Защита прав коренных малочисленных народов. Л андриченко - международно-правовая защита коренных народов

Российская Федерация включает в себя немалое количество самых различных народов - по подсчетам специалистов, около 780 групп. Так называемые малочисленные народы России проживают на северной территории, пролегающей вдоль 30 регионов страны. Если суммировать их численность, то их окажется не так уж и много: чуть больше четверти миллиона. По состоянию на 2010 год в нашем государстве проживает порядка 45 групп коренного типа. В этой статье будет подробно рассказано про особенности проживания, юридические полномочия, проблемы и правовой статус малочисленных народов России.

Что представляют собой российские малочисленные народы?

Малыми специалисты называют небольшие этнические общности, сохраняющие свои традиции, обычаи и культурные особенности проживания. Проблема жизнедеятельности малых народов поднимается не только на общероссийском, но и на мировом уровне. Так, в 1993 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в соответствии с которой малочисленным и коренным общинам должно уделяться особое внимание. Россия тогда не осталась в стороне: Конституция 1993 года провозгласила принцип гарантии прав и свобод, как для обычных граждан, так и для коренных представителей страны. На конституционном уровне закрепление прав коренных жителей является неотъемлемым элементом в системе защиты и поддержки демократического государственного развития.

Почему проблеме существования малочисленных народов России в последнее время уделяется особое внимание? Ответ на этот вопрос кроется в истории. Дело в том, что еще в начале XX века некоторые народы нашего государства столкнулись с целым рядом проблем: экономических, демографических, социальных и, конечно же, культурных. Произошло это, как не сложно догадаться, из-за глубочайших государственных перемен: революций, репрессий, гражданской и Великой Отечественной войны и т. д. В начале же 90-х годов остро встал вопрос о сохранении оставшихся коренных и малочисленных народов России.

Надо сказать, что этносы малочисленного типа играют не последнюю роль в культурном развитии страны. Более того, они являются неотъемлемой частью многонационального народа России, выступают в качестве самостоятельного фактора, благодаря которому происходит возрождение некогда великой российской государственности. Так в чем же заключается политика нынешних властей по отношению к малочисленным народам России? Об этом будет рассказано далее.

Правовая основа существования коренных народов в РФ

Юридическое закрепление статуса тех или иных этносов - явление далеко не новое. Еще в начале XIX века в Российской Империи существовал специальный Устав о жизни инородцев, датировавшийся 1822 годом. В этом документе коренным жителям тех или иных территорий России гарантировались права на самоуправление, землю, культурную самобытность и т. д. В советское время продолжалась похожая политика, однако места расселения национальных меньшинств стали безжалостно делиться. Переселение с места на место, а также принцип патернализма (диктата поведенческих норм) сыграли с малыми народами злую шутку: вековые традиции и обычаи понемногу стали исчезать.

Проблема была обнаружена в 90-е годы. Дабы не допустить дальнейшего ускорения процессов удаления языковых и культурных особенностей среди коренных и малочисленных народов России, был закреплен ряд юридических норм, провозглашающих принцип самобытности и сохранения традиционной культуры среди этносов коренного типа.

Первый и самый важный источник это, конечно же, российская Конституция. Здесь стоит выделить статью 72, в которой говорится о совместном регулировании прав и свобод национальных меньшинств регионами и федерацией. В статьях 20 и 28 говорится о возможности указывать свою национальную принадлежность. Во многих федеральных законах и прочих нормативных актах закрепляется принцип равноправия различных этнических групп. Стоит выделить ФЗ "Об основных избирательных правах граждан", ФЗ "О языках в РФ" и многие другие законы.

Конституционный суд РФ является основным государственным органом в стране, в чьи обязанности входит правовая защита малочисленных народов. Эта же инстанция устанавливает для этнических групп специальные гарантии и права, о которых будет рассказано далее.

О льготах и гарантиях для малочисленных народов России

Что гарантируют этническим меньшинствам российские федеральные законы? Если речь идет о политической сфере, то выделить здесь стоит отдельные юридические предпосылки для широкого участия народов коренного типа в работе государственных органов РФ и инстанциях местного самоуправления. Каким образом это работает? Согласно ФЗ "Об избирательных правах граждан" должны быть установлены специальные квоты представительства во властных органах. Происходить это должно за счет формирования избирательных округов, куда входило бы меньшее количество людей, чем установлено в законе. Избирательные округи могут касаться отдельных национальных поселений, этнических объединений, племен и т. д.

Следующая сфера, в которой возможны льготные права коренных малочисленных народов России - это экономика. В этой области должны применяться методы по качественному развитию хозяйственной деятельности традиционного типа. Должны приниматься меры по созданию особых территорий, в которых была бы возможность использовать традиционные методы природопользования. Не стоит забывать и о бюджетных ассигнованиях, направленных на поддержку народных промыслов. Со строгим учетом интересов коренных народов могут подлежать приватизации производственные предприятия. При этом налогообложение таких предприятий будет осуществляться с учетом возможных льгот и дотаций.

Наконец, льготные права малочисленных народов России можно осуществлять и в социально-культурной области. Здесь стоит рассказать о принятии условий по сохранению духовных и культурных основ того или иного коренного народа. Этнические средства массовой информации, соответствующий язык и литература должны всячески поддерживаться со стороны государственных властей. Необходимо периодически проводить научные исследования культурных сфер малочисленных народов.

Международное право о малочисленных народах

Национальная правовая основа, содержащая в себе нормы о защите правового статуса коренных малочисленных народов России, базируется на принципах, установленных международным правом. Иначе говоря, российское право не должно противоречить международным юридическим нормам. Это правило закрепляется и в отечественной Конституции 1993 года.

Все нормативные акты международного характера, гласящие о проблемах малочисленных народов земли, можно поделить на три основные группы. В первую такую группу входят документы, носящие рекомендательный характер. Что это означает? Если вкратце, то Декларация о языковых меньшинствах, Венская (1989 год), Парижская (1990 год), Женевская (1991 год) и многие другие документы декларативного характера направлены на стимулирование благоприятного отношения к этническим меньшинствам.

Вторая группа включает в себя документацию, целью которой является оказание идеологического и культурного влияния на правовую систему того или иного государства. Например, Конвенция № 169 гласит о племенных народах, Конвенция СНГ от 1994 года о реализации качественной защиты прав меньшинств и т. д. Особенностью представленной группы является игнорирование Россией содержащейся в ней документации. Составляет ли это группу проблем коренных малочисленных народов России? Скорее всего, нет. Ведь существует третья группа, в которую входят юридически обязательные для любого государства документы.

Последнюю составляют международные документы, призванные защищать национальные меньшинства от различного рода дискриминационных и принижающих их достоинство моментов. Так, существует Пакт о политических и гражданских правах 1965 года, Европейская конвенция о защите прав и свобод человека 1950 года и многие другие документы, обязательные для исполнения российским государством.

Права и свободы российских малочисленных народов

На сегодняшний день в России действует Федеральный закон № 256-ФЗ "О гарантиях прав коренных народов России" от 1999 года. В статье 8 представленного нормативного акта сообщается о правах этнических меньшинств. Что именно здесь стоит выделить?

Народы малочисленного типа, а также их объединения должны всячески поддерживаться государственной властью. Необходимо это для защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, различного рода промыслов и хозяйствования. Именно поэтому такие народы имеют право на пользование в местах своего обитания полезными ископаемыми, почвами, животными и растительными организмами.

Предоставляется оно, конечно же, на безвозмездной основе. Однако это далеко не единственное право народов рассматриваемого типа. Здесь также стоит выделить:

  • право на участие в осуществлении контроля над использованием собственных земель;
  • возможность осуществлять контрольно-надзорную деятельность за исполнением федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации;
  • право на постройку и реконструкцию хозяйственных, бытовых и производственных объектов;
  • возможность своевременно получать от Российской Федерации денежные средства или материальное довольствие, необходимое для культурного или социально-экономического развития народов;
  • право на участие в осуществлении государственной власти или органов местного самоуправления - напрямую или через уполномоченных представителей;
  • возможность делегировать своих представителей во властные инстанции;
  • право на возмещение убытков, которые были причинены в результате ущерба природной среде обитания;
  • право на получения от государства помощи в виде реформирования той или иной социальной сферы.

Это, конечно же, далеко не все возможности, которые закрепляет закон. Здесь также стоит выделить замену военной службы альтернативной гражданской, возможность создавать особенные самоуправленческие инстанции, право на осуществление судебной защиты и т. д. Надо сказать, что все представленные права составляют юридический статус малочисленных народов России.

Проблемы малочисленных российских народов

Прежде чем приступить к рассказу об особенностях жизнедеятельности самых известных коренных этносов нашего государства, стоит обозначить основные проблемы, с которыми этим этносам часто приходится сталкиваться.

Первая и, наверное, самая важная проблема - это идентификация национальных меньшинств. Процесс идентификации может быть групповым и индивидуальным. Трудности возникают при поиске соответствующих критериев и процедур. Вторая проблема касается прав меньшинств. Как известно, коренным народам требуются особенные права. Для этого необходимо качественно определить условия, при которых реализация специальных прав была бы возможной. Трудности могут возникнуть при обеспечении адресности и правильного применения прав в частных или публичных юридических сферах.

Третьей проблемой коренных малочисленных народов Севера России можно называть трудность самоопределения таких этносов. Дело в том, что в этой области существуют проблемы целесообразности формирования территориальных образований, наделения правами или построения гарантий этих прав. Отсюда вытекает и еще одна проблема, тесно связанная с системой правового регулирования и защищенности. Здесь крайне актуальны вопросы соотношения начал регионального и федерального уровня, заключения договоров между этносами, применения обычного права и т. д. Кстати, проблема государственного управления по делам малочисленных народов РФ также стоит довольно остро. Если речь идет об уровнях соответствующих государственных инстанций, о делегировании полномочий инстанций местного самоуправления, то здесь могут возникнуть некоторые трудности организационного характера.

Стоит также выделить проблему статуса общественных организаций национальных меньшинств. Дело в том, что подобным организациям можно было бы предоставить довольно большие и объемные права, касающиеся избирательного процесса, защиты интересов, контроля над выполнением полномочий и т. д. Трудности здесь могут возникать, опять-таки, при вопросе о целесообразности подобного рода действий.

Влияние на культуру малочисленных народов

В различных международных договорах и национальных нормативных актах устанавливаются правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Касаются они и многовековых культурных традиций того или иного народа. Все-таки, советские времена не лучшим образом сказались на отдельных малочисленных народах. Так, стоит обратить внимание на ижорцев, коих в период с 1930 по 1950 годы поубавилось в несколько раз. А ведь это только единичный пример. Государственный патернализм, выбранный в качестве приоритетного вектора культурного развития в советское время, очень плохо сказался почти на всех самобытных народах России. Надо сказать, что некая форма патернализма присутствует и сегодня, вопреки всем установленным законам и правилам. И это еще одна проблема малочисленных народов России, на которую стоило бы обратить пристальное внимание.

Все дело в том, что во многих народах Севера идет непримиримая борьба с шаманизмом. При этом именно шаманизм оказывает наибольшее влияние на традиции и культуру национальных меньшинств. Способствует борьбе в какой-то мере и всероссийская клирикализация. Так, в республике Саха местной православной епархией была поставлена задача по полнейшему искоренению язычества на близлежащих территориях. Безусловно, можно ссылаться на историю, ведь подобная борьба велась еще во времена царской России. Но так ли это хорошо сегодня? В условиях сохранения светскости и приоритета культурных обычаев подобные действия церкви должны расцениваться как силовое давление на традиции тех или иных народов.

Список малочисленных народов России

От Кольского полуострова, расположенного в Мурманской области, вплоть до дальневосточных регионов расположено множество самых различных национальных меньшинств. Список малочисленных народов России хоть и установлен довольно давно, но, тем не менее, время от времени дополняется. Стоит назвать самые известные национальные меньшинства России:

  • Республика Карелия и Ленинградская область: вепсы, ижорцы, водь и кумадинцы;
  • Камчатка: алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвенки, эвены и эскимосы;
  • Красноярская область и Якутия: долганы, нганасаны, ненцы, селькупы, телеуты, энцы;
  • Саха и Магаданская область: юкагиры, чуванцы, ламуты, орочи, коряки.

Естественно, список не полный. Он может постоянно дополняться, ведь одни народы все еще обнаруживаются, а другие и вовсе "вымирают". Описание малочисленных народов Севера России будет представлено далее.

О самом крупном и самом малочисленном народах Севера России

Список малочисленных народов РФ постоянно пополняется. Связано это с открытием новых, доселе неизвестных поселений. Например, не так давно статус этнического меньшинства приобрела группа водь, состоящая всего из 82 человек. К слову, именно водь является самым малочисленным народом России. Проживает этот этнос в Ленинградской области, а потому входит в финно-угорскую группу. Говорят представители водь на эстонском наречии. До сих пор основным занятием этого народа является земледелие, ремесленничество и лесной промысел. На данный момент водь занимается поставкой продукции в столицу Ленинградской области. Надо сказать, что распространение православия и множественные смешанные браки заметно повлияли на рассматриваемую национальную группу. Выразилось это в практически полной утере национального языка и многовековой культуры.

Стоит чуть более подробно рассказать про остальные малочисленные народы Севера России. Так, в противовес самому небольшому народу малочисленного типа, существует и самый крупный. На данный момент это группа карелов. На территории Выборгской и Ленинградской областей их насчитывается порядка 92 тыс. человек. Карельский этнос сформировался к началу 13-го века. Удивительным кажется тот факт, что массовое крещение на новгородской территории практически никак не повлияло на культуру карелов. В этой группе мало кто понимал русский язык, а потому пропаганда православия не коснулась столь самобытной группы и не смогла повлиять на традиции этого народа. Основным занятием карелов является рыболовство и оленеводство. На сегодняшний день в Карельской республике хорошо развита промышленность деревообрабатывающего типа.

Народы Чукотки

Многим известно, что именно на территории Чукотского автономного округа проживает наибольшее количество национальных меньшинств. Чуванцев, например, насчитывается порядка полутора тысяч человек. Это арктическая раса большой монголоидной группы. Большинство представителей чуванцев говорит на чукотском языке с небольшим русским диалектом. Еще одна такая группа известна всем россиянам: это чукчи. Насчитывается их около 15 тыс. человек. Проживают чукчи в Якутии.

Всего на Чукотке проживает порядка 90 тыс. человек. Хотя еще 30 лет назад эта цифра бала гораздо больше. В чем же причина? Почему с начала 90-х годов представителей национальных меньшинств заметно поубавилось? Затрудняются ответить на этот вопрос даже самые видные специалисты. Ведь похожая ситуация происходит и на Камчатке, где от 472 тыс. человек по состоянию на 1991 год осталось сегодня только 200 тыс. Возможно, все дело в урбанизации, хотя статистика не дает каких-то высоких показателей в этой области. Справедливости ради надо отметить, что проблемы решаются при помощи проведения качественной политики по сохранению малых народов России.

В Конституции РФ и в Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов..." речь идет о защите "исконной среды обитания", о "местах компактного проживания" и "местах традиционного расселения", но не о землях и территориях. То есть, положения о территориях традиционного природопользования установлены нечетко.

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" упоминаются "места традиционного проживания и хозяйственной деятельности", которые подлежат "особой охране", а в национальных парках допускается выделение "зон традиционного экстенсивного природопользования". В Земельном кодексе РФ уточняется, что территории традиционного природопользования относятся к категории земель "особо охраняемых природных территорий (ст. 95) и что земли "природоохранного назначения" могут быть предоставлены в случаях, предусмотренных федеральным законодательством о коренных народах (ст. 97), а также говорится о возможности создания территорий традиционного природопользования (ст. 97). Но ст. 7 этого же Кодекса устанавливает, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМН в случаях, предусмотренных законодательством, может быть установлен особый правовой режим использования земель различных категорий.

На мой взгляд, основной задачей сегодня является неукоснительное обеспечение прав КМН:

  • 1) права на свою землю (территорию);
  • 2) права на сохранение традиционного уклада, языка, исконной культуры и обеспечение преемственности традиционных знаний;
  • 3) права на традиционное ресурсопользование, использование биоресурсов с сохранением приоритетов КМН над пришлым населением и «освоителями»;
  • 4) права на самостоятельную защиту своих интересов.

Все это возможно только при эффективном использовании своего представительства на всех уровнях вертикали власти. КМН должны иметь гарантии представительства во всех органах исполнительной и законодательной власти, право создавать свои органы самоуправления. В ряде случаев - не дробя их в соответствии с административными границами.

Главным, как я считаю, является юридическое закрепление права КМН самим контролировать экологическую и ресурсную ситуации на территориях проживания и ведения традиционного хозяйства. Активней участвовать в принятии решений по любому вопросу, затрагивающему интересы KMH. Постоянно обращать внимание и требовать проведения экспертиз и участвовать в их проведении в тех проектах, которые ведутся или планируются на их землях.

С 01.01.05 вступил в действие Федеральный закон "О рыболовстве", и хотя в ст. 25 этого закона говорится о соблюдении интересов коренных народов, однако до сих пор сохраняется жесткое регулирование со стороны федеральных органов исполнительной власти. На очереди принятие Государственной Думой Федерального закона "О прибрежном рыболовстве", в котором также первостепенно должны быть учтены интересы традиционного природопользования коренных народов.

Сохранение традиционного уклада и исконной культуры КМН прописаны в базовых законах - это и о гарантиях прав, о территориях традиционного природопользования и общинах. Именно они несут в себе нормы сохранения и развития самобытной культуры, традиционного природопользования и преемственности традиционных знаний. Эти нормы в широком смысле отражены и в других федеральных законах - "О национально-культурной автономии", "О народных художественных промыслах" и др., а также в Концепции государственной национальной политики РФ.

Однако до сих пор нет законов об охоте, рыболовстве, сохранении и использовании морских биоресурсов, оленеводстве и др. Именно они могли бы существенно поддержать права КМН целевыми нормами законодательства в данных областях. На данном этапе пока все решается в рамках федеральных законов, которые не имеют в отношении КМН прямого действия. Например, Федеральный закон "О животном мире" гласит, что КМН, если исконная среда их обитания и традиционное природопользование связаны с использованием ресурсов животного мира, могут наделяться дополнительными особыми правами: это и приоритетное пользование животным миром, и выбор угодий, и льготы в отношении сроков и районов добычи, половозрастного состава и количества добываемых объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности. Этот закон ориентирован на защиту прав, охрану исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их проживания. Он же гарантирует сохранение и использование объектов животного мира.

До сих пор законодательно не закреплен перечень того, что может быть отнесено к "традиционной хозяйственной деятельности" и "традиционным промыслам". Не выделены и критерии отнесения разных форм деятельности к традиционным. Это важно не только для законов о защите прав КМН прямого действия, но и для применения других законодательных актов.

В Земельном кодексе РФ есть положение, согласно которому при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМН РФ для целей, не связанных с традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает интересы этих народов.

На решение проблем традиционного природопользования КМН на лесных землях направлены статьи Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". В законе во многом был учтен негативный опыт последних лет, когда закреплявшиеся за коренными народами в отдельных субъектах РФ территории традиционного природопользования в виде родовых угодий, крестьянских хозяйств и национальных предприятий нередко переходили за минимальные материальные компенсации новым владельцам - нефте- и газодобывающим компаниям, различным акционерным обществам, в том числе иностранным юридическим лицам, а коренные народы оставались лишенными каких бы то ни было прав.

Развитие законодательства о защите прав

коренных малочисленных народов в Российской Федерации

С. Н. Харючи

Несмотря на то, что коренные малочисленные народы Российской Федерации составляют небольшую часть населения нашей обширной страны, они в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы России, независимо от их численности и места проживания. Это вытекает из Преамбулы Конституции Российской Федерации, закрепившей общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов. Исходя из того, что каждый народ самобытен, все народы России обладают правом на сохранение и развитие национального языка, своей культуры, сохранение своей этничности.

Большинство коренных малочисленных народов традиционно проживают в труднодоступных местностях с суровым климатом и ограниченными для возможностей личного потребления природными ресурсами. Экстремальные условия предопределяют для представителей названных народов выбор практических занятий, дающий возможность поддерживать жизнедеятельность человека только на уровне, который достаточен лишь для того, чтобы обеспечить возможность его выживания. Особенности традиционного образа жизни представителей коренных малочисленных народов таковы, что они не позволяют им в полном объеме, без предоставления специальных гарантий, пользоваться всеми конституционными правами российских граждан. По-

Харючи Сергей Николаевич - Председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, Президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, кандидат юридических наук.

этому на коренные малочисленные народы должно быть обращено особое внимание со стороны государства.

В Конституции РФ гарантиям прав малочисленных народов посвящена отдельная ст. 69, устанавливающая, что права этих народов гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Хотя в указанной статье прямо не указываются и не определяются конкретные права лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, тем не менее ее значение заключается в том, что она обязывает наше государство обратиться к проблеме прав данных народов и гарантировать их с тем, чтобы не существовало разрыва между реальными правами коренных малочисленных народов и правами остального населения страны. Защита прав коренных малочисленных народов Российской Федерации составляет одну из важных конституционных задач нашего государства как государства " демократического и социального. Включение в Конституцию ст. 69 явилось отражением демократизации российского общества и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международно-правовых документов в области прав и свобод человека.

«Сердцевину» российского законодательства о правах коренных малочисленных народов составляет Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации»1

1 См.: СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

(далее - Закон о гарантиях прав народов). Позже было принято еще два закона, прямо относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»2 и Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»3. Кроме названных, действует ряд других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, принятых по вопросам, относящимся к различным отраслям права, в которых обеспечению прав коренных малочисленных народов отводятся специальные положения4 .

Следует подчеркнуть, что необходимость принятия дополнительных мер по регулированию прав и законных интересов коренных малочисленных народов нашей страны обусловлена тем, что в течение длительного времени правовому положению коренных малочисленных народов, особенно коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, не уделялось достаточного внимания, что привело

2 См. СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.

3 См.: СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.

4 См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ; Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ; Федеральный закон 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»; др.

на практике к лишению их привычных и традиционных условий жизни, ухудшению ее качества, невозможности сохранения и развития этими народами своей культуры и языка. Промышленная экспансия в районах традиционного проживания коренных малочисленных народов поставила некоторых из них на грань вымирания. За последние годы в нашей стране наметилась тенденция, пока весьма неустойчивая, создания экономических основ поддержания традиционных видов хозяйствования данных народов и сохранения исконной среды их расселения и жизнедеятельности.

Особо следует отметить значение опыта коренных малочисленных народов в сохранении и защите окружающей среды. К сожалению, недооценивается и настоящее, и, тем более, перспективное значение кадрового потенциала коренных народов, представители которых обладают вековым опытом выживания и труда в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера.

Коренные малочисленные народы составляют особую группу населения нашей страны, что нашло отражение в законодательном закреплении соответствующего понятия ст. 1 Закона о гарантиях прав народов. Данное определение затем было фактически воспроизведено в Федеральном законе «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», но уже применительно к коренным малочисленным народам, проживающим в определенном регионе.

Из формулировки, приведенной в Законе о гарантиях прав, следует, что к коренным малочисленным народам относятся, во-первых, только те народы, которые проживают на территориях традиционного расселения своих предков и, во-вторых, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствования и промыслов.

Говоря о «территории традиционного расселения», следует отметить, что практически все народы, в каком бы регионе они ни проживали и какой бы ни была их численность, под влиянием различных обстоятельств (как объективных, так и субъективных) в течение своей истории меняли ареалы проживания. Очевидно, учитывая это, законодатель не счел необходимым конкретизировать использованное в законах положение о традиционности расселения, предоставив тем самым право оценивать его органам государственной власти тех субъектов Федерации, на территории которых эти народы в настоящее время проживают. Было бы правильным, как нам представляется, рассматривать это положение о традиционности расселения как направленное на то, чтобы предотвратить дальнейшее сокращение используемых коренными народами территорий и, тем самым, сохранить необходимые им природные условия.

Нередко в наши дни один народ проживает не компактно, а группами на территориях нескольких субъектов Федерации. Так, большинство вепсов проживает в Карелии, но часть - в Ленинградской и Вологодской областях. Ненцы проживают в Ненецком автономном округе, Архангельской области, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе. Селькупы - в Ямало-Ненецком автономном округе, а также в Томской области и Красноярском крае. Естественно, что определить ареал традиционного расселения этих народов бывает достаточно сложно, особенно применительно к кочевым народам. Думается, что в этом случае следует руководствоваться, прежде всего, не столько традиционностью расселения, сколько определением территорий, которые за обозримый исторический период времени перешли к нынешнему поколению от

одного - двух предшествующих поколений.

Закон о гарантиях прав относит к коренным малочисленным народам только те народы, которые сохранили традиционный образ жизни, формы хозяйствования и виды промыслов. Однако сохранение традиционного образа жизни, форм хозяйствования совершенно не предполагает простого копирования их из прошлого. Вполне естественно, что развитие техники, внедрение новых технологий и другие обстоятельства, облегчающие жизнь человека, неизбежно оказывают воздействие на методы хозяйствования и характер промыслов, а они, в свою очередь, вносят некоторые изменения в традиционный образ жизни. Но при этом (и это существенно) представители коренных народов не утрачивают своих традиционных навыков, направленных на защиту среды их обитания, чему способствует сохранение ими традиционного образа жизни и традиционных основ хозяйствования. Так, оленеводы сопровождают оленьи стада и направляют их по путям, которые обеспечивают оленям необходимый корм, но не приводят к невозвратимой гибели растительности. Рыболовы стремятся защищать места нерестилищ рыбы от хищнического лова и, тем самым, сохраняют водные богатства в местах своего проживания для следующих поколений.

Традиционный образ жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов следует считать неизменными именно потому, что они сегодня, как и в прошлом, сохраняют духовное единение с природой, смысл которого состоит в обеспечении жизни человека и в сохранении природной среды. Поэтому традиционные образ жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов не могут быть сведены к их занятию оленеводством или рыболовством. Едва ли обосновано всегда считать род занятий

населения признаком его национальной принадлежности. Национальная принадлежность и образ жизни не изменяется вместе с изменением рода занятий. Проживающий в городе ненец или манси, если он сохраняет духовную связь со своим народом, остается ненцем или манси, хотя живет в многоэтажном доме, а источником его жизнеобеспечения не являются ни оленеводство, ни рыболовство. Его принадлежность к коренному малочисленному народу основана не столько на образе жизни, сколько на национальном самосознании человека.

При рассмотрении особенностей коренных малочисленных народов наибольшие вопросы вызывает положение Закона о гарантиях прав народов о распространении гарантий только на народы, «насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями» (ст. 1 Закона). Обоснован ли такой подход к определению коренных малочисленных народов, исходя из их численности. Конституция РФ не проводит разделения народов на основании их численности, в ее преамбуле указано, что она исходит из «общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов».

В настоящее время установленный Законом о гарантиях прав народов 50-тысячный порог для признания народа малочисленным не создает трудностей, поскольку численность большинства коренных народов, на которые распространяется действие упомянутого закона, не превышает этого предела5. Надо

5 Так, в России численность ненцев не превышает 42 тыс., численность эвенков - 35 тыс., нанайцев - 12 тыс. и т.д. Численность же восьми народов, таких как алеуты, кереки, нганасаны, негидальцы, оро-ки, орочи, тазы, энцы, да и некоторых других, не превышает даже 1 тыс. человек.

также учитывать, что малочисленные народы далеко не всегда проживают компактно. Их расселение и районы их кочевания нередко определяются нахождением источников жизнеобеспечения, например, лесов для охотников, пастбищ для оленей у оленеводов, богатых рыбой водных пространств для рыболовов и т. п. В результате нередко компактно проживающие лица, принадлежащие к одному малочисленному народу, исчисляются лишь несколькими сотнями и даже десятками.

Тем не менее введение численного критерия в определение коренного малочисленного народа, на который, согласно Закону, распространяются особые гарантии, представляется неудачным, он не отвечает социальному предназначению законодательства о гарантиях прав коренных малочисленных народов. Ведь цель этих законов состоит в создании условий, при которых коренные малочисленные народы, в том числе коренные малочисленные народы Севера, не только бы обладали равными правами со всеми другими народами России, но и получили одинаковую с ними возможность их использовать. Большинство факторов, обусловивших; необходимость государственной помощи коренным народам, не связано напрямую с их численностью. Дело в том, что эти народы из поколения в поколение проживают в экстремальных климатических условиях, оказывающих негативное воздействие на организм людей. Трудовая деятельность представителей этих народов в традиционных и практически единственно воз-е можных для них областях хозяйствования существенно и постоянно затрудняется сокращением находящихся в их распоряжении и являющихся источником их существования природных ресурсов.

И, наконец, одной из наиболее важных целей предоставления гарантий прав коренных народов,

является обеспечением им равной с другими российскими народами возможности самоопределиться, прежде всего, в национально-культурной сфере, дать им возможность свободно, исходя из собственных представлений, сохранять и развивать свои традиции и обычаи, свои родные языки. От этого в значительной степени зависит осознание коренными малочисленными народами себя самостоятельными этническими общностями. В соответствии с Законом о гарантиях прав народов действие установленных им гарантий распространяется на те коренные народы, которые осознают себя самостоятельной этнической общностью.

Из сказанного выше об условиях признания того или иного народа коренным малочисленным народом следует, что эти условия имеют как объективные (например, занятие традиционными промыслами, наличие общих традиций) признаки, так и такие признаки, которые в известной степени можно отнести к субъективным (например, осознание себя самостоятельной этнической общностью). Можно с уверенностью констатировать, что лица, принадлежащие к коренным малочисленным народам России, в том числе народам Севера, очень четко осознают свою принадлежность именно к конкретному народу, каждый из которых имеет свои только ему присущие особенности. Это не исключает и осознания некой общности всех коренных малочисленных народов страны, во многом определяемой их проживанием в сложных природных условиях, необходимостью коллективного труда для добывания средств к существованию, общими традициями и рядом других обстоятельств.

Включение народа в «Единый перечень коренных малочисленных народов», является определением тех народов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255, является ос-

нованием распространения на него гарантий, установленных Законом о гарантиях прав народов и иных федеральных законов, определяющих права коренных малочисленных народов. Если какой-либо конкретный народ оказался не включенным в «Единый перечень», это следует рассматривать как ошибку, и не должно приводить к лишению данного народа принадлежащих ему прав и государственных гарантий. Органы государственной власти субъекта Федерации, на территории которого данный народ проживает, обязаны принять все необходимые меры для устранения препятствий свободному развитию народа, в частности, путем возбуждения перед Правительством Российской Федерации вопроса о включении данного народа в «Единый перечень».

На наш взгляд, было бы полезно включить в Закон о гарантиях прав народов правовую норму, устанавливающую порядок определения численности малочисленных народов, проживающих, как это нередко бывает, в нескольких субъектах Федерации. Обязанность информировать Правительство РФ об обобщенных данных о численности конкретных малочисленных народов, проживающих в нескольких субъектах Федерации, целесообразно возложить на федеральные статистические органы. Но здесь возникает проблема соотношения представляемых статистическими органами сведений, основанных на личных и неконтролируемых данных по заявлениям граждан, с обязанностью государства предоставить установленные законом гарантии прав лицам, отнесенным к коренным малочисленным народам. Этот вопрос имеет существенное значение для граждан, поскольку их национальная принадлежность к коренным малочисленным народам означает, что на них конкретно распространяется целый ряд государственных гарантий, и он должен

быть решен, в частности, путем установления процедур по разрешению коллизионных ситуаций при предоставлении гарантий в связи с принадлежностью лица или группы лиц к коренному малочисленному народу.

Необходимо законодательно установить основные объективные признаки, дающие человеку основание требовать распространения на него установленных федеральных гарантий прав коренных малочисленных народов. Представляется, что доказательством принадлежности человека к какому-либо конкретному коренному народу является, прежде всего, его личное участие в традиционном хозяйствовании коренного народа, сохранение нравственных обычаев и традиций, свойственных данному коренному народу. Причем участие в традиционном хозяйствовании не должно носить характер единовременного действия, на нем должен основываться образ жизни данного лица.

Понятие «коренные малочисленные народы», содержащееся в федеральном законодательстве, включает и определение исконной среды обитания коренных малочисленных народов. Под исконной средой обитания народов следует понимать издавна, «с незапамятных для них времен», занимаемую ими территорию (область распространения, ареал), в пределах которой малочисленный народ осуществляет свою культурную и бытовую жизнедеятельность и которая определяет или, по меньшей мере, влияет на их образ жизни и самоидентификацию.

Проживание в конкретном ареале предопределяет необходимость использовать единственно возможные в этих природных условиях способы жизнеобеспечения, например, оленеводство или рыболовство.

Анализируя Закон о гарантиях прав народов, следует рассмотреть еще одно понятие, имеющее осо-

бенно важное значение для положения коренных малочисленных народов, проживающих в суровом арктическом климате. Речь идет о традиционном образе жизни коренных малочисленных народов. Это исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, своеобразной социальной организации самобытной культуре, сохранении обычаев и верований. Хотя это понятие и может рассматриваться как дополнение при определении понятия «коренные малочисленные народы», о котором говорилось выше, оно имеет, на наш взгляд, самостоятельное значение. Особенно существенно то, что в нем используются понятия «жизнеобеспечение» и «жизнедеятельность», которые являются основными при предоставлении коренным народам прав в области природопользования.

К жизнеобеспечению относится практически все необходимое для нормальной жизни человека, воспроизводства и сохранения этнической общности, прежде всего возможность иметь питание, одежду, жилье и т. д. Исторически сложившимися способами жизнеобес-; печения коренных малочисленных народов Севера являются по существу все основные направления хозяйственной деятельности этих народов, которые в наши дни, как и в предшествующие века, занимаются рыболовством, охотой, оленеводством, сбором дикоросов, изготовлением одежды, принятой в быту и удобной для работ по хозяйству, и иными промыслами.

То обстоятельство, что хозяйственная деятельность, осуществляемая исторически сложившимися традиционными способами, является именно основным источником жизнеобеспечения, имеет значение для определения принадлежности человека к коренному народу, и распространения на него ус-

тановленных федеральными законами гарантий. Это важно для отделения лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, от лиц, которые проживают на одной с коренными народами территории, но для которых традиционные способы хозяйствования не являются ни основными, ни существенными.

Однако нельзя не учитывать того, что, по существу, насильственное изъятие природных ресурсов из пользования коренных малочисленных народов нередко заставляет их представителей бросать традиционные места жительства и искать другие пути обеспечения своих жизненных потребностей и, соответственно, изменять привычный образ жизни. Вследствие этого возникает реальная угроза утраты присущей этим народам самобытности.

Хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов веками осуществлялась так, что природа не теряла возможности самовосстанавливаться, они заботились о ее сохранности и восстановлении. Именно этими обстоятельствами, как уже говорилось, обусловлена самобытность социальной организации малочисленных народов, взаимоотношения в семье, роде, отношения между родами и т. д. Анализируя духовные ценности коренных малочисленных народов, следует обратить внимание на то, что они сложились под влиянием необходимости выживания в суровых природных условиях, обязывавших народы выработать традиции взаимопомощи более слабым и защищать наряду с человеком и природу, которая в их представлениях также требует заботы и защиты.

Только принимая во внимание все приведенные выше особенности коренных малочисленных народов, взятые в совокупности, можно выделить коренные малочисленные народы в отдельную группу народов, которые вполне обоснованно могут пользоваться осо-

бой защитой со стороны государства. Вместе с тем необходимо помнить, что вековая разрозненность этих народов, связанная, в частности, с малонаселенностью огромных территорий, на которых они проживали и проживают, суровые природно-климатические условия привели к тому, что каждый отдельный народ, а иногда и его отдельные ветви, обладает только ему присущими чертами и особенностями, которые сложно выразить языком закона.

Гарантии прав коренных малочисленных народов, установленные названными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, являются зримым этапом на пути к полной и равной, как того требует Конституция РФ, социальной защите коренных малочисленных народов. Вместе с тем обязательства Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов в соответствии с принципами и нормами международного права выполняются еще далеко не в полном объеме. Как следствие, лица, принадлежащие к данным народам, хотя и являются равноправными гражданами нашей страны, подчас не имеют равной возможности пользоваться всеми конституционными правами и свободами человека и гражданина. Особенно наглядно это проявилось в имевших место в последние годы отступлениях от существующих правовых гарантий.

Так, например, шагом назад от установленных федеральных гарантий прав коренных малочисленных народов следует признать исключение из Закона о гарантиях прав народов положений, касающихся обеспечения гарантированного представительства коренных малочисленных народов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Федерации и представительных органах местного самоуправле-

ния. Согласно действовавшей ранее ст. 13 указанного Закона6 в целях наиболее последовательного решения вопросов социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов законами субъектов Федерации могли устанавливаться квоты представительства малочисленных народов в названных выше представительных органах власти. Следует заметить, что подобная гарантия ранее реа-лизовывалась в виде наличия в законодательных (представительных) органах государственной власти в автономных округах квот представительства коренных малочисленных народов, поскольку автономным округам присущи некоторые особенности, связанные с национальным составом населения.

B. А. Кряжков по этому поводу пишет, что «на территории каждого из них (автономных округов. -

C. X.), за исключением Эвенкийского автономного округа, проживает абсолютное большинство из проживающих в России лиц коренной национальности, давшей имя субъекту Федерации. Представители этих народностей сохраняют своеобразие языка, культуры, обра-

6 Имеется в виду до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 35. Ст. 3607.

за жизни и хозяйственной деятель-ности»7.

Начавшийся процесс объединения автономных округов и одновременно исключение соответствующего положения о квотированном представительстве коренных малочисленных народов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Федерации фактически лишают возможности эти народы иметь гарантированное представительство в данных органах.

Объединение Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области в Пермский край, а также объединение Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края как раз и приводит к подобной ситуации. Ее мало изменяет закрепление в Федеральном конституционном законе от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»8 положения, согласно которому 22 де- 06 путата Законодательного Собрания ^ нового субъекта Федерации изби- 7 раются по одномандатным окру- а №

гам, а 4 депутата - по многоман- ра датным (ч. 3 ст. 11). "

При мажоритарной избиратель- ко ной системе избиратели бывших * автономных округов и бывшего края ^ будут иметь равное количество ^ голосов. Вместе с тем подобный рна порядок проведения выборов уста- £ навливается указанным конституционным законом только для выборов Законодательного Собрания первого созыва. В нем отсутствуют

7 Кряжков В. Статус автономных округов: эволюция и проблемы // Российская Федерация. 1996. № 2. С. 49.

8 См.: СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.

гарантии того, что в последующем население каждой из административно-территориальных единиц с особым статусом не будут лишены своего представительства в законодательном (представительном) органе власти края.

Нельзя не согласиться с О. Е. Ку-тафиным, указывает на возникновение на территории России нового вида автономии - автономного округа, не являющегося субъектом Российской Федерации. В пользу такого утверждения, по его мнению, говорит тот аргумент, что не исчезли сами причины, обусловившие создание, в частности, Коми-Пермяцкого округа в качестве автономного образования9 . Такими причинами как раз и является необходимость обеспечения защиты коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Об этом свидетельствуют и положения Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного ок-руга»10, согласно которым Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ прекращают существование, а Коми-Пермяцкий округ входит в состав Пермского края как административно-территориальная единица края с единой территорией и особым статусом, определяемым Уставом Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 4).

Вместе с тем в федеральном законодательстве в настоящее время ничего не говорится об особом статусе подобных административно-территориальных единиц. Следует обратить внимание также на то, что в Соглашении между Пермской

9 См.: Кутафин О. Е. Российская автономия: монография. М., 2006. С. 450-451.

10 См.: СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110.

областью и Коми-Пермяцким автономным округом о правовом положении Коми-Пермяцкого округа в составе Пермского края говорится о статусе округа как единого муниципального образования. Однако Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции»11 не предусматривает подобных муниципальных образований, а также не устанавливает соответствующих особенностей статуса для отдельных возможных категорий уже закрепленных видов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов и др.), в том числе при определении вопросов местного значения и вытекающих из них полномочиях для каких-либо видов муниципальных образований. Учитывая значимость данного вопроса для обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов, было бы целесообразно установить основы такого особого статуса в тексте Федерального конституционного закона об объединении названных субъектов Российской Федерации либо определить особенности статуса соответствующих муниципальных образований, обладающих дополнитель- 06 ным набором полномочий органов ^ местного самоуправления в облас- 7 ти защиты прав коренных малочис- а ленных народов. рав

Приходится сожалеть, что при- о п

нятый еще в 2001 г. Федеральный §

территориях традицион- ий ного природопользования коренных осс малочисленных народов Севера, ^ Сибири и Дальнего Востока Россий- рна ской Федерации», фактически не^ работает. На практике общины коренных малочисленных народов не могут закрепить за собой земельные участки с охотничье-промыс-ловыми угодьями, оленьими пастбищами и рыбопромысловыми участками на территориях традицион-

11 См.: СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

ного природопользования. Не имея документов на право пользования землей на указанных территориях, представители и общины коренных малочисленных народов, осуществляющие такое традиционное природопользование, не имеют и возможности получить долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, разовые лицензии на промысел пушного зверя, а также квоты на вылов рыбы. Это наносит серьезный удар по жизнеспособности коренных малочисленных народов, поскольку само существование данных народов как самостоятельных этносов без традиционного природопользования вообще едва ли возможно. При этом следует отметить, что в

Подводя итоги, следует констатировать нестабильный характер развития федерального законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов. Несмотря на множественность законодательных актов в этой сфере, необходимо продолжать поиск наиболее эффективной модели законодательного регулирования названных отношений: законодательство в XXI в. должно служить не выживанию, а процветанию коренных малочисленных народов, как и всех народов России. Конституция России содержит все предпосылки для успешного решения данной задачи.

3.7 МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛЮ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Лалетина А.С., доцент кафедры теории

государства и права, кандидат юридических наук.

Первый профессиональный университет

Аннотация. В статье анализируются международноправовые акты, закрепляющие права коренных народов на пользование территориями их традиционного проживания, создающие фундамент российского законодательства по рассматриваемой теме. Особое внимание уделено правовому значению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, а так же правилам их применения судами общей юрисдикции в Российской Федерации.

Ключевые слова: общепризнанные принципы, нормы международного права, коренные малочисленные народы, международно-правовые акты, природные ресурсы, ратификация, опубликование, суды общей юрисдикции.

С начала 90-х годов в Российской Федерации появилась практика договорных отношений между институтами самоуправления коренных и малочисленных народов Севера и юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях проживания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. В основе данных правоотношений лежит признание права коренных малочисленных народов Севера на использование территорий их традиционного природопользования. На чем же основано такое право коренных народов?

Базу российскому законодательству создают общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров. Вопросы, связанные с регулированием и закреплением прав коренных малочисленных народов Севера нашли свое отражение в ряде международно-правовых актов.

Международные нормативные акты, регулирующие правовое положение коренных малочисленных народов. Международные нормативные акты, регулирующие правовое положение коренных малочисленных народов, условно можно разделить на три блока .

Первый блок - международно-правовые документы, ориентированные на защиту прав коренных малочисленных народов Севера как неотъемлемой части сообщества народов. Среди этих документов можно выделить достаточно много меж-

дународных договоров по самым разнообразным тематикам. В частности, к ним относится Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Этот международный договор является базой для решения такого ключевого для коренных малочисленных народов Севера вопроса, как доступ к природным ресурсам. Согласно пункту 2 статьи 1 названного пакта все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. При этом ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. Иными словами, коренные малочисленные народы Севера, равно как и иные народы, проживающие на соответствующих территориях, должны получить свободный доступ к использованию природных богатств.

С указанной нормой перекликаются нормы других международно-правовых документов. Например, Декларация по окружающей среде и развитию, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, в Рио-де-Жанейро 314 июня 1992 года. Принцип 22 Декларации гласит: «Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития».

К коренным малочисленным народам Севера названные принципы и установки имеют самое непосредственное отношение. Это подтверждается Нуукской декларацией об окружающей среде и развитию в Арктике, 16 сентября 1993 г., содержащей следующие слова: «Мы признаем особую роль коренного населения в рациональном использовании и развитии окружающей среды в Арктике, а также важность их знаний и традиционной практики и будем содействовать их эффективному участию в обеспечении устойчивого развития в Арктике».

Первый блок международных договоров имеет фундаментальное значение, поскольку именно их требования развиваются в актах международного права о национальных меньшинствах и коренных народах.

Второй блок - международно-правовые документы, ориентированные на защиту прав коренных малочисленных народов Севера как национальных меньшинств. В данном случае имеются в

виду международные договоры, которые непосредственно посвящены защите прав этнических, религиозных и языковых меньшинств.

К числу таких международно-правовых документов относится принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1992 года Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. В соответствии со статьей 1 «государства охраняют на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности. Государства принимают надлежащие законодательные и другие меры для достижения этих целей». Пункт 2 статьи 4 Декларации гласит: «Государства принимают меры для создания благоприятных условий, позволяющих лицам, принадлежащим к меньшинствам, выражать свои особенности и развивать свои культуру, язык, религию, традиции и обычаи, за исключением тех случаев, когда конкретная деятельность осуществляется в нарушение национального законодательства и противоречит международным нормам».

Отдельного упоминания заслуживает Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств 1 февраля 1995 года. На взгляд автора, именно в этом документе наиболее полно сформулированы права этнических меньшинств, в том числе и коренных малочисленных народов. Так, статья 5 Конвенции определяет, что Государства - члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую рамочную Конвенцию обязуются содействовать созданию условий, необходимых для обеспечения лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно: религию, язык, традиции и культурное наследие.

Вместе с тем в Конвенции закреплены и некоторые ограничения. В частности, статья 20 отмечает, что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, должны соблюдать действующее законодательство и уважать права других лиц, в том числе относящихся как к большинству, так и к другим национальным меньшинствам. А статья 21 прямо говорит о том, что ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано, как подразумевающее право совершать действия, которые противоречат основополагающим принципам международного права, особенно принципам суверенного равенства, территориальной целостности и политической независимости государств.

Коренные малочисленные народы представляют собой особую часть национальных меньшинств. Эта «особенность», прежде всего,

связана с их правами на территории традиционного проживания, на природные ресурсы, находящиеся на таких территориях. Именно поэтому в международном праве наметилась тенденция принимать в отношении их особые международноправовые акты.

Третий блок - международно-правовые документы, ориентированные на защиту прав исключительно коренных народов, ведущих особый образ жизни. Это в первую очередь Конвенция № 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». Последняя редакция Конвенции была принята 27 июня 1989 года в Женеве на 76 сессии Генеральной конференции Международной организации труда. Представляется, что Конвенция в сравнении с другими международными договорами в наиболее полной форме определяет права коренных народов на природные ресурсы. Конвенция не была ратифицирована Российской Федерацией, поэтому у России никаких обязательств по ней не возникает. Вместе с тем следует согласиться с мнением тех специалистов, которые утверждают, что факт членства нашего государства в Международной организации труда и позиция СССР, правопреемником которого стала Российская Федерация, обусловливают необходимость для России принимать во внимание положения указанной Конвенции. В пользу того, что нельзя обойти стороной положения этой Конвенции свидетельствует отношение к ней общественности и различных органов власти. На необходимости ратификации Конвенции настаивают коренные малочисленные народы Севера и их объединения. Эта позиция находит поддержку и обоснование в ряде научных исследований .

Конвенция подробно определяет права коренных народов на природные ресурсы. Иногда трактовка этих положений Конвенции вызывает серьезные трудности, так как в ней понятию «земли» придается более широкое содержание, чем это принято в российском праве и юридической науке. В статье 13 Конвенции указано, что «использование в статьях 15 и 16 термина "земля" включает понятие территорий, охватывающих всю окружающую среду районов, которые занимают или используют иным образом соответствующие народы». Статья 14 определяет, что «за соответствующими народами признаются права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают. Кроме того, в случае необходимости, применяются меры для гарантирования этим народам прав пользования землями, которые заняты не только ими, но к которым у них есть традиционный доступ для осуществления их жизненно необходимой и традиционной деятельности» Отдельные статьи Конвенции посвящены правам коренных малочисленных народов на компенсации. Так, ста-

тья 15 устанавливает, что в случаях, когда государство сохраняет за собой собственность на минеральные ресурсы или ресурсы земных недр или права на другие ресурсы, относящиеся к землям, правительства устанавливают процедуры или обеспечивают сохранение процедур, посредством которых они проводят консультации с указанными народами с целью выяснения, наносится ли и в какой степени ущерб интересам этих народов - до начала осуществления или до выдачи разрешения на осуществление любых программ по разведке или эксплуатации таких ресурсов, относящихся к их землям. По мере возможности, соответствующие народы участвуют в результатах такой деятельности и получают справедливую компенсацию за любой ущерб, который может быть причинен им вследствие такой деятельности. Аналогичные требования содержит и статья 16, запрещающая выселение коренных малочисленных народов с занимаемых ими земель, кроме исключительных случаев. Если переселение указанных народов считается необходимым, то в виде исключительной меры, такое переселение имеет место только при наличии их свободного и сознательного согласия. При невозможности получить согласие коренных малочисленных народов, такое переселение имеет место только в соответствии с установленными национальными законами должными процедурами, включая, при необходимости, официальные расследования, предоставляющими соответствующим народам возможность эффективного представительства. При наличии возможности указанные народы получают право возвращения на свои традиционные земли по прекращении действия оснований, вызвавших переселение. Переселенные таким образом лица получают полную компенсацию за любые понесенные ими в связи с этим убытки или ущерб.

Международное право допускает установление права собственности на природные объекты у коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни. Как видно из приведенного выше текста статьи 14, в Конвенции говорится о земле как объекте права собственности, владения и пользования, то есть как о виде имущества, при этом за коренными малочисленными народами признается право собственности на традиционно занимаемые ими территории. Данное правило, на взгляд автора, полностью оправдывает позицию Российской Федерации, не ратифицировавшей Конвенцию «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». Признание за коренными малочисленными народами права собственности на землю не представляется целесообразным. Гражданский кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации говорят лишь о собственности государства, муниципальных образований, юридических лиц и

граждан. Право собственности народов на природные ресурсы российское законодательство не предусматривает, о чем ниже будет написано подробнее.

Кроме того, не следует считать, что положения выше рассмотренных международно-правовых актов, дают безусловные и однозначные преференции коренным малочисленным народам в отношении землепользования. Конвенция «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» так же, как и другие международные договоры, требует обеспечить к природным ресурсам доступ всех народов, но с учетом особого положения коренных народов.

Юридическое значение международноправовых документов о правах коренных малочисленных народов.

Рассмотрение данного вопроса следует начать с изучения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года , в котором интерпретируются положения Конституции, части 4 статьи 15 и части 1 статьи 17, где речь идет об общепризнанных правах и свободах граждан, которые должны применяться, в том числе в соответствии с Конституцией, в Российской Федерации.

В данном Постановлении, дается разъяснение о том, что такое общепризнанные принципы. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осу-

ществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР.

Согласно пункту "а" статьи 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

Таким образом, международный договор будет являться обязательным для применения, в том числе судами Российской Федерации при наличии следующих условий:

Во-первых, данный договор, должен быть признан Российской Федерацией путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны.

Во-вторых, договор должен вступить в юридическую силу. При этом эти оба этих признака должны присутствовать одновременно. Сама по себе ратификация не делает договор обязательным для применения, т.к. отнюдь не означает его вступление в силу (допустим, определенное число госу-

дарств-подписантов данный договор еще не подписало).

В-третьих, договор официально опубликован. Исходя из смысла частей 3 и 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 № 101-ФЗ, судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации или в Бюллетене международных договоров в порядке, установленном статьей 30 указанного Федерального закона. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что при возникновении спорных ситуаций относительно правомерности отнесения того или иного принципа международного права к числу общепризнанных, заинтересованным лицам следует обращаться к документам Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений (размещенных на официальном сайте ООН), разъясняющим содержание и трактующим спорный принцип. Представляется нецелесообразным и даже юридически не верным искать разъяснения по таким вопросам во внутреннем законодательстве и доктрине РФ. Трактовка общепризнанных принципов международного права должна осуществляться соответственно с позиции норм международного права.

В отношении норм, содержащихся в международных документах о правах коренных малочисленных народов, следует руководствоваться признаками международных документов, свидетельствующими об обязательности применения того или иного нормативного акта на территории Российской Федерации. Только при наличии всех вышеперечисленных признаков, международно-правовой акт является обязательным для применения на территории Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Кряжков В. А., Коренные малочисленные народы и международное право // Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии / Отв. редакторы Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М.: Издательский дом «Стратегия», 2002 г.

2. Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».... М., 1999.

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Случайные статьи

Вверх