международном уровне основных прав и принятие соответствующих конвенций слились в один набирающий силу процесс.

Этот период характерен и тем обстоятельством, что права человека все больше фиксируются не в специальных хартиях, а в конституциях государств, пактах, направленных на осуществление и охрану прав человека во всем мире или в его регионах, т.е. в документах, в которых определяются обязанности государства по соблюдению и обеспечению человеческих прав и свобод.

Основные международно-правовые акты о правах человека

Схема 7. Основные международно-правовые акты о правах человека

Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права.

Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Кроме того, эта отрасль регулирует правила поведения государств и их сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.

К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом, защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей, ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относится:

1) Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;

3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;

4) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

5) Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

6) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;

7) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

8) другие соглашения.

60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.

Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и нака­зании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Между­народная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции 1966 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ре­бенка 1989 г. и др.

Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современ­ном международном праве сформировалась новая отрасль, отражаю­щая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере - международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафикси­рованы в различных источниках международного права, отличаю­щихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участни­ков, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д.

В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о содержа­нии международного гуманитарного права («права человека», «меж­дународная защита прав человека», «международное право прав че­ловека» и т.п.) и месте этой отрасли в системе международного права имеются две основные точки зрения.

Согласно одной из них, отрасль «права человека» регламентирует международное сотрудничество в области прав человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов, образуют подотрасль другой отрасли - «права вооруженных конфликтов» («законов и обычаев войны»).

Другие ученые рассматривают гуманитарное право в более широ­ком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляется более обоснованной.

Предмет регулирования у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов» в общем един - осуществление, обеспечение и защита прав человека. Воору­женный конфликт приводит в действие, «включает» целую систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормы устанавливают особый режим регулирования общественных отноше­ний в период вооруженных конфликтов. Во время вооруженных кон­фликтов появляются новые группы участников правоотношений - комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите. Таким образом, от­дельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приоб­ретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях междуна­родного права.

В то же время и гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитар­ного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой - нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные ас­пекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздуш­ных и морских судов и др.).

Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответствен­ности индивидов за преступления международного характера и т.д.)

Нормы гуманитарного права - преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в гуманитарном праве в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют «законами и обычаями войны».

Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документ обладает той силой и сте­пенью юридической обязательности, которую ему придали прини­мавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассам­блеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав челове­ка, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому гово­рить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Деклара­ции могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.

Помимо договоров и обычаев, нормы гуманитарного права за­фиксированы и в некоторых документах международных конферен­ций и совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому изме­рению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г. и др.).

Обобщая изложенное, международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых прин­ципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гума­нитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.

Является самостоятельной отраслью международного права .

К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом , защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей , ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН . Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относится:

  1. Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;
  3. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;
  4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
  5. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
  6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;
  7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
  8. другие соглашения.

В развитие положений Устава ООН в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений наряду с Биллем о правах человека разработаны и приняты: Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда, занятости, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др. Только МОТ приняла почти 200 конвенций по различным социальным и экономическим правам.

В основе международных соглашений и конвенций по вопросам, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как уважение суверенитета государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела, самоопределение народов и наций, равноправие всех людей и запрещение дискриминации, равенство прав мужчин и женщин, а также принцип, согласно кᴏᴛᴏᴩому определенные фундаментальные права и ϲʙᴏбоды должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. В ряде конвенций закреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека.

Значение указанных основополагающих принципов в области прав человека состоит по сути в том, что все конкретные нормы должны разрабатываться на основе данных принципов, кᴏᴛᴏᴩые одновременно будут критерием их законности. Разумеется, что все государства должны соблюдать как нормы, непосредственно касающиеся прав человека, так и другие общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Роль данных принципов в межгосударственных отношениях не остается неизменной. Стоит заметить, что она может возрастать или в зависимости от ряда факторов международной жизни резко уменьшаться. Так произошло, например, с принципами уважения суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела. В случае если на протяжении длительного исторического периода данные принципы играли и продолжают играть важную роль в межгосударственных отношениях, то в сфере прав человека их значение в последние годы заметно уменьшилось.

Заключая международные соглашения по правам человека, государства добровольно отказываются от части ϲʙᴏих суверенных прав в ϶ᴛᴏй сфере и передают их международным органам, кᴏᴛᴏᴩые наделяются полномочиями "вмешиваться" в их внутренние дела. Развитие международного права в рассматриваемой области и в дальнейшем будет сопровождаться развитием указанного процесса.

Нормы по правам человека формируются в основном путем заключения многосторонних международных договоров. Двусторонние договоры будут исключительно этапом на пути становления ϶ᴛᴏй отрасли права. Международный обычай, кᴏᴛᴏᴩый в результате длительности и всеобщности применения признается участниками международных отношений обязательной юридической нормой, не играет значительной роли в процессе формирования норм по правам человека.

В формировании принципов и норм в области прав человека определяющее место занимает ООН и ее специализированные учреждения. Именно в рамках ϶ᴛᴏй Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию международно-правовых договоров предшествует разработка и одобрение деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.

Так были приняты, например, Всеобщая декларация прав человека, а затем Пакты о правах человека, Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а затем Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Практике ООН известны и случаи, когда государствам не удавалось договориться о принятии международного договора и дело ограничивалось одобрением резолюций или деклараций. Но даже при взаимном согласии и закреплении в международном договоре каких-либо норм по правам человека создаются исключительно предпосылки для их реализации. Реальная эффективность таких норм, их объем и степень осуществимости, как уже отмечалось, зависят от проведения специальных внутригосударственных мер каждой страной-участницей.

Принципы и нормы, ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся к правам человека, складывались как во внутригосударственном, так и в международном праве на протяжении длительного времени. Напомним (см. главу 5), что в зависимости от времени провозглашения различных прав и ϲʙᴏбод человека многие ученые делят их на три поколения1. К первому поколению ᴏᴛʜᴏϲᴙт гражданские и политические права, кᴏᴛᴏᴩые называют "негативными", поскольку для имплементации большинства из них государство может не предпринимать каких-либо конкретных действий, а исключительно должно не вмешиваться в их осуществление отдельными индивидами. Ко второму - социально-экономические права, кᴏᴛᴏᴩые называют "позитивными", поскольку для их реализации требуются конкретные акции государства.

К третьему поколению многие ученые ᴏᴛʜᴏϲᴙт "коллективные", или "солидарные", права. Выдвигая концепцию трех поколений прав человека, К. Не стоит забывать, что васак отнес сюда так называемые коллективные права, основанные на солидарности людей, и потому он называл их правами "солидарности". К ним он причислил право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию, кᴏᴛᴏᴩую он связал с концепцией нового международного информационного порядка2. Эти права К. Не стоит забывать, что васак предлагал закрепить в третьем Пакте, проект кᴏᴛᴏᴩого был им разработан3.

Некᴏᴛᴏᴩые ученые выступают против третьего поколения прав, заявляя, что только индивид может иметь основные права и ϲʙᴏбоды, а не коллектив людей или народ. "В отношении же прав третьего поколения, - пишет К. Томушат, - индивидуальный элемент становится абсолютно немыслимым14. В то же время большинство ученых совершенно справедливо, на наш взгляд, ᴏᴛʜᴏϲᴙт права народов к правам человека. Так, американский профессор Л. Сон пишет: "Международное право признает не только неотъемлемые права индивидов, но также определенные коллективные права, кᴏᴛᴏᴩые реализуются совместно индивидами, объединенными в большие группы людей, включая народы и нации. Эти права будут правами человека; эффективное осуществление коллективных прав служит предпосылкой к осуществлению других прав - как политических, так и экономических"1.

1 О "поколениях" прав человека см. § 3 главы V. Впервые концепцию трех поколении прав человека выдвинул французский ученый К. Не стоит забывать, что васак. См.: Vasak К. A 30-year Struggle // UNESCO Courier. 1977. Nov. P. 19.

2 См.: Vasak К. Op. cit.

3 См.: Vasak К. Pour unc troisiemc generation des droits de 11hommc. Etudes et essais sur le droit international humanitairc et sur les principcs de la Croix-Rougc en 11honcur dc Jean Pictet. Geneva, 1984. P. 837-850.

4 Tomuschat Ch. Op. cit. P. 570-571.

Права народов возникли сравнительно недавно. Важно заметить, что одни из них уже закреплены в международных документах, другие требуют разработки и последующего правового оформления.

Разгром гитлеровской Германии, создание Организации Объединенных Наций и принятие Устава ООН, развал колониальной системы и появление на международной арене новых развивающихся государств, возникновение глобальных проблем привели к дальнейшему развитию и закреплению в современном международном праве таких прав народов, как право на мир, на самоопределение, на ϲʙᴏбодное распоряжение ϲʙᴏими естественными богатствами и ресурсами, на развитие, на общее наследие человечества (дно морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции) и многие другие.

В 1981 г. Организация африканских государств приняла Африканскую хартию прав человека и прав народов, в кᴏᴛᴏᴩой закреплены перечисленные выше права.

Права народов принадлежат коллективу людей (народу или нации) и не могут быть реализованы отдельной личностью. В процессе их осушествлениякаждое лицо, входящее в состав того или иного народа, используя ϲʙᴏи права и ϲʙᴏбоды (ϲʙᴏбоду слова, печати, собраний, право участвовать в выборах и т. п.), выражает отношение к тому или иному вопросу. Мнение большинства, выраженное таким образом, и составляет волю всего народа.

Понятие прав различных поколений употребляется в современном международном праве только в историческом контексте. Что же касается существа тех или иных прав, то обычно применяется термин "категория прав человека".

1 Цит. по: Kiwannka R. The Meaning of "people" in the Africa Charter on Human and People1s Rights / Amer. J. Intern. Law. 1988. Jan. Vol. 82. № 1. P. 85.

В решениях международных конференций, в различных договорах и соглашениях, в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН подчеркивается неделимый характер основных прав и ϲʙᴏбод человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Суть данных положений ясна: ни одно право и ни одна ϲʙᴏбода не должны противопоставляться другим правам и ϲʙᴏбодам или трактоваться в ущерб им. При этом взаимосвязь, взаимозависимость и неделимость основных прав и ϲʙᴏбод человека не означает, что отсутствует система их постоянных или временных приоритетов. Вряд ли можно спорить по поводу того, что в современных условиях развития человеческого общества в перечне прав индивида на первый план выдвигается право каждого человека и всех народов нашей планеты на жизнь в условиях мира и международной безопасности, здоровой среды обитания. Каково бы ни было значение для человека социально-экономических, а также гражданских и политических прав, в случае ядерной войны или гибели цивилизации от экологической катастрофы они утратили бы всякий смысл. Выживание человечества и обеспечение всем народам права на жизнь - постоянная приоритетная задача всего международного сообщества.

ООН и другие международные организации справедливо уделяют особое внимание нарушениям основных прав и ϲʙᴏбод человека, происходящим в результате международных преступлений государств.

Приоритет, кᴏᴛᴏᴩый отдается определенным правам и ϲʙᴏбодам, необходимость ликвидации их массовых и грубых нарушений диктуются характером современной обстановки в мире, условием выживания человечества и созданием системы международной безопасности. Сегодня все большее значение во многих странах приобретают права, связанные с демократическим развитием и господством права во внутригосударственной жизни. Это, однако, не должно истолковываться как умаление других прав и ϲʙᴏбод человека.

В литературе по международному праву права человека подразделяются на обычные, основные (фундаментальные) и имеющие характер jus cogens. При ϶ᴛᴏм многие ученые призывают к осторожности в проведении такой градации. "Слишком либеральное причисление ряда прав к фундаментальным, или основным, как и к jus cogens, - пишет, например, американский ученый Т. Мерон, - может подорвать веру в права человека... Когда-нибудь международное сообщество сможет достичь согласия относительно подразделения прав на основные и jus cogens. Но ϶ᴛᴏт день еще далеко"1.

1Мегоп Т. On a Hierarchy of International Human Rights/Amcr. J. Intern. Law 1986. Jan. Vol. 80. № 1. P. 1-23.

Подобная позиция в значительной степени уже устарела. Стоит заметить, что она во многом объяснялась нежеланием ряда стран признавать юридическую обязательность для себя норм международных соглашений по правам человека. Все права, закрепленные во Всеобщей декларации и Пактах о правах человека, будут фундаментальными (основными), а большинство из них приобрели характер jus cogens.

В российской и зарубежной литературе высказывается справедливое мнение о существовании особой отрасли международного права, состоящей из системы принципов и норм в области прав человека. При этом даются различные определения ϶ᴛᴏй отрасли. Так, Г.И. Тункин повествовал, что "побудет новая отрасль международного права, определяющая обязанность государств по обеспечению всем людям, независимо от расы, языка, религии, пола, основных прав и ϲʙᴏбод"1. В учебнике международного права Г.И. Тункин отмечал возникновение и развитие "одной из важных отраслей международного права - международной защиты прав человека"2. Болгарский профессор П. Райдонов считает, что после принятия Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей ряд гуманитарных принципов, следует говорить о существовании особой отрасли права - международного гуманитарного права3 (обычно же в юридической литературе под гуманитарным правом понимают совокупность норм, касающихся правового положения определенной категории лиц в период вооруженных конфликтов и регулирующих законы и обычаи войны)

1 Тункин Г.И, Отметим, что теория международного права. М., 1970. С. 93.

2 Международное право / Под ред. Тункина Г.И. М., 1974. С. 232.

3 См.: Raidonov P. La protection iiiteriiationalcs dcs droits de 11homme. Sofia, 1970. С. 95-122.

4 См.: Pictct J. The Principles of International Humanitarian Law. Geneva, 1966.

Профессор Ж. Пикте, бывший вице-президент Международного комитета Красного Креста, высказывает разделяемое многими другими учеными мнение о международном гуманитарном праве как о системе норм, регулирующих законы и обычаи войны и права человека4. А. Робертсон в работе "Права человека в мире" критикует ϶ᴛᴏ утверждение. Стоит заметить, что он считает, что права человека как отрасль международного права будут основой развития гуманитарного права как составной части ϶ᴛᴏй отрасли1. И.П. Блищенко считает предлагаемую Ж. Пикте систему международного гуманитарного права убедительной2. При всем этом он относит к международному гуманитарному праву не только систему норм, регулирующих законы и обычаи войны и права человека, но и нормы, направленные на ограничение гонки вооружений и разоружение3.

Международные соглашения, действующие в современном мире, содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти соглашения следует разделить на три группы. В первую входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и др., кᴏᴛᴏᴩые содержат принципы и нормы в сфере прав человека в основном в условиях мира.

Вторая группа включает международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Сюда ᴏᴛʜᴏϲᴙтся отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.

Наконец, в третью группу входят международные документы, в кᴏᴛᴏᴩых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Эту группу составляют главным образом Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Статут Международного Уголовного Суда.

Во многих случаях нарушений прав человека речь идет о преступлениях государства против ϲʙᴏих собственных граждан или лиц, проживающих на его территории. Именно по϶ᴛᴏму ряд международных соглашений, касающихся преступных нарушений прав человека (геноцида, апартеида), предусмотрели создание Международного уголовного трибунала.

1 См.: Robertson A. Human Rights in the World. 174.

2 См.: Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

3См.: Там же. С. 76.

По нашему мнению, права человека как отрасль международного права состоят из совокупности принципов и норм, закрепленных во всех трех группах перечисленных международных документов. Все данные принципы и нормы должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие некᴏᴛᴏᴩых из них может быть приостановлено государствами во время войны или в период чрезвычайного положения. При всем этом ряд фундаментальных прав и ϲʙᴏбод человека должен соблюдаться каждым государством независимо от военной ситуации или чрезвычайного положения. Перечень данных прав дан в п. 1 ст. 4 Пакта о гражданских и политических правах.

Обязанность государств соблюдать основные права человека в любых ситуациях неоднократно подтверждалась резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. "Основные права человека, - подчеркивается, например, в резолюции 2675 (XXV), - в том виде, как они признаны в международном праве и изложены в международных документах, продолжают полностью применяться в ситуациях вооруженного конфликта".

Гуманитарное право будет частью системы норм, касающихся прав человека в целом. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам человека рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся, в частности, к защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что права человека как отрасль современного международного права состоит из совокупности принципов и норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и ϲʙᴏбод человека без всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливающих ответственность за преступное нарушение данных прав. Это определение, впервые сформулированное автором настоящего раздела1, поддерживается и другими юристами-международниками2.

1 См.: KdpmuuiKUH В.А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств) М., 1976. С. 46. 2 См., например: Манов Б. Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М., 1986. С. 19.

Кстати, эта отрасль занимает особое место, определяемое спецификой объекта и характерными чертами метода правового регулирования, тесной связью с внутригосударственным правом, значением в системе современных международных отношений и многими другими особенностями. Характерная черта ϶ᴛᴏй отрасли права - создание и функционирование международного механизма, осуществляющего контроль за реализацией обязательств, взятых государствами по международным соглашениям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Международное право и права человека

Введение

1.Международное право прав человека как самостоятельная отрасль международного права, его понятие и принципы

2.Международно-правовые нормы о защите прав человека

3.Роль Организации Объединенных Наций в защите прав человека

4.Международные судебные учреждения и защита прав человека

Заключение

международный суд защита права человека

Введение

Когда мы говорим о международном праве, мы прежде всего имеем в виду совокупность общеобязательных принципов, либо закрепленных в международных договорах или других международно-правовых документах, либо не закрепленных. Эти принципы в международном публичном праве являются общими для всех государств, обязательными. Образно говоря, они находятся как бы вне государства. Когда же мы говорим о международном частном праве, то слово «международное» используется в следующем значении: не замыкающееся в границах одного государства, имеющее в себе иностранный элемент. В виду этого международное частное право не следует понимать как совокупность норм, принципов, общеобязательных для всех государств в частноправовой сфере. Под международным частным правом всегда понимают конкретную национальную отрасль права. Сколько государств на земле существует, столько имеется и систем международного частного права.

Естественно, на международном уровне заключены договоры, соглашения. Нормы, которые в них закреплены, в случае, если государства присоединяются к этим договорам, становятся общеобязательными. Сегодня международное частное право остается преимущественно национальной отраслью права. Таким образом, можно сказать, что международное частное право - это отрасль права, которая регулирует частноправовые отношения с иностранным элементом (иностранный гражданин, юридический факт, имеющий место за границей, имущество, находящееся за границей).

Основные права и свободы в современном мире образуют своеобразную систему, регламентирующую совместную жизнь людей. На сегодняшний день можно смело говорить о сформировавшейся комплексной отрасли права, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в сфере прав человека, и эта отрасль имеет свои предмет и метод изучения. Юридическая составляющая в рассмотрении прав человека значительна. А в силу специфики международного частного права влияние прав человека в процессе регулирования правоотношений особенно заметно. Не менее заметно и обратное влияние международного частного права на защите прав человека, в конкретном случае - прав и интересов как собственных, так и иностранных субъектов международного частного права.

Одним из принципов международного частного права является принцип уважения прав и основных свобод человека. Этот принцип закреплен в преамбуле, статьях 1 и 55 Устава Организации Объединенных Наций. Например, в статье 1 Устава в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола зыка и религии». Согласно статье 55 Устава «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех».

Наиболее полно эти общие положения Устава ООН были конкретизированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и двух пактах, принятых в 1966 году: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Оба пакта представляют собой лишь минимум прав, которые должны быть предоставлены государствами проживающему на их территории индивиду и закреплены в национальном законодательстве.

Таким образом, мы видим неразрывную связь прав и свобод человека с нормами международного права в следующем контексте: для защиты своих прав индивид обращается к помощи национальных судов, действующих в соответствии с конституциями государств, положения которых в части, касающейся прав и свобод человека, должны соответствовать международно-правовым стандартам - источникам принципа уважения прав и основных свобод человека. Следовательно мы смело можем говорить о такой отрасли международного права как международное право прав человека.

1. Международное право прав человека как самостоятельная отрасль международного права , е го понятие и принципы

Проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. Иностранец, особенно торговец, представлял собой ценного инвестора для государства пребывания, и лица, причинявшие ему вред, тем самым причиняли вред самому государству, и, следовательно, должны были подвернуться наказанию. Если же государство пребывания отказывалось принимать какие-либо меры, то следовала международная ответственность. Например, допускался самосуд в отношении обидчика - захват имущества (товаров, судов) виновного государства.

Возникновение в международном праве отдельных норм и институтов международно-правовой регламентации прав и свобод индивида происходила в том числе и за счет накопления перечня стандартов прав личности и формулирования их в национальных правовых актах. Постепенно вырабатывались и основные элементы механизма международной защиты прав человека (осуждение торговли людьми, вопросы рабства и принудительный труд). А кодификация правил ведения войны и защиты жертв вооруженных конфликтов в Женевских и Гаагских конвенциях усиливает гуманитарную направленность в международном праве. Данные документы установили определенные обязательные правила поведения государств в отношении граждан и заложили основу международно-правовой защиты личности в условиях вооруженных конфликтов. То есть речь идет о фактическом создании механизма международной защиты прав человека.

Фактически государства обязывались предоставлять иностранцам, находящимся на их территориях, гарантии по обеспечению необходимых минимальных прав и правовой защиты, например: защита жизни, достоинства, собственности, судебная защита своих интересов. Таким образом формируется принцип «дипломатической защиты» - механизм обеспечения правомерного поведения какого-либо государства в отношении лиц иностранного подданства. Страна происхождения могла требовать от страны пребывания обязательного и неукоснительного соблюдения определенного минимального стандарта защиты прав и интересов личности для своих граждан, принимать предупредительные меры для их защиты и устранения последствий их нарушения. Стали возникать правовые нормы, формирующие принцип ответственности государств за соблюдение прав человека и принцип допустимости возможных санкций против государства - нарушителя этих обязательств.

Особенно ярко это проявилось после окончания Первой мировой войны. Соглашения, заключенные восемью европейскими государствами и Турцией обязывали стран-участниц содействовать благополучию и развитию проживающих на данных территориях народов. Этим была заложена основа формирования международного института меньшинств, базой для которого стали нормы о защите родного языка, национальной культуры и образа жизни, религии, а также гарантий суверенных прав, обеспечивающих определенную степень автономии и самоуправления.

Правозащитный механизм института меньшинств в классическом международном праве регламентировал на тот период времени весьма специфический правовой режим, который был ограниченным как предмету регулирования и кругу субъектов, так и по списку гарантируемых прав.

Очередной этап развития институт международной защиты прав и свобод человека приходится на период окончания Второй мировой войны. Движение за решение вопросов, связанных с правами человека приобретает поистине массовый характер в связи с созданием Организации Объединенных Наций. Статья 1 Устава ООН провозгласила, что одной из целей, которые преследует Организация, является осуществление международного сотрудничества в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии». Эту формулу практически повторяет статья 55 Устава, а статья 56 налагает на всех членов ООН «обязанность предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55». Тем самым международное сообщество признало, что защита прав человека является одним из важнейших направлений международного сотрудничества на всех уровнях.

Одним из первых договоров, регулирующих данную сферу отношений, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года. Ее нормы стали стандартом правового положения личности, в соответствии с которым государства должны соизмерять обращение с собственными гражданами.

Всеобщая декларация прав человека (1948 год), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему (1966 год) продолжают оставаться основополагающими международными документами по защите прав и основных свобод человека.

Впоследствии ООН было подготовлено свыше 80 международных договоров, конвенций, деклараций по проблеме прав человека.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод:

Международное право прав человека представляет собой совокупность согласованных юридических принципов и норм, устанавливающих обязательный для государств объем прав и свобод индивида, регламентирующих систему международно-правовых гарантий соблюдения и восстановления данных прав в случае их нарушения со стороны государства, а также межгосударственное сотрудничество в области развития и укрепления уважения к правам и свободам человека.

Международное право прав человека обладает всеми характерными чертами самостоятельной отрасли, а именно: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования. Необходимо отметить, что в современном международном праве отмечается тенденция к регламентации международного механизма защиты прав и свобод индивида. Это демонстрируется большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи. Хочется, однако, оговориться, что количество не всегда означает качество. Именно поэтому основной задачей международно-правового регулирования статуса личности в настоящее время является не выработка какого-либо нового комплекса прав, а поиск средств для наиболее полного осуществления и защиты уже закрепленных прав и свобод человека.

Всеобщая декларация прав человека впервые провозгласила круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. В основе всех прав лежит принцип равноправия.

Как и любая отрасль международного права, международное право прав человека базируется на основных принципах международного права: уважение прав и свобод человека, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, запрещение угрозы силой и ее применения. К специальным же принципам рассматриваемой отрасли относятся универсальность, недискриминация взаимосвязанность и взаимозависимость.

Принцип универсальности прав человека. Международные нормы о правах человека носят характер минимальных стандартов, которые каждое государство обязано поддерживать на национальном уровне. При этом международные стандарты не ограничивают государства в обеспечении большего объема прав и свобод человека по сравнению с международными нормами.

Принцип недискриминации определяет необходимость обеспечения и защиты прав со стороны государств на основе равенства и справедливости. Дискриминация запрещена вне зависимости от ее оснований. Международный пакт о гражданских и политических правах определяет, что «никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующих в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме».

Принцип взаимосвязанности, взаимозависимости и неделимости состоит в том, что все права человека одинаково важны, и их качественное разделение на первостепенные и менее значимые и попытки их противопоставления недопустимы. Любые права являются в равной степени необходимыми для полноценного существования и развития личности.

2. Международно-правовые нормы о защите прав человека

Базовыми документами в сфере международных соглашений о правах человека являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Они закрепляют перечень основных прав и свобод человека, а также обязанности государств по реализации и защите этих прав. Работа по созданию документов, нацеленных на защиту прав и свобод человека, продолжается постоянно. Достаточно ознакомиться с деятельностью Комиссии ООН по международному праву.

Особое значение на сегодняшний день имеют следующие документы, регламентирующие вопросы по правам и свободам человека:

Договоры, направленные на предупреждение и пресечение посягательств на жизненно важные интересы личности. Например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), содержит гарантии реализации принципа равенства и исключения дискриминации для каждого индивида. Ее цель - исключение расовой дискриминации во всех возможных проявлениях, искоренение расистских и человеконенавистнических теорий и практики, создание сообщества, свободного от расовой дискриминации. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год) устанавливает защиту человека от органов государственной власти в применении пыток или других действий, причиняющих вред жизни или здоровью человека, либо унижающих его достоинство. Такие действия бесспорно рассматриваются на территории любого государства как преступления.

Группа соглашений, закрепляющих право человека на труд. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951 год), Конвенция об охране заработной платы (1949 год), Конвенция об упразднении принудительного труда (1957 год).

Большую нишу среди международных документов по защите прав и свобод человека занимают международные документы, направленные на защиту женщин и детей. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год). Последняя направлена на защиту интересов каждого индивида, не достигшего возраста 18 лет (исключение - достижение совершеннолетия в иные установленные национальным законодательством сроки). Дети должны быть защищены от участия в вооруженных конфликтах, запрещается торговля детьми, детская проституция и порнография.

Серьезный блок представляют международные документы по защите инвалидов (Конвенция и Факультативный протокол к ней, 2006 год). Были закреплены как общегражданские права инвалидов (на жизнь, равенство перед законом, свобода и неприкосновенность личности), так и прав, присущие именно этой категории лиц, а именно: право на самостоятельный образ жизни, вовлечение в местное сообщество, максимально высокий уровень здоровья, максимально высокий жизненный уровень, достойное питание, одежду, жилище, право на участие в культурной жизни, занятие спортом.

Из приведенных примеров видно, что права и свободы человека постепенно и неуклонно приобретают статус наднационального юридического и социального института. При этом не следует забывать, что внутригосударственная регламентация прав и свобод человека не может и не должна уходить на второй план.

Это в полной мере соответствует принципу субсидиарности, требующему осуществления властных полномочий на уровне, максимально приближенном к населению. Это требование является определенной гарантией того, что чем ближе к индивидам будет осуществляться защита, тем доступнее она будет для людей, а следовательно и эффективнее.

3. Роль Организации Объединенных Наций в защите прав человека

В 1946 году Экономический и Социальный Совет ООН утвердили в своей структуре Комиссию по правам человека. Изначально она состояла из 18 членов, а затем была увеличена до 53 членов, которые назначались по правилам справедливого географического распределения сроком на 3 года. Комиссия созывалась ежегодно в Женеве, работа продолжалась в течение 6 недель. Это был форум, на котором представители государств, межправительственных и неправительственных организаций обсуждали проблемы прав человека. Комиссия была вправе выносить на обсуждение случаи нарушения прав человека, допущенные в любой точке земного шара.

Результатами работы Комиссии были предложения, рекомендации и доклады, представляемые на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). В целях квалифицированной оценки конкретного факта нарушения прав человека, Комиссия вправе была приглашать экспертов и специалистов, организовывать посещение стран, где были допущены факты нарушения прав человека, а затем обсуждать полученные сведения. Рекомендации Комиссии могли затрагивать весьма широкий круг вопросов, вплоть до требований внесения изменений в национальное законодательство по вопросам прав человека и практику его применения.

В 1947 году создается Подкомиссия по поощрению и защите прав человека (первоначальное название - Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств). Подкомиссия была наделена следующими функциями:

Осуществлять исследования в сфере прав человека и давать Комиссии рекомендации по предупреждению любого рода дискриминации;

Выполнять поручения и функции, возлагаемые на нее ЭКОСОС или Комиссией.

Подкомиссия проводила сессии 1 раз в год, доклад по результатам заседаний представлялся в Комиссию. Численный состав Подкомиссии - 26 человек, без привязки к конкретным государствам, только исходя из личной квалификации. Однако, кандидаты предлагались от любого желающего государства. Постепенно полномочия Подкомиссии расширялись.

В 2002 году был подготовлен доклад Генерального секретаря ООН «Укрепление ООН: программа дальнейших преобразований». В докладе было отмечено, что Комиссия по правам человека является важнейшей составляющей частью ООН. При этом государства - члены Комиссии обязаны искать пути повышения эффективности ее работы. Задача ООН - развивать достигнутые успехи и оказывать практическую помощь в создании и укреплении национальных систем защиты прав человека.

Серьезный шаг в этом направлении был сделан в 2005 году, когда Комиссия приняла решение о разрешении участия в своих заседаниях аккредитованным представителям национальных правозащитных объединений.

В докладе Генерального секретаря ООН, посвященном подготовке к 60-летию ООН содержалось предложение о замене Комиссии постоянно действующим Советом по правам человека в качестве одного из основных органов ООН либо в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. Результатом решения данного вопроса стало учреждение 15 марта 2006 года Совета по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН.

Совет должен отвечать за содействие всеобщему уважению прав человека и основных свобод без каких-либо различий. Этот орган рассматривает ситуации, связанные с нарушениями прав человека, в том числе грубые и систематические нарушения, и выносить соответствующие рекомендации. Совет руководствуется принципами универсальности, беспристрастности, объективности, неизбирательности, конструктивного международного диалога и сотрудничества в целях содействия поощрению и защите всех прав человека: гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, включая право на развитие.

Исходя из целей создания и принципов деятельности Совета, можно выделить следующие его задачи:

Просветительская и учебная деятельность в области прав человека, оказание содействия в указанной деятельности на внутригосударственном уровне.

Обсуждение вопросов по правам человека.

Содействие выполнению обязательств государств в области прав человека, осуществление контроля за выполнением этих обязательств.

Содействие предотвращению нарушений прав человека и своевременное реагирование на чрезвычайные ситуации в этой области.

Взаимодействие по вопросам прав человека с правительствами, региональными организациями, национальными учреждениями в области прав человека.

Представление ежегодного доклада Генеральной Ассамблее.

В состав Совета входят 47 государств - членов, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи ООН путем прямого тайного голосования, при этом руководствуются принципом справедливого географического распределения:

Группа азиатских государств - 13 мест

Группа африканских государств - 13 мест

Группа восточноевропейских государств - 6 мест

Группа западноевропейских государств - 7 мест

Группа Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 мест

Члены Совета исполняют свои полномочия в течение трех лет не более 2-х сроков подряд.

Совет собирается на свои заседания регулярно в течение года и проводит не менее 3-х сессий в год (всего не менее 10 недель). Количество сессий может быть увеличено.

В мае 2006 года состоялось избрание первого состава Совета. За места в Совете на конкурентной основе боролись 63 государства. Голосование проходило в три тура. За Россию проголосовало 137 из 191 делегации государств - членов ООН. Первым председателем Совета стал мексиканец Луис Альфредо де Альба. В связи с началом работы Совета Комиссия по правам человека была расформирована и прекратила свою работу.

К числу важнейших шагов, предпринятых Советом в своей работе, стало принятие Международной конвенции о защите всех лиц от насильственного исчезновения и Декларация о правах конкретных народов.

Еще одной значимой фигурой в вопросах защиты прав человека является Верховный комиссар ООН по правам человека. Его кандидатура определяется Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН на срок 4 года с возможностью его продления еще на один срок. Верховный комиссар должен быть человеком с высокими моральными качествами, честный, обладающий опытом в области прав человека. Он должен выполнять свои обязанности беспристрастно, объективно, руководствоваться признанием того, что все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Деятельность Верховного комиссара должна быть направлена на решение следующих вопросов:

Поощрение и защита прав человека во всем мире;

Укрепление международного сотрудничества в области прав человека;

Налаживание диалога с правительствами с целью обеспечения уважения и соблюдения прав человека;

Координация усилий, принимаемых в данной области различными органами ООН;

Контроль за деятельностью Управления Верховного комиссара по правам человека, которое размещается в Женеве.

Данное Управление является руководящим центром всей деятельности ООН по правам человека. С течением времени Управление расширяет свои возможности по налаживанию диалога и взаимодействия со многими странами по вопросам обеспечения защиты прав человека. В своей повседневной деятельности Управление решает такие вопросы как оценка потребностей, планирование, подготовка кадров и содействие установлению более тесных связей между национальными системами и международными правозащитными механизмами.

На сегодняшний день Управление имеет своих постоянных представителей более чем в 40 странах мира.

4. Международные судебные учреждения и защита прав человека

В 1949 году был учрежден Совет Европы. Его задачей является создание единого европейского общества, которое будет основываться на свободе, демократии, признании прав человека и их верховенстве. Для этих целей Совет вырабатывает единую правоприменительную практику. Основными механизмами Совета Европы для достижения оставленных целей являются Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

4 ноября 1950 года была принята Европейская конвенция по правам человека. В Российской Федерации она вступила в силу в 1998 году. Важность этой Конвенции заключается в том, что она содержит в себе перечень основных прав человека и механизм их защиты специально созданными в Страсбурге органами.

Здесь необходимо отметить, что ни сама Конвенция, ни принимаемые в соответствии с ней протоколы не могут и не должны заменить национальный системы защиты прав человека. Цель этих документов в предоставлении индивиду международных гарантий в дополнение к внутригосударственным нормам возмещения вреда.

Конвенция регламентирует право на индивидуальное обращение людей из стран-участниц Совета Европы с жалобами в контрольные органы Конвенции в том случае, если их права нарушаются на национальном уровне.

Европейский Суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государства их прав, признанных в Конвенции или в протоколах к ней. При этом государственные органы обязуются никакими средствами и способами не препятствовать данному обращению.

В настоящее время Совет Европы и созданные им механизмы в своей деятельности руководствуются Европейской социальной хартией (1961 год), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 год), Европейской конвенцией об осуществлении прав детей (1996 год).

Наряду с Европейской системой защиты прав человека, мы можем говорить о межамериканской системе защиты прав человека, африканской системе, азиатской системе, системе защиты прав человека в исламе и в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Ведущую роль в международном механизме защиты прав человека играют международные судебные учреждения. Главным судебным органом международного сообщества является Международный Суд ООН. Суд в своей практике рассматривал множество конфликтов, связанных с вопросами о правах физических и юридических лиц. Необходимо обратить внимание на то, что Международный Суд ООН не рассматривал ни одного дела, где бы физическое лицо выступало в качестве истца или ответчика, но при этом все выносимые Судом решения находят отражение в формировании теоретических и практических позиций в международном праве.

Европейский Суд по правам человека был создан в 1959 году. Однако только с 1998 года жалобу на нарушение каких-либо прав стало возможным направлять непосредственно в Суд, действующий на постоянной основе.

Жалоба, которая может быть принята к рассмотрению должна отвечать следующим требованиям:

Должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты, а с момента принятия окончательного внутригосударственного решения должно пройти не более 6 месяцев;

Жалоба не должна быть анонимной;

Жалоба не должна быть повторной, если только не содержит новой информации;

Жалоба должна соответствовать положениям Конвенции и представлять собой злоупотребление правом.

Европейская конвенция также не допускает подачи групповых жалоб в отношении одних и тех же фактов - каждый заявитель должен действовать индивидуально.

Лицо, которое подает жалобу, называет себя жертвой нарушения прав. Термин «жертва» применяется к индивидуальным обращениям, так как речь идет о нанесении личного ущерба заявителю. Необходимо обратить внимание и на такие термины, как «потенциальная жертва» и «косвенная жертва». «Потенциальная жертва» - это заявители, для которых угроза возможного будущего ущерба является основанием говорить о нарушении их прав. «Косвенная жертва» - это близкие родственники непосредственной жертвы или люди, тесно связанные с ней. Важное значение имеет тот факт, что человек не может самостоятельно добровольно отказаться от своих прав, а потому не может утратить статус жертвы.

Первоначально жалобы поступают в канцелярию Суда. Сотрудники последней устанавливают необходимые контакты с заявителем, при необходимости запрашивают дополнительную информацию.

Далее решается вопрос о приемлемости жалобы. Этот вопрос может быть решен или Комитетом (в составе трех судей) или Палатой (в составе семи судей). В случае спора по вопросу приемлемости жалобы, решение принимает Палата. Если вопрос о приемлемости решен положительно, сторонам может быть предложено предоставить дополнительные доказательства, после чего проводится слушание дела по существу. Слушание по существу может быть проведено и на стадии решения вопроса о приемлемости жалобы. Также возможны варианты, когда Палата принимает решение без проведения слушания по существу. Слушание может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Допускается привлечение к делу третьих лиц. Сторонам предоставляется возможность для дружественного урегулирования спора, если достичь его не представляется возможным, то Палата представляет свое решение. По наиболее важным и сложным делам решение выносит Большая Палата из 17 судей. Решения Большой Палаты окончательны и имеют обязательную силу в международном праве. Европейский Суд не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения, имеющие юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с целью установления наличия или отсутствия факта нарушения прав человека.

Государства-участники Конвенции обязуются исполнять окончательные решения Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное решение направляется в Комитет министров Совета Европы, являющимся органом исполнительным. Комитет министров обладает функцией надзора за исполнением решений Европейского Суда. Заседания по вопросам контроля за исполнением решений Суда проводятся каждые два месяца. Решение Суда рассматривается Комитетом министров с интервалом в шесть месяцев до тех пор, пока сочтет решение исполненным. В исключительных случаях Комитет министров может прибегать к мерам политического или дипломатического давления к государству-ответчику с целью обеспечения исполнения решения Суда. В подавляющем же большинстве случаев Комитет министров является местом обсуждения мер, необходимых для надлежащего исполнения решений Суда.

В целом европейское право, закрепляя право индивида на судебную защиту, устанавливает определенный перечень гарантий, лежащих в основе общей концепции существования и деятельности Европейского Суда, называемой «право на защиту». К таким гарантиям можно отнести следующие:

Право быть заслушанным;

Право на юридическое представительство и конфиденциальность (существует оговорка, по которой представитель не может быть работником клиента);

Право не свидетельствовать против себя;

Право на выбор языка (как правило, языком разбирательства становится официальный язык государства-ответчика).

После распада СССР и строительством, по сути нового демократического государства - России, население нашей страны постепенно получает доступ к установленному и действующему международному механизму защиты прав человека. Огромный плюс заключается в том, что основные права и свободы нашли свое отражение и закрепление в основном документе нашей страны - Конституции Российской Федерации. Конечно, за 20 лет ее существования, можно говорить лишь о попытках выработать национальный четкий и отлаженный механизм защиты прав человека. Но несомненно, что избранное направление движения в данной сфере является верным. Об этом прямо свидетельствует количество обращений граждан Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека. Ведь задача любого государства не только в неукоснительном соблюдении прав людей, находящихся на его территории, но и в предоставлении индивидам возможности защищать свои права на международном уровне. Вот как это звучит применительно к нашему государству: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что международно-правовые обязательства государств по развитию, реализации и конкретизации принципа защиты и уважения прав человека представляют собой международно-правовые стандарты в области прав человека. Основное значение Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других конвенций в области гуманитарного права заключается в том, что они устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Читая тексты документов, так или иначе затрагивающих вопросы прав и свобод человека, не сразу осознаешь, какой тяжелый и длинный путь прошло человечество по пути констатации фактов, очевидных для современного общества.

Однако, нельзя закрывать глаза и на изрядную долю лицемерия, имеющего место при решении проблем прав человека на международном уровне. Особенно очевидным это лицемерие стало в последние несколько лет со стороны США и некоторых европейских государств по отношению к развивающимся странам и странам Восточной Европы. Мы уже несколько месяцев наблюдаем за развитием событий в Украине. Наблюдая за происходящим, невольно задаешь вопрос, как международное сообщество, кричащее со всех углов о необходимости защиты прав человека, о праве народов и наций на самоопределение, допустило по сути военный переворот, приведший к огромному количеству человеческих жертв. Оправдания такого «промаха» существовать просто не может. Личная заинтересованность, желание неограниченной власти и превосходства над другими участниками международных отношений, отмело в сторону все задекларированные истины. На поверхность всплыл основной принцип, которым руководствуются в настоящее время западные политики - разделяй и властвуй.

Очень хочется верить, что разум и гуманизм возобладают в умах политических деятелей мира, и задекларированные стандарты станут практическими стандартами прав человека, уважаемыми и защищаемыми всем мировым сообществом.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Международное право в области прав человека. Анализ современного состояния международного сотрудничества в правозащитной сфере. Принцип уважения прав человека. Международные стандарты в области прав человека. Современное международное публичное право.

    реферат , добавлен 13.05.2015

    Эффективность деятельности Европейского суда как международного института защиты прав человека. Система Организации Объединенных Наций: причины возникновения, принципы, цели деятельности. Основные права: происхождение, юридическая природа, пределы защиты.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Изучение истории возникновения, развития международного гуманитарного права, его понятия, сферы действия, основных источников. Сфера применения международного гуманитарного права в соотношении со сферой применения международного права прав человека.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2010

    Основные функции и инструменты международного гуманитарного права. Содействие Организации Объединенных Наций (ООН) интересам справедливости, прав человека, международного права. Роль ООН в формировании и исполнении норм международного гуманитарного права.

    реферат , добавлен 05.02.2015

    Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина; характеристика универсальных и региональных документов по правам человека. Международные органы по защите прав и свобод: Организация Объединенных наций, Европейский Суд по правам человека.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2012

    Права человека как отрасль международного права. Европейский Суд по правам человека. Положения международно-правового регулирования в сфере прав и свобод человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. Договоры ООН по правам человека.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Исторические этапы появления и развития понятия "права человека". Классификация прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека. Постатейное рассмотрение Всеобщей декларации 1948 года. Особенности принципа всеобщего уважения прав.

    реферат , добавлен 17.03.2012

    Доктрина прав человека как гуманитарное право. Институционализация доктрины прав человека в Европе. Правовой характер взаимоотношений человека и государства. Изучение понятия гражданства. Общие принципы статуса личности. Проблема прав человека в России.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Проблема взаимодействия международного и внутригосударственного права, нормативные акты, регулирующие эту сферу. Защита прав человека как самостоятельная отрасль международного права. Международные правовые организации и источники международного права.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2017

    Понятие международного права по правам человека, история его формирования и современное состояние. Механизмы и средства защиты прав человека в международном праве, законодательная основа. Отражение прав человека в законодательстве Кыргызской Республики.

Случайные статьи

Вверх